Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Простодушный» (1767)



«Простодушный» (1767)

Главный герой второй повести Вольтера – Простодушный. Сын канадского француза, после смерти родителей воспитанного индейцами-гуронами, он случайно попадает во Францию. Не испорченный условностями цивилизации, Простодушный думает и действует в соответствии со своим разумом. Это воплощение «естественного человека», идеал которого воспел к тому времени Руссо. Вольтер поправляет Руссо, смягчает его крайности, его запальчивые отрицания благотворных черт культуры.

Еще не имея образования, Простодушный оказывается умнее и мудрее тех, кого встречает, приехав в Европу. Он попадает в дом своего дяди-приора, где знакомится с Библией. Простодушный, сам того не ведая, разоблачает нелепости и несообразности Священного писания и христианских обрядов: «Каждый день, как я замечаю, творится у вас тут бесчисленное множество таких вещей, о которых ничего не сказано в вашей книге, и не выполняется ровно ничего из того, что там написано».

Борясь за свою любовь, Простодушный попадает в Бастилию. Его сокамерником оказывается образованный и благородный янсенист[3] Гордон, имевший в камере небольшую библиотеку. Гордон помогает Простодушному понять устройство западного общества. Тот много читает, и ум его развивается: «Чтение возвышает душу, а просвещенный друг ее успокаивает. Наш пленник имел оба эти блага, спасительного действия которых прежде и не подозревал. “Я, говорил он, готов уверовать в переселение душ, видя, как явно сам превращаюсь из зверя в человека”».

Простодушный изучает историю западного мира. Дикарь становится судьей цивилизации:

 «Он прочел также несколько исторических сочинений. Под впечатлением их мир казался ему крайне жалким и ничтожным. История, воистину, не что иное, как картина несчастий и преступлений. Она никогда не изображает толпу тех мирных, безобидных людей, из которых состоит большинство человечества. Герои ее – развращенные властолюбцы. Можно смело сказать, что история, подобно трагедии, бывает интересна лишь в том случае, если изображает неистовые страсти, беды и преступления. Музу Клио следовало бы вооружить кинжалом, как Мельпомену.

История Франции изобилует ужасами не менее всякой другой. Но Простодушный не нашел ее даже интересной. Начало казалось ему отвратительным, середина – сухой, а конец – ничтожным, не исключая даже эпохи Генриха IV. Полное отсутствие в ней каких-либо великих дел и тех блестящих открытий, какими прославились другие нации, произвело на него впечатление такой скуки, что он должен был принудить себя насильно дочитать описание этих темных дел, совершавшихся в маленьком уголке вселенной».

Повесть заканчивается смертью возлюбленной Простодушного, которая пожертвовала своей честью ради того, чтобы спасти любимого из Бастилии.

В 1760-е годы приобретает особенно большой размах общественная деятельность Вольтера. В 1762 году в Тулузе по инициативе церковных властей было возбуждено судебное дело против протестанта Жана Каласа, обвиненного в убийстве сына, якобы за то, что тот собирался перейти в католичество. Процесс велся с нарушением всех юридических норм, привлекались лжесвидетели, обвиняемый был подвергнут жестоким пыткам, но так и не признал себя виновным. Тем не менее по приговору суда он был четвертован, а тело его было сожжено.

Вольтер долго собирал материалы для пересмотра дела, привлек к нему авторитетных юристов, обратил внимание всего мира на этот процесс. Пересмотр дела Каласа, закончившийся его посмертной реабилитацией и возвращением прав его семье, превратился в обличение религиозного фанатизма и судебного произвола.

Почти одновременно в той же Тулузе было возбуждено аналогичное дело против другого протестанта – Сирвена, которому вовремя удалось бежать из города и спастись от расправы. Вольтер добился оправдания и в этом случае.

Третий процесс обрушился на молодого человека – кавалера де Ла Барра, обвиненного в осквернении святынь и в атеизме. В качестве одной из улик фигурировал найденный у него «Философский словарь» Вольтера. Ла Барра казнили, предварительно вырвав ему язык.

С 60-х гг. лозунгом Вольтера, которым он начинал все свои письма, стал: «Раздавите гадину!» (то есть католическую церковь). Известны его выступления против судебного произвола и беззакония и в ряде других процессов.

После смерти Людовика XV у многих современников возникли иллюзорные надежды на более либеральное правление его преемника. Весной 1778 года Вольтер приехал в Париж. Его ожидал настоящий триумф. Толпы народа встречали его карету с цветами, в театре Французской Комедии он присутствовал на представлении своей последней трагедии «Ирена», актеры увенчали его бюст лавровым венком. Через несколько дней Вольтер умер.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.