Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 17. Лед - вода - пар 5 страница



Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте

одну.

Дети переливают воду обратно в один стакан.

Воспитатель. Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Вода не твердая, а... (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Педагог собирает у детей стаканы с водой и раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель. Пластилин какой? (Твердый.) Давайте помнем его пальцами вот так. (Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твердый? (Нет.) А какой он? (Мягкий.) Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела - разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.) Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.) Как вы думаете, если кусок пластилина разде­лить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Педагог выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель. Давайте проверим - сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек... Получается, ребята? (Да, получается.) Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин, можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали.) Правильно, пла­стилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно - в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум - вода очень легко изменяется, - то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать - оно не станет целым. А сейчас нарисуйте, пожалуйста, целую палочку и сломанную палочку.

Закрепление материала в течение недели

При игре с различными игрушками обращать внимание детей на мягкие и твердые игрушки. Предложить им принять посильное участие в починке поломавшихся игрушек, твердых и мягких.

Домашнее задание родителям

Обращайте внимание детей на различную форму, которую принимает вода в разных сосудах - в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме, в ванне и т. д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру (лучше использо­вать небольшие чашки, рюмки, стаканы и блюдца). После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

 

Тема 21. Строение веществ

Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий.) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (Из песчинок.) Песчинки твердые или мягкие?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые. Пред­лагает: «Давайте проверим. Вот вам по блюдечку с песком. (Раздает детям блюдца с пес­ком.) Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке... Чувствуете, как пес­чинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»

Дети. Твердые.

Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие - как малень­кие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через спе­циальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.

Педагог раздает детям лупы и предлагает: «Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки.

Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи

песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (Твердые.) А песок какой? (Песок мягкий.) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу: «Песчинок много».

Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Пес­чинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар.

Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?»

Дети. Белый! Твердый! Сладкий!

Воспитатель. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол. Сахар рассыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рас­смотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи.) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода.) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.

Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее раство­рялся) и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет!

Куда он исчез?

Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился».

Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?

Дети. Нет, не растворяется.

Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет,

А вот сахар сладкий - сладкий Растворился без остатка!

Ребята, сегодня на прогулке мы с вами попробуем рассмотреть снег через лупу, и вы увидите, что он состоит из твердых льдинок-снежинок, так же как и песок состоит из пес­чинок.

Закрепление материала в течение недели

Поиграть с детьми в игры «Большой-маленький», «Каравай».

Домашнее задание родителям

Рассмотрите с ребенком через увеличительное стекло различные мелкие предметы. Предложите зарисовать объект до рассматривания в лупу и после рассматривания, таким, как он виден с помощью лупы. Подчеркните, что лупа увеличивает объект: без лупы он выглядит маленьким, а через лупу - большим.

 

 


Тема 22. Сказка об Илье
Муромце и Василисе Прекрасной

Цели. Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование пред­ставлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку об Илье Муромце и Васи­лисе Прекрасной. Жил-был в одном царстве-государстве царь, и была у него дочь - Василиса Прекрасная. И вот однажды узнал Кощей Бессмертный про Василису Прекрасную и захотел он взять ее в свое царство. Прискакал он на своем черном коне во дворец, где жила Василиса Прекрасная, разогнал всю стражу. Все испугались, разбежались. Схватил Кощей Бессмерт­ный Василису и увез к себе, в свое черное царство. Узнал об этом царь-государь, опечалился и велел послать гонцов по всей стране сообщить: кто найдет Василису Прекрасную, тому он отдаст ее в жены и полцарства в придачу.

А в одной деревне жил Илья Муромец - русский богатырь, он был сильный, смелый и никого не боялся. Решил Илья Муромец освободить Василису Прекрасную и поехал искать дворец Кощея Бессмертного. Долго ли он ехал, коротко ли, вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках, а в избушке живет старая Баба-яга. «Здравствуй, бабушка», - говорит Илья Муромец. «Здравствуй, Илья, здравствуй, добрый молодец. - отвечает Баба-яга. - Куда путь держишь?» - «Злой Кощей похитил Василису Прекрасную, а я хочу ее освободить, еду в его дворец». Призадумалась Баба-яга: «Ох, нелегко тебе будет с Кощеем сладить... Ну, да я тебе помогу, Кощея можно взять только умом да хитростью. Вот тебе на дорогу обычная вода, может, она тебе пригодится - сам попьешь или напоишь кого-нибудь, а вот тебе вода живая». Дала она Илье Муромцу вот такой флакончик. (Показывает флакончик). «Бабушка, а что же так мало живой воды?» - спрашивает Илья у бабушки. «Больше нет у меня, сынок», - отвечает Баба-яга. «Спасибо тебе, бабушка, за воду простую и живую», - сказал Илья Муромец и отправился дальше в дорогу.

Видит он, глубоко в темном лесу стоит черный дворец Кощея Бессмертного. Стал Илья звать: «Выходи, Кощей Бессмертный, биться будем!» Услышал Кощей, увидал Илью Муромца и испугался, потому что знал его силу и смелость молодецкую. Говорит Кощей: «Хорошо, Илья Муромец, отдам я тебе Василису Прекрасную, вот только отгадай ты мне три загадки». «Загадывай свои загадки», - сказал Илья Муромец.

«Загадка первая - вот смотри, Илья, у меня в саду растет цветок. Сколько я за ним наблюдал - он не цветет, почему?» Илья Муромец отвечает: «Да потому, что растет цветок под ветвями большого дуба и солнышко не светит на него - листья мешают!» Раздвинул Илья ветви дуба, и солнышко стало светить на цветок, подошел к цветку, полил его простой водой: «Расти-расти, цветочек, расцветай!»

А Кощей говорит: «Первую загадку ты отгадал, вот тебе вторая загадка:

На реке-простыне —

Пароходик на волне,

А плывет пароход,

То назад, то вперед.

Где пройдет - там сильный жар,

Превращает воду в пар.

По волнам он плывет,

Ровный след за ним идет.

К кораблю кто прикоснется,

Сразу больно обожжется!

Что же это такое, ребята? Кто знает?

Дети. Утюг.

Воспитатель. Так и Илья Муромец ответил, и тогда Кощей загадал ему третью загадку:

Есть озеро кишащее,

Шипящее, бурлящее,

В озере вода кипит,

Пар из озера летит.

Как из озера напиться?

Ведь кипящая водица!

Илья и говорит: «Пар нужно остудить - подставить под пар что-нибудь холодное, например холодное зеркальце или стекло, и тогда пар превратится в капельки воды, которые можно собрать в стакан и напиться!»

«Отгадал ты, Илья, все мои три загадки. Что ж, иди, возьми Василису Прекрасную, только сначала поищи ее!» - сказал так Кощей, злобно рассмеялся и ускакал на своем черном коне.

Илья Муромец искал Василису Прекрасную, искал, но не видать ее нигде. Что же делать? Опечалился Илья... И вдруг он услышал: «Илья Муромец, не печалься, я тебе помогу». Кто же это говорит? Посмотрел по сторонам Илья - нет никого, только цветочек, который он полил, стоит и покачивает своим бутончиком. (Показывает резиновую грушу, разрисованную как цветок, покачивающуюся на «стебельке» - на резиновой трубке.) «Это я, цветочек, с тобой разговариваю, - говорит цветочек. - Я знаю, где твоя Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный заколдовал ее - превратил в цветы, которые растут вон на той полянке». Глянул Илья Муромец и видит поляну, а на ней полным-полно красивых цветов, вся поляна усыпана цветами! Удивился он: «Как же мне теперь эти цветы расколдовать и превратить обратно в Василису Прекрасную?» А цветочек отвечает: «Нужно все цветы полить живой водой. Есть у тебя живая вода?» - «Да, есть у меня живая вода - ее мне дала добрая бабушка Яга, вот только этой живой воды так мало, что даже на один цветочек и то не хватит, не то чтобы всю поляну полить!»

Как же нам помочь Илье Муромцу? Как небольшим количеством воды полить много цветов?

Дети предлагают различные ответы.

Воспитатель. Задачка оказалась сложная. Помните, ребята, как мы с вами размешивали сахар? Сахара было немного, а водички целая чашка, и вода стала сладкая. Так как же нам помочь Илье Муромцу?

Дети. Можно смешать живую воду с простой водой.

Воспитатель. Правильно, можно так, как вы говорите. Но можно и по-другому. Послу­шайте, что было дальше. Цветочек говорит: «Не расстраивайся, Илья, я цветочек не про­стой, а воздушный, внутри меня воздух, вот попробуй, возьми и сожми меня посильней, не бойся!» Илья Муромец взял цветок и сжал его и стал выходить воздух. (Педагог сжимает грушу, направляет трубку на детей, предложив им подставить руки.) Чувствуете, ребята, как воздух в ладошки ударяет?

А цветочек продолжал: «Воздух поможет тебе сделать из воды много капелек, и ты сможешь полить все цветы живой водой. Тогда они превратятся в Василису Прекрасную». Илья Муромец поблагодарил цветочек за добрый совет, взял стебелек цветочка, присоеди­нил к флакончику с живой водой и начал сжимать бутончик, вот так. (Показывает, как вода распыляется.) Видите, ребята, воздух распыляет воду и превращает ее в мелкие капельки. Илья Муромец полил цветы на полянке. Капелек было много, и живой воды хватило на все цветы. И вот когда был полит последний цветочек, вдруг все цветы на полянке сразу исчезли, а посреди полянки появилась Василиса Прекрасная! Обрадовался Илья и пошли они вместе во дворец к царю. Увидел царь, что вернулась к нему Василиса, и очень был счастлив. Илья Муромец женился на Василисе Прекрасной, и стали они вместе жить-поживать и горя не знать. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

 

Тема 23. Воздух и его свойства

Цель. Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

Методические указания

Педагог показывает детям воздушный шарик и спрашивает: «Что находится внутри шарика?»

Если кто-то из ребят скажет, что внутри шарика ничего нет, то эту версию стоит под­держать: действительно, ведь шарик кажется пустым, прозрачным - ничего там не видно.

Воспитатель. Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажете, почувствовали что-то или нет.

Дети подставляют ладони под струю воздуха.

Воспитатель. Так есть что-то в шарике или нет? Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Правильно, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа - всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти.

Дети задерживают дыхание. Педагог считает до пяти. На счет «пять» дети выпускают воздух.

Воспитатель. Трудно вам было без воздуха? Конечно да, сразу хочется вдохнуть воз­дух! Человек не может жить без воздуха есл и нет воздуха, он может задохнуться. Если кто- то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть - ведь под водой нет воздуха. Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать: дуньте на ладошку Чувствуете воздух? Если помахать ладошкой, то тоже можно почувствовать воздух. Вот так помашите ладошками. (Дети машут.) Чувствуете что-то легкое? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а вот зимой можно увидеть, как мы дышим, - из рта выходит пар. Воздух нельзя пощупать пальцами, он очень легкий, как пар. Воздухом можно надуть воздушный шарик. Посмотрите, у меня есть воздушный шарик - что внутри него?

Педагог показывает надутый шарик. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Внутри шарика воздух, он не виден. Но можно увидеть, как воздух выхо­дит из шарика. Посмотрите, я развязываю шарик и воздух выходит из него. (Струю воз­духа из шарика педагог может для наглядности направить себе на волосы.) Если под водой работает водолаз, то он дышит воздухом, который поступает через трубку. (Показывает кар­тинку.) Водолаз выдыхает воздух, и он пузырьками выходит вверх из воды, ведь он очень легкий! А сейчас мы проведем опыт: будем учиться надувать резиновые игрушки.

Педагог раздает ребятам резиновые игрушки и продолжает: «У каждой игрушки есть клапан. Покажите клапаны своих игрушек. Через клапан мы будем надувать воздух, а чтобы

он не выходил обратно, заткнем клапан пробкой. Возьмите пробку и заткните клапан. Потре­нируйтесь».

Дети учатся затыкать клапан.

Воспитатель. А теперь мы научимся надувать игрушку. Возьмите пальчиками игрушку за клапаном вот так двумя руками или одной и подуйте в клапан. (Показывает.) Подули и зажали пальчиками, чтобы не выпустить воздух... Подули и зажали. (Дети надувают игрушки.) Надуйте игрушку и заткните клапан пробкой. Что у всех получилось? (Помогает детям.) Теперь, когда у всех есть надувные игрушки, мы понаблюдаем за тем, как воздух выходит из игрушек. Ребята, подойдите, пожалуйста, к тазику с водой. Я зажимаю пальцами резину за клапаном. (Показывает.) Вытаскиваю пробку и опускаю клапан в воду, потом раз­жимаю чуть-чуть пальцы. Видите, как пузырьки выходят?

Дети наблюдают за тем. как из игрушек выходит воздух.

Воспитатель. Молодцы, у всех очень хорошо получалось! (Собирает игрушки.) А теперь давайте нарисуем, как воздух выходит под водой в виде пузырьков.

Закрепление материала в течение недели

Обратить внимание детей на прогулке на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев.

Домашнее задание родителям

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку-свистульку с дырочкой. Погружайте игрушки в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух.

Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушек.

 

Тема 24. Воздух вокруг нас

Цели. Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представ­лений о значении воздуха для практических целей человека.

Материал. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мель­ница; картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, что у меня в стакане? (Показывает пустой стакан.) (Воздух.) А как показать, что в стакане есть воздух? Кто знает? Помните, как мы с вами выпускали воздух в тазик с водой? (Нужно опустить стакан в воду) Правильно. А как следует опускать стакан в воду?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: «Нужно опустить стакан вверх дном».

Воспитатель. Если бы в стакане ничего не было, туда вошла бы вода. А сейчас вода туда войдет? Посмотрим...

Педагог переворачивает стакан и опускает в аквариум. Спрашивает: «Что же мы видим, ребята? Стакан пустой! Кто говорил, что в стакане ничего нет? Если в нем ничего нет, что же тогда водичку не пускает?» (Воздух.)

Педагог вынимает стакан из воды и говорит: «Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан. Мы даже можем опустить в воду кораблик и сделать так, что он будет под водой». Опускает на воду маленький бумажный кораблик и накрывает его стаканом. Опускает стакан под воду, кораблик под водой, но плавает под стаканом.

Воспитатель. Так что же есть везде, даже в пустом стакане, только его не видно? С нами рядом каждый час, но невидим он для нас? (Воздух.) Правильно, ребята! Воздух везде вокруг нас, и он может помогать людям. Например, воздух надувает паруса (показывает кар­тинку), ведь ветер - это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку (показывает картинку). У нас есть игру­шечная мельница (показывает), если на нее подуть, она крутится. (Демонстрирует.) Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья.) Правильно! Кры­льями птицы опираются на воздух, отталкиваются от него и летят. (Показывает картинку.) Так же и самолеты - у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. (Показывает картинку.) Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не смогли бы летать.

Посмотрите, у меня в руках листочек бумаги и камушек. Я одновременно выпускаю их из рук. Что быстрее упадет? Проверим. Видите, камушек упал быстрее, чем бумага. Кто скажет, почему бумага падает дольше, чем камень? Что мешает упасть бумаге? Конечно, воздух. Лист бумаги опирается на воздух и задерживается в падении. Сейчас мы с вами будем делать самолетики. Каждый из вас сможет запустить свой самолетик.

Дети изготавливают бумажные самолетики и запускают их.

Закрепление материала в течение недели

Прочитать ребятам фрагменты сказок, в которых упоминается ветер («Сказка о царе Салтане...», «Соловей-Разбойник» и т. д.). Важно, чтобы дети хорошо запомнили, что ветер - это движение воздуха.

 

Домашнее задание родителям

Продемонструйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться - создают ветер, ветер - это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду, удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты. Подчеркните, что вокруг нас находится воздух - особый невидимый газ, которым мы дышим.

 

 

Тема 25. Водолаз Декарта

Цель. Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Материал. Бутылка (объем 1 литр), кусок резины от воздушного шарика, нитки, кол­пачок или пробирка. «Водолаза Декарта» изготавливают следующим образом: в бутылку наливают воду, затем наливают воду в пробирку (меньше половины) и опускают пробирку в бутылку; пробирка должна плавать так, чтобы она могла легко пойти ко дну от малей­шего прикосновения и медленно всплыть. Это регулируется количеством воды в пробирке

- пробирка поднимается к поверхности воды, и часть воды из пробирки выливают, затем вновь опускают ее в бутылку. На горлышко бутылки надевают кусок резины от воздушного шарика, натягивая его и плотно закручивая вокруг горлышка нитками. Если надавить на резину, давление будет передаваться через воздух воде, часть воды войдет в пробирку, «водо­лаз» пойдет ко дну. Отпустив резину, можно заставить «водолаза» всплывать.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Водяного. Однажды пошла Настенька за водой к ручейку. Ручеек впадал в большое озеро, а в озере жил Водяной

- владыка всех озер, рек и ручейков. Ушла Настенька за водой и не вернулась. Ждал ее, ждал Иванушка и решил пойти искать. Приходит он к озеру и видит на озере платок Настеньки. «Значит, утащил ее Водяной...» - подумал Иванушка и стал кричать: «Настенька, Настенька, где ты?» Забурлила вода, пошли по озеру волны, и вылез из воды Водяной, владыка рек, озер и ручейков: «Ну что ты кричишь, Иванушка? Настенька твоя спит спокойно, а ты ее чуть не разбудил, раскричался. Чего тебе надо-то?» А Иванушка строго спрашивает: «Ты зачем мою Настеньку утопил? Теперь и меня хочешь утопить?» А Водяной отвечает: «Успокойся, Иванушка, никто твою Настеньку не топил, просто она у меня в гостях. Сейчас она спит в моем царстве воды, когда проснется, начнем мы с ней мои владения обходить, а завтра я поведу ее на ярких заморских рыбок посмотреть». «А чем же она под водой дышит? Ведь воздуха-то нет под водой?» - спрашивает Иванушка. «Верно говоришь, Иванушка, нет под водой воздуха, но зато у меня есть хороший водолазный скафандр, новая модель, я тебе покажу, хорошая вещь. Видишь посередине озера пузырьки? Это твоя Настенька пузырьки пускает - дышит воздухом, который ей в скафандр поступает, а когда она выдыхает, воздух пузырьками идет наверх. Скучно мне, Иван, понимаешь, и скучно, и грустно. Никто в гости не заходит. А тут смотрю - твоя Настенька идет, дай, думаю, приглашу ее в гости - и то радость!»

Рассердился Иванушка: «Отдавай мою Настеньку, а не то я сейчас солнышко попрошу и будет оно так сильно светить, что все твое озеро испарится! Останешься ты без воды!» «Да чтоб я остался без воды! Я, владыка рек, озер, ручейков?!» - кричит Водяной.

А Иванушка и говорит: «Ну, раз ты водный владыка, то все на свете можешь уто­пить, правда? Давай я тебе загадку загадаю. Вот стеклянный стаканчик. Если сможешь его утопить, то я проиграл, а если не сможешь утопить стаканчик, значит, немедленно отдашь Настеньку обратно». «Ладно, ладно, - согласился Водяной. - Утоплю я твою стекляшку».

И стал Водяной топить стеклянный стаканчик - топит его, а он всплывает. (Педагог демонстрирует, как всплывает «водолаз», если надавить сверху.) Топит, а он опять всплывает. Совсем замучился Водяной: «Ой, не могу больше, Иванушка, никак он не топится! Сдаюсь, ты выиграл, не могу я утопить этот стаканчик! А ты можешь? Покажи, чтоб я тоже знал, и объясни мне, Водяному, в чем же здесь дело.»

 

Иванушка взял резинку от воздушного шарика, надел его на стаканчик, завязал ниточ­ками и надавил сверху. (Демонстрирует «водолаза» - то на дне лежит, то всплывает, то на середине глубины.) А Иванушка говорит: «Смотри, Водяной, - мы давим на резинку, а между резинкой и водой что?» Водяной говорит: «Да ничего там нет, пусто!» «Нет, есть там что- то...» Ребята, что есть между резинкой и водой, вот здесь (показывает) между поверхностью воды и резиной?

Дети. Воздух!

Воспитатель. Правильно, воздух. Иванушка так и объяснил Водяному: «Там есть воздух. Когда мы давим на резинку, воздух давит на воду, а вода на поплавок и он тонет. Понятно? Теперь отпускай мою Настеньку». Делать нечего Водяному, отпустил он Настеньку и говорит: «Заходите ко мне в гости, я вам покажу мое царство!» «Спасибо, Водя­ной, - ответили Иванушка и Настенька, - мы зайдем, когда будет свободное время». И вер­нулись они к себе домой. Тут и сказке конец. А теперь, ребята, давайте нарисуем поплавок в воде.

Закрепление материала в течение недели

Прочитать детям рассказы о кораблях, морях, приключениях кораблей. Изготовить вместе с ребятами бумажные кораблики.

Домашнее задание родителям

Изготовьте вместе с ребенком бумажный кораблик, пустите его плавать в ванну. Обра­тите внимание на плавание кораблика. Объясните, что вода давит на кораблик и выталкивает его. Таким же образом плавают и корабли в морях, лодки на реках и озерах.

 

Тема 26. Плавание тел. Изготовление корабля

Цели. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металли­ческие предметы - скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода.

Методические указания

Педагог показывает детям кусок пластилина и спрашивает: «Ребята, скажите, может вот этот кусочек пластилина плавать в воде? (Нет.) А почему? (Потому что он тяжелый.) А что еще тяжелое и тонет в воде? (Камень.) Правильно, камень тяжелый и тонет. А что легкое и плавает в воде? (Мяч, шарик.) Дома вы, конечно, играли с надувными игрушками в ванной. Они тонут или нет? Правильно, они не тонут, потому что внутри есть воздух, а воздух легкий, и он не тонет. Сегодня мы с вами будем выяснять, какие предметы тонут в воде, а какие - нет. Вот вам разные предметы - камушки, железные кнопки и скрепки, кусочек дерева, пластилин, бумага. Кладите их в тарелку с водой и смотрите, плавают они или нет».

Дети кладут предметы в тарелку с водой.

Воспитатель. Что плавает? (Дерево, бумага.) А что утонуло, что не плавает? (Пласти­лин, железо, камушек.) Почему деревяшка не утонула? (Потому что она легкая.) Правильно, дерево легкое и не тонет в воде, а все железное утонуло.

Педагог показывает иллюстрацию с изображением парохода и спрашивает: «Что изоб­ражено на этой картинке? (Корабль.) Корабль железный, но не тонет. Почему?» (Его волны держат. Он большой.)

Показывает детям брусок пластилина и вылепленную из пластилина лодочку. Спраши­вает: «Как вы думаете, эти кусочки пластилина будут плавать или утонут?»

Выслушивает ответы детей, обращает внимание на разнообразие ответов.

Воспитатель. Давайте проверим - опустим кусочки пластилина. Почему же так полу­чилось, что один кусочек утонул, а другой - нет? Ведь оба они из пластилина!

Хорошо, если кто-то из детей догадается, что дело не в материале, а в форме.

Воспитатель. Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы и этот кусочек пластилина (показывает брусок) не тонул? Корабли не тонут не потому, что они железные. Они постро­ены таким образом, чтобы не тонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул? (Придать ему форму корабля.) Правильно. Сегодня мы будем учиться лепить кораблик из пластилина, и вы поймете, почему кусочек пластилина тонет, а кораблик из пластилина - плавает.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.