Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Си­на­к­сарь в не­де­лю о СЛЕПОМ



ИПАКОИ

ЃгGльскимъ зрaкомъ ќмъ сму­щaющыz, и3 бжcтвеннымъ вос­тaніемъ душeю просвэщa­є­мыz мmронHсицы, ґпcлwмъ бlго­­вэст­вовaху: возвэсти1те во kзh­цэхъ воскресeніе, гDу со­дёй­ст­вующу чудесы2, подаю1щему нaмъ вeлію ми1лость. При ви­де ан­ге­ла сму­тив­шись ду­хом и от Бо­же­ст­вен­но­го Вос­кре­се­ния про­све­тив­шись ду­шой, ми­ро­но­си­цы при­не­с­ли апо­сто­лам до­б­рую весть. Про­по­ве­дуй­те на­ро­дам Вос­кре­се­ние. И Гос­подь, по­да­ю­щий нам ве­ли­кие ми­ло­сти, под­кре­п­лял их про­по­ведь чу­де­са­ми (Мк 16:20).

Поются антифоны или степенны.

ҐнтіфHнъ № Ан­ти­фон 1
ВнегдA скорбёти мнЁ, дв7дски пою2 тебЁ сп7се м0й: и3збaви дyшу мою2 t љзhка льсти1вагw. Ко­г­да скорбь одо­ле­ва­ет ме­ня, сло­ва­ми Да­ви­да пою Те­бе, Спа­си­тель: «Из­бавь мою ду­шу от язы­ка со­блаз­ни­те­ля». Пс. 119:2.
Пусты6ннымъ жив0тъ блажeнъ є4сть, б9eственнымъ рачeніемъ вос­крилsющымсz. У пу­с­тын­ни­ков, ок­ры­лён­ных Бо­же­ст­вен­ной лю­бо­вью, жизнь сча­ст­ли­вая.
С™hмъ д¦омъ њдержaтсz вс‰, ви6димаz же съ неви1­ди­мы­ми, самодержaвенъ бо сhй, трbцы є3ди1нъ є4сть нел0женъ. Все под­чи­ня­ют­ся Свя­то­му Ду­ху, и ви­ди­мые и не­ви­ди­мые. Ибо Он име­ет ис­тин­ную власть, как од­но из лиц Тро­и­цы.
ҐнтіфHнъ в7: Ан­ти­фон 2
На г0ры душE, воздви1гнемсz, грz­ди2 тaмw, tню1дуже п0мощь и4детъ. На го­ры, ду­ша, ус­т­ре­мим­ся. Пой­дем ту­да, от­ку­да по­мощь идёт Пс. 120:1
Деснaz твоS рукA, и3 менE хrтE касaющаzсz, t лeсти всs­кіz да сохрани1тъ. Пра­вая ру­ка Твоя, Хри­сте, да ко­с­нёт­ся ме­ня и со­хра­нит от вся­ко­го оболь­ще­ния.
С™0му д¦у бGосл0вzще рцeмъ: ты2 є3си2 бGъ, жив0тъ, рачeніе, свётъ, ќмъ: ты2 бlгостhнz, ты2 цrтвуеши во вёки. Про­сла­в­ляя Бо­га, про­из­не­сём Свя­то­му Ду­ху: «Ты – Бог, Жизнь, Лю­бовь, Свет, Ум. Ты — бла­гость, Ты цар­ст­ву­ешь во ве­ки!»
ҐнтіфHнъ G: Ан­ти­фон 3
Њ рeкшихъ мнЁ, во дворы2 вни1­демъ гDни: рaдости мн0гіz и3сп0лненъ бhвъ, моли6твы воз­сы­лaю. Ко­г­да ска­за­ли мне: «Пой­дём в дом Гос­по­да», — я пре­ис­по­л­нил­ся ве­ли­кой ра­до­сти и вос­сы­лаю мо­лит­вы!
Въ домY дв7довэ стр†шнаz со­вер­шaютсz: џгнь бо тaмw палS всsкъ срaмный ќмъ. В до­ме Да­ви­да див­ное со­вер­ша­ет­ся: там – огонь, сжи­га­ю­щий вся­кое по­стыд­ное ду­хов­ное на­ча­ло.
С™0му д¦у живоначaльное дос­т0­инство, t негHже всsкое жи­в0т­но њдушевлsетсz, ћкw во nц7Ё, кyпнw же и3 сл0вэ. Свя­то­му Ду­ху при­су­ще свой­ст­во на­по­л­нять всё жиз­нью, ибо Им оду­ше­в­ля­ет­ся всё жи­вое, рав­но как и От­цом вме­сте со Сло­вом.

Во вре­мя пе­ния тре­тье­го ан­ти­фо­на вто­рой ди­а­кон вы­но­сит на со­лею Еван­ге­лие и по окон­ча­нии пе­ния про­из­но­сит про­ки­мен.

Прокjменъ, глaсъ є7: Воскресни2 гDи б9е м0й, да вознесeтсz ру­кA твоS, ћкw ты2 цaрствуеши во вёки. Вос­стань, Гос­по­ди Бо­же мой, да воз­не­сёт­ся в за­щи­ту ру­ка Твоя, ибо Ты цар­ст­ву­ешь во­ве­ки!
Стjхъ: И#сповёмсz тебЁ, гDи, всёмъ сeрдцемъ мои1мъ, повёмъ вс‰ чудесA тво‰. Про­сла­в­лю Те­бя, Гос­по­ди, всем серд­цем мо­им.

После этого совершается чтение Евангелия. Сегодня читается Евангелие от Иоанна, 64 зачало, глава 20, стихи 11-18.

Во врeмz џно, марjа стоsше ў гр0ба внЁ плaчущи. ћкоже плa­кашесz, при­ни1че во гр0бъ: И# ви1дэ двA ѓгGла въ бё­лыхъ ри1­захъ сэдsща, є3ди1наго ў гла­вы2, и3 є3ди1наго ў ногY, и3дёже бЁ лежaло тё­ло ї}со­во. И# гла­г0­ласта є4й џна: жeно, что2 плa­чешисz; глаг0ла и4ма, ћкw взs­ша гDа мо­е­го2, и3 не вёмъ гдЁ по­ло­жи1ша є3го2. И# сі‰ рeк­ши, њбрати1сz вспsть, и3 ви1дэ ї}са стоsща, и3 не вёдzше, ћкw ї}съ є4сть. Глаг0ла є4й ї}съ: жe­но, что2 плaчеши; ко­го2 и4ще­ши; nнa же мнsщи, ћкw вер­то­грaдарь є4сть, глаг0ла є3мY: гDи, ѓще ты2 є3си2 взsлъ є3го2, по­­вёждь ми2, гдЁ є3си2 по­ло­жи1лъ є3го2, и3 ѓзъ воз8мY є3го2. Глаг0ла є4й ї}съ: марjе. nнa же њб­рaщ­ши­сz глаг0ла є3мY: раввунJ, є4же гла­г0летсz, ўчи1телю. Глаг0ла є4й ї}съ: не прикасaйсz мнЁ, не ќ бо взыд0хъ ко nц7Y моемY. и3ди1 же ко брaтіи моeй, и3 рцы2 и5мъ: восхождY ко nц7Y моемY и3 nц7Y вaшему, и3 бGу моемY и3 бGу вaшему. Пріи1де же марjа ма­г­­да­ли1на по­вё­да­ю­щи ўчени­кHмъ, ћкw ви1дэ гDа, и3 сі‰ речE є4й. Ма­рия же сто­я­ла у гроб­ни­цы и пла­ка­ла. Всё ещё пла­ча, она за­гля­ну­ла в гроб­ни­цу и уви­де­ла двух ан­ге­лов в бе­лых оде­я­ни­ях, ко­то­рые си­де­ли на том ме­с­те, где ра­нее ле­жа­ло те­ло Ии­су­са: один там, где бы­ла го­ло­ва, а дру­гой — где бы­ли но­ги Его. Они спро­си­ли у неё: жен­щи­на, по­че­му ты пла­чешь? Она ска­за­ла им: уне­с­ли Гос­по­да мо­е­го, и я не знаю, ку­да по­ло­жи­ли Его. По­с­ле этих слов она обер­ну­лась и уви­де­ла Ии­су­са, Ко­то­рый сто­ял по­за­ди неё, но не уз­на­ла Его. Ии­сус спро­сил у неё: по­че­му ты пла­чешь? Ты ко­го-то ищешь? Она же ду­мая, что Он — са­дов­ник, ска­за­ла Ему: ес­ли Ты унёс Его, ска­жи мне, ку­да Ты по­ло­жил Его, и я за­бе­ру Его. Ии­сус ска­зал ей: Ма­рия. Она же, уз­нав Его, вос­кли­к­ну­ла: Рав­ву­ни! — что по-на­ше­му оз­на­ча­ет: Учи­тель! — и хо­те­ла до­т­ро­нуть­ся до Не­го. Но Ии­сус ска­зал ей: не при­ка­сай­ся ко Мне, ибо Я ещё не воз­вра­тил­ся к От­цу Мо­е­му. Пой­ди же к брать­ям Мо­им и ска­жи им, что Я воз­вра­ща­юсь к От­цу ва­ше­му: к Бо­гу Мо­е­му и Бо­гу ва­ше­му. Ма­рия Ма­г­да­ли­на по­спе­ши­ла к уче­ни­кам и рас­ска­за­ла им, что она ви­де­ла Гос­по­да, и пе­ре­да­ла сло­ва Его.

*«Ты не ос­та­вишь ду­ши мо­ей в аде и не дашь свя­то­му Тво­е­му уви­деть тле­ние». Пс. 15:10.

Далее следует пение воскресной песни по Евангелии.

Воскресeніе хrт0во ви1дэвше, по­кло­ни1мсz с™0му гDу ї}су, є3ди­1­но­му без­грёш­но­му. кrтY тво­емY по­кла­нsемсz хrтE, и3 с™­0е вос­кr­ніе твоE поeмъ и3 слa­вимъ: тh бо є3си2 бGъ нaшъ, рaз­вэ тебE и3н0го не знaемъ, и4мz твоE и3менyемъ. Прі­и­ди1те вси2 вёр­ніи, по­кло­ни1мсz с™0му хr­т0ву воскrнію: сe бо прі­и1де кr­т0мъ рaдость всемY мjру. Все­г­дA благословsще гDа, поeмъ вос­кrніе є3гw2: распsтіе бо пре­тер­пёвъ, смeртію смeрть раз­ру­ши2. Вос­кре­се­ние Хри­ста уви­дев, по­кло­ним­ся Свя­то­му Гос­по­ду Ии­су­су, еди­но­му без­греш­но­му. Кре­сту Тво­е­му по­кло­ня­ем­ся, Хри­сте, и Свя­тое вос­кре­се­ние Твоё по­ём и сла­вим, ибо Ты – Бог наш, кро­ме Те­бя ино­го не зна­ем, имя Твоё при­зы­ва­ем. При­ди­те, все вер­ные, по­кло­ним­ся свя­то­му Хри­сто­ву вос­кре­се­нию, поскольку при­шла че­рез Крест ра­дость все­му мі­ру. Все­гда бла­го­сло­в­ляя Гос­по­да, вос­пе­ва­ем вос­кре­се­ние Его, ибо Он, рас­пя­тие пре­тер­пев, смер­тию смерть со­кру­шил.

В послепасхальное время эта песнь поётся трижды.

И читается 50-й псалом.

После него хор поёт песнопения по 50 псалме. Пе­с­но­пе­ния, со­про­во­ж­да­ю­щие пса­лом на Сла­ва, и ны­не, об­ра­ща­ют на­шу мо­лит­ву к Воскресению Христову.

Слaва: Мlтвами с™hхъ ґпc­лwвъ, млcтиве, њчи1сти мн0­жє­ства согрэшeній нaшихъ. Сла­ва: По мо­лит­вам святых апо­сто­лов, Ми­ло­сти­вый, из­гладь мно­же­ст­во со­гре­ше­ний на­ших.
И# нhнэ: Мlтвами прес™hz бцdы, млcтиве, њчи1сти мн0жє­ст­ва согрэшeній нaшихъ. И ны­не: По мо­лит­вам Пресвятой Бо­го­ро­ди­цы, Ми­ло­сти­вый, из­гладь мно­же­ст­во со­гре­ше­ний на­ших.
По­ми1луй мS б9е по ве­ли1цэй млcти твоeй, и3 по мн0жеству щед­р0тъ твои1хъ њчи1сти безза­к0ніе моE. По­ми­луй ме­ня, Бо­же, по ве­ли­кой ми­ло­сти Тво­ей и по мно­же­ст­ву ще­д­рот Тво­их из­гладь без­за­ко­ние моё.
Воскрeсъ ї}съ t гр0ба, ћкоже про­речE, дадE нaмъ жив0тъ вёч­ный и3 вeлію ми1лость. Вос­крес Ии­сус из гро­ба, как пред­ска­зал, да­ро­вав нам ве­ч­ную жизнь и ве­ли­кую ми­лость.

Вслед за этим ди­а­кон про­из­но­сит ек­те­нию, на­чи­на­ю­щу­ю­ся сло­ва­ми «Спа­си, Бо­же, лю­ди Твоя…». Вви­ду осо­бой ва­ж­но­сти про­ше­ний в ней хор по­ёт Гос­по­ди, по­ми­луй 12 раз.

За этой мо­лит­вой следует Чте­ние ка­но­на — ва­ж­ней­шая часть ут­ре­ни. Ка­нон — это свя­щен­ное по­э­ти­че­с­кое про­из­ве­де­ние, объ­е­ди­ня­ю­щее де­вять пе­с­ней, в ко­то­ром про­сла­в­ля­ет­ся жизнь и под­ви­ги свя­т­о­го или ли­ка свя­тых, сла­во­сло­вит­ся празд­ни­ч­ное со­бы­тие. Хор по­ёт Ка­нон Па­с­хи,ко­то­рый в по­с­ле­пас­халь­ное вре­мя по­ёт­ся по вос­кре­с­ным дня до от­да­ния Па­с­хи и ка­та­ва­сии, а чте­цы чи­та­ют тро­па­ри ка­но­на Богородице и о слепом.

Пер­вая песнь ка­но­на со­ста­в­ле­на по об­раз­цу бла­го­дар­ст­вен­ной пе­с­ни про­ро­ка Мо­и­сея и се­ст­ры его Ма­ри­ам, вос­пе­той ими по­с­ле чу­де­с­но­го пе­ре­хо­да че­рез Кра­с­ное (сла­вянск.: Черм­ное) мо­ре: По­им Гос­по­де­ви, слав­но бо про­сла­ви­ся (Исх. 15:1). Вто­рая — по об­раз­цу об­л­и­ч­и­тел­ьной пе­с­ни Мо­и­сея, со­ста­в­лен­ной им для об­ли­че­ния из­р­а­и­ль­тян в на­ру­ше­нии За­ко­на Бо­жия (Втор. гл. 32), и по­ёт­ся она толь­ко в будние дни Ве­л­икого поста и по­ми­наль­ные суб­бо­ты.
Пёснь №. Песнь 1

1-я песнь ка­но­на ос­но­ва­на на по­бед­ной «пе­с­ни Ис­хо­да», ко­то­рую Из­ра­иль вос­пел по­с­ле пе­ре­хо­да че­рез Кра­с­ное мо­ре и по­бе­ды над фа­ра­о­ном и его вой­ском (Исх. 15:1-21).

Їрм0съ: Воскресeніz дeнь, про­свэ­ти1мсz лю1діе: пaсха, гD­нz пaс­ха! t смeрти бо къ жи1з­ни, и3 t зе­м­ли2 къ нб7си2, хrт0съ бGъ нaсъ преведE, по­бёд­ную пою1щыz. Ир­мос: День Вос­кре­се­ния – на­ро­ды, оза­рим­ся им! Па­с­ха, Гос­под­ня Па­с­ха – ибо от смер­ти в жизнь и от зе­м­ли к не­бу Хри­стос Бог пе­ре­вёл нас, по­ющих песнь по­бе­ды.

*Ир­мо­сом на­зы­ва­ет­ся пе­с­но­пе­ние, слу­жа­щее свя­з­кой ме­ж­ду со­бы­ти­я­ми Вет­хо­го За­ве­та, про­об­ра­за­ми, и со­бы­ти­я­ми Но­во­го За­ве­та; а так­же му­зы­каль­ным и по­э­ти­че­с­ким об­раз­цом для по­с­ле­ду­ю­щих пе­с­но­пе­ний ка­но­на, на­зы­ва­е­мых тро­па­ря­ми. Ну­ж­но по­м­нить, что мы упо­т­реб­ля­ем в боль­шин­ст­ве сво­ём пе­ре­во­ды с гре­че­с­ко­го и араб­ско­го язы­ков на цер­ков­но-сло­вян­ский, по­э­то­му это сле­до­ва­ние ир­мо­су как об­раз­цу тру­д­но за­ме­тить.

При­пёвъ: Хrт0съ воскрeсе и3з8 мeрт­выхъ. При­пев: Хри­стос вос­крес из мёр­т­вых.
Њчи1стимъ ч{вствіz, и3 ќз­римъ непристyпнымъ свё­томъ во­с­кресeніz, хrтA блис­тa­ю­ща­сz, и3 рaдуйтесz, рекyща ћснw да ўс­лh­шимъ, по­бёд­ную по­ю1­ще. Очи­стим свои чув­ст­ва, и то­г­да уви­дим Хри­ста, бли­ста­ю­ще­го по­доб­но мо­л­нии не­при­ступ­ным све­том Вос­кре­се­ния, и, поя песнь по­бе­ды, яс­но ус­лы­шим, как Он го­во­рит нам: «Ра­дуй­тесь!» (Мф 28:9)
Нб7сA u5бо дост0йнw да ве­се­лsт­сz, землs же да рaду­ет­сz, да прaзднуетъ же мjръ, ви1­ди­мый же вeсь и3 не­ви1димый: хrт0съ бо вос­тA, весeліе вё­ч­ное. Да воз­ве­се­лит­ся не­бо и зе­м­ля да воз­ра­ду­ет­ся, пусть празд­ну­ет весь мир – ви­ди­мый и не­ви­ди­мый, ибо вос­крес Хри­стос – ра­дость ве­ч­ная! (Пс. 95:11; 1 Кор. 15:20)
*Ўмерщвлeніz предёлъ сло­ми1­ла є3си2, вёчную жи1знь р0ж­д­шаz хrтA, и3з8 гр0ба воз­сі­sв­шаго днeсь, дв7о всенепор0чнаz, и3 мjръ про­свэти1вшаго. Умер­щв­ле­ния пре­дел сло­ми­ла Ты, но­сив во чре­ве жизнь ве­ч­ную, Хри­ста, из гро­ба вос­си­яв­ше­го в сей день, Де­ва все­не­по­ро­ч­ная, и мір про­све­тив­ше­го.

* Оди­на­ко­вое стро­е­ние ка­но­нов и сход­ст­во их по вну­т­рен­не­му со­дер­жа­нию по­з­во­ля­ют со­еди­нять их ме­ж­ду со­бой. Сна­ча­ла чи­та­ет­ся пер­вая песнь всех ка­но­нов, за­тем сле­ду­ю­щая и т. д., ир­мос же по­ет­ся один. Та­ким об­ра­зом, все ка­но­ны, сколь­ко бы их ни бы­ло на ут­ре­ни, со­ста­в­ля­ют как бы один ка­нон.

Воскрeсшаго ви1дэвши сн7а тво­его2 и3 бGа, рaдуйсz со ґпcлы бGо­бlгодaтнаz чcтаz: и3 є4же рa­дуйсz пeрвэе, ћкw всёхъ рa­дос­ти винA, воспріsла є3си2, бGо­м™и все­непор0чнаz. Вос­крес­шим уви­дев Сы­на Тво­е­го и Бо­га, ра­дуй­ся с Апо­сто­ла­ми, Бо­го­бла­го­дат­ная, Чи­с­тая! И пер­вой сло­во «Ра­дуй­ся», как при­чи­на ра­до­сти для всех, при­ня­ла Ты, Бо­го­ма­терь все­не­по­ро­ч­ная*.

*Есть древ­нее пре­да­ние, что пер­вой весть о Вос­кре­се­нии бы­ла до­с­та­в­ле­на имен­но Бо­го­ма­те­ри.

МЂра что2 прин0сите со сле­зa­ми вы2, глаг0лаше честны6мъ же­нaмъ ѓгGлъ kвлeйсz; хrт0съ вос­тA: тeкше рцhте бGови1дцємъ ўче­ни­кHмъ, рыдaющымъ и3 плa­чу­щымъ, ћкw да взыгрaютъ и3 ли­ковствyютъ свётлw. «Что вы бла­го­во­ния при­но­си­те со сле­за­ми?» – воз­гла­шал явив­ший­ся поч­тен­ным жё­нам Ан­гел, – «Хри­стос вос­стал. Бе­ги­те, воз­ве­с­ти­те бо­го­вид­цам-уче­ни­кам, скор­бя­щим и пла­чу­щим, да воз­ли­ку­ют они и вос­тор­же­ст­ву­ют ра­до­ст­но!»*

*Мф 28:1-8.

ЧудесA пресл†внаz сотворsz, и3з­бaвитель и3сцэли2 и3 слёпа t рож­дeніz, брeніемъ помaзавъ, и3 рeкъ: и3ди2 ўмhйсz въ сілwaмэ, ћкw да познaеши мS бGа по зем­ли2 шeствующа, пл0ть но­сs­ща, за милосeрдіе щедр0тъ. Чу­де­са пре­слав­ные со­вер­шая, ис­це­лил Ты, Из­ба­ви­тель, и сле­по­го от ро­ж­де­ния, сме­сью из зе­м­ли по­ма­зав его очи и ска­зав: «Иди и умой­ся в Си­ло­а­ме, да по­з­на­ешь Ме­ня, Бо­га, по зе­м­ле хо­дя­ще­го, плоть но­ся­ще­го по со­стра­да­тель­но­сти серд­ца Сво­его».

Слaва:

Е#ди1но тріmпостaсное существо2 почитaюще вёрніи, прослaвимъ nц7A, и3 сн7а, и3 д¦а прaваго, творцA, и3 гDа, и3 и3збaвителz всёхъ, є3ди1наго несоздaннаго со безпл0тными взывaюще: с™ъ, с™ъ, с™ъ є3си2 цRю2. Еди­ное Су­ще­ст­во в Трёх Ли­цах по­чи­тая, про­сла­вим, вер­ные, От­ца, и Сы­на, и Ду­ха пра­во­го, Твор­ца, и Гос­по­да, и Ис­ку­пи­те­ля всех, еди­но­го не­со­з­дан­но­го Бо­га, с бес­плот­ны­ми взы­вая: «Свят, Свят, Свят Ты, Царь!*»

*Ис. 6:3.

И# нhнэ:

Во ўтр0бу неискусобрaчную твою2 всели1сz чи1стаz гDь, за ми­лосeрдіе щедр0тъ, спасти2 хо­тS человёка и3стлёвшаго кознь­ми2 врaжіими. того2 ќбw моли2, грaдъ сeй спасти2 t всsкагw плэ­нeніz, и3 врагHвъ нашeствіz. Во чре­во Твоё, бра­ка не знав­шее, все­лил­ся, Чи­с­тая, Гос­подь, по со­стра­да­тель­но­сти серд­ца Сво­его спа­сти же­лая че­ло­ве­ка, ист­лев­ше­го из-за коз­ней вра­га. Мо­ли же Его го­род сей* спа­сать от вся­ко­го пле­не­ния и вра­гов на­ше­ст­вия.

*Пер­во­на­чаль­но имел­ся в ви­ду, не­со­м­нен­но, Кон­стан­ти­но­поль. Од­на­ко, это спра­ве­д­ли­во для лю­бо­го го­ро­да, где чи­та­ет­ся этот ка­нон.

Катавaсіа:* Сп7си1телю бGу въ м0ри лю1ди нем0крыми ногaми на­с­тa­вль­шему, и3 фараHна со все­в0­ин­с­т­­вомъ пот0пльшему, томY є3ди1­­ному пои1мъ: ћкw про­слa­ви­сz. Ка­та­ва­сия: Спа­си­те­лю Бо­гу, по мо­рю на­род сто­па­ми не омо­чён­ны­ми про­вед­ше­му и фа­ра­о­на со всем во­ин­ст­вом по­то­пив­ше­му, – Ему еди­но­му вос­по­ём, ибо Он про­сла­вил­ся.

*Ка­та­ва­си­ей на­зы­ва­ет­ся схо­ж­де­ние кли­ро­сов на се­ре­ди­не хра­ма для пе­ния за­клю­чи­тель­но­го ир­мо­са в ка­ж­дой пе­с­ни ка­но­на. Те­перь так поч­ти не де­ла­ет­ся, а ка­та­ва­си­ей про­с­то на­зы­ва­ют этот за­клю­чи­тель­ный ир­мос. Ка­та­ва­си­ей се­го­д­няш­не­го празд­ни­ка слу­жат ир­мо­сы ка­но­на на­сту­па­ю­ще­го дву­на­де­ся­то­го празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня.

Пёснь G. Песнь 3

2-я песнь, в ко­то­рой Гос­подь че­рез Мо­и­сея об­ли­ча­ет Из­ра­и­ля в от­ступ­ни­че­ст­ве (Втор. 32:1-43), по при­чи­не су­ро­во­го со­дер­жа­ния еще в древ­но­сти ста­ла про­пу­с­кать­ся и тро­па­ри ка­но­на для нее не пи­са­лись. 3-я песнь ка­но­на ос­но­ва­на на пе­с­ни, ко­то­рую вос­пе­ла про­ро­чи­ца Ан­на, по­с­ле то­го как она ро­ди­ла про­ро­ка Са­му­и­ла. Сло­ва этой пе­с­ни: «у Гос­по­да ос­но­ва­ния зе­м­ли, и Он ут­вер­дил на них все­лен­ную» (1Цар. 2:8) на­шли своё от­ра­же­ние в по­в­то­ре­нии сло­ва «ут­вер­ждать» в тро­па­рях ка­но­на.

Їрм0съ: Пріиди1те пи1во піeмъ н0­вое, не t кaмене непл0дна чу­д­о­д­ёемое, но нетлёніz и3с­т0ч­никъ, и3з8 гр0ба њдожди1вша хr­тA, въ нeмже ўтверж­дa­ем­сz. При­ди­те, бу­дем пить но­вое пи­тьё – не из без­плод­ной ска­лы чу­де­с­но из­во­ди­мое,* но из род­ни­ка не­тле­ния, за­бив­ше­го по­с­ле то­го, как из гро­ба лив­нем про­лил­ся Хри­стос,** в Ко­то­ром мы ут­вер­жда­ем­ся.***

*Име­ет­ся в ви­ду слу­чай, про­изо­шед­ший с Из­ра­иль­ским на­ро­дом в Си­най­ской пу­с­ты­не: у них за­кон­чи­лась во­да и Мо­и­сей по по­ве­ле­нию Бо­жию уда­ром по­со­ха по ска­ле со­вер­шил чу­до – из ска­лы по­те­к­ла во­да, ко­то­рой все уто­ли­ли жа­ж­ду. Ка­мень в пу­с­ты­не, из ко­то­ро­го Мо­и­сей уда­ром из­влек во­ду, — про­об­раз жи­во­тво­ря­щих ре­бер Хри­сто­вых, ис­то­чив­ших кровь и во­ду для Кре­ще­ния и При­ча­ще­ния.

**Преп. Ио­анн упо­т­реб­ля­ет об­раз, по­нят­ный для жи­те­ля пу­с­ты­ни и не впол­не по­нят­ный для нас: ко­г­да в пу­с­ты­не прой­дет силь­ный ли­вень, то в са­мых не­ожи­дан­ных ме­с­тах вдруг на­чи­на­ют бить род­ни­ки до­ж­де­вой во­ды, про­со­чив­шей­ся сквозь пе­сок.

***Ва­ри­ант пе­ре­во­да: «в Ко­то­ром (или Ко­то­рым) мы по­лу­чи­ли ус­той­чи­вое бы­тие», т.е. су­ще­ст­во­ва­ние, не под­вер­жен­ное рас­па­ду и смер­ти.

Нhнэ вс‰ и3сп0лнишасz свё­та, нб7о же и3 землS и3 пре­ис­пHд­нzz: да прaзднуетъ u5бо всS твaрь вос­тaніе хrт0во, въ нeм­же ўт­верждaетсz. Се­го­д­ня всё на­по­л­не­но све­том – не­бо, зе­м­ля и пре­ис­под­няя*. Да празд­ну­ет же всё тво­ре­ние Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, ко­то­рым оно ут­вер­ди­лось. (Еф. 4:10)

* То, что пре­ис­под­няя на­по­л­ни­лась све­том, — это и оз­на­ча­ет суд над вра­га­ми Хри­ста. Они дол­ж­ны бе­жать, но не­ку­да им бе­жать, ибо всю­ду Хри­стос (срав­ни­те со сти­хо­тво­ре­ни­ем да вос­кре­с­нет Бог в на­ча­ле ут­ре­ни).

ВчерA спо­греб0хсz те­бЁ хrтE, со­во­с­таю2 днeсь воскrшу те­бЁ, сра­с­пинaхсz те­бЁ вчерA, сaмъ мS спрослaви сп7се во цrтвіи тво­eмъ. Вче­ра я был по­гре­бён с То­бою, Хри­сте, се­го­д­ня же, ко­г­да Ты вос­крес, вос­стаю с То­бою; рас­пи­нал­ся с То­бою вче­ра, а се­го­д­ня Ты Сам про­славь Ме­ня, Спа­си­тель, в Цар­ст­ве Тво­ём!* (Рим. 6:3; 8:17)

* В этом тро­па­ре очень хо­ро­шо вид­на связь ме­ж­ду Кре­ще­ни­ем (со-по­гре­бе­ние и со-рас­пя­тие Хри­сту), Вос­кре­се­ни­ем и Цар­ст­вом бу­ду­ще­го ве­ка, ко­то­ро­му мы мо­жем быть при­ча­ст­ны уже се­го­д­ня, а так­же вос­по­ми­на­ние о пе­ре­жи­ва­ни­ях Стра­ст­ной Сед­ми­цы, осо­бен­но Стра­стей Гос­под­них, не со-пе­ре­жив Хри­сту ко­то­рые, мы не впол­не мо­жем по­стиг­нуть ра­дость Вос­кре­се­ния вме­сте с Ним.

На нетлённую жи1знь при­хож­дY днeсь бlгостію р0жд­ша­гw­сz и3з8 те­­бE чи1стаz, и3 всBмъ концє1мъ свётъ њб­лис­тaв­шагw. К жиз­ни безсметр­ной пе­ре­хо­жу я в сей день, по бла­го­сти Ро­див­ше­го­ся от Те­бя, Чи­с­тая, и все міра кон­цы све­том оза­рив­ше­го.
БGа є3г0же родилA є3си2 пл0­тію, и3з8 мeртвыхъ, ћкоже ре­чE, вос­тaв­­ша ви1дэвши чcтаz, ли­кyй, и3 сегw2 ћкw бGа пре­чи1­с­таz воз­ве­ли­чaй. Уви­дев Бо­га, Ко­то­ро­го по пло­ти но­си­ла Ты во чре­ве, Чи­с­тая, из мёр­т­вых вос­став­шим, как ска­зал Он, ли­куй, и как Бо­га, Не­по­ро­ч­ная, Его ве­ли­чай!
Что2 ћкw мeртва и4щете гDа; вос­крeсе, ћкоже речE ѓгGлъ женaмъ вэщaше, блистazсz б9eствен­нымъ зрaкомъ. «Что вы ище­те Гос­по­да, как мёр­т­во­го? Вос­крес Он, как ска­зал», – Ан­гел жё­нам воз­гла­шал, бли­стая бо­же­ст­вен­ным об­ли­ком.
Слёпа и3ногдA t рождeніz, при­стyпльша къ тебЁ и3сцэли1лъ є3си2 всещeдре, слaвzща смотрeніе твоE и3 чудесA. Не­ко­г­да сле­по­го от ро­ж­де­ния, при­бег­ше­го к Те­бе, Ты ис­це­лил, Все­ми­ло­серд­ный, и он стал сла­вить про­мысл Твой и чу­де­са.

Слaва:

БGу nц7Y покланsемсz пребез­на­чaльному, и3 сн7у, и3 б9eствен­но­му д¦у, тринесоздaнному є3с­тес­твY, тріmпостaсному, є3ди1­но­му бGу всёхъ. По­кло­ня­ем­ся Бо­гу От­цу, су­ще­ст­ву­ю­ще­му пре­ж­де на­ча­ла міра, Сы­ну и Ду­ху Бо­же­ст­вен­но­му, тро­и­ч­ной не­со­тво­рён­ной при­ро­де в трёх Ли­цах, един­ст­вен­но­му Бо­гу все­го*.

*«Один Господь, одна вера, одно крещение». Еф. 4:5.

И# нhнэ:

И#з8 чрeва дэви1ческа родилA є3си2 бGа воплощeнна, є3мyже моли1сz все­с™az вLчце, ўщeдрити нaсъ. Из чре­ва де­вичь­е­го ро­ди­ла Ты Бо­га во­пло­щён­но­го; Его умо­ли, все­свя­тая Вла­ды­чи­ца, явить со­стра­да­ние к нам.
Катавaсіа: Си1лою кrтA твоегw2 хrтE, ўтверди2 моE помышлeніе, во є4же пё­ти и3 слaвити спа­си1­тельное твоE вознесeніе. Ка­та­ва­сия: Си­лою Кре­ста Тво­е­го, Хри­сте, ут­вер­ди моё по­мыш­ле­ние, что­бы мне петь и про­сла­в­лять спа­си­тель­ное Твоё воз­не­се­ние.

Произносится Ектения малая.

По­с­ле треть­ей пе­с­ни и ма­лой ек­те­нии чи­та­ют­ся кондак с икосом Пасхи и седален праздника.

Кондaкъ:

Ѓще и3 во гр0бъ снизшeлъ є3си2 без­­смeртне, но ѓдову раз­ру­ши1лъ є3си2 си1лу, и3 воскрeслъ є3си2 ћкw по­­бэ­ди1тель хrтE б9е, женaмъ мmрон0сицамъ вэщaвый: рa­дуй­те­сz, и3 твои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ дa­­руzй, пaдшымъ подаsй вос­кресeніе. Хо­тя Ты и до гро­ба сми­рил­ся, Без­смерт­ный, но и в нём Ты низ­верг си­лу Ада, и, как по­бе­ди­тель, вос­крес, Хри­сте Бо­же, – ве­щая же­нам ми­ро­но­си­цам: «Ра­дуй­тесь!» и мир Твой апо­сто­лам да­руя, – По­да­ю­щий пад­шим вос­кре­се­ние.

Јкосъ:

Е$же прeжде с0лнца сlнце за­шeд­шее и3ногдA во гр0бъ, пред­ва­ри1ша ко ќтру, и4щущыz ћкw днE мmронHсицы дBвы, и3 другA ко дру­зёй вопіsху: q дру­ги1ни! Прі­иди1те, вонsми помaжемъ тё­­ло жи­вон0сное и3 погребeное, пл0ть вос­кре­си1вшагw пaдшаго ґдa­ма, лежaщую во гр0бэ. и4де­мъ, по­тщи1мсz ћкоже волс­ви2, и3 по­кло­ни1мсz, и3 принесeмъ м›ра ћкw дaры, не въ пеле­нaхъ, но въ пла­ща­ни1цэ њбви1­то­му, и3 плa­­чимъ, и3 возопіи1мъ: q вLко, востaни, пaдшымъ по­да­sй вос­кре­сeніе. Пе­ред вос­хо­дом Солн­ца – То­го, Что бы­ло пре­ж­де солн­ца и не­ко­г­да за­шло во гроб, – при­хо­дят ра­но ут­ром, ожи­дая Его как дня, ми­ро­но­си­цы де­вы, и од­на к дру­гой взы­ва­ют: «Пой­дём­те, под­ру­ги, аро­ма­та­ми по­ма­жем Те­ло жи­во­но­с­ное и по­гре­бён­ное, плоть, вос­кре­сив­шую пад­ше­го Ада­ма, ле­жа­щую во гро­бе. Пой­дём­те; бу­дем усерд­ны, как вол­хвы, по­кло­ним­ся и при­не­сём ми­ро, как да­ры, не пе­ле­на­ми, но пла­ща­ни­цею Об­ви­то­му, и бу­дем пла­кать, и вос­кли­к­нем: вос­стань, Вла­ды­ка, По­да­ю­щий пад­шим вос­кре­се­ние!»

Седален.

Слaва и3 нhнэ:

Всёхъ вLка и3 творeцъ пре­хо­дS, њбрёте на пути2 слёпа сэ­дs­ща, плaчуща и3 глаг0люща: не ви1дэхъ въ житіи2 с0лнца сіs­ю­ща, нижE луны2 свёта њзарs­ю­ща­гw. тёмже вопію1 ти: рож­дeй­сz t дв7ы, просвэщeй всs­чєс­каz, просвэти1 мz ћкw бlгоутр0бенъ, да зовY припaдаz тебЁ вLко хrтE б9е: пре­грэ­шe­ній њставлeніе дaруй, за мн0­жест­во ми1лости нaмъ человэ­ко­лю1бче. Всех Вла­ды­ка и Тво­рец, про­хо­дя, об­рёл на пу­ти си­дев­ше­го сле­по­го, пла­кав­ше­го и го­во­рив­ше­го: «Не ви­дел я в сво­ей жиз­ни ни солн­ца си­я­ю­ще­го, ни лу­ны, всё све­том оза­ря­ю­щей. По­то­му взы­ваю к Те­бе: Ро­див­ший­ся от Де­вы, что­бы всё про­све­тить! Про­све­ти ме­ня, как ми­ло­серд­ный, да­бы я вос­кли­цал, при­па­дая к Те­бе, Вла­ды­ка Хри­сте Бо­же: Со­гре­ше­ний про­ще­ние мне да­руй, по мно­же­ст­ву ми­ло­сти Тво­ей, Еди­ный Че­ло­ве­ко­лю­бец!»

Продолжается чтение канона.

Пёснь д7. Песнь 4

Чет­вёр­тая — по об­раз­цу пе­с­ни про­ро­ка Ав­ва­ку­ма, со­дер­жа­щей пред­ска­за­ние о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия и Бо­ж­е­ст­вен­ной си­ле Во­пло­тив­ше­го­ся: Гос­по­ди, ус­лы­шах слух Твой и убо­ях­ся... (Авв. 3:1-19).

Їрм0съ: На б9eственнэй стрa­жи, бGоглаг0ливый ґвва­кyмъ да стa­нетъ съ нaми, и3 покaжетъ свэтон0сна ѓгGла, ћснw гла­г0­люща: днeсь спасeніе мjру, ћкw вос­крeсе хrт0съ, ћкw всеси1ленъ. Ир­мос: Го­во­ря­щий по бо­же­ст­вен­но­му вдох­но­ве­нию про­рок Ав­ва­кум пусть ста­нет с на­ми в ожи­да­нии Бо­га* и по­ка­жет све­то­но­с­но­го Ан­ге­ла, яв­ст­вен­но го­во­ря­ще­го: «Се­го­д­ня со­вер­ши­лось спа­се­ние ми­ру, ибо вос­крес Хри­стос, по­сколь­ку Он — все­мо­гу­щий Бог!»** (Авв. 2:1; Ис. 9:6).

*По-сла­вян­ски: «На бо­же­ст­вен­ней стра­жи бо­го­гла­го­ли­вый Ав­ва­кум да ста­нет с на­ми…» В древ­но­сти ночь де­ли­лась на так на­зы­ва­е­мые «стра­жи» – от­ре­з­ки вре­ме­ни, по­с­ле ко­то­рых про­ис­хо­ди­ла сме­на ча­со­вых на го­род­ских сте­нах. За­ча­с­тую ос­нов­ным чув­ст­вом во­и­нов, сто­яв­ших но­чью на ка­ра­у­ле, бы­ло ожи­да­ние сме­ны или вос­хо­да солн­ца. Здесь го­во­рит­ся имен­но о та­ком ожи­да­нии.

** Чет­вёр­тая песнь всех ка­но­нов на­по­ми­на­ет о слу­же­нии сто­яв­ше­го на стра­же на баш­не свя­то­го Ав­ва­ку­ма про­ро­ка, про­ви­дев­ше­го не­обы­чай­ное и ужа­сав­ше­го­ся си­лой Гос­по­да. Этим чу­дом си­лы и все­мо­гу­ще­ст­ва Бо­жия, про­ви­ден­ным Ав­ва­ку­мом, и бы­ло Вос­кре­се­ние Хри­сто­во.

Мyжескій ќбw п0лъ, ћкw раз­вeрзый дёвственную ўтр0бу, kви1сz хrт0съ: ћкw чlвёкъ же, ѓгнецъ наречeсz: непор0ченъ же, ћкw невкyсенъ сквeрны, нaша пaс­ха, и3 ћкw бGъ и4стиненъ со­вер­шeнъ речeсz. Хри­стос явил­ся как че­ло­век, мла­ден­цем ро­див­шись от дев­ст­вен­но­го чре­ва; был на­ре­чён на­шей Па­с­хой и не­по­ро­ч­ным агн­цем, как нев­ку­сив­ший сквер­ны (гре­ха); и как ис­тин­ный Бог, на­зван Со­вер­шен­ным.* (Исх. 12:5, 2:11; Ин 6:54)

*В кни­ге Ис­ход да­ны два про­об­ра­за Ии­су­са Хри­ста: па­с­халь­ный аг­нец в па­мять из­ба­в­ле­ния от еги­пет­ско­го раб­ст­ва (Исх. 12, 5—11) и по­свя­ще­ние ка­ж­до­го пер­вен­ца, раз­вер­за­ю­ще­го вся­кие ло­же­с­на (то есть ро­ж­да­е­мо­го в пер­вый раз, бу­к­валь­но – раз­дви­га­ю­ще­го вну­т­рен­ние сто­ро­ны бё­дер), ме­ж­ду сы­на­ми Из­ра­и­ле­вы­ми, от че­ло­ве­ка до ско­та (Исх. 13, 1—2). Этих пер­вен­цев по За­ко­ну на­до бы­ло вы­ку­пать осо­бой жер­т­вой. Про­об­раз ясен: Гос­подь Ии­сус Хри­стос был та­ким Пер­вен­цем, раз­вер­за­ю­щим дев­ст­вен­ную, не­ро­жав­шую ут­ро­бу и по­свя­щен­ным Бо­гу, во­лю Ко­то­ро­го Он тво­рил до кон­ца. И жер­т­вой, при­не­сён­ной за Не­го, был Он Сам, при­не­с­ши Се­бя за грех все­го ми­ра.

Ћкw є3динолётный ѓгнецъ, бlгословeнный нaмъ вэнeцъ хrт0съ, в0лею за всёхъ заклaнъ бhсть, пaсха чисти1тельнаz, и3 пa­ки и3з8 гр0ба крaсное прaвды нaмъ возсіS с0лнце. Хри­стос, наш бла­го­сло­вен­ный ве­нец,** по Сво­ей во­ле при­нес Се­бя в жер­т­ву как од­но­лет­не­го агн­ца, – Па­с­ху, очи­ща­ю­щую нас; но Он сно­ва вос­си­ял нам из гро­ба – пре­кра­с­ное Сол­н­це прав­ды.** (Пс. 64:12; 5:7)

*Ве­нец – знак по­бе­ды. Ко­г­да мы по­бе­ж­да­ем в се­бе грех, то по­лу­ча­ем в на­гра­ду не обы­ч­ный ве­нок, но глу­би­ну бо­го­об­ще­ния во Хри­сте, Ко­то­рый яв­ля­ет­ся на­шим «бла­го­сло­вен­ным вен­цом».

**На язы­ке Би­б­лии сло­во «прав­да» все­гда име­ет зна­че­ние «спра­ве­д­ли­вость» или «пра­вед­ность, свя­тость».

БGоoц7ъ ќбw дв7дъ пред8 сён­нымъ ковчeгомъ скакaше и3грaz, лю1діе же б9іи с™jи, nбразHвъ сбытіE зрsще, весели1мсz б9eст­вен­нэ, ћкw воскрeсе хrт0съ, ћкw всеси1ленъ. Пре­ж­де бо­го­отец Да­вид ска­кал в ра­до­сти пе­ред вет­хо­за­вет­ным ков­че­гом, ны­не же, ви­дя ис­по­л­не­ние про­ро­че­с­ких об­ра­зов,* воз­ве­се­лись бо­же­ст­вен­но, свя­той Бо­жий на­род, ибо вос­крес Хри­стос, как все­мо­гу­щий Бог. (2 Цар. 6; Еф. 1:18)

*Име­ет­ся в ви­ду пе­ре­не­се­ние Ков­че­га За­ве­та из фи­ли­стим­ско­го пле­на в Ие­ру­са­лим, во вре­мя ко­то­ро­го царь Да­вид, пре­док Хри­ста по пло­ти, от ра­до­сти «ска­кал изо всей си­лы пред Гос­по­дом» (2Цар. 6:12-15). Воз­вра­ще­ние Ков­че­га из пле­на в го­род ца­ря яви­лось про­об­ра­зом воз­вра­ще­ния Хри­ста от край­не­го уни­чи­же­ния смер­ти в бо­же­ст­вен­ную сла­ву Вос­кре­се­ния.

Создaвый ґдaма твоего2 прa­oц7а чи1стаz, зи1ждетсz t тебE, и3 смeртное жили1ще разори2 своeю смeртію днeсь, и3 њзари2 вс‰ б9eст­венными блистaньми вос­кr­ніz. Со­з­дав­ший Ада­ма, Тво­е­го пра­от­ца Чи­с­тая, со­зи­да­ет­ся от Те­бя, и в сей день Он смер­тью Сво­ей уп­разд­нил че­рез то­го при­шед­шую смерть*, и всех оза­рил бо­же­ст­вен­ны­ми бли­ста­ни­я­ми вос­кре­се­ния.

*«По­се­му, как од­ним че­ло­ве­ком грех во­шел в мір, и гре­хом смерть, так и смерть пе­ре­шла во всех че­ло­ве­ков, по­то­му что в нём все со­гре­ши­ли». Рим. 5:12.

Е#г0же родилA є3си2 хrтA, пре­крaснw и3з8 мeртвыхъ возсіsвша чи1стаz зрsщи, д0браz и3 не­по­р0ч­наz въ женaхъ и3 крaснаz, днeсь во спасeніе всёхъ, со ґпcлы рa­дующисz того2 прославлsй. Ви­дя Хри­ста, Ко­то­ро­го но­си­ла Ты в чре­ве, Чи­с­тая, пре­кра­с­но из мёр­т­вых вос­си­яв­ше­го в сей день для спа­се­ния всех, слав­ная и не­по­ро­ч­ная сре­ди жен­щин, и пре­кра­с­ная, с Апо­сто­ла­ми ра­ду­ясь, Его про­сла­в­ляй.
Ўвэрsz гDи, востaніе твоE, є4же и3з8 гр0ба, лю1бzщымъ тS хrтE, во дни2 мнHги совод­во­ри1л­сz є3си2, рaдость творS и5мъ. Удо­сто­ве­ряя, Гос­по­ди, вос­кре­се­ние Твоё из гро­ба, с лю­бя­щи­ми Те­бя, Хри­сте, Ты в те­че­ние мно­гих дней об­щал­ся*, ра­до­стью их ис­по­л­няя.

*Деян. 1:3.

Воoчи1лъ є3си2 гDи, слёпа и3з8 ўтр0бы рождeнна, рeкъ: и3ди2, ўмhйсz, и3 прозри2, моE слaвz б9ество2. Дал Ты очи, Гос­по­ди, из ут­ро­бы ро­ж­дён­но­му сле­пым, го­во­ря: «Иди, умой­ся, и про­зри, сла­вя Моё Бо­же­ст­во!»

Слaва:

Е#диночeстнаz, безначaльнаz трbце, нераздёльнаz сущест­в0мъ, раздёльна v3постaсьми, спа­сaй вс‰ вёрнw тS стрaхомъ слa­вzщыz. Рав­ная че­стью, су­ще­ст­ву­ю­щая пре­ж­де на­ча­ла міра Троица, не­раз­дель­ная по при­ро­де, но раз­де­ля­е­мая по Ли­цам, спа­сай всех, Те­бя со стра­хом вер­но сла­вя­щих!

И# нhнэ:

Ржcтво2 твоE чи1стаz є4же пaче є3стествA славосл0вимъ блажaще вёр­нw тебE пренепор0чнаz, ћкw бGа всёхъ роди1тельницу. Сверхъ­ес­те­ст­вен­ное ро­ж­де­ние Хри­ста от Те­бя, Чи­с­тая, мы сла­во­сло­вим, бла­жен­ной име­нуя с ве­рою Те­бя, пре­не­по­ро­ч­ная, как Бо­га всех Ро­ди­тель­ни­цу*.

*Речь идёт об од­ном из са­мых из­ве­ст­ных пра­во­слав­ных гим­нов — «До­с­той­но есть».

Катавaсіа: Ўслhшахъ слyхъ си1лы кrтA, ћкw рaй tвeрзесz и4мъ, и3 во­зо­пи1хъ: слaва си1лэ тво­eй гDи. Ка­та­ва­сия: Ус­лы­шал я весть о мо­гу­ще­ст­ве Кре­ста Тво­е­го, что рай был им от­верст, и воз­гла­сил: «Сла­ва си­ле Тво­ей, Гос­по­ди!»
Пёснь є7. Песнь 5

Пя­тая — по об­раз­цу пе­с­ни про­ро­ка Исайи, со­дер­жа­щей так­же про­ро­че­ст­во о Спа­си­те­ле мi­ра и пло­дах Его ис­ку­пи­тель­но­го под­ви­га: От но­щи ­у­т­ре­ню­ет дух мой». (Ис. 26:9-19).

Їрм0съ: Ќтренюемъ ќтреннюю глубокY, и3 вмёстw мЂра пёснь принесeмъ вLцэ, и3 хrтA ќз­римъ прaвды с0лнце, всBмъ жи1знь возсіsюща. Ир­мос: При­дём к Вла­ды­ке Хри­сту ран­ним ут­ром и вме­сто бла­го­во­ний* при­не­сём Ему пе­ние, и уви­дим Его – Сол­н­це прав­ды, всем из­ли­ва­ю­щее жизнь. (Лк 24:1; Мал. 4:2)

*Име­ют­ся в ви­ду по­гре­баль­ные бла­го­во­ния, ко­то­рые ми­ро­но­си­цы не­сли ко гро­бу Хри­ста для то­го, что­бы по­ма­зать Его.

Безмёрное твоE бlгоутр0біе ѓдо­выми ќзами содержи1міи зрs­ще, къ свёту и3дsху хrтE, ве­сe­лы­ми ногaми, пaсху хвa­лz­ще вёчную. Свя­зан­ные уза­ми ада, уви­дев Твою без­мер­ную ми­лость, шли ра­до­ст­но* к све­ту Тво­е­му, Хри­сте, вос­хва­ляя ве­ч­ную Па­с­ху. (Ис. 49:9; 1Пет. З:19)

*Бу­к­валь­но: «ра­до­ст­ной но­гою» – об­раз, ха­ра­к­тер­ный для вет­хо­за­вет­ной по­э­зии («Как пре­кра­с­ны на го­рах но­ги бла­го­ве­ст­ни­ка» Ис. 52:7).

Пристyпимъ свэщен0сніи, и3с­хо­дsщу хrтY и3з8 гр0ба ћкw же­нихY, и3 спрaзднуимъ лю­бо­прa­з­д­н­ственными чи1нми пaсху б9ію спаси1тельную. Не­ся све­тиль­ни­ки, при­сту­пим ко Хри­сту, вы­хо­дя­ще­му из гро­ба, как к же­ни­ху, вы­хо­дя­ще­му из бра­ч­но­го чер­то­га;* и бу­дем празд­но­вать вме­сте с чи­на­ми Ан­ге­лов, лю­бя­щих ли­ко­ва­ние, Па­с­ху Бо­жию спа­си­тель­ную. (Мф 25:1)

*Преп. Ио­анн ис­поль­зу­ет об­ра­зы вос­то­ч­ных сва­деб­ных об­ря­дов: но­чью к до­му же­ни­ха вме­сте с фа­кель­ной про­цес­си­ей шла не­ве­с­та; ко­г­да они под­хо­ди­ли к до­му, же­них вы­хо­дил на­встре­чу, что­бы вве­сти их внутрь и уса­дить за сва­деб­ный стол. Здесь яв­ст­вен­но го­во­рит­ся об уча­стии вер­ных в эс­ха­то­ло­ги­че­с­кой Па­с­халь­ной Тра­пе­зе – Ев­ха­ри­стии. Здесь же рас­кры­ва­ет­ся ра­до­ст­ное ис­по­л­не­ние прит­чи о де­ся­ти де­вах, ко­то­рая в Стра­ст­ную сед­ми­цу яв­ле­на бы­ла при­кро­вен­ной гол­гоф­ски­ми су­мер­ка­ми за­ка­та Хри­сто­ва.

Просвэщaетсz б9eственными лу­чaми и3 живон0сными воскре­сe­ніz сн7а твоегw2, бGом™и пре­чи1с­таz, и3 рaдости и3сполнsетсz бlгочести1выхъ собрaніе. Про­све­ща­ет­ся Бо­же­ст­вен­ны­ми и жи­во­но­с­ны­ми лу­ча­ми вос­кре­се­ния Сы­на Тво­е­го, Бо­го­ма­терь Пре­чи­с­тая, и ра­до­сти ис­по­л­ня­ет­ся бла­го­че­с­ти­вых со­б­ра­ние*.

*Мы с ва­ми.

Не развeрзлъ є3си2 вратA дёв­ст­ва въ воплощeніи, гр0ба не раз­руши1лъ є3си2 печaтей цRю2 соз­дa­ніz: toнyдуже воскрeсшаго тS зрsщи м™и, рaдовашесz. Не от­верз Ты врат дев­ст­ва при во­пло­ще­нии, не на­ру­шил пе­ча­тей гро­ба, Царь со­з­да­ния, и по­то­му, вос­крес­шим Те­бя ви­дя, Ма­терь ра­до­ва­лась.
ЧудесA вє1ліz содёловающаго сл0­ве на земли2, лю1діе ўби1ша тS беззак0нніи: но сaмъ гDи, є3ди1нъ всеси1ленъ сhй, ћкоже пред­рeклъ є3си2, и3з8 мeртвыхъ вос­крeслъ є3си2 хrтE. Те­бя, Сло­во, чу­де­са ве­ли­кие на зе­м­ле со­вер­шав­ше­го, смер­ти пре­да­ло пле­мя без­за­кон­ных; но Ты Сам, Гос­по­ди, еди­ный силь­ный, вос­крес из мёр­т­вых, Хри­сте, как пред­ска­зал*.

*«Сы­ну Че­ло­ве­че­с­ко­му мно­го дол­ж­но по­стра­дать, быть от­вер­же­ну ста­рей­ши­на­ми, пер­во­свя­щен­ни­ка­ми и кни­ж­ни­ка­ми, и быть уби­ту, и в тре­тий день вос­кре­с­нуть». Мр 8:31.

Џчи tвeрзлъ неви1дэвшагw свётъ чyвственный, души2 про­свэ­ти1лъ є3си2 зBницы, и3 слaвити сотвори1лъ є3си2 сего2, познaвша тS творцA, за благоутр0біе kви1в­шасz чlвёка. Очи Ты от­верз не ви­дев­ше­му све­та ма­те­ри­аль­но­го, и взо­ры его ду­ши про­све­тил, и по­бу­дил его Те­бя сла­вить, по­з­нав­ше­го в Те­бе Твор­ца, по ми­ло­сер­дию явив­ше­го­ся че­ло­ве­ком.

Слaва:

Трbцу во є3ди1ницэ, и3 въ трbцэ є3ди1ницу вёрніи славосл0вимъ вси2, nц7A и3 сн7а, и3 д¦а прaваго, є3ди1наго бGа, содётелz всёхъ вои1стинну. Тро­и­цу во Един­ст­ве, и Един­ст­во в Тро­и­це все мы, вер­ные, сла­во­сло­вим: От­ца, и Сы­на, и Ду­ха пра­во­го, еди­но­го Бо­га, всех Твор­ца во­ис­ти­ну.

И# нhнэ:

Кaкw родилA є3си2 бGоблаго­дaт­наz дв7о м™и чи1стаz, не поз­нaвши и3скyса мyжеска; кaкw питaеши питaющаго всю2 твaрь; ћкоже є3ди1нъ вёсть сaмъ, всёхъ творeцъ и3 бGъ. Как Ты ро­ди­ла, об­ла­го­дат­ст­во­ван­ная Бо­гом, Де­ва-Ма­терь чи­с­тая, не ис­пы­тав су­п­ру­же­ско­го об­ще­ния ? Как пи­та­ешь Пи­та­ю­ще­го всё тво­ре­ние? – Как один Он зна­ет Сам, Со­з­да­тель все­го и Бог.
Катавaсіа: Ќтренююще вопіeмъ ти2 гDи, спа­си1 ны: тh бо є3си2 бGъ нaшъ, рaзвэ бо тебE и3н0гw не знaемъ. Ка­та­ва­сия: С рас­све­та бодр­ст­вуя, мы взы­ва­ем к Те­бе, Гос­по­ди: «Спа­си нас, ибо Ты Бог наш; кро­ме Те­бя мы ино­го не зна­ем!»
Пёснь ѕ7. Песнь 6

Ше­с­тая — по об­раз­цу бла­го­дар­ст­вен­ной мо­лит­вы про­ро­ка Ио­ны за из­ба­в­ле­ние его от смер­ти во чре­ве ки­то­вом: Во­зо­пих в скор­би мо­ей ко Гос­по­ду Бо­гу... (Ио­на 2:3-10).

Їрм0съ: Снизшeлъ є3си2 въ пре­испHднzz земли2 и3 сокруши1лъ є3си2 верєи2 вёчныz, содер


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.