Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ 3 страница



IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности).

Предлагаются следующие задания.

1. Сжать пальцы в кулаки.

2.Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчи­ки здороваются»).

3. Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).

4. Переплести руки «в замок».

5. Выполнить пробу «корова—коза».

Обследование действий с предметами включает такие задания.

1. Выложить узор из мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Нанизать на нитку бусинки.

4. Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.

5. Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

V. Обследование чувства ритма.

Детям 5 — 6 лет педагог показывает хлопками ритмический ри­сунок знакомых песен, который им следует повторить.

Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Во- лосовец, Р.Е.Идес)[8].

Данное обследование включает исследование всех сторон мо­торной сферы и является наиболее полным.

I. Обследование состояния общей моторики оценивается с по­мощью следующих тестов:

1. Движения и серии движений для рук:

- бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

- правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т.д.;

- держа руки над головой, переложить из одной кисти в дру­гую три ленты по очереди;

- поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, под­няв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

- прыгать на двух ногах и на каждой;

- впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и вы­прыгнуть из него;

- катить обруч, двигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыж­ков;

- изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на пол­ной ступне с увеличением громкости ударов, при прекраще­нии звучания бубна — остановка движения).

4. Статическая координация:

- стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

- стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на од­ной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

- маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

- выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;

- проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

- пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений:

- ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

- пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

- повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

- последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плос­кости и без опоры на нее.

7. Темп выполнения движений:

- удерживать заданный темп в движениях рук;

- изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

- выполнить графическое задание: чертить на бумаге палоч­ки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следую­щих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включа­ет следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, за­тем обеими руками, уточняется ведущая рука). 1. Статическая координация движения:

- распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удер­жать кисть в этом положении под счет до 10—15;

- распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удер­жать кисть в этом положении под счет 10—15;

- выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

- выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8;

- положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5—8.

2. Динамическая координация движений:

- пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз);

- выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз);

- положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз);

- одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5 — 8 раз);

- по очереди выставить второй и третий пальцы, затем вто­рой и пятый (5 — 8 раз);

- по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим паль­цем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

- по очереди касаться каждым пальцем стола;

- по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, на­чиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляет­ся в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

- поднять брови, нахмурить брови;

- наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

- легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

- закрыть правый глаз, затем левый;

- подмигнуть.

3. Мышцы щек:

- надуть левую, затем правую щеку;

- надуть обе щеки одновременно;

- перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

- изобразить различные эмоциональные состояния: удивле­ние, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

- символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата про­ходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

- сомкнуть губы;

- округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

- вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

- вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

- растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

- максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

- поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

- опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

- многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

- широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

- сделать движение нижней челюстью вправо, влево, впе­ред.

3. Двигательные функции языка:

- положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

- положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

- переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

- высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

- приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

- поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

- упереть язык в правую, затем в левую щеку;

- закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка поло­жить на нижнюю губу;

- произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

- широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

- логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

- при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Рекомендации к анализу результатов обследования моторных

функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следу­ющие моменты:

- доступность для ребенка предлагаемого задания;

- качество выполнения движения (сохранение объема движе­ния, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точ­ность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вя­лость, расторможенность, недифференцированность движений);

- особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его ско­рость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

- особенности двигательной памяти, внимания, самоконтро­ля;

- количество попыток при выполнении движений, возможно­сти обучения;

- темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выпол­нения движений при ускоренном темпе;

- ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

- особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);

- соответствие двигательной реакции сигналу;

- наличие сопутствующих, насильственных движений;

- наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппа­рата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помо­щью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический ри­сунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохране­ние количества элементов в данном ритмическом рисунке, со­блюдение пауз внутри ритмического рисунка.

Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семено­вич)[9].

Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, простран­ственный праксис.

1. Кинестетический праксис.

А. Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагаются различные позы паль­цев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кла­дет руки на стол.

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Г. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растя­гивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, под­нимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструк­ции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторич­ный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточно­сти понимания смысла слов.

2. Кинетический (динамический) праксис.

A. «Кулак — ребро — ладонь».

Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.

Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком мед­ленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем — сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости мож­но предложить ребенку те же движения, но в измененной последо­вательности, например «ребро — ладонь — кулак».

Б. Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ре­бенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А.

B. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотраги­вается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.

Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполне­ние аналогичных действий по речевой инструкции.

3. Пространственный праксис. Проба Хэда.

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».

Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.


Обследование моторной сферы детей необходимо для выра­ботки принципов построения и проведения логоритмических за­нятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппа­рата.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о закономерностях развития моторики у детей.

2. С какой целью проводится обследование моторики дошкольников?

3. Какие сферы моторики обследуются?

4. Перечислите основные качества моторики, которые обследуются у дошкольников.

5. В чем заключается специфика обследования моторной сферы по методическим рекомендациям Н.И.Озерецкого?

6. Оцените структуру обследования моторики Г. А. Волковой.

7. Какие тесты предлагает при обследовании артикуляционной мото­рики Н. А. Рычкова?

8. Назовите приемы для обследования мелкой моторики по методике Г. В.Бабиной, Т. В.Волосовец, Ю.Ф. Гаркуши, Р. Е. Идес.


РАЗДЕЛ III СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Гл ава 1

МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Ходьба. Ходьба — автоматизированный моторный акт, при ко­тором четко координируются движения рук и ног. Она использу­ется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более слож­ные виды ходьбы.

Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в оди­ночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходь­ба и маршировка с заданным направлением, с изменением тем­па, с перестроением.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе. (Муз. сопровождение — Ф.Надененко, «В тем­пе марша»[10].)

Упражнение 2. Ходьба друг за другом по лежащему на полу канату боком приставным шагом. (Муз. сопровождение — М. Робер, «Марш».)

Упражнение 3. Ходьба с остановкой на каждом шаге. (Муз. со­провождение — «Венгерская народная мелодия».)

Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад. (Муз. сопровож­дение — «Английская народная мелодия».)

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Регуляция мышеч­ного тонуса — это способность напрягать или расслаблять мышцы. Такие упражнения используются на протяжении всего курса за­нятий сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют под тихую музыку легкие движения флажками, опустив руки вниз перед со­бой; под громкую музыку дети выполняют сильные взмахи флаж­ками над головой. (Муз. сопровождение — «Польская народная мелодия».)

Упражнение 2. Двигаясь шагом по кругу, дети под громкую му­зыку выполняют определенные движения руками, например че­редуют положения рук: на пояс, в стороны, вверх, вниз, под ти­хую — останавливаются и прячут руки за спину. (Муз. сопровожде­ние — Т.Ломова, «Этюд».)

Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую — идут, выполняя взмахи руками вверх и вниз. (Муз. сопровождение — «Чешская народная мелодия».)

Упражнения на развитие дыхания. Эти упражнения способству­ют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжи­тельного, сильного и постепенного выдоха.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой си­стемы.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. Исходное положение (и.п.) — основная стойка. На сильную долю — вдох носом, на слабую — выдох ртом. (Муз. сопровождение в размере 2/4.)

Упражнение 2. «Пожар». И. п. — основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю — резкий, шумный вдох носом и дви­жения руками перед грудью, сжимающие грудную клетку; на сла­бую долю — непроизвольный выдох, руки возвращаются в и. п. (Муз. сопровождение в размере 2/4.)

Упражнение 3. «Самурай». И.п. — сидя по-турецки, руки сво­бодно лежат на коленях. Упражнение выполняется с проговарива- нием сочетаний: а-на-хат; о-хо-хам.

А — правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п.; на — левая рука вытягивается вперед, кисть в кула­ке, возврат в и.п.; хат — руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и.п.; о — правая рука через середину поднима­ется вверх, возврат в и.п.; хо — левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и. п.; хам — поднимаются и опускаются обе руки.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, раз­вивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позже под речевое сопро­вождение.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Скакалка».

Я скачу, я верчу новую скакалку.

(Кисти сжаты в кулачок, большие пальцы выполняют вращательные движе­ния.)

Захочу, научу Галю и Наталку.

(Разжимание и сжимание пальцев рук.)

Вот так, вот так посреди дорожки.

(Хлопок — кулачки, 4 раза.)

Раз вперед, раз назад и на правой ножке.

(Руки в замок, в обратный замок, правый кулачок стучит по левой ладони.)

Упражнение 2. «Зайчики и белочки».

Зайчики и белочки вышли погулять,

(Кисти в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев.)

На полянке солнечной в салочки играть.

(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.)

Выходи скорей в кружок!

(3 хлопка, кисти принимают форму шара.)

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

(Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки.)

Упражнения на развитие чувства темпа. Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включа­ются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатывают­ся два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражне­ниях на построения и перестроения: движения змейкой, цепоч­кой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, на быструю — двигаются лег­ким бегом с движением рук вверх-вниз.

Упражнения с элементами танцев. Упражнения способствуют раз­витию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы.

1- я     музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).

2- я     фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).

3- я      фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.

4- я      фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.

Упражнение 2. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.

Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.

Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».

Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с прито­пом, возвращаясь на место.

Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.

Заключительные упражнения. Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце логоритмического занятия. Ис­пользуют разные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упраж­нения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.

Глава 2

ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Упражнения на развитие фонационного дыхания. Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, про­должительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе про­износятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заклю­чительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Пример упражнения.

Упражнение «Подуем на плечо».

Подуем на плечо,

(Вдох, выдох с поворотом головы вправо.)

Подуем на другое.

(Вдох, выдох с поворотом головы влево.)

Нам солнце горячо

(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)

Пекло дневной порою.

(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)

Подуем мы на грудь

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

И грудь свою остудим.

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

Подуем мы на облака

(Вдох, выдох с круговым движением головы.)

И остановимся пока.

(Вдох, максимально длительный выдох.)

Упражнения на развитие голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и соглас­ных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ос­лаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение то­нальности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая инто­национную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. Дети сидят на стульях. Пропевание гласных зву­ков а-э-и-о-у и слогов ма-мэ-ми-мо-му по гамме с изменением силы голоса и тональности.

Упражнение 2. И. п. — сидя на стульях. Пропевание каждой сту­пени лада на слоге ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до- ми-ре) с изменением тональности.

Упражнение 3. Пропевание каждой ступени лада на слогах да, ла, ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми).

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Эти упражне­ния способствуют выработке четкого произнесения звуков, раз­витию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения глас­ных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласны­ми проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Нарисуй круг». И. п. — стоя в кругу, руки опуще­ны. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о.

Упражнение 2. «Раздвинь стены». И. п. — стоя в кругу, руки со­гнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и.

Упражнение 3. «Пловцы». И. п. — стоя в кругу, руки перед гру­дью, ладони повернуты вперед. Руки идут вперед, в стороны, вниз, одновременно произносится звук э.

Упражнение 4. «Баскетбол». И. п. — сидя по-турецки на полу, кисть ведущей руки у плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперед и вверх, проговаривая слоги ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бэ-бэ-бэ, бы-бы-бы.

Упражнение 5. «Бокс». И.п. — стоя, руки согнуты в локтях, ла­дони сжаты в кулак. Руки поочередно выбрасывают вперед, про­износя слоги да-до-ду, ба-бо-бу, на-но-ну.

Упражнения на развитие координации движений и речи. Эти уп­ражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал необхо­димо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (норма­лизация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения).

Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) сле­дует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихо­творении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Снежинки». (И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки,

(Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки.

(Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили.

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли.

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Упражнение 2. «Метели». (И. п. — основная стойка, руки опу­щены.)

Метели, метели летели, летели,

(Покачивание над головой прямыми руками.)

Стелили в долинах из снега постели,

(Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону.)

Кружились метели, звенели метели,

(Наклоны вправо и влево.)

Над лесом, над полем гудели и пели.

(Поочередное поднимание и опускание рук перед собой.)

Упражнения на развитие речевого внимания. Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и дей­ствовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят, разбежавшись по всему залу. По сигналу «Птицы летают» они начинают двигаться, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнез­да» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Пти­цы чистят свои перышки» — дети, каждый по-своему, изобража­ют движения птиц. «Птицы собирают зернышки» — дети двигают­ся по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Пти­цы пьют воду» — дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» — дети приседают и закрывают глаза.

Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две группы, одни из них — жуки, другие — шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» — первая группа свободно двигается по залу, раз­махивая руками, другая произносит звук ш. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» — первая группа произносит звук ж, вто­рая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упраж­нение повторяется несколько раз.

Пение. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диа­пазон ребенка: у детей 5 — 6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6 — 7 лет — от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

При воспитании вокальных навыков необходимо уделять боль­шое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), работе над четкой и ясной дикцией.

В мелодии песни должны быть короткие интервалы, музыкаль­ная фраза должна быть простой. Темп исполнения медленный или средний.

Текст песен подбирается с учетом коррекционной направлен­ности логопедических занятий.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения раз­вивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражне­ния проводятся на определенном речевом материале.

Пример упражнения.

Упражнение «Зайчики и белочки».

Зайчики и белочки вышли погулять,

(Кисти сжаты в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев. По 2 раза.)

На полянке солнечной в салочки играть.

(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.)

Выходи скорей в кружок!

(3 хлопка, кисти принимают форму шара.)

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

(Пальцы правой руки поочередно касаются пальцев левой руки.)

Упражнения с предметами. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие ста­тической и динамической координации движений, развитие ко­ординации движений и речи, развитие точности и пластики дви­жений.

Разучивание движений происходит вместе с речью (текст про­износят дети вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается.

Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи.

Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы.

Примеры упражнений.

Упражнение 1. «Антошка». (Проводится с палками. И.п. — ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.