Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Virginia Satir 3 страница



Приметой нашего времени стала вопиющая дис­гармония в отношениях между индивидом и общест­вом. На ум приходит целый ряд различных гипотез: понятие аномии, введенное Дюркгеймом; стремле-

Часть I                                                                       49

ние к отчуждению Фромма; теория Рисмана о чело­веке, направляемом извне. Независимо от использу­емой терминологии, все они указывают на тенден­цию к нарастанию ощущения потерянности, одино­чества, утрату собственной индивидуальности и по­иск принятия через конформность. Одним из по­следствий этой тенденции к дезориентации является возврат человека к своей семье в стремлении вос­полнить недостаток защищенности, принадлежнос­ти, чувства собственного достоинства и собствен­ной ценности. Семья призвана создать для каждого своего члена атмосферу любви и близости и тем са­мым защитить от тревог и стрессов, ставших резуль­татом невозможности найти «островок безопаснос­ти» в нашем жестоком мире. Человек возлагает на семью ответственность за обретение им увереннос­ти в себе, ощущения, что его любят и ценят. Такое давление необходимости вселить каждому члену чув­ство исключительной защищенности и любви стано­вится для семьи тяжелым психологическим грузом. По силам ли он современной семье? Я бы так не сказал! Семья делает все возможное, но в лучшем случае достигает незначительных успехов, порой же все усилия оказываются тщетными. *

14. После того, как две мировые войны окончатель­но разрушили все иллюзии, мужчины и женщи­ны стали рассматривать создание семьи как ос­новной смысл бытия. (Именно тогда начался дет­ский бум, продолжающийся и по сей день, люди стали обзаводиться домами.)

* Nathan W. Ackerman. Behavior trends and disturbances of the contemporary family. В сборнике под редакцией I. Galdson The Family in Contemporary Society. New York: Int. Univ. Press, 1958; p. 57.

Психотерапия семьи

а) Воспитание детей стало главным приорите­том и основным занятием как женщин, так и мужчин.

б) Главной темой для разговоров стала пробле­ма, как сделать детей счастливыми.

в) Теперь принято считать необходимым дать де­тям то, чего никогда не имели их родители.

г) Рост, развитие и достижения ребенка превра-

тились в главные мерила достоинства его ро­дителей.

д) Отношение ребенка к своим родителям могло в значительной степени способствовать рос­ту или снижению чувства их самоуважения.

15. Люди брали на себя роль родителей даже в том случае, когда их отношения между собой каза­лись им противоречивыми и угрожающими.

а) Разочаровавшись друг в друге, они соглаша­лись «жить ради ребенка».

б) Тем не менее, про себя они задавались во­просом, любит ли их ребенок: он был значи­мой фигурой, был в силах сделать своих ро­дителей счастливыми, был ответственен за это и имел для этого все возможности.

ГЛАВА 5.

Супружеское разочарование и его последствия для ребенка

1. Каждая современная семья испытывает на себе все стрессы и потрясения, характерные для со­временного общества. Однако в некоторых семь­ях все же вырастают уверенные в себе дети, спо­собные успешно справляться с жизненными труд­ностями.

а) Основным фактором детской преступности со-

циологи называют проживание в неблагопо­лучных районах. И тем не менее, среди живу­щих в одном и том же районе встречаются как малолетние правонарушители, так и со­вершенно нормальные дети.

б) Психиатрия пытается объяснить эти различия

тем, что для ребенка, ступающего на преступ­ный путь, характерна недостаточность психи­ческого функционирования: недоразвитость эго или контролирующих механизмов супер-эго.

в) Те из нас, кто изучал взаимодействие в семье

как фактор детского поведения, вряд ли смо­гут объяснить, почему терапевты на протя-

Психотерапия семьи

жении столь долгого времени отрицали роль семьи как ключевой переменной во взаимо­действии между индивидом и обществом.

♦ Семья создает ту обстановку, на фоне которой, глав­ным образом, происходит формирование поведения, мыс­лей и чувств человека.

♦ То, как родители осуществляют обучение ребенка, не менее важно, чем то, чему они его учат.

♦ Кроме того, если мы хотим понять семейную ситуа­цию, в контексте которой происходит научение, мы обяза­тельно должны исследовать особенности взаимодействия в семье, так как нельзя забывать, что обучением ребенка занимаются двое родителей.

2. Теория семьи гласит, что влияние внешних сил, главным образом, обуславливается их воздейст­вием на родителей.

а) Родители, осуществляющие обучение при по-

мощи слов и демонстрации наглядных приме­ров, тем самым играют роль переводчиков, которые объясняют ребенку, какое влияние могут оказывать на семью внешние силы.

б) Если родители разочаровываются друг в друге

как супруги и в связи с этим чувствуют огор­чение, обескураженность, опустошенность, отчаяние, любой стресс становится для них тяжелейшим ударом.

в) Если сами супруги не смогли интегрировать то,

чему они научились в собственных семьях, им будет нелегко достигнуть супружеской интег­рации, с тем чтобы доносить до своих детей четкие, последовательные сообщения.

г) Они искажают или неверно интерпретируют

внешние влияния, чтобы поддержать свою не­устойчивую самооценку.

Часть I                                                                       53

3. Супружеские взаимоотношения между Джоном и Мэри носят дисфункциональный характер. Как уже описывалось, самоуважение каждого из них находится на очень низком уровне. Они ищут под­держки друг у друга, стараясь тем самым повы­сить самооценку. Но поскольку каждый видит в другом продолжение себя самого, он не может ни отдавать что-либо партнеру, ни принимать. Вот почему их отношения только усугубляют со­здавшееся положение. Они расстроены и разо­чарованы. Вопрос в следующем: какие из них ро­дители? Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо задать еще один: каким они видят своего ребенка? Они будут рассматривать его:

а) Как средство подтверждения их собственной ценности в обществе и поддержания высоко­го уровня самоуважения и высокой оценки собственной семьи.

«Он читает лучше всех в классе». «Все говорят, что она — удивительно по­слушный ребенок!»

«Мы хотим, чтобы наш ребенок добился того, что не удалось нам».

б) Как средство поддержания своей самооценки как личностей и, особенно, как родителей. Им нужно чувствовать, что их ребенок их любит.

♦ Если всем своим поведением ребенок выказывает осуждение в их адрес, они чувствуют разочарование.

♦ Это создает значительные трудности в дисциплини-ровании ребенка.

в) Как собственное продолжение.

♦ Ребенок хочет того же, чего хотели в детстве они сами. Если ребенок не проявляет к этому интереса, они чувствуют разочарование.

♦ Ребенок думает так же, как и они, видит то же, что и они. В противном случае они чувствуют разочарование.

Психотерапия семьи

II

♦ Все, что делается для ребенка, имеет своей целью компенсировать их собственные лишения. Если он не про­являет благодарности, они чувствуют разочарование.

♦ Ребенок сделает все, что они захотят и когда захо­тят.

♦ Ребенок будет для них хорошим родителем.

«Я с трудом дождалась, когда она вырастет». «Мне хотелось иметь компаньона». «Я надеялся, что, когда она вырастет, мы бу­дем близкими, искренними друзьями».

4. Но такие надежды связывает со своим ребенком

каждый родитель. Проблемы возникают на том этапе, когда один родитель начинает препятст­вовать осуществлению желаний другого. Ребенок оказывается пленником противоречащих друг другу требований. С этого момента каждый из родителей начинает видеть в ребенке потенци­ального:

а) союзника в борьбе против супруга;

б) связного, через которого он может общаться

с супругом;

в) укротителя супруга.

5. Иными словами, стремление каждого из родите-

лей увидеть в ребенке свое продолжение блоки­руется желаниями другого родителя.

а) К супружескому конфликту примешиваются

родительские мотивы.

б) Принцип «Будь как я» теперь связывается с

принципом «Будь на моей стороне».

в) Каждый родитель борется за то, чтобы ребе-

нок отдавал предпочтение именно ему, глав­ным образом, потому, что ни один из них не чувствует уверенности в своем первенстве «в сердце» другого. (По моим наблюдениям,

Часть I                                                                       55

родители придают огромное значение тому, кому из них будет предназначена первая улыб­ка ребенка.)

6. Проблема заключается в том, что ребенок похож

на одного из родителей и не похож на другого уже в силу своей принадлежности к мужскому или женскому полу. У него уже прослеживается сек­суальная идентификация с одним из родителей.

а) Сначала родители могут воспринимать его как

относительно бесполого третьего члена триа­ды, как средство воплощения желаний, свя­занных с «продолжением их самих».

б) Но ребенку не суждено долго оставаться «бес-

полым», так как оба родителя действуют под влиянием страха оказаться «выключенными» членами триады.

♦ Родитель того же пола, что и ребенок, считает его потенциально ему «принадлежащим».

♦ Родитель другого пола видит в ребенке сходство со своим супругом и испытывает страх, что ребенок восста­нет против него. Поэтому он прилагает все усилия, чтобы ребенок встал на его сторону и пытается восполнить все недостатки супружеских взаимоотношений.

♦ Поскольку родитель противоположного пола стара­ется использовать ребенка в качестве суррогата своего су­пруга, ребенок оказывается вовлечен в войну между пола­ми. А потому родитель одного с ребенком пола, как прави­ло, видит в нем соперника. («Он похож на меня, но ему больше нравится другой!»)

♦ Это особенно заметно в дисфункциональных семь­ях, где оба супруга уже заранее сомневаются в собствен­ной ценности для другого и поэтому панически боятся ока­заться выключенными из семьи.

7. При данном положении вещей, приняв сторону

одного из родителей, ребенок рискует потерять

Психотерапия семьи

другого. А поскольку он нуждается в них обоих, любой выбор в данной ситуации неизбежно при­чинит ему боль.

а) «Выключенный» ребенком родитель может от­далиться от него и от «выбранного» родите­ля, проникнувшись к ним пренебрежением, и при этом утратить способность выполнять свои основные родительские функции:

♦ Если мальчик принимает сторону отца, мать скрыто или явно дает понять следующее:

«Чего еще ждать от мужчин! >> «Ты такой же, как твой отец». «Лучше бы у меня родилась девочка».

♦ Если девочка принимает сторону матери, отец скры­то или явно дает понять следующее:

«Женщины и есть женщины!» «Ты такая же, как твоя мать». «Лучше бы родился мальчик».

♦ Если мальчик тяготеет к матери, отец может сказать:

«Вы с матерью очень похожи». «Давай, продолжай в том же духе. И будешь ма­менькиным сынком». «Разве храбрые мужчины играют в куклы? »

♦ Если девочка отдает предпочтение отцу, мать может сказать:

«Возможно, ты и сообразительна. Но куда тебе

тягаться с мальчиками ».

«Разве девочки любят математику? »

«Все в порядке, просто ты — папочкина дочка».

(Тем не менее, нужно добавить, что, когда роди­тель того же пола, что и ребенок, унижает его из-за кажущегося сговора между ним и другим родите­лем, он делает это не просто из ревности. Тем са-

Часть I                                                                       57

мым он тоже пытается помочь ребенку выработать поведение, по его мнению, наиболее соответствую­щее его полу. Таким образом, он старается быть хорошим родителем.)

б) На ребенке всегда серьезно сказываются пре­небрежительные высказывания одного из ро­дителей о нем или о другом родителе, а также ситуация, когда родитель просит его встать на его сторону, сформировав, таким образом, «оппозицию» другому. В следующей главе я буду рассматривать процесс половой иденти­фикации, элемент процесса развития, кото­рый существенно усложняется или серьезно искажается, когда кто-то из родителей втяги­вает ребенка в супружеские взаимоотношения.

8. Помимо проблемы, заключающейся в том, кто на чьей стороне в семейной триаде, мы обнаружи­ваем, что и сами супруги, по-видимому, вовлече­ны в те же самые конфликты, несмотря на то, что во взаимоотношениях друг с другом они за­частую оказываются в роли противостоящих друг другу сторон.

а) Каждый из них может спроецировать свое не-

гативное отношение к тем или иным взглядам или поведенческим проявлениям, отражающим одну сторону конфликта, на другого родите­ля или на ребенка и начать бороться с ними.

б) Или же они могут вместе втянуть ребенка в

конфликт, а потом немедленно его наказать.

в) Или каждый из родителей может занять в кон-

фликте собственную позицию, а потом напа­дать друг на друга, используя при этом ре­бенка.

г) Вот почему нам обязательно нужно обсудить

вопрос, как родителям следует вести себя друг с другом и по отношению к ребенку.

Психотерапия семьи

9. Родители считают, по меньшей мере, пугающим использование ребенка в качестве «посредника» в супружеских конфликтах, то есть как средство опосредованного проявления враждебности од­ного родителя по отношению к другому.

а) Если родители проявляют враждебность друг

к другу напрямую, открыто, то они рискуют «нарваться» на ответную реакцию.

б) Если же родители пытаются выразить разоча-

рование друг в друге, срывая злость на ком-то другом, играющем роль «козла отпущения», они рискуют общественным одобрением и мо­гут поплатиться собственным самоуважением.

10. Если супруги пребывают в постоянном конфлик­те друг с другом, родительские представления о том, каким должен быть их ребенок и что он должен делать, вряд ли чем-то им помогут, но зато претерпят определенные изменения. Они не примиряют супругов друг с другом и постоянно подвергаются внешнему давлению.

а) Наблюдатель, отслеживающий особенности

взаимодействия в семье, может без труда прийти к обоснованным выводам, касающим­ся сути этих представлений и их устойчивос­ти, отмечая, какие действия встречают поощ­рение, разрешаются, не одобряются, запре­щаются.

б) Наблюдатель также отмечает, встречается ли

в действиях родителей явная критика поведе­ния ребенка, сопровождающаяся, впрочем, скрытым его поощрением. В результате ребе­нок может услышать следующее: «Вот твой купальный костюм. Не подходи близко к воде».

11. Поведение ребенка, пытающегося соответствовать непонятным, противоречивым желаниям, стано-

Часть I______________________________________59

вится отражением и своеобразной карикатурой на неразрешенные конфликты, существующие как между родителями, так и внутри каждого из них.

а) Никто из родителей, использующих ребенка в

таких целях, не способен воспринимать его таким, какой он есть. Теодор Лидз и его кол­леги отмечают:

На самом деле... такие родители могут восприни­мать ребенка только исходя из перенесенных на него собственных потребностей. Тем самым они форми­руют паттерн неадекватного взаимодействия. *

б) Таким образом, ребенок оказывается лишен

возможности разобраться, какие из реакций его родителей относятся к нему, а какие — к ним самим.

в) Можно также добавить, что в результате до-

статочно длительного пребывания в таких условиях ребенок действительно становится таким, каким его видят родители. Родитель­ские представления о том, каким он должен быть и что делать, становятся его собствен­ными представлениями.

12. Процесс втягивания ребенка в выполнение про­тиворечащих друг другу родительских желаний, разумеется, ими не осознается.

♦ Если бы один из родителей осознал, как велико вли­яние, которое он оказывает на своего ребенка, ему при­шлось бы научиться воспринимать его отдельно от себя.

* T.Lidz, A.Cornelison, S.FIeck и D.Terry. The intrafamilial enviroment of schizophrenic patients: VI Transmission of irrationality. Arch. Neurol. Psychiat., 79; 305-316, 1958, p. 311.

Психотерапия семьи

♦ Из-за недостатка самоуважения многие родители не считают себя настолько значимыми, чтобы влиять на ре­бенка: «Таким уж он уродился».

Как утверждает Джексон:

«Все мы слишком торопимся отрицать собствен­ное влияние на наших детей и окружающих нас лю­дей — равно как и слишком легко и не колеблясь сваливаем вину на кого-то другого. Неудивительно, что родители проявляют больший интерес к объяс­нению эмоциональных проблем их ребенка с наслед­ственной и химической точек зрения, что делает оценку ответственности без определения вины не­приятной, но, тем не менее, необходимой частью работы психиатра. *

13. В общем, когда родители сосредотачиваются на ребенке в дисфункциональном ключе, они неред­ко используют его в роли символа мечты. Однако, как указывают Н. Белл и Э. Вогел, символ И. П. и символ мечты — не одно и то же: Когда человек предается мечтам, ему открыва­ются все символические образы, в семье же, как пра­вило, очень немного детей, которым подходит роль «козла отпущения». Поэтому, когда возникает се­рьезная... проблема и под рукой не оказывается ре­бенка, подходящего на роль символа этой пробле­мы, необходимо, чтобы произошло значительное ког­нитивное искажение, что позволит использовать в качестве «козла отпущения» самый подходящий для этого объект.**

• Don D. Jackson. Action for mental illness — what kind? Stenford Med. Bull., 20: 77—80, 1962; p. 78.

** Norman W. Bell и Ezra F. Vogel. The emotionally disturbed child as the family scapegoat. В N. W. Bell и E. F.Vogel (Eds.), The Family. Glencoe, 111: Free Press, 1960; p. 389.

Часть I                                                                       61

14. При виде ребенка, которого родитель, сам того

не осознавая, дисфункционально использует, воз­никает несколько вопросов:

а) А что если в семье не один ребенок, а больше?

Кого из детей родители будут неосознанно использовать для достижения различных це­лей И. П.?

б) Остается ли он И. П. на всю жизнь, или эста-

фету у него перенимает другой ребенок?

в) Является ли пол ребенка фактором, заставля-

ющим выбирать на эту роль именно его?

г) Есть ли семьи, где более одного И. П.?

д) Каждого ребенка можно рассматривать как

третью позицию в триаде, состоящей из ро­дителей и ребенка. Оказывает ли влияние на детей, не выполняющих функции И. П., тот факт, что они живут в семье, где триада ре­бенок—родители носит дисфункциональный характер (триада, куда входит И. П.)?

15. У нас нет научно подтвержденного ответа, кото-

рый объяснял бы, почему в качестве И. П. су­пружеские пары выбирают одного ребенка, а не другого. Но, основываясь на данных, получен­ных в ходе длительных клинических наблюдений, мы можем высказать лишь некоторые предполо­жения о причинах того или иного выбора. Выбор, по крайней мере, отчасти, определяется тем, како­го рода конфликт существует между супругами, а) Некоторые характеристики детей, которые мо­гут спровоцировать конфликт между супру­гами:

♦ Ребенок может быть уродливым, физически непол­ноценным или иметь проблемы с адаптацией. Такой ребе­нок понижает уровень самоуважения родителей, а также стимулирует супругов справляться с тем, что им чуждо (раз-

Психотерапия семьи

личность). Кроме того, он ставит под угрозу родительскую потребность производить хорошее впечатление на окружа­ющих, поскольку может стать объектом насмешек или любопытства. Родителями в большей степени движет стремление защитить собственное чувство самоуважения, нежели защитить ребенка.

♦ Ребенок может быть очень красивым или обладать выдающимся интеллектом. Он одновременно и повышает самоуважение родителей, и понижает его, так как родители в этом случае невыгодно контрастируют со своим чадом.

♦ Ребенок может вести себя как один из родителей, как бабушка или дедушка и т. д. Как утверждают Белл и Вогел:

В одной из семей этот паттерн был особенно ярко выражен. Отец и старший ребенок внешне очень походили друг на друга; они не только носили одно имя, но в кругу семьи мать называла их одним и тем же ласковым имечком... Беспокойство жены о про­фессиональной непригодности мужа не выражалось напрямую, в центре ее внимания были ребенок и его школьные достижения. *

б) Положение ребенка в семье (каким по счету он появился на свет) также может вызвать конфликт между супругами.

♦ Возможно, у одного из родителей существовали про­блемы, связанные с тем, что в своей семье он был сред­ним ребенком, вследствие чего он будет уделять особое внимание своему среднему ребенку, вовлекая его в супру­жеские взаимоотношения и поощряя конкуренцию между детьми. И, как уже неоднократно говорилось, когда у од­ного из родителей есть проблемы, то у другого, по всей видимости, они тоже существуют.

♦ Или же первый ребенок может стать И. П. просто по­тому, что он первый; когда супругов постигает разочаро-

•■•• Bell и Vogel, p. 387.

Часть I                                                                             63

вание, он оказывается первой фигурой, составляющей им альтернативу.

в) Конфликт между супругами может быть обус-

ловлен полом ребенка. Родители могут ис­пользовать ребенка одного пола с самого момента его рождения или только после того, как с ней (с ним) произойдет ряд изменений, стимулирующих возникновение супружеско­го конфликта.

г) Возраст ребенка также может спровоцировать

супружеский конфликт просто потому, что, становясь старше, он начинает претендовать на независимость от родительского контро­ля. Ребенок может превратиться в И. П. толь­ко по достижении им возраста подростково­го бунта. Если у родителей существует кон­фликт на почве допустимой степени свободы в их собственных взаимоотношениях, всту­пающему в подростковый период ребенку неминуемо придется стать дисфункциональ­ным центром родительского внимания.

д) Фактором, определяющим выбор на роль И. П.

именно этого ребенка, может служить про­сто его доступность. Может так случиться, что в момент, когда напряжение в супружес­ких взаимоотношениях достигло апогея, дома оказался именно этот ребенок. Тот из детей, кто был тогда в школе, успешно избежал дис­функционального внимания.

16. В некоторых семьях ребенок остается И. П. с самого момента рождения, а в других эта роль разделяется между детьми или передается от од­ного из них к другому.

а) В некоторых семьях все девочки (или все маль­чики) рано или поздно становятся И. П.

Психотерапия семьи

 

б) В некоторых семьях каждый ребенок стано-

вится И. П., как только достигает подростко­вого возраста.

в) В некоторых семьях двое или более детей од-

новременно выполняют функции И. П. Или играют эту роль по очереди. Или один из них берет на себя одну часть супружеского конфликта родителей, а другой, соответ­ственно, — другую, и оба выступают каждый в своем качестве.

17. Не исключено, что другие дети, становящиеся

свидетелями действия семейной триады с учас­тием И. П., также подвергаются влиянию проис­ходящего, даже в том случае, если им самим уда­ется избежать родительского дисфункциональ­ного внимания.

а) Как уже упоминалось, если один из членов

семьи испытывает боль, сопровождающуюся соответствующими симптомами, все члены этой семьи в той или иной степени реагиру­ют на эту боль. Они не могут не реагировать.

б) Ребенок узнает себя и людей через взаимо-

действие с ними, а также наблюдая за их вза­имодействием. Вот почему любую семью, где присутствует И. П., я называю дисфункцио­нальной.

18. Следующий вопрос, требующий ответа, звучит

следующим образом: как получается, что супру­ги бессознательно заставляют ребенка встать на путь, в конце которого он становится «пациен­том»? Какими действиями и словами сопровож­дается этот процесс? Тут мы сделаем «вираж» и углубимся в сложную область, где пересекаются коммуникация и развитие симптома.

Часть I                                                                       65

а) У каждого из нас есть опыт восприятия двух-

уровневого сообщения (см. стр. 135):

♦ Когда слова совершенно несопоставимы с тем, что «написано на лице» у человека, когда он говорит одно, а его интонации и жесты выражают совершенно другое, он демонстрирует неконгруэнтные проявления, и человек, к которому он обращается, воспринимает двухуровневое сообщение.

♦ Неудачное взаимодействие в целом я называю «не­совпадением», которое легко разрешимо, стоит только лю­дям научиться быть откровенными.

♦ «Что ты имеешь в виду?» или «У меня складывается впечатление, что на самом деле ты хочешь сказать что-то другое», — вот те слова, относящиеся к несовпадениям, произнеся которые человек может помочь своему собесед­нику проявить большую открытость, и смысл двухуровне­вого послания станет ясен. *

б) Таким образом, нельзя однозначно утверж-

дать, что двухуровневая коммуникация неиз­бежно ведет к симптоматичному поведению. Но при определенных условиях, особенно когда в ситуацию вовлечены дети, она может вызывать эффект обратной стимуляции, по­лучивший название «двойного узла».

19. При каких условиях ребенок неизбежно испыты­вает давление, связанное с двойным узлом? а) Во-первых, ребенок должен часто и на протя­жении длительного времени воспринимать двухуровневые сообщения.

* Проблема неконгруэнтной коммуникации, центральная для этой книги, будет подробно рассмотрена в главах, посвященных теории ком­муникации, кроме того, я буду неоднократно к ней возвращаться, про­водя анализ взаимодействия в семье, и в ходе разговора о терапевтиче­ском взаимодействии в главе 3.

3 Сатир

66                                                Психотерапия семьи

б) Во-вторых, они должны исходить от челове-

ка, являющегося для него жизненно важной фигурой (см. стр. 77—79).

♦ Родители приобретают статус жизненно важных фи­гур автоматически, так как физическая жизнь ребенка в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем по­требность в их любви и одобрении приобретает для него такое же значение.

♦ Кроме того, тот способ, при помощи которого роди­тели структурируют свои сообщения, адресованные ребен­ку, детерминирует приемы, которые он будет применять во взаимодействии с внешним миром. Тем самым в их ру­ках находится не только его настоящее, но и будущее.

♦ Вот почему он не может позволить себе игнориро­вать их послания, пусть даже самые запутанные.

в) Третье и, вероятно, самое важное условие за-

ключается в том, что, начиная с самого ранне­го детства, он должен быть поставлен перед необходимостью воспринимать противоречи­вые родительские сообщения, какими бы фан­тастическими они не были, и никогда не зада­вать вопросов: «Ты имел в виду то или это?» Перед ним должна стоять неразрешимая за­дача воплотить их в единую линию поведения.

20. Я приведу несколько характерных примеров та­ких противоречивых явно-скрытых посланий, способствующих проявлению девиантного пове­дения:

а) Мать наставляет дочь, говоря, что она долж­на быть «маленькой леди». Однако первое, что она дарит ей на конфирмацию, это на­бор из семи разноцветных сексуальных бюст­гальтеров.

Часть I                                                                       67

б) Отец говорит сыну, что он не должен ему про-

тиворечить. И в то же время сетует, что его сын ведет себя не как настоящий мужчина.

в) Мать и отец учат свою дочь держаться по-

дальше от сумасшедших вечеринок. При этом они разрешают ей туда ходить. А потом, ког­да она звонит и просит отца забрать ее до­мой, родители с издевкой высказываются об ее «испуге», явно стараясь унизить девушку.

21. Если родительские послания неизменно протека­ют именно в таком ключе, а ребенку так и не удалось выработать каких-либо способов ухода от них, то он подвергается серьезной опасности.

а) Он оказывается под угрозой в силу своей за-

висимости, поскольку он не может действо­вать в соответствии с одним из содержащих­ся в сообщении указаний, не ослушавшись при этом другого, а потому неизменно вызывает родительское неудовольствие.

б) Как будущий взрослый человек он находится

под угрозой, так как его собственный способ взаимодействия с миром будет строиться на основании того противоречивого паттерна, приобретенного им от родителей, суть кото­рого сводится к самообману.

в) Поскольку в каждом таком послании скрыто

противоречие, и ребенок учится этого «не видеть», что может стать причиной психиче­ского нарушения, он возлагает вину на себя (в этом его поддерживают и родители, кото­рые «видят» не больше, чем он сам). Он го­ворит: «Я вечно делаю не то, что надо; долж­но быть, я плохой».

г) С другой стороны, где-то в глубине души он

прекрасно осознает парадоксальность ситу-

Психотерапия семьи

ации, в которой оказался. В конце концов, он может ответить самому себе на языке скрытого протеста, который общество назы­вает поведением «сумасшедшего» или «боль­ного».

22. Однако прежде, чем поведение ребенка станет



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.