Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 17. Лед - вода - пар 4 страница



Покажите ребенку глажение белья. Желательно погладить в присутствии ребенка достаточно влажное белье, чтобы он видел пар из-под утюга. Обсудите с ребенком, почему гладят горячим утюгом, и подведите его к выводу: чтобы вода испарялась и белье было сухим. Поскольку утюг гладкий, то он еще и разглаживает белье. Оно высыхает и становится гладким.

Прочитайте ребенку сказку «Мойдодыр», затем обсудите содержание сказки.

 

Тема 15. Конденсация

Цель. Формирование представлений о конденсации воды - превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу, но сна­чала вспомним загадку:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Вода превращается в пар, если мы ее. (нагреваем).

Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит не то что зимой - холодно и мороз. Шла Настенька по лесу, собирала грибы, и захоте­лось ей попить водички, а воды-то в лесу нигде не видать. Вот зимой в лесу везде снег лежит, и если захочется попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?

Дети. Да! Снег растает, и будет вода.

Воспитатель. Но это зимой снега везде много, а летом снега нет. И вот шла Настенька и искала какой-нибудь ручеек, из которого можно попить. Но ручейка не нигде было видно. И вот вдруг увидела она - стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. «Здравствуйте, бабушка», - ска­зала Настенька. «Здравствуй, здравствуй, Настенька, - ответила Баба-яга. - Что тебя при­вело в мою избушку?» Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку - проверить, умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял боль- шой-большой котел с кипящей водой. Баба-яга подкладывала дрова в печку, огонь нагревал котел с водой, и вода кипела.

Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала: «Значит, ты, Настенька, хочешь водички попить? Ну хорошо, я покажу тебе, где в лесу течет ручеек, и ты сможешь из него попить, только сначала посмотри сюда!» И показала Баба-яга Настеньке большой горячий кипящий котел с водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый горячий пар - вода превращалась в пар. Вот посмотрите, ребята, как вода кипела.

Педагог демонстрирует кипящий чайник с водой. Взрослый может прикоснуться к пару и тут же отдернуть руку: «Ой, горячо!»

Воспитатель. И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой - пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая - попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?

Дети. Нужно охладить воду.

Воспитатель. Ну конечно! Молодцы! Вот и Настенька, думала-думала и вспомнила стишок, который она учила в детском садике:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет пар,

Если пар вдруг охладится —

Превратится пар в водицу.

«Значит, пар нужно охладить!» - решила Настенька. Что же у нее есть холодное... Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце - оно холодное. (Демонстрируется зеркальце, детям предлагают его потрогать.) Пар - горячий, зеркало - холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила ста­канчик, который дала ей Баба-яга, и вот что получилось.

Дети наблюдают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стакан.

Педагог продолжает рассказ: «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Пар горячий - зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и загадала загадку Бабы-яги. Удивилась Баба- яга: „Ну и молодец ты, Настенька, перехитрила меня! Так уж и быть, покажу я тебе, где ручеек, и вот возьми себе на дорожку ягод и грибов!“ Дала Баба-яга Настеньке ягод и грибов, показала ей дорогу к ручейку. Настенька поблагодарила бабушку, пошла к ручейку, попила водички и пошла домой».

Домашнее задание родителям

Проведите с ребенком опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и подставьте на небольшом рас­стоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало (можно поместить над паром черпак). Понаблюдайте, как на зеркале (или на внешней поверхности дна черпака) конденсируются капельки воды. Обсудите с ребенком результат опыта. Обратите его внима­ние на то, что пар - это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

 

Тема 16. Змей Горыныч о трех головах

Цель. Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды - лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Змея Горыныча с тремя головами.

Однажды Настенька пошла в лес за ягодами и грибами, а Иванушка остался дома - ему нужно было поработать на огороде. Уже вечер, а Настеньки все нет и нет. Пошел Иванушка искать Настеньку. Долго ли шел Иванушка, коротко ли и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. «Что же там может быть?» - подумал Иванушка. Тут подлетает к нему воробышек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, ее похитил Змей Горыныч о трех головах и хочет ее завтра съесть!» Опечалился бедный Иванушка - что же ему теперь делать?.. А воробышек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы - одна голова ледяная, другая - водяная, третья - паровая. (Показывает картинку.) Ледяная голова как дохнёт - все вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лед самый важный на свете. Вторая голова была водяная - как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, все разрушает, всех водой заливает, все смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить. Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар - как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжет - близко подойти нельзя! Паровая голова тоже считала, что она самая главная. И все три головы - ледяная, водяная и паровая - все время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить.

Тут можно прервать сказку и предложить детям самим придумать, как справиться с каждой из голов. Стоит поддержать те ответы, в которых будут учитываться возможности превращения воды из одного состояния в другое.

Воспитатель. Вот сколько способов победить головы Змея Горыныча вы предложили! Молодцы! А теперь давайте узнаем, что же в сказке произошло. Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освободить Настеньку но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, разжег костер, и ледяная голова испугалась горячего огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка не испугался - ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и подставил под струю горячего пара:

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в... (водицу).

Горячий пар от холодного зеркальца превратился в воду, и паровая голова тоже не смогла победить Иванушку. Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку. Что же делать Ива­нушке? И решил он взять Змея Горыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, надо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку. Как же примирить эти три головы - ледяную, водяную и паровую? Надо как-то показать, что лед, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.

Решил так Иванушка и разжег большой горячий костер. Взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить и позвал Змея Горы- ныча: «Эй, Змей Горыныч! Выгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу что-то тебе показать!» Змей Горыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная водой брызгает, паровая голова пар горячий пускает: «Ну, что тебе еще нужно, человек?» - спрашивают все три головы. А Иванушка отвечает: «Видишь, вот лед от твоей ледяной головы - я бросаю его в горячий огонь. Смотри, что будет!» - сказал Иванушка и бросил холодный лед на горячие угли костра.

А мы с вами, ребята, бросим лед на горячую плитку - смотрите, что получается.

Педагог кладет кусок льда на раскаленную плитку, лед превращается в воду, вода - в пар, пар поднимается над плиткой, слышно шипение. «Видите, ребята, - холодный твердый лед превращается в жидкую водичку, а вода превращается в пар - мы с вами видим одно­временно и лед, и воду, и пар - это значит, что лед, вода и пар превращаются друг в друга. Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: как же так? Значит, мои ледяная, водяная и паровая головы все время зря ссорились между собой! Изо льда получается вода, из воды - пар. Если пар вдруг охладится, превратится он в водицу! А если холод вдруг придет - из водицы будет лед.

Решили все три головы - ледяная, водяная и паровая - больше никогда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он отпустил Настеньку. Иванушка с Настень­кой вернулись домой. А Змей

Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы горячим жарким летом можно было класть в них продукты. Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов - в холодное время года по трубам парового отопления идет горячий пар и обогревает квартиры. Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся.

Опыт нам узнать поможет:

Вода, лед, пар - одно и то же.

Лед растает, и тогда

Будет из него... (вода).

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар).

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в. (водицу).

Зимой и летом, круглый год

Дружат пар, вода и лед!

А теперь, ребята, пожалуйста, нарисуйте Змея Горыныча с тремя головами - ледяной, водяной и паровой.

Закрепление материала в течение недели

Поиграть с детьми в игры «Покажи твердое или жидкое», «Наоборот».

 

Домашнее задание родителям

Положите на раскаленную плиту кусок льда. Пусть ребенок

понаблюдает за превращением льда в воду, воды в пар. Предложите ему нарисовать три фазы трансформации воды: лед - вода - пар. Обратите внимание на то, что этот процесс про­исходит при нагревании. Задайте ребенку вопрос: «Что будет, если охлаждать пар?» (Про­цесс трансформации пойдет в обратном порядке: пар - вода - лед.)

 


Тема 17. Лед - вода - пар

Цель. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие пред­ставлений о сериационном изменении воды.

Материал. Символы: картонный синий квадрат - «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки - «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Лед - вода - пар». Помните игру «Твер­дый - жидкий»? А сегодня мы будем играть по-другому. Вспомните, как мы изображали лед.

Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.

Воспитатель.

Лед растает, и тогда

Будет из него... (вода). (Дети «плавают».)

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар). (Дети изображают пар движением рук - поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф!».)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар. (в водицу). (Дети «плавают».)

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет. (лед). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съежи­ваются.)

Очень хорошо, молодцы! А теперь поиграем по-другому: я буду показывать картинки, а вы - «превращаться». Но сначала ответьте, как можно лед превратить в воду? (Нагреть.) А как можно лед нагреть?

(На плитке. На солнышке.) Правильно! Я вам показываю, например, такую картинку. (Демонстрирует символ тепла - солнце). Значит, вы должны из льда превращаться в. (воду). А если вы воду изображаете, а я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)

Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) и спрашивает: «Если вы изображаете пар и я показываю этот символ - что случится с паром? (Он превра­тится в воду.) А если воду заморозить, что будет? (Лед.) Значит, вы из воды превращаетесь в лед - вот так. (Показывает.) Теперь давайте поиграем».

Педагог показывает картинку, и дети «превращаются», произнося: «Тепло, нагрева­ется», если видят на картинке солнышко. Или: «Холод, охлаждается», если видят Деда Мороза.

Демонстрируется картинка с солнышком - дети «плавают», изображая воду.

Демонстрируется картинка с Дедом Морозом. Дети произносят: «Холод, охлажда­ется!» - и «сжимаются», изображая лед.

Демонстрируется картинка с солнышком. Дети произносят: «Тепло, нагревается!» - и «превращаются в воду», «плавают».

Педагог демонстрирует картинку с солнышком и спрашивает: «А теперь во что пре­вратитесь?»

Дети произносят: «Тепло, нагревается!» - и «превращаются в пар». Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмот­рите на этот символ. Как вы думаете, что он

может означать? (Показывает синий картонный квадрат - символ льда.) (Лед.) Пра­вильно! Это похоже на твердый и холодный лед. А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки - символ воды.) (Вода.) А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар - он легкий и белый, как облачко. Продолжим игру:

Если облачко летит,

Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)

Хорошо мы все запомним,

Что водичка - это волны! (Показывает символ воды.)

А квадратик - твердый лед,

Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)

Все теперь картинки знаем,

Лед и воду отличаем.

Если солнцу появиться,

Лед в водичку превратится! (Держит «лед» в одной руке, «солнце» - в другой, затем «лед» кладет на стол, вместо него берет «воду».)

Будем дольше греть водицу —

В пар водица превратится! (Меняет «воду» на «пар».)

Пар мы будем охлаждать,

Воду будем получать. (Меняет «солнце» на «мороз», «пар» на «воду».)

Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов. Воспитатель. А теперь давайте нарисуем лед, воду и пар.

Закрепление материала в течение недели

Игра «Лед - вода - пар». Повторение стихов о льде, воде и паре.

 

Тема 18. Игра в школу

Цели. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значе­ний символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды.

Материал. У детей на столиках символы льда, воды и пара, у воспитателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка.

Методические указания

Дети рассаживаются за столики.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поиграем в школу. Когда вы все подрастете, то пойдете в школу. А в школе нужно себя вести совсем иначе, чем в детском саду: вы должны сидеть каждый за своим столом и не мешать друг другу, внимательно слушать, что говорит учитель и выполнять все его указания. Сейчас вы будете учиться как настоящие школьники.

Педагог дает каждому ребенку три картинки: символы льда, воды и пара. Предлагает: «Посмотрите на символы внимательно и вспомните, что они обозначают». Дети называют, что обозначают символы.

Воспитатель. Я называю слово, а вы показываете картинку, к которой оно подходит. Лед. Вода. Пар.

Дети показывают соответствующие символы.

Воспитатель. А теперь - игра посложнее. Я называю слово, а вы должны сначала поду­мать, какое вещество оно обозначает - твердое или жидкое, а потом уже поднять символ. Приготовились? Начали! Суп. Камень. Компот.

Дети показывают соответствующие символы.

Игру можно продолжить аналогично игре «Покажи твердое или жидкое».

Воспитатель. А теперь смотрите внимательно - я буду показывать символ - солнышко или Деда Мороза, - а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)

Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Педагог показывает Деда Мороза и произносит:

Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «воду» на «лед».

Воспитатель (показывает солнышко).

Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).

Солнце все сильнее греет,

Греет-греет, нагревает

И водичку превращает...

Дети меняют «воду» на «пар».

Воспитатель (показывает Деда Мороза).

Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «пар» на «воду».

Игра продолжается.

Воспитатель. Молодцы, вы все хорошо знаете превращения воды. А теперь мы изме­ним правила игры: вместо того чтобы показывать солнышко, я буду звенеть колокольчиком, а всместо Деда Мороза - играть на дудочке. Позвоню в колокольчик - значит вышло сол­нышко. Заиграю на дудочке - холод наступил. Приготовились, все подняли символ «вода».

Звенит колокольчик. Дети показывают «пар».

Звучит дудочка. Дети показывают «воду».

Игра продолжается.

Воспитатель. А теперь последнее задание - разложите картинки-символы в ряд так, чтобы было все правильно. Подумайте, какая картинка должна идти за какой.

Дети выкладывают картинки.

Воспитатель. Кто расположил свои картинки так: пар - вода - лед? У вас происходит нагревание или охлаждение? (Охлаждение.) А у кого картинки разложены так: лед - вода - пар? У вас происходит. (нагревание).

Педагог предлагает кому-либо из ребят быть «дежурным в классе» и собрать у детей картинки-символы. Отбирает несколько картинок и размещает их на фланелеграфе в таком порядке: лед - пар - лед - вода - вода - пар - вода.

Воспитатель. Ребята, правильно ли здесь разложены картинки? Кто мне поможет пра­вильно их разложить?

Ребенок (по желанию) подходит к фланелеграфу.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, что у нас здесь (показывает на первую пару карти­нок)? Что это?

Ребенок. Лед - пар.

Воспитатель. Правильно это?

Ребенок. Нет, нужно лед - вода.

Воспитатель. Хорошо, молодец. Поменяй, как нужно правильно. Ребенок меняет кар­тинки местами.

Воспитатель. Так, а дальше как нужно положить?

Ребенок выкладывает все картинки, получается ряд: лед - вода I mp - вода - лед - вода - пар.

Воспитатель. Посмотрим, что у нас получилось. Лед - вода - пар - это нагревание или охлаждение? (Нагревание.)

Педагог берет символ нагревания - «солнышко» - и прикладывает к этой тройке кар­тинок. Произносит:

Вот смотрите — Лед растает, и тогда

Будет из него вода!

Мы водичку нагреваем,

В пар водичку превращаем!

Затем педагог убирает эту тройку картинок. Воспитатель. Вода - лед - это... (охлаждение).

Если холод вдруг придет,

Из водички будет лед!

(Прикладывает к паре вода - лед символ охлаждения.) А потом у нас лед - вода. Это.

Дети.

Лед растает, и тогда

Будет из него вода!

Очень хорошо! Ну и последние картинки: вода - пар. Кто скажет, что это? Дети.

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет пар!

Закрепление материала в течение недели

Повторить с детьми стихи и загадки о воде, игры: «Мы шагаем», «Мы растем», «Кара­вай».

Домашнее задание родителям

Проведите опыты по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды в моро­зильной камере холодильника.

Положите на раскаленную плиту кусок льда. Пусть ребенок понаблюдает за превраще­нием льда в воду, воды - в пар. Предложите ему зарисовать три фазы трансформации воды: лед - вода - пар. Обратите внимание на то, что этот процесс происходит при нагревании.

Задайте ребенку вопрос: «Что произойдет, если охладить пар?» (Процесс трансформа­ции пойдет в обратном порядке: пар - вода - лед.)

Положите сосуд с водой в морозилку и понаблюдайте с ребенком за замерзанием воды.

 


Тема 19. Игра «Царство льда, воды и пара»

Цели. Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах.

Материал. Символы нагревания и охлаждения (солнце и Дед Мороз), символы льда, воды и пара, дудочка, колокольчик.

Методические указания

Воспитатель организует игру «Царство льда, воды и пара».

Для этой игры в комнате необходимо иметь шведскую стенку или гимнастический уго­лок с лестницей, на которую дети могли бы быстро забраться во время игры. На лестнице крепится большой символ пара - белое облачко; это «царство пара». Неподалеку находится «царство воды» - большой круг, начерченный на полу мелом или выложенный голубой лен­той, в центре круга символ воды - картонный кружок с волнами и пузырьками. За кругом расположено «царство льда» - ковер на полу, на котором можно поставить стульчик и закре­пить на нем символ льда - синий квадрат.

Педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы поиграем в интересную игру «Царство льда, воды и пара». Здесь на коврике у нас будет царство льда. Узнаете синий квадратик? Что он означает? (Лед.) Там живут одни ледышки. Как мы с вами изобразим твердые, холодные ледышки?»

Дети сжимаются, обхватывают себя руками.

Воспитатель. А вот царство воды - здесь живут капельки воды. Как мы изобразим

воду?

Дети «плавают».

Воспитатель. А высоко наверху облачко - как думаете, что оно обозначает?

Дети. Пар.

Воспитатель. Правильно. А теперь скажите, если зазвенит колокольчик, что это значит?

Дети. Это солнышко, нагревание.

Воспитатель. Правильно! (Звенит в колокольчик, показывает символ солнца.) А если дудочка звучит, что это значит?

Дети. Охлаждение.

Воспитатель. Да, это означает холод. (Играет на дудочке и показывает картинку с изоб­ражением Деда Мороза.) Теперь можно играть. Кто хочет попробовать? Смелее!

В игре сначала могут принять участие 5-7 ребят, остальные дети

наблюдают за игрой.

Игра начинается в «царстве льда». Дети садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки.

Воспитатель. Жили-были в царстве льда ледышки. Они были холодные-прехолодные, твердые-претвердые, и так им было грустно быть ледышками, что они мечтали попасть в царство воды и пара, но вот только никак не могли они расколдоваться - разморозиться. И стали они просить солнышко, чтобы оно их разморозило:

Солнышко - солнышко,

Горячо свети

Солнышко - солнышко,

В водичку преврати!

 

Услышало солнышко, как ледышки просят его прийти, согреть их теплом и превратить в водичку, и выглянуло из-за тучки. (Звенит колокольчиком.) Ну-ка, ребята-ледышки, пре­вращайтесь в капельки и повторяйте песенку капелек.

Дети бегут в «царство воды» и повторяют вслед за педагогом:

Мы капельки, мы капельки,

Хорошо живем.

Мы капельки, мы капельки,

Плывем, плывем, плывем!

(Дети ходят по кругу и совершают «плавательные» движения.)

А теперь слушайте: солнце греет-пригревает, в пар водичку превращает! Ну-ка, пре­вратитесь все капельки в парники! Бегите на лестницу! (Дети залезают на лестницу, на 1-3 ступеньки.) Теперь вы в «царстве пара». Повторяйте за мной:

Мы легкие паринки.

А раньше были льдинки!

Капельками были,

В пар нас превратили!

Пришел Дед Мороз в царство льда и видит, что нет ледышек. И в

царстве воды тоже их нет, они же в паринки все превратились. Захотел Дед Мороз обратно ледышки в царство заполучить и начал морозить! (Играет на дудочке.) Во что паринки превращаются? Правильно, снова в капельки. (Дети бегут в царство воды.) А Дед Мороз стал сильнее морозить. (Играет на дудочке.) И превратились капельки в ледышки.

Дети бегут на коврик, садятся, обхватывают себя руками.

Педагог продолжает: «Вот как Дед Мороз вернул свои ледышки. Как же им вернуться и стать парниками? Надо снова солнышко просить. Давайте попросим солнышко, ребята!

Солнышко-солнышко,

Горячо свети,

Солнышко-солнышко,

В водичку преврати!»

Игра повторяется. В ней могут участвовать и другие дети.

Игра получается интересной, если дети хорошо знают стихи. После того как все ребята усвоят правила игры, значения превращений - куда перемещаться и как реагировать на сиг­налы колокольчика и дудочки, - можно поиграть в более интересные варианты игры «Цар­ство льда, воды и пара».

Закрепление материала в течение недели

Поиграть с детьми в варианты игры «Царство льда, воды и пара».

Вариант 1. Часть детей находится в «царстве льда», другие дети - в «царстве воды». Выходит солнышко - играет дудочка. Дети-ледышки бегут в «царство воды», дети-капельки бегут в «царство пара». Далее Дед Мороз может вернуть их обратно и даже собрать всех в «царстве льда», так же как и солнышко может собрать их всех в конце игры в «царстве пара».

В процессе игры следует «холодить» и «нагревать» одновременно - капельки станут ледышками, а «ледышки» - «капельками», ведь ледышки просят солнце, а Дед Мороз моро­зит воду.

Вариант 2. Вводятся роли Солнца и Деда Мороза. Ребенок, играющий роль Солнца, надевает на голову ленту с кружком - символом Солнца, а ребенок, играющий роль Деда Мороза, - шапочку или ленту с кружком картона с изображением Деда Мороза. Все дети находятся в «царстве льда». Пока звенит колокольчик, Солнце должно дотронуться до ледышек и разморозить их, увести в «царство воды», так же и пока звучит дудочка, Дед Мороз должен как можно быстрее «заморозить» «капельки» или «паринки». Время звуча­ния дудочки или колокольчика определяется взрослым в зависимости от хода игры, темпе­рамента ведущих: как быстро Солнце или Дед Мороз смогут осалить детей.

 

Тема 20. Свойства веществ

Цели. Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка), кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы проведем опыты. Я раздам вам все, что понадобится для сегодняшнего занятия. (Раздает деревянные палочки.) У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (Твердая.) Сколько у каждого из вас пало­чек в руках? (Одна палочка.) А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (Две палочки.) Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соеди­нить две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сло­мали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо. Вот вам по кусочку мела. (Раздает мел.) Мелом пишут в школе на доске. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.) Был один кусочек, а стало? (Два.) Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Педагог спрашивает: «Ну что? Не получается? (Не получается.) А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка, и мел - что у них общего? (Они твердые.) Правильно, и палочка и мел - твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку - машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым - вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек, то дерево уже не будет целым - оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты - если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется».

Взрослый берет большой кусок льда и говорит: «Посмотрите - это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем, и будет много кусочков». Разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда. Педагог продолжает: «Ну-ка, попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его раз­били, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое. Давайте проведем еще один опыт».

Педагог дает каждому ребенку стакан с водой и пустой сткан и предлагает: «„Сло- майте“ воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.