|
|||
Дени Дидро (1713–1784). Монахиня» (1760, изд. в 1796 г.)Дени Дидро (1713–1784)
Сын ремесленника, Дени Дидро получил образование в колледже иезуитов. Учился в Парижском универститете. Сначала он выбрал юридическую специальность, но затем решил стать писаталем. В течение четверти века Дидро, вместе с Жаном д’Аламбером, стоял во главе грандиозного предприятия – написания и издания знаменитой «Энциклопедии» просветителей. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусства и ремесел» состояла из 35 томов (включая 11 справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). К написанию «Энциклопедии» были привлечены крупнейшие ученые, философы, писатели, художники и музыканты того времени. Участвовали в работе над «Энциклопедией» и Вольтер с Руссо. «Энциклопедия» обобщила сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в., и сделала их доступными народу. При этом ее авторы выступали за неотчуждаемые права личности, за народное представительство, против привилегированных сословий, против церкви и иезуитов. В статьях «Энциклопедии» рассказывалось о задавленных налогами и барщиной крестьянах и т. д. В 1751 г. вышли два первых тома энциклопедии. В 1752 г. под давлением церкви они были запрещены. Однако затем опубликование следующих томов «Энциклопедии» продолжилось и длилось вплоть до 1780 г.
«Монахиня» (1760, изд. в 1796 г.) Одним из трех наиболее выдающихся художественных произведений самого Дидро стал роман «Монахиня». Это яркое антиклерикальное произведение. Замысел «Монахини» вызревал постепенно под влиянием разоблачений тайн, скрытых за монастырскими стенами, в том числе случаев дикого изуверства. Эти разоблачения стали особенно громкими в конце 50-х годов XVIII века, во время очередного столкновения между сторонниками официальной римско-католической церкви и янсенистами. Монастырский быт стал предметом общественного обсуждения, в котором Дидро принял самое активное участие. «Сначала увидеть, потом писать», – вот подлинные слова Дидро. И роман «Монахиня» наполнен жизненной достоверностью описанного. Надо сказать, что родная сестра Дидро была монахиней и сошла с ума. У брата, надевшего священническую сутану, резко изменился приветливый прежде характер. Возлюбленная д’Аламбера, мадемуазель де Леспинас, бежала из монастыря. Да и сам автор «Монахини» тоже не впустую побывал в стенах иезуитского колледжа. Непосредственным побудительным толчком к написанию «Монахини» послужила история некоей Маргариты Деламар, которая попала в монастырь после скандального расторжения брака, под угрозой исправительного дома для женщин легкого поведения. Оставшись единственной наследницей родительского состояния, она возбудила судебное дело о расторжении обета бедности и выходе из монастыря. Суд отказал в иске, битва за наследство была проиграна и Маргарита пожизненно осталась в обители. Главную героиню романа «Монахиня» Сюзанну Симонен пытаются лишить полагающейся ей части наследства и вопреки воле отправляют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова. Природа создала ее для жизни. Общество же насильно обрекает ее на отречение от жизни. «Я ненавижу затворничество, я ненавижу его и чувствую, что буду ненавидеть всегда. Я не смогу стать рабой всего того вздора, который заполняет день монастырской отшельницы: он соткан из пустых ребяческих выходок, которые я презираю. Я бы примирилась с ними, если бы только могла. Сотни раз я пыталась переломить себя, но это оказывалось свыше моих сил. Я завидовала счастливому недомыслию моих товарок, я просила о нем у бога, но тщетно: бог не хочет даровать мне его. Я все делаю плохо, говорю не то, что нужно; отсутствие призвания чувствуется во всех моих поступках. Это видит каждый. Я то и дело оскорбляю устои монашеской жизни, мою непригодность к ней называют гордыней, меня стараются унизить, число провинностей и наказаний вырастает до бесконечности, и целый день я мысленно измеряю высоту стен», – пишет героиня. В монастыре Сюзанна сталкивается с такими издевательствами и патологическими извращениями, которые редко встретишь в жизни. Дидро полагает, что «такая ломка человеческой природы приводит к извращенным страстям, тем более необузданным, чем более они противоестественны. Это своего рода безумие». В произведении Дидро героиня в конце концов бежит из монастыря и скитается в страхе быть пойманной и в слабой надежде на спасение. Монастырь в романе вырастает в грандиозный символ извращённой цивилизации. Развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства XVIII столетия присутствует и в повести-диалоге Дидро «Племянник Рамо», и в романе «Жак-фаталист».
|
|||
|