Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология счастья Майкл Аргайл 18 страница



проектов. Он установил, что удовлетворенность жизнью выше, а отрицательные эмоции слабее, когда человек полагает вероятным будущий успех. Желательно, чтобы цели носили реалистичный характер, хотя прежде всего надо их определить и выбрать значимые занятия. Это важно, потому что все они входят в представление человека о себе и способствуют повышению его самооценки.

Ресурсы

Благодаря наличию тех или иных ресурсов некоторые вещи становятся более возможными, а достижение целей облегчается. Под ресурсами понимаются деньги, социальная поддержка, социальные навыки и власть. Выше мы рассматривали пользу социальных отношений — их ценность, например, в качестве ресурсов, обеспечивающих социальную поддержку.

Как ресурсы следует рассматривать и личностные качества. Исследование Кэмп-белла с соавторами (СатрЬеП е1 а1., 1976) показало, что интеллект в некоторой степени коррелирует со счастьем (на уровне 0,13), и это, вероятно, обусловлено влиянием принадлежности к социальному классу или родом занятий. Физическая привлекательность в этом смысле более значима (по крайней мере, среди молодых женщин): она способствует большей популярности у противоположного пола — у преподавателей и работодателей, что содействует карьерному росту (Аг§у1е, 1994).

Очень большое значение имеют социальные навыки. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) обнаружили, что экстраверты счастливее благодаря уверенности в себе, а позже было установлено: счастье связано с готовностью к сотрудничеству, лидерскими качествами и гетеросексуальными навыками (Аг§у1е е1 а1., 1995). Они позволяют вступать в предпочитаемые нами отношения с другими людьми. Индивиды, испытывающие в общении трудности или недостаток социальных навыков, часто живут в социальной изоляции и одиночестве.

Однако Динер и Фуджита (О1епег & Рщ'ка, 1995) считают: ресурсы влияют на благополучие лишь в том случае, когда они соответствуют целям индивида. Например, деньги способствуют ощущению благополучия тех индивидов, кто стремится к обогащению.

Влияние возраста

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 000 человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом (см., напр., Сап1п1,1965), причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (\УогЫ УаЬез 5ик1у Сгоир, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Сходным образом с возрастом повышается и удовлетворенность работой (Ка11еЬег§ & Ьозсоссо, 1983). Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми. Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протя-

Влияние возраста 187

жении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (НеЬоп & ЬоЬпеп, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались, начиная с 27-летнего возраста до достижения 52 лет. Ученые воспользовались Тестом на индивидуальность (АсЦесНуе Скеск Ьгз(). Как видно из рис. 10.3, в период между 27 и 43 годами наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций. У мужчин выявлена та же закономерность. Данное исследование является уникальной демонстрацией того, насколько возраст влияет на положительные эмоции.

Рис. 10.3. Средние уровни положительной эмоциональности, отрицательной эмоциональности и ощущаемых ограничений у женщин (Л/ = 80) в разном возрасте. Источник: Не1зоп & 1огтеп, 1998

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожек и Коланц (Мгосгак & Ко1апг, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели, причем прочие переменные удерживались на неизменном уровне. Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается при таком методе измерения только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

В ряде исследований оценивались также степень удовлетворенности разными сферами жизни и ее взаимосвязь с возрастом. Например — работа Батта и Бейсера (Вии & Ве1зег, 1987), в которой участвовало 13 858 человек из 13 стран.

• Доход, равно как и удовлетворенность им, с возрастом увеличивается; объем свободных денежных средств повышается, когда дети становятся взрослыми, однако уменьшается у большинства людей после выхода на пенсию.

• Здоровье с возрастом ухудшается, особенно это заметно в глубокой старости.

• Социальные отношения. Удовлетворенность этой сферой у жителей большинства стран с возрастом растет, однако удовлетворенность браком у многих, наоборот, понижается, если отмечаются два негативных момента: когда дети еще очень малы и когда они вступают в подростковый возраст.

• Удовлетворенность работой достигает наивысших значений в группах людей среднего возраста, — к такому выводу пришли Батт и Бейсер. Другие ис-

188 Глава 10. Личность, возраст и пол

следования, однако, показывают повышение этого показателя с возрастом (Ка11еЬег§ & Ьозсоссо, 1983). Выход на пенсию, естественно, приводит у большинства людей к утрате удовлетворенности, получаемой от работы.

• Досуг. С возрастом люди меньше занимаются физкультурой и многими другими видами активного досуга. Пожилые реже ходят на вечеринки, менее популярны у них и другие формы приятного времяпрепровождения на людях. Среди представителей старшего возраста основной разновидностью физических упражнений являются прогулки. Они больше смотрят телевизор и читают.

• Физическая привлекательность имеет для благополучия умеренное значение, правда, для женщин этот фактор достаточно важен. Однако с возрастом роль внешней привлекательности неизбежно ослабевает.

• Религия оказывает относительно небольшое влияние на благополучие. Более важна она для пожилых людей, и с возрастом растет удовлетворенность этой сферой жизни.

• Страх старости с возрастом усиливается, и этот фактор служит причиной низкого субъективного благополучия (Иеттаск & КоЯ, 1984). Отчасти это боязнь ухудшения здоровья и потери привлекательности, страх одиночества и смерти.

Чем объяснить эти возрастные изменения? Для начала следует отметить, что исследования (подобные тому, результаты которого приведены на рис. 10.3) показывают: именно возраст, а не исторические или культурные изменения в обществе оказывает существенное влияние на жизнь человека. Раньше считалось, будто с возрастом эмоциональность снижается. Выше же отмечается: положительные эмоции с возрастом усиливаются, тогда как отрицательные — уменьшаются. Если с возрастом, по утверждениям некоторых исследователей, повышается удовлетворенность жизнью, это вызвано, очевидно, уменьшением разрыва между желаниями человека и его достижениями. К такому выводу, касающемуся желательных жилищных условий и соседского окружения, пришли Кэмпбелл и соавторы (Сатр-Ье11 е1 а1., 1976).

Обусловлены ли полученные результаты истинными различиями в условиях жизни, которые отмечаются в разном возрасте? Исследователи показали, что у людей старшего возраста качество жизни хуже по нескольким аспектам: у некоторых снижается уровень финансовой обеспеченности (хотя с возрастом снижаются и требования к благосостоянию), хуже здоровье, часто это овдовевшие или разведенные люди. И при этом с возрастом повышается удовлетворенность — даже материальными условиями жизни и взаимоотношениями с другими людьми (Вии & Ве1зег, 1987).

Вероятно, с возрастом люди каким-то образом адаптируются или «прилаживаются» к своему положению. Это происходит благодаря способности регулировать собственные приятные переживания, выбирая людей и ситуации, которые вызывают позитивный эмоциональный настрой (В1епег & 5иЬ, 1997Ь; Мгосгаск & Ко1апг, 1998). Выше нами была рассмотрена такого рода взаимосвязь между личностными особенностями и ситуациями.

Тендерные различия 189

Тендерные различия

Вопросу тендерных различий в ощущении счастья посвящено множество работ. Вуд и соавторы (\УЪоо! еС а1., 1989) провели мета- нализ 93 исследований, в основном проводившихся в США. Ученые обнаружили, что в среднем женщины несколько счастливее мужчин (ненамного: 7% стандартного отклонения), испытывают чуть больше положительных эмоций (тоже 7%) и более удовлетворены жизнью (3%). Однако в ряде изысканий на тему «общей оценки» самые позитивные установки выказали, наоборот, мужчины. Несколько сильнее проявлялся этот в целом незначительный положительный эффект у людей, состоящих в браке (8%). Как было показано выше, с возрастом мужчины становятся счастливее женщин.

Гораздо сильнее оказывается влияние половой принадлежности на депрессию, тревогу и отрицательные эмоции в целом. У женщин вероятность возникновения депрессии вдвое выше, чем у мужчин; на 50% чаще они страдают от тревоги или невроза, испытывают больше негативных эмоций в повседневной жизни. Эти различия тендерного плана не столь заметны у представителей этнических и традиционных культур (Мо1еп-Ноекзета & Кл151дп§, 1999). Указанная дифференциация не противоречит в целом показателям более высокого уровня счастья у женщин, так как страдающие от депрессии в ее клинической форме составляют от общего числа лишь незначительную долю.

Женщины испытывают более сильные, чем мужчины, эмоции — как положительные, так и отрицательные. Динер и соавторы (О1епег е4 а1., 1985) установили: средняя интенсивность эмоций по шкале от 1 до 6 составляет 4,34 балла у женщин и 3,88 — у мужчин. Это можно объяснить тем, что социализация учит первых активнее выражать свои чувства. Вероятно также, что женщины более вовлечены в социальные отношения.

Немало внимания уделяется и тому, почему у женщин наблюдается повышенная депрессивность. Выдвигается следующее предположение: это обусловлено сексуальной и физиологической жестокостью по отношению к женщинам или же свойственным им высоким уровнем эмпатии, что заставляет их быть более отзывчивыми на горе других людей. Еще одно возможное толкование базируется на присущем женщинам стиле преодоления стресса: они, как выяснила Нолен-Хоуксема (Ыо1еп-Ноекзета, 1991), предпочитают размышлять о негативных событиях. Исследователь задавала респондентам следующий вопрос: «Что вы делаете, когда чувствуете себя подавленно?» Женщины чаще всего в такой ситуации предпочитают выплакаться или излить душу друзьям, — это так называемое «пережевывание» проблем, способ копинга (преодоления стресса), который лишь усугубляет тяжелое положение. Подобное наблюдение противоречит традиционной теории, согласно которой катарсис в терапевтических целях благотворно влияет на людей.

Мужчины в состоянии депрессии чаще прибегают к физической активности, например, бегают или играют в сквош. Эти занятия отвлекают от неурядиц и весьма полезны: физкультура заряжает хорошим настроением. Другой способ решить проблему — выпить с приятелями.

У людей разного пола и разные источники счастья. Большее значение для мужчин имеет работа и экономическая удовлетворенность, для них также важно быть

190 Глава 10. Личность, возрасти пол

довольными собой. Для женщин значимы дети и здоровье членов семьи, они также самокритичнее. Для мужчин высокий рост — хорошо; для женщин это вовсе не так, даже если их рост не слишком отклоняется от среднего (5 футов 8 дюймов1). Для женщин чрезвычайно важна внешняя привлекательность и огромной проблемой является излишний вес. Перешагнув возраст в 45, они рассматриваются часто как уже не столь привлекательные, что служит для многих из них источником неудовлетворенности.

Степень тендерных различий неодинакова в разных культурах. В Тайване счастье мужчины зависит, главным образом, от его удовлетворенности работой, тогда как счастье женщины — от удовлетворенности семейной жизнью и счастья членов семьи (Ьи, 2000).

Выводы

Мы можем говорить о существовании счастливых людей в том смысле, что показатели счастья весьма устойчивы во времени, а различные аспекты субъективного благополучия взаимосвязаны. Исследования с привлечением близнецов свидетельствуют и о существовании генетической основы этих свойств. Счастье, и особенно позитивные эмоции, сильно коррелирует с экстраверсией, а негативные эмоции — с нейротизмом. Это обусловлено тем, что экстраверты чутче реагируют на вознаграждения, а невротики чувствительнее к наказанию. Одни стремятся пережить какую-то ситуацию, а вторые склонны избегать ее. Положительные эмоции менее стабильны, чем негативные, на них сильнее воздействуют ситуационные факторы.

Наблюдается корреляция благополучия с разнообразными когнитивными аспектами личности. Их следует рассматривать как составляющие первого, понимаемого широко. В этом специфика подхода Риффа. Сильная взаимосвязь обнаружена между счастьем и внутренним контролем, самооценкой, оптимизмом и наличием цели в жизни. Последнее характеризуется неуклонным стремлением к целям, которые носят реалистичный характер и для достижения которых человек обладает нужными ресурсами.

Некоторые исследователи считают, что личностные особенности в большей степени определяют уровень счастья, чем принадлежность к расе, социальному классу, денежный фактор, социальные отношения, работа, досуг, религия и прочие переменные внешней среды (Б1епег е! а1., 1999). Мы изучили основную часть этих переменных ранее и пришли к выводу, что некоторые из них оказывают'достаточно сильное влияние на ощущение счастья.

Личностные особенности сказываются на ощущении счастья вместе с внешними факторами. Личность взаимодействует с ситуацией в том смысле, что определенный тип людей больше реагирует на приятные обстоятельства, а счастье достигается благодаря самостоятельному выбору и регулированию ситуаций и отношений. Известно также, что отличающиеся социальной тревожностью или недостаточно

Примерно 1 м 70 см. — Примеч. ред.

Выводы -|д-|

развитыми социальными навыками избегают многих ситуаций, которые другие люди находят доставляющими удовольствие.

С возрастом удовлетворенность и положительные эмоции несколько усиливаются, а отрицательные — сглаживаются (в обоих случаях это более выражено у мужчин). Такие изменения наблюдаются, несмотря на снижение дохода и ухудшение состояния здоровья у пожилых людей. Вероятно, подобный феномен обусловлен их умением приспособиться к своему положению.

Тендерные различия в уровне счастья незначительны, хотя женщины все же несколько счастливее мужчин, даже при том, что чаще страдают от депрессии. Они переживают более сильные эмоции.

ГЛАВА 11

Религия

Введение

В этой главе рассматривается, насколько сильно религия влияет на ощущение счастья и какие ее составляющие создают данный эффект. Также интересно проследить, какие группы людей в наибольшей мере пользуются предоставляемыми ею преимуществами и с какими факторами благополучия она связана.

Общие исследования проблемы счастья

Исследования общего плана показывают, что религия вполне определенно, хотя и достаточно слабо влияет на ощущение счастья. Считается, что направленность воздействия именно такова, — нет причин ожидать, что счастливые люди обратятся к религии. Инглхарт (1п§1еЬаг1,1990), используя результаты ряда исследований «Ев-робарометра», которые охватили 14 европейских стран (совокупный объем выборки составил 163 000 человек), установил, что 85% из посещающих церковь раз или более в неделю «очень довольны жизнью»; среди бывающих в церкви лишь время от времени таковых оказалось 82%, а среди тех, кто туда вообще не ходит, — 77%.

Уиттер и соавторы (\У1г.1ег еС а1., 1985) провели метаанализ 56 американских исследований и выявили сходные позитивные (хотя и достаточно умеренные) показатели. Корреляция между мерой религиозных верований и степенью благополучия составила в целом 0,16, хотя с возрастом их влияние возрастает. Вместе с тем следует сказать, что в исторической перспективе роль религии ослабляется. Ученые также установили, что значимость религии в обретении счастья сильнее, если речь идет о религиозной деятельности, нежели о каких-либо иных аспектах религиозности.

В ряде других американских исследований, проводившихся на больших по объему выборках, замеры производились повторно — через определенный промежуток времени, а также контролировались такие демографические переменные, как образование, возраст и род занятий. Если последние удерживаются на одном уровне, влияние религии на ощущение счастья и благополучия сохраняется, хотя оно весьма незначительное. Далее будет показано, что данное влияние сильнее сказывается на состоянии здоровья и радостном настрое.

Венховен (УеепЬоуеп, 1994) обобщил результаты научной работы, проводившейся по всему миру. Он заметил, что американские исследования демонстриру-

Общие исследования проблемы счастья

ют более весомое воздействие религиозных верований на обретение благополучия, |чем европейские. Кроме того, оно еще сильнее в группах пожилых людей, чернокожих, женщин и протестантов.

Ниже указывается, что религиозность отражается, главным образом, на состоянии социально изолированных людей. Церковное сообщество — это сплоченная эуппа, которая является мощным источником поддержки. Следовательно, благотворная роль религии обусловлена, в частности, социальным подкреплением, которое получает человек со стороны других верующих. Однако это не все. Поллнер |(Ро11пег, 1989) отмечает: при постоянной социальной поддержке с переживанием :частья взаимосвязано ощущение близости к Богу. Также возможно указать еще эдин фактор — наличие неколебимых убеждений. Эллисон (ЕШзоп, 1991) установил его влияние на степень обретения счастья, даже когда социальная поддержка [ обряды не влияют на человека. Проведя другое исследование, Эллисон и соавторы (ЕШзоп ег. а1., 1989) пришли к выводу, что на ощущение благополучия также жазывают влияние молитвы, творимые в одиночестве, и посещение церкви, но это воздействие осуществляется не прямо, а через убеждения.

Теперь рассмотрим эти три аспекта религиозности в отдельности, чтобы понять, насколько сильно они влияют на ощущение благополучия и какие его стороны затрагивают.

Ученые интересуются еще одной переменной религиозного опыта — «духовным благополучием». Полутциан и Эллисон (РаЬиЫап & ЕШзоп, 1982) разработали метод измерения этого показателя, который состоит из двух компонентов. «Религиозное благополучие» связано с приносящими удовлетворение отношениями с Богом; «экзистенциальное благополучие» касается удовлетворенности жизнью и цели существования. Таким образом, первый компонент — наше отношение к Богу, второй — наличие целей в жизни. Примеры используемых утверждений приведены в табл. 11.1. Джениа (Сеша, 1996) определил, что духовное благополучие (и в особенности его религиозная составляющая) сильно коррелирует с внутренним религиозным чувством — искренней верой, восприятием религии как самоценности.

Таблица 11.1 Шкалы религиозного и духовного благополучия

Религиозное Я верю, что Бог любит меня и заботится обо мне

Я ощущаю наиболее полное удовлетворение, когда приближаюсь к Богу Духовное Я верю, что в моей жизни существуют некоторые истинные цели

Жизнь не доставляет мне большого удовлетворения

Источник: РаЬиЫап & ЕШзоп, 1982.

Показатели жизненных целей (Р1Ь, ригрозе гп Н/е) значимо коррелируют с переживанием счастья, а религия и позволяет обрести такие цели. Строгие к своим последователям церкви — например, евангелическая — устанавливают для человека набор жестких принципов, которых ему следует придерживаться, помогая тем самым ориентироваться в жизни. Этим и объясняется, вероятно, их привлекательность. В настоящее время данные церковные объединения находят все больше адептов в разных странах мира (Аг§у1е, 2000).

7 Зак 312

"194 Глава 11. Религия

Эммонс (Еттопз, 1999) утверждает: духовные цели — те, что связаны с обретением благополучия; они считаются имеющими наивысшую ценность; кроме того, они достижимы, инструментальны и гармоничны. Ученый использовал особый метод оценки религиозной преданности: субъектов спрашивали об имеющихся у них целях, затем последние кодировались по характеру содержания (Еттопз, 1986). В результате удалось измерить религиозные верования. По мнению Эммон-са, они порождены трансцендентальными устремлениями двух типов — желанием достичь цели, которые находятся вне границ человеческого Я, и поиском тесного общения с высшими силами. Эти характеристики коррелируют с ощущением благополучия. Данный вопрос рассматривается ниже в разделе «Отношения с Богом», хотя там потребуется указать еще один компонент.

Посещение церкви

Как уже отмечалось, метаанализ ряда исследований, который провели Уиттер и соавторы (У/Шег ег. а1., 1985), выявил высокий уровень корреляции между частотой посещения церкви и различными аспектами счастья и благополучия. Не так давно Полома и Пендлтон (РоЬша & Репс11ег.оп, 1991) обследовали выборку из 627 человек в Дейтоне, штат Огайо. В результате исследователи обнаружили, что посещение церковных служб сильнее связано с удовлетворенностью жизнью, ощущением счастья, экзистенциальным благополучием, нежели другие, отражающие религиозный опыт, переменные (скажем, молитвы и сами верования). Однако корреляция была слабее, чем в случае с «религиозной удовлетворенностью». Ниже отмечается, что частота посещений церкви позволяет предсказать состояние здоровья.

Более сильно религия влияет на степень удовлетворенности пожилых людей. В табл. 11.2 указан ряд результатов исследования, выполненного Мобергом и Тейв-сом (МоЬег§ & Тауез, 1965). Научное обследование проводилось в штате Миннесота и охватило 1343 человека в возрасте 65 лет и старше. Примененный авторами «Индекс приспособления» — это одна из шкал, позволяющих измерить переживание счастья. Благотворное влияние глубокой вовлеченности в жизнь церковного сообщества заметно в группах одиноких, пенсионеров, престарелых, а также имеющих неудовлетворительное здоровье. Это свидетельствует о том, что важность участия в религиозных делах обусловлена социальной поддержкой, предоставляемой самой принадлежностью к религиозному сообществу. Между членами таких групп складываются очень тесные взаимоотношения.

В обследовании австралийцев, посещавших регулярно церковь, было установлено: у 24% из них самые близкие друзья входили в то же самое религиозное общество; у 46% оказалось несколько ближайших друзей из верующих (КаЫог, 1994). Показатели были выше у последователей Пентекосталиса и членов других небольших протестантских групп.

Другие исследователи — Эллисон и Джордж (ЕШзоп & Сеог§е, 1994) — выявили сильную корреляцию между частым посещением церкви и числом социальных связей, возникающих вне пределов семьи, регулярностью этих контактов и величиной получаемой извне поддержки. Особенное влияние оказывали такие виды подкрепления, как подарки, деловые или финансовые советы, содержание в исправности домашнего хозяйства или ремонт, покупки.

Отношение к Богу

Таблица 11.2 Значения индекса приспособления и принадлежность к церкви

Лидеры церковного Обычные прихожане Не принадлежащие сообщества к церкви

  Лидеры церковного Обычные прихожане Не принадлежащие
  сообщества   к церкви
Состоящие в браке
Овдовевшие И
Одинокие
Возраст, лет      
65-70
71-79
80 и старше
Полная занятость
Частичная занятость
На пенсии и не работает
Здоровье (самооценка)      
Прекрасное
Хорошее
Среднее
Более активно участвуют      
в деятельности религиозной      
организации, чем в 1950-е гг.
Менее активно

Источник: МоЬег§ & Тауез, 1965.

В одной из работ (Аг§у1е, 2000) мною подчеркивалось, что определенные аспекты религии позволяют говорить о ней как о явлении социальном. Между членами религиозных групп формируются самые тесные взаимосвязи — возможно, благодаря общности в вере, а возможно, из-за единых обрядов. Кроме того, религиозные переживания включают мощный просоциальный1 компонент. Соблюдение общих обрядов, по выражению Тернера (Тигпег, 1969), следует рассматривать как состояние соттитШз2, идентифицированное им в некоторых примитивных ритуалах. Это совершенное, экстатическое состояние любви, гармонии, равенства и социального единения всех, кто участвует в ритуальном действе. Отношение к Богу — еще один социальный аспект в религиозных переживаниях.

Отношение к Богу

Выше указывалось, что одним посещением церковной службы и социальной поддержкой благотворное влияние религиозности на степень удовлетворенности не исчерпывается. Поллнер (РоПпег, 1989) установил, что оцениваемая верующими

' Просоциальное поведение — поведение человека, ориентированное на благо социальных групп. Это гуманные, альтруистические действия, направленные ?т достижение другими людьми благополучия, на оказание им помощи, не ожидая получить взамен вознаграждение. Это поведение, преследующее целью сохранить, защитить, облегчить функционирование и развитие социальной общности, другого человека, культурной нормы. — Примеч. перев.

2 Общность, община (лат.). — Примеч. перев.

^\^^ Глава 11 Религия

их «близость к Богу» коррелирует с ощущением счастья и удовлетворенностью жизни (переменная «посещение церкви» контролировалась) на уровне 0,16. Элли-сон и соавторы(Е111зоп ег. а!., 1989) обнаружили: сила веры (постоянные молитвы и чувство близости к Богу) — самый сильный из всех связанных с религиозным опытом показатель, предсказывающий удовлетворенность жизнью. Как установили Полома и Пендлтон (Ро1ота & РепсИегхт, 1991), «возвышенные переживания» и молитвы — важнейшие факторы благополучия, особенно экзистенциального. В ряде других исследований показано, что из всех аспектов субъективного благополучия экзистенциальный (смысл и цель) более подвержен влиянию со стороны религиозного опыта (см., напр.: СЬатЬегЫп & 2дка, 1988). Кирпатрик (Клграгткк, 1992) предположил, что отношение к Богу, воплощенное в молитвах, религиозных обрядах и переживаниях, ощущается так же, как и взаимосвязи с людьми, — оно сказывается столь же благотворно на человеке.

Установлено, что частота творимой в одиночестве молитвы является наиболее весомой предпосылкой благополучия. Молтби и соавторы (МаШэу ег. а1., 1999) обратились к выборке из 474 английских студентов, воспользовавшись различными критериями, чтобы исследовать меру их религиозности. Ученые пришли к выводу, что она позволяет предсказать отсутствие депрессии или тревожности (или их невысокие уровни), а также высокую самооценку.

Очень сильно религиозный опыт сказывается на субъективном благополучии афроамериканцев: в группе чернокожих мужчин этот фактор благополучия оказался основным (коэффициент регрессии составил 0,41). Намного слабее влияние религиозности среди бедных и необразованных людей, — оказалось, что приверженность ей не в столь значительной, как можно было бы думать, степени обусловлена лишениями, которые они претерпевают. Для таких людей вера — это важнейших элемент их образа жизни (51. Сеог§е & Мс№тага, 1984).

Убеждения

Религиозный опыт сказывается на ощущении благополучия еще и благодаря убеждениям. Эллисон (ЕШзоп, 1991) обнаружил, что наличие у человека твердых убеждений (это иногда называют экзистенциальной уверенностью) коррелирует с удовлетворенностью жизнью (независимо от того, участвует ли человек в церковных службах и как часто совершает обряды). В другом исследовании (ЕШзоп е(; а1., 1989) уточнено: посещение церкви и неукоснительное исполнение обрядов влияет на убеждения опосредованным образом. Твердость веры благотворна, это источник экзистенциального благополучия. Данным обстоятельством можно объяснить тот факт, что в США и ряде других стран популярны церковные сообщества, требующие от адептов неукоснительного следования соответствующим правилам. Сравнив американскую статистику, отражающую членство в религиозных группах с очень строгими и более либеральными правилами (общества принадлежали одной конфессии), Келли (Ке11у, 1972) обнаружил, что повсеместно растет число групп, которые отличаются суровостью требований, и сокращается количество групп с большей степенью свободы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.