|
|||
Становление психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов института педагогики и психологииСтр 1 из 5Следующая ⇒ Становление психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов института педагогики и психологии Теоретическое обоснование. · Теория мотивации Е.П. Ильина · Теория установок Д.Н. Узнадзе · Субъектно-деятельностная концепция труда Е.А. Климова · Разработка Е. П. Кораблиной теоретического алгоритма специальной процессуально-профессиональной подготовки (СППП) · Основы акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, А.А. Бодалёв) - наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития.
Актуальность. Готовность к профессиональной деятельности является необходимой в любой сфере. Современный психолог должен быть готов в любой ситуации действовать быстро и профессионально, так как нарастающие в современном обществе проблемы требуют от специалиста оказания квалифицированной и своевременной помощи. Формирование готовности к профессиональной деятельности начинается уже на этапе обучения в ВУЗе. В связи с этим разработка темы психологической готовности к профессиональной деятельности актуальна, так как по результатам проведённого исследования возможно определить, кто из студентов осознанно выбрал профессию, настроен серьёзно, готов получать новый опыт и после выпуска работать психологом в интересующей его сфере (преподавание, консультации, менеджмент, т.д.), а кто пришёл на факультет по другим причинам: советы знакомых, материальные возможности, для «получения диплома» и прочее. Именно таких людей необходимо выявлять если не на первом, то точно на втором году обучения, так как отсутствие интереса к изучаемой области порождает отсутствие мотивации, влечёт за собой неудовлетворительные оценки, упадок сил, снижение эмоционального фона, иногда даже депрессию, соматические заболевания и т.д. В этой ситуации очень важно сориентировать будущих молодых специалистов именно в ту область, которая была бы им интересна, чтобы не подрывать их психологическое здоровье. Так же изучение проблемы психологической готовности актуально не только в психологии, но и в любой другой профессиональной деятельности, так как в каждой профессии необходимо учитывать личностные и психологические особенности работника. В связи с этим повышается актуальность изучения методов, способов и технологий, которыми может воспользоваться психолог для определения и повышения уровня психологической готовности специалистов.
Сегодня в рамках преобразования Российской образовательной системы и перехода к четвёртому образовательному стандарту обучения повышенное внимание уделяется комплексу полученных во время обучения в ВУЗе компетенций выпускника (компетентностный подход). Однако, рассматривая компетентность как уровень развития личности, профессиональную грамотность, навыки, познания, опыт и т.д. нельзя забывать об одной из наиболее важных составляющих профессиональной компетентности – о психологической готовности к деятельности.
Становление психологической готовности к профессиональной деятельности проявляется в «позитивной трансформации образа себя в профессии, гармонизации ценностно-смыслового и мотивационно-волевого аспектов профессиональной деятельности и присвоении профессиональной роли» - суть психологической готовности по Е.П. Кораблиной.
Цель: выявление степени психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Объект: психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов начального (II курс) и завершающего (III и IV курсы) этапов обучения. Предмет: особенности мотивации к обучению, волевой потенциал, иерархия жизненных ценностей, профессиональная и психологическая готовность к деятельности у студентов-психологов. Гипотеза: за время обучения в ВУЗе психологическая готовность студентов Института педагогики и психологии к профессиональной деятельности возросла.
|
|||
|