|
|||
Бомарше (1732–1799)Бомарше (1732–1799)
Жизнь Бомарше напоминает приключенческий роман. Сын часовщика, начавший свою карьеру простым ремесленником, он был допущен ко двору, разбогател, стал инициатором крупных политических и финансовых операций. Бомарше снабжал оружием восставшие американские колонии, оказывал давление на короля в целях признания только что созданных Соединенных Штатов Америки. В Испании он предлагал организовать торговые компании по эксплуатации богатств Южной Америки. Во время Великой французской революции он же закупал оружие для революционной армии. И ко всему этому Бомарше – крупнейший драматург Франции XVIII века. Настоящее имя Бомарше – Пьер-Огюстен Карон. Он родился 24 января 1732 г. в Париже. Переняв от отца основы часового дела, Пьер-Огюстен начал работать самостоятельно. В 21 год он изобрел анкерный спуск для часов. До этого часы показывали время с точностью примерно до получаса. Изобретение Бомарше позволило избавить часы от этой погрешности[4] и сделать их маленькими и плоскими. Семью Карона навещал королевский часовщик Лепот. Он оценил изобретение юноши и тут же присвоил его, представив королю прекрасные плоские часы с точно таким же механизмом. Бомарше обратился в газету, описав, как все было на самом деле. Газета выступила в защиту Бомарше, потом его жалобу рассмотрела королевская Академия наук. Королевский часовщик был посрамлен и удален со своего места, а Бомарше получил приглашение к королю. Усовершенствование механизма карманных часов принесло Бомарше большую клиентуру среди высшей знати: заказчиками стали сам король Людовик XV и его фаворитка, маркиза Помпадур. Это дало Бомарше право называть себя в 1755 г. «королевским часовщиком». При дворе обнаружились и другие таланты юного часовщика. Расположив к себе своим веселым нравом королевскую семью, Бомарше, хорошо умевший играть на арфе, стал давать уроки музыки дочерям Людовика XV. Веселый, красивый, галантный, остроумный, знающий все городские и дворцовые новости, последний романс и последнюю сплетню, Пьер-Огюстен становится во дворце незаменимым человеком. В том же 1755 г. он покупает должность «контролера королевской трапезы»: в протокольном кортеже – из кухни к королевскому столу – Пьер-Огюстен шествует меж дворецким и кравчим. Необременительные обязанности контролера королевской трапезы, хотя и не дают дворянских прав, но дозволяют ношение шпаги и приносят доход куда больший, чем заработок часовщика. Вскоре Карон присваивает себе имя, звучащее совсем по-дворянски: де Бомарше – по названию небольшого владения жены, леса Марше. А в 1761 г., с помощью крупного финансиста Пари-Дюверне, которому он, воспользовавшись близостью к королевской семье, оказывает важную услугу, Бомарше покупает должность королевского секретаря и судьи по браконьерским делам в королевских угодьях, дающую ему дворянство. «Никто не осмелится», – иронически говорил он сам, – «оспаривать мое дворянство: ведь в кармане у меня лежит квитанция!» Пари-Дюверне сделал Бомарше своим компаньоном и ввел в мир финансовых дельцов. Дела Бомарше шли в гору: финансовые махинации при дворе быстро улучшили его материальное положение и позволили заняться дипломатией. Тогда же Бомарше получил должность вице-председателя суда по браконьерству. В этом суде ему приходилось судить своевольных аристократов, нарушавших законы о королевской охоте. Один эпизод из жизни Бомарше раскрывает особенности его характера, его бешеную энергию, настойчивость, показывает его умение добиваться поставленной цели и присущий ему авантюризм. Это эпизод был увековечен Гете в драме «Клавиго» (1774). По словам самого Гете, в драме «имеются места, целиком взятые из мемуаров Бомарше». В 1764 году испанский литератор Хосе Клавихо стал ухаживать за сестрой Бомарше Лизеттой, жившей в Мадриде. Клавихо обещал жениться на ней, как только получит должность королевского архивариуса. Однако, получив должность, Клавихо отказался от своего обещания. Узнав об этом, Бомарше примчался в Испанию, чтобы защитить оскорбленную сестру. Не имея знакомств в Мадриде, Бомарше, тем не менее, сумел проникнуть к испанским министрам, а потом и ко двору. Он понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения его должности королевского архивариуса. Бомарше так ославил своего противника, что тот бежал из Мадрида. Но Бомарше использовал свое пребывание в Испании не только для защиты чести сестры. Он занимался здесь всякого рода проектами: разработал планы создания французской торговой компании в Луизиане и колонизации Сьерры-Морены; написал докладную записку о предоставлении ему, Бомарше, монопольного права доставки невольников-негров во все испанские колонии; представил новый план организации снабжения продовольствием всех испанских армий. Однако все проекты Бомарше не удались, и он покинул Испанию, не вывезя из нее ничего, кроме музыкальных и театральных впечатлений. Среди многочисленных и самых разнообразных предприятий и проектов Бомарше находил время и для литературной работы. Уже в шестидесятые годы он начал писать для театра, однако его первые литературные опыты, и особенно стихотворные, были посредственны. Свою первую так называемую мещанскую драму «Евгения» Бомарше написал в 1767 году. Через три года, в 1770 году, он написал пьесу «Два друга». Обе пьесы были написаны в духе драм Дидро: добродетель торжествовала над пороком и сословными предрассудками, а герои жертвовали собой ради других. «Евгения» сопровождалась теоретическим трактатом «Очерк о серьезном драматическом жанре», в котором автор подвергнул резкой критике классицистическое искусство. Бомарше требовал от драматургов большей простоты и естественности. Он писал: «Вовсе не высокое общественное положение трагических персонажей увеличивает во мне интерес к ним, наоборот… чем ближе положение страдающего человека подходит к моему, тем сильнее его несчастье захватывает мою душу». Бомарше мечтал о литературном признании. Однако писатели-просветители не хотели принимать в свой круг придворного выскочку. Лишь разрыв отношений Бомарше с придворными кругами примирили его с литераторами. Произошло это из-за судебного процесса с наследником долголетнего компаньона Бомарше финансиста Пари-Дюверне. После своей смерти Пари-Дюверне оставил Бомарше по завещанию известную сумму денег, но его наследник, граф Лаблаш, не захотел выполнить волю покойного и обвинил Бомарше в подделке его подписи. Дело было передано в суд, и начался долголетний процесс. Поначалу суд принял сторону Бомарше, но Лаблаш обратился в высшую судебную инстанцию – в парламент, где дело попало к судье Гёзману. В это время Бомарше готовил постановку своей комедии «Севильский цирюльник», которую Театр комедии должен был сыграть на открытии масленичного карнавала в феврале 1773 г. Но накануне премьеры Бомарше был арестован полицией из-за ссоры с одним знатным грубияном и препровожден в тюрьму. «Цирюльник» тут же запретили. Бомарше дал взятку жене Гёзмана, чтобы та помогла ему встретиться с судьей. Та дважды принимала подношения от Бомарше – деньги и часы с бриллиантами, но аудиенции у Гёзмана он так и не получил. Гёзман же за большую взятку от Лаблаша доложил в палате дело таким образом, что Бомарше был признан виновным. Приговор обязывал его не только покрыть все судебные издержки, но и уплатить графу огромные суммы в виде долгов и штрафов. Лаблаш тут же добился, чтобы имущество Бомарше, все еще находившегося под арестом, описали. Разорение было неминуемым. Парламентские чиновники полагали, что они без труда справятся с Бомарше. Они рассчитывали, что судебный процесс останется окружен тайной. Но Бомарше разрушил их планы: он тут же предал всю историю со взятками широчайшей огласке. Гёзман подал в суд за клевету. Его поддерживали парламент, газеты и даже один романист. У Бомарше же была масса врагов и не было даже адвоката. Зато у него было беспощадное оружие – остроумное, бичующее слово, рождающее смех, который и сделал общественное мнение его союзником в борьбе за достоинство и честное имя. Бомарше стал публиковать свои знаменитые разоблачительные «Мемуары», выпуск которых продолжался на протяжении 1773–1774 гг. Остроумная и язвительная книга Бомарше имела огромный успех в самых широких читательских кругах. Сила и убедительность «Мемуаров» была не только в их документальности, неопровержимости подробно изложенных фактов, но и в мастерстве полемики, которую писатель вел с судейскими крючкотворцами. Простым, легким языком, смело и образно раскрывалась в «Мемуарах» порочность всей французской системы судопроизводства. Анекдот о 15 луидорах, не возвращенных госпожой Гёзман, превратился в обвинительный приговор прогнившей судебной машине. «Я прочел четвертый мемуар Бомарше», – писал Вольтер, – «и до сих пор не могу опомниться; ничто еще никогда не производило на меня такого впечатления; я не знаю комедии более забавной, трагедии более трогательной, истории, рассказанной лучше, и, главное, каверзного дела, изложенного яснее. Я не видел никогда ничего смелее, сильнее, комичнее, интереснее, сокрушительнее для противника, чем “Мемуары” Бомарше. Он бьется зараз с десятью или двенадцатью врагами и повергает их на землю с такой же легкостью, как в фарсе Арлекин-дикарь колотит целый отряд полицейских». Парламент был поставлен в весьма затруднительное положение, когда ему пришлось наконец вынести решение по делу Бомарше. Оправдать его значило признать справедливым сделанные им разоблачения. Обвинить же Бомарше было небезопасно из-за огромного резонанса, который получило его дело. После долгих размышлений решили вынести «порицание» одновременно Бомарше и жене Гёзмана. Однако чтение судебного приговора было встречено негодующими криками толпы. Бомарше стал героем дня. Народ встречал его появление на улице аплодисментами. В самый день объявления приговора Бомарше навестил глава фрондирующей придворной партии, принц Конти, который назвал его «великим гражданином» и пригласил к себе на обед. Примеру принца последовали многие придворные. Самолюбие Бомарше могло быть удовлетворено, однако запрет на постановку «Цирюльника» продолжал действовать, да и описанным имуществом Бомарше распоряжаться не мог. Тем не менее, это был триумф. Бомарше стал самым популярным человеком в Париже. В его лице все третье сословие Франции[5] праздновало победу над монархическими порядками. В этой ситуации король счел разумным приблизить к себе прославившегося героя. Он отослал Бомарше в Лондон, дав щекотливое дипломатическое поручение, с которым тот справился с честью. В качестве награды король обещал Бомарше лично ходатайствовать перед парламентом о прекращении судебного дела и возвращении описанного имущества. Но внезапная смерть Людовика XV помешала выполнить это намерение. Новому королю, Людовику XVI, тоже вскоре понадобилась дипломатическая ловкость Бомарше в улаживании разного рода скандальных дел королевской семьи. Выполняя тайные поручения монарха, Бомарше разъезжает по всей Европе, подчас попадая в рискованные авантюры. В придворных кругах о нем складываются весьма противоречивые мнения, вокруг его имени плетутся интриги. Но король благоволит Бомарше. Наконец, во время масленичного карнавала 1775 г. приходит разрешение ставить «Севильского цирюльника» в Театре комедии.
|
|||
|