Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бомарше (1732–1799)



Бомарше (1732–1799)

 

Жизнь Бомарше напоминает приключенческий роман. Сын часовщика, начавший свою карьеру простым ремесленником, он был допущен ко двору, разбогател, стал инициатором крупных политических и финансовых операций. Бомарше снабжал оружием восставшие американские колонии, оказывал давление на короля в целях признания только что созданных Соединенных Штатов Америки. В Испании он предлагал организовать торговые компании по эксплуатации богатств Южной Америки. Во время Великой французской революции он же закупал оружие для революционной армии. И ко всему этому Бомарше – крупнейший драматург Франции XVIII века.

Настоящее имя Бомарше – Пьер-Огюстен Карон. Он родился 24 января 1732 г. в Париже. Переняв от отца основы часового дела, Пьер-Огюстен начал работать самостоятельно. В 21 год он изобрел анкерный спуск для часов. До этого часы показывали время с точностью примерно до получаса. Изобретение Бомарше позволило избавить часы от этой погрешности[4] и сделать их маленькими и плоскими.

Семью Карона навещал королевский часовщик Лепот. Он оценил изобретение юноши и тут же присвоил его, представив королю прекрасные плоские часы с точно таким же механизмом.

Бомарше обратился в газету, описав, как все было на самом деле. Газета выступила в защиту Бомарше, потом его жалобу рассмотрела королевская Академия наук. Королевский часовщик был посрамлен и удален со своего места, а Бомарше получил приглашение к королю.

Усовершенствование механизма карманных часов принесло Бомарше большую клиентуру среди высшей знати: заказчиками стали сам король Людовик XV и его фаворитка, маркиза Помпадур. Это дало Бомарше право называть себя в 1755 г. «королевским часовщиком».

При дворе обнаружились и другие таланты юного часовщика. Расположив к себе своим веселым нравом королевскую семью, Бомарше, хорошо умевший играть на арфе, стал давать уроки музыки дочерям Людовика XV.

Веселый, красивый, галантный, остроумный, знающий все городские и дворцовые новости, последний романс и последнюю сплетню, Пьер-Огюстен становится во дворце незаменимым человеком. В том же 1755 г. он покупает должность «контролера королевской трапезы»: в протокольном кортеже – из кухни к королевскому столу – Пьер-Огюстен шествует меж дворецким и кравчим. Необременительные обязанности контролера королевской трапезы, хотя и не дают дворянских прав, но дозволяют ношение шпаги и приносят доход куда больший, чем заработок часовщика.

Вскоре Карон присваивает себе имя, звучащее совсем по-дворянски: де Бомарше – по названию небольшого владения жены, леса Марше.

А в 1761 г., с помощью крупного финансиста Пари-Дюверне, которому он, воспользовавшись близостью к королевской семье, оказывает важную услугу, Бомарше покупает должность королевского секретаря и судьи по браконьерским делам в королевских угодьях, дающую ему дворянство. «Никто не осмелится», – иронически говорил он сам, – «оспаривать мое дворянство: ведь в кармане у меня лежит квитанция!»

Пари-Дюверне сделал Бомарше своим компаньоном и ввел в мир финансовых дельцов. Дела Бомарше шли в гору: финансовые махинации при дворе быстро улучшили его материальное положение и позволили заняться дипломатией. Тогда же Бомарше получил должность вице-председателя суда по браконьерству. В этом суде ему приходилось судить своевольных аристократов, нарушавших законы о королевской охоте.

Один эпизод из жизни Бомарше раскрывает особенности его характера, его бешеную энергию, настойчивость, показывает его умение добиваться поставленной цели и присущий ему авантюризм. Это эпизод был увековечен Гете в драме «Клавиго» (1774). По словам самого Гете, в драме «имеются места, целиком взятые из мемуаров Бомарше».

В 1764 году испанский литератор Хосе Клавихо стал ухаживать за сестрой Бомарше Лизеттой, жившей в Мадриде. Клавихо обещал жениться на ней, как только получит должность королевского архивариуса. Однако, получив должность, Клавихо отказался от своего обещания. Узнав об этом, Бомарше примчался в Испанию, чтобы защитить оскорбленную сестру. Не имея знакомств в Мадриде, Бомарше, тем не менее, сумел проникнуть к испанским министрам, а потом и ко двору. Он понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения его должности королевского архивариуса. Бомарше так ославил своего противника, что тот бежал из Мадрида.

Но Бомарше использовал свое пребывание в Испании не только для защиты чести сестры. Он занимался здесь всякого рода проектами: разработал планы создания французской торговой компании в Луизиане и колонизации Сьерры-Морены; написал докладную записку о предоставлении ему, Бомарше, монопольного права доставки невольников-негров во все испанские колонии; представил новый план организации снабжения продовольствием всех испанских армий. Однако все проекты Бомарше не удались, и он покинул Испанию, не вывезя из нее ничего, кроме музыкальных и театральных впечатлений.

Среди многочисленных и самых разнообразных предприятий и проектов Бомарше находил время и для литературной работы. Уже в шестидесятые годы он начал писать для театра, однако его первые литературные опыты, и особенно стихотворные, были посредственны. Свою первую так называемую мещанскую драму «Евгения» Бомарше написал в 1767 году. Через три года, в 1770 году, он написал пьесу «Два друга». Обе пьесы были написаны в духе драм Дидро: добродетель торжествовала над пороком и сословными предрассудками, а герои жертвовали собой ради других.

«Евгения» сопровождалась теоретическим трактатом «Очерк о серьезном драматическом жанре», в котором автор подвергнул резкой критике классицистическое искусство. Бомарше требовал от драматургов большей простоты и естественности. Он писал: «Вовсе не высокое общественное положение трагических персонажей увеличивает во мне интерес к ним, наоборот… чем ближе положение страдающего человека подходит к моему, тем сильнее его несчастье захватывает мою душу».

Бомарше мечтал о литературном признании. Однако писатели-просветители не хотели принимать в свой круг придворного выскочку. Лишь разрыв отношений Бомарше с придворными кругами примирили его с литераторами. Произошло это из-за судебного процесса с наследником долголетнего компаньона Бомарше финансиста Пари-Дюверне.

После своей смерти Пари-Дюверне оставил Бомарше по завещанию известную сумму денег, но его наследник, граф Лаблаш, не захотел выполнить волю покойного и обвинил Бомарше в подделке его подписи. Дело было передано в суд, и начался долголетний процесс.

Поначалу суд принял сторону Бомарше, но Лаблаш обратился в высшую судебную инстанцию – в парламент, где дело попало к судье Гёзману.

В это время Бомарше готовил постановку своей комедии «Севильский цирюльник», которую Театр комедии должен был сыграть на открытии масленичного карнавала в феврале 1773 г. Но накануне премьеры Бомарше был арестован полицией из-за ссоры с одним знатным грубияном и препровожден в тюрьму. «Цирюльник» тут же запретили.

Бомарше дал взятку жене Гёзмана, чтобы та помогла ему встретиться с судьей. Та дважды принимала подношения от Бомарше – деньги и часы с бриллиантами, но аудиенции у Гёзмана он так и не получил. Гёзман же за большую взятку от Лаблаша доложил в палате дело таким образом, что Бомарше был признан виновным.

Приговор обязывал его не только покрыть все судебные издержки, но и уплатить графу огромные суммы в виде долгов и штрафов. Лаблаш тут же добился, чтобы имущество Бомарше, все еще находившегося под арестом, описали. Разорение было неминуемым. Парламентские чиновники полагали, что они без труда справятся с Бомарше. Они рассчитывали, что судебный процесс останется окружен тайной.

Но Бомарше разрушил их планы: он тут же предал всю историю со взятками широчайшей огласке. Гёзман подал в суд за клевету. Его поддерживали парламент, газеты и даже один романист. У Бомарше же была масса врагов и не было даже адвоката. Зато у него было беспощадное оружие – остроумное, бичующее слово, рождающее смех, который и сделал общественное мнение его союзником в борьбе за достоинство и честное имя. Бомарше стал публиковать свои знаменитые разоблачительные «Мемуары», выпуск которых продолжался на протяжении 1773–1774 гг.

Остроумная и язвительная книга Бомарше имела огромный успех в самых широких читательских кругах. Сила и убедительность «Мемуаров» была не только в их документальности, неопровержимости подробно изложенных фактов, но и в мастерстве полемики, которую писатель вел с судейскими крючкотворцами. Простым, легким языком, смело и образно раскрывалась в «Мемуарах» порочность всей французской системы судопроизводства. Анекдот о 15 луидорах, не возвращенных госпожой Гёзман, превратился в обвинительный приговор прогнившей судебной машине.

«Я прочел четвертый мемуар Бомарше», – писал Вольтер, – «и до сих пор не могу опомниться; ничто еще никогда не производило на меня такого впечатления; я не знаю комедии более забавной, трагедии более трогательной, истории, рассказанной лучше, и, главное, каверзного дела, изложенного яснее. Я не видел никогда ничего смелее, сильнее, комичнее, интереснее, сокрушительнее для противника, чем “Мемуары” Бомарше. Он бьется зараз с десятью или двенадцатью врагами и повергает их на землю с такой же легкостью, как в фарсе Арлекин-дикарь колотит целый отряд полицейских».

Парламент был поставлен в весьма затруднительное положение, когда ему пришлось наконец вынести решение по делу Бомарше. Оправдать его значило признать справедливым сделанные им разоблачения. Обвинить же Бомарше было небезопасно из-за огромного резонанса, который получило его дело. После долгих размышлений решили вынести «порицание» одновременно Бомарше и жене Гёзмана. Однако чтение судебного приговора было встречено негодующими криками толпы.

Бомарше стал героем дня. Народ встречал его появление на улице аплодисментами. В самый день объявления приговора Бомарше навестил глава фрондирующей придворной партии, принц Конти, который назвал его «великим гражданином» и пригласил к себе на обед. Примеру принца последовали многие придворные.

Самолюбие Бомарше могло быть удовлетворено, однако запрет на постановку «Цирюльника» продолжал действовать, да и описанным имуществом Бомарше распоряжаться не мог. Тем не менее, это был триумф. Бомарше стал самым популярным человеком в Париже. В его лице все третье сословие Франции[5] праздновало победу над монархическими порядками.

В этой ситуации король счел разумным приблизить к себе прославившегося героя. Он отослал Бомарше в Лондон, дав щекотливое дипломатическое поручение, с которым тот справился с честью. В качестве награды король обещал Бомарше лично ходатайствовать перед парламентом о прекращении судебного дела и возвращении описанного имущества. Но внезапная смерть Людовика XV помешала выполнить это намерение.

Новому королю, Людовику XVI, тоже вскоре понадобилась дипломатическая ловкость Бомарше в улаживании разного рода скандальных дел королевской семьи. Выполняя тайные поручения монарха, Бомарше разъезжает по всей Европе, подчас попадая в рискованные авантюры. В придворных кругах о нем складываются весьма противоречивые мнения, вокруг его имени плетутся интриги. Но король благоволит Бомарше. Наконец, во время масленичного карнавала 1775 г. приходит разрешение ставить «Севильского цирюльника» в Театре комедии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.