Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология счастья Майкл Аргайл 19 страница



На благополучии сказывается и такой фактор, как вера в загробную жизнь. Это прежде всего касается людей, которые могут в самом скором времени умереть: ста-

 

Влияние религии на состояние здоровья 197

рых, больных, подвергающихся постоянной опасности во время войны. Однако религиозные убеждения — нечто большее, чем простое согласие с определенными Мыслями (например: «Вы верите в Бога?»). Помимо этого, существуют и скрытые элементы — эмоциональная отдача и соответствующий религиозным принципам образ жизни (Аг§у1е, 2000). Они сходны с показателями «смысла и цели», которые введены исследователями, изучающими счастье. Примером служит Опросник отношения к жизни (Ы/е Ке§агс11пьеп1огу), разработанный Баттистой и Алмондом (ВаШз1а & А1топс1, 1973). Выявляемый им фактор наиболее тесно связан с религиозными переживаниями, которые, в свою очередь, характеризуются показателями экзистенциального благополучия (методы их определения похожи).

Эллисон и соавторы (ЕШзоп е1 а1., 1989) установили, что убеждения — важнейший источник ощущения счастья, поскольку и посещение церкви, и отношение к Богу сказываются на том, что человек становится счастливее, не прямо, а посредством убеждений. Как предположили Далл и Скокан (БиП & 5кокап, 1995), последние влияют на чувство контроля, расширение границ Я и оптимистический настрой, что и отражается, по наблюдениям исследователей (ТаНог & Вгошп, 1988), на обретении благополучия. Кроме того, убеждения делают события осмысленными — например, благодаря им человек понимает, что все происходящее с ним вовсе не случайно, а также и то, что после негативных событий возможен личностный рост.

Выводы о роли религиозного опыта в ощущении счастья

В целом влияние религиозности на ощущение счастья умеренно; оно более значительно среди пожилых людей и адептов церковных сообществ, придерживающихся строжайших правил предписанного церковью поведения. Религиозный опыт в основном сказывается на экзистенциальном благополучии. Наиболее же мощно воздействует такой фактор, как сила веры, чувство близости к Богу. Играет свою роль и участие в церковных службах, а также твердость убеждений.

Влияние религии на состояние здоровья

Тысячелетиями одной из главных целей религиозных переживаний провозглашалось исцеление. Окун и соавторы (Окип е!; а1,1984) провели исследование, пытаясь уяснить взаимосвязь здоровья и счастья. Ученые установили, что в среднем коэффициент корреляции равняется 0,32. Более высокий уровень взаимосвязи наблюдается в том случае, когда речь идет о женщинах, и при использовании субъективных критериев оценки здоровья. Однако это не позволяет нам судить, что же является причиной, а что — следствием. Далее станет понятным: субъективная оценка вовсе не обязательно совпадает с объективными показателями состояния здоровья.

Например, уровень смертности является одним из самых объективных критериев. Комсток и Партридж (СопЫоск & Раг1пс1§е, 1972) выявили его зависимость от ряда причин, обследовав людей, как часто, так и редко посещающих церковь (табл. 11.3). Из таблицы видно, что в первой группе показатели смертности от всех перечисленных болезней ниже. Вызвано ли это тем, что немощные люди не могут добраться до церкви? Конечно же, нет. Это подтверждается и сходными результатами, полученными относительно религиозного участия студентов, а также активности в жизни церковных организаций жителей различных регионов.

198 Глава 11. Религия

Таблица 11.3

Показатели смертности среди групп людей, регулярно посещающих церковь, и прочих (число смертей на 1000 человек; как правило, в течение 5 лет)

  Ходят в церковь Ходят в церковь реже
  раз в неделю и чаще одного раза в неделю
Сердечные заболевания
Эмфизема (за 3 года)
Цирроз (за 3 года)
Рак шейки матки
Самоубийство (за 6 лет)

Источник: СопЫоск & РагЫс^е, 1972.

Разрешить проблему поможет помимо прочего учет продолжительности жизни людей, которые являются последовательными участниками церковной жизни, и тех, кто далек от религиозного опыта. Хаммер и соавторы (Ншптег еС а1., 1999) рассмотрели данные, полученные благодаря Американскому национальному обследованию здоровья населения (Ыайопа! НеакН ЫЬегьгехю Зигъеу — ЫШ5). Был проведен опрос, в котором принимали участие 22 800 человек на протяжении 8 лет. За это время из всей обследованной совокупности умерли 2016 респондентов. Выяснилось: у часто посещавших церковь в возрасте 20 лет ожидаемая продолжительность жизни на 7 лет больше, чем у остальных групп людей. Аналогичная разница среди афроамериканцев составила 14 лет. Во всей обследованной выборке прогнозируемая продолжительность жизни у ходивших в церковь реже одного раза в неделю и тех, кто вообще не имел религиозного опыта, различалась в 4,4 года. Преимущество первых обусловлено, в частности, их более здоровым образом жизни и предпочтительной социальной поддержкой. «Религиозность, как и социально-экономический статус, вероятно, лучше всего понимать как фундаментальное основание, объясняющее уровень смертности, поскольку она обеспечивает доступ к важным ресурсам» (Ниттег ег. а1., 1999).

В указанном исследовании не учитывались различия между конфессиями и церквями. Но в работах, осуществленных ранее, показано: наиболее сильно религиозный опыт сказывается на состоянии здоровья адвентистов седьмого дня, мормонов и ортодоксальных евреев. Это обусловлено, судя по всему, большей требовательностью перечисленных церковных сообществ к ведению здорового образа жизни Уатз & №)г1псог.С, 1987; Ьеуш, 1994).

Самое простое объяснение указанных феноменов состоит в том, что среди членов церковных объединений меньше пьют, курят и т. д. Как показывают цифры, приведенные в табл. 11.3, люди, регулярно бывающие в церкви, реже умирают от цирроза печени (он вызван чрезмерным употреблением алкоголя), эмфиземы легких (следствие пагубной привычки много курить), рака шейки матки (что случается, когда женщина ведет беспорядочную половую жизнь) и сердечных заболеваний (к чему приводит курение и нездоровое питание). В тех религиозных группах,

Влияние религии на состояние здоровья 199

члены которых отличаются наибольшей продолжительностью жизни, приняты очень жесткие правила поведения.

Однако все сказанное не объясняет сполна благотворную роль религии в сохранении здоровья. Необходимо понять, почему важной в этом отношении оказывается принадлежность к традиционным конфессиям, которые не предъявляют верующим столь жесткие требования к образу жизни. Кроме того, следует принять во внимание и социальную поддержку — очень сильную, как мы уже видели, в церковных сообществах и положительным образом сказывающуюся на самочувствии людей. Беркман и Сайм (Вегктап & 5уте, 1979) показали, что она оказывает некоторое влияние на уровень смертности, а одной из наиболее действенных форм подкрепления и является принадлежность к религиозным объединениям.

Вместе с тем нельзя не отметить еще один феномен: если переменные «образ жизни» и «социальная поддержка» остаются неизменными, благотворное воздействие религиозного опыта на состояние здоровья не прекращается. Это продемонстрировали исследования Хаммера и его коллег (Ниттег е! а1., 1999). Нам известно, что стресс ослабляет иммунную систему, а позитивный настрой и близкие отношения с другими людьми ее укрепляют. Религиозные переживания позитивно влияют на иммунитет, потому что приводят к умиротворению, снимают напряжение. Сказываются также общение с Богом и положительные эмоции, вызываемыми церковными службами (Ои\\ & Зкокап, 1995; МсРао'а'еп & Ьеут, 1996).

Нередко людей пытаются излечить от различных телесных заболеваний, прибегая к помощи исцеляющих служб. Многие заявляют, что они могут избавить других людей от болезни или что сами выздоровели подобным способом. Действительно ли это так? Отыскать ответ на данный вопрос пытался ряд ученых, проводивших тщательные исследования. Например, Глик (СНк, 1986) опросил 176 человек, посещавших собрания, где обещано было исцеление, и сравнил результаты с ответами 137 людей, регулярно получавшими медицинскую помощь. Первая группа опрошенных указывала на лучшее самочувствие, чем вторая; они показывали более здоровый образ жизни, и степень их благополучия в целом оказалась выше. Но вот в объективной симптоматике, наблюдаемой у респондентов, никаких различий выявлено не было.

Идлер (1с11ег, 1995) обследовал 286 заболевших людей, многие из которых потеряли трудоспособность. Часть из них в поисках помощи обратились к религии и нашли ее. Более высокий уровень их хорошего субъективного самочувствия связан с внутренним, духовным Я и не имеет отношения к телу. Это Я означает эмоциональное благополучие, взаимоотношения с окружающими; будучи «нематериальным», оно отличается прекрасным самочувствием, даже если тело болеет. Реальное же физическое состояние указывавших на улучшения людей никак не менялось. Вместе с тем ряд исследований продемонстрировал, что субъективное здоровье позволяет прогнозировать снижение уровня смертности — и тогда, когда показатели физического здоровья не изменяются (Ы1ег & Вепуапнш, 1997).

Огромное благо — молитва. Она оказывает позитивное влияние на состояние здоровья верующего и других людей. Полома и Пендлтон (РоЬта & РепсШоп, 1991) обнаружили, что из всех обследованных ими жителей штата Огайо 73% ве-

200 Глава 11. Религия

рят в целительную силу молитвы, а 34% утверждают, что испытали это на себе. Влияние молитвы мы рассмотрим в следующем разделе, когда будем говорить о воздействие религиозного переживания на психическое здоровье. Впрочем, вызываемые религиозностью внутренняя гармония личности и позитивное мировоззрение могут отражаться и на физическом самочувствии человека.

Влияние религиозного опыта на психическое здоровье

В научной литературе, посвященной этой теме, сообщается как о положительных, так и отрицательных эффектах. Бетсон и соавторы (Ва&оп е1 а1., 1993) проанализировали 115 американских работ, в которых использовались результаты самооценки, касающейся депрессии и иных аспектов психического здоровья. Использовалось и несколько критериев религиозности. В большинстве проведенных исследований выявлена положительная корреляция между внутренней верой и психическим здоровьем, а вот внешняя религиозность коррелировала с психическим здоровьем отрицательным образом (в данном случае имеется в виду посещение церкви ради достижения некоторой цели: обрести друзей, получить какую-либо иную пользу). Осуществив более масштабные изыскания, когда выборка респондентов оказывалась достаточно емкой, и применив усовершенствованные методики, ученые пришли к аналогичным выводам. Например, Идлер (1о!1ег, 1987) опросил 2811 пожилых людей в городе Нью-Хейвен и обнаружил более низкий уровень депрессии у тех, кто посещал церковь или же соблюдал как-то иначе обряды и таинства.

Религиозные переживания способны смягчить воздействие стресса. Парк и соавторы (Рагк е1 а1., 1990) установили: студенты, внутренняя вера которых была сильной, не ощущали депрессии, тревоги, у них не снижалась самооценка, если вдруг возникали негативные события. Среди протестантов аналогичное наблюдалось даже в том случае, когда жизнь принимала неожиданный поворот, становилась неконтролируемой; среди же католиков — только тогда, когда она все же поддавалась контролю. Поразительно, что протестанты ощущали менее выраженную депрессию, чем до того, как эти события свершились.

Вероятно, одной из причин того, почему религиозные переживания оказываются столь благотворными, служит социальная поддержка, оказываемая человеку со стороны религиозного братства. Выше уже отмечалось, что церковь — это важнейший источник социальной поддержки. Как продемонстрировано множеством исследований, наличие такого рода социальной поддержки позитивно сказывается на психическом здоровье.

Вряд ли приверженность церкви способна предотвратить серьезное (психотическое) заболевание. Заметим, что у многих пациентов психические нарушения связаны с религиозными моментами: например, больные думают, будто они пророки. Рокич (КокеасЬ, 1981) обследовал трех пациентов, каждый из которых даже считал себя Иисусом.

Фигуры религиозных лидеров, особенно гуру, возглавляющих новые движения, озадачивают. Часто, перед тем как поведать миру о своем прозрении, они проходят

Супружеское счастье 201

через состояние, близкое к безумию, или даже через настоящее умопомешательство. Если это привлекает их потенциальных последователей и удовлетворяет их потребности, гуру достигают успеха (51огг, 1996). Немалое число религиозных лидеров демонстрировали некоторые признаки сумасшествия, но этих людей нельзя путать с обычными психическими больными. Гуру хватает здравомыслия, чтобы повести за собой большие группы последователей, и их идеи притягательно действуют на значительное число других людей — обладают ценностью не только для них самих.

Как считает Дюркгейм (Оигкпе^т, 1897), более высокий по сравнению с като-ликами уровень самоубийств у протестантов объясняется их большей разобщенностью. Следует, однако, заметить, что это наблюдение указывалось лишь в самых ранних европейских исследованиях. Ныне различия уже стерлись. Религиозная вера, конечно, в целом связана с низкими показателями самоубийств. Комсток и Партридж (Сот5г,оск & Рагг.пс1§е, 1972; см. также табл. 11.3 в настоящей книге) установили: среди посещающих церковь один раз в неделю и чаще коэффициент самоубийств составил 0,45 на 1000, а среди не бывающих в ней — 2,1. Вероятно, это объясняется социальной сплоченностью: более низкие показатели суицида наблюдаются среди членов тех церквей и общин, в которых крепче социальные связи и меньше число разводов (ВеН-НаПаЬпп & Аг§у1е, 1997).

Нельзя не обратить внимание и на представителей различных сект. Эти люди могут казаться безумцами, в то же время принадлежность к таким группам подчас благотворно влияет на психическое здоровье человека, поскольку он получает убежище от мирских горестей, мощное социальное подкрепление, от него требуют жесткой дисциплины. Когда в секту вступают молодые люди, опустившиеся на дно, пристрастившиеся к наркотикам, состояние их улучшается.

Принадлежность к секте влечет за собой и ряд издержек: разлучение с семьей и друзьями, прекращение карьеры (по крайней мере, на некоторое время), иногда — отказ от сексуальной жизни или заключение брака по чужому указанию, подчинение жесткой; порой драконовской дисциплине и необходимость выполнять лакейскую работу (например, продавать цветы). Проблемы возникают и для семьи сектанта: родственники могут не понимать, что с ним произошло; да и визиты в семью часто запрещаются.

Супружеское счастье

В большинстве религий (в том числе и в христианстве) признается высшая ценность брака и семьи. Способствует ли это обретению большего счастья в супружеских отношениях? Можно утверждать, что хотя бы на Западе данное убеждение приводит к уменьшению числа разводов. Хитон и Гудман (Неа1;оп & Соойтап, 1985) обобщили результаты нескольких американских исследований, чтобы проанализировать влияние вероисповедования и посещений церкви на разводы (табл. 11.4). Количество распавшихся браков было меньше у тех, кто чаще ходил в церковь (этот результат подтвердился для представителей всех конфессий). Самый низкий уровень разводов отмечался у католиков и мормонов.

202 Глава 11. Религия

Таблица 11.4 Число разводов в зависимости от вероисповедания и активности посещения церкви

Протестанты Протестанты

Католики с либеральными консервативного Мормоны

принципами толка

Посещение

  Католики Протестанты с либеральными принципами Протестанты консервативного толка Мормоны
  Посещение      
  Частое Редкое Частое Редкое Частое Редкое Частое Редкое
Процент разводов 13,3 30,4 24,0 32,3 20,3 37,4 12,7 23,9

Источник: НеаСоп & Соос1тап, 1985.

Колл и Хитон (Са11 & Неа1оп, 1997) определили, сколько пар из 4587 разошлись в течение 5 лет. Наиболее точным был прогноз, останутся ли супруги вместе, если принималась во внимание регулярность их совместного участия в церковной жизни. В другом же исследовании было выявлено, что стабильность брака позволяет предсказать сила веры — та внутренне переживаемая религиозность, о которой сказано выше.

Вместе с тем установлено, что ситуация осложняется, когда муж и жена являются сторонниками различных церквей. Так, если один из супругов католик, а другой — протестант, разводы случаются в 2 раза чаще, чем среди пар протестантов или католиков. Еще более высока вероятность того, что брак распадется, когда кто-то из супругов мормон, а второй — католик. Поскольку всем верующим свойственно почитать ценность брачных уз и неодобрительно относиться к разводам, необходимо искать иную причину, объясняющую, почему же пары, в которых муж и жена одного вероисповедания, крепче.

Благополучие в браке определяется, в частности, успешным совместным проведением досуга, а также сильное воздействие оказывает на него и принадлежность к одной конфессии. Судя по всему, это вызвано тем, что церковные сообщества отличаются особой сплоченностью и предоставляют своим членам максимальную поддержку: у них одно вероисповедание и общие обряды. Кроме того, супруги, придерживающиеся одинаковых религиозных убеждений, принадлежат к сплоченной группе и получают от нее мощную социальную поддержку.

Однако возникает новый вопрос: влияет ли религиозный опыт на супружеское счастье? Некоторые исследователи обнаружили более высокую сексуальную удовлетворенность у пар, где муж и жена верующие. Очевидно, в данном случае не было запретов на сексуальную активность (Ноос! еС а1., 1996). Другие авторы указывают на взаимосвязь религии и половой жизни. Общность вероисповедования, вероятно, создает дополнительную эмоциональную близость между супругами. Однако все эти изыскания касались выявления одномоментной корреляции.

Бут и соавторы (ВооЛ е1 а!., 1997) провели тщательное лонгитюдное исследование, в котором участвовало 1005 состоящих в браке человек. Как установили авторы, за 12 лет рост религиозной активности не привел к усилению супружеского счастья или уменьшению конфликтов в семье, хотя и способствовал тому, что супруги не столь часто хотели развестись. Установлено также: более крепкое счас-

Позитивные эмоции 203

тье супругов побуждает их чаще бывать в церкви. Если трактовать полученный результат более широко, следует сказать следующее: церковный опыт позволяет сохранить брак, но не всегда потому, что делает мужа и жену счастливее.

Позитивные эмоции

Богослужения и другие церковные обряды вызывают достаточно сильные позитивные эмоции, которые могут как отражаться, так и не отражаться на общих показателях счастья. Исследовав возникновение эмоций при различных способах проведения свободного времени, нами было показано, что радость, порождаемая религиозными переживаниями, очень сильная. Степень ее меньше, чем той, которая вызывается танцами, но примерно равна получаемой от прослушивания музыки (Аг§у1е, 1996). Изучалась нами и природа позитивных эмоций, испытываемых человеком в церкви.

Аргайл и Хиллс (Аг§у1е & НШз, 2000) протестировали 300 взрослых жителей графства Оксфордшир и вычленили три фактора (табл. 11.5). Они представляют собой «классические» свойства религиозных переживаний. Это — трансцендентальный опыт (фактор 1), мистические или имманентные переживания (фактор 3). Выделен также и мощный социальный фактор (2). Каждый фактор включает радость или иные элементы благополучия.

Таблица 11.5 Факторный анализ шкалы религиозных переживаний

Пункт Название Фактор 1" Фактор 2 Фактор 3
С19 Общение с Богом 0,82  
С25 Ощущение гармонии пребывания с Богом 0,80  
С12 Ощущение помощи и поддержки 0,74  
СП Духовный подъем 0,72  
С13 Чувство, что тебя любят 0,72 0,46
си Чувство, что это твой дом 0,72  
СОЗ Восстановление сил 0,68  
С07 Наставление на путь 0,66  
С09 Радость/приподнятое настроение 0,65  
С05 Позитивное ощущение жизни 0,65  
С20 Спокойствие 0,62 0,48
С16 Возбуждение 0,59  
С04 Умиротворение 0,57 0,52
С18 Удовольствие от пребывания в кругу людей   0,81
С22 Чувство единения с другими   0,78
С23 Ощущение себя частью семьи   0,75
С06 Возможность помочь другим   0,61
С02 Участие в коллективном действе   0,61
С17 Удовольствие от соблюдения известных ритуалов   0,57

 

...Aкадемия Знaкомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в горячем режиме. Это индивидуальный подход и работа до положительного результата...

 

Глава 11. Религия

Окончание табл. 11.5

Источник: Аг§у1е & Ш1Ь, 2000.

Примечание: Показаны все факторные нагрузки > 0,45.

•' Факторные обозначения: Фактор 1 — трансцендентальный опыт; Фактор 2 — социальный фактор; Фактор 3 — имманентные переживания.

У членов церковных объединений, вошедших в изучаемую выборку, не отмечалось более высоких, чем у прочих людей, показателей по Оксфордскому опроснику счастья. У тех же, кто посещал спортивные клубы, эти показатели были выше. Вероятно, подобный феномен объясняется тем, что ходящие на церковные службы делают это раз в неделю, в то время как члены спортивных клубов могут заниматься каждый день. Частота испытываемых положительных эмоций — более важный источник счастья, чем их сила, — к такому выводу пришли Динер с коллегами (Б1епег ег. а1., 1985).

Изучение сильных религиозных переживаний, которые возникают нечасто и, главным образом, в уединении, позволило заметить, что позитивные эмоциональные ощущения проистекают от них. Хей (Нау, 1990) опросил взрослых жителей города Ноттингем и установил: 61% описывают свое состояние как «умиротворение или возрождение, счастье/ликование, духовный подъем/благоговение». Грили (Сгее1еу, 1975) определил, что люди, которые пережили «классические» мистические состояния, называемые ими «погружением в свет», испытывали сильнейший эмоциональный подъем. Панке (РаЬпке, 1966) попытался вызвать у испытуемых религиозные переживания с помощью наркотиков. Он выяснил, что последние порождают позитивный взгляд на жизнь, и этот эффект наблюдается и 6 месяцев спустя; состояние участников эксперимента характеризовалось как «радость, блаженство и покой».

Мы уже видели, что молитва делает человека счастливее и усиливает экзистенциальное благополучие. Полома и Пендлтон (РоЬта & РепсПегхт, 1991) подчеркивают: наибольшее влияние религиозные ощущения оказывают во время молитвы, особенно — самоуглубленной. Вместе с тем яркие позитивные эмоции могут возникать и при обращении человека в ту или иную веру. Если они внезапны, то, по мнению ученых, человек может испытывать вину, депрессию или стресс, быть недовольным собой, утратить смысл жизни, переживать «экзистенциальный кризис» (1Л1тап, 1982). Установлено также, что после обращения у человека усиливается ощущение смысла и цели (РаЬиЫап, 1981): он начинает смотреть на себя как на заново родившегося, совсем другую личность; воспринимает себя членом новой группы, оказавшей ему чрезвычайно радушный прием.

Пункт Название Фактор 1" Фактор 2 Фактор 3
С15 Объединяющее людей мировоззрение 0,49 0,49  
С01 Ощущение причастности к вечности     0,78
С08 Выход за пределы своего Я     0,66
С21 Физическое благополучие     0,56
С24 Погружение в тепло и свет   0,49 0,56
СЮ Проблески иного мира     0,54

Коэффициент «альфа» Кронбаха

0,95 0,95 0,79
Доля объясненной вариации 49,6% 7,0% 6,1%

Негативные эмоции 205

Обращение к религии происходит в момент экстатического подъема, однако это может и негативно влиять на человека. У некоторых людей отмечаются эмоциональные сбои, приводящие к психическим отклонениям. Когда в Новой Англии в XIX в. произошло всеобщее смятение, вызванное предсказанием Миллера о скором втором пришествии Христа, примерно четверть всех помещенных в местные психиатрические лечебницы страдали от «религиозного возбуждения» (5г.опе, 1934). Подобный же эффект отмечается в развивающихся странах, где поведение верующих отличается порой настоящим неистовством. Эмоции могут быть позитивными, но волнение настолько сильно, что психика некоторых людей не выдерживает напряжения.

В Иерусалиме у части прибывших туда паломников случаются эмоциональные нарушения, которые вызываются переживаниями причастности к святым местам и насыщенными религиозным символизмом впечатлениями, так что некоторые из посетивших древний город попадают в палату, где находятся страдающие «иерусалимским синдромом».

Негативные эмоции

Страх смерти

Существует несколько разновидностей отрицательных эмоций, которые религиозный опыт может нейтрализовать. Страх смерти (/еаг о/с1еа1к — РОВ) — тот аспект, который антропологи признают причиной обращения к религии. Способна ли вера в жизнь после смерти уменьшить этот страх?

Было проведено немало исследований, посвященных данному вопросу, и действительно удалось установить следующее: сила веры отрицательно коррелирует со страхом смерти; если же религиозность чисто внешняя, тогда он сильнее. Вместе с тем это не доказывает, что благодаря религиозному опыту страх смерти устраняется.

Ученые провели ряд впечатляющих экспериментов, в которых такой страх вызывался искусственно: людям показывали слайды с изображением трупов, давали слушать похоронную музыку, рассказывали об опасности умереть от несчастного случая или болезни. Исследователи пришли к выводу, что у верующих людей этот опыт лишь укрепил их убежденность в существовании загробной жизни и снизил страх умереть. У тех же, кто не верил в потусторонний мир, никаких изменений не отмечалось (ОзагсЬик & Та1е, 1973). Такого рода эксперименты в настоящее время расцениваются как неэтичные и больше не проводятся. К сожалению, смягченные варианты подобных исследований не были плодотворными.

В лучшую жизнь верит очень много людей. Согласно одному из опросов, 100% людей старше 90 лет верят в рай. Ученые выяснили: неколебимые религиозные адепты, оказавшиеся в преклонном возрасте, мечтают о смерти; они говорят, что после нее «будет чудесно» (Зтепзоп, 1961).

Чувство вины

Основой христианского образа жизни является идея спасения от грехов. Если чувство вины рассматривать как субъективную оценку греховности, оно означает и освобождение от такого чувства. Среди протестантов строгие ревнители веры придают

206 Глава 11. Религия

особое значение избавлению от грехов и перерождению. Удается ли им более не ощущать вины? Полученные исследователями результаты приводят в замешательство. С одной стороны, у таких верующих чувство вины очень сильное; они также пережили больше жизненных травм — например, подверглись суровому наказанию или жестокому обращению в детстве (5г.го21ег, 1994). Кроме того, к переживанию своей виновности людей понуждают при обращении в веру. Верующие испытывают ужас от самой мысли о возможности оказаться в аду.

Вместе с тем для неукоснительных религиозных последователей характерны выраженный оптимизм и высокий уровень других показателей благополучия, что, по-видимому, связано с твердостью убеждений (5еШ & 5еН§тап, 1993). После свойственного рассматриваемой группе верующих внезапного обращения в веру новые адепты действительно чувствуют себя намного лучше и полагают, что все их проблемы оставлены в прошлом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.