Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология счастья Майкл Аргайл 17 страница



Херрингер (Негпп§ег, 1998) воспользовался той частью Шкалы «Большая пятерка» (см. ниже), которая измеряет экстраверсию по 6 аспектам. Он обнаружил, что в наибольшей степени с удовлетворенностью жизнью коррелируют такие показатели, как уверенность в себе (особенно для мужчин), сердечность и общительность (особенно для женщин). Френсис (Ргапаз, 1999) обратился ко второй стороне зависимости. На выборке из 356 человек он показал, что большинство пунктов Оксфордского опросника счастья коррелирует с экстраверсией (а также с нейротизмом).

Почему экстраверты счастливее интровертов? Грей (Сгау, 1982) предположил, что благодаря специфике их мозговой структуры первые более чутко реагируют на вознаграждения, а значит, и счастливее. Невротики же более чутки к наказанию, а потому несчастны. Только что упоминались результаты исследования Ларсена и Кетелаара (Ьагзеп & Ке1е1ааг, 1991), показавших: методы создания позитивного эмоционального настроя воздействуют сильнее именно на экстравертов. Относительно способов порождения негативного настроя различий выявлено не было.

Согласно полученным нами результатам, счастье экстравертов обусловлено, в частности, радостью дружеского общения. Они получают от такого рода социального взаимодействия удовольствие, поскольку обладают превосходно развитыми социальными навыками. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) спрашивали у людей, насколько часто они испытывают удовольствие и сколь активно занимаются 37 разновидностями досуга. Полученные данные обработаны с помощью факторного анализа. Как показано в табл. 6.2, мы вычленили несколько факторов. Частота занятий теми видами досуга, которые составляют фактор 4 (принадлежность к командам и клубам) и фактор 5 (посещение вечеринок и танцев), как выяснилось, коррелирует с уровнем счастья и экстраверсией. И среди интровертов встречаются счастливые люди, что объясняется их участием в подобных занятиях.

Хиди с коллегами (Неас1у еЬ а1., 1985), проведя лонгитюдное исследование, определили: экстраверсия предрасполагает людей, особенно молодых, к тому, чтобы искать благоприятные жизненные события, особенно в сферах труда и досуга. Это стремление реализуется решением воссоздать для себя такое событие или же изменением сложившихся обстоятельств, что способствует большему благополучию, а также усилению экстраверсии.

Почему же интроверты не прибегают к аналогичным способам? Вероятно, у них нет необходимых социальных навыков. По результатам лонгитюдного исследования Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) установили: экстраверсия предсказывает наличие счастья на 5 месяцев вперед, однако данная связь опосредована иным фактором — ассертивностью (рис. 10.1). Следует отметить, что последняя не равна агрессивности: это — умение оказывать влияние на других, оставаясь при этом

Нейротизм -|77

с ними в хороших отношениях. Обследования людей, страдающих от депрессии (несчастных), демонстрируют, что таковыми оказываются одинокие, ведущие уединенный образ жизни и с трудом общающиеся с другими, — те, кому недостает социальных навыков (Аг§у1е, 1994).

Рис. 10.1. Лонгитюдное исследование влияния экстраверсии на ощущение счастья. Источник: Агду1е & 1и, 1990

Примечание: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

В ряде исследований, когда опрашивались группы взрослых людей, Хиллс и Аргайл выявили сильную взаимосвязь между счастьем и экстраверсией (например, НШз & Аг§у1е, 2001). Однако даже если корреляция составляет 0,60, все же немало счастливых интровертов, пусть они и составляют меньшинство. Мы предположили, что, вероятно, у этих людей более насыщенная внутренняя жизнь или малочисленные, но более глубокие социальные отношения, чем у счастливых экстравертов или несчастливых интровертов. Однако гипотеза не подтвердилась.

Ожидалось, что интроверты чаще смотрят телевизор, но выяснилось: так поступают экстраверты (например, предпочитающие «мыльные оперы»). Впрочем, ничего странного нет: когда две переменные коррелируют друг с другом, пусть даже и на довольно высоком уровне (как это наблюдается в случае счастья и экстраверсии), остается меньшинство, которое не укладывается в обобщенную модель. Счастливые интроверты демонстрировали выраженность других личностных характеристик. Теперь обратимся к некоторым из этих черт, и начнем с нейротизма.

Нейротизм

Нейротизм характеризуется устойчивой сильной взаимосвязью с ощущением счастья, но она отрицательная. ДеНеве и Купер (Бе№уе & Соорег, 1998) проанализировали 74 исследования, в которых измеренный разными методами уровень нейротизма сопоставлялся с показателями благополучия и счастья. В целом установлено, что корреляция нейротизма со счастьем составляет -0,22. Это максимальный показатель для всех составляющих «Большой пятерки». Однако в этих исследованиях применялись различные критерии счастья. Из всех компонентов благополучия нейротизм сильнее всего коррелирует с негативными эмоциями (Со51а & МсСгаг, 1980). Уотсон и Кларк (\\^ат.зоп & С1агк, 1984) подчеркивают: подобная взаимосвязь столь сильна, что эти переменные можно рассматривать как равнозначные. Нами установлено, что корреляция нейротизма со счастьем составляет -0,67 (табл. 10.2).

■|78 Глава 10. Личность, возраст и пол

Таблица 10.2

Частные коэффициенты корреляции счастья с отдельными шкалами (переменные «пол» и «возраст» контролировались)

  Оксфордский Оксфордский
  опросник счастья опросник счастья"
Экстраверсия 0,61*** -
Нейротизм -0,67*** - 0,63***
Психотизм - 0,27*** - 0,28***
Шкала лжи 0,21*** 0,23***
Тяга к одиночеству -0,18** 0,09
Жизненная ориентация 0,75*** 0,69***
Склонность к тесному общению 0,51*** 0,06
Индекс осмысленности жизни 0,85*** 0,82***
Склонность к эмпатии 0,92 -0,14*
Самооценка 0,78*** 0,71***

Примечание: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

' Когда устранено влияние пола, возраста и экстраверсии.

Источник: НШз & Аг^ук, 2001.

В главе 12 отмечается, что экстраверсия — возможный критерий счастья в международных сравнениях, поскольку применявшиеся параметры, основанные на единственном вопросе, признаны неудовлетворительными. В главе же 2 показано, что отсутствие таких негативных эмоциональных состояний, как тревога и депрессия, — одно из главных элементов счастья или благополучия.

Людям с выраженным нейротизмом свойственна тревожность, а страдающим от депрессии, естественно, — подавленное состояние. Уровень счастья психотиков, вероятно, вообще нельзя измерить, однако шкала психотизма в Личностном опроснике Айзенка (ЕРО) (измеряющая трезвость ума) демонстрирует умеренную отрицательную корреляцию со счастьем (табл. 10.2). Как же объяснить, что люди с маниакальным синдромом часто кажутся счастливыми, едва ли даже не слишком счастливыми? По сути дела, их эмоциональный настрой — это проявление возбуждения, сильного волнения, а не счастья, и нередко они довольно раздражительны. Их можно охарактеризовать следующим образом:

Маниакальный синдром характеризуется эйфорией, самоуверенностью и повышенной энергичностью... Обладающие им хорошо, эффектно одеваются, но одежде их свойствен кричащий оттенок; они превосходно выглядят и весьма довольны собой, улыбчивы и стремительны, обладают громким уверенным голосом, отличающимся силой и звучностью. Они беспрерывно говорят и, как правило, контролируют ход беседы, пересыпая речь уморительными шутками и безумными историями, но легко отвлекаются и перескакивают с одной мысли на другую. Их возбуждение и веселость заразительны, и эти люди прекрасно исполняют роль «души компании». [Но] обманчивая компетентность, непрерывное говорение и склонность к эксцентричным поступкам могут привести к тому, что их поведение будет расцениваться как нарушение общественного порядка(Аг§у1е, 1994, р. 218-219).

«Большая пятерка» -|79

(Большая пятерка»

Европейские ученые, исследуя психологические характеристики личности, часто используют Личностный опросник Айзенка, имеющий три измерения — экстраверсию, нейротизм и психотизм. В аналогичных американских работах задействуется «Большая пятерка», включающая шкалы экстраверсии, дружелюбия, сознательности, нейротизма и открытости опыту.

В многочисленных исследованиях предпринимались попытки проследить взаимосвязь указанных показателей с благополучием; ДеНеве и Купер (Ве№уе & Соорег, 1998) провели метаанализ 148 таких работ. Обобщенные показатели корреляции отмеченных характеристик с удовлетворенностью жизнью и другими критериями счастья приводятся в табл. 10.3. Данные, полученные с использованием Личностного опросника Айзенка, коррелируют с уровнем счастья в меньшей степени (это касается и нейротизма, и экстраверсии). Вероятно, подобное обстоятельство продиктовано тем, что «Большая пятерка» состоит из обобщенного рода шкал и не улавливает более конкретных личностных аспектов, связанных со счастьем.

Таблица 10.3

Счастье и шкалы «Большой пятерки»

  Обобщенный коэффициент корреляции Количество исследований
Экстраверсия 0,17
Дружелюбие 0,17
Сознательность 0,21
Нейротизм -0,22
Открытость опыту 0,11

Обобщенный коэффициент корреляции Количество исследований

82 59 115 74 41

Источник: БеЫеуе & Соорег, 1998.

Третья разновидность личностных характеристик, которые наиболее уместны в разговоре о счастье, — это, вероятно, сознательность. Показатель ее корреляции с ощущением счастья, которую установили ДеНеве и Купер (БеЫеуе & Соорег, 1998), оказался чуть ниже уровня нейротизма и больше — экстраверсии. Фернхем и Ченг (РигпЬат & СЬеп§, 1997) в своей работе использовали Оксфордский опросник счастья и методику «Большой пятерки». Они пришли к следующему выводу: наиболее сильная корреляция со счастьем характерна для нейротизма (-0,44), экстраверсии (0,39) и сознательности (0,31). Последняя представляет собой не столь известную и изученную личностную черту, но ее можно сравнить с внутренним контролем, о котором будет сказано ниже.

В методику «Большой пятерки» не входят некоторые личностные измерения, которые устойчиво соотносятся со счастьем. Рассмотрим их более подробно. Речь идет о когнитивных аспектах личности, вероятно, в меньшей степени связанных с биологическими факторами.

■(80 Глава 10. Личность, возраст и пол

«Копмьивные» аспекты личности

Изучая вопросы счастья интровертов, Хиллс и Аргайл (НШя & Аг§у1е, 2001) вычислили коэффициенты корреляции счастья с некоторыми характеристиками когнитивного свойства. В табл. 10.2 приведены показатели соотношения этих особенностей с результатами по Оксфордскому опроснику счастья (до и после того, как было устранено влияние экстраверсии). В данном случае речь идет о таких когнитивных измерениях личности, как самооценка, оптимизм и наличие цели в жизни. Четвертое измерение, не учтенное нами в упомянутом исследовании, — контроль, или внутренний контроль (он тоже взаимосвязан со счастьем).

Показатели корреляции между уровнем счастья и указанными четырьмя переменными зачастую столь высоки, что некоторые исследователи трактуют последние как составляющие счастья. Такого взгляда, например, придерживается Рифф (Куй, 1989), которая выделила 6 аспектов благополучия; среди них — внутренняя гармония, цель в жизни и независимость.

Мы используем другие критерии благополучия и потому будем считать эти когнитивные переменные отдельными аспектами личности, которые могут выступать в качестве источников счастья или иметь независимое происхождение; они, вероятно, регулируются с помощью специальных методов, повышающих уровень счастья. Эти характеристики мы называем когнитивными аспектами личности, поскольку они описывают стиль мышления, хотя предполагают и эмоциональные реакции.

Самооценка

Многими учеными установлено: самооценка взаимосвязана со счастьем — корреляция составляет 0,50 и выше (УеепЬоуеп, 1994). Часто самооценку измеряют по Шкале Розенберга (КозепЬег§, 1965), выстраиваемой по утверждениям типа «В целом, я доволен собой». Гроуб и соавторы (СгоЪ е1 а1., 1996) подсчитали: корреляция самооценки и позитивного отношения к жизни равняется 0,82. В американском обследовании было выяснено, что удовлетворенность собой связана с общей удовлетворенностью сильнее, чем какой-либо другой из учтенных аспектов, — на уровне 0,55 (СатрЪеН, 1981).

Хиллс и Аргайл (НШз & Аг§у1е, 1998Ь), проведя исследование на выборке англичан, рассчитали: корреляция самооценки со счастьем составляет 0,78 (см. табл. 10.2) — это один из самых высоких показателей, касающихся всех личностных черт. Самооценка чаще, чем прочие когнитивные переменные, рассматривается в качестве компонента благополучия. Примечательно, что она, как обнаружили Хиллс и Аргайл, коррелирует с уровнем благополучия сильнее, чем экстраверсия. Исследовав удовлетворенность работой 1775 работников, Арринделл и соавторы (Агппс1е11 е<; а1., 1997) пришли к выводу о том, что самооценка коррелирует с удовлетворенностью жизнью на уровне 0,45, а нейротизм и экстраверсия — лишь 0,30 и 0,10 соответственно.

Розенберг и соавторы (КозепЬег§ еХ. а1., 1995) сравнили влияние самооценки в целом и самооценки академической успеваемости на счастье, изучив суждения 2213 десятиклассников. Оказалось, что первая намного сильнее связана с ощущением счастья (0,50) и отрицательными эмоциями (-0,43), а вот вторая — со школь-

«Когнитивные» аспекты личности

ными отметками. С помощью метода статистического моделирования показано, что самооценка академической успеваемости и школьные баллы влияют друг на друга; воздействие же общей самооценки на школьные отметки сильнее, чем наоборот.

Хотя в США, Великобритании и других западных культурах указанное соотношение достаточно сильное, в коллективистских культурах оно значительно слабее (Б1епег & О1епег, 1995). Во вторых (например, в Китае) представление личности о себе не базируется на таких индивидуальных характеристиках, как интеллект или внешняя привлекательность; более существенную роль здесь играют особенности семьи и других социальных групп. Соответственно, и самооценка в большей мере зависит от успеха этих сообществ (Магкш & КЛауата, 1991).

Контроль

Первоначально термин «интернальный (внутренний) контроль» введен Роттером (КоНег, 1966), который полагал, что индивиды обладают «обобщенными ожиданиями» относительно того, находятся ли события в их власти или же они зависят от других людей, судьбы или простого везения. Роттер является автором широко распространенного метода измерения интернального контроля1. Во многих научных изысканиях установлена высокая степень корреляции между выраженностью внутреннего контроля и субъективным благополучием. Эта характеристика не учитывается в методике «Большой пятерки», однако она близка к понятию сознательности, поскольку обязательность, установка на достижение цели, старательность, самодисциплина и осмотрительность выражают стремление контролировать события (РигпЬат, 1997). Большинство исследователей согласны, что внутренний контроль является фактором счастья.

Лу и соавторы (Ьи е{ а1., 1997) провели в Тайване исследование на выборке из 494 взрослых человек и определили: внутренний контроль коррелирует с уровнем счастья (использовался китайский вариант Оксфордского опросника счастья). Более того, взаимосвязь сохранялась и в том случае, когда принимались в расчет экстраверсия, нейротизм, демографические переменные и пережитые людьми негативные жизненные события.

Все это обратная сторона теории «выученной беспомощности»2, которая позволяет объяснить особый взгляд на вещи, присущий страдающим от депрессии людям. Они, по утверждению сторонников упомянутой теории, понимают, что не могут достичь желаемых целей или предотвратить наступление нежелательных событий, и причина того скрыта в них самих. Страдающим от депрессии свойствен вполне определенный способ «приписывать» неблагоприятные события: они ду-

Часто в научной психологической литературе используют как синонимы такие термины — «локус контроля», «субъективный контроль». — Примеч. ред.

'■ Психологам известен синдром выученной беспомощности: когда человек долго решает одну и ту же проблему и ему это никак не удается, то в определенный момент он смиряется с неудачей и не предпринимает больше никаких усилий. Его охватывает чувство собственной ничтожности, никчемности, мир кажется чужим, злым и абсолютно непредсказуемым Но жизнь не хороша и не плоха сама по себе, она такая, какой мы ее видим, поэтому и беспомощность называется выученной, т. е. усвоенной в результате нескольких безуспешных попыток. — Примеч. ред.

182 Глава 10. Личность, возраст и пол

мают, будто сами явились причиной происшествий и такое положение вещей сохранится в будущем, а также и в других сферах жизни (АЬгатзоп е1 а1., 1978).

Мы не знаем, выступают ли негативные установки причиной отрицательных эмоций или все наоборот. Тем не менее воздействие на негативные когнитивные свойства — часть соответствующей терапии по избавлению от депрессии. Нами установлено, что для счастливых людей характерны сходные, но позитивные реакции на радостные события: они убеждены, будто сами вызвали их и подобное повторится в дальнейшем и в других сферах (Аг§у1е е{ а1„ 1989).

Гроуб и соавторы (СгоЬ еС а1., 1996) провели исследование, в котором участвовали 3844 подростка из 14 стран. Было обнаружено, что «контрольные ожидания» на уровне 0,35 коррелируют с позитивным отношением к жизни, причем во всех 14 странах. Такие ожидания значимо коррелируют с самооценкой (0,82), о чем еще будет сказано ниже.

Обследовав 3485 взрослых, Лэчмен и Уивер (ЬасЬтап & Шеауег, 1998) уточнили: показатели по шкале «веры в собственные силы» сильно взаимосвязаны с удовлетворенностью жизнью, а также с депрессией (отрицательным образом) и состоянием здоровья. Ощущаемые «ограничения» оказывают противоположное влияние, причем оно сильнее, если доходы низкие. Невысокий уровень благополучия у людей, принадлежащих к нижним слоям общества, отчасти объясняется их слабой уверенностью в своих силах и значительными ограничениями, которые они ощущают (см. рис. 9.3). Данные различия в принадлежности к социальным классам обусловлены еще и тем, что у рабочих часто наблюдается недостаток контроля над обстоятельствами их жизни (КоЬп & 5сЬоо1ег, 1982).

Изучение удовлетворенности работой позволило утверждать: важный ее источник — чувство независимости, способность выполнять трудовую деятельность так, как считает нужным сам работник. Шелдон и соавторы (ЗЬеЫоп е1 а1., 1996) проанализировали дневниковые записи 60 человек. Они обнаружили, что «хорошим днем» считался тот, когда люди чувствовали себя независимыми и компетентными в своих повседневных занятиях.

Оптимизм

Принцип Полианны характеризует тех, кто оптимистичен. Они жизнерадостно смотрят в будущее, из прошлого вспоминают только наилучшее, хорошо относятся к другим людям и в тестах на свободные ассоциации формируют позитивные образы. Они испытывают множество приятных моментов, и большинство вещей кажутся им приятными (МаШп & Са\угоп, 1979). Это согласуется с результатами, касающимися взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер. Например, человек помнит в первую очередь то, что ассоциируется с его настроением в данный момент, поэтому, чувствуя себя счастливым, он скорее припоминает счастливые события (ТеазсЫе & КиззеН, 1983). В этом отношении счастливые люди представляют противоположность страдающим от депрессии, поскольку последние мрачны и пессимистично смотрят на вещи, извлекая из памяти печальные происшествия.

Для большинства людей характерно позитивное отношение к миру, однако у одних оно более выражено, чем у других. Шайер и Карвер (5сЬе1ег & Сагуег, 1985) понимают оптимизм как обобщенное ожидание, что будущие события окажутся

«Когнитивные» аспекты личности 183

позитивными. Для его измерения они создали Тест жизненных ориентации (Ы/е ОпепШСюп Тез( — ЬОТ). Установлено, что показатели по этому тесту коррелируют со счастьем. Хиллс и Аргайл (Ю1Ь & Аг§у1е, 2001) вычислили уровень корреляции — 0,75 (см. табл. 10.2). Исследования также демонстрируют, что оптимизм связан с сохранением благополучия в условиях стресса. В данном случае речь может идти о некотором самообмане (Тау1ог & Вго\уп, 1988). Этот вопрос рассматривался нами в главе 4. Тогда и отмечалось, что позитивные иллюзии — весьма распространенное явление, и в целом они благоприятно влияют на счастье.

По-видимому, оптимизм — часть субъективного благополучия, которая сильно ^влияет на состояние физического и психического здоровья. Свитмен и соавторы |(5\уее1:тап еЬ а1., 1993) на выборке юристов показали, что в этой группе оптимизм [выступает важнейшим фактором общего благополучия, более существенным, чем («стойкость» или «способ атрибуции». Лей и Вонг (Ьа1 & \Уоп§, 1998), проведя (исследование в Гонконге, выяснили: для безработных характерны более высокие (показатели по измеряющему психическое нездоровье ОНО, хотя исключение составляют люди с очень высоким уровнем оптимизма. Сегерстром с коллегами (5е§егз(;гот ег. а1., 1998) изучили выборку студентов юридических специальностей и обнаружили, что те из них, у кого при первом обследовании выявлена значительная степень оптимизма, при втором продемонстрировали более высокую активность иммунной системы, чем остальные. Авторы эксперимента установили, что данный феномен обусловлен замечательным настроением оптимистов, а также тем, что они испытывают меньше стрессов и им не свойствен такой способ борьбы с тягостными обстоятельствами, как избегание.

Ряд ученых полагает: оптимизм складывается из двух достаточно автономных факторов — оптимизма и пессимизма. Оба коррелируют с иными аспектами благополучия, причем пессимизм — сильнее (отрицательным образом). Робинсон-Уилер и соавторы (КоЫшоп-ШЬее1ег е4 а1., 1997) утверждают: только оптимизм позволяет предсказывать психологическое и физическое здоровье. Ченг с соавторами (СЬап§ е1 а1., 1997) выяснили также, что пессимизм лишь отчасти коррелирует с показателями, получаемыми по Опроснику депрессии Бека.

Позитивное мышление проявляется по-разному. Один способ — размышления позитивного содержания, приписывание благоприятных, а не плохих событий своим личным заслугам. Как показали Аргайл и и его коллеги (Аг§у1е еС а1., 1989), именно такой образ мыслей присущ счастливым людям. Еще одна разновидность позитивного мышления — обладание прекрасным чувством юмора, что позволяет человеку видеть комическую сторону вещей, смотреть на жизнь иронически. Благодаря этому неблагоприятные события предстают в совершенно ином свете.

Наличие цели в жизни

Цель в жизни (ригрозе т Н/е — Р1Ь) как показатель измерения тесно взаимосвязана с ощущением счастья. В следующей главе показано: ее обусловливает религия, которая, однако, — не единственный источник появлений жизненных целей. Ту же функцию могут выполнять, например, работа и карьера, стремление заработать больше денег, забота о семье, участие в деятельности политических партий, труд добровольца и др.

184 Глава 10. Личность, возраст и пол

Ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели. Известно, как выжил в концентрационном лагере Виктор Франкл (РгапЫ, 1959). Он помогал и другим заключенным остаться в живых. Франкл находил цель, которая спасала от гибели. Это могла быть забота о ближнем, написание книги или выполнение иного задания. Позже он разработал на этой основе своеобразную «логотерапию», суть которой — помочь людям найти возможные цели и достичь их, что придаст жизни человека смысл1.

Ощущение смысла и цели — весьма расплывчатое и неопределенное понятие. Фридмен (Ргеейтап, 1978) сообщил о результатах опроса, проводившегося изданием «Психология сегодня»: люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл, идет в определенном направлении, и когда уверены в своих базовых ценностях. Вот что сказал один из респондентов:

В последние несколько лет моя жизнь приобрела особый размах: много денег, женщин, друзей, всевозможные занятия и путешествия. У меня хорошая работа, и я с ней прекрасно справляюсь. У меня и будущее замечательное: вероятно, в этом году я получу повышение по службе и буду зарабатывать гораздо больше, к тому же получу свободу делать что захочу. Впрочем, все это ничего не значит. Куда ведет меня жизнь, почему я делаю то, что делаю? У меня такое чувство, будто плыву по течению, я никогда не принимаю никаких реальных решений, не знаю своих целей. Это похоже на то, когда едешь по дороге, и все вроде идет гладко, но ты не понимаешь, почему избрал именно этот путь дорогу и куда он ведет (Аг^у1е, 1987, р. 123, цит. по: Ргеео'тап, 1978, р. 195-196).

Батиста и Алмонд (ВагИзг-а & А1шопс1,1973) создали метод измерения жизненных целей — Опросник отношения к жизни (Ы/е Ке§агс1 ЫюепСогу), позволяющий определить не только существование таких ориентиров, но и то, насколько они уже достигнуты человеком. Метод этот получил широкое распространение. Более поздний вариант Опросника использовали Ван Ранет и Маркоэн (Уап Капз!: & Маг-соеп, 1997).

Оценка целей производится с помощью высказываний типа «Я нашел в своей жизни по-настоящему значимый смысл»; достижение намеченного определяется по утверждениям, подобным следующему: «В моей жизни есть настоящее страстное увлечение». Ученые обследовали с помощью этого теста большую группу молодых людей и группу взрослых, по преимуществу состоящих (или состоявших) в браке и являющихся квалифицированными специалистами. У респондентов второй группы обнаружены более высокие показатели по обоим показателям, чем у молодых людей. Другие авторы выявили, что у проблемных бангладешских студентов баллы по этим шкалам гораздо ниже (60), чем у остальных (88) (КаЬтап & КЬа1ёцие, 1996). В следующей главе изложена разработанная Палутцианом и Эл-лисоном Шкала экзистенциального благополучия {Ехг$1епйа1 \Уе11-Вет§ зса1е). Этот опросник содержит сходные пункты (например, «Я ощущаю, что в моей жизни есть истинная цель»).

Созданная Франклом теория логотерапии и экзи' унциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и м^ ощинских воззрений на природу человека, механизмы нормального и патологического развитие (ичности. — Примеч. ред.

«Когнитивные» аспекты личности -| 85

Кантор и Сандерсо! чСап1ог & Запскгзоп, 1999) утверждают, что для благополучия важно «участвовать в имеющих высокую ценность занятиях и действовать в направлении личных целей». Под последними авторы понимают и «имеющие ценность занятия». Они повышают уровень благополучия в нескольких аспектах:

1. Формируют ощущение личного участия в деятельности и своей цели, поскольку выполняется ценные и требующие приложения усилий задачи (ощущение, которое отсутствует у людей, страдающих от депрессии).

2. Придают повседневной жизни структурированность и осмысленность.

3. Помогают справляться с ежедневными проблемами и несчастьями (это восстанавливает волю к жизни).

4. Укрепляют социальные связи и способствуют более активному участию в социальной жизни.

Роль такого фактора в обретении благополучия сильнее, когда человек выбирает сферу занятий свободно, когда цели реалистичные, взаимосочетаемые и соответствующим занятиям удается уделять много времени.

Мак-Грегор и Литтл (МсСге§ог & 1ли1е, 1998) описывают способ изучения ;, целей, состоящий в перечислении «личных проектов» и ранжировании их по определенным шкалам. В двух исследованиях приняло участие 327 человек. Они должны были по 35 шкалам оценить 10 личных проектов. В итоге выяснилось: ощущение счастья коррелирует с фактором эффективности, который включает в себя такие показатели, как отсутствие трудностей, стресса или дефицита времени, а также положительные результаты и контроль.

Шелдон и Эллиот (ЗЬеЫоп & ЕШсЛ, 1999) предположили, что большое значение имеет «гармония целей и личности». Под этим исследователи понимают убежденность в важности целей и их выбор ради удовольствия (в противоположность навязанным или достижению их для избежания вины или тревоги). Авторы доказали адекватность модели причинно-следственных связей, в которой гармония целей и личности приводит к большим усилиям, достижению целей и повышает уровень благополучия (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структурная модель: теоретически главные пути связи и оценки параметров. Источник: ЗпеМоп & ЕШо1,1999

При рассмотрении вопроса о жизненных целях возникает следующая проблема: разрыв между ними и их достижением бывает слишком велик, и тогда, как мы видели выше, у человека появляется чувство неудовлетворенности. Эммонс (Еттоп5, 1986) попросил 40 респондентов проранжировать по 16 шкалам 15 видов личных

186 Глава 10 Личность, возраст и пол



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.