Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рекомендации ООН по долгосрочному планированию и прогнозированию. Как использовать эти рекомендации в России



30. Рекомендации ООН по долгосрочному планированию и прогнозированию. Как использовать эти рекомендации в России

Эксперты ООН при разработке долгосрочных прогнозом и планов социально-экономического развития рекомендуют опираться на следующие принципы [5]:

1. Концептуальное мышление в стратегических масштабах с упором на реалистические цели. Подразумевается отказ от строго утилитарного подхода при разработке государственных программ. Не текущие потребности сегодняшнего дня (какими бы актуальными они ни казались), а исторические цели должны служить экспертам в качестве определяющих.

Концептуальное стратегическое мышление предполагает «реалистическое, а иногда и трагическое видение происходящих событий для обеспечения более прочной связи между долгосрочной политикой и непосредственными решениями». Синергетика рассматривает общественное развитие как бифуркационное, катастрофическое, неоднозначное. Каждый его момент можно интерпретировать как точку бифуркации, в которой таится опасность общественных катастроф, но именно эта опасность и побуждает человека действовать, ускорять процессы самоорганизации, регулирования и управления.

Задача госрегулирования – снижать вероятность неблагоприятного хода событий, минуя общественные катастрофы. Именно поэтому требуется концептуальное стратегическое мышление, дающее осознание глубинной многовариантности и альтернативности общественного развития и доказывающее возможность человека находить и реализовывать оптимальные для себя сценарии. К разработке государственных программ (каких бы областей они ни касались) необходимо привлекать, помимо специалистов, крупнейших ученых-обществоведов – носителей системного знания, объединяющего разные отрасли науки.

2. Приоритетное внимание к ключевым вопросам, открывающим возможность альтернативного выбора. Эксперты ООН считают, что основная ошибка специалистов, работающих над сложными многосоставными документами, состоит в неправильной расстановке акцентов, когда основное место отводится тактическим вопросам, а не перспективным целям. В программе необходимо четко выделять ключевые пункты – точки бифуркации общественного развития, открывающие возможность альтернативного выбора. Это позволит своевременно обратить внимание как на грядущие опасности, так и на возникающие благоприятные возможности, которыми надо суметь воспользоваться. В противном случае в погоне за прибылью можно забыть о главных национальных и государственных приоритетах.

3. Широкий творческий подход к разработке новых альтернативных вариантов. Этот принцип особенно важен в рамках синергетической стратегии. Основная трудность состоит в отсутствии или непонимании надлежащих альтернатив. Предложение самого широкого спектра альтернативных вариантов программы – одна из главных целей. При выборе доминантного сценария альтернативные варианты не выбрасываются в корзину, а используются для подстраховки как запасные. В условиях стратегической нестабильности общественного развития основной вариант может быстро устареть, перестав соответствовать требованиям жизни. Наличие альтернативных разработок позволит перейти на запасные варианты, задействовать имеющиеся резервы. Эксперты подчеркивают, что творческий подход к разработке государственных программ зависит от возможности менять свое мнение, критически переоценивать его.

Для разработки альтернативных программ, обогащающих и развивающих основную государственную линию в соответствующей области, рекомендуется широко использовать негосударственные организации (включая заинтересованные коммерческие и бизнес-структуры).

4. Достаточная степень понимания глобальных исторических процессов. Государственные планы и программы представляют собой эпохальные документы, способные влиять на судьбы народов. Именно с таких позиций надо рассматривать их разработку и принятие – нужны историческая ответственность и историческое мышление. Наиболее важные долгосрочные программы требуют всенародного обсуждения в прессе с последующей корректировкой основных положений. Граждане должны одобрять их основные цели.

Важным моментом является тезис, что общество должно знать имена ведущих экспертов – разработчиков программы. И в случае успеха программы, и в случае ее провала эти люди несут личную ответственность.

5. Тщательный самоанализ в условиях стратегической нестабильности. Этот принцип требует постоянного использования мониторинга оценок происходящих изменений и процессов, что может служить основанием для возможной корректировки целей программы в будущем. Мониторинг должно осуществлять специальное подразделение специалистов, которым рекомендуется чаще оценивать себя со стороны, беспристрастно интерпретировать самые эмоциональные высказывания оппонентов. Хорошо зарекомендовал себя мониторинг параллельных оценок – доброжелателей и критиков.

6. Учет долгосрочной перспективы. Это означает умение связывать любое текущее (оперативное) планирование с перспективным – на 20-50 лет, а иногда на более длительный период. Понимание исторических изменений, верная самооценка и умение мыслить категориями «крупных стратегий и больших начинаний» возможны именно в рамках долгосрочной перспективы.

7. Специальный научный анализ фактора неопределенности. Сегодня любая программа реализуется в условиях нестабильной социально-политической обстановки, когда сохраняется возможность кризисов, чрезвычайных обстоятельств, катастроф, непредвиденных стихийных бедствий. В современной науке это нашло отражение в термине «стратегическая нестабильность». В такой обстановке все крупные решения и программы, по мнению экспертов ООН, представляют собой «основанные на догадках азартные игры с историей». Вместе с тем современная наука (математика, статистика) много сделала для глубокого понимания фактора неопределенности, и этот фактор достаточно часто можно рассчитать с определенной степенью точности. Для этого к разработке государственных программ необходимо привлекать соответствующих специалистов, которые смогут ввести коэффициент неопределенности в программу, сделав ее более реалистичной.

8. Системный подход подразумевает необходимость целостного подхода к решению поставленных проблем, в рамках которого большое внимание уделяется взаимосогласованию различных секторальных решений. Нередко меры, предлагаемые в одном секторе государственного управления, «гасятся» параллельными мерами, используемыми в другом секторе. Реализация системного подхода в условиях рыночной экономики требует особой государственной воли, поскольку в интересах государства необходимо увязывать конъюнктурные устремления различных отраслей экономики, а также соперничающих финансово-промышленных групп.

9. Ценностный подход, состоящий в том, что основные цели и задачи программы должны быть аргументированы с учетом моральных факторов, общезначимых ценностей и идеалов большинства населения. Это должно обеспечить широкую общественную поддержку госрегулированию и способствовать успешному осуществлению программы.

10. Ориентация на поиск допущенных ошибок предполагает, что в рамках программы должна функционировать специальная группа менеджеров, занятая мониторингом диагностики отклонений. Постоянный контроль за выполнением программы, поиск ошибок, отклонений и дефектов управления призваны создать корректирующую линию менеджмента, что может значительно повысить качество разработки и реализации программы.

11. Повышенное внимание к ресурсам. Раздел о ресурсах должен занимать в программах одно из первых мест. Эксперты призывают рассматривать понятие «ресурсы государственной программы» в широком плане, включая политические, административные, экономические, сырьевые, трудовые (кадровые). В зависимости от целей программы на передний план выходят те или иные виды ресурсов. В программе должны быть разработаны специальные меры, направленные на сохранение ограниченных ресурсов, создание дополнительных и резервных.

12. Использование административных структур и внимание к юридическим аспектам их деятельности. Для осуществления любой государственной программы необходимо задействовать соответствующие учреждения, институты и другие административные структуры. Иногда достаточно воспользоваться уже имеющимися, но часто нужно создавать специальные подразделения или даже самостоятельные учреждения. Поскольку это требует значительных средств из бюджета программы, необходим сбалансированный подход: затраты на административные структуры должны быть целесообразными и оправданными.

Большое значение придается правовым аспектам деятельности институтов. Нередко для выполнения государственной программы требуется разработка специального пакета документов, чтобы обеспечить правовое поле ее осуществления. Опора на закон является составной частью госрегулирования.

13. Приоритет неполитических методов с учетом влияния политических факторов. Любая государственная программа, считают эксперты ООН, должна быть строго отделена от политической конъюнктуры. Если принять во внимание, что долгосрочные программы рассчитаны на 20-50 лет, нетрудно определить, сколько правительственных кабинетов может смениться за такое время. Именно поэтому разумное дистанцирование от политической конъюнктуры – важное требование. Вместе с тем процесс разработки программы невозможен без глубокого понимания и реалистического учета политических факторов. В состав разработчиков программы должны быть включены политологи-эксперты – носители научного знания о политическом процессе.

14. Развитие плюралистического общественного мышления. Государственные программы требуют широкого обсуждения. В группе готовящих их экспертов должны быть грамотные специалисты по связям с общественностью. Использование всего спектра PR-технологий для привлечения внимания граждан к готовящейся программе – важная составляющая современного подхода к госрегулированию.

Эксперты подчеркивают, что связь с общественностью – вопрос функциональной необходимости при разработке «политики высокого качества».

15. Повышенное внимание к вопросам регулирования кризисов, т.е. к прогнозированию предрасположенных к кризису областей. Кризисный менеджмент является сегодня важной составной частью менеджмента в государственных организациях. Своевременно принятые антикризисные меры нередко способствуют разрядке ситуации и стабилизации общественного развития. Но даже если этого не происходит, кризис может пройти в более «мягком» режиме.

Кризис – не только обострение проблемной ситуации, но и благоприятная возможность для использования радикальных мер и привлечения дополнительных ресурсов, что в других условиях было бы неосуществимо. Такие шаги необходимо планировать заранее. Это могут быть решения о привлечении дополнительных (резервных) бюджетных и внебюджетных средств, просьбы к благотворительным организациям и общественным фондам об экстренной помощи, прямые обращения к населению и пр.

16. Готовность перманентно обобщать накопленный опыт в ходе реализации программы. Любая государственная программа – это процесс непрерывной оценки и переоценки результатов, творческого обучения и развития. Для реализации программы требуется специальная подготовка и переподготовка задействованных в ней специалистов. Средства на их обучение необходимо выделить отдельной статьей в бюджете программы.

Одновременно в государственной программе следует предусматривать работу специальной группы экспертов, занятых мониторингом оценки ее итогов. Положительные и отрицательные результаты призваны служить основанием для корректировки старых и разработки новых способов госрегулирования, творческое совершенствование которого никогда не должно прекращаться.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.