Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 17. Лед - вода - пар 2 страница



Дети «растут» - ходят «как большие» (широко шагают, размахивают руками). По команде педагога дети снова «становятся маленькими».

Игру можно повторить 3-4 раза. Хорошо использовать соответствующую музыку для маленьких и для больших шагов.

Тема 3. Превращение

Цели. Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был - будет», «был - стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Материал. Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пла­стилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы, конечно, знаете много сказок. А кто мне скажет, какие бывают в сказках превращения? Это же самое интересное - кто-то во что-то превращается. Вспом­ните и назовите превращения в сказках.

Выслушиваются ответы детей. Если дети затрудняются привести примеры из сказок, необходимо прочитать им сказку с превращениями, например «Царевна-лягушка», «Але­нушка и братец Иванушка», а затем спросить: «Кто во что превращался в сказках?»

Воспитатель. Кто сможет сказать, что такое превращение?

Дети. Это когда царевна-лягушка из лягушки превращается в царевну!

Воспитатель. А кто еще приведет пример?

Дети. Это когда сначала Иванушка был человеком, а потом стал козленочком!

Воспитатель. А почему мы называем это превращением?

Педагог выслушивает ответы детей и комментирует их, формулируя мысль ребенка более отчетливо. Затем спрашивает: «Но все же, кто скажет, как мы узнаем, когда превраще­ние произошло и когда превращение не произошло?»

Важно, чтобы дети пришли к ответу: «Превращение - это когда кто-то (что-то) изме­нится». Подводя их к такому выводу можно обращаться к примерам из сказок.

Воспитатель. А что значит изменился? Кто скажет?

Дети. Стал другим.

Воспитатель. Молодцы! Изменился - значит сначала Иванушка был человеком, а потом стал другим - козленочком! Итак, превращение - это когда кто-то (или что-то) был одним, а потом стал другим. Превращения бывают не только в сказках. Вот, например, сейчас у нас день, а потом будет что? (Ночь.) Правильно! День превратится в ночь. А ночь все время будет? (Нет!) Во что ночь потом может превратиться? (В день.) Верно! Днем у нас светло, а ночью... (Темно.) Было темно ночью, а потом станет... (Солнышко выйдет, и будет светло.)

Педагог показывает картинку с детенышем и спрашивает: «Кто это?»

Дети. Это тигренок.

Воспитатель. Правильно, это тигренок, и зовут его Цезарь! А это кто? (Показывает картинку с взрослым животным.)

Дети. Тигр.

Воспитатель. Верно, тигр, и его зовут тоже Цезарь. Как вы думаете, почему и тигра, и тигренка зовут Цезарь? Может ли это быть один и тот же тигр? Вот большой тигр - Цезарь. А он всегда был большой? (Нет, не всегда, он был маленький.) Он был маленький, а потом стал. (Большой.) Цезарь был маленький, потом вырос и стал большим - из маленького превратился в большого. А вы - Саша, Маша, Света - сейчас ходите в детский садик, а потом вырастете. Вас будут звать так же? (Да, так же.) Только вы сейчас маленькие, а потом станете. (Большими.) Ну, конечно, вы превратитесь в больших! Только очень медленно будете превращаться - сначала вы пойдете в подготовительную к школе группу, потом в первый класс, а потом станете взрослыми. Посмотрите на картинки.

Педагог демонстрирует картинки с изображением последовательного изменения роста: маленький ребенок - подросток - взрослый; маленькое деревце, большое дерево.

Воспитатель. Маленькое превращается в большое. А большое может превратится в маленькое? Было большое, а потом стало маленькое. Вы все ели мороженое. Сначала моро­женое большое - целый стаканчик. Вы его едите, и его становится все меньше и меньше, правда? Значит, и большое может превращаться в маленькое.

Педагог берет пластилиновый кубик и спрашивает: «Что это? (Кубик.) А это что? (Показывает пластилиновый шарик.) (Шарик.) А можно сделать так, чтобы кубик превра­тился в шарик? (Ответы детей.) Сейчас вы это сами и проверите - получится или нет.

Педагог раздает детям пластилиновые кубики (их необходимо заранее положить в холодильник) и спрашивает: «Можно из такого кубика сделать шарик? Давайте превратим кубик в шарик. Только сначала ответьте мне, какой это кубик? (Холодный.) А руки, ладошки у вас какие? (Теплые.) Кубик холодный, ладошки теплые. Очень хорошо. Превращайте кубик в шарик».

Дети лепят шарик, разминая холодный пластилин. Взрослый контролирует их работу, помогает и показывает.

Воспитатель. У всех получился шарик? Ну-ка, потрогайте его, какой он теперь, холод­ный, как прежде? (Нет, теплый.) Вот видите, был холодный, а стал какой? (Теплый.) У нас был вот такой кубик. (Показывает свой кубик.) А теперь что у нас? (Шарик.) Кубик превра­тился в... (шарик). Был холодный, а стал теплый.

Педагог показывает детям кусочек резины и говорит: «Это резина, кусочек резины. Какой он, маленький или большой? (Маленький.) А можно его превратить в большой кусок? Сейчас посмотрим». Раздает детям по кусочку резины и спрашивает: «Как из маленького сделать большой?»

Дети растягивают кусочек резины.

Воспитатель. Был кусочек маленький, а мы его сделали большим. Ну-ка, все покажите, у кого какой стал кусочек. А теперь медленно из большого делаем маленький. (Сдвигает руки.) Теперь опять большой. (Раздвигает руки.) И опять маленький! (Дети растягивают кусочек резины.) Был длинный, стал короткий, а короткий можно опять растянуть в длин­ный. Давайте изобразим это вот так: (держит ладони перед собой) был ма-аленький (раздви­гает ладони в стороны), стал большой! Мааленький - большой!

Дети повторяют действия педагога.

Закрепление материала в течение недели

Подвижная игра «Каравай»

Дети идут по кругу, хлопают в ладоши и повторяют: «Как на слоненка именины испекли мы каравай, вот такой вышины (поднимают руки высоко вверх), вот такой ширины (широко разводят в стороны)».

Воспитатель. А там мышка была, в день рожденья нас звала. Ну-ка, песню запевай, какой вышел каравай!

Дети. Как на мышкины именины, испекли мы каравай. Вот такой вышины (показы­вают, какой маленький: приседают, ладошки недалеко от пола), вот такой ширины (показы­вают ладошками небольшое расстояние).

Далее игру можно продолжить, включая и другие персонажи: например муравьишку (дети должны показать размер очень маленького каравая пальчиками), затем опять включить «большой» персонаж.

 

Тема 4. Схема превращения

Цели. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Материал. Предметные картинки. Бумага, карандаши.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы помните, что в прошлый раз мы с вами говорили о превраще­нии? Кто может привести пример превращения?

Дети. Лягушка превратилась в царевну. Птенчик вырос и стал большой птицей...

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Кто кем станет?». Он показывает картинку с изображением предмета, а дети называют, во что этот предмет может превратиться. Напри­мер, педагог показывает картинку, на которой изображено куриное яйцо, и спрашивает: «Во что может превратиться этот предмет, кто скажет?

Дети. В цыпленка.

Воспитатель. Правильно. Было яичко, и оно превратилось в цыпленка.

Педагог показывает сначала картинку с изображением яйца, а потом картинку с изоб­ражением цыпленка. Игра продолжается.

Далее педагог предлагает: «А теперь, ребята, давайте нарисуем превращение яйца в цыпленка. Возьмите бумагу и карандаши и рисуйте. Давайте подумаем, как можно нарисо­вать превращение яйца в цыпленка? Подумайте и нарисуйте. И я нарисую то же самое.

Дети и воспитатель рисуют. Затем все рисунки выставляют для обсуждения.

Воспитатель. Вы видите, что на рисунках изображены яичко и цыпленок. Но как нам показать, что яичко превращается в цыпленка?

Дети высказывают свои предложения.

Педагог подводит их к выводу: если на рисунке нарисован только цыпленок или только яйцо, то трудно понять, что произошло превращение. Затем говорит: «Ребята, вы все молодцы. Ваши предложения очень интересные, но больше всего мне понравились те кар­тинки, где нарисованы и яйцо, и цыпленок. Но как же показать, что это не просто яичко лежит и рядом цыпленок прыгает, а произошло превращение? Давайте я нарисую стрелку от яйца к цыпленку. И вы на своих листочках тоже нарисуйте стрелку от яйца к цыпленку».

Возвращает детям рисунки, они рисуют стрелочки, показывая направления превраще­ния: было яйцо, а из него вылупился цыпленок.

Затем педагог показывает листок с изображениями: лягушки и царевны.

Воспитатель. Смотрите, это лягушка и царевна. Какую вы знаете сказку, в которой лягушка превращается в царевну? («Царевна-лягушка».) Правильно. А как нам показать на рисунке, что лягушка превращается в царевну? (Нарисовать стрелочку.) Все согласны с тем, что так можно показать?

Педагог рисует стрелочку от лягушки к царевне. Затем достает второй такой же рису­нок и спрашивает: «А можем ли мы показать, что не лягушка превращается в царевну, а царевна превращается в лягушку? Как? Правильно, нужно стрелку наоборот нарисовать, от царевны к лягушке.

Педагог рисует стрелочку.

Затем предлагает детям поиграть в игру «Угадай превращения»: показывает картинки со стрелочками (дерево и деревянный дом; ткань и одежда; краски и картина; ребенок и взрослый и т. д.), а дети угадывают, кто в кого превращается. На картинках рисуются соот­ветствующие стрелки.

 

Тема 5. Лед - вода

Цели. Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Материал. Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой - замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы с вами говорили о превращениях. Кто мне скажет, что может превращаться? Какие бывают превращения?

Дети. Маленькое в большое! Братец Иванушка превратился в козленочка!

Воспитатель. Очень хорошо. А еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был какой? (Твердый.) Правильно, твердый, а потом вы его руками мяли- мяли и он стал какой? (Мягкий.) А что еще мягкое? (Пластилин. Подушка. Игрушки.) А что твердое? (Камешек. Дерево.) Как вы думаете, твердое может во что-нибудь превратиться? Сейчас с посмотрим.

Педагог раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. (Это лед.) Какой лед на ощупь? (Твердый, холодный.) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые.) Лед холодный, ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!»

Дети греют лед в ладонях, появляется вода.

Воспитатель. Откуда взялась вода? (Из льда получилась вода.) А лед остался таким же, как был? (Кусочки стали маленькие.) Во что превращается лед?

Дети. Лед превращается в воду.

Далее педагог предлагает: давайте нарисуем превращение льда в воду. Рисует сначала кусок льда, потом лужицу. Спрашивает: «Как узнать, что лед превратился в воду?»

Дети. Нужно нарисовать стрелку.

Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку.

Воспитатель. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед пре­вращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой... (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой... (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед пре­вращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно - лед, когда тепло - вода.

Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети ката­ются на коньках на льду реки.)

Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (По льду.) А на этой картинке что в речке? (Вода.) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? (Потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно.)

В завершение педагог предлагает детям поиграть в уже знакомую им игру «Наоборот» и произносит «Большой». (Маленький.)

- Тяжелый. (Легкий.)

- Холодный. (Теплый. Горячий.)

- Зима. (Лето.)

- Тепло. (Холодно.)

- Лед. (Вода.) И так далее.

Закрепление материала в течение недели

Во время завтрака или обеда обратить внимание детей на контрастные температурные состояния жидкой пищи: горячий суп - холодный сок, суп горячее, чем компот; на снижение температуры жидкости с течением времени: «Вот видишь, суп уже остыл, пока ты играл: был суп горячий, стал холодный».

Домашнее задание родителям

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, пред­ложите ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду.

Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна - это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) - и осенью тоже. Весной все начинает таять - лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя - снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.)

Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

 

Тема 6. Морозко

Цели. Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Материал. Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них), два кружка - синий и красный, два кусочка льда.

Методические указания

Воспитатель. Сегодня начнем с отгадывания загадок. Послушайте:

Летом в речке мы купались,

Во дворе в футбол играли,

А зимой пришел мороз,

Снег и холод он принес.

Нам водой не обливаться,

Можно на коньках... (кататься).

Летом все в воде играют,

Летом вся вода журчит!

А зимою застывает,

А зимой вода молчит.

Ну-ка, кто меня поймет,

Вода превращается. (в лед).

Скоро к нам тепло придет И в реке растает. (лед).

Лед растает, и тогда Будет из него. (вода).

Воспитатель. Молодцы, хорошо отгадывали загадки. А теперь послушайте сказку

Жила-была девушка Настенька. Она была красивая, работящая, все делала по дому, любила танцевать. И жил в деревне Иванушка - сильный и добрый молодец, под стать Настеньке. И вот пошла как-то Настенька в лес зимой за шишками. А в лесу жил дед Морозко и были у него две плитки - одна «холодильная», другая «горячильная». Когда наступала зима, Морозко все мог заморозить своей «холодильной» плиткой: кто прикоснется к «холо­дильной» плитке - сразу заледенеет. Вот воробышек маленький, шустрый такой, тепленький подлетел нечаянно к «холодильной» плитке и сел на нее. И превратился живой воробышек в твердого и холодного, как лед. Увидел это дед Морозко и сказал: «Что же ты, воробышек, не видишь? Здесь же синий кружочек - значит, плитка «холодильная», а красный кружочек означает - плитка «горячильная». Если хотел ты погреться, надо было подлетать к «горя- чильной» плитке!» Взял он бедного замерзшего воробышка, прислонил его к «горячильной» плитке и превратился ледяной воробышек обратно в живого.

А Настенька шла по лесу, собирала шишки и вдруг увидела избушку деда Морозко. Дед Морозко обрадовался такой встрече: «Заходи, Настенька, гостьей будешь. Только смотри, не перепутай плитки: если хочешь погреться - грейся у «горячильной» - вот у той, где красный кружочек». Сказал он так и ушел в лес. Настенька осталась одна в избушке и решила навести порядок, прибраться: она подмела пол, вытерла пыль, но нечаянно задела кружочки на плитках, и они упали. Настенька этого не заметила. Захотела она погреться и прикоснулась к «холодильной» плитке. И превратилась Настенька из живой и теплой, в неживую, ледяную.

Пришел дед Морозко, увидел, что плитки перепутаны, и не знает, что делать: как теперь разморозить Настеньку «горячильной» плиткой?

Пошел дед Морозко в деревню за Иванушкой. Пришел Иванушка, увидел ледяную Настеньку и заплакал горючими слезами. Дед Морозко сказал, что можно разморозить Настеньку и превратить ее обратно в живую, но нужно узнать, какая из плиток «горячиль- ная», а какая «холодильная». Но прикасаться к плиткам нельзя - они волшебные и можно заморозиться или сгореть! Стал Иванушка думать, как же узнать, где какая плитка...

Ребята, кто поможет Иванушке? Кто знает, как решить эту сложную задачу? Вот у меня две плитки - одна «холодильная», а другая - «горячильная» и еще два кусочка льда. Как же помочь Иванушке?

Главная задача педагога - стимулировать познавательную активность детей. Если ребята затрудняются, напомнить им про опыт со льдом, который они проводили недавно. Подвести детей к решению: «Вот как можно помочь Иванушке: положить по кусочку льда на каждую плитку. Там, где лед растает, плитка горячая».

Могут прозвучать и неудачные подсказки: например, потрогать каждую плитку паль­чиком или просто попробовать поставить ледяную Настеньку к одной из плиток. Следует обсудить с детьми каждый вариант, показать, в чем его несовершенство.

Воспитатель. Иванушка взял кусочек льда и положил его на одну плитку. (Педагог кла­дет лед на холодную конфорку.) Ничего не случилось. Положил лед на другую плитку. (Кла­дет лед на горячую конфорку.) Увидел Иванушка, как лед превращается. во что, ребята?

Дети. В воду!

Все наблюдают за таянием льда.

Воспитатель. И тогда Иванушка положил красный кружок около «горячильной» плитки, а синий кружочек - около «холодильной» и сказал: «Дед Морозко, больше не тро­гай кружочки. Ну а если случайно их перепутаешь, то теперь ты знаешь, как узнать, где «холодильная», а где «горячильная» плитка». Поднес Иванушка Настеньку к «горячильной» плитке, и Настенька из ледяной превратилась обратно в живую.

Счастливые Иванушка и Настенька вернулись в деревню и стати там жить-поживать и добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

 

Тема 7. Твердое - жидкое

Цели. Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Материал. Кусочек льда, камень (желательно с гранями), стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.

Методические указания

Педагог показывает детям картинку с изображением зимы и спрашивает: «Что это за время года? (Зима.) А здесь какое время года? (Показывает картинку с изображением лета.) (Лето.) Скажите, зима сразу превратится в лето? (Нет, сначала зима, потом будет весна, потом лето.) Весной бывает холодно? (Да.) А тепло бывает?» (Бывает.)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна - это и зима, и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло - солнышко светит, снег и лед начинают таять, все теплее и теплее на улице. А потом наступает... (Лето.) После лета наступает... (Осень.) Осенью все холоднее и холоднее на улице, но иногда еще бывает тепло. Осень - это уже не лето, но еще не зима - осень это и зима, и лето одновременно. А что бывает зимой? (Снег, лед.)

Кто мне скажет, лед похож на камень? Лед какой? (Холодный, твердый.) Давайте изу­чим лед и решим, на что он похож».

Педагог раздает детям кусочки льда и камушки. Спрашивает: «Что это перед вами?»

Дети. Лед, камешек.

Воспитатель. Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом можно постучать? Постучите по столу камешком, потом льдом. Какие они: камешек и лед? (Твер­дые.) Теперь попробуйте сквозь кусочек льда посмотреть на свой пальчик. Возьмите лед, приложите его к глазу, посмотрите на пальчик. Вот так. (Показывает.)

Дети смотрят сквозь лед на пальчик.

Воспитатель. Видели пальчик? А теперь попробуйте так же посмотреть через камешек. Что вы видите? (Ничего не видно.) Так чем отличаются камешек и лед? (Лед прозрачный, а камешек непрозрачный.)

Педагог раздает детям стаканы с водой и с молоком.

Воспитатель. Что можно сказать про воду и молоко? Можно посмотреть сквозь молоко? Ну-ка, попробуйте! А сквозь воду можно посмотреть? Что мы скажем про воду и молоко? (Вода прозрачная, молоко непрозрачное.) Итак, вода прозрачная, как и лед. Давайте сравним лед и воду. Кто скажет, какой лед? (Твердый.) А вода какая? Давайте потрогаем воду и проверим.

Дети пробуют потрогать воду.

Воспитатель. Ну что, получается? Можно потрогать воду? Пальцы проходят сквозь воду, и никак нельзя ее пощупать. Что же можно сказать про воду? (Она жидкая.) Итак, лед твердый, вода жидкая. Что еще бывает жидким? (Компот, кисель, суп.) А что бывает твердым? (Камень, дерево.) Где мы можем увидеть воду? На улице можем? (Да, когда идет дождь.) А еще вода есть в речках, озерах, в море. (Демонстрирует кртинку, на которой изоб­ражен корабль на волнах.) В водопадах вода падает с большой высоты. (Демонстрирует кар­тинку с водопадом.) Там, где много воды, всегда есть волны. Давайте посмотрим на волны.

Дети окружают воспитателя, перед которым на стульчике стоит тазик с водой, и наблю­дают «волны».

Педагог говорит: «А теперь мы пощупаем лед и воду».

Кладет в тазик большой кусок льда. Лед плавает в воде. Дети трогают лед, воду.

 

Закрепление материала в течение недели

На прогулке обратить внимание детей на замерзшие лужи. Пусть ребята потрогают лед, постучат по нему камешком.

Домашнее задание родителям

При купании ребенка в ванне проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твер­дой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает - кусочек становится все меньше и меньше (лучше специально пригото­вить большой кусок льда - заморозить воду в кружке), лед твердый, как камень, лед тает и превращается в воду.

 

 

Тема 8. Снегурочка

Цели. Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие спо­собностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Материал. Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки.

Методические указания

Дети рассаживаются полукругом около воспитателя.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку «Снегурочка».

Жили-были Дед Мороз со Снегурочкой. (Показывает картинку.) Снегурочка была ска­зочная, необычная девушка: она была из снега, но выглядела как обычный человек. Дед Мороз очень любил свою внучку, она помогала Деду Морозу: разносила детям подарки под Новый год, помогала следить ему за его царством снега и льда.

Дед Мороз всегда брал Снегурочку с собой в лес, но при одном условии: Снегурочка не должна быть на солнышке долго. Поэтому он не разрешал ей показываться в лесу, если на небе появлялось солнышко. Как вы думаете, почему Снегурочке нельзя было находиться на солнышке?

Дети. Потому что Снегурочка может растаять!

Воспитатель. Правильно, солнышко может растопить Снегурочку, ведь она из снега. Но зимой солнышко несильно греет и нечасто бывает на небе, за тучками скрывается и поэтому Снегурочка могла бывать в лесу зимой.

Однажды увидели Дед Мороз и Снегурочка избушку. В ней жили старик со старухой, детей у них не было. «Вот бы нам внучку иметь! - мечтали они. - Хоть на старости лет радость бы нам была в доме». Увидела Снегурочка, что старик и старуха мечтают о внучке, что трудно им зимой жить в избушке: снегу наметет, сугробы такие, что и дверь не открыть, за водой в прорубь ходить далеко. Попросила она Деда Мороза хотя бы на зиму отпустить ее к старику со старухой, чтобы им не так трудно было пережить холодную зиму. Подумал Дед Мороз и сказал: «Ну что ж, это хорошо, что ты хочешь помочь старым людям, раз так - отпускаю я тебя к старику и старухе. Но только, внученька, помни, как зима кончится и начнется весна, ты сразу же должна вернуться обратно. И не показывайся на солнышке!» «Спасибо, дедушка!» - ответила Снегурочка.

Стала она жить в избушке у старика со старухой, помогать им. И так хорошо и счаст­ливо жили они всю зиму. Старик со старухой рады-радешеньки: «Вот счастье-то на старо­сти лет! Теперь внучка у нас, Снегурочка». (Педагог показывает картинку: старик, старуха и Снегурочка.) Снегурочке так понравилось жить вместе с ними, что она совсем забыла, что ей надо возвращаться к Деду Морозу как только наступит весна. А весна уже наступала: днем солнышко грело все сильнее, слег уже таял, побежали ручейки. Правда вечером и ночью еще было холодно - как зимой, ведь весна - это еще не лето, но уже не зима. Снегурочка боялась выходить из дома днем, когда светит солнышко, помня наказ дедушки Мороза - не показываться на солнце.

Как-то раз был в деревне праздник - проводы зимы, и собрались все парни и девушки танцевать и веселиться. Старику со старухой жалко стало Снегурочку: «Что ж ты, милая наша внученька, дома все сидишь? Пойди, сходи к людям, повеселись, потанцуй». Поду- мала-подумала Снегурочка, выглянула в окошко, видит - солнышко скрылось за облаками, и решила: «Хорошо, пойду».

Пришла она на праздник и увидела - все кругом танцуют, веселятся, играют в разные игры, водят хоровод. И Снегурочка тоже играла вместе со всеми. Разожгли ребята костер и стали все через него прыгать и смеяться. Все девушки и парни уже прыгнули, одна Снегу­рочка осталась. «Ну, что же ты, Снегурочка, не бойся, прыгай!» - стали звать ее.

Как вы думаете, можно Снегурочке прыгать через костер? Почему?

Дети. Нельзя, она растает.

Воспитатель. Правильно. Слушайте, что было дальше. Снегурочка увидела, что все прыгнули и ничего с ними не случилось, солнышка на небе нет, а про костер Дед Мороз ей ничего не говорил... И вот она прыгнула! Не знала бедная Снегурочка, что тепло, которого ей надо было бояться, бывает не только от солнышка - тепло и даже горячо бывает и от огня. Но она же этого не знала и поэтому прыгнула. Прыгнула. и рассыпалась на мелкие капельки воды: из снега превратилась в воду. Капельки упали в костер, костер был очень жаркий, горячий и капельки сразу испарились, над костром поднялось большое белое облако пара, и оно стало подниматься все выше и выше, и вдруг все увидели (показывает картинку с облачком), как это облачко высоко в небе стало похоже на Снегурочку. Облачко уплывало все дальше и дальше.

Далее педагог разъясняет детям превращение Снегурочки: сначала в воду (капельки), потом в облачко пара.

 

Тема 9. Жидкое - твердое

Цели. Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Материал. Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки пара­фина (на каждого ребенка). Спиртовка лабораторная или электрическая плитка, стакан с холодной водой.

Методические указания

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы вами будем проводить опыты.

Но сначала вспомним уже знакомую вам игру «Наоборот». Я называю слово, а вы отве­чаете противоположным словом. Светло. (Темно.)

- Большой. (Маленький.)

- Холодный. (Горячий.)

- Твердый. (Жидкий.)

- Зима. (Лето.)

А теперь послушайте одну историю. Однажды Пятачок сварил себе компот из фруктов. (Демонстрирует стакан с горячим компотом.) Но Пятачок, как всегда, куда-то торопился и захотел сразу попробовать компот. Вы, конечно, знаете, что когда что-то варишь, например суп, кашу, сначала готовое блюдо очень горячее, а потом остывает и можно уже кушать или пить. А Пятачок хотел сразу выпить компот и, чтобы он быстрее остыл, стал думать, что же можно сделать, как же быстрее охладить горячий компот. И он поставил компот в холодиль­ник - в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер. К Пятачку в гости зашел его друг, Кролик. Пятачок вспомнил про свой компот. Как вы думаете, что достал из холодильника Пятачок?

Важно дать детям возможность высказать разные версии и затем сообщить, что сейчас они смогут проверить, кто же оказался прав.

Воспитатель. Пятачок и Кролик заглянули в морозилку. Увидели там стакан. (Демон­стрирует стакан с замороженным компотом.) Достали его из холодильника и удивились. «Это не мой компот, - сказал Пятачок, - это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?» Куда подевался компот Пятачка, ребята?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.