Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





§ 3. Этно-поп и мир планетарной культуры



Иной характер имеет использование образа "чёрной культуры" в конформистской коммерческой культуре. Надо оговориться, что между детищем контркультуры - рок-культурой - и порожденной шоу-бизнесом поп-культурой иногда, несмотря на очевидную и разительную разницу, очень трудно провести чёткую грань: вторая паразитирует на приёмах и стиле первой, копирует её и "осваивает", в неё втягиваются достигшие лавров и респектабельности бунтари, что означает скорее степень признания и профессионализма (не зря в российском подпольном роке, как,впрочем, и в британском панке, показным манифестом благонадёжности на предмет "непопсовости" стал декларативный непрофессионализм исполнения), нежели, как это обычно трактуется, "продажность" и склонность вчерашних проказников к компромиссу. К примеру, стоящие у истоков нынешнего "африканского бума" в поп-культуре Пол Саймон, выпустивший знаменитый альбом "Грэйсленд" с использованием южноафриканского стиля "мбаканга" при участии африканских музыкантов Хью Масекелы, Мириам Макебы, Джо Шабалалы, Рэя Фири, "Лэйдисмит Блэк Момбасо" и др. или же Пит Гэбриэль, часто выступающий совместно с сенегальским музыкантом Юсу Ндуром, давно уже перестали олицетворять контркультуру, но и к конформистам и чисто коммерческой музыке их тоже не отнесёшь. Куда "строже", чем на Западе, критерии принадлежности к "подлинной рок-культуре" действуют у нас в стране, практически перекрывая "подпольному року" выход на массовую аудиторию. Кстати, по крайне жёстким отечественным критериям к "полсе" пришлось бы отнести подавляющее большинство не только классики рока, начиная с "Битлз" и "Пинк Флойд", но и значительную долю западной "альтернативной музыки".

Однако в подавляющем большинстве популяризация "экзотики" носит всё же чисто коммерческий характер. Рэггей вошла в коммерческую культуру поп-музыки в основном в виде уже до того облегчённого "Lovers' Rock", по словам известного специализирующегося на рэггей музыкального критика Криса Мэя, отличающегося от рэггей столь же сильно, как Маргарет Тэтчер от Розы Люкембург.[260] "Поп-рэггей" начисто лишена растафаристского содержания и очень приглажена музыкально. В этом виде рэггей достаточно популярна: достаточно сказать, что в хит-параде самого авторитетного телеканала коммерческой поп-музыки Эм-Ти-Ви по итогам 1990 г. на первом и третьем месте оказались эстрадные модификации рэггей (соответственно Р. Палмер с группой UВ-40 и Дж .Саммервил). Примерно то же самое происходит с рэпом. Рэп перестал быть чисто чёрным стилем гетто. Тексты очистились от непременных для жанра ритуальных кощунств и скабрезностей, агрессивных выпадов и т.д. Чисто формальное отличие от "истинного" рэпа состоит в том, что для большей приятности рэп чередуется с поющимся припевом: в настоящем рэпе не поют.

На грани рок- и поп-культуры, как бы сняв несовместимость раста-рэггей и хип-хоп, в Великобритании в последние годы сформировался стиль "рэгамаффин" (ragamuffin ), в своём названии отталкивающийся от созвучия слов "рэггей" и "оборвыш, замарашка" (в последнем случае, как и в вышеприведённых примерах, это слово утрачивает негативный оттенок). Музыкальным проводником стиля служит рэп, рэггей и ряд других "этнических" стилей, включая индо-пакистанскую музыку "бангра" и ряд стилей чисто африканского происхождения. Вся эта смесь имеет лёгкий налёт электро- и техно-попа, лишена угрюмой серьёзности и ксенофобии раста-рэггей и первоначального хип-хоп. "Шик" стиля построен на мешковатых (baggу - это слово в стиле рэгамаффин обозначает не только "стильный" свободный покрой одежды, но и её "растафаристскую" расцветку и многое другое - нечто вроде словца "крутой" в отечественном подростковом жаргоне) одеждах, кроссовках, сдобрено всё это деталями антуража из целого ряда "расовых" стилей. Стиль "рэгамаффин" - явно неустойчивый компромисс между "попсовой" и контркультурной тенденцией, который должен, как это уже случилось со всеми подобными стилями, вскоре распасться на два различных.

В последние годы в массовой культуре Запада вызвала бум эклектическая смесь западной поп-музыки с фольклором стран "Третьего мира" в оригинальном, почти не искажённом исполнении, часто с привлечением традиционных музыкантов. Это направление получило название "этно-поп", а также "World Beat ", или "World Music ". На этно-попе специализируется целый ряд студий грамзаписи. Самые известные ия них -"Cobalt", "Triple Earth", "Shanachle", "Earthworks", "Real World". В 1990 г. большой успех достался группе традиционных музыкантов из ЮАР "Mahlatini and the Mahotela Queens" - это яркое шоу в стиле "тауншип джайв" (группа также сотрудничает с известной авангардной группой "Искусство шума"), зимбабвийской группе "Бунду Бойз", "королям" нигерийского стиля джуджу Санни Адэ и Шайна Петерсу, нигерийскому певцу Фела Аникулапокути, камерунскому саксофонисту Mану Дибанго, антильской группе "Кассав'" и смешанной группе из ЮАР "Савука" во главе с "белым зулусом" Джимми Клэггом (кстати, антропологом по образованию), малийцу Мали Канте, группе австралийских аборигенов "Йото Инди". Собственно, традиционных африканских музыкантов либо артистов местных стилей городской поп-музыки, неожиданно ставших звёздами мировой поп-музыки, можно перечислять бесконечно. Интерес к традиционным стилям не ограничивается африканской и антильской музыкой. Из азиатских исполнителей популярны певица Наджима, исполняющая на урду джазовую версию традиционных любовных песен в стиле "хазал", "мистический суфий" пакистанец Нусрат Фатех Али-хан, певица в стиле "бангра" Бинду. Причудливой смесью африканских, японских, славянских, арабских и гавайских элементов являются композиции японского музыканта Р. Сакамото. Из представителей славянской музыки самые популярные - женское трио "Булгарка". "Этно-поп" ныне входит отдельной категорией в большинство хит-парадов, транслируется по множеству специальных музыкальных программ. Программа "Афропоп", например, охватывает в США 130 радиостанций по стране.[261]

Успех этно-попа в последние годы ошеломителен. По словам одного из ведущих продюссеров этно-попа М. Мейсонье, мир переживает золотой век экзотического фольклора и "этнической музыки".[262] Этнический стиль затронул также дизайн, модную одежду и т.д. Как считает известный модельер афро-американка Джанува Моджа. ближайшее десятилетие станет "золотым веком чёрного искусства".[263] Именно так было названо и основанное в ноябре 1989 г. движение GАВА (Golden Age of Black Art, занимающееся культурными, политическими и философскими аспектами этого ожидаемого расцвета. В марте 1991 г. в Гарвардском универсиете состоялась всемирная конференция этого движения.

В чём причина стремительного вторжения неевропейского фольклора в поп-культуру?

Согласно распространённому среди западных культурологов упрощенному представлению, культура Нового времени условно делится на три этапа:

- классовая культура (XVII-XIX вв.), характеризующаяся делением на рабочих и хозяев, определявшим чувство культурной идентичности. Этому периоду свойственно деление на элитарную и народную культуру;

- массовая культура (с нач. XX в.), связанная с потребностями серийного индустриального конвейерного производства и унификации рабочей силы и вкусов потребительского рынка, в нивелировке классовых, этнических, региональных и индивидуальных культурных особенностей;

- постмодернистская культура (с 60-х гг.), связанная с переходом к "информационному обществу" и превращением культуры в непосредственную производительную силу и одновременно - в продукт и товар. Это общество. в котором социальная идентификация формируется через производство культурных образцов и образов, навязывание которых происходит не путём принудительной гомогенизации культуры, но наоборот - путём стимуляции разнообразия л тиражирования множества персональных реальностей на любой вкус, на деле - иллюзорных и ложащихся поверхностным слоем многоцветной пены на прочный унифицированный монолит гомогенности, достигнутой на предыдущем этапе.

Производство иллюзорных идентичностей, предлагаемых сегодня массовой культурой на любой вкус с использованием бесчисленных экзотических и исторических, а также фантастических образов и реальностей, создаёт впечатление того, что расовые, культурные и другие различия отныне не только не подавляются, но напротив - переживают расцвет, поощряются господствующей культурой. Промышленное производство бесчисленных культурных идентичностей в эпоху компьютерного искусства и персональных аудиовизуальных средств, а также готовности рынка откликнуться на потребности любой субкультуры, творящей сколь угодно причудливый и далёкий от реальности иллюзорный мир для "своего круга" превращает жизнь в игру (что, впрочем, согласно Й. Хёйзинге, ей присуще изначально), - всё это ведёт к потере различения между "образами" и "реальной жизнью". Но для этого производства требуются многочисленные образцы экзотической реальности, которые массовая культура и черпает в третьем мире, а также в самых экстравагантных на взгляд жителей развитых стран субкультурах прошлого и настоящего.

Использование конформистской массовой культурой экзотических элементов, издавна бывших излюбленной темой контркультуры и культурного бунтарства, можно истолковать и как отражение в массовой культуре упомянутого во Введении глобального культурного синтеза, связанного с универсализацией культурно-исторического бытия человека, со складыванием общепланетарной цивилизации и общепланетарной культуры. объединяющих в великом диалоге локальные цивилизации прошлого. локальные культуры настоящего и предполагаемого будущего.

Начавшись несколько ранее в элитарной культуре, сегодня этот процесс затронул и массовую культуру.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. "ОБРАЗ СЕБЯ" КАК СТЕРЖЕНЬ КУЛЬТУРНОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Отмеченное в Главе IV самоотождествление бунтарей с образом условного африканца - лишь часть сложного процесса взаимодействия образов в культуре. Сам этот образ постоянно видоизменяется, и культурный национализм есть не что иное, как стремление изменить свой образ - в собственных глазах и в глазах окружающих. Что касается белых нонконформистов, не всякий образ "чёрной культуры" их утраивает, но лишь образ, формируемый культурным национализмом (универсалистский, западнический образ - ни в коем случае!), в момент разрыва с классическим почвенническим образом, создававшимся ранним культурным национализмом,[264] т.е. именно тот образ, который был воплощён в жизненном стиле субкультур раста-рэггей и хип-хоп. Для самих африканцев и афроамериканцев эти образы обозначают резкое размежевание в "культурой отцов" - при одержимости растафари "корнями", "родной культурой", как отмечают все исследователи, о чём бы – Ямайке, Великобритании или Африке - ни шла речь, она всегда вызывает конфликт отцов и детей, и даже едва ли не больший, чем конфликт с "белой" культурой. В свою очередь, даже "белая" культура не вызывает у растафари, "чёрных мусульман", "чёрных иудеев", а также в соответствующих субкультурах такого омерзения, как культура "негра". Образы собственной культуры становятся основным предметом дискуссии между культурным национализмом и универсализмом. Как отмечает в работе "Чёрный вызов" Л. Беннетт-младший, видный чёрный националист, "история действует.., потому что она является базисом для того образа, на основе которого действует человек. Это вопрос огромной важности, поскольку люди действуют, исходя из их образа. Они реагируют не на ситуацию, а на ситуацию, преображенную образами, которые они носят в своём сознании. Короче говоря, они реагируют на образ-ситуацию, на представления, которые они имеют о себе самих в данной ситуации... Образ видит… Образ чувствует... Образ действует... И если вы хотите изменить ситуацию, вы должны изменить тот образ, который люди имеют насчёт самих себя и их жизненной ситуации».[265]

Рассуждая о том, что спонтанность и коллективное переживание, создававшее чувство общности, покорили белую молодёжь в "чёрной" музыке, Саймон Фрит, однако, замечает, что увлечение это было иным, нежели то, которое вызывал белый авангард. В этих достоинствах крылась и опасность того, что коллективный характер стал препоной для выражения индивидуализма, а чувственность превратилась в "телесное искусство". К концу 60-х "чёрная музыка" стала синонимом развлекательности, "попсовости", танцевального шоу в костюмах с блёстками.[266]

Спонтанный характер "чёрной" музыки пришёл в противоречие с напряжённой рефлексией и многозначительностью эзотерических хитросплетений "прогрессивного рока". Не только джаз и диско, но даже соул, фанк и чёрный блюз обретают попсово-эстрадный имидж. Создаётся парадоксальная ситуация, когда имидж чёрного исполнителя как "развлекателя" и шоумена противоречит требованиям к "чёрной" музыке. В культуре 60-х и 70-х появляется очень многозначительная тонкость: совершенно одинаковое для постороннего слуха звучание рок-н-ролла в исполнении чёрных и белых музыкантов несут совершенно разную смысловую нагрузку. К примеру, "Роллинг стоунз", по оценке даже музыковедов африканского происхождения, сохраняли дух и звучание чёрного ритм-энд-блюза зачастую бережнее и достовернее, чем чёрные исполнители, но воспринимались как рок, а Мадди Уотерс, например, или Би Би Кинг - нет. Те немногие из чёрных исполнителей, которые влились в основной поток рок-революции 60-х и стали её олицетворением, например, Джимми Хендрикс, не воспринимались как чёрные исполнители (т.е. в глазах богемной молодёжи не имели, в отличие от Джеймса Брауна и Чака Бэрри, никакой расовой принадлежности, как не замечалась, например, расовая принадлежность белых исполнителей как незначимая в данном контексте деталь), мало того, они и сами старались избегать атрибутов "чёрной культуры". И это при том, что молодёжная культура 60-х была антирасистской. Рок-культуру заставил отмежеваться от "чёрной" музыки возобладавший вековой образ чернокожего, укоренённый ещё в английской простонародной опере XVII века и менестрельском шоу южных штатов - образ Джима Кроу и толстой "мамми", вызывающий добродушное сочувствие, симпатию пополам с насмешкой.

Этот образ выразился, в частности, в преобладающих амплуа чёрных актёров Голливуда. В эстетике Запада чёрный артист вызывает сочувствие, но не сопереживание и не отождествление с его внутренним миром, на что была нацелена рок-культура 60-х (кстати, если рэггей состоит как раз в том, что белая молодёжь смогла отождествить свой духовный мир с исканиями Боба Марли и Банни Уэйлера, позже на этот же уровень вышел и хип-хоп).

Вообще-то, наряду с Джимом Кроу, из которого и родился Дядя Том, существовал и другой образ, культивировавшийся расистскими настроениями: образ "африканский", импульсивный, брутальный, угроза белой женщине. Позже под давлением либеральной общественности параллельно с отрицанием гуманитарной интеллигенцией США пережитков "африканства" (конечно же, из благородной установки на обоснование того, что это - "такие же американцы, как мы все") в художественной культуре начинает преобладать именно безобидный комичный персонаж (ср.: образ "мужичка" в интеллигентской русской традиции и брутализация этого образа интеллигентами, на самом деле вышедшими из низов и потому лишенных иллюзий насчет особых народных добродетелей и комплекса вины перед «простым человеком»). Чёрные звезды Голливуда делятся в те годы на следующие амплуа: у мужчин это простодушный увалень, преданный главному герою фильма (Билл "Боджанглз" Робинсон, Степин Фетчит, Эдди "Рочестер" Андерсон), у женщин это "чёрная мамми" - толстая ворчливая нянька, смесь житейской мудрости и лукавого добродушия (Хэтти Мак-Дэниэл, Луиза Биверс) и хорошенькая мулатка, олицетворяющая жестокость расовых барьеров, персонаж трагедии и мелодрамы - вроде рабыни Изауры (Лена Хорн, Дороти Дэнридж). Странное дело, но эти амплуа резонировали в то время с почвенническим образом чёрной культуры.

Жёсткий, агрессивный тип чернокожего появляется в массовом искусстве вновь лишь в 70-е годы и, как ни странно на первый взгляд, при поддержке чёрной общины. Образ этот должен был снять "менестрельский комплекс".

Встаёт вопрос: если даже образ иной культуры всегда условен, если даже это всего лишь своего рода структурирование культурного пространства (подобно тому, как во вновь образующемся малом коллективе чисто случайно распределяются социальные роли лидера, остряка, дурака: нелепый промах может надолго привязать ярлык дурака, но когда роль дурака уже определена, то остальным можно смело делать глупости без риска сделаться посмешищем), то, поскольку роли розданы, и все вокруг начинают подыгрывать носителю её, связывать с его поведением определённые ожидания, соответственно строить своё поведение, то так ли легко выйти из этого условного образа, переломить его, не подыгрывать ему, разрушить всеобщие ожидания, сомкнувшиеся в колею? Не начинает ли этот образ, навязываемый извне, формировать характер и судьбу? Во всяком случае, не потому ли сложившийся в западной культуре образ "чёрной культуры", персонифицированный Дядей Томом, вызывает негодование у чёрной интеллигенции, что в силу доминирующего положения западной культуры он начинает определять самооценку и представления о собственной культуре? Менестрельский образ противоречит расистскому, но, по большому счёту, великодушие оборачивается в нём унижением (сравните с образом украинца или кавказца в советском искусстве 30-х - 50-х, где обаяние граничит с лёгкой придурковатостью). Поэтому и самоутверждение, как ни парадоксально, проявляется в самоотождествлении именно с традиционно расистским образом. Либеральная общественность Запада издавна боролась против расистского брутального образа чернокожего, и именно его поднимает на щит хип-хоп и растафари: грубый, необузданный, делинквентный, чувственный.

Один из парадоксов динамики националистических движений в том, что общий для первоначального элитарного почвенничества мягкий, интуитивно мыслящий, женственный образ собственной нации в конце концов, особенно если нация ущемлены, начинает восприниматься как оскорбительный.[267] Уже во времена Гарви чёрные экстремисты образ, типологически относящийся к классическому почвенничеству, считали клеветой белых либералов и чёрных сторонников интеграции. Крайний национализм, особенно в чёрной субкультуре, неожиданно начинает копировать черты, ранее у теоретиков культурного национализма окрашенные негативно и приписываемые "Западу", а прежний образ начинает вызывать отвращение (Дядя Том в США, Квоши на Ямайке, позже в растафари - "Крэйзи болдхэд"). Это сравнимо с тем, как скинхэды вдруг тянутся к созданному средним классом образу рабочего парня как нелепого дегенерата в клетчатой рубахе, слишком коротких брюках с подтяжками и огромных башмаках, или же, как советские "гопники" демонстрировали тот же образ телогрейками и мешковатыми клетчатыми шароварами, дополненными дурацкими матерчатыми ботами.

Если Блайден, Гарви и Осей очень важным считают добиться, чтобы слово "Негр" писалось с большой буквы, как это принято в английском языке для обозначения национальности, то другие отвергают само это слово как связанное с образом "Дяди Тома", "Джима Кроу" (на Ямайке - «Джона Кроу») и т.д. Как мы помним, уже М. Делани вводит в обиход термин "афроамериканец". Доказывается и то, что это слово не имеет с Европой ничего общего, что оно не было дано европейцами, а местное, африканское, и означает "великолепный".[268] Или же слово "негр" выводят не от латинского "чёрный", а от реки Нигер, а та, в свою очередь, - от суданского и берберского корня, означающего "река", и лишь затем его стали-де путать с латинским словом.[269] Ю. бен-Джоханнан с горячностью (вообще, запальчивость в выступлениях по поводу происхождения названия, как если бы это имело судьбоносное значение, вообще присуща мифологическому типу сознания) доказывает, что настоящее имя континента - не Африка, а Алкебу-лан. Вообще перепады настроений относительно самоназвания чёрной диаспоры отражают смену притягательных образов и в высшей степени показательны для динамики культурного национализма. Уильям Уиппер ещё в 1835 г. выступил против слова "африканский" в названиях церквей, обществ и т.д., утверждая, что чёрные американцы "уже не африканцы". Чёрная интеллигенция середины XIX в. ещё не принимала "африканскую" историческую мифологию, разделяя образ "Африки" как чего-то низкого, дикого, позорного и доказывая, что они - негры, давно утратившие связь с Африкой. Впрочем, даже после националистического "афро-бума" 60-х презрение к Африке изредка проявляется в культуре гетто. В 70-е гг. фольклористы, собиравшие "дазнс" в Гарлеме, обнаружили, что расхожим ритуальным оскорблением в "дазнс" было: "Твои родители приехали из Африки!" (так, жители столичных Новых Черемушек обзывают друг друга "лимитой" и "деревней").

Создание собственного образа как не "африканца", но "негра" преобладает вплоть до появления Гарви, принимавшего, правда, термин "негр", но уже в значении "сын славной Африки". Так, Теодор Форд излагал дело так: негры - это потомки египтян, бежавших на Юг от персов, греков, римлян, арабов и прочих жестоких завоевателей, и живших себе мирно в Судане (Западном. -Н.С.) до самого конца XV в., пока менее цивилизованные африканские племена, ничего общего с неграми не имевшие, их не завоевали и не продали в рабство европейцам.[270]

Члены "Мавританского храма науки" считали очень важным, чтобы их называли "маврами", ибо "Эфиопия" якобы означает "разделение", "негр" - "смерть", а "цветной" - "крашеный". Имя содержит мистическую силу, и переименование мавров в негров - это козни белых, это переименование лишило мавров силы.[271]

М. Гарви наряду со штампами традиционного почвенничества XIX в., которые, как уже отмечалось, не всегда являются признаком определённых взглядов, но стали непременным атрибутом националистической риторики, употреблял и противоположные, универсалистские штампы, как будто списанные у Фредерика Дугласа или Букера Вашингтона. Он вдруг начинает призывать к подражанию европейцам: "Белый человек на научной основе довёл в своём характере способность к сопротивлению до такой степени, что превратился в стальное существо в отношении жизненных передряг. Надо бы и чернокожему брать с него пример, закалять бойцовские качества, хватку и рациональное мышление. XX век - век науки, потому и наукой надо овладеть».[272] Трудно сказать, где у Гарви лишь ритуальное общее место, а где содержательная мысль: здесь ли, когда он обращается к типичному западническому клише или в речи о том, что-де "чёрный человек мыслит в категориях потаённых таинств мира". Зато несомненно, что у Гарви вызывал отвращение менестрельский образ афроамериканца в массовой культуре: он часто обрушивается на чёрных артистов за создание мифа о весёлом "негре", бренчащем на банджо под деревом ("миф о магнолии"). Особенно достаётся при этом Полю Робсону.

Эрик Линкольн выделяет три общих черты чёрных националистических религиозных движений: отрицание белого и его культуры, отрицание "негритянской идентичности", поиск африканского наследия. Все три аспекта взаимосвязаны, а типичными образцами Линкольн считает "Нацию ислама" и растафари - "наиболее экстремистское секретное общество, базирующееся в Вест-Индии, но действующее также и в Нью-Йорке".[273]

Разумеется, представления Линкольна о растафари как "экстремистском секретном обществе" объясняются неосведомленностью знатока «Нации Ислама и неоправданны - это уже миф второго порядка, миф о могущественном тайном заговоре для возрождения мифа.

По словам нигерийского учёного Е.У. Эссиен-Удома, все движения диаспоры, стремящиеся отождествиться с "небелыми" цивилизациями ("чёрные копты", "арабы", "эфиопы", "мавры", "египтяне", "иудеи" и т.п.), отвергают "негритянское наследие" как период отступничества от непрерывной преемственности соответствующей традиции, либо же, как период Божьей кары, насланной на чёрную расу. Эта кара часто парадоксальным образом является частью Божьего плана избавления чёрной расы. Посылка здесь такова, что чёрный человек духовно болен (выпал из-под милости Бога), надо возродить его, отбросив "негритянство". По учению И. Мухаммеда, воскрешение мёртвых в день Страшного суда надо понимать не как оживление умерших - только Бог бессмертен, - а как оживление чёрной расы, ныне мёртвой. "Негр" - это и есть состояние живого трупа, т.е. физически человек принадлежит к своей расе, а духовно - к белой цивилизации, служащей клеткой для чёрного человека.[274] Задача "негра", по словам того же Эссиен-Удома, пересказывающего учение И. Мухаммеда, - ожить, и те, кто обратился к учению "чёрного азиатского человека", уже возродились. Ад и рай - это иносказание, речь идёт об условиях жизни, отказываясь от "негритянского" прошлого, чёрный человек отказывается от ада.

Представление о "негритянской культуре" как состоянии смерти свойственны и растафари. "Негр" - это живой мертвец, поклоняющийся мёртвому (распятому) богу белых, а также участвующий в "крысиных гонках". Боб Марли заявляет: "Политика - это козни дьявола. Она не имеет ничего общего с Христом. Они говорят, что Христос мёртв, но если они верят, что Христос мёртв, значит, они сами мертвы. Христос не может умереть, потому-то мы и живы».[275]

Отсюда и критика "негра": Илайдж Мухаммед поносит "негра" и "негров" как наиболее безнравственный народ в мире, деградировавший и утративший собственную культуру.[276] Обычное же наименование потенциальных неофитов - "так называемые негры". По словам И. Мухаммеда, особо важно помнить притчи великого пророка чёрных мусульман Исы (т.е. Христа) о "неграх": о заблудшей овце, о блудном сыне и о воскрешении Лазаря.

Чёрные мусульмане отрицают не только всю "белую" культуру, но и "чёрную субкультуру бедности" как "нецивилизованную" и препятствующую материальному и моральному прогрессу. Новый этос И. Мухаммеда полностью отрицал традиционные ценности чёрной общины (в том числе и подражание европейским понятиям о красоте). Запрещалась не только свинина, что вполне понятно, но и кукуруза - обычная пища афроамериканцев на Юге.[277] Запреты растафари также охватывают все привычные на плантациях блюда и ром, а также принятые на плантациях речевые формулы. В "Законы ислама" входил моральный кодекс, запрещавший уподобляться "неграм": прелюбодействовать, употреблять алкоголь и наркотики, табак, играть в азартные игры, танцевать и    ходить в кино, заниматься сутенёрством, спортом, бездельничать, чревоугодничать, долго спать, ссориться с женой, быть неуважительным с женщинами и властями, неряшливо одеваться, - всё, что в сознании расистского Юга было атрибутами Джима Кроу. Отказ от всего, символически ассоциировавшегося с образом раба, с рабским статусом, вообще свойственен чёрному национализму.

Ритуальный семиотический протест против считающегося унизительным или принудительно навязанным положения вообще распространён повсеместно: в армии, в местах заключения, в школе и т.д. Он принимает вид знаковой инверсии, касающейся предписанной одежды, форм поведения, выполнения обязательных действий. Всё это делается ради знакового обозначения чуждости, непринадлежности насильно навязанному порядку.

В терминологии "Чёрных мусульман", как и растафари, "негр"- оскорбительное обозначение ублюдков, испорченных европейской цивилизацией, Квоши, Джима Кроу. Джона Кроу, "крэйзи болдхэда" или Дяди Тома. Так, Питер Тош, гневаясь на диск-жокеев коммерческого направления, «принижающих моральные стандарты рэггей в своих предназначенных для танцулек записях", называет их "Джонами Кроу".[278]

В большинстве националистических культов с омерзением отвергается (хотя неосознанно воспринимается) всё, связанное с "религиями рабов" и "негритянскими культами": ривайвализм и покомания для растафари, экстатические радения "спиритуалистических церквей Юга» для "Нации ислама" и гарлемских "Чёрных иудеев". Последние называют всё, что связано с чёрными церквями Юга, "ниггерством", а христиан - "неграми".

Проповедь на "ризонинг" растафари или в храмах "Чёрных мусульман" непременно содержит обличение "негра". Вот уже знакомые нам мотивы новообретённой идентичности: по словам "Сестры X" из "Нации Ислама": "Я хотела узнать об обычаях моего народа, плохи ли они, хороши ли они, пусть даже они ни то ни сё. Если мой народ носил ожерелья из костей, - ладно, я хочу носить такие же... Когда я попала сюда, я нашла себя, я нашла свой народ". "Сестра Нелли" рассказывает: "Я узнала в "Нации <ислама>", что африканцы не были дикарями, а вот духовно мёртвые негры США - вот они-то и есть настоящие дикари".[279]

В этой связи следует отметить, что неверно полагать, будто оскорбительным для чёрного националиста считается само по себе слово "негр": в отличие от таких унизительных прозвищ чернокожих, как nigger, yabby, skoon, wog, spade и т.п. в радикальной националистической лексике оно встречается куда как часто. Это обычное клеймо для копирующего белых туповатого олуха, продавшегося белым политикана-интеграционалиста и т.д. Оскорбительным считается сам образ, стоящий за ним. «Расово же сознательный чернокожий» - это "афроамериканец", и с "негром" его путать не следует, тем паче, что он принадлежит к "арабо-египетской цивилизации".

До конца 50-х "Мусульмане" не признавали названия "Африка" и называли себя исключительно "азиатами", т.к. в древности-де Африка была известна как "Южная Азия". Это явный пережиток отношения к Африке, свойственного предыдущему периоду чёрного национализма, когда преобладали взгляды, критиковавшие расизм с универсалистских позиций. Но и позже в вербовке неофитов "Чёрные мусульмане" употребляли термин "чёрные азиаты", т.к. слово "Африка" встречалось ещё в среде афроамериканцев со стыдом и неловкостью. После "чёрной культурной революции" 60-х и в значительной мере благодаря росту "африканских" настроений в массовой культуре и поп-музыке (в первую очередь, в соул, хип-хоп и рэггей) в массовом восприятии образ "Африки" полностью переменился буквально на глазах.

Этот переворот в сознании достаточно своеобразно осознавался Малькольмом X, учивший: "Только тот человек действительно изменяет ход истории, который изменяет мысли человека о самом себе. Гитлер так же, как и Будда. Сталин так же, как и Иисус, ...и достойнейший И. Мухаммед".[280]

Образ "Африки" - это именно образ, а не принадлежность к реальной культуре. Если для африканца африканское наследие - это действительная проблема, а для вестиндийца это соотнесенность его культуры с африканской, то для американца это проблема чисто экзистенциальная. Он субъективно причисляет себя либо к Африке, либо к Америке, строя соответствующий "Образ Себя". Посвященная культурно-националистическому движению книга Евы Новицкой удачно называлась "Африканцы по собственному выбору. Африка в сознании черных американцев».[281]

У самих же "Чёрных мусульман" создание собственного образа дополняются построением образов других этнических групп, в которой определённым качествам отводилось своё место: англосаксы - дипломаты и государственные деятели, итальянцы - уголовники, "тупые ирландцы" - "менты" (cops), немцы - "хорошие учёные", евреи - "мозг белой расы".[282] Собственно, условная развёртка абстрактных качеств по этническим координатам культурного пространства - непременный приём создания этнокультурных стереотипов в любой культуре.

Замечательно, что к 80-м годам реабилитация собственного образа зашла так далеко, что даже его недостатки стали восприниматься как безусловные достоинства, одновременно вернулось и словечко nigger (в нарочито искаженном «черным» жаргоном варианте nigga’) – теперь уже как выражение «крутизны» в gangsta rap’е (правда, допустимое только «между своими» - типичный пример, когда в своем кругу бранная кличка выворачивается наизнанку, а подразумеваемые под нею качества из оскорбительных становятся предметом гордости. Участник рэп-группы Niggas With Attitude Айс Кьюб резонно утверждал, что при употребление слова «ниггер» черной молодежью оно превращается в позитивное обозначение, а унизительный смысл нейтрализуется.

Наряду с националистическими нонконформистскими субкультурами, возникают и конформистски ориентированные субкультуры. Так. Э. Кэшмор выделяет "аполитичную и менее популярную сравнительно с растафари, но заметную субкультуру, сложившуюся вокруг джаза и фанка", гедонистическую по духу.[283] Различие в образах тех и других субкультур бросается в глаза, стоит лишь сопоставить различные стили в "чёрной" музыке. Со страниц музыкальных иллюстрированных журналов, посвященных "чёрной" музыке, а также поп- и рок-музыке? с обложек альбомов смотрят осветлённые и нарумяненные, с гладкими волосами звёзды фанка, диско и других "попсовых" стилей в блестящих парчовых смокингах, прилизанные и радостно сияющие, а рядом с ними - насупленные, угрюмые, свирепые, увешанные африканской символикой звёзды хип-хоп и рэггей. "Универсалистские" субкультуры тяготеют к конформизму, поп-музыке и эстраде как средству выражения: националистические - к нонконформизму, рок-музыке и андеграунду.

Показательна, особенно в гангста-рэпе, подчёркнутая ориентация на делинквентность. Помимо чисто социального разрыва с "системой", роль здесь сыграло и такое явление субкультуры гетто, как "горизонтальное распределение" этнических элементов в обществе, переживающем аккультурацию. В культуре "маргинального человека" происходит распределение элементов двух культур: элементы престижной этнической культуры занимают место нормативных, а элементы "низшей" культуры - место "блатной", "оппозиционной", "кощунственной", девиантной, одновременно олицетворяя раскованность и независимость. Как убедительно показывают исследования культуры чёрных гетто, доля "африканского наследия" (включая те элементы, в которых оно проявляется неосознанно: походку, мимику, жесты) выше в низших, противопоставляющих себя обществу слоях.[284] Насыщение молодёжной субкультуры гетто националистическими элементами сопровождается наложением их на делинквентность. В хип-хоп, где этот процесс зашёл далее, чем в растафари, усвоение идеологии "Чёрных мусульман" было столь избирательным, что в результате был полностью извращён их пуританский этос. Оппозиция господствующей культуре в растафари и хип-хоп приобретает неуловимый привкус криминальной девиантности. В растафари это усугубляется связью субкультуры с торговлей марихуаной. Подобный образ, смесь раскованности, сексуальности и криминальной атмосферы стал настолько назойливо обыгрываться коммерческой массовой культурой, особенно в отношении "попсовой" переработки стиля хип-хоп, что в современный английский вошёл даже неологизм "blaxploitatlon".[285]

Ещё один аспект обеих субкультур: порожденная усвоением националистической риторики ксенофобия, начинающая воздействовать на мировоззрение черной диаспоры. Усвоение и вульгаризация почвеннических клише придаёт картине мира нездоровый оттенок. Рэнкинг Роджер из смешанной английской группы "The Beat" рассказывает: "Прежде, чем стать панком, я был растой. Я столкну<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.