|
|||
Тема 17. Лед - вода - пар 3 страницаКролик посмотрел и понял, что случилось с компотом, который долго стоял в холодильнике. Он все объяснил непонятливому Пятачку. А вы, ребята, можете объяснить Пятачку, что случилось с его компотом? Дети. Компот замерз, превратился в лед. Воспитатель. Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед. Был компот жидкий, а стал... (твердый). Как же теперь быть Пятачку? Ведь твердое нельзя пить. Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать? Дети. Надо, чтобы компот растаял. Хорошо если кто-то из ребят скажет, что компот постепенно снова станет жидким. Но все же стоит задать провокационный вопрос: «Так что, поставить его в обратно в морозильник и он там жидким станет? Верно, в морозильнике он так и останется твердым, надо его оставить снаружи. А как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проносит стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте. Дети. Надо его нагреть. Воспитатель. Правильно, нагреть! Мы будем нагревать лед, и он из твердого станет... (жидким). Вот мы и выяснили, как жидкий компот превратился в твердый. Твердое может превратиться в жидкое, а жидкое - в твердое. Сейчас мы проведем опыты: превратим твердое в жидкое и обратно - жидкое в твердое. Что надо сделать, чтобы лед превратился в воду? (Нагреть.) Лед твердый и превращается в. (воду). Далее педагог раздает детям кусочки парафина. Сообщает: «Это вещество называется парафин. Какой он, парафин? Парафин твердый. Как вы думаете, может он стать жидким? Важно выслушать ответы детей, обратить их внимание на то, что кто-то считает, что возможно парафин превратить в жидкий, а кто-то в этом сомневается. Воспитатель. Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Нагревали.) А как нагревали? (Ладошками.) Воспитатель. Нагревайте парафин руками, помните, ведь лед у вас в руках таял - превращался в воду, может, и парафин растает. Дети безуспешно пытаются нагреть парафин - не получается. Воспитатель. Скажите, а руки у вас горячие? (Теплые.) Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет? (Мало тепла. Руки недостаточно горячие.) Как же нам быть? Педагог дает детям возможность высказаться и предложить различные варианты действий. Если ребята не находят верный вариант ответа, то взрослый продолжает беседу: «Если руками не получается, может, есть что-то, что может быть еще горячее? Что может быть горячим? (Плитка. Солнце.) Ну, солнышко на улице, а вот плитка у нас есть. (Можно использовать электрическую плитку или зажечь спиртовку.) Она очень горячая! Что будем делать дальше?» (Положим парафин на плитку.) Отлично. Давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, положим его в стакан. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он весь не растает. Педагог поднимает и покачивает стакан, чтобы всем было видно, что получилась жидкость, и спрашивает: «Что теперь у нас в стакане?» Дети отвечают: «Жидкость». (Некоторые дети могут сказать «Вода», на что взрослый замечает: «Но мы ведь туда воду не наливали».) Воспитатель. А откуда же тут взялась жидкость? Ведь мы ее туда не наливали! И куда исчез кусочек парафина? Кто его забрал? Важно, чтобы дети сами догадались, что парафин стал из твердого жидким. Воспитатель. У нас получилась жидкость. Был парафин твердый (показывает: в одной руке стакан, в другой - кусок парафина), стал - жидкий. А почему он стал жидким? (Мы его нагревали.) А как сделать, чтобы он опять стал твердым? (Охладить.) Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин, стал твердым, нужно его охладить. Сейчас мы выльем его вот сюда. (Выливает парафин в небольшую картонную квадратную коробочку, выстланную изнутри целлофаном - чтобы можно было потом легко отделить кусок парафина.) А коробочку поставим охлаждаться в холодную воду Парафин горячий, вода холодная, вот он и будет у нас охлаждаться. Охлажденный парафин педагог вынимает из коробочки и дает пощупать детям: «Ну-ка потрогайте кусочек парафина. Какой он стал? Был жидкий, а теперь какой? (Твердый.) Вот какой опыт мы провели: теперь вы знаете, что твердое может стать жидким, а жидкое может превратиться в твердое. Как можно изобразить, что твердое становится жидким и жидкое становятся твердым?» Проводится игра «Твердое - жидкое». По команде «Твердое!» дети сжимаются, прижимают руки к груди. По команде «Жидкое!» медленно разнимают руки, разводят их в стороны и выполняют «плавающие» движения. Игра повторяется несколько раз. В завершение педагог говорит: «Вот эти кусочки парафина возьмите домой и вместе с папой или мамой проделайте такой же опыт». Домашнее задание родителям Проведите «опыт» по плавлению парафина и его отвердеванию (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторит: «Парафин твердый - нагреваем - превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердеванием парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот и проследит за превращением жидкости в лед (посмотрит через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем и несколько раз повторит: «Лед твердый - нагреваем - превращается в жидкую воду».
Тема 10. Нагревание - охлаждение Цели. Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) - кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) - кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка. Методические указания Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление парафина, охлаждение воды). Воспитатель. Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал... (твердый). Пятачок хотел выпить этот компот и разморозил его - компот опять стал жидкий, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя - можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показывает картинку.) Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорее прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим? (Согреть.) Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким? (Теплым.) Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду? (Надо нагреть лед.) Что получится? (Вода.) Твердый лед превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твердый или жидкий? (Твердый.) Можно ли твердый сахар сделать жидким? Педагог выслушивает разные версии, обращает внимание детей на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твердый сахар превратить в жидкость?» Дети. Нагреть на плитке. Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет - превратится ли твердый сахар в жидкий. Педагог раздает детям кусочки сахара и говорит: «Сахар твердый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть». Затем сахар плавят таким же образом, как на предыдущем занятии парафин. Можно подержать сахар над пламенем спиртовки - появится капелька (она жидкая), капелька застынет и превратится в твердый сахар. Воспитатель. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твердого в жидкий. Твердое становится жидким, жидкое становится твердым! Далее педагог предлагает: «А теперь мы поиграем в игру «Твердый - жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твердый лед - сжать ручки в кулачки и съежиться: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду - «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лед или воду тогда, когда услышите слова «затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы?» В игре могут принимать участие сначала 5-7 человек (остальные дети наблюдают за игрой). Воспитатель (демонстрируя символ «холода»). Вот и холод наступает Замерзает, охлаждает. Все в ледышки превращает, Все вокруг затвердевает! Дети изображают лед. Воспитатель. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»). Греет - нагревает. Нагревает, превращает... Превращает всех ледышек В быстрых жидких шалунишек! Дети «превращаются в воду», «плавают». Далее игра повторяется, в ней может принять участие вся группа. В завершение проводится игра «Наоборот». Закрепление материала в течение недели Игра «Твердый - жидкий» («Тяжелый - легкий», «Светло - темно») Взрослый называет слово, обозначающее какое-либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твердому или жидкому, и изобразить это состояние игровым действием - показать «твердое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения). Исходное положение: руки на пояс. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твердому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе. Можно называть такие слова: компот, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, подушка, шапочка и т. д. Игра «Назови твердое или жидкое» Игра обратна предыдущей игре. Теперь жидкое или твердое изображает взрослый, а дети называют предмет или вещество. Домашнее задание родителям Проведите с ребенком опыт по плавлению сахара и его отвердеванию: возьмите кусок сахара и положите его на сковороду. Пусть ребенок вместе с вами наблюдает под вашим контролем плавление сахара. Затем понаблюдайте за отвердеванием сахара. Обязательно соблюдайте осторожность!
Тема 11. Испарение Цели. Формирование представлений об испарении воды - превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед - вода - пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Материал. Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля. Методические указания Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление сахара). Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться жидкое? (В твердое.) А как это проверить? Что нужно сделать? (Охладить.) Правильно. Твердое превращается в жидкое, жидкое превращается в твердое. Педагог предлагает детям проделать опыт по превращению твердого льда в жидкую воду. Раздает им по кусочку льда и спрашивает: «Какой лед, кто мне ответит?» Дети. Холодный, твердый. Воспитатель. Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду. Дети растапливают лед в руках. Воспитатель. Лед холодный, ладошки у вас теплые, получается вода. Лед мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твердый лед превращается в жидкую воду. А как из воды сделать лед? (Поставить в холодильник.) Правильно, надо лед охладить и жидкая вода станет твердым... (Льдом.) Ребята, у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок? (Демонстрирует лед, замороженный в стакане.) Как его превратить в воду? Как сделать, чтобы он растаял? (Надо нагреть на плите.) Правильно. Лед холодный, плита горячая, на плите лед тоже превратится в воду. Нагревали лед в ладошках, нагревали на плите. А как еще можно нагреть? Что же может нагревать? Лед в водичку превращать? Что еще дает тепло? (Солнышко, огонь.) Правильно, и солнышко согреет лед, и огонь. Солнце дарит нам тепло, Солнце нагревает, Солнышко горячее Землю освещает! А еще огонь горячий И горячая плита. Греют-греют, нагревают, Много нам несут тепла! А еще тепло нам дает отопление - по трубам идет горячая вода и в комнатах всегда зимой тепло. (Можно показать детям трубу отопления.) Значит, твердый лед нагреть можно и на солнышке, и на плите, и на огне. Педагог демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?» Дети. Вода станет горячей. Воспитатель. Правильно, а если еще сильнее нагревать будем? Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет». Воду нагревают в кастрюле на электрической плитке или на спиртовке. Вода кипит, появляется пар. Воспитатель. Ребята, что это над водой появилось? Дети. Пар. Следует нагревать небольшое количество воды так, чтобы она на глазах у детей испарилась. Воспитатель. Куда исчезла вода? Все видели: в кастрюлю налили воду, потом появился пар... А вода-то где? Может, кастрюлька с дыркой и вода пролилась? Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар. Воспитатель. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар. Итак, твердое - жидкое - пар! Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть пар: вода - твердая, вода - жидкая, вода - пар. Посмотрите на пар. Какой он? (Белый, легкий.) Да, пар белый, легкий, он улетает. Скажите, пар твердый? (Нет.) Пар - жидкий? (Нет.) Правильно, пар - не твердый и не жидкий, пар - он как воздух, как дым от костра, как облака на небе. Отгадайте загадку: Если сильный-сильный жар, Из водички будет. (пар). Правильно. Давайте нарисуем пар - изобразим воду и пар над ней. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (Сухие.) А были мокрые, ведь вы в них держали лед. Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода? (Впиталась. Испарилась.) Правильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках? Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и плита, и пара образуется мало. Воспитатель. Ну а теперь нарисуем водичку и пар - как пар клубится над горячей водой. Дети приступают к рисованию. Закрепление материала в течение недели Игра «Лед - вода - пар» На команду педагога «Пар!» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят: «Ф-ф-ф»), На команду «Вода!» дети «плавают», на команду «Лед!» - сжимаются.
Тема 12. Золушка Цели. Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию. Материал. Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка). Методические указания Воспитатель. Ребята, не прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и превращается в пар: Если сильный - сильный жар, Из водички будет... (пар). Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой. (горячей). И над водой будет виден пар. Пар легкий, он поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет подниматься все выше и выше, то что будет? Дети. Облачко! Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар - они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар получается из. (из воды). Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды. Отгадайте загадку: Дождик вдруг полил из тучки И накапал нам на ручки. Как вода попала в тучку? Кто ответит мне получше? Так кто же скажет, как водичка на небо попадает? Дети. Вода испаряется и поднимается в небо. Воспитатель. Правильно, вода испаряется - превращается в пар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет. Что? Правильно, дождик! Дождик - это же вода, А она везде, всегда. Зимой и летом, круглый год Дружат пар, вода и лед! Если холод вдруг придет, Из водички будет. (лед). Если вдруг тепло настанет, Жарко будет, лед. (растает). Лед растает, и тогда Будет из него. (вода). Если сильный-сильный жар, Из водички будет... (пар). Если пар вдруг охладится, Превратится пар в. (водицу). Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода - из тучек идет дождь. Я - веселая вода, Я бегу туда-сюда. Я и в ванне, и в реке, И вблизи, и вдалеке. Превращаюсь в пар и в лед, А могу наоборот! Какая бывает вода? (Холодная, горячая, теплая, жидкая.) А твердая вода бывает? (Да, это лед.) А вверх может улетать? (В виде пара вода может улететь.) Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода. (испаряется). Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода - другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете? Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар. Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой? Педагог выслушивает ответы детей, а затем предлагает им послушать сказку. Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дровосека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи - жены дровосека - родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей. Однажды во дворце был назначен большой праздник - бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных украшений, а еще - духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям подушиться одеколоном. Золушка тоже попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала: «Вот тебе одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, тогда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну маленькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на столе. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее было много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много времени. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька одеколона с блюдечка, - и увидела, что капли нет! «Куда же она делась?» - подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчезла капелька одеколона с блюдечка? Дети. Испарилась. Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте посмотрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капельке на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с каплей одеколона.) Понюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внимательно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно чуть-чуть ее размазать пальчиком по блюдцу. Уменьшается капелька? Одеколон жидкий - посмотрите. (Покачивает флакон с одеколоном.) Жидкость испаряется, но мы не видим этого - не видно пара. Кто скажет, почему не видно пара? Дети. Потому что его мало. Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаряется - видите, капелька уменьшается, становится все меньше и меньше. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, они тоже испаряются - солнышко их греет, и они быстрее испаряются. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испаряться, только медленно-медленно и потом совсем исчезнут. А теперь давайте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше. Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказку о Золушке (традиционное продолжение сказки). Домашнее задание родителям Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение). Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).
Тема 13. Выпаривание соли Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. Материал. Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка. Методические указания Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) А что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше и меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испаряться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться: и вода, которая течет из крана, и вода в реке, в море, в океане, и компот, одеколон, суп - все жидкости испаряются. Вы знаете, чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (Вода в море соленая.) Правильно, вода в море соленая, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже несоленая. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп, котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленая. (Показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была в воде, остается. Посмотрите на картинку: соль лежит по берегам озера... Эту соль можно собирать и добавлять в пишу. Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленой воды соль. У меня стакан с водой, а в банке - соль. Попробуйте ее на вкус - соленая? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может, она исчезла - ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде - вода стала соленая. (Пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленая, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленая вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает? Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть». Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получится? Дети. Вода улетит, а соль останется. Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим - действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль от воды. Чтобы получить из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить, то есть испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать? Дети. Нагреть воду. Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет. Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. Педагог говорит: «Видите, ребята, вода испаряется - уже появился пар. Вода превращается в пар». Через некоторое время на дне пробирки начинает появляться соль. Педагог спрашивает: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (Соль.) Да, это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась. Воду из пробирки выпаривают почти до конца, пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль. Воспитатель. Воду мы нагревали и она... (испарилась). Вода превращается в... (пар). Очень хорошо! Вам домашнее задание - возьмите стакан воды и положите туда соль, помешайте ложкой, пока соль не растворится, а потом вместе с папой или мамой нагревайте эту соленую воду, и вы увидите, как вода превращается в пар, а соль остается. Закрепление материала в течение недели Игры «Покажи твердое или жидкое», «Назови твердое или жидкое», «Наоборот», «Мы шагаем», «Мы растем». Домашнее задание родителям Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане с водой ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратие внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная). Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте с ребенком за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью). Обсудите с ребенком увиденное, обратите внимание на последовательность растворения соли в воде и ее выпаривание из воды.
Тема 14. Стирка и глажение белья Цель. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. Материал. Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребенок, чистый ребенок. Методические указания Воспитатель. Ребята, вы, конечно, знаете Хрюшу и Каркушу? Как-то раз собрались они на передачу «Спокойной, ночи, малыши» и видят, что одежда-то у них грязная: у Каркуши испачкано платье, а у Хрюши - штанишки: он ел мороженое, сначала оно было твердое, а потом растаяло и стало капать ему на штанишки. Что же им делать? Надо постирать вещи, чтобы они не были грязными. Для чего стирают вещи? Когда мы долю носим одежду, то она становится грязной, а грязное носить некрасиво. Когда одежду постирают, то она из грязной превращается в чистую. Потом снова чистое становится грязным и опять надо стирать. Итак, Хрюша и Каркуша постирали свои штанишки и платье. Педагог «стирает» кукольные штанишки и платье в тазике. Воспитатель. Ну вот мы с вами увидели, как стирают белье. Но нельзя сразу же надевать штанишки и платье, правда? Почему? Дети. Вещи мокрые. Воспитатель. Да, одежда еще мокрая - потрогайте. (Дети трогают вещи.) Чтобы Хрюша и Каркуша могли надеть штанишки и платье, их нужно просушить. Мокрое - это значит вода в вещах осталась. Как же нам эту воду из них убрать? Как от воды избавиться? (Просушить.) Правильно, надо просушить, и вода из белья... (испарится). Вода испарится, и вещи из мокрых станут сухими. Но если мы повесим одежду сушиться, то вода будет долго испаряться. Как нам быстро высушить штанишки и платье, чтобы Хрюша и Каркуша поскорее надели их и пошли на передачу? Чтобы быстрее превратить мокрое в сухое, нужно чтобы вода быстрее испарилась. Что нужно для того, чтобы вода превратилась в пар? Если сильный-сильный жар, Из водички будет. (пар). Так что нужно, чтобы вода превратилась в пар? (Нагреть.) Правильно, надо воду, которая сейчас в штанишках и платье, нагреть, и она превратится в пар - испарится. Что же используют, чтобы эту воду нагреть и испарить? Как вы думаете? Кто не знает - послушайте загадку: В полотняной стране По реке-простыне Пароходик на волне. И плывет пароход То назад - то вперед. Где проедет - сильный жар, Превращает воду в пар. Не боится плыть по волнам, Где проедет, станет ровно. Кто к нему ни прикоснется, Сразу больно обожжется! (Утюг) Нужно мокрые вещи прогладить утюгом, и они станут сухими. У нас есть горячий утюг. Давайте погладим им платье и штанишки. Педагог гладит утюгом штанишки и платье и говорит: «Смотрите, ребята, пар из-под утюга! Это водичка превращается в пар - утюг нагревает воду, и она испаряется. И штанишки из мокрых превращаются в сухие!» Педагог дает детям пощупать сухие вещи. Воспитатель. Ребята, у нас были вещи мокрые, потом вода испарилась и они стали сухими. Теперь Хрюша и Каркуша могут надеть свои штанишки и платьице и пойти на передачу. Вот вам домашнее задание - вместе с мамой попробуйте постирать и погладить свои штанишки или платье. Закрепление материала в течение недели Прочитать детям сказку «Мойдодыр». Акцентировать внимание ребят на мытье рук перед едой: руки были грязные, помыли - стали чистые. Домашнее задание родителям Покажите ребенку стирку белья. Пусть он поможет вам (по возможности) положить белье в стиральную машину. Обратите внимание ребенка на то, что воротнички у рубашки (или носки и пр.) - грязные. Далее обратите внимание на процесс стирки, а затем - на то, что после стирки они стали чистыми. Предложите ребенку зарисовать стадии стирки: грязное белье до стирки, процесс стирки белья в машинке, чистое белье после стирки.
|
|||
|