Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ



 

Неделя о Слепом

 

Всенощное бдение

и

Божественная Литургия

 

С русским переводом

и объяснением

 

Киев


НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ

Ше­с­тое вос­кре­се­нье по­с­ле Па­с­хи – Не­де­ля о сле­пом. Од­на­ж­ды Гос­подь Ии­сус Хри­стос уви­дел сле­по­го, про­ся­ще­го ми­ло­сты­ню. На во­п­рос уче­ни­ков, пред­ва­рив­ший ис­це­ле­ние, кто со­гре­шил, он или его ро­ди­те­ли, Хри­стос от­ве­чал, что «не со­гре­шил ни он, ни ро­ди­те­ли его, но это для то­го, что­бы на нём яви­лись де­ла Бо­жии. Мне дол­ж­но де­лать де­ла По­слав­ше­го Ме­ня, до­ко­ле есть день; при­хо­дит ночь, ко­г­да ни­кто не мо­жет де­лать. До­ко­ле Я в міре, Я свет міру» (Ин 9,3-5). Ска­зав это, Гос­подь со­тво­рил бре­ние, по­ма­зал им очи сле­по­го и ска­зал ему: «Иди в Си­ло­ам­скую ку­пель, омой свои гла­за и бу­дешь здо­ро­вый».

Так и слу­чи­лось. Ис­це­лён­ный от сле­по­ты, ко­то­рая бы­ла у че­ло­ве­ка от ро­ж­де­ния, стал сви­де­тель­ст­во­вать о Хри­сте. То­г­да пер­во­свя­щен­ни­ки, ста­рей­ши­ны иу­дей­ские ста­ли пы­тать быв­ше­го сле­по­го, спра­ши­вая у не­го: «кто», «как», «за­чем», «по­че­му», «а дей­ст­ви­тель­но ли ты был рань­ше сле­пой, а мо­жет, нет?»; под­вер­г­ли до­про­су да­же его ро­ди­те­лей. И, по­лу­чив убе­ди­тель­ные от­ве­ты от са­мо­го сле­по­ро­ж­дён­но­го и от его ро­ди­те­лей, ка­кой вы­вод сде­ла­ли? «Не от Бо­га Этот Че­ло­век» (Ин 9:16), - ска­за­ли ста­рей­ши­ны, ука­зы­вая на Хри­ста. Но про­зрев­ший воз­ра­зил: «Ес­ли бы Он не был от Бо­га, не мог бы тво­рить ни­че­го» (Ин 9:33). За­кон­ни­ки окон­ча­тель­но бы­ли вы­ве­де­ны из се­бя та­ки­ми сло­ва­ми, и вы­гна­ли быв­ше­го сле­по­го вон. На во­п­рос Хри­ста, ве­ру­ет ли он в Сы­на Бо­жия, Ко­то­ро­го ви­дел и слы­шал, этот че­ло­век ска­зал: «Ве­рую, Гос­по­ди! И по­кло­нил­ся Ему» (Ин 9:38).

На при­ме­ре сле­по­ро­ж­дён­но­го, ис­це­лён­но­го Ии­су­сом Хри­стом, Свя­тая Цер­ковь пред­ста­в­ля­ет об­раз вся­ко­го греш­ни­ка, ко­то­рый есть сле­пец от ро­ж­де­ния, «по­то­му что все со­гре­ши­ли и ли­ше­ны сла­вы Бо­жи­ей» (Рим. 3:23), а да­ро­ва­ни­ем чу­де­с­но­го све­та ду­хов­ным и те­лес­ным очам сле­п­ца по­уча­ет, что про­све­ти­тель ис­тин­ный – один Гос­подь, и толь­ко в све­те Его мо­ж­но уз­реть ис­тин­ный и спа­си­тель­ный свет.


 

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

От­вер­за­ют­ся Цар­ские вра­та. Со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние ал­та­ря.

Ди­а­кон: Востaните! ГDи бlгослови2.

Свя­щен­ник:

Слaва с™ёй, и3 є3диносyщнэй, и3 жи­во­тво­рsщей, и3 не­раз­дёль­нэй трbцэ, все­гдA, нhнэ и3 при1­снw, и3 во вё­ки вэ­кHвъ. Сла­ва Свя­той, име­ю­щей еди­ную сущ­ность, яв­ля­ю­щей­ся на­ча­лом всей жиз­ни, и не­раз­де­ли­мой Тро­и­це, по­сто­ян­но: и сей­час, и все­гда*, и в ве­ч­но­сти*.

*Все­гда – до окон­ча­ния на­ше­го мi­ра, в ко­то­ром дей­ст­ву­ет от­счёт вре­ме­ни, дан­ный нам как на­по­ми­на­ние о при­бли­жа­ю­щем­ся Страш­ном Су­де; в ве­ч­но­сти – ко­г­да за­кон­чит­ся наш мiр** и на­сту­пит но­вый, не име­ю­щий вре­ме­ни, а сле­до­ва­тель­но, и кон­ца.

**Для то­го, что­бы раз­ли­чать «мир» как «по­кой, спо­кой­ст­вие» и «мир» как «все­лен­ную, Зе­м­лю, сре­ду оби­та­ния» в бо­го­слов­ской на­у­ке при­ня­то это сло­во во вто­ром зна­че­нии пи­сать че­рез i-«де­ся­ти­ри­ч­ное», «и с то­ч­кой». Оно на­зва­но так по­то­му, что в цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке яв­ля­ет­ся ещё и циф­рой «10».

Хор отвечает:

Ґми1нь. Ис­тин­но. (Да бу­дет так).

Свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми в алтаре по­ёт­ся тро­парь:

Хrт0съ воскрeсе и3з8 мeртвыхъ, смeртію смeрть попрaвъ, и3 сy­щымъ во гро­бёхъ жив0тъ да­ро­вaвъ. Хри­стос вос­крес из мёр­т­вых, по­прав Сво­ею смер­тью смерть и да­ро­вав умер­шим жизнь.

Хор подхватывает этот тропарь и поёт его дважды, а затем продолжает:

 

Пріиди1те, по­кло­ни1мсz цReви нa­шему бGу. При­ди­те, по­кло­ним­ся* Ца­рю на­ше­му, Бо­гу.

* При­зы­вая к по­кло­не­нию Гос­по­ду Ии­су­су Хри­сту как Ца­рю — Со­з­да­те­лю и Вла­ды­ке мiра ви­ди­мо­го и не­ви­ди­мо­го (Ин 1:3; Откр. 1:5).

Пріиди1те, по­кло­ни1мсz и3 при­па­дeмъ хrтY, цReви нaшему бGу. При­ди­те, по­кло­ним­ся и по­верг­нем­ся на зе­м­лю перед Ца­рём Хри­стом, на­шим Бо­гом.
Пріиди1те, по­кло­ни1мсz и3 при­па­дeмъ са­момY хrтY, цReви и3 бGу нaшему. При­ди­те, по­кло­ним­ся и по­верг­нем­ся на зе­м­лю пе­ред са­мим Хри­стом, Ца­рём и Бо­гом на­шим.
Пріиди1те, по­кло­ни1мсz и3 при­па­дeмъ къ НемY. При­ди­те, по­кло­ним­ся, и по­верг­нем­ся на зе­м­лю пе­ред Ним.

Со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние все­го хра­ма.

Хор по­ёт из­бран­ные сти­хи* из 103 (Пред­на­чи­на­тель­но­го) псал­ма. Ос­таль­ные сти­хи чи­та­ет чтец.

*Стих — в Бо­го­слу­же­нии это крат­кое из­ре­че­ние или песнь» из­бран­ная из Псал­ти­ри или дру­гих книг Свя­щен­ною Пи­са­ния, и пред­в­а­ря­ющцая пе­ние, чте­ние и не­ко­то­рые мо­лит­вы.

За­кры­ва­ют­ся Цар­ские вра­та. Пе­ред ни­ми вы­хо­дит свя­щен­ник чи­тать све­тиль­ни­ч­ные мо­лит­вы.

Ди­а­кон про­воз­г­ла­ша­етЕк­те­нию ве­ли­кую (ина­че — мир­ную).

По­с­ле мир­ной ек­те­нии хор по­ёт от­дель­ные сти­хи из 1 Сла­вы 1 ка­фис­мы. Это пе­ние пе­ре­кли­ка­ет­ся с чте­ни­ем ос­таль­ных сти­хов. В про­с­то­ре­чии по своим пер­вым сло­вам это пе­с­но­пе­ние на­зы­ва­ет­ся «Бла­жен муж».

По­с­ле пе­ния «Бла­жен муж» про­из­но­сит­ся Ек­те­ния ма­лая: «Па­ки и па­ки» (сно­ва и сно­ва).

И про­дол­жа­ет­ся чте­ние 1 ка­фис­мы. (псал­мы 1-8).

По­с­ле 2 Сла­вы сно­ва Ек­те­ния ма­лая.

По ек­те­нии до­чи­ты­ва­ет­ся 3 Сла­ва ка­фис­мы, по­с­ле ко­то­рой мо­ля­щи­е­ся вновь («па­ки») при­зы­ва­ют­ся к мо­ли­тве. Про­воз­г­ла­ша­ет­ся Ек­те­ния ма­лая.

Хор по­ёт 140, 141, 129 и 116 псал­мы по­пе­ре­мен­но со сти­хи­ра­ми*. То, что не по­ёт хор — чи­та­ют чте­цы. В это вре­мя со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние все­го хра­ма.

*Сти­хи­ра — с греч. — «что на­пи­са­но сти­ха­ми» сти­хо­тво­ре­ние. В Бо­го­слу­же­нии сти­хи­ра­ми на­з­ы­в­аю­тся пе­с­но­пе­ния, по­ве­ст­ву­ю­щие о празд­ну­е­мом со­бы­тии. Они по­ют­ся со сти­ха­ми (см. примечание выше).

ГDи, воззвaхъ къ те­бЁ, ўс­лh­ши мS. Ўслhши мS гDи. ГDи, воззвaхъ къ те­бЁ, ўс­лhши мS: вон­ми2 глaсу молeніz мо­егw2, вне­гдA воззвaти ми2 къ те­бЁ. Ўс­лh­ши мS гDи. Гос­по­ди, я воз­звал к Те­бе, ус­лышь ме­ня. Ус­лышь ме­ня, Гос­по­ди. Гос­по­ди, я воз­звал к Те­бе, ус­лышь ме­ня, вне­мли гла­су мо­ле­ния мо­е­го, ко­г­да я взы­ваю к Те­бе. Ус­лышь ме­ня, Гос­по­ди.
Да и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw ка­ди1ло пред8 тоб0ю, воз­дэ­s­ніе рукY мо­є1ю, жeртва ве­чeр­нzz. Ўслhши мS гDи. Да* на­пра­вит­ся мо­лит­ва моя, как фи­ми­ам, пред ли­цо Твоё, воз­но­ше­ние рук мо­их – как жер­т­ва ве­чер­няя. Ус­лышь ме­ня, Гос­по­ди.

*Да – ча­с­ти­ца, ис­поль­зу­е­мая с гла­го­лом для вы­ра­же­ния при­ка­за­ния, по­ве­ле­ния (пред­по­ла­га­ю­щая без­пре­ко­слов­ное, обя­за­тель­ное вы­пол­не­ние).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.