Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 17. Лед - вода - пар 3 страница



Кролик посмотрел и понял, что случилось с компотом, который долго стоял в холодиль­нике. Он все объяснил непонятливому Пятачку. А вы, ребята, можете объяснить Пятачку, что случилось с его компотом?

Дети. Компот замерз, превратился в лед.

Воспитатель. Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед. Был компот жидкий, а стал... (твердый). Как же теперь быть Пятачку? Ведь твердое нельзя пить. Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?

Дети. Надо, чтобы компот растаял.

Хорошо если кто-то из ребят скажет, что компот постепенно снова станет жидким. Но все же стоит задать провокационный вопрос: «Так что, поставить его в обратно в морозиль­ник и он там жидким станет? Верно, в морозильнике он так и останется твердым, надо его оставить снаружи. А как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проносит ста­кан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Поду­майте.

Дети. Надо его нагреть.

Воспитатель. Правильно, нагреть! Мы будем нагревать лед, и он из твердого станет... (жидким). Вот мы и выяснили, как жидкий компот превратился в твердый. Твердое может превратиться в жидкое, а жидкое - в твердое. Сейчас мы проведем опыты: превратим твердое в жидкое и обратно - жидкое в твердое. Что надо сделать, чтобы лед превратился в воду? (Нагреть.) Лед твердый и превращается в. (воду).

Далее педагог раздает детям кусочки парафина. Сообщает: «Это вещество называется парафин. Какой он, парафин? Парафин твердый. Как вы думаете, может он стать жидким?

Важно выслушать ответы детей, обратить их внимание на то, что кто-то считает, что возможно парафин превратить в жидкий, а кто-то в этом сомневается.

Воспитатель. Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Нагревали.) А как нагревали? (Ладошками.)

Воспитатель. Нагревайте парафин руками, помните, ведь лед у вас в руках таял - пре­вращался в воду, может, и парафин растает.

Дети безуспешно пытаются нагреть парафин - не получается.

Воспитатель. Скажите, а руки у вас горячие? (Теплые.) Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет? (Мало тепла. Руки недостаточно горячие.) Как же нам быть?

Педагог дает детям возможность высказаться и предложить различные варианты дей­ствий. Если ребята не находят верный вариант ответа, то взрослый продолжает беседу: «Если руками не получается, может, есть что-то, что может быть еще горячее? Что может быть горячим? (Плитка. Солнце.) Ну, солнышко на улице, а вот плитка у нас есть. (Можно использовать электрическую плитку или зажечь спиртовку.) Она очень горячая! Что будем делать дальше?» (Положим парафин на плитку.) Отлично. Давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, положим его в стакан.

Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он весь не растает. Педагог поднимает и покачивает стакан, чтобы всем было видно, что получилась жидкость, и спрашивает: «Что теперь у нас в стакане?»

Дети отвечают: «Жидкость». (Некоторые дети могут сказать «Вода», на что взрослый замечает: «Но мы ведь туда воду не наливали».)

Воспитатель. А откуда же тут взялась жидкость? Ведь мы ее туда не наливали! И куда исчез кусочек парафина? Кто его забрал?

Важно, чтобы дети сами догадались, что парафин стал из твердого жидким.

Воспитатель. У нас получилась жидкость. Был парафин твердый (показывает: в одной руке стакан, в другой - кусок парафина), стал - жидкий. А почему он стал жидким? (Мы его нагревали.) А как сделать, чтобы он опять стал твердым? (Охладить.) Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин, стал твердым, нужно его охладить. Сейчас мы выльем его вот сюда. (Выливает парафин в небольшую картонную квадратную коробочку, выстланную изнутри целлофаном - чтобы можно было потом легко отделить кусок парафина.) А коро­бочку поставим охлаждаться в холодную воду Парафин горячий, вода холодная, вот он и будет у нас охлаждаться.

Охлажденный парафин педагог вынимает из коробочки и дает пощупать детям: «Ну-ка потрогайте кусочек парафина. Какой он стал? Был жидкий, а теперь какой? (Твердый.) Вот какой опыт мы провели: теперь вы знаете, что твердое может стать жидким, а жидкое может превратиться в твердое. Как можно изобразить, что твердое становится жидким и жидкое становятся твердым?»

Проводится игра «Твердое - жидкое». По команде «Твердое!» дети сжимаются, при­жимают руки к груди. По команде «Жидкое!» медленно разнимают руки, разводят их в сто­роны и выполняют «плавающие» движения.

Игра повторяется несколько раз.

В завершение педагог говорит: «Вот эти кусочки парафина возьмите домой и вместе с папой или мамой проделайте такой же опыт».

Домашнее задание родителям

Проведите «опыт» по плавлению парафина и его отвердеванию (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и рас­плавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторит: «Парафин твер­дый - нагреваем - превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердеванием парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот и проследит за превращением жидкости в лед (посмотрит через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем и несколько раз повторит: «Лед твердый - нагреваем - превращается в жидкую воду».

 

Тема 10. Нагревание - охлаждение

Цели. Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отверде­вании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) - кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) - кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.

Методические указания

Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление парафина, охлаждение воды).

Воспитатель. Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот замо­розил? Был у него компот жидкий, а стал... (твердый). Пятачок хотел выпить этот компот и разморозил его - компот опять стал жидкий, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя - можно забо­леть. И Пятачок заболел. (Показывает картинку.) Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорее прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горя­чим? (Согреть.) Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким? (Теп­лым.) Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду? (Надо нагреть лед.) Что получится? (Вода.) Твердый лед превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твердый или жидкий? (Твердый.) Можно ли твердый сахар сделать жидким?

Педагог выслушивает разные версии, обращает внимание детей на то, что мнения раз­делились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твердый сахар превратить в жидкость?»

Дети. Нагреть на плитке.

Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет - превратится ли твердый сахар в жидкий.

Педагог раздает детям кусочки сахара и говорит: «Сахар твердый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть».

Затем сахар плавят таким же образом, как на предыдущем занятии парафин. Можно подержать сахар над пламенем спиртовки - появится капелька (она жидкая), капелька засты­нет и превратится в твердый сахар.

Воспитатель. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превра­тить из твердого в жидкий. Твердое становится жидким, жидкое становится твердым!

Далее педагог предлагает: «А теперь мы поиграем в игру «Твердый - жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твердый лед - сжать ручки в кулачки и съежиться: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду - «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лед или воду тогда, когда услышите слова «затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы?»

В игре могут принимать участие сначала 5-7 человек (остальные

дети наблюдают за игрой).

Воспитатель (демонстрируя символ «холода»).

Вот и холод наступает

Замерзает, охлаждает.

Все в ледышки превращает,

Все вокруг затвердевает!

Дети изображают лед.

Воспитатель. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).

Греет - нагревает.

Нагревает, превращает...

Превращает всех ледышек

В быстрых жидких шалунишек!

Дети «превращаются в воду», «плавают».

Далее игра повторяется, в ней может принять участие вся группа.

В завершение проводится игра «Наоборот».

Закрепление материала в течение недели

Игра «Твердый - жидкий» («Тяжелый - легкий», «Светло - темно»)

Взрослый называет слово, обозначающее какое-либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твердому или жид­кому, и изобразить это состояние игровым действием - показать «твердое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения).

Исходное положение: руки на пояс. Если слово обозначает вещество или предмет, кото­рое нельзя отнести ни к твердому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе.

Можно называть такие слова: компот, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, подушка, шапочка и т. д.

Игра «Назови твердое или жидкое»

Игра обратна предыдущей игре. Теперь жидкое или твердое изображает взрослый, а дети называют предмет или вещество.

Домашнее задание родителям

Проведите с ребенком опыт по плавлению сахара и его отвердеванию: возьмите кусок сахара и положите его на сковороду. Пусть ребенок вместе с вами наблюдает под вашим кон­тролем плавление сахара. Затем понаблюдайте за отвердеванием сахара. Обязательно соблю­дайте осторожность!

 

Тема 11. Испарение

Цели. Формирование представлений об испарении воды - превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед - вода - пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.

Методические указания

Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление сахара).

Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться жидкое? (В твердое.) А как это проверить? Что нужно сделать? (Охладить.) Правильно. Твердое превращается в жидкое, жидкое превра­щается в твердое.

Педагог предлагает детям проделать опыт по превращению твердого льда в жидкую воду. Раздает им по кусочку льда и спрашивает: «Какой лед, кто мне ответит?»

Дети. Холодный, твердый.

Воспитатель. Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду.

Дети растапливают лед в руках.

Воспитатель. Лед холодный, ладошки у вас теплые, получается

вода. Лед мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твердый лед превра­щается в жидкую воду. А как из воды сделать лед? (Поставить в холодильник.) Правильно, надо лед охладить и жидкая вода станет твердым... (Льдом.) Ребята, у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок? (Демонстрирует лед, замороженный в стакане.) Как его превратить в воду? Как сделать, чтобы он растаял? (Надо нагреть на плите.) Пра­вильно. Лед холодный, плита горячая, на плите лед тоже превратится в воду. Нагревали лед в ладошках, нагревали на плите. А как еще можно нагреть? Что же может нагревать? Лед в водичку превращать? Что еще дает тепло? (Солнышко, огонь.) Правильно, и солнышко согреет лед, и огонь.

Солнце дарит нам тепло,

Солнце нагревает,

Солнышко горячее Землю освещает!

А еще огонь горячий И горячая плита.

Греют-греют, нагревают,

Много нам несут тепла!

А еще тепло нам дает отопление - по трубам идет горячая вода и в комнатах всегда зимой тепло. (Можно показать детям трубу отопления.) Значит, твердый лед нагреть можно и на солнышке, и на

плите, и на огне.

Педагог демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?»

Дети. Вода станет горячей.

Воспитатель. Правильно, а если еще сильнее нагревать будем?

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет».

Воду нагревают в кастрюле на электрической плитке или на спиртовке. Вода кипит, появляется пар.

Воспитатель. Ребята, что это над водой появилось?

Дети. Пар.

Следует нагревать небольшое количество воды так, чтобы она на глазах у детей испа­рилась.

Воспитатель. Куда исчезла вода? Все видели: в кастрюлю налили воду, потом появился пар... А вода-то где? Может, кастрюлька с дыркой и вода пролилась?

Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.

Воспитатель. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар. Итак, твердое - жидкое - пар! Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть пар: вода - твердая, вода - жидкая, вода - пар. Посмотрите на пар. Какой он? (Белый, легкий.) Да, пар белый, легкий, он улетает. Скажите, пар твердый? (Нет.) Пар - жидкий? (Нет.) Правильно, пар - не твердый и не жидкий, пар - он как воздух, как дым от костра, как облака на небе. Отгадайте загадку:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар).

Правильно. Давайте нарисуем пар - изобразим воду и пар над ней. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (Сухие.) А были мокрые, ведь вы в них держали лед. Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода? (Впиталась. Испарилась.) Пра­вильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и плита, и пара образуется мало.

Воспитатель. Ну а теперь нарисуем водичку и пар - как пар клубится над горячей водой.

Дети приступают к рисованию.

Закрепление материала в течение недели

Игра «Лед - вода - пар»

На команду педагога «Пар!» дети изображают пар (выполняют круговые движения руками и произносят: «Ф-ф-ф»), На команду «Вода!» дети «плавают», на команду «Лед!» - сжимаются.

 

Тема 12. Золушка

Цели. Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представ­лений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, не прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и превращается в пар:

Если сильный - сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой. (горя­чей). И над водой будет виден пар. Пар легкий, он поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет подниматься все выше и выше, то что будет?

Дети. Облачко!

Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар - они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар получается из. (из воды). Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды. Отгадайте загадку:

Дождик вдруг полил из тучки И накапал нам на ручки.

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?

Так кто же скажет, как водичка на небо попадает?

Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.

Воспитатель. Правильно, вода испаряется - превращается в пар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет. Что? Правильно, дождик!

Дождик - это же вода,

А она везде, всегда.

Зимой и летом, круглый год

Дружат пар, вода и лед!

Если холод вдруг придет,

Из водички будет. (лед).

Если вдруг тепло настанет,

Жарко будет, лед. (растает).

Лед растает, и тогда Будет из него. (вода).

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в. (водицу).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получа­ется из пара снова вода - из тучек идет дождь.

Я - веселая вода,

Я бегу туда-сюда.

Я и в ванне, и в реке,

И вблизи, и вдалеке.

Превращаюсь в пар и в лед,

А могу наоборот!

Какая бывает вода? (Холодная, горячая, теплая, жидкая.) А твердая

вода бывает? (Да, это лед.) А вверх может улетать? (В виде пара вода может улететь.) Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода. (испаряется). Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода - другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете?

Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар.

Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой?

Педагог выслушивает ответы детей, а затем предлагает им послушать сказку.

Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дровосека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи - жены дровосека - родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей. Однажды во дворце был назначен большой праздник - бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных укра­шений, а еще - духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям поду­шиться одеколоном. Золушка тоже попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала: «Вот тебе одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, тогда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну маленькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на столе. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее было много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много времени. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька одеколона с блюдечка, - и увидела, что капли нет! «Куда же она делась?» - подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчезла капелька одеколона с блюдечка?

Дети. Испарилась.

Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте посмотрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капельке на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с кап­лей одеколона.) Понюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внимательно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно чуть-чуть ее размазать пальчи­ком по блюдцу. Уменьшается капелька? Одеколон жидкий - посмотрите. (Покачивает фла­кон с одеколоном.) Жидкость испаряется, но мы не видим этого - не видно пара. Кто скажет, почему не видно пара?

Дети. Потому что его мало.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаряется - видите, капелька уменьшается, становится все меньше и меньше. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, они тоже испаряются - солнышко их греет, и они быстрее испаряются. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испаряться, только медленно-медленно и потом совсем исчезнут. А теперь давайте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше.

Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказку о Золушке (тра­диционное продолжение сказки).

Домашнее задание родителям

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточ­ная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зари­совать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

 

 

Тема 13. Выпаривание соли

Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) А что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше и меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испаряться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться: и вода, которая течет из крана, и вода в реке, в море, в оке­ане, и компот, одеколон, суп - все жидкости испаряются. Вы знаете, чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (Вода в море соленая.) Правильно, вода в море соле­ная, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже несоленая. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп, котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленая. (Показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была в воде, остается. Посмотрите на картинку: соль лежит по берегам озера... Эту соль можно собирать и добавлять в пишу. Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленой воды соль.

У меня стакан с водой, а в банке - соль. Попробуйте ее на вкус - соленая? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может, она исчезла - ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде - вода стала соленая. (Пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленая, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленая вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?

Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть».

Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получится?

Дети. Вода улетит, а соль останется.

Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим - действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль от воды. Чтобы получить из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить, то есть испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?

Дети. Нагреть воду.

Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.

Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.

Педагог говорит: «Видите, ребята, вода испаряется - уже появился пар. Вода превра­щается в пар».

Через некоторое время на дне пробирки начинает появляться соль.

Педагог спрашивает: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (Соль.) Да, это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда

же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.

Воду из пробирки выпаривают почти до конца, пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.

Воспитатель. Воду мы нагревали и она... (испарилась). Вода превращается в... (пар). Очень хорошо! Вам домашнее задание - возьмите стакан воды и положите туда соль, поме­шайте ложкой, пока соль не растворится, а потом вместе с папой или мамой нагревайте эту соленую воду, и вы увидите, как вода превращается в пар, а соль остается.

Закрепление материала в течение недели

Игры «Покажи твердое или жидкое», «Назови твердое или жидкое», «Наоборот», «Мы шагаем», «Мы растем».

Домашнее задание родителям

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды.

Размешайте в стакане с водой ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратие внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте с ребенком за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Обсудите с ребенком увиденное, обратите внимание на последовательность растворе­ния соли в воде и ее выпаривание из воды.

 

Тема 14. Стирка и глажение белья

Цель. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к пре­образованию.

Материал. Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребенок, чистый ребенок.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, вы, конечно, знаете Хрюшу и Каркушу? Как-то раз собрались они на передачу «Спокойной, ночи, малыши» и видят, что одежда-то у них грязная: у Каркуши испачкано платье, а у Хрюши - штанишки: он ел мороженое, сначала оно было твердое, а потом растаяло и стало капать ему на штанишки. Что же им делать? Надо постирать вещи, чтобы они не были грязными. Для чего стирают вещи? Когда мы долю носим одежду, то она становится грязной, а грязное носить некрасиво. Когда одежду постирают, то она из грязной превращается в чистую. Потом снова чистое становится грязным и опять надо стирать. Итак, Хрюша и Каркуша постирали свои штанишки и платье.

Педагог «стирает» кукольные штанишки и платье в тазике.

Воспитатель. Ну вот мы с вами увидели, как стирают белье. Но нельзя сразу же наде­вать штанишки и платье, правда? Почему?

Дети. Вещи мокрые.

Воспитатель. Да, одежда еще мокрая - потрогайте. (Дети трогают вещи.) Чтобы Хрюша и Каркуша могли надеть штанишки и платье, их нужно просушить. Мокрое - это значит вода в вещах осталась. Как же нам эту воду из них убрать? Как от воды избавиться? (Просушить.) Правильно, надо просушить, и вода из белья... (испарится). Вода испарится, и вещи из мокрых станут сухими. Но если мы повесим одежду сушиться, то вода будет долго испаряться. Как нам быстро высушить штанишки и платье, чтобы Хрюша и Каркуша поско­рее надели их и пошли на передачу? Чтобы быстрее превратить мокрое в сухое, нужно чтобы вода быстрее испарилась. Что нужно для того, чтобы вода превратилась в пар?

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет. (пар).

Так что нужно, чтобы вода превратилась в пар? (Нагреть.) Правильно, надо воду, кото­рая сейчас в штанишках и платье, нагреть, и она превратится в пар - испарится. Что же используют, чтобы эту воду нагреть и испарить? Как вы думаете? Кто не знает - послушайте загадку:

В полотняной стране

По реке-простыне

Пароходик на волне.

И плывет пароход

То назад - то вперед.

Где проедет - сильный жар,

Превращает воду в пар.

Не боится плыть по волнам,

Где проедет, станет ровно.

Кто к нему ни прикоснется,

Сразу больно обожжется! (Утюг)

Нужно мокрые вещи прогладить утюгом, и они станут сухими. У нас есть горячий утюг. Давайте погладим им платье и штанишки.

Педагог гладит утюгом штанишки и платье и говорит: «Смотрите, ребята, пар из-под утюга! Это водичка превращается в пар - утюг нагревает воду, и она испаряется. И шта­нишки из мокрых превращаются в сухие!»

Педагог дает детям пощупать сухие вещи.

Воспитатель. Ребята, у нас были вещи мокрые, потом вода испарилась и они стали сухими. Теперь Хрюша и Каркуша могут надеть свои штанишки и платьице и пойти на пере­дачу. Вот вам домашнее задание - вместе с мамой попробуйте постирать и погладить свои штанишки или платье.

Закрепление материала в течение недели

Прочитать детям сказку «Мойдодыр». Акцентировать внимание ребят на мытье рук перед едой: руки были грязные, помыли - стали чистые.

Домашнее задание родителям

Покажите ребенку стирку белья. Пусть он поможет вам (по возможности) положить белье в стиральную машину. Обратите внимание ребенка на то, что воротнички у рубашки (или носки и пр.) - грязные. Далее обратите внимание на процесс стирки, а затем - на то, что после стирки они стали чистыми.

Предложите ребенку зарисовать стадии стирки: грязное белье до стирки, процесс стирки белья в машинке, чистое белье после стирки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.