|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 14 страницаЗадача 6. Определите ожидаемый чистый дисконтированный доход от реализации инвестиционного проекта создания и внедрения новой модели обрабатывающего центра с договорной стоимостью 2,2 млн руб. и точку его безубыточности. Амортизационный срок службы центра — 10 лет. Условно-постоянные издержки на изготовление единицы продукции на этом центре — 60 руб., а условно-переменные — 90 руб. Договорная цена единицы продукции — 200 руб. Объем выпуска изделий — 10 тыс. шт. Затраты и цена продукции остаются неизменными в течение всего периода. Специальный норматив учета неопределенности принят в размере 0,8. Задача 7. Рассчитайте чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости инвестиций за четыре года функционирования проекта на основе следующих данных, млн руб.:
ГЛАВА 8 АРЕНДА, ЛИЗИНГ 8.1. АРЕНДА Аренда — это вид предпринимательской деятельности, при которой собственник имущества (арендодатель) передает его во временное владение и пользование или только в пользование другому лицу (арендатору) за согласованную арендную плату. В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные и другие средства, которые не утрачивают своих натуральных свойств в процессе их использования. Арендодателем является собственник имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду. Аренда предприятия — это аренда имущества самостоятельных предприятий, а также структурных подразделений, входящих в их состав (производственных участков, групп, производств и цехов). Выступая в роли коллективного арендатора средств производства, трудовой коллектив на время, установленное договором, становится их собственником. Именно в этом заключается коренное изменение отношений собственности при переводе государственных предприятий на аренду. Принципиальное отличие сдачи имущества в аренду от его продажи в кредит состоит в том, что при аренде нет перехода права собственности на имущество, собственником которого остается арендодатель, а арендатор получает право владеть и использовать это имущество, но не продавать его, не дарить, не менять, т.е. не распоряжаться им по своему усмотрению. Аренда предприятий может рассматриваться также как одна из форм разгосударствления собственности, поскольку: ■ со сдачей государственного предприятия в аренду изготовляемая им продукция, до того принадлежавшая государству, становится собственностью арендного предприятия, т.е. коллективной собственностью; ■ арендатор приобретает право выкупить в будущем арендованное предприятие, что приводит к уменьшению удельного веса государственного имущества. Развитая форма аренды должна формироваться на следующих условиях: на длительных сроках хозяйственных отношений между сторонами, чтобы обеспечить долговременную заинтересованность предприятия в достижении высоких экономических результатов; договоре, фиксирующем взаимные обязательства сторон. Обязательствами договора гарантируется минимальная граница эффективности хозяйственной деятельности коллектива, определяются рамки арендной самостоятельности и ее материальная основа — арендный доход, используемый по решению коллектива в определенной пропорции на потребление и накопление; фиксировании на весь срок аренды условий присвоения определенной части результатов деятельности арендного предприятия со стороны государства и арендатора, чтобы усилить стимулы трудового коллектива к улучшению результатов хозяйствования; конкурсной основе сдачи предприятия в аренду, чтобы обеспечить защиту экономических интересов государства. Аренда как экономическая категория проявляется через договорной характер между арендодателем и арендатором. Арендная плата включает в себя: амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и определенную часть прибыли, которую приносит использование арендованного имущества. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде: ■ определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно; ■ установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции или доходов; ■ предоставления арендатором определенных услуг арендодателю; ■ передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; ■ возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение качества арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание перечисленных видов арендной платы или иные виды оплаты аренды. Наиболее распространенный вид арендной платы — установление твердой суммы платежа, исчисленной исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой из его составных частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в определенные договором сроки. При сдаче в аренду зданий и сооружений арендная плата обычно устанавливается на единицу площади исходя из фактического размера переданного объекта. Плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка. Арендатор имеет право частично или полностью выкупить арендованное имущество, если законодательными актами не предусмотрены определенные ограничения на этот счет. Выкуп — это акт купли-продажи государственных предприятий в коллективную или индивидуальную собственность, и он является одним из основных направлений перехода к рынку. Источниками средств для выкупа могут быть любые средства, имеющиеся у арендного предприятия. Осуществление выкупа позволяет преобразовать арендное предприятие в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество. Споры по аренде и выкупу разрешаются государственным арбитражем или судом. Накопленный опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что аренда стимулирует увеличение сбыта продукции, способствует развитию предпринимательства, повышает эффективность экономики и ускоряет научно-технический прогресс. 8.2. ЛИЗИНГ Лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в долгосрочную аренду (свыше одного года) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на условиях, предусмотренных договором, с правом их последующего выкупа лизингополучателем (арендатором). Объектами лизинга, как правило, являются транспортные средства, строительная техника, различное производственное оборудование, механизмы, приборы, лицензии, ноу-хау, здания и сооружения производственного назначения и т.д. Сущность лизинга заключается в разделении понятия «собственность» на право владения и право использования. Собственником имущества на все время лизинговой сделки остается лизингодатель. Значение лизинга состоит в том, что позволяет без привлечения больших финансовых средств обновлять основные фонды, приобретать современное оборудование. Лизинг открывает путь к новейшим достижениям науки и техники, прогрессивным технологиям. В результате арендатор может немедленно приступить к выпуску конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке, или к оказанию услуг, а из выручки рассчитываться с лизинговой фирмой. В лизинговой сделке, как правило, участвуют три субъекта: 1) поставщик — предприятие-изготовитель, продавец имущества лизингодателю; 2) лизингодатель — собственник имущества, представляющий его в пользование на условиях лизинговой сделки; 3) лизингополучатель — пользователь имущества, им может быть любое лицо, решившее взять в лизинг какое-либо имущество. Схема лизинговой сделки такова. Предприятие, испытывающее потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую компанию о возможности получения этого оборудованиия в аренду. Задача лизинговой компании состоит в том, чтобы приобретать оборудование, нужное клиентам, и сдавать его в аренду на заранее согласованный срок за определенную плату. По завершении аренды материальных ценностей арендующая фирма возвращает их лизинговой компании либо продлевает договор на последующий срок или приобретает имущество по остаточной стоимости. Лизинг имеет множество разновидностей и постоянно находится в развитии. По содержанию лизинговых сделок различают финансовый и оперативный лизинг. Финансовый лизинг — наиболее распространенный вид лизинговых отношений. Он представляет собой соглашение сторон на длительное время, обычно охватывающее средний срок службы оборудования. В этом случае лизинговый договор предусматривает полную выплату лизингополучателем потребленной стоимости оборудования и переход к нему всех обязательств по владению имуществом. Предметами таких отношений чаще всего являются дорогостоящие машины и оборудование. Оперативный лизинг заключается на более короткий, чем жизненный цикл продукта, срок. Лизингополучатель возвращает объект лизингодателю и может взять в аренду более современный и производительный объект. Для лизингополучателя эта форма сотрудничества означает уменьшение налогооблагаемой базы, поскольку арендные платежи полностью относятся на себестоимость, а платежи по лизингу не облагаются НДС. За счет ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество может быть сокращен. Предметом оперативного лизинга обычно является оборудование с высокими темпами морального старения. По объектам сделок лизинг подразделяется: ■ на лизинг движимого имущества (дорожного, воздушного и морского транспорта, вагонов, контейнеров, техники связи); ■ лизинг недвижимого имущества (торговых и офисных зданий, производственных помещений, складов и т.д.). При лизинге недвижимости арендодатель строит или покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет ее ему для использования в коммерческих и производственных целях. Контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налоги во время действия контракта. По отношению к арендуемому имуществу можно выделить: ■ договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор; ■ договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с использованием объекта сделки. Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим внаем выделяются: прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду; косвенный лизинг, при котором сдача в аренду ведется через третье лицо. По методу финансирования различаются: ■ срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда; ■ возобновляемый (револьверный) лизинг, при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. Лизинг имеет противоречивую природу. Его иногда отождествляют с арендой. В этой связи целесообразно рассмотреть важнейшие характеристики лизинга и аренды, которые приведены в табл. 8.1.
Несмотря на наличие общих черт лизинга и договора аренды, лизинг является специфическим хозяйственным институтом. В отличие от аренды при лизинге существует практика получения объекта по окончании срока действия договора в собственность лизингополучателя по заранее согласованной покупной цене. 8.3. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ Нематериальные активы представляют собой часть внеоборотных активов организации, не имеющих материального выражения, используемых длительное время и приносящих доход. По составу объекты нематериальных активов подразделяются на следующие группы: ■ права на объекты интеллектуальной собственности; ■ организационные расходы; ■ деловая репутация организации. К первой группе нематериальных активов относятся права: ■ на принадлежащие программы для ЭВМ и базы данных, а также права, возникающие из заключенных авторских и иных договоров на использование программ ЭВМ и базы данных; ■ возникающие из принадлежащих патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели или лицензионных договоров на их использование; ■ возникающие из принадлежащих свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; ■ принадлежащие топологии интегральных микросхем, а также права, возникающие из заключенных договоров на использование топологии интегральных микросхем. Под организационными расходами понимаются затраты на создание юридического лица, которые признаются вкладом участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал организации. Деловая репутация охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и престижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы. Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Не включаются в состав нематериальных активов интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Оценка и амортизация нематериальных активов. Поступление нематериальных активов в организацию происходит: ■ путем приобретения за плату; ■ путем создания в организации; ■ внесением в счет вклада в уставной капитал; ■ по договору дарения (безвозмездно); ■ в обмен на другое имущество и как прочие поступления. При постановке объектов нематериальных активов на бухгалтерский учет важное значение имеет определение их первоначальной стоимости. В этой связи Положением по бухгалтерскому учету «Учет не- материальных активов» (ПБУ 14/2000) установлены различные способы определения первоначальной стоимости нематериальных активов. Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В состав фактических расходов на приобретение нематериальных активов входят средства, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов, и другие расходы по аналогии с основными средствами. Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.) за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставной (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. В качестве вклада в уставной капитал могут выступать такие нематериальные активы, как деловая репутация организации, например, в случае приобретения имущественного комплекса, а также организационные расходы. Вместе с тем для целей налогообложения такие активы не признаются в качестве нематериальных. Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. Амортизационные отчисления начисляются одним из следующих способов: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Годовая сумма амортизационных отчислений определяется: при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизационные отчисления начисляются исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива. Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельств и т.п. или исходя из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать доход. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации). Различают следующие формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг, эккаун- тинг. Лицензирование — это выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций, т.е. передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) и лицензиат (лицо, которому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут передаваться права на использование технологий производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета, ноу-хау и т.д. в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар — это собственник, владелец изобретения, патента, технологического или технического новшества, выдающий (продающий) другому лицу (лицензиату) лицензию, предоставляющую право использования этих нововведений в установленных договором пределах. Лицензиат — это лицо, приобретающее у собственника патентов, технических или технологических новшеств, изобретений за соответствующую плату право пользоваться этими нововведениями в пределах, зафиксированных в лицензионном договоре. Суть франчайзинга заключается в том, что крупная и респектабельная фирма — франчайзер — предоставляет малому предприятию, начинающему бизнес, — франчайзи — право (франшизу) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, ноу-хау, известной и популярной торговой марки. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании, берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывает помощь в организации управления бизнесом, а в отдельных случаях — непосредственную финансовую (в форме кредитов) или косвенную (в виде поручительств и гарантий) помощь. Все вопросы взаимоотношений франчайзера с франчайзи оговариваются в договоре. Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензий, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы и последующее оказание консультационных услуг. Небольшое предприятие, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать свое дело, причем постоянная поддержка со стороны головного предприятия помогает успешно преодолеть трудности (особенно на начальном этапе функционирования). Помощь и поддержка со стороны франчайзера предоставляются за плату (роялти), которая может быть достаточно высокой. Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур. Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конверсионный. Товарный франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. При производственном франчайзинге крупные компании могут выдавать лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса и (или) ноу-хау. Деловой франчайзинг имеет много общих черт с товарным и является наиболее популярным. В данном случае франчайзер продает лицензию на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующего ноу-хау. Дочерний франчайзинг предполагает организацию независимого бизнеса под «патронатом» франчайзера. Конверсионный франчайзинг характеризуется тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга. Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный). При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным его видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса. При региональном франчайзинге создаются двух- и трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера). Региональный франчайзинг подразделяется на следующие подвиды: ■ франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. При этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе; ■ субфранчайзинг — головное предприятие — имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений; ■ развивающийся франчайзинг — отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения. Инжиниринг — это технико-экономические, правовые и прочие консультационные услуги по созданию предприятий, обоснованию внедрения новых видов оборудования и направлений хозяйственноорганизационной деятельности. Он охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке техникоэкономического обоснования бизнес-плана, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции (услуг). Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как повременная оплата специалистов, оплата фактических услуг и фиксированного вознаграждения, процент от стоимости строительства или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации. Эккаунтинг — это сфера предпринимательской деятельности, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов информации (общей и финансовой). Общая информация — это местонахождение фирм, их телефоны (факсы, телексы, адреса в компьютерных сетях), биографические данные руководителей, структура компаний, их история, сведения о филиалах, дочерних предприятиях, списки банков, ведущих дела с данными компаниями, отзывы о компании, публикации о ней в прессе и т.п. Финансовая информация — это данные балансов предприятий, показатели устойчивости их финансового положения, размеры получаемых (предоставляемых) кредитов, информация по исполнению платежей, данные об участии предприятий в судебных разбирательствах и арбитраже. В туристской отрасли особое значение имеет туристско-потребительская информация — названия турфирм и их партнеров, их телефоны, факсы, адреса, виды разрабатываемых и продаваемых туров, цены, объемы продаж, условия проживания, отзывы клиентов, публикации в печати, рейтинги компаний и т.д. Информация предоставляется эккаунтинговыми фирмами в виде бизнес-справок и отчетов за определенное вознаграждение. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чем заключается сущность аренды? 2. Каковы отличия лизинга от аренды? 3. Что такое финансовый лизинг? 4. Чем отличается оперативный лизинг от финансового? 5. Назовите преимущества лизинга для лизингополучателя. 6. Что входит в состав нематериальных активов? 7. Назовите формы управления движением нематериальных активов. РАЗДЕЛ III ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ГЛАВА 9 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ 9.1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ Кадры являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества их подбора и эффективности использования во многом зависят результаты его производственной деятельности. В условиях рыночных отношений роль трудовых ресурсов существенно возрастает. Инвестиционный характер производства, его наукоемкость, повышение конкурентоспособности продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в управлении персоналом на предприятии. Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых функций и степени участия в производственной деятельности все работники делятся на промышленно-производственный и непроизводственный персонал.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|