|
|||
Братья Карамазовы» как роман-завещаниеСтр 1 из 5Следующая ⇒ ▀▄ «Братья Карамазовы» как роман-завещание Роман "Братья Карамазовы" — последнее, незавершенное произведение Ф.М.Достоевского и потому принадлежит к произведениям, образующим особый, еще неизученный феномен литературы, который можно условно обозначить как "последнее произведение". Заметим сразу — произведение, ставшее по времени последним в творчестве писателя не всегда можно причислить к данному феномену, так как последним произведение может стать как бы случайно, просто потому, что умерший автор более ничего не создал. Литературный, культурологический, а то и психологический феномен "последнего произведения" возникает тогда, когда автор осознает, что произведение, которое он пишет — последнее, что более он уже ничего не создаст. И тогда произведение становится своеобразным художественным и человеческим завещанием. В нем автор выразит все свои излюбленные мысли идеи, подведет итог жизненному и творческому пути, даст оценку происходящим вокруг него событиям, постарается заглянуть в будущее, которое воплотится уже без него. Поэтому "последнее произведение" требует к себе особого внимания. Ведь каждый его образ, каждая коллизия несут в себе не только открытый, понятный сразу смысл, но и скрытый, символический, подспудно связанный со всем прежним творчеством, со всеми произведениями, созданными в течение жизни. В последнем произведении автор высказывается "до самой глубины", и чем интереснее, значимее для культуры личность художника, создавшего "последнее произведение", тем более пристальный интерес оно привлекает, тем глубже и значимее те открытия и прозрения, которые в нем воплощены. К числу таких знаковых произведений относится и роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". Как писал в свое время философ начала ХХ века В.Розанов, по отношению к характерам, которые выведены в "Братьях Карамазовых", характеры его предыдущих романов можно рассматривать как предуготовительные: Иван Карамазов есть только последний и самый полный выразитель того типа, который, колеблясь то в одну, то в другую сторону, уже и ранее рисовался перед нами то как Раскольников и Свидригайлов ("Преступление и наказание", то как Николай Ставрогин ("Бесы"), отчасти как Версилов ("Подросток"); Алеша Карамазов имеет свой прототип в князе Мышкине ("Идиот") и отчасти в лице, от имени которого ведется рассказ в романе "Униженные и оскорбленные"; отец их, "с профилем римского патриция времен упадка", рождающий детей и бросающий их, любитель потолковать о бытии Божием "за коньячком", но главное — любитель надругаться над всем, что интимно и дорого человеку, есть завершение типа Свидригайлова и старого князя Вальковского ("Униженные и оскорбленные"). Только Дмитрий Карамазов, нелепый и в основе все-таки благородный, смесь добра и зла, но не глубокого, является новым лицом; кажется, один капитан Лебядкин ("Бесы"), вечно уторопленный и возбужденный, может еще хоть несколько, конечно, извне только, напомнить его. Новым лицом является и четвертый брат, Смердяков, это незаконное порождение Федора Павловича и Лизаветы "смердящей", какой-то обрывок человеческого существа, духовное Квазимодо, синтез всего лакейского, что есть в человеческом уме в человеческом сердце. Но эта повторяемость главных характеров не только не вредит достоинству "Братьев Карамазовых", но и возвышает их интерес: Достоевский есть прежде всего психолог, он не изображает нам быт, в котором мы ищем все нового и нового, но только душу человеческую с ее неуловимыми изгибами и переходами, и в них мы прежде всего следим за преемственностью, желаем знать, во что разрешается, чем заканчивается то или иное течение мыслей, тот или иной душевный строй. И с этой точки зрения, как завершающее произведение, "Братья Карамазовы" имеют неисчерпаемый интерес. Об этом же говорит К.Мочульский, назвавший роман "Братья Карамазовы" вершиной, с которой нам открывается органическое единство всего творчества писателя, "огромным синтезом", в котором находит все передуманное и пережитое Достоевским. "Дневник писателя" стал лабораторией, в которой окончательно оформилась идеология романа. В "Подростке" подготовлялось построение семейной хроники и наметилась трагедия "Отцов и детей". В "Бесах" столкновение Ставрогина со святителем Тихоном предвосхищает трагическую борьбу веры и неверия, выразившуюся в образной оппозиции старец Зосима — Иван Карамазов. В "Идиоте" вырабатывается сюжетная схема, близкая "Братьям Карамазовым": в центре действия стоит уголовное преступление; оскорбленная красавица Настасья Филипповна многими чертами своего характера напоминает Грушеньку, гордая Аглая — Катерину Ивановну. Страстный Рогожин так же охвачен страстью, как и Митя Карамазов; "положительно-прекрасный человек" — князь Мышкин — духовный брат Алеши. В "Преступлении и наказании" Раскольников преступает нравственный закон, заявляя, что "все позволено", и становится идейным убийцей: его судьба определяет собой судьбу Ивана; борьба между следователем Порфирием Петровичем и преступником предвосхищает «предварительное следствие» по делу Дмитрия. Но, как указывают многие исследователи, последнее и величайшее создание Достоевского генетически связано не только с "большими романами", но и с "Записками из подполья", и с "Униженными и оскорбленными", и с "Селом Степанчиковым". Даже повести докаторжного периода бесчисленными нитями связываются с последним романом: тема "мечтательства" и "одинокого сознания" завершается "отвлеченностью" и беспочвенностью Ивана, шиллеровский романтизм находит свое поэтическое выражение в "гимне" Дмитрия; идея Великого Инквизитора вырастает из трагедии "слабого сердца" ("Хозяйка"). Наконец, мотив раздвоения личности (черт Ивана Карамазова) восходит к "Двойнику". Психологическая триада романа "Иван Карамазов — черт — Ставрогин" во многом подготовлена триадой из романа "Бесы" "Ставрогин — Верховенский — Федька Каторжный". В обеих триадах первый персонаж — "свободный" мыслитель, наслаждающийся сознанием своей этической свободы и готовый допустить благоприятное для него по своим последствиям преступление, которое должно совершиться без его участия. В романе "Бесы" это было убийство Хромоножки, в "Братьях Карамазовых" — Федора Павловича. Второй персонаж — сниженный, рассудочный двойник первого героя — пошлый, с чертами "буржуазности" и моральной нечистоплотности. Третий — реальный физический убийца, исполнитель чужой воли, лишенный каких-либо убеждений и совести, а потому спокойно берущий на себя практическое осуществление того, от чего отшатываются теоретики имморализма Ставрогин и Иван Карамазов. "Братья Карамазовы" не только синтез творчества Достоевского, но и целостное осмысление всей его жизни, отразившееся уже на уровне топографии романа, где воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, в которой Достоевский проводил очень много времени в последние годы жизни, а окружающие его деревни (Даровое, Чермашня, Мокрое) связаны с отцовским имением в Тульской губернии, где прошли детские годы писателя. В насильственной гибели Федора Павловича находят отзвук не оставлявшие писателя всю жизнь переживания трагической гибели отца, Михаила Андреевича. В образах братьев Карамазовых во многом запечатлен тот сложный и противоречивый духовный путь, что прошел сам писатель.
|
|||
|