Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 8 страница



На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

Товар может попасть напрямую к конечному потребителю. Первоначальная стоимость товара в данном случае будет наименьшей, так как посредники будут исключены из цепи и стоимость товара возрастет лишь на расходы по доставке товаров.

Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяют выделить пять областей эффективности взаимодействия:

1) связь с поставщиками;

2) связь с потребителями;

3) единство технологических связей внутри одного подразделения;

4) связи между подразделениями внутри предприятия;

5) связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.

Транспортная логистика решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортная логистика — перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом, за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспортная логистика не имеет четких границ и может применяется при любых перевозках.

Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющее передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», т.е. наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15—20%.

Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций могут доходить до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем. Транспорт является неотъемлемой частью производственных и торговых процессов. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики прежде всего относятся задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать движение материального потока, добиваясь заданных параметров на выходе.

При организации смешанной перевозки логистическая система предполагает:

■ использование двух и более видов транспорта;

■ наличие единого оператора процесса перевозки;

■ единый транспортный документ;

■ единую тарифную ставку фрахта;

■ последовательно-центральную схему взаимодействия участников;

■ единую и в результате высокую ответственность за груз.

При использовании транспортной логистической системы для предприятия обеспечивается высокая вероятность выполнения «шести правил логистики» — нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.

К основным задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами. Технологическая сопряженность предполагает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов-графиков. К задачам, решаемым транспортной логистикой системы, относятся:

■ создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

■ обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

■ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

■ определение рационального маршрута доставки груза;

■ выбор типа и вида транспортного средства.

Выбор оптимального вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. На выбор транспортных средств будут влиять следующие факторы:

■ характер груза (вес, объем, консистенция);

■ количество отправляемых партий (используемый контейнер);

■ срочность доставки груза заказчику;

■ местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;

■ расстояние, на которое перевозится груз;

■ ценность груза (страхование);

■ близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;

■ сохранность груза, невыполнение поставок.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный). Определим основные преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.

Одной из самых известных и распространенных концепций транспортной логистики является концепция «точно в срок» (ДзЫп-йте, ДТ). Она основана на довольно простой логике поставки продукции, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой временным и производственным расписанием выпуска готовой продукции. Использование системы ДТ позволяет доставить материальные ресурсы или готовую продукцию в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, использующие данную систему, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Существенную роль при применении концепции «точно в срок» играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов (компонентов), полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое количество поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как для предприятия, работающего по технологии ДТ, любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. В соответствии с этой концепцией поставщики становятся, по существу, партнерами по бизнесу производителей готовой продукции. Для эффективного использования технологии ДТ компании должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.

Эффективным методом транспортной логистики, позволяющим обслуживать несколько торговых точек, является метод кольцевых маршрутов. Составление кольцевых маршрутов может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира, или алгоритм дворника (работа стеклоочистителя). Суть алгоритма Свира заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника, начинает постепенное движение в одном из направлений, «стирая» при этом с координатного поля изображенные на нем магазины — потребителей товара. Как только сумма заказов от магазинов достигнет максимальной вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. Следует отметить, что данный случай дает хорошие результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой. На кольцевые маршруты, кроме ограничений по вместимости, могут накладываться дополнительные требования, например ограничения по времени. Если окажется, что время движения по определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений. Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте «стирающего» луча.

Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону на несколько секторов. В пределах каждого сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.

Информационная логистика рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы и обеспечивает функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс. Основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всей организации в целом исходя из логистических принципов.

Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации.

Логистическая информационная система — интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Цели создания информационной системы:

■ обеспечение выживаемости и дееспособности фирмы;

■ обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу;

■ соблюдение адресности информации;

■ устранение неразберихи в получении информации и в ее использовании;

■ расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Основные принципы построения информационной системы:

■ иерархичность (подчиненность задач и использования источников данных);

■ принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);

■ избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);

■ конфиденциальность;

■ адаптивность к изменяющимся запросам;

■ согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);

■ открытость системы (для пополнения данных).

Непосредственно рабочим звеном информационной системы может

быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

Информационная функция — целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информационной системой и характеризующийся однородностью действий с информацией любого вида.

Информационная сеть — совокупность компьютерно-программных средств и пользователей информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков.

Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях. Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей). Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

■ неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна);

■ множественность подразделений — поставщиков информации;

■ множественность подразделений — потребителей информации;

■ сложность практической обозримости информационных маршрутов;

■ множественность передач единиц документации по каждому маршруту;

■ многовариантность оптимизации информационных потоков.

Передача и прием информационных потоков осуществляются

с помощью документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информации логистические информационные потоки разделяются на бумажные, электронные, смешанные. Носитель информации — это любое материальное средство, фиксирующее информацию. В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.

Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством:

■ переадресации информационного потока;

■ ограничения скорости передачи до соответствующей скорости приема;

■ уменьшения или увеличения объема информации на отдельных участках прохождения информации;

■ ограничения объема потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на три группы: плановые, диспозитивные (или диспетчерские), исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

■ создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

■ управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;

■ планирование производства;

■ общее управление запасами;

■ управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

■ детальное управление запасами (иногда складирование);

■ распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

■ отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом возможностями программного обеспечения. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

Организация потоков информации предлагает выполнение следующих управленческих процедур:

■ определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;

■ определение состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления;

■ разработку документооборота;

■ использование комплекса технических средств для организации потоков информации;

■ установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.

Вторичной функцией подсистемы информационного обеспечения является доведение до управленческого персонала научно-технической информации о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом отечественном и зарубежном опыте в области управления. Очевидно, что подсистема информационного обеспечения для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована. Специфика деятельности подсистемы информационного обеспечения состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы организации. Таким образом, сразу возникает вопрос, какое место данная подсистема должна занимать в иерархии предприятия?

В настоящее время возможны три варианта организации подсистемы информационного обеспечения на предприятиях:

1) централизованный;

2) децентрализованный;

3) специализированный.

При централизованном способе организации вся деятельность по информационным технологиям сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству компании, ответственному за информационные системы и технологии. Преимуществом централизованного способа организации является высокая эффективность работы по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.

При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными системами каждый в своем направлении. Преимуществом такого способа организации является высокий уровень специальных знаний менеджера по информационным системам, недостатком — дублирование однотипных задач и функций в разных подсистемах.

При специализированном способе организации отсутствует подразделение по информационным системам (технологиям). При необходимости внедрения автоматизированной системы данные организации обращаются в специализированные фирмы, выполняющие работы на договорной основе. Это характерно для небольших организаций, которые не могут иметь собственных специалистов в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов. Преимуществом данного способа организации подсистемы информационного обеспечения является высокий уровень научных и методических разработок, недостатком — сложность учета всех специфических особенностей объекта.

Выбор того или иного способа организации подсистемы информационного обеспечения на предприятии зависит от многих факторов, и прежде всего от размеров организации, системы управления, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Следует лишь отметить, что подсистема информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует к себе самого пристального внимания. Современные руководители понимают это, и любая даже самая маленькая организация имеет в своем составе информационные службы.

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно повысить скорость принятия и качество управленческих решений. Современное состояние логистики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем), таких как 8^Р, ДТ, ^^Т и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Широкое проникновение логистики в сферу управления производством в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться, ему поверили. Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность системного подхода к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

Основные направления работ при реализации функций логистики на предприятии:

■ определение технических средств для выполнения программного задания;

■ определение требований к качественным характеристикам и необходимого объема финансовых и трудовых ресурсов;

■ определение базовых методов формирования программных заданий;

■ выбор организационной формы осуществления программных заданий;

■ составление сетевой модели выполнения этапов и работ;

■ разработка системы критериев оценки и мотиваций действий;

■ организация контроля, учета и оценки хода работ.

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса, соответствующего данному виду и объему производства, а также прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает датчиками и измерительными инструментами, которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логистическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:

■ быстрый и надежный, предпочтительно автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;

■ структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит оперативную информацию о производственных процессах по каждому участку предприятия.

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажного обмена информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернету) синхронно с грузом передается информация, содержащая по каждой отправляемой единице все необходимые характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документообмен между производителями товаров и крупными магазинами (включая обмен накладными) и транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажного обмена информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку. Электронный обмен данными — процесс, который позволяет наладить компьютерную связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, организующих взаимодействие между компьютерами различных компаний. Чтобы реализовать эти возможности, компании создают стандартные протоколы обмена и заключают между собой договор.

4.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортноэкспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

Особое значение концепции логистики для промышленного и торгового менеджмента обусловлено тем, что в ней уделяется много внимания балансу и эффективности комплекса функций по снабжению, производству, распределению и реализации. Нарушение в одном комплексе функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами производственной деятельности. Зачастую логистическая функция распределяется по различным службам. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с требованиями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом. По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг представляют собой части единого процесса — удовлетворения потребностей потребителей. Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием концепции маркетинга и логистики независимо друг от друга. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно. Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в обеспечении производства сырьем, материалами и изделиями высокого качества, но и в своевременном обеспечении по выгодным ценам логистическими услугами при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования, необходима активная маркетинговая деятельность.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план. Если проанализировать вышеизложенное, то станет ясно, что функции маркетинга не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия служб логистики.

Известно, что современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:

1) разработку и планирование ассортимента продукции;

2) управление информационными потоками;

3) организацию товародвижения и продаж;

4) рекламу и стимулирование сбыта.

В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы. В свою очередь, логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управление потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.