Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ



Глава 1. Логопедические и логоритмические занятия

с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое

недоразвитие речи ..............................................................................  45

Глава 2. Логопедические и логоритмические занятия с детьми,

имеющими ОНР первого уровня....................................................... 56

Глава 3. Логопедические и логоритмические занятия с детьми,

имеющими ОНР второго уровня....................................................... 76

Глава 4. Логопедические и логоритмические занятия с детьми,

имеющими ОНР третьего уровня..................................................... 82

Глава 5. Логоритмические занятия для детей с заиканием....................... 84

Глава 6. Музыкальные занятия в логопедических группах...................... 88

РАЗДЕЛ V

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛОЕОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Глава 1. Планы-конспекты занятий по логоритмике с детьми,

имеющими ОНР первого уровня....................................................... 97

Глава 2. Планы-конспекты логоритмических занятий с детьми,

имеющими ОНР второго уровня ................................................... 111

Глава 3. Планы-конспекты логоритмических занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематическим недоразвитие речи и ОНР третьего уровня........................................................... 135

Приложение. Комментарии к ответам на вопросы

по материалу раздела IV...................................................................................... 179

Литература............................................................................................................... 187


ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной логопедии принцип раннего и комплексного кор- рекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями явля­ется приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст — период, наиболее благоприятный для развития и фор­мирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводит­ся работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедическая ритмика — одно из средств развития и совер­шенствования моторики и речи дошкольников с речевыми наруше­ниями. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

Дети с нарушениями речи, составляющие контингент логопе­дических групп дошкольных образовательных учреждений, пред­ставляют собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекционной работы способствуют более быстрому и эффективному преодолению ре­чевых нарушений у детей.

Автор пособия, опираясь на собственные научно-методические разработки, личный опыт практического проведения логоритми- ческих занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, излагает свой подход к проведению логоритмических занятий с данным контингентом детей.

В разделе I дается определение основных теоретических поня­тий, связанных с изучаемым предметом, представлена история развития логоритмики в России и за рубежом, показан психофи­зиологический механизм взаимодействия движений и речи.

В разделе II раскрываются структура и содержание обследова­ния психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи, здесь дан сравнительный анализ моторики детей с нормаль­ным развитием речи и с речевыми расстройствами.

Основу раздела III составляет анализ средств логопедической ритмики.

В разделе IV характеризуются особенности всех сторон речи до­школьников при фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН), при общем недоразвитии речи (ОНР) и заикании, раскрыты во­просы организации работы логопеда в группе для детей с ФФН и ОНР, изложено содержание, показана структура логоритмических занятий, вопросы организации и проведения музыкальных заня­тий в логопедических группах.

В конце разделов приведены контрольные вопросы, которые по­зволяют студенту проверить уровень подготовленности.

Раздел IV, занимающий особое место в структуре пособия, снабжен тестовыми заданиями, ключ к которым помещен в прило­жении.

В разделе V представлены планы-конспекты логоритмических занятий для детей с ФФН и для детей с ОНР, соответствующие уровню их речевого развития.

Содержание логоритмических занятий для детей с нарушения­ми речи зависит от речевых и двигательных возможностей детей, от общелогопедических задач.

В планах-конспектах занятий для детей с первым уровнем ре­чевого развития показано, как можно использовать неречевые сред­ства логопедической ритмики. Включение речевых средств направ­лено на развитие понимания речи, развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности, формирование двусос­тавного простого предложения.

В планах-конспектах занятий для детей со вторым уровнем ре­чевого развития можно видеть, как постепенно музыкально-дви­гательные средства логоритмики замещаются речевыми, направ­ленными на развитие понимания форм слов, практическое усво­ение грамматических категорий, формирование ритмико-слого- вой структуры слова.

Планы-конспекты занятий для детей с третьим уровнем рече­вого развития и детей с ФФН включают речевые задания, имею­щие целью практическое усвоение лексико-грамматических средств языка, формирование полноценной звуковой стороны речи и раз­витие связной речи.

В пособии использованы игры, упражнения из книг: Пеллин- гер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам (М., 1995); Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая рит­мика (М., 1997); Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова (СПб., 1998); Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем — зву­ки получаем (СПб., 1998); Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой (М., 1999).

Музыкальный материал взят из книги «Музыкально-двигатель­ные упражнения в детском саду» (Сост. Е. П. Раевская и др. — М., 1991), из аудиокассет «77 детских песен на слова Ю.Энтина» («Мелодия», Гостелерадиофонд, 2003), «Танцы народов мира» («Мелодия», 2000), «Звуки родной природы» («Мелодия», 1977).


Автор надеется, что изучение курса «Логопедическая ритмика» поможет будущим специалистам получить четкие представления об особенностях моторики и речи дошкольников с речевыми на­рушениями, о специфике коррекционной работы с ними и воо­ружит их знаниями, необходимыми в их профессиональной дея­тельности.

Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при ра­боте над данным пособием: Беляковой Лидии Ивановне — про­фессору, доктору медицинских наук, зав. кафедрой логопедии МГПУ; Медведевой Елене Алексеевне — доценту, кандидату пе­дагогических наук, сотруднику кафедры специальной психологии МГПУ; Фомичевой Марии Федоровне — доценту кафедры лого­педии МГПУ; Приходько Оксане Георгиевне — доценту, канди­дату педагогических наук, декану факультета коррекционной пе­дагогики и специальной психологии МГПУ; Русецкой Маргарите Николаевне — кандидату педагогических наук, сотруднику ка­федры логопедии МГПУ.


РАЗДЕЛ I

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ

Гл ава 1

ПОНЯТИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»

Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обу­чения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью кор- рекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики — преодоление речевого наруше­ния путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответ­ствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключае- мости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и про­извольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкаль­ными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «ре­гистр»).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под му­зыку и критически относится к своим движениям и речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуще­ствляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигну­тые успехи в развитии двигательной сферы помогают организо­вать речь.

Для понимания содержания понятия «логопедическая ритми­ка» необходимо определить, что такое ритмика вообще.

В основе жизни человека лежит движение, являющееся, по вы­ражению Г.А.Волковой, одним из основных механизмов уравно­вешивания в системе «организм — среда». В процессе жизни орга­низм человека совершенствуется структурно и функционально.

В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.

Двигательное умение — это владение, в той или иной степени, техникой действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способах решения дви­гательной задачи.

Двигательный навык — это высокая степень владения техни­кой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.

Каждое движение осуществляется в определенном ритме. По­нятие «ритм» имеет широкое употребление: можно говорить о ритме дыхания, ритме работы сердца, стихотворном ритме, рит­ме прозаической речи, ритме времен года, суток, ритме работы. Понятие «ритм» характеризуется основным признаком — нали­чием временного или пространственного порядка правильного чередования явлений, предметов, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Такие упражнения развивают чувство ритма — способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и вос­производить ритмический рисунок с помощью того или иного движения: постукивания ногой, качания головой, размахивания рукой и т. п. Без телесных ощущений ритма не может быть воспри­нят ритм музыкальный, который имеет и моторную, и эмоцио­нальную природу.

Музыкально-ритмическое воспитание — это развитие музы­кально-ритмического чувства, способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведе­ния.

Методику развития ритмических способностей впервые обо­сновал швейцарский педагог и музыкант Э.Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии рит­ма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма сти­ха, ритма движений.

Основные положения этой теории легли в основу музыкально- ритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических спо­собностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств — на занятиях по физической культуре.

В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждо­го ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пе­ние, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Основные задачи му­зыкальных занятий — воспитание интереса к музыке, к музы­кальным произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.

Музыкально-ритмические движения тесно связаны с развити­ем общих движений, что осуществляется на занятиях по физиче­ской культуре. Задача этих занятий — развитие основных качеств общей моторики: мышечного тонуса, координации движений, переключаемости движений, двигательной памяти. Умение вла­деть своим телом формируется с помощью ходьбы, бега, прыж­ков, перестроений, спортивных игр.

Развитие физических умений и ритмических способностей идет на протяжении всего дошкольного возраста — с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклоне­ния в речевом и психомоторном развитии.

В группе для дошкольников с фонетико-фонематическим не­доразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой ди­зартрией.

У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений об­щей моторики. В большей мере у них страдает мелкая и артикуля­ционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизар­трией мышечный тонус повышен, нарушена статическая и дина­мическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сфе­ры, т. е. как для общей моторики, так и для моторики мимичес­кой, мелкой и артикуляционной.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-про­странственного гнозиса. Их движения ритмично не организова­ны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигатель­ная память и внимание.

У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организа­ция движений, заметно страдает координация движений.

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не ре­шают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия ло­гопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Глава 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Современные представления о значении ритма в развитии движений

Любое движение совершается человеком в определенном ритме. Чувство ритма свойственно каждому. В трудовом действии ритм определяется логикой трудового процесса. Из трудового ритма развился ритм художественный: музыкальный, поэтический, танцевальный.

Ритм выступает и как некая универсальная космическая кате­гория.

«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма»[1], — говорил Э.Жак-Далькроз (1913).

Основной признак ритма принято видеть в более или менее строгой периодичности повторения того или иного явления.

Б.М.Теплов считает, что ритм есть определенная организация процесса во времени, которая предполагает в качестве необходи­мого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений.

Обязательным условием ритмической группировки (и ритма вообще) является наличие акцентов, т. е. более сильных и выделяю­щихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Хотя понятие ритма прежде всего связывается с особенно­стями чередования явлений во времени, но можно говорить и о «пространственном ритме» на примере живописи, скульптуры, архитектуры, декоративного искусства. Итак, ритм как всеобъем­лющее понятие характеризуется признаком временного или про­странственного порядка предметов, явлений, процессов.

Восприятие музыкального ритма всегда сопровождается мотор­ными реакциями, кинестетическими ощущениями. Это могут быть мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клет­ке и конечностях; одновременная стимуляция мышц-антагони­стов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без из­менения пространственного положения органа.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при вос­приятии музыкального акцента. При этом движения могут быть действительными и воображаемыми.

Действительные движения выражаются внешне: это могут быть постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой, про­изводимые иногда бессознательно: человек, не замечая, отбивает такт ногой или рукой.

Воображаемые движения не проявляются внешне, слушающий представляет их мысленно.

Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в развитии чувства ритма участвует все наше тело.

Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный.

Поскольку движение, само по себе, оказывает определенное воздействие на организм человека, оно применялось в качестве профилактического и лечебного средства еще во времена зарож­дения медицины.

Лечение посредством движения в настоящее время предполагает использование различных форм движения в качестве лечебного фактора. Современные болгарские ученые Л.Бонев, Т. Слинчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида воздействия термин «кинезитерапия».

Лечебная ритмика является частью кинезитерапии. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений и музыки развить чувство ритма и использовать его в лечебно- коррекционных целях.

Составным звеном лечебной ритмики является ритмика лого­педическая.

Из истории музыкально-ритмического и логоритмического воспитания в России и за рубежом

Создатель метода ритмической гимнастики, швейцарский пе­дагог и музыкант Э.Жак-Далькроз (1865 —1950), выделил музы­кальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и в своей практике культивировал «ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Жак-Далькроз сделал музыку. Уче­ники должны были упражняться в координации своих движений со звучащей музыкой, так как именно музыка представляет собой идеальный образец организованного движения. Она дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

У Жака-Далькроза учились русские преподаватели ритмики Н.Г.Александрова, В.А. Гринер, Е.А. Румер (Москва), С.М.Вол­конский, Н. А. Баженов, Н. В. Романова (Петербург), О. Н. Паш- ковская (Киев), С. А. Плошко (Баку).

Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г.Александро­ва, В.А.Гринер, Ю.А.Двоскина, Н.П.Збруева, Е.В.Конорова,

М.А.Румер, Е.В.Чаянова) считали (1930), что, кем бы ни выра­стал ребенок, он должен ритмически развиваться, чтобы полу­чить ряд навыков и представлений, которые отразятся благопри­ятным образом как на его психофизическом здоровье, так и на его профессиональных качествах.

Под руководством проф. В.А. Гиляровского в 1932 г. в нервно- психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована В.А. Гринер. Работая с душевноболь­ными, она опиралась на коллективное начало, используя для это­го заложенные в системе возможности.

Лечебная ритмика находит в 30-е годы применение и в логопе­дических учреждениях. В системе ритмического воздействия на лю­дей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилита­ционных методиках — логопедическая ритмика.

По инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой логопеди­ческая ритмика использовалась в работе с заикающимися до­школьниками. В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская (1941) поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. Авторы пред­ложили принципы проведения логоритмических занятий с заика­ющимися, описали некоторые особенности моторных нарушений при заикании. В.А.Гринер подчеркивала, что в логопедической ритмике особое внимание уделяется слову, и в этом состоит ее коренное отличие от ритмического воспитания вообще.

Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала и изложила в 1941 г. Н.С.Самойленко в статье «Рит­мика с логоневротиками дошкольного возраста». Она классифи­цировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий.

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В этом случае логоритмика применяется прежде всего при рас­стройствах музической стороны речи (просодия речи).

В 50 — 70-е годы появились первые работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей, подростков и взрослых.

В 1958 г. переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая рит­мика для дошкольников». В 1960 г. В. И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений, сочетающих слово с движением. Ритм произво­димых движений способствует нормализации речи.

В работах Е.Ф.Шершневой, Е.Ф.Рау (1955) отмечается значе­ние логопедической ритмики в коррекции заикания у детей пред- дошкольного возраста. Е.Ф.Шершнева предлагает конкретный материал для детей 2 — 3 лет: выбор песенок, игр, хороводов, ме­тодических приемов обусловлен возрастом детей и особенностя­ми их нервно-психического состояния.

Логопедическая ритмика в 70 — 80-е годы по-прежнему привле­кает внимание исследователей лишь в отношении заикающихся.

Н.А.Тугова (1968) разрабатывает систему коррекционно-вос- питательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внима­ния и поведения.

В.И.Дресвянников (1972), исследуя особенности моторики заи­кающихся школьников VI — VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степе­нью заикания и степенью нарушения моторики и предлагает сис­тему физических упражнений для устранения заикания у школь­ников 12—15 лет.

Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабаты­вает Н.А.Рычкова (1984, 1987) и предлагает приемы обследова­ния моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. Про­блемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются также А.В.Крапухин и А.А.Высоцкая (1979).

Использование логопедической ритмики при коррекции не­вротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л.И.Беляковой и Е.В.Оганесяна (1981, 1998).

Однако в 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообраз­ный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге «Ло­гопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушений речи.

Таким образом, логопедическая ритмика находит более широ­кое применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.

За рубежом логопедическая ритмика как коррекционная сис­тема многие годы тщательно разрабатывалась и использовалась дефектологами-практиками при коррекции и лечении взрослых и детей, страдающих различными заболеваниями.

Во многих трудах рассматривался вопрос о роли логопедиче­ской ритмики вообще (Arard, Auyiette, Франция, 1992), о синхро­низации ритмического моторного поведения (Ilmberger, Muller, Рорре1, Mates, Германия, 1990), о ритмической организации дви­жений (Baily, Англия, 1991), о восприятии ритмических рисунков взрослыми (Handel, США, 1992), о психофизиологии ритмического движения (Beek, Turvey, Schmidt, Нидерланды, 1990).

Большой интерес представляют разработки, рассматривающие связь логоритмики с музыкой и музыкальным ритмом. О некоторых аспектах планирования движений в музыкальном спектакле пи­шет D.Baily (Лондон, 1990). B.Morrongiello (Канада, 1991) опи­сывает опыты обучения детей восприятию музыки, в частности ее ритмической и тональной организации. Ряд авторов из США разрабатывают вопросы структурирования ритмических движений у взрослых.

О влиянии логоритмики на дыхательные и сердечно-сосудис­тые процессы пишет немецкий автор P.Grossman (1992).

Особое внимание уделяется вопросу об использовании лого- ритмики для социальной адаптации лиц с умственной отстало­стью и о ритмическом моторном поведении детей с болезнью Да­уна (ряд авторов из США и Германии, 1992).

Широко используется логоритмика в работе с глухими (Tye- Murray, США, 1992), некоторые американские авторы рассмат­ривают в своих работах вопрос о мелодической и ритмической организации речи детей с пониженным слухом и нормально слы­шащих, о мелодическом, ритмическом и тембровом восприятии взрослых со сниженным слухом.

Особое место занимает логоритмика при работе над речью.

Различные речевые нарушения быстрее и легче преодолевают­ся с помощью курса логопедической ритмики.

Так, методика музыкально-ритмического воспитания за рубе­жом применялась в 60-е годы польским логоритмистом А. Розен- таль. Она предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Ее терапевтическая методика была на­правлена на реабилитацию заикающихся.

Э.Килинска-Эвертовска (Чехословакия) определила условия выполнения точного и координированного движения в сопровож­дении музыки и сделала вывод, что такая система занятий фор­мирует у детей чувство ритма и музыкальность и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.

Суть методики немецкого музыканта и педагога К. Орфа[2] заклю­чается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения.

S.Weinest (Германия, 1992) утверждает, что дети, имеющие речевые затруднения, преодолевают их в процессе развития ритмических способностей.

Работа Leung и Robson (Канада, 1990) посвящена вопросу ритмической организации движений у заикающихся. Ряд англий­ских авторов исследуют ритмический рисунок речи заикающихся и нормально говорящих взрослых. Об использовании ритма как организующего начала речи пишут Pitt и Samuel (США, 1990).

Курс ритмической терапии для пациентов с психическими отклонениями предлагают немецкие психологи (1991).

Интересным представляется сообщение японского ученого Sato- Gyo (1992) об использовании различных методов обучения де­вочки-калеки школьного возраста. Основным приемом обучения девочки было замедленное и ритмическое копирование ею япон­ских иероглифов.

Таким образом, логопедическая ритмика за рубежом исполь­зуется как коррекционная методика для лиц с различными от­клонениями развития, в том числе и с речевыми.

Значение ритмического и логоритмического воздействия для развития моторики и речи

В. М. Бехтерев (1928) выделял следующие цели ритмического воспитания: необходимо выявить ритмические рефлексы ребен­ка, настроить его организм отвечать на определенные раздражи­тели (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятель­ности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправиль­ные и лишние движения.

В.А.Гиляровский (1932) писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, спо­собствует тренировке подвижности нервных процессов централь­ной нервной системы, активированию коры головного мозга.

Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова (1935) считали, что логопедиче­ская ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, ус­тойчивость, распределение) и память (зрительную, слуховую, мо­торную, комплексную).

В. А. Гринер (1951) указывала, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический, коллектив­но-психологический метод, в котором определенную роль играет музыкотерапия.

В.А.Гринер (1958), Н.С.Самойленко (1941), Н.А.Власова (1959), Ю.А.Флоренская (1936) подчеркивали благоприятное влияние ритма на болезненные отклонения в психофизическом состоянии человека и его воздействие на интеллектуальную и эс­тетическую сферу.

Г. А. Волкова считает, что «логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, ле­чения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией»[3].

Глава 3

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВИЖЕНИЯ И РЕЧИ

Речь — специфическое проявление психической деятельности человека. Функции речи отличаются сложным генезом. Они разви­ваются по законам условных рефлексов и зависят от характера и формы речевых раздражителей.

Поскольку речь является функцией мозга, изучение ее меха­низма связано с пониманием вопросов, касающихся работы моз­га в целом и локализации его функций.

В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют два из них: речедвигатель- ный и речеслуховой.

В коре головного мозга, по И. П. Павлову, происходят две ос­новные группы процессов: анализ средовых воздействий (распоз­навание — гнозис) и организация ответных реакций (выработка и осуществление программы действия — праксис).

Автоматическое регулирование движений органов речи в соот­ветствии с заданной программой обеспечивается системой обрат­ной связи.

Любой двигательный акт не может быть выполнен без обрат­ного, афферентного контроля. Неврологической основой этого кон­троля является система глубокой чувствительности, которая ин­формирует двигательные центры о положении и тонусе органов движения.

Ведущую роль афферентного, кинестетического контроля в регуляции движений раскрыли выдающиеся советские физиологи Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин.

По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения движения (что дает возможность систематиче­ской коррекции выполняемого движения).

Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшие процессы, свойственные ей:

1. Включение двигательных автоматизмов.

2. Синтез афферентных сигналов для формирования двигатель­ной задачи и создание программы действия.

3. Кинестетический контроль и формирование новых моторных автоматизмов.

Весьма важны исследования, дающие знания о связи и зависи­мости общей и речевой моторики.

Исследования по физиологии движений и физиологии актив­ности Н.А.Бернштейна (1966) показали иерархическую уровне- вую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.

Проблемой исследования психомоторики занимались многие отечественные и зарубежные авторы.

М. О. Гуревичем Н. И. Озерецким в их совместной монографии (1930) была предложена монометрическая шкала, предназначенная для исследования психомоторики детей от 4 до 16 лет.

В отечественной литературе был опубликован целый ряд работ, в которых использовалась данная методика и которые были по­священы разным аспектам психомоторных расстройств у детей при психопатиях (Ф.Б.Иофес, 1935), олигофрении (М.И.Доцен- ко, 1935), заикании (Б.И.Шостак, 1966).

В период с 40-х и до начала 70-х годов методика Н. И. Озерецкого была практически забыта в нашей стране и исследования по ней почти не проводились, в то время как за рубежом она стала широко известна и ее использовали в своих исследованиях на разных кон- тингентах детей E.Kiphard (1969), H.Regel (1964), G.Reinert (1964), E.Fleishman (1954, 1956), St.Vandenberg (1964), I.Schilling (1970), H.Wegener (1963) и др.

Авторы вносили в методику Н. И. Озерецкого дополнения, свя­занные со спецификой системы здравоохранения и педагогики той или иной страны, собственными взглядами на проблему, с особенностями языкового оформления инструкций. В настоящее время наиболее популярной за рубежом остается американская модификация методики, предложенная Линкольном. В 70-е годы в нашей стране методика Н. И. Озерецкого была всесторонне прове­рена, обоснована и апробирована Е. В. Шагинян (1973) на здоровых детях и на детях с энцефалопатией.

Эта методика была несколько видоизменена Н. А. Рычковой (1984, 1987) в работе с заикающимися дошкольниками.

В исследованиях, посвященных вопросам моторики и речи, указывается на связь речи и выразительных движений (М. О. Гуре- вич, 1930; А.А.Леонтьев, 1969), связь между двигательным и ре­чевым анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н.Трау- готт, Л.Я.Балонов, А.Е.Личко, 1957; А.Р.Лурия, 1969; Н.П.Тя- пугин, 1966), связь особенностей произношения с характером артикуляторных движений (В.А. Куршев, 1973).

Имеются исследования, свидетельствующие о зависимости об­щего психического развития от развития произвольной лицевой (мимической) моторики (Л.А.Квинт, 1931; М.И.Доценко, 1935).

Особое значение исследователи придавали связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А.Гиляровский (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев представляет собой проявление общего недоразвития моторики.

М. Ф. Брунс (1935), исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии, причем она считала нарушение рече­вых функций проявлением общемоторной аномалии.

Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И.Дресвянников (1975) указывал на параллельность и взаимо­связанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что изменение моторики и речи в ходе коррекционной работы происходит почти параллельно друг другу.

Отдельные исследования доказывают, что между степенью раз­вития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у де­тей существует взаимозависимость (Л.Ф. Фомина, 1971; М. М. Коль­цова, 1973). М.М.Кольцова пришла к выводу, что есть все осно­вания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционый аппарат[4] — и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

В.И.Лубовский (1978) вслед за М.М.Кольцовой (1973) счита­ет неопровержимо доказанным, что развитие движений в пред- дошкольном возрасте оказывает благоприятное влияние на фор­мирование речи. Он указал на теоретическое и практическое зна­чение раскрытия взаимовлияний двигательного анализатора и сло­весной системы.

Отмечая важность исследования произвольных движений, А.В.Запорожец (1960) указывал, что их формирование у челове­ка происходит при участии речи, имеющем абстрагирующую и обобщающую функцию.

Е. М. Мастюкова придавала большое значение тому, что речь тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой. Подчеркивая, что речь оказывается наи­более уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему, Е.М.Мастюкова (1978) обнару­жила у детей с церебральной патологией, на всех этапах их возра­стного развития, зависимость между динамикой развития речи и моторики.

Механизму взаимодействия движения и речи серьезное ис­следование посвятил Н. А. Бернштейн. Поскольку человек совер­шает движения, различающиеся по степени произвольности, то и степень управления этими движениями различна. Н. А. Бернш- тейн в 1966 г. выдвинул теорию уровневой организации движе­ний. Разрабатывая иерархическую систему регуляции двигатель­ных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это кортикальный речедвигательный уровень симво­лических координаций и психологической организации движе­ний. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функ­ций.

Согласно этой теории, система регуляции двигательной дея­тельности человека включает в себя пять основных уровней: I, II — подкорковые (руброспинальный и таламопаллидарный), III, IV, V — корковые (пирамидно-триарный, кортикальный праксиче- ский и кортикальный речедвигательный).

Рассмотрим функциональное назначение и контингент движе­ний каждого уровня.

В основе I, руброспинального, уровня (или уровня палеокине- тических регуляций) лежит неосознаваемый мышечно-силовой рефлекс, обеспечивающий бессознательную непроизвольную ре­гуляцию тонуса мускулатуры тела, статическую выносливость и координацию движения.

Пример регуляции двигательного акта — катание ладонью ша­риков, хватание предмета, принятие и удержание позы, обмахи­вание веером.

Основой II, таламопаллидарного, уровня (уровня синергий и штампов) является более осознаваемый суставно-пространствен- ный компонент проприоафферентации. Им обеспечивается кор­рекция, внутренняя увязка целостного движения, согласова



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.