|
|||
Загадочная коллекцияЗагадочная коллекция Даша с папой вошли в гостиную и направились к полкам, на которых красовались диковинные предметы. Папа, слегка волнуясь, ходил взад-вперед, не зная, с чего начать импровизированную экскурсию. Даше предметы были так же привычны, как узор на обоях в этой комнате и мягкий приглушенный свет небольших матовых светильников. Ещё совсем маленькой девочкой она приходила сюда, играла с вещами, название которым давала сама, а о том, как они сюда попали, она не думала: были, и всё. Значит, были всегда. Папа привстал на цыпочки и, шаря рукой по самой верхней полке, сказал: – Начинать нужно вот с этого. Наверное, ты сейчас думаешь, почему я раньше не приводил тебя сюда, не начинал разговор? Даша утвердительно кивнула головой. Папа, вертя в руках маленькую черную деревянную коробочку с иероглифами, продолжал: – Видишь ли, однажды один мудрый человек сказал мне: «Нельзя спешить и отставать нельзя. Всё происходит тогда, когда ему суждено случиться». Я ждал дня, когда ты попросишь меня привести тебя сюда. В двенадцать лет я заинтересовался историей и культурой Древнего Египта. Учитель истории много рассказывал о нём, снабжал меня редкими книгами, показывал коллекцию, которую собирал всю жизнь. И была у него статуэтка богини Баст. Что-то было в ней особенное. Взгляд. Как будто она всё время смотрела на меня. И вот однажды… – Почему ты замолчал? – внимательно глядя на отца, спросила Даша. – Это трудно объяснить. Случилось кое-что необыкновенное. Ты, наверное, не поверишь, – сказал папа. – Поверю! Рассказывай, ну, пожалуйста, папа! – попросила дочка. – И вот, однажды ночью я долго не мог уснуть. Думал про Египет, а перед глазами стояла фигурка богини Баст. В окно светила луна. Я смотрел на неё, пока в глазах не стало светло, как от света фар, потом перевёл взгляд на подоконник и увидел там коробочку. Вот эту. Я до сих пор не знаю, как она там оказалась, но именно с неё началась моя коллекция. Девочке показалось, что папа чего-то не договаривает. – А что в коробочке-то? – Даша, привстав на цыпочки, попыталась заглянуть в неё Даша. – Ах, да, забыл открыть! – улыбнулся папа. – Египетская кошка. Точь-в-точь как твоя копия из художки. Только маленькая. Папа достал копию Баст, передал её девочке. Миниатюрный Лурик, нисколечко не смущаясь присутствия папы, подмигнул Даше, встрепенулся и застыл у неё на ладони, как будто он и вправду был древним изваянием. Папа, впрочем, ничего этого не заметил. Заложив руки за спину, немного выпятив вперед круглое брюшко, он зашагал вдоль полок и продолжил: –Я стал интересоваться культурой других народов. Древних народов. Их потомки, хранящие традиции своих предков, и сейчас живут рядом с нами! Мне захотелось путешествовать, чтобы общаться с ними. Я хотел через потомков почувствовать великую историю их предков. Первая моя поездка была к индейцам в Эквадор. Твой папа, Даша, классический путешественник-неудачник! В Эквадоре я потерялся, отстал от группы. Но именно потому я попал в жилище индейца по имени Ваби-Манидо, с которым у нас завязалась настоящая дружба. Видишь вот эту коробочку с чаем? Он присылает мне чай каждый год, именно его сегодня заваривала мама. А это – подарки Ваби-Манидо, которыми он щедро оделил меня. Папа стал доставать с полки и показывать Даше индейские вещи. – Фу, ловец снов, – поморщилась девочка. – Дешёвый сувенир! В каждом магазине такой купить можно. – Это не сувенир, Даша. Ловец снов – это… артефакт! – папа, помедлив, сумел подобрать подходящее слово. – Я ведь не только путешествовал, я записывал интересные легенды и предания в свой дневник путешественника. И о ловце снов у меня записано вот что... На одной из полок стояли одинаковые тетради в толстом коричневом переплёте. Папа раскрыл одну из них и стал листать, но Даша запротестовала: – Нет, папа! Не надо сейчас читать! Ты мне не успеешь про коллекцию рассказать! Папа нехотя поставил тетрадь обратно и продолжил: – В эквадорской части коллекции мы видим засушенную розу, выращенную на склоне горы Чимборасо, кусочек застывшей лавы вулкана Сангай, индейскую флейту пинкильо, перо орла, – папа явно вошёл в роль экскурсовода. – Пап, – разочарованно сказала Даша, – ну какая ж это коллекция, а? Я думала, что все вещи какие-то необыкновенные. А тут… Вот что интересного в сухой розе? Папа замолчал, нахмурился и строго сказал: – Слушать ты не умеешь, торопыга. Неси вазу с водой! – Зачем? – спросила Даша. – Неси! – повторил папа. Вздохнув, Даша вышла из комнаты. Через пять минут она вернулась и протянула отцу керамическую вазу, наполненную водой. – Смотри внимательно! Отец Даши поставил розу в вазу и стал играть на пинкильо странный и чарующий мотив. Девочка заслушалась и удивленно смотрела на папу. Ничего себе! А она даже не знала, что он умеет играть на индейской флейте! Но ещё больше она изумилась, когда почувствовала в комнате тонкий аромат розы – цветок ожил. Стоящая в вазе роскошная алая роза с каждым звуком раскрывалась всё больше. Но вот флейта замолчала так же неожиданно, как и начала играть. Цветок снова засох. – А перо? А кусочек лавы? – тихо, чтобы не спугнуть таинственный вечер, произнесла Даша. – Зажми лаву в руке. Крепко. И смотри на перо. Что ты видишь? – спросил папа. – Ничего не вижу. Перо как перо... Пап! Я чувствую что-то тёплое! Даша несмело разжала ладонь: кусочек лавы стал красным, как уголёк, приятно согревал, не обжигая. – Поднеси перо к свету, – тоже шёпотом сказал папа. Даша посмотрела на красноватый уголёк через перо. Оно затрепетало, будто на него подул ветерок, потом застыло неподвижно. И вдруг на пере проявилась картина: полная луна, ствол дерева, темный с одной стороны и серебристый – с другой. Из-за ели неспешно и горделиво вышел красавец-волк. Он остановился и посмотрел Даше прямо в глаза. От неожиданности девочка вскрикнула и уронила живой огонь на пол. Кусочек лавы застыл и стал грязно-серым, а в руке у девочки оказалось обычное орлиное перо. – Круто! Папа, показывай ещё! – восхищенно попросила Даша. – Тебе же не нравились эти обычные вещи, – напомнил папа. – Я же не знала, что они… такие! – Первое впечатление часто бывает обманчивым. Потому никогда не спеши с выводами. – Через пару лет я решил поехать к зулусам в Африку, – продолжил папа свой рассказ. – Но, как ты уже знаешь, я путешественник-неудачник. Чтобы на этот раз не отстать и не заблудиться, я решил ехать от нашей гостиницы до деревни зулусов самостоятельно. Маршрут был совсем несложным, вот только мой проводник не разговаривал ни по-английски, ни по-русски. – Безобразие! В Африке, и на русском не разговаривают! – засмеялась Даша. – Я выбрал самую отдаленную деревню зулусов, где бывает мало туристов, жестами договорился с проводником, что через две недели он приедет за мной. Язык жестов мне помогал общаться и с племенем. Зулусы оказались гостеприимным народом. Скоро меня встречали, как желанного гостя, в каждой хижине. Я научился говорить «Савабона» и «Сизобана», что означает «Здравствуйте» и «До свидания». Слушал я длинные местные легенды и сказания, правда, мало чего понимал. Любовался ритуальными танцами. Две недели пролетели быстро. Утром за мной должен был приехать проводник, а накануне вечером, не сказав никому ни слова, я вышел погулять за деревню. Через пару метров я оступился в темноте, растянул себе ногу, на мой крик прибежали зулусы и помогли мне добраться до хижины. Проводник приехал за мной только через месяц. Оказалось, что он тяжело заболел, а кроме него о моём отъезде никто не знал. – Тебе не было страшно жить у зулусов? – спросила Даша. – Что ты! Милейшие люди, живут в согласии с природой. Мы очень подружились с семьёй, которая ухаживала за мной. И они сделали мне подарки: малый щит из шкуры вола, бисерные ожерелья для моей будущей «инкосикази». – Кого-кого? – переспросила Даша. – Будущей жены! – засмеялся папа. – Мне предлагали остаться и жениться на дочери добрейшей женщины, что ухаживала за мной. Но я вежливо отказался. – А вот это что такое? – Даша сняла с полки сосуд коричневого цвета с нарисованным на нём орнаментом. Предмет гулко откликнулся на похлопывание по нему рукой. – Это, Даша, удивительная вещь. Африканский калебас. Он сделан из тыквы-горлянки. – А, это чтобы воду наливать? Фляжка такая? – догадалась Даша. – Не совсем. Сейчас покажу. Сбегай, налей сюда воды. – Опять! То в вазе воды принеси, то в этом… карабасе, – стала ворчать Даша. – Как хочешь. Тогда не узнаешь, в чём его секрет, – спокойно сказал папа, забирая сосуд из рук дочери. – Я быстро! – Даша тут же сорвалась с места. Когда девочка вернулась, папа стоял посреди комнаты с телефоном в руках. – Выпей из калебаса глоток воды, – приказал он. – Да не хочу я пить! – Выпей. Даша сделала глоток воды и закрыла глаза: она готова была к любым превращениям. Но с ней ничего не происходило. Пришлось глаза открыть. И тут Даша увидела папу, делающего снимки. – И… всё?! Ты фотографировал, как я пью из этого… как его… барабаса? – Иди сюда. Посмотри, что получилось, – подозвал её папа. – Я плохо получаюсь. – А ты подойди. Таких фото ты ещё не видела, – настаивал папа. Фотография, как Даша входит в комнату. Пьёт из калебаса. Фото пустой комнаты. – Не получилось, что ли? – недоуменно спросила девочка. – Тебя нет на фотографии! Помнишь легенду про Тэкоду и Макки? Не только одни индейцы считают, что человека нельзя фотографировать. Зулусы – тоже. Но туристы никого не спрашивают и всех фотографируют. Я не знаю, какой секрет кроется в изготовлении этого калебаса, но каждый, кто отхлебнет из такого сосуда, становится невидим для камер. – Круто! А долго это действует? – спросила Даша. – Глотка хватает на час. Но сосуд маленький, так что выдержать суточную осаду толпы туристов явно не получится, – пошутил папа и поставил калебас обратно на полку. С предметами, лежащими на нижней полке, Даша была знакома лучше всего: охотничий нож в деревянных ножнах, плетеный цветной пояс, бисерные украшения, разного размера туески из бересты. До этой полки Даша рано научилась дотягиваться, поэтому и всё её содержимое было давно изучено. Больше всего Даше нравилось открывать туески, украшенные северным орнаментом в виде переплетенных оленьих рогов, и находить в них вкусные кедровые орешки или ароматные таёжные травы, пахнущие далёким лесом. Папа любил рассказывать, как он жил некоторое время на Севере, в Ханты-Мансийске, как поехал однажды в рыбацкую деревню народа ханты и прожил там целое лето. У него остался на Севере друг, который и присылает дары тайги каждый год. Вкусные подарки. Но обычные, ничего удивительного. Папа по взгляду дочери понял, что она больше не считает их экскурсию увлекательной, и, не говоря ни слова, протянул ей охотничий нож: – Посмотри на него внимательно. – Ну, нож. Рукоятка широкая. Красивая. Ножны интересные, лезвие острое. Всё, –уныло забурчала Даша. – Доча, неужели ты думаешь, что это просто нож, которым мама картошку чистит? – с укоризной сказал папа. – В моей коллекции случайных вещей не бывает! Они все необыкновенные, каждая по-своему. Этот нож рос на берёзе! – Как в сказке Чуковского росли сапоги и туфли, да? Чудо-дерево, на котором растут ножи? Папа, ты издеваешься? – Нет, серьёзно! Часть этого ножа, его рукоятка, была берёзовым капом, росла несколько лет, а потом его срезал мой друг. Рукоять для ножа из капа имеет свой секрет. Видишь этот природный рисунок? Каждый нож раскрывает тайну рисунка со временем, а вот мой пока хранит свою тайну. Он может предсказать что-то важное, предостеречь, а может и подсказку дать. Нужно только правильно истолковать рисунок. Но, видимо, время для его тайны ещё не настало. – А ты хорошо смотрел? – стоя бок о бок с папой, Даша внимательно вглядывалась в рисунок на рукояти. – Я вижу только переплетение волокон дерева. А больше – ничего. Папа вложил нож в ножны и вернул его обратно на полку. – Мы с тобой задержались: тебе ещё собираться, завтра ведь на дачу! – Папа, расскажи что-нибудь ещё, ну, папа! – заканючила было Даша. – Не сегодня. Тебе нужно собрать вещи и хорошенько отдохнуть. Баба Зина, как всегда, устроит тебе такой активный отдых на даче, что после него будешь отдыхать ещё неделю! Девочка подошла к двери своей комнаты, потянула тихонько за ручку двери и посмотрела в щёлку: интересно, что Лурик делает без неё? От полной яркой луны до подоконника шёл широкий серебряный луч. Не спеша, подняв кверху пушистый хвост, красиво перебирая изящными лапками, по лучу в комнату к девочке направлялся Лурик.
Глава десятая
|
|||
|