Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим.
После этого совершается чтение Евангелия. Сегодня читается Евангелие от Иоанна, 64 зачало, глава 20, стихи 11-18.
Во врeмz џно, марjа стоsше ў гр0ба внЁ плaчущи. ћкоже плaкашесz, прини1че во гр0бъ: И# ви1дэ двA ѓгGла въ бёлыхъ ри1захъ сэдsща, є3ди1наго ў главы2, и3 є3ди1наго ў ногY, и3дёже бЁ лежaло тёло ї}сово. И# глаг0ласта є4й џна: жeно, что2 плaчешисz; глаг0ла и4ма, ћкw взsша гDа моего2, и3 не вёмъ гдЁ положи1ша є3го2. И# сі‰ рeкши, њбрати1сz вспsть, и3 ви1дэ ї}са стоsща, и3 не вёдzше, ћкw ї}съ є4сть. Глаг0ла є4й ї}съ: жeно, что2 плaчеши; кого2 и4щеши; nнa же мнsщи, ћкw вертогрaдарь є4сть, глаг0ла є3мY: гDи, ѓще ты2 є3си2 взsлъ є3го2, повёждь ми2, гдЁ є3си2 положи1лъ є3го2, и3 ѓзъ воз8мY є3го2. Глаг0ла є4й ї}съ: марjе. nнa же њбрaщшисz глаг0ла є3мY: раввунJ, є4же глаг0летсz, ўчи1телю. Глаг0ла є4й ї}съ: не прикасaйсz мнЁ, не ќ бо взыд0хъ ко nц7Y моемY. и3ди1 же ко брaтіи моeй, и3 рцы2 и5мъ: восхождY ко nц7Y моемY и3 nц7Y вaшему, и3 бGу моемY и3 бGу вaшему. Пріи1де же марjа магдали1на повёдающи ўченикHмъ, ћкw ви1дэ гDа, и3 сі‰ речE є4й.
Мария же стояла у гробницы и плакала. Всё ещё плача, она заглянула в гробницу и увидела двух ангелов в белых одеяниях, которые сидели на том месте, где ранее лежало тело Иисуса: один там, где была голова, а другой — где были ноги Его. Они спросили у неё: женщина, почему ты плачешь? Она сказала им: унесли Господа моего, и я не знаю, куда положили Его. После этих слов она обернулась и увидела Иисуса, Который стоял позади неё, но не узнала Его. Иисус спросил у неё: почему ты плачешь? Ты кого-то ищешь? Она же думая, что Он — садовник, сказала Ему: если Ты унёс Его, скажи мне, куда Ты положил Его, и я заберу Его. Иисус сказал ей: Мария. Она же, узнав Его, воскликнула: Раввуни! — что по-нашему означает: Учитель! — и хотела дотронуться до Него. Но Иисус сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не возвратился к Отцу Моему. Пойди же к братьям Моим и скажи им, что Я возвращаюсь к Отцу вашему: к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина поспешила к ученикам и рассказала им, что она видела Господа, и передала слова Его.
*«Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Пс. 15:10.
Далее следует пение воскресной песни по Евангелии.
Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению, поскольку пришла через Крест радость всему міру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.
В послепасхальное время эта песнь поётся трижды.
И читается 50-й псалом.
После него хор поёт песнопения по 50 псалме. Песнопения, сопровождающие псалом на Слава, и ныне, обращают нашу молитву к Воскресению Христову.
Воскрес Иисус из гроба, как предсказал, даровав нам вечную жизнь и великую милость.
Вслед за этим диакон произносит ектению, начинающуюся словами «Спаси, Боже, люди Твоя…». Ввиду особой важности прошений в ней хор поёт Господи, помилуй 12 раз.
За этой молитвой следует Чтение канона— важнейшая часть утрени. Канон — это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляется жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Хор поёт Канон Пасхи,который в послепасхальное время поётся по воскресным дня до отдания Пасхи и катавасии, а чтецы читают тропари канона Богородице и о слепом.
Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и сестры его Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Красное (славянск.: Чермное) море: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:1). Вторая — по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. гл. 32), и поётся она только в будние дни Великого поста и поминальные субботы.
Пёснь №.
Песнь 1
1-я песнь канона основана на победной «песни Исхода», которую Израиль воспел после перехода через Красное море и победы над фараоном и его войском (Исх. 15:1-21).
Їрм0съ: Воскресeніz дeнь, просвэти1мсz лю1діе: пaсха, гDнz пaсха! t смeрти бо къ жи1зни, и3 t земли2 къ нб7си2, хrт0съ бGъ нaсъ преведE, побёдную пою1щыz.
Ирмос: День Воскресения – народы, озаримся им! Пасха, Господня Пасха – ибо от смерти в жизнь и от земли к небу Христос Бог перевёл нас, поющих песнь победы.
*Ирмосом называется песнопение, служащее связкой между событиями Ветхого Завета, прообразами, и событиями Нового Завета; а также музыкальным и поэтическим образцом для последующих песнопений канона, называемых тропарями. Нужно помнить, что мы употребляем в большинстве своём переводы с греческого и арабского языков на церковно-словянский, поэтому это следование ирмосу как образцу трудно заметить.
Очистим свои чувства, и тогда увидим Христа, блистающего подобно молнии неприступным светом Воскресения, и, поя песнь победы, ясно услышим, как Он говорит нам: «Радуйтесь!» (Мф 28:9)
Нб7сA u5бо дост0йнw да веселsтсz, землs же да рaдуетсz, да прaзднуетъ же мjръ, ви1димый же вeсь и3 неви1димый: хrт0съ бо востA, весeліе вёчное.
Да возвеселится небо и земля да возрадуется, пусть празднует весь мир – видимый и невидимый, ибо воскрес Христос – радость вечная! (Пс. 95:11; 1 Кор. 15:20)
Умерщвления предел сломила Ты, носив во чреве жизнь вечную, Христа, из гроба воссиявшего в сей день, Дева всенепорочная, и мір просветившего.
* Одинаковое строение канонов и сходство их по внутреннему содержанию позволяют соединять их между собой. Сначала читается первая песнь всех канонов, затем следующая и т. д., ирмос же поется один. Таким образом, все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют как бы один канон.
Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! И первой слово «Радуйся», как причина радости для всех, приняла Ты, Богоматерь всенепорочная*.
*Есть древнее предание, что первой весть о Воскресении была доставлена именно Богоматери.
«Что вы благовония приносите со слезами?» – возглашал явившийся почтенным жёнам Ангел, – «Христос восстал. Бегите, возвестите боговидцам-ученикам, скорбящим и плачущим, да возликуют они и восторжествуют радостно!»*
*Мф 28:1-8.
ЧудесA пресл†внаz сотворsz, и3збaвитель и3сцэли2 и3 слёпа t рождeніz, брeніемъ помaзавъ, и3 рeкъ: и3ди2 ўмhйсz въ сілwaмэ, ћкw да познaеши мS бGа по земли2 шeствующа, пл0ть носsща, за милосeрдіе щедр0тъ.
Чудеса преславные совершая, исцелил Ты, Избавитель, и слепого от рождения, смесью из земли помазав его очи и сказав: «Иди и умойся в Силоаме, да познаешь Меня, Бога, по земле ходящего, плоть носящего по сострадательности сердца Своего».
Единое Существо в Трёх Лицах почитая, прославим, верные, Отца, и Сына, и Духа правого, Творца, и Господа, и Искупителя всех, единого несозданного Бога, с бесплотными взывая: «Свят, Свят, Свят Ты, Царь!*»
*Ис. 6:3.
И# нhнэ:
Во ўтр0бу неискусобрaчную твою2 всели1сz чи1стаz гDь, за милосeрдіе щедр0тъ, спасти2 хотS человёка и3стлёвшаго козньми2 врaжіими. того2 ќбw моли2, грaдъ сeй спасти2 t всsкагw плэнeніz, и3 врагHвъ нашeствіz.
Во чрево Твоё, брака не знавшее, вселился, Чистая, Господь, по сострадательности сердца Своего спасти желая человека, истлевшего из-за козней врага. Моли же Его город сей* спасать от всякого пленения и врагов нашествия.
*Первоначально имелся в виду, несомненно, Константинополь. Однако, это справедливо для любого города, где читается этот канон.
Катавасия: Спасителю Богу, по морю народ стопами не омочёнными проведшему и фараона со всем воинством потопившему, – Ему единому воспоём, ибо Он прославился.
*Катавасией называется схождение клиросов на середине храма для пения заключительного ирмоса в каждой песни канона. Теперь так почти не делается, а катавасией просто называют этот заключительный ирмос. Катавасией сегодняшнего праздника служат ирмосы канона наступающего двунадесятого праздника Вознесения Господня.
Пёснь G.
Песнь 3
2-я песнь, в которой Господь через Моисея обличает Израиля в отступничестве (Втор. 32:1-43), по причине сурового содержания еще в древности стала пропускаться и тропари канона для нее не писались. 3-я песнь канона основана на песни, которую воспела пророчица Анна, после того как она родила пророка Самуила. Слова этой песни: «у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» (1Цар. 2:8) нашли своё отражение в повторении слова «утверждать» в тропарях канона.
Їрм0съ: Пріиди1те пи1во піeмъ н0вое, не t кaмене непл0дна чудодёемое, но нетлёніz и3ст0чникъ, и3з8 гр0ба њдожди1вша хrтA, въ нeмже ўтверждaемсz.
Придите, будем пить новое питьё – не из безплодной скалы чудесно изводимое,* но из родника нетления, забившего после того, как из гроба ливнем пролился Христос,** в Котором мы утверждаемся.***
*Имеется в виду случай, произошедший с Израильским народом в Синайской пустыне: у них закончилась вода и Моисей по повелению Божию ударом посоха по скале совершил чудо – из скалы потекла вода, которой все утолили жажду. Камень в пустыне, из которого Моисей ударом извлек воду, — прообраз животворящих ребер Христовых, источивших кровь и воду для Крещения и Причащения.
**Преп. Иоанн употребляет образ, понятный для жителя пустыни и не вполне понятный для нас: когда в пустыне пройдет сильный ливень, то в самых неожиданных местах вдруг начинают бить родники дождевой воды, просочившейся сквозь песок.
***Вариант перевода: «в Котором (или Которым) мы получили устойчивое бытие», т.е. существование, не подверженное распаду и смерти.
Нhнэ вс‰ и3сп0лнишасz свёта, нб7о же и3 землS и3 преиспHднzz: да прaзднуетъ u5бо всS твaрь востaніе хrт0во, въ нeмже ўтверждaетсz.
Сегодня всё наполнено светом – небо, земля и преисподняя*. Да празднует же всё творение Воскресение Христово, которым оно утвердилось. (Еф. 4:10)
* То, что преисподняя наполнилась светом, — это и означает суд над врагами Христа. Они должны бежать, но некуда им бежать, ибо всюду Христос (сравните со стихотворением да воскреснет Бог в начале утрени).
Вчера я был погребён с Тобою, Христе, сегодня же, когда Ты воскрес, восстаю с Тобою; распинался с Тобою вчера, а сегодня Ты Сам прославь Меня, Спаситель, в Царстве Твоём!* (Рим. 6:3; 8:17)
* В этом тропаре очень хорошо видна связь между Крещением (со-погребение и со-распятие Христу), Воскресением и Царством будущего века, которому мы можем быть причастны уже сегодня, а также воспоминание о переживаниях Страстной Седмицы, особенно Страстей Господних, не со-пережив Христу которые, мы не вполне можем постигнуть радость Воскресения вместе с Ним.
Увидев Бога, Которого по плоти носила Ты во чреве, Чистая, из мёртвых восставшим, как сказал Он, ликуй, и как Бога, Непорочная, Его величай!
Хотя Ты и до гроба смирился, Безсмертный, но и в нём Ты низверг силу Ада, и, как победитель, воскрес, Христе Боже, – вещая женам мироносицам: «Радуйтесь!» и мир Твой апостолам даруя, – Подающий падшим воскресение.
Перед восходом Солнца – Того, Что было прежде солнца и некогда зашло во гроб, – приходят рано утром, ожидая Его как дня, мироносицы девы, и одна к другой взывают: «Пойдёмте, подруги, ароматами помажем Тело живоносное и погребённое, плоть, воскресившую падшего Адама, лежащую во гробе. Пойдёмте; будем усердны, как волхвы, поклонимся и принесём миро, как дары, не пеленами, но плащаницею Обвитому, и будем плакать, и воскликнем: восстань, Владыка, Подающий падшим воскресение!»
Седален.
Слaва и3 нhнэ:
Всёхъ вLка и3 творeцъ преходS, њбрёте на пути2 слёпа сэдsща, плaчуща и3 глаг0люща: не ви1дэхъ въ житіи2 с0лнца сіsюща, нижE луны2 свёта њзарsющагw. тёмже вопію1 ти: рождeйсz t дв7ы, просвэщeй всsчєскаz, просвэти1 мz ћкw бlгоутр0бенъ, да зовY припaдаz тебЁ вLко хrтE б9е: прегрэшeній њставлeніе дaруй, за мн0жество ми1лости нaмъ человэколю1бче.
Всех Владыка и Творец, проходя, обрёл на пути сидевшего слепого, плакавшего и говорившего: «Не видел я в своей жизни ни солнца сияющего, ни луны, всё светом озаряющей. Потому взываю к Тебе: Родившийся от Девы, чтобы всё просветить! Просвети меня, как милосердный, дабы я восклицал, припадая к Тебе, Владыка Христе Боже: Согрешений прощение мне даруй, по множеству милости Твоей, Единый Человеколюбец!»
Продолжается чтение канона.
Пёснь д7.
Песнь 4
Четвёртая — по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия и Божественной силе Воплотившегося: Господи, услышах слух Твой и убояхся... (Авв. 3:1-19).
Ирмос: Говорящий по божественному вдохновению пророк Аввакум пусть станет с нами в ожидании Бога* и покажет светоносного Ангела, явственно говорящего: «Сегодня совершилось спасение миру, ибо воскрес Христос, поскольку Он — всемогущий Бог!»** (Авв. 2:1; Ис. 9:6).
*По-славянски: «На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами…» В древности ночь делилась на так называемые «стражи» – отрезки времени, после которых происходила смена часовых на городских стенах. Зачастую основным чувством воинов, стоявших ночью на карауле, было ожидание смены или восхода солнца. Здесь говорится именно о таком ожидании.
** Четвёртая песнь всех канонов напоминает о служении стоявшего на страже на башне святого Аввакума пророка, провидевшего необычайное и ужасавшегося силой Господа. Этим чудом силы и всемогущества Божия, провиденным Аввакумом, и было Воскресение Христово.
Христос явился как человек, младенцем родившись от девственного чрева; был наречён нашей Пасхой и непорочным агнцем, как невкусивший скверны (греха); и как истинный Бог, назван Совершенным.* (Исх. 12:5, 2:11; Ин 6:54)
*В книге Исход даны два прообраза Иисуса Христа: пасхальный агнец в память избавления от египетского рабства (Исх. 12, 5—11) и посвящение каждого первенца, разверзающего всякие ложесна (то есть рождаемого в первый раз, буквально – раздвигающего внутренние стороны бёдер), между сынами Израилевыми, от человека до скота (Исх. 13, 1—2). Этих первенцев по Закону надо было выкупать особой жертвой. Прообраз ясен: Господь Иисус Христос был таким Первенцем, разверзающим девственную, нерожавшую утробу и посвященным Богу, волю Которого Он творил до конца. И жертвой, принесённой за Него, был Он Сам, принесши Себя за грех всего мира.
Христос, наш благословенный венец,** по Своей воле принес Себя в жертву как однолетнего агнца, – Пасху, очищающую нас; но Он снова воссиял нам из гроба – прекрасное Солнце правды.** (Пс. 64:12; 5:7)
*Венец – знак победы. Когда мы побеждаем в себе грех, то получаем в награду не обычный венок, но глубину богообщения во Христе, Который является нашим «благословенным венцом».
Прежде богоотец Давид скакал в радости перед ветхозаветным ковчегом, ныне же, видя исполнение пророческих образов,* возвеселись божественно, святой Божий народ, ибо воскрес Христос, как всемогущий Бог. (2 Цар. 6; Еф. 1:18)
*Имеется в виду перенесение Ковчега Завета из филистимского плена в Иерусалим, во время которого царь Давид, предок Христа по плоти, от радости «скакал изо всей силы пред Господом» (2Цар. 6:12-15). Возвращение Ковчега из плена в город царя явилось прообразом возвращения Христа от крайнего уничижения смерти в божественную славу Воскресения.
Создавший Адама, Твоего праотца Чистая, созидается от Тебя, и в сей день Он смертью Своей упразднил через того пришедшую смерть*, и всех озарил божественными блистаниями воскресения.
*«Посему, как одним человеком грех вошел в мір, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». Рим. 5:12.
Видя Христа, Которого носила Ты в чреве, Чистая, прекрасно из мёртвых воссиявшего в сей день для спасения всех, славная и непорочная среди женщин, и прекрасная, с Апостолами радуясь, Его прославляй.
Удостоверяя, Господи, воскресение Твоё из гроба, с любящими Тебя, Христе, Ты в течение многих дней общался*, радостью их исполняя.
Сверхъестественное рождение Христа от Тебя, Чистая, мы славословим, блаженной именуя с верою Тебя, пренепорочная, как Бога всех Родительницу*.
*Речь идёт об одном из самых известных православных гимнов — «Достойно есть».
Катавасия: Услышал я весть о могуществе Креста Твоего, что рай был им отверст, и возгласил: «Слава силе Твоей, Господи!»
Пёснь є7.
Песнь 5
Пятая — по образцу песни пророка Исайи, содержащей также пророчество о Спасителе мiра и плодах Его искупительного подвига: От нощи утренюет дух мой». (Ис. 26:9-19).
Ирмос: Придём к Владыке Христу ранним утром и вместо благовоний* принесём Ему пение, и увидим Его – Солнце правды, всем изливающее жизнь. (Лк 24:1; Мал. 4:2)
*Имеются в виду погребальные благовония, которые мироносицы несли ко гробу Христа для того, чтобы помазать Его.
Неся светильники, приступим ко Христу, выходящему из гроба, как к жениху, выходящему из брачного чертога;* и будем праздновать вместе с чинами Ангелов, любящих ликование, Пасху Божию спасительную. (Мф 25:1)
*Преп. Иоанн использует образы восточных свадебных обрядов: ночью к дому жениха вместе с факельной процессией шла невеста; когда они подходили к дому, жених выходил навстречу, чтобы ввести их внутрь и усадить за свадебный стол. Здесь явственно говорится об участии верных в эсхатологической Пасхальной Трапезе – Евхаристии. Здесь же раскрывается радостное исполнение притчи о десяти девах, которая в Страстную седмицу явлена была прикровенной голгофскими сумерками заката Христова.
Просвещается Божественными и живоносными лучами воскресения Сына Твоего, Богоматерь Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание*.
*Мы с вами.
Не развeрзлъ є3си2 вратA дёвства въ воплощeніи, гр0ба не разруши1лъ є3си2 печaтей цRю2 создaніz: toнyдуже воскрeсшаго тS зрsщи м™и, рaдовашесz.
Не отверз Ты врат девства при воплощении, не нарушил печатей гроба, Царь создания, и потому, воскресшим Тебя видя, Матерь радовалась.
Тебя, Слово, чудеса великие на земле совершавшего, смерти предало племя беззаконных; но Ты Сам, Господи, единый сильный, воскрес из мёртвых, Христе, как предсказал*.
*«Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Мр 8:31.
Очи Ты отверз не видевшему света материального, и взоры его души просветил, и побудил его Тебя славить, познавшего в Тебе Творца, по милосердию явившегося человеком.
Троицу во Единстве, и Единство в Троице все мы, верные, славословим: Отца, и Сына, и Духа правого, единого Бога, всех Творца воистину.
Как Ты родила, облагодатствованная Богом, Дева-Матерь чистая, не испытав супружеского общения ? Как питаешь Питающего всё творение? – Как один Он знает Сам, Создатель всего и Бог.
Катавaсіа: Ќтренююще вопіeмъ ти2 гDи, спаси1 ны: тh бо є3си2 бGъ нaшъ, рaзвэ бо тебE и3н0гw не знaемъ.
Катавасия: С рассвета бодрствуя, мы взываем к Тебе, Господи: «Спаси нас, ибо Ты Бог наш; кроме Тебя мы иного не знаем!»
Пёснь ѕ7.
Песнь 6
Шестая — по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чреве китовом: Возопих в скорби моей ко Господу Богу... (Иона 2:3-10).