Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Или смерть?» Дворовый Катехизис Русского человека 27 страница



Уместно вспомнить очень душещипательную историю, которую я часто привожу в пример: Божьей милостью я знаком с Владыкой Проклом, он был пострижен в монахи еще достаточно молодым человеком, и как самому молодому представителю братии ему доверили убирать после службы монастырский храм. А он стоял на горке, окна большие, солнышко светит, внутри никого. «А я, – рассказывает владыка, – только что исповедовался, причастился, и навел порядок. Сел на лавочку, и тепло мне, и светло, радостно, и я думаю: вот бы сейчас умереть!»

Так получается, что когда на душе покой, когда грех побежден, когда человек исповедался и причастился Святых Христовых Таин, он смотрит за этот страшный рубеж с радостью и ликованием, потому что не ждет ничего, кроме того вселенского счастья, которое есть жизнь в Боге, – Рай! А она ждет нас даже по смерти своей, потому что душа – вечная, и, потрудившись над ее очищением от греха собственного и первородного, мы получаем надежду на спасение и вечное пребывание рядом с Богом.

Ничего от себя я в этой связи добавить, наверное, не решусь, потому что не так трудолюбив, как владыка Прокл, далеко не так крепок в Вере, как он, и надеюсь только на одно: что Господь меня милует за то, что я стремлюсь к тому счастью, которое называется смирением (поиск правды и жизнь в ней). К тому счастью, которое называется Верой и праведной жизнью в исповедании своих грехов и покаянии.

Мы – люди далеко не верующие, повторял это неоднократно и повторю еще раз, мы – люди, стремящиеся к Вере и уповающие на Господа. Потому что будь моя Вера размером с маковое зерно, и открылось бы мне Царствие Небесное, сказал бы горе: сдвинься и сдвинулась бы… (с). Если бы это было так, то, имея эти зерна, все бы уже почивали в нем. Что-то мне подсказывает, что не все сейчас там, а значит, еще стоит потрудиться. И я, памятуя пример Батюшки Серафима Саровского, прошу у Господа: дай мне, Господи, еще минутку покаяться, еще минутку что-то сделать для своей бессмертной души, чтобы без ужаса думать о своем последнем часе и не стыдиться своей никчемной жизни! И думать о том, что есть у меня повод надеяться на снисхождение ко мне со стороны Создателя.

Искать утешения либо какого-то отдыха в смерти могут люди слабые. Потому что шанс физической жизни – это тот самый случай, когда ни секунды без духовного свершения, ни секунды без попытки улучшения себя, а через себя – улучшения всего, что тебя окружает. И отдых тут – столь неуместное понятие, что иначе как трусостью его и назвать-то сложно. Трусостью перед жизнью, перед ее испытаниями, перед тем грузом, который Господь по силам нашим – и только по ним – кладет на наши плечи. И люди, отдающие свою жизнь по своему решению, уходящие по собственной воле, никогда не хоронились на кладбищах и не отпевались. Потому что это были предатели той миссии, которая была на них возложена. Нет большего греха, чем суицид, оскорбление Бога трусостью перед жизнью, поскольку в этом грехе нельзя покаяться. И попытка сбежать из этой жизни ведет к более страшным событиям, которые есть бездна кромешная.

Праведники же, уходящие в вечность, уходят туда с тем же страхом, потому что никто не знает, что его ждет, и впереди неминуемые мытарства. И в этом есть великий промысел. Потому что остановиться в Подвиге смирения нельзя ни на секунду, а остановившись, можно погрязнуть в гордыне. Примером тому может являться Франциск Ассизский, который утверждал, что не знает за собой ни одного греха, а потому безгрешен он, и одно из величайших произведений в католицизме – «Цветочки» Франциска Ассизского, произведение, которое являет собой надменный пример «праведной» по их представлениям жизни. Мы же, люди Православные, всегда находим, в чем нам еще потрудиться, и Церковь наша Христова идет именно от Спасителя, и не было в ней изменения со дня ее основания, кроме тех живых дополнений, которые еще более подтверждали и подчеркивали каноническую неприступность той твердыни, которая называется Православием – ортодоксальной Церкви, во главе которой стоит сам Бог и никто иной.

– Сформулируйте, пожалуйста, наиболее разумное и правильное, с христианской точки зрения, отношение к смерти, как вы его понимаете. И насколько, на ваш взгляд, естественны и необходимы испытываемые обычно человеком трепет, страх, ужас перед собственной кончиной, и в каких пределах их необходимо удерживать?

– Отсутствие боязни по отношению к смерти своей или чужой есть загрубление, это попытка спрятать тонкие струны своей души за броней отчуждения, за тем охранительным торможением, о котором мы говорили в самом начале. При этом мы вычеркиваем из действительности понятие смерти как таковое, заменяя его визуальным рядом или картинкой. Если вас не трогает по-настоящему картина чужой смерти, то, значит, вы потеряли то пламенное сердце, которое сострадает всему, что уходит, мучается, страдает. А, значит, вы перестаете быть тем существом, которое стремится к Богу, сострадающему всем нам. Человек обязан уподобляться Богу, потому что он создан по Образу и Подобию Его.

Именно в неизбежности смерти заключается интрига человеческого бытия. Дело в том, что мы понимаем конечность нашей физической жизни, и страх смертный неспроста живет в нашей душе, а для того, чтобы не было большей мотивации для человека, чем успеть за короткое время земной жизни оправдать свои надежды на спасение в жизни вечной, не тратить силы и время на суету мелочного бытия, не совершать непростительных ошибок, и проживать каждый день, как последний. Православный человек помнит о смерти каждый день. Не потому, что он трус, а потому что понимает, что никто не дал ему права надеяться на то, что у него будет еще один день сверх того, что отвел Господь. Что вновь сложится ситуация, когда он сможет пренебречь теми вещами, которые пренебрежения не терпят. Когда он может переступить через те рамки поведения, через те канонические устои, которые есть жизнь в Церкви Христовой. И этот страх смертный – не ужас перед неизбежной кончиной и алчное, эгоистическое представление о том, что счастье где-то закончится, а ты пирожного не доел, и это всего лишь мерило того, что ты что-то не успел доделать в высшем смысле этого слова. И в этом и есть ужас, потому что нет большей несвободы, чем смерть. Потому что тогда ваш экзамен безвозвратно закончен, а пересдача невозможна.

И всегда есть сомнения: а сдал ли? А оценка какова? Ответ на этот вопрос мы получим в этом случае только единственный раз – в итоге Страшного Суда, и никто не скажет, насколько страшным он будет для вас, потому что никто не знает, каким он будет для всех остальных людей, ушедших в вечность. Вот поэтому, каждый день памятуя о смерти, мы идем к жизни. К жизни, которая находится в рамках наших представлений о жизни праведной. Либо мы нарушаем эти рамки и с горечью осознаем всю свою слабость и никчемность, всю свою человеческую несостоятельность.

Стоит, впрочем, внести уточнения: мы имеем страх смертный, как мотивацию к нашему развитию, а не как липкий ужас жертвы под ножом палача. В таком случае это страх перед врагом физическим, а не смирение перед Отцом Небесным, и тут он, страх, есть оружие диавола, и нет этому страху перед врагом места в нашем сердце! Если он селит в вашу душу ужас и оцепенение перед каким-либо событием, даже перед смертью, то не позволяет быть свободными, а Господь делает нас свободными для того, чтобы мы имели право выбора. И верующий человек – свободен. Хотя бы даже в том, чтобы «…положить Душу свою за други своя, и нет больше той любви» (Ин. 15, 13).

В этом есть некое противоречие: с одной стороны – страх смерти, который каждый Православный человек должен ощущать каждый день, для того, чтобы не забывать о суетности мира и суетности того времени, которое дано нам на планете Земля. И в то же время – великая свобода, которая позволяет нам принимать решения, сообразуясь со своими представлениями о добре, зле, о должном и о недопустимом. И вот где-то на середине между этими понятиями находится наша душа, одновременно смиренная перед Богом – и сражающаяся, и воинствующая по отношению к греху и врагам Родины.

Еще раз говорю, было бы крайне неправильно, если бы именно безотчетный страх поселился в вашем сердце. Все герои, просиявшие в истории Русского народа, имели страх. Потому что я не верю, что наши богатыри, витязи Православные из далекого и из недавнего прошлого были людьми умственно неполноценными. Я верю, что они осмысленно явили величие Духа, которое перешагивает через собственное самосохранение во имя высшей цели, которую они для себя ставили. И именно поэтому инок Александр Пересвет не имел ничего на себе из доспехов, кроме схимы, прекрасно понимая, что скачет навстречу честной кончины своей! Но этим своим Подвигом и пролитой кровью он вдохновил войско на поле Куликовом, которое одержало одну из величайших побед в истории Русского оружия.

– Чья смерть из числа тех, которые вам так или иначе стали известны, произвела на вас наиболее сильное впечатление и кажется вам в наибольшей степени показательной, с точки зрения ваших убеждений и ценностей? Не могли бы вы привести примеры двух смертей, одна из которых кажется в наибольшей степени прекрасной и соответствующей вашим представлениям о том, как следует умирать, а вторая, напротив, видится особенно отталкивающей и отвратительной?

– Два человека произвели на меня в этой связи крайне мощное впечатление. Это генерал Власов и Женя Родионов. Женя Родионов – это новомученик российский, который есть воплощение сегодняшнего времени. Того самого времени, когда «Православие или смерть», когда солдат погибает, но не имеет возможности снять с себя Креста. И генерал, который объяснил благими намерениями свою позицию, но стал предателем. И нет ему прощения в памяти народной, и прости его, Господи, за лукавый выбор его, потому что, что бы ты ни хотел сделать, но если ты предал свой народ, то все твои благие помыслы приводят тебя в ад.

Получается, что мальчишка, не снявший Креста, сегодня – это настоящий символ России, которая не встанет на колени перед врагом. И это единственная надежда на наше спасение. Это – страна Жени Родионова. Но не страна генерала Власова. Выбор очевиден. Никакие благие намерения не простят предательства, и однажды принятое решение, оплаченное кровью, может спасти целый народ. Верую: кровь Жени Родионова стучит в наших сердцах. Так и только так. И нет у нас иного пути. И в этом смысле нет нам жизни вне Православия, и вне Православия нам – смерть.

– В Православии существует убеждение, что ключи от смерти человека находятся в руках Божиих. И отсюда часто выводят, что каждый человек умирает в наилучшую для себя, с точки зрения своего духовного состояния, пору, либо тогда, когда Господу становится известно, что его покаяние в будущем уже невозможно. Действительно, издревле обстоятельства и причины смерти человека всегда увязывали с тем, какую жизнь он вел и каковы были ее плоды. Скажите, ваш собственный опыт подтверждает наличие этих или каких-то других, но определенных, явных закономерностей, связанных со смертью?

– Вы знаете, я часто видел людей, которые уходили. И часто видел людей, которые жили вопреки всему. Но есть нечто, что для меня в этом вопросе совершенно ясно: как только мы понимаем, что нам эта жизнь не по зубам, как только мы понимаем, что мир нас победил, мы становимся лишними пешками на этой доске, нас просто убирают, чтобы мы не заслоняли поле никчемными фигурами. Как только вы сломались внутри – ваш Дух сломлен и тогда ваша физическая жизнь подходит к концу, потому что именно Дух движет человеком, вопреки ложному переводу: в здоровом теле – здоровый дух (с), как нас убеждали гуманисты.

Это касается всего, но более ярко это проявляется все-таки на поле боя: не надо убивать противника – достаточно поселить в его сердце ужас, и он убьет сам себя, своими ошибками. Так вот, герои выживают вопреки, а трусы не выживают и при самых благоприятных обстоятельствах, потому что, даже имея все основания для победы, они не имеют самого главного – духовного порыва, который привел бы их к победе, и лишаются помощи Божьей. Мне, к сожалению, пришлось похоронить очень много своих знакомых, которые просто-напросто заканчивали свою миссию на земле, либо просто оказывались не готовыми к тому, чтобы продолжить свой путь.

У меня был друг, звали его Сергей, который погиб совсем недавно. Погиб, просто растерявшись в жизни. Удачливый бизнесмен, ему не было еще и сорока, у него всё шло прямо как по маслу. И вдруг в одночасье его бизнес сломался: погиб один из его партнеров. Он настолько не был готов к тому, что ему не везет, что ничего умнее, как начать пить, не придумал. От него ушла жена, он по сути дела разрушил остатки бизнеса. В конечном итоге, 4 января он выпал из окна и разбился. То есть не пережил новый 2012 год.

Это произошло с такой фатальной скоростью, он так решительно уходил из мира, который, как ему показалось, его обидел, что Господь просто услышал его: он хотел уйти? Да не вопрос, уходи! И Он убрал его.

Не надо цепляться за жизнь. Это даже как-то неловко. Дело в другом: мечтайте сделать ее другой, мечтайте сделать мир лучше, мечтайте потрудиться над своей душой, а через этот труд потрудиться для всех, кто прикоснется к вам вольно или невольно. Мечтайте о покаянии, о смирении, о той чистоте, которую вы наверняка еще не чувствуете внутри себя. Мечтайте помочь всем, кто вас окружает, потому что в каждом лице, которое вы встречаете на своем пути – лицо Бога. И никак иначе, как через этих людей, вы не можете Ему послужить. Помогая людям, вас окружающим, вы служите Богу. Потому что это и есть самая важная миссия на земле: помогать людям так, как это делал Спаситель, спасая каждого, кто прикоснулся к Нему в Его человеческой ипостаси.

Можно ли придумать себе большую радость и лучшую участь, чем уподобиться Тому, Кто пытался каждый день, каждым своим вздохом сделать мир окружающий наполненным Любовью, радостью и светом? И как это вульгарно уподобляться антиподу Спасителя, пребывая в грязи, нечистотах внутренних, которые рождают и нечистоты внешние!

И подвиги, и злодеяния рождаются в нашей душе. И тем удивительнее смотреть на людей внешне незаметных, которые совершают вдруг столь величественные поступки, что думаешь: вот он, промысел Божий! Вот она, искра Божия, горящая в сердце! Вот подвиг Православного Духа, который освящает всё вокруг! И не заметить его невозможно.

Примеров тому масса в святоотеческом Предании. Все блаженные на Руси (а святых Христа ради юродивых среди Русских неизмеримо больше, чем в каком-либо другом народе) выглядели, мягко говоря, странновато. Но при этом они просияли в веках, потому что внешняя убогость порой скрывает внутреннее величие, но не гордыню, а именно божественный свет. Тот Дух Святой, который живет в этом сердце, в этой душе, лишенной корысти, гордыни, стяжательства и наполненной любовью и радостью, которыми внешне неказистые люди готовы делиться со всеми, кто прикасается к ним, делая их лучше.

Недавно имел счастье говорить со схиархимандритом Иоакимом: человек, не разговаривающий по-русски, старец-схимник, живущий в Нью-Йорке, оказался настолько искренним Православным, настолько близким мне по духу человеком, каким мог бы быть только Русский, что я был просто поражен. И он говорил: «Не надо видеть порок, не надо видеть грех в человеке. Надо в каждом видеть человека, Брата твоего. И тогда не ощущение протеста в вашей душе будет в отношении этого порока, а неуклонное желание помощи вашему Брату в решении вопросов, которые он решить самостоятельно не может. Любите тех, кто мучается в грехе, и тогда они смогут его преодолеть! Если же вы их клеймите, величаво любуясь своим безгрешным состоянием, то вы погибаете, вы истязаете себя еще большим грехом, чем, возможно, тот, который предстал перед вашими глазами». «Боже, милостив буди мне, грешному!» – стоял мытарь у дверей Храма, опасаясь зайти внутрь, а на него смотрел с гордыней богатый прихожанин, любуясь своим величием, одного не понимая: собственной ничтожности по отношению к тому Богу, который возвышался над ним. Блаженны нищие духом!

Всё в руках Божиих, абсолютно всё. И учиться мы должны на событиях свершившихся, потому что в них есть причинно-следственная связь, и она всегда есть! И нет случайностей в этой жизни, и чем дольше ты живешь, чем пристальнее смотришь вокруг, тем больше понимаешь: нет ничего случайного!

У меня в центре работала бабушка, ее звали Людмила. Всю свою жизнь она была Сталиной, как ее в 1934 году назвали родители-коммунисты, и вдруг в 1988 году девочка из коммунистической семьи, пережившая блокаду, дама-преподавательница университета, поняла, что надо креститься. И она была крещена как Людмила. Крестившись, она, по сути дела, понесла на себе весь груз атеистического греха, который тащили ее родители и она сама всю ту жизнь, будучи коммунистами. Ничего, с точки зрения обывателя, хорошего это ей не дало. Она стала болеть раком – одним, потом другим. И она болела страшно. Но это ее не отвратило и не напугало, а скорее наоборот. И мечтала она только об одном: уйти бы в Светлую седмицу. Потому что народ верит, что человек, умерший в Светлую седмицу, попадает в Рай без мытарств. Она умерла ровно в Пасху. Счастье-то какое, какая Радость!..Не понять меня не Православному! Не понять…

Ничего более красивого я не знаю. Она страшно страдала, сомкнув губы и не жалуясь. Она ходила на работу по сути до последних дней, и не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы помогать нам. Каждое утро я поминаю ее и прошу рабу Божию Людмилу молить Бога о нас. Верую: и она помогает нам своими молитвами. Складень, подаренный ею, всегда со мной и на всех наших турнирах, семинарах и боевой подготовке стоит он передо мной, и Слава Богу! Её Мужество горит в наших сердцах.

– Как, на ваш взгляд, наиболее разумно и верно христианин должен относиться к смерти тех, кто был ему близок и дорог? Как относиться к своим боли и страданиям: преодолевать их и подавлять или позволить им быть такими, какие они есть?

– Нет более страшного греха, чем хула на Господа. В этой связи верую, что всё по промыслу Его, и не имеем мы права клеймить свою судьбу или жаловаться. Будет больно так, что будешь удивляться, почему не умираешь сам. Но при этом при всем мы веруем, что Воля Божия свершилась, и принимать ее нужно так, как она была нам явлена. Вещь говорю страшную. Потому что, сказав ее, я ставлю себя выше тех людей, которые сейчас страдает. Простите меня за эту дерзость, Христа ради, я сострадаю им и прошу об одном: Господи, помилуй мя! Господи, не дай мне вкусить этого плода, подожди, не торопись! Господи, помилуй мя! И помяни, Господи, всех ушедших от нас во Царствие Твое! Даруй им оставление грехов и жизнь вечную.

И ничего другого я сказать не могу, потому что мы умираем каждый раз с теми, кто от нас уходит. А если этого не происходит, то сердце наше очерствело, и душа наша погрязла в потемках. Нельзя иначе, потому что Православие – это религия жизни, религия Любви. Потому что это Вера в Бога, создавшего этот мир.

– Если мы исходим из того, как учит Православие, что всё происходит по воле Господа, и ни один человек не умирает случайно, то как объяснить, что убийство считается одним из тягчайших грехов, притом, что сама смерть человека от руки убийцы является предусмотренной Богом? Ведь если человек совершает волю Бога, принося смерть другому человеку, то, объясните, почему он всё равно при этом является грешником?

– Тут есть небольшой момент: всё совершается не только по Воле Божией, но также порой по попущению Его. То есть когда мы видим, что Господь за наши маловерие, гордыню, самость и дерзость попускает оставить нас без Своей защиты, то мы оказываемся лицом к лицу с силой, которая может нас пожрать. Если мы не опираемся на Божию помощь, Он говорит: «Ну, что же, хорошо. Видимо, сил твоих хватает на многое из того, что Я готов был принять на Себя». И вот тут часто мы видим, как люди именно гордые, дерзкие, самонадеянные, «не нуждающиеся в Боге», уходят от нас по дерзости своей, не выдержав встречи лицом к лицу с врагом человеческим.

И здесь надо четко понимать: всё не случайно, и такие смерти не случайны, но всё же не всегда они угодны Богу, но попущены Им по грехам нашим. И это тоже есть Воля Божия, лишившая нас Его защиты! И мы запинаемся за первую подножку, которую подставляет нам лукавый.

Вот в чем смысл: веровать, надеяться и оставаться сильным человеком, на которого не стыдно смотреть из-за облаков.

Когда же погибают невинные, то и здесь могу сказать, что промысел Божий не ясен человеку, но одно понятно: вот эти люди своей мученической кончиной могут надеяться на Царствие Небесное. И это не самообман. Часто бывает так, что человеку, за жизнь его с тяжкими грехами, позволяется принять мученическую смерть, чтобы она являлась той самой последней песчинкой на весах, которая перевесит греховность жизни его. И получается, что уходя страшно – с земной точки зрения – он обретает ту самую Жизнь Вечную, расплачиваясь за грехи, в которых он не успел покаяться. Так надо убояться того, что Господь может явить подобную милость! Милуя нас тем, что дает смерть страшную. Уж лучше заняться своим очищением при жизни, каждый день памятуя о том, что может он такую милость явить! Нужна ли она вам? В таком-то виде? В любом случае милость Божия – это счастье, но уж лучше каждый день, самому и с радостью, чем так-то, когда за шиворот и мордой в дерьмо.

Еще страшнее, когда и милостью это не является, и человек прямым ходом летит в смоляной котел, когда он не нужен Богу в том виде, в котором произрастал, как сорняк. С милостью Божией, с Верой в сердце, каждый день – трудиться, трудиться и трудиться! С удивлением наблюдая, как мир, нас окружающий, становится светлее, как мусор под ногами исчезает, как подлецы и преступники бегут от нас, понимая, что нет им места рядом с нами. Как предатели втыкают нам в спину очередной кол, понимая, что ничего другого они сделать не могут. И слава Богу, потому что не место нам среди них, а им среди нас!

Если ко мне с поцелуями лезет пидор – со мной что-то не так. Когда он кидает в меня камнем, то слава Богу! Что еще он мог сделать со мной? Слава Богу! И только так! И мир бьет нас, потому что нечем ему ответить, кроме как подлостью диавольской. И слава Богу!

Если у Православного нет врагов – это слабый Православный: его диавол не видит. И побиваемы будем, и оплеваны будем так, как был поруган Спаситель в страстных муках своих. И каждый взойдет на свой Крест, и Голгофа у каждого своя! И в Раю нераспятых нет.

Смерть – это второе по важности событие после рождения. И по смерти можно понять, какую же именно жизнь прожил человек, и догадаться о его дальнейшей судьбе. Но мы никогда не знаем о ней. Всё в руках Божиих. И доверяем мы свою жизнь Ему, веруя, работая и страдая за Него, потому что нет более великой участи, чем уподобиться Богу, когда воля наша соединена с Волей Бога, и по смерти нашей каждый из нас становится богом по Благодати Его.

Смерть – это именно та черта, которая определяет человека как героя или предателя, грешника или праведника, и нет за той чертой возможности что-то исправить…

Меня ужасают люди, которые живут так, будто хотят зло рассмеяться в лицо Богу, испустив последний вздох. Нет и не может быть истинно неверующих людей, потому сама природа человека создана по Образу Его и Подобию, и каждая клетка нашего бытия тянется к свету, Любви и Богу. Себя не обмануть, как бы ни пытались это сделать люди книжные, гордые и заносчивые, так зачем эта жизнь в этой лжи? Впрочем, не я им судья, и Слава только Богу!

 

Заключение

Архиепископ Феофан Полтавский (1930): «Отвечаю на ваши вопросы. Первый вопрос касается вашей внутренней жизни: „Можно ли иметь отрицательное чувство по отношению к врагам Русского народа и Православной Церкви или нужно подавлять в себе это чувство, повторяя слова Божии: Мне отмщение, Аз воздам?“ Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам Русского Народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства неестественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем „ненавидеть“ врагов Божиих и врагов Русского Народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их бесчеловечное отношение к Русским людям. Поэтому и нужно бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам», причем, очень возможно, их руками…»

«Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15).

«Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21, 7–8).

Все пути сходятся на вершине.

Если бы я знал какое-то заветное слово или какую-то волшебную таблетку, чтобы быть человеком духовным и сильным, чтобы соответствовать тем идеалам, которым посвящена эта книга, то я бы произнес это слово или проглотил бы эту таблетку и, о чудо – всё бы и получилось. А я – не знаю. Я по сию пору не знаю, насколько силен или слаб я Духом, насколько искренне сделал свой выбор, насколько Православным человеком имею право себя полагать.

Женя Родионов остался без головы, когда Крест не снял. И каждый Православный примерил это на себя: «А я бы как поступил?..» А ответить словами на этот великий вопрос нельзя. Это ответ, который можно дать только с ножом у горла. Остался без головы – ответил. Не остался – тоже ответил, но ужаснитесь этому ответу, убившему Душу вашу.

…Казаки уходили от красных через турецкую границу. На границе их останавливает дозор: «Вы же Православные?» – «Да». – «А мы вас пропустим. Только в Спаса на флаге выстрелите». Не стрельнули. Красные подперли и порубили всех. Всех!

Люди говорят: «Да ладно, зачем это нужно было? Бог простит! Жизнь человеческая ведь дороже! Душ-то Православных разве не жалко?» А они жили, может быть, для этого момента. Для этой секунды. Чтобы в Спаса не стрельнуть. Потому что не отмолить потом будет. Единственный непростительный грех – хула на Духа Святаго (Мф. 12: 31–32). Всё остальное простится в покаянии. А это – нет.

Ни один живой человек не вправе утверждать того, что может узнать лишь по смерти своей, как итог Страшного Суда, – стяжал ли он Духа Святаго, послужил ли он, как подобает и в полной мере, Вере своей? Потому что, зная этот ответ, он тем самым утверждает, что ответ этот нашел он сам, читай: без Бога и дух этот обрел. Но ему ли судить? Вправе ли он? Разве не гордыня это? Поэтому я не знаю и, находясь в добром здравии, знать не могу. Но пытаюсь потрудиться для Бога и моего народа Православного: это мысль, с которой встречаю и провожаю каждый день и это правда, и нет в ней ничего смущающего меня, потому что нет большего счастья, чем радость в глазах наших детей, а без Веры нашей нет у нас будущего…

На все вопросы, поставленные в этой книге, постоянно ищу для себя ответы, и хотя книга заканчивается, но процесс поиска не закончится, пока я жив. Сдохну – тогда узнаю истинный итог, был ли я прав, сумел ли стяжать Дух в самом себе. И, к сожалению, оглядываясь на всё, что прошел и где перепачкался по дерзости и глупости своей, испытываю большое сомнение, что ответ, который я получу, мне понравится в полной мере…

Господи, дай хоть еще одно мгновение для покаяния, прости меня грешного, помилуй мя! (с)

Если нет жизни в Православии, то жизнь наша равносильна смерти духовной, которая, без сомнений, страшнее смерти физической. И это – выбор любого Русского человека, если он считает себя Русским, почитая предков наших Православных. Потому что до него так считали поколения Русских людей, которые снискали титаническую силу Духа, величайшую воинскую славу моему народу. По сию пору вся цивилизация во многом держится потому, что Россия наполнена духовной жизнью. Жизнью ортодоксальной, несгибаемой, канонической, Православной. И нет нам жизни вне Православия, и вне Православия нам – смерть, дрогнем мы – планете не устоять. Православие или смерть? Воистину так, и никак по-другому! Потому Православие и есть сама жизнь! Жизнь в Боге! Выбор – мой, и надеюсь, многих Русских ребят, кто верит в Бога, как пытаюсь веровать я, скудоумный, по крупинке, по песчинке, по миллиметру двигаясь по этому пути, который есть путь на Голгофу, а не на суетный трон мира сего. И слава Богу, что это так!

P. S. http://koicombat.org/forum/viewtopic.php?f=7&t=39188&р=629540#р629540Питер 16 июня 2009 11:13…Бог наш, Иисус Христос пришёл в этот мир и принёс в него очень простые и удивительные по чистоте истины – не лги, не воруй, не злобствуй, возлюби людей вокруг себя, ПОТОМУ ЧТО БОГ – ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!Что получил он взамен? Его оболгали, от Него отступили и предали ближайшие ученики, а люди, ещё вчера рукоплескавшие ему, теперь рукоплескали его позорной казни, и лишь разбойник, висящий на соседнем Кресте, уверовал в него, и лишь он доказанно вошёл в Рай…

Когда вы начинаете какое-то дело, ТО ДЕЛАЙТЕ ЕГО ТОЛЬКО ВО СЛАВУ БОЖЬЮ, ПОНИМАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИНОГО ВЫБОРА ИМЕННО ДЛЯ ВАС. Трудитесь для Бога и во Имя Его, а не для гордыни и алчности, которые правят миром, где князем падший ангел…

Человек слаб… Слаб настолько, что жить для него и мечтать о хотя бы мимолётном признании трудов ваших – слабоумие! Стяжайте Дух мирен и вокруг спасутся тысячи… – Отче Серафиме, моли Бога о нас!Потрудиться для людей совершенно необходимо, но потрудиться через Бога и во Славу Его! А не раздавая гордо собственные подачки, теша свое спорное величие…

Боже, милостив буди мне, грешному (Евангелие от Луки, гл. 18, стих 13). А посему – не удивляйтесь подлости и предательству, не удивляйтесь корысти и алчности в отношении вас, смирите свой эгоизм во имя Бога и с открытым сердцем, добротою, с мужеством и любовью – вперед, исполнять свой Православный долг, христианина, гражданина, солдата.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.