Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этно-поп и мир планетарной культуры 11 страница



Этот переворот в сознании достаточно своеобразно осознавался Малькольмом X, учивший: "Только тот человек действительно изменяет ход истории, который изменяет мысли человека о самом себе. Гитлер так же, как и Будда. Сталин так же, как и Иисус, ...и достойнейший И. Мухаммед".[280]

Образ "Африки" - это именно образ, а не принадлежность к реальной культуре. Если для африканца африканское наследие - это действительная проблема, а для вестиндийца это соотнесенность его культуры с африканской, то для американца это проблема чисто экзистенциальная. Он субъективно причисляет себя либо к Африке, либо к Америке, строя соответствующий "Образ Себя". Посвященная культурно-националистическому движению книга Евы Новицкой удачно называлась "Африканцы по собственному выбору. Африка в сознании черных американцев».[281]

У самих же "Чёрных мусульман" создание собственного образа дополняются построением образов других этнических групп, в которой определённым качествам отводилось своё место: англосаксы - дипломаты и государственные деятели, итальянцы - уголовники, "тупые ирландцы" - "менты" (cops), немцы - "хорошие учёные", евреи - "мозг белой расы".[282] Собственно, условная развёртка абстрактных качеств по этническим координатам культурного пространства - непременный приём создания этнокультурных стереотипов в любой культуре.

Замечательно, что к 80-м годам реабилитация собственного образа зашла так далеко, что даже его недостатки стали восприниматься как безусловные достоинства, одновременно вернулось и словечко nigger (в нарочито искаженном «черным» жаргоном варианте nigga’) – теперь уже как выражение «крутизны» в gangsta rap’е (правда, допустимое только «между своими» - типичный пример, когда в своем кругу бранная кличка выворачивается наизнанку, а подразумеваемые под нею качества из оскорбительных становятся предметом гордости. Участник рэп-группы Niggas With Attitude Айс Кьюб резонно утверждал, что при употребление слова «ниггер» черной молодежью оно превращается в позитивное обозначение, а унизительный смысл нейтрализуется.

Наряду с националистическими нонконформистскими субкультурами, возникают и конформистски ориентированные субкультуры. Так. Э. Кэшмор выделяет "аполитичную и менее популярную сравнительно с растафари, но заметную субкультуру, сложившуюся вокруг джаза и фанка", гедонистическую по духу.[283] Различие в образах тех и других субкультур бросается в глаза, стоит лишь сопоставить различные стили в "чёрной" музыке. Со страниц музыкальных иллюстрированных журналов, посвященных "чёрной" музыке, а также поп- и рок-музыке? с обложек альбомов смотрят осветлённые и нарумяненные, с гладкими волосами звёзды фанка, диско и других "попсовых" стилей в блестящих парчовых смокингах, прилизанные и радостно сияющие, а рядом с ними - насупленные, угрюмые, свирепые, увешанные африканской символикой звёзды хип-хоп и рэггей. "Универсалистские" субкультуры тяготеют к конформизму, поп-музыке и эстраде как средству выражения: националистические - к нонконформизму, рок-музыке и андеграунду.

Показательна, особенно в гангста-рэпе, подчёркнутая ориентация на делинквентность. Помимо чисто социального разрыва с "системой", роль здесь сыграло и такое явление субкультуры гетто, как "горизонтальное распределение" этнических элементов в обществе, переживающем аккультурацию. В культуре "маргинального человека" происходит распределение элементов двух культур: элементы престижной этнической культуры занимают место нормативных, а элементы "низшей" культуры - место "блатной", "оппозиционной", "кощунственной", девиантной, одновременно олицетворяя раскованность и независимость. Как убедительно показывают исследования культуры чёрных гетто, доля "африканского наследия" (включая те элементы, в которых оно проявляется неосознанно: походку, мимику, жесты) выше в низших, противопоставляющих себя обществу слоях.[284] Насыщение молодёжной субкультуры гетто националистическими элементами сопровождается наложением их на делинквентность. В хип-хоп, где этот процесс зашёл далее, чем в растафари, усвоение идеологии "Чёрных мусульман" было столь избирательным, что в результате был полностью извращён их пуританский этос. Оппозиция господствующей культуре в растафари и хип-хоп приобретает неуловимый привкус криминальной девиантности. В растафари это усугубляется связью субкультуры с торговлей марихуаной. Подобный образ, смесь раскованности, сексуальности и криминальной атмосферы стал настолько назойливо обыгрываться коммерческой массовой культурой, особенно в отношении "попсовой" переработки стиля хип-хоп, что в современный английский вошёл даже неологизм "blaxploitatlon".[285]

Ещё один аспект обеих субкультур: порожденная усвоением националистической риторики ксенофобия, начинающая воздействовать на мировоззрение черной диаспоры. Усвоение и вульгаризация почвеннических клише придаёт картине мира нездоровый оттенок. Рэнкинг Роджер из смешанной английской группы "The Beat" рассказывает: "Прежде, чем стать панком, я был растой. Я столкнулся с тем, что "дрэды", которые тусуются на площади Булринг и зовут её "Африкой", говорили мне: "Не разговаривай с белыми, все они - мразь и Вавилон".[286]

Одно из следствий этой ксенофобии - ощущение себя как жертвы, а вследствие этого - постоянное требование компенсации за пережитые лишения (причём счёт ведётся с начала нашей эры). Это мироощущение чёрной диаспоры получило на Западе название "виктимизация".

В рэггей чернокожие определяются устойчивым эвфемизмом "страдальцы", а также "борющиеся за выживание". В риторике "Чёрных мусульман" расхожие образы - это агнцы (чёрные) и волки (белые). "Сегодня ни одна идея, - пишет Эдвин Даймонд,- не кажется надуманной, если в ней можно усмотреть происки белого расизма: в номере за 25-31 июля <1990 г.> "Сити Сан" пересказывает историю наркомании в США, доказывая, что злоупотребление наркотиками инспирировано 25-летним планом федерального правительства по порабощению чёрной Америки.[287] Как не вспомнить отечественных крайних почвенников, разоблачивших тех, из-за чьих козней русский человек не прочь выпить. Оказывается, что некоторые народы веками во всём себе отказывают и вообще терпят многие труды и беспокойства, лишь бы извести (споить) нас с вами. В отношении чернокожих, как утверждают тамошние радикальные националисты, избрано другое оружие - наркотики, которыми действительно афроамериканцы балуются активнее среднего американца.

Всё новые заговоры разоблачает частый гость программы ЮЛИБ (сеть радиостанций, ориентированных на чёрную общину - Н.С.) "Афроцентризм" Гарри Бирд. В передачах ЮЛИБ в отношении белой общины приняты термины, попавшие в жаргон чёрной общины из растафари и "Нации ислама": Вавилон, "белые дьяволы" и т.д. Постоянно проводятся мысли о том, что афроамериканцы не чувствуют себя в США дома, привезены сюда обманом и т.д. Премия Нью-йоркской ассоциации чёрных журналистов "Гриот" за последние годы почти всегда присуждалась за "разоблачительные" материалы. Речь, конечно, не идёт о том, что для этого нет оснований. Но дело оборачивается таким образом, что все собственные пороки и несчастья, неприятности и просто зависть объясняются единственным образом: происками врагов, и ни в коем случае не собственными действиями или качествами.

Примером того, как срабатывает "образ жертвы", является рост ксенофобии в чёрной общине, вопреки общему смягчению расового климата и законодательному оформлению ряда мер, дающих немалые льготы афроамериканцам.[288] За последние годы в США неоднократно происходила всеобщая мобилизация чёрной общины на борьбу с итальянской, еврейской и корейской общинами - с бойкотами, пикетами и массовыми кампаниями (как правило, по малозначительным поводам). Обвинённый ФБР в наркомании мэр Вашингтона М. Бэрри был мгновенно объявлен жертвой расистского заговора.

Особенно бросается в глаза антисемитизм чёрной общины, имевшей некогда сносные отношения с еврейской, хотя даже "Чёрные иудеи" сетовали, что-де "евреи прибрали к рукам всю гарлемскую торговлю".

Вражда началась в 1978 г. после "'дела" еврейского юноши Алана Бакке, при высшем балле не принятом в университет, т.к. часть мест была зарезервирована за проходившими вне конкурса афроамериканцами. Его обращение в суд было воспринято как расистский выпад. Усугубляет нетерпимость и влияние на деклассированную молодёжь (а в Бронксе и Гарлеме даже вполне устроенные в жизни юноши посредством трущобных субкультур являются носителями люмпенских ценностей) "Чёрных мусульман, занимающих однозначную позицию в арабо-израильском и других конфликтах с участием мусульманских стран и общин.[289] Произошло слияние двух фобий: "расистского заговора" и "сионистского заговора". Средством подогрева страстей стал хип-хоп. Луи Фаррахан, взявший под покровительство рэп, став сегодня лидером "Чёрных мусульман", регулярно выступает с публичными антисемитскими проповедями (об этом сообщала и отечественная пресса, по недоразумению назвав Фаррахана "пастором"), в том числе и перед концертами рэпперов. Самая известная из групп рэпа конца 80-х - "Паблик эними" - целиком состоит из членов "Нации ислама" и ориентируется на Фаррахана как самого непримиримого из её лидеров. В популярном рэпе "Паблик эними" "Устроим бучу" говорится: "Фаррахан - наш пророк, и я думаю, // что вам следует прислушаться// К тому, что он скажет вам// О том, как вам следует поступать". Очевидно, популярность Фаррахана вызвана его ориентацией на превращение "учения" в молодёжный стиль. Безопасность на концертах "Паблик эними" обеспечивает "Плод ислама" - полувоенная организация "Нации". Тема заговора у "Паблик эними", как и других фундаменталистски настроенных рэпперов, занимает даже более важное место, чем секс и молодечество, особенно в выступлениях "верховного шефа риторики" и "министра информации" (титул явно скопирован у "Чёрных пантер") группы "Паблик эними" "профессора Гриффа", предваряющего концерты лекцией. "Министр информации", наряду с экскурсами в славное прошлое, разъяснял, что наркотики и СПИД особенно распространены среди чёрной общины не случайно, а как результат совместного заговора США и СССР, за которыми стоит сионизм.

Советник мэра Чикаго член "Нации ислама" Стив Кокли в 1988 г. заявил, что 300 еврейских врачей-вредителей заражают афроамериканцев СПИДом. "Нация ислама" распространяет книгу "The Secret Relations Between Blacks and Jews ", представляющую историческую мифологию на сей раз как вековечные потуги сионистов извести мусульман (сиречь, чернокожих).

В интервью журналу "Виллидж войс" 20/VI 1988 г. "профессор Грифф" винил евреев во всех неправедных делах, что творятся на Земле: "Случайное ли это-совпадение, что евреи заправляют ювелирным бизнесом, а он называется "Jew-elry"? Разумеется, это не случайно". Евреи-ювелиры ради золота и алмазов эксплуатируют чернокожих в ЮАР и по всему миру, да и вся история евреев - история истребления ими чёрного человека.[290]

Комментируя посвященный 25-летию убийства Малькольма Х (обстоятельства убийства так и остались невыясненными, но двое из трёх убийц были членами Храма Нации Ислама, объявившего вышедшего из него за год до того Малькольма вне закона и долго на него охотившегося)[291] альбом "Страх перед Чёрной Планетой" лидер "Паблик Эними" Чак Д свёл его содержание к разоблачению заговора белых против чёрной расы, отметив заодно, что обожает Каддафи, Иди Амина и Фаррахана.

Анти-белая риторика явно перестала кого-либо пугать в США. Но антисемитизм, переполняющий рэп многих групп, всполошил общественность страны, где отношения с еврейской общиной – тема для политкорректного человека табуированная. «Министр информации" и "верховный шеф риторики" вынужден был временно покинуть группу, но вскоре вернулся в неё. В следующем альбоме группы "Добро пожаловать на страховом" (1990) намекается, что группа едва не пострадала от рук того же народа, что и Чёрный Мессия Христос.

***************

При исследовании любой идеологии основное внимание обращается лишь на её создателей, будто бы этим дело и заканчивается. Но идеология существует лишь во взаимодействии теоретиков и аудитории, кроме того, будучи воспринята массами, она начинает жить относительно самостоятельной жизнью. При этом велика опасность вульгаризации, профанации и извращая её изначальных установок. Идеологизация масс, проходя некий рубеж, приобретает болезненный характер.

Почвенническая идеология, порожденная процессами глобального культурного синтеза в рамках планетарной цивилизации, проникает в массовое сознание, причём в последние годы - самыми нетрадиционными способами и в непривычных обличьях, используя каналы массовой культуры. Она отвечает на самые насущные запросы массового сознания, но одновременно с гордостью и национальным достоинством порождает шовинизм и ксенофобию. Впрочем, вряд ли возможно контролировать этот процесс, как и устранить потребность массового сознания в этноцентристской картине мира, которая бы служила терапией для неврозов аккультурации.

Примером такой потребности стало искусственное воссоздание в массовом сознании и массовой культуре, особенно в ряде молодёжных субкультур, чувства глобальной панафриканской общности. Сегодня, пожалуй, лишь на этом уровне культурный национализм сохраняет не страновой, но панафриканский характер.

Несмотря на все присущие низовым субкультурам издержки, раста-рэггей и хип-хоп ознаменовали решительный разрыв с унизительным образом Африки и чёрной диаспоры, сложившимся в результате принудительного характера глобальной аккультурации и придававшим ей уродливый облик. Именно в этом причина благоговейного, поистине религиозного почитания звёзд рэггей, в первую очередь Боба Марли: рэггей действительно совершила в сознании чёрной диаспоры переворот, сопоставимый с произведёнными некогда мировыми религиями. Как писал Т. Уайт, "в истории иногда появляются личности, вышедшие из застойных, отчаявшихся и/или распадающихся культур, чтобы переосмыслить старые символы и верования и вложит в них новый смысл. Решение индивидуума взять на себя эту роль может быть совершенно неосознанным, но порой оно может развиться в отчётливое осознание того, что он и на самом деле наделён даром/бременем пророчества. Вслед за этим подобная личность может публично объявить себя всего лишь орудием утверждения нового источника знания, нового направления и нового порядка. Для ямайцев и. в конечном счёте, для большей части Третьего мира Боб Марли был такой мессианской личностью. Сам он утверждал, что призрачные посланцы вторгаются в его сны, чтобы сделать его провидцем. Он говорил, что его пугала эта ответственность, но всё же он решил взять её на себя. "Рано или поздно, - пояснял он, - Джа указывает каждому человеку его призвание, и Джа указал мне моё".[292]

Снимая ощущение расовой и культурной неполноценности, второсортности, одновременно с возвращением чувства человеческого достоинства, субкультуры раста-рэггей и хип-хоп, как это вообще присуще почвенничеству с его амбивалентностью, двусмысленностью, чреватой обернуться проповедью ненависти и исключительности собственной культуры, легко выливаются в настроения ксенофобии, заносчивости и расового чванства.

Тем не менее, в условиях неполноправного протекания межкультурного диалога и культурного гегемонизма Запада потребность массового сознания в этноцентристской картине мира неустранима и оправдана.

Диалектика чередования универсалистской и почвеннической ориентаций в массовом сознании выражается в радикальной смене "Образа себя" в культуре. "Образ себя", как и "Образ Иного", являются важнейшими стрктурообразующими элементами культуры, а их динамика - это симптом, помогающий понять ход межкультурного диалога и возникающие при этом осложнения.

Культурный национализм особенно успешно вторгается в массовое сознание в те моменты, когда западнический, просветительский, ориентированный на ассимиляцию и аккультурацию "Образ Себя" начинает восприниматься как унизительный, жалкий, как признание собственной второсортности. Проявление такой временной переориентации (временной, поскольку образы чередуются непрестанно) и явилось распространение "культуры растафари" среди молодёжи диаспоры. Несмотря на все издержки, присущие молодёжной субкультуре ещё более, чем "элитарному" почвенничеству, раста-рэггей ознаменовала разрыв с исчерпавшим себя образом прилежного ученика, способного вписаться в европейскую культуру, стоит лишь истребить в себе позорные "пережитки" "варварского" наследия предков.

**************


[1] Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990, с.81

[2] Рашковский Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока. М.:Наука. 1990. с.109-110.

[3] Colloque sur la Negritude. Tenue à Dakar, Senegal, du 12 au 18 avril 1971 sous les auspices de U.P.S. // Le Soleil – special. 8 mai 1971, #305, p.36

[4] Lynch H. E.W. Blyden: Pan-Negro Patriot. 1832-1912. L.-Ibadan-N.Y.: Oxf.Univ.Press, 1967, p.9

[5] Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: .Наука, 1988. С.177-178

[6] ВФ, 1991, М, с.12-15

[7] Armistead W. A tribute for a Negro (reprint edition). Miami: Mnemosyne Pbl., 1969, p.120

[8] Armistead W. Op.cit., 120-121

[9] Цит. по: F. d'Olivet. Histoire philosophilque du genre humain., P., 1822

[10] Цит.по: Dogbé Y.E. Negritude, culture et civilisation. Essai sur la finalité des fait soclaux. Nee-sur-Seine: Education Akpagnon, 1980, p. 55-57

[11] M. d'Avezac. L'Afrique ancienne. P., 1842 

[12] Dogbé Y.-E. Op..cit., p. 52

[13] Ivoire dimanche, 1980. # 494, р. 20-21

[14] Garvey М. More Philosophy and Opinions of Marcus Garvey. Vol.3. L.: Frаnk Cass. 1977. р.37

[15] Показательно совпадение стиля и содержания речений Гарви и отечественных "государственников", особенно тех, кто адаптируется к типу мышления малообразованного обывателя: геополитические суждения Жириновского и Митрофанова как бы пародируют даже не содержательную, а формальную сторону логики хамского мышления и начисто лишены каких бы то ни было следов морали. Тем не менее, перед нами не просто два агрессивных подонка, а политики, умело использующие специфику жлобско-мифологического типа сознания, вплоть до такой характерной черты, как "ученая" аргументация, любимая архаическим мышлением, где власть обосновывается обладанием высшим знанием (именно поэтому чем патриархальнее массовая база режима или политического движения, тем больше "теоретических" трудов принадлежит его вождям). С другой стороны, разительное сходство историософских воззрений Гарви и писаний ведущих отечественных обществоведов эпохи перестройки, со столетним опозданием открывших для себя "цивилизационный подход" вместо "формационного", заставляет задуматься и о мифах отвлеченно-интеллигентского сознания.

[16] Garvey М. More Philosophy and Opinions of Marcus Garvey…, р. 77-78

[17] Сравните судьбу черных завоевателей у Ф. д'Оливе и обров из "Повести временных лет".

[18] Dogbé Y.E. Negritude, culture et civilisation. Essai sur la finalité des fait soclaux. Nee-sur-Seine: Education Akpagnon, 1980, p.52

[19] Volney C.-F. Voyages en Syrie et en Egypte. P, 1787

[20] Diop Ch.A. Nations nègres et culture. De 1'antiquité nègro-egyptienne aux problèmes culturels de l'Afrique Noire d'aujourd'hui. P.: Présence Africaine, 1979, p.58 Barrett L., The Rastafarians..., p.72

[21] Diop Ch.A. Nations nègres et culture…, р.60-61

[22] Young R.A. Ethiopian Manifesto. // The Ideological Origines of Black Nationalism. Boston: Beakon Pr. 1972, р.30-38

[23] Walker D. Appeal to the Coloured Citizens of the World. // Ibid., p.58

[24] Apropos of Africa. Sentiments of Negro America Leaders on Africa from 1800s to 1950s. L.: Frank Cass, 1969, p.25

[25] Delany М. The Political Destiny of the Colored Race. //The Ideological Origines of Black Nationalism… p.201

[26] Ibid., p.202

[27] Из текста видно, что если с моралью у М. Делани, в отличие от его вульгарных последователей, пока все хорошо, с упрощением дробей у него действительно неважно ("Ритм дан африканцу, как число дано эллину" – углубит Делани столетием спустя великий Сенгор).

[28] Ibid., p.202-203

[29] Apropos of Africa. Sentiments of Negro America Leaders on Africa from 1800s to 1950s. L.: Frank Cass, 1969, p.119

[30] Apropos of Africa…, р.332-334

[31] Voices of a Black Nation: Political Journalism in the Harlem Renaissance. - S.-Fr.: Rampart Pr.. 1973. p.125-126

[32] Ibid., p.350-351

[33] Ibid., p.127

[34] Lynch H. E.W. BIyden: Pan-Negro Patriot, 1832-1912., L-lbadan-N.Y.,1967, p.251

[35] Л.С. Сенгор назвал негритюд "франкоязычной версией концепции "африканской личности". В предисловии к избранным письмам Э.Блайдена он пишет, что все затронуты негритюдом темы уже были подняты Э. Блайденом, но признаётся, что сам он и его товарищи впервые услышали о Блайдене достаточно поздно, уже будучи "отцами негритюда".

[36] Ср.: Что русскому здорово, то немцу смерть

[37] Legum С. Panafricanism. A short political guide. L-Donmow: Pall Mall Pr., 1962, p.265

[38] Blyden Е.W. Black Spokesman. Selected Published Writings of Edward Wilmot Blyden. L.: Frank Cass, 1971, p. 202

[39] Ibid., p.202-203

[40] Idem. Christianity, Islam and the Negro Race. Edinburgh: Edinb. Univ. Press. 1967. p.276-277

[41] Ibid., p.277-278

[42] Как ни удивительно, больше всего глупостей о Сенгоре и негритюде (с приведением в свидетели столь же плохо знавшего сей предмет Сартра, по недоразумению назвавшего негритюд "антирастистским расизмом") в отечественной историографии написали именно специалисты по негритюду. Создается впечатление, что никто из них либо вовсе не читал Сенгора, либо из рук вон плохо знает французский и ничего не понял.

[43] Имея богатый опыт общения с африканцами, я когда-то изложил подобные же соображения в статье "конфликт систем ценностей и ценностные ориентации личности".// Человек в африканском обществе. М.б 1994, с.69-82

[44] Blyden E.W. Selected Letters of Edward Wllmot Blyden. Millwood (N.Y.): Kto Press, 1978, p.462

[45] Ср.: "Высочайший смысл культуры - богопознание и гимн Богу. раздвигающий храмовую молитву до пределов Космоса. Известное явление - непереводимость самых глубоких и тонких оттенков языка, так же, как и недоступность (или малая доступность) чуждых форм искусства - указывает на исключительность национальных призваний. Они непереводимы, как языки, и страшно, духовно мертвенно их смешение - во всяком эсперанто" (Г.П.Федотов. Национальное и вселенское.// О России и русской философской культуре. М.: 1990. с.448).

[46] Blyden E.W. Selected Letters…, р.464

[47] Konaté Y. Alpha Blondy. Reggae et societé en Afrique Noire. P.-Abidjan, 1987, p.30

[48] Apropos of Africa. Sentiments of Negro America Leaders on Africa from 1800s to 1950s. L.: Frank Cass, 1969, p.58

[49] Ibid., p.22

[50] Цит.по: Lynch H. E.W. Blyden: Pan-Negro Patriot…, р.57

[51] Это излюбленная тема песен рэггей: европейская цивилизация, Вавилон характеризуется как "технологическое безумие", "ядерная псевдофилософия", "электронная дьявольщина", "научный геноцид" (Боб Марли), "убийственная техника Вавилона", "техническое самоистребление" (группа "Третий мир"), "техническое безумие бездушной цивилизации" (Питер Тош) и т.д. "Естественности" посвящены альбомы М. Гриффитс "Naturally" и группы "Гладиаторы" "Naturallity" (соотв. 1978 и 1979 гг.). В последней, добавленной к третьему изданию книги Т. Уайта главе приводится интересный материал о том, как братия растафари пристально следит и соответственно интерпретирует эклогические и технические катастрофы современности - от Чернобыля до Шаттла.

[52] Ныне, когда оборотная сторона индустриального общества стала намного острее ощущаться, чем это было при Блайдене, эта точка зрения, придающая собственной отсталости перед лицом неоспоримого лидерства Запада вид преимущества, широко распространилась, в том числе и у нас: Запад будет нам поставлять материальные блага, а мы им – моральные ценности.

[53] Lynch H: E.W. Blyden: Pan-Negro Patriot…, р.61-62

[54] E.W. Blyden. Christianity, Islam and the Negro Race. Edinburgh: Edinb. Univ. Press. 1967, p.111

[55] Одновременно с ним имена сменили проживавший в Сьерра-Леоне йоруба Уильям Джеймс Дэйвис (Оришатуке Фадума) и С.Р.Б. Соломон с Золотого Берега (Аттон Ахума). В 1896 г. О. Фадума выступил на Африканском конгрессе в Атланте с программой культурного национализма, призвав к возрождению африканских имён, пищи, одежды и т.д. С тех пор и до сего дня смена имён - непременная черта чёрного национализма на всех уровнях - от интеллектуалов до народно-религиозных движений, причём смена имён наделяется символическим и мистическим значением, как важнейший шаг в переходе от одной культуры к другой. Выше уже говорилось о том, какое важное место отвозили смене имён Чёрные мусульмане и растаманы. Кстати. Питер Тош тоже принял "эфиопское имя" Вольде Семайят, а Боб Марли (незадолго до смерти) – Берхане Селассие.

[56] Ayandele Е.А. Holy Johnson. Pioneer of African Nationalism, 1836-1917. L: Frank Cass, 1970, p.13

[57] Hayford C.Е.С. Ethiopia Unbound. Studies In Race Emancipation. - L: Frank Cass, 1969, p.XXV

[58] Idem. The Truth About the West-African Land Question. N..Y.: Neqro Universities Press, 1969, p.12

[59] Ibid., p.101

[60] Idem. West African Leadership. L.: Frank Cass, 1969, р.155-157

[61] Idem. Ethiopia Unbound..., p.194-195

[62] Ibid., p.215

[63] Ayandele Е.А. Holy Johnson. Pioneer of African Nationalism, 1836-1917. L: Frank Cass, 1970, p.44

[64] Ibid., p.285

[65] Ibid., p.300

[66] Например, в годы антиколониальной войны в Анголе периодически откалывавшиеся от МПЛА еретические фракции, винившие во всем бело-мулатскую интеллигенцию и звавшие к слиянию с неграмотным черным братом из глухомани (фракции Вириату да Круша, Мариу ди Андраде, и др.) как раз и состояли сплошь из городских интеллигентов, да еще и очень светлых мулатов.

[67] Irele A. Contemporary Thought in French Speaking Africa. // Africa and the

West. The Legacies of Empire. N.Y.- Westport-L. Greenwood Pr., 1986, p. l55

[68] Один из отцов британской колониальной политики в конце ХIX – первой половине ХХ века.

[69] Horton А.В. Black Nationalism in Africa. 1867. Extracts from the Political, Educational, scientific and medical writings of Africanus Horton. N.Y.: Africana Рbl. Corp., 1969, p. 17-18

[70] Ibid., p. 19

[71] Apropos of Africa. Sentiments of Negro America Leaders on Africa from 1800s to 1950s. L.: Frank Cass, 1969, p.172

[72] Essien-Udom E.U. Black Nationalism. A Search for in Identity in America., Chicago: The Univ. of Chicago Pr., 1963, p.50

[73] Shepperson G. Notes on Negrо American Influence on the Emernence of African Nationalism. // The Journal of African History. 1960, vol.I, #2, Cambr., p.309

[74] Ср. у Н.Я. Данилевского: "Самый характер русских, и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом" (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991, с. 480

[75] Apropos of Africa…, р.148-149

[76] Woodson C. The Story of the Negro Retold. Wash.: The Assoc. Pbl.,1942, p.288

[77] Ibid., p.298

[78] Rogers J.A. African Gift to America. The Afro-American in the Making and Serving the USA. N.Y.: J.A. Rogers. 1959, p.6, 19

[79] Ibid., p.9

[80] Diop Ch.A. Nations néqres et culture. De l'antiquité negro-egyptienne aux pro-blémes culturels de 1'Afrlque Noire d'aujourd'hui. P.: Présence Africaine, 1979, tt.1-2, p.49, 405

[81] Ibid., p.28

[82] Ibid., p.60

[83] Ibid., p.230

[84] Ibid., p.54-55

[85] Ibid., p.405

[86] Ibid., p.411

[87] Colloque sur la Négritude. // Le Solell - special. Dakar. 8/V 1971. #305, p.l5-16

[88] Жорж Ньянгора-Буа из Кот д'Ивуар недавно опубликовал работу, утверждающую, что письменность возникла в Чёрной Африке, и лишь затем попала в Древний Египет.

[89] Еще раз напоминаю: писалось в начале 90-х. Сегодня этот процесс дошел до крайности, граничащей с национальным самоотрицанием.

[90] Ср. с делением культур на "иранство" и "кушитство" у уважаемого Л. Сенгором и любовно изучаемого в Сенегале Л.С. Хомякова. Иранство у Хомякова олицетворяет свободу и духовность (Россия), кушитство - необходимость и вещественность (Запад).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.