Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 2 страница



Таким образом, предприятия — это обособленные экономические структуры, что обусловливается товарным характером общественного производства. В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:

■ в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг сколько и как производить);

■ коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распределять);

■ распределении произведенного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что предприятие — это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий — важнейшее условие успешного развития экономики страны.

Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей (завод, фабрика, предприятие торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания).

Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в рыночных условиях нет гарантии, что предприятие ее получит. Прибыльность зависит от многих обстоятельств: правильного определения спроса покупателей на конкретные товары и услуги и ориентации предприятия на их производство; уровня издержек производства, которые должны быть меньше доходов, полученных от продажи собственной продукции. Последнее, в свою очередь, зависит от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Получение максимальной прибыли требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организации, своего маркетинга, своих форм хозяйствования.

Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования.

Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, ибо один и тот же субъект хозяйствования может одновременно относиться к различным классификационным группам.

Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 50) организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения и др.

Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности. Выделяют предприятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материального производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематериального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.).

По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.), транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского флота, трубопроводные), торговли (оптовые базы, розничные магазины), общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. Все организации имеют свои специфические отраслевые особенности функционирования.

По виду и характеру деятельности различаются предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.

По данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (на 1 января 2010 г.)[2]:

Всего предприятий, тыс.                                                          4907,8

В том числе по формам собственности, %:

государственная                                                                        2,6

муниципальная                                                                          5,2

общественных организаций                                                   3,8

частная                                                                                      84,1

прочие формы (включая смешанную, собственность иностранных лиц, граждан и лиц без гражданства)  4,3

Из приведенных данных видно, что большинство предприятий в России (по их количеству) находится в частной собственности.

Одним из важнейших признаков классификации предприятий являются его размеры, определяемые прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены новые условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий — от 101 до 250 человек;

б) для малых предприятий — до 100 человек включительно.

При этом среди малых предприятий выделяются так называемые

микропредприятия со средней численностью работников до 15 человек включительно.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предельные выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

■ микропредприятия — 60 млн руб.;

■ малые предприятия — 400 млн руб.;

■ средние предприятия — 1000 млн руб.[3]

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численностью работников либо размером выручки от реализации произведенных товаров или оказанных услуг.

Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние — поставщиками больших.

Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры. Предприятия малого бизнеса оперативнее отражают изменения потребительского спроса, существенно облегчают территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

■ созданию новых рабочих мест;

■ внедрению новых товаров и услуг, расширению их ассортимента;

■ удовлетворению нужд крупных предприятий;

■ обеспечению специализированными товарами и услугами.

Число малых предприятий характеризуется следующими цифрами (данные на конец 2009 г.)1:

Всего предприятий, тыс. 1602,5
из них микропредприятий 1374,7
В том числе по видам деятельности, % к итогу: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,0
транспорт и связь 5,9 5,9
строительство 12,1 11,7
оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств, бытовой техники 41,1 40,8
обрабатывающие производства 10,3 9,4
1 Российский статистический ежегодник Росстата. М., 2010. С. 367.

 


 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что около половины малых предприятий России заняты торговлей и ремонтом транспортных средств, бытовой техники, но их количество недостаточно в промышленности и сельском хозяйстве.

Среднегодовая численность работников малых предприятий в 2009 году составила более 11 млн человек, или примерно 17% всего занятого населения. Оборот предприятий в 2009 году составил 16 873,1 млрд руб.[4]

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения.

Мировая статистика свидетельствует, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных компаний, в строительстве — 38%, в секторе бытовых услуг и досуга — 23%, в секторе деловых услуг — 13%, на транспорте и в коммунальных услугах — 10%.

Из этого следует, что потенциальные возможности малого бизнеса для развития экономики России использованы пока далеко не полностью.

1.3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации (предприятию), — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

Исходя из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, содержание и назначение которых довольно многообразно. Условно их можно разделить на три группы.

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Какой-либо строго очерченной грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Особо выделяется третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями, а реализация направлена:

■ на обеспечение ритмичности производства путем снабжения его всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;

■ снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;

■ получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.

Это достигается путем проведения маркетинга товара. Различная роль факторов в производстве товаров и развитии предприятия определяет специфику использования каждой группы факторов.

Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда вытекают и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу своей большей стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу — быть достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального использования наличных производственных ресурсов, что прежде всего требует рассмотрения содержания таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как и в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. В частности, при принятии решения о том, сколько и какой продукции производить, большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.

Однако этого недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом масштабов производства, вызванным дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение наибольшей прибыли.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

1) монопольное положение предприятия по выпуску продукции;

2) производственная и коммерческая деятельность (подавляющее число предприятий). В данном случае величина прибыли зависит от правильной производственной направленности (выбора продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности продукции (цены, сроков поставки, обслуживания и т.д.); от объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;

3) инновационная деятельность, т.е. внедрение новшеств во все элементы функционирования предприятия.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон деятельности предприятия. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими факторами еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает — может — хочет — успевает. При отсутствии хотя бы одного из элементов система рушится. Однако, чтобы выполнить эти требования, управление должно иметь собственную внутреннюю содержательную организацию.

Характерными чертами рыночных отношений являются вовлечение в сферу их интересов не только крупного бизнеса, но и огромного количества предпринимателей, частных собственников, а также динамичность протекания хозяйственных процессов. Это и предопределяет необходимость изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявления в различных видах бизнеса и в организации малых предприятий.

В условиях рыночных отношений при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций деятельность предприятий невозможна без рисков.

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, и отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предприятие экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчет эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, дорогими кредитами и т.п.

Риск — это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.

В хозяйственной практике необходимо руководствоваться тремя основными принципами снижения риска:

1) не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

2) не забывать о последствиях риска;

3) не рисковать многим ради малого.

1.4. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организация (предприятие), как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Стадии жизненного цикла организации (предприятия)


 

Первая стадия — создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.

На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.

На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Стадия зрелости, или оптимального функционирования, характеризуется успешной, высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности.

Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.

Однако существуют определенные условия, выполнение которых помогает сохранить нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства:

■ избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно;

■ разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями;

■ систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;

■ идти в ногу с потребностями рынка;

■ своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять угрозу для предприятия.

Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и связанных с ним организаций, так как это может быть первым сигналом надвигающейся беды.

Наименее жесткая альтернатива банкротству — реорганизация предприятия, цель которой — оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно-правовая форма предприятия.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансовоэкономических результатов деятельности.

Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.

В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.

Санация — это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.

Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач:

■ обеспечение выживания предприятия;

■ заключение мировой сделки между должниками и кредиторами;

■ достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.

Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются или сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-83 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей — предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.

Ликвидация предприятия, т.е. прекращение его деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества либо по решению суда.

При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередности погашения всех


обязательств. Выявляются остатки денежных средств на расчетном счете, в кассе, взыскивается дебиторская задолженность, определяются активы (материальные и нематериальные), подлежащие реализации. В первую очередь удовлетворяются претензии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства перед государственными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и удовлетворения имущественных претензий средства передаются собственникам субъекта хозяйствования и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином документе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Назовите признаки отрасли.

2. Каковы основные направления структурной перестройки экономики России?

3. Назовите основные признаки организации.

4. Какие вопросы предприятие может решать самостоятельно?

5. По каким признакам классифицируются предприятия?

6. Назовите преимущества малых предприятий.

7. Из каких стадий состоит жизненный цикл предприятия?

8. Назовите условия, выполнение которых позволяет уменьшить риск банкротства.

9. В чем заключаются реорганизация и реструктуризация предприятия?


ГЛАВА 2

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики и свойственно работе организаций в условиях конкуренции. Что же представляет собой предпринимательская деятельность, в чем ее сущность?

В статье 2 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом качестве в установленном законом порядке.

В этом определении следует отметить два важных момента. Во- первых, данная деятельность самостоятельна, т.е. никто не заставляет человека заниматься тем или иным делом. Он сам выбирает сферу деятельности и один или с партнерами организует ее.

Во-вторых, эта деятельность осуществляется на свой риск. Иными словами, если она не приносит прибыли, то это является проблемой только самого предпринимателя. Поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Поистине здесь надо семь раз отмерить, прежде чем решить, стоит ли браться за то или иное дело и вкладывать в него свои деньги.

И все же отмеченные моменты, несмотря на свою значимость, не в полной мере характеризуют сущность предпринимательской деятельности, которая заключается в новаторстве, поиске новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкости действий, постоянной самообновляемости.

Еще в XIX в. В.И. Даль зафиксировал в словаре такое определение: «Предпринимать — затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного».

Позже известный экономист Й. Шумпетер скажет, что «быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Обе эти цитаты характеризуют предпринимателя как человека, который пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, человека поиска и реализации новых возможностей в целях разработки и распространения товаров, услуг, новых форм приложения капитала и способов обслуживания потребителей.

Следовательно, предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Этим оно отличается от обычного бизнеса, под которым понимается рутинная, повторяющаяся деятельность с целью получения прибыли.

Исходя из этого можно дать следующее определение: предпринимательство — это самостоятельная творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три ее отличительные черты: экономическую свободу деятельности, наличие риска и, что особенно важно, творческий, новаторский характер.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.