Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнение 1.. Упражнение 2.. Упр. 2.1. Русские слова.



Упражнение 1.

    Задание: Выделите в приведенных словах морфемы и определите их тип и значение: забор, ловля, объявление, прикалывать, преподаватель, переподготовка, памятный, поделиться, просвещение, большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой.

    Ответ:Типы морфем: есть сегментные и нулевые морфемы. Сегментные – это корни и аффиксы. Нулевые морфемы в русском языке непопулярны. Значение морфем: корни всегда дают конкретное смысловое значение (условно – ядро значения), приставки и суффиксы отвечают за уточнение смысла (условно – оболочка значения), а окончания отвечают за изменение формы слова в числе, падеже, времени, наклонении, роде и т.д. (особенно популярны окончания в ру́сском языке).

    Согласно данным сайта https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html, суффикс глаголов прошедшего времени –Л является нулевым.

        

Заметка: Далее выделяю цветом:

· красный – корень,

· голубой – приставка,

· зелёный – суффикс,

· фиолетовый – окончание,

· *Основа, - часть слова без окончания, не выделялась.

забор□ – как процесс от гл. забирать,

· Корень «бор» – брать что-либо. Подбор(ка), набор, побор, сбор(ка), убор(ка), прибор(ка), пробор, выбор(ка), отбор;

· Приставка ЗА-, предположительно, усиливает значение корня придавая смысл «брать извне, поступать из вне»;

забор□ – как предмет значения «ограда»);

ловля,

· Корень «ловл» – от гл. ловить что-либо/ кого-либо;

· Окончание -Я обозначает число и падеж. Так, Р.п. мн. ч. слова будет иметь форму «ловель□»;

объявление,

· Суффикс -ЕНИ (-АНИ) образует существительные со значением действия (цветение, формирование, преподавание и т.п.), хотя данные полученные слова могут обозначать и результат этого действия;

прикалывать,

· Корень «кал» чередующийся: кал/кол в разных словах. Так, приколоть пришется через О);

· Суффиксы -ЫВА/-ИВА производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: (что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать;

преподаватель□,

· Похожие слова: «исследователь□», настоятель□, председатель□;

· Суффикс -ТЕЛЬ обозначает лицо, которое продолжительное время и направленно занимается чем-либо (деятель) Ср. предатель, победитель, основатель (единичное значимое действие); либо инструмент/прибор, предназначенный для выполнения какой-либо функции, например, держатель, излучатель, усилитель. Замещает окончание глагола –ТЬ с образование существительного;

пере’подготовка,

· ПриставкаПЕРЕ- (в данном случае) – что-то, что делается повторно;

· Приставка ПОД- – что-то неосновное, предшествующее, вспомогательное;

· Суффикс -К: от глаголов данный суффикс образует лексемы, называющие результат произведённого действия, а также со значением действия, процесса действия;

Значения суффикса -К: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1955373-kakie-znachenija-imeet-suffiks--k--v-suschestvitelnyh.html [дата обращения 12.04.20];

памятный,

· Суффикс -Н образует прилагательные со значением: признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, тысячный);

поделиться,

· ПриставкаПО-  при добавлении к основе глаголов или их производных образует соответствующую часть речи, указывающую на завершение действия с полным или частичным охватом объекта действия;

· Суффикс -И- при добавлении к основе глаголов или их производных образует соответствующую часть речи, указывающую на завершение действия с полным или частичным охватом объекта действия;

· –ТЬ – глагольное окончание;

· -СЯ – постфикс, отвечающий за возвратность действия (показывается, что действие происходит с субъектом, а не над объектом. Ср. поделить);

https://chastislova.ru/suffix/и больше значений суффикса И[дата обращения 12.04.20];

просвещение,

· Суфф. –ЕНИ- см. выше;

большой;

пой,

· Побудительное наклонение для глагола «петь»;

    Примечание: -ТЬ является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание. (источник и пример: http://morphemeonline.ru/П/просвещать);

домой – в значении отправиться куда – «в дом»

· Наречие, поэтому окончания нет;

домой – в значении что сделать – домыть (посуду, стену т.п.)

· Глагол побудительного наклонения от «мыть»;

· Приставка ДО- обозначает доделывать что-либо, доводить до конца. Аналогично «допой», допей», «дожарь» и т.д.;

стеной,

· Сущ. Ж.р. «стена» в творит. падеже, сформированным окончанием
–ОЙ;

твой□,

· Притяжат. местоимение 2-го лица (от «ты») в начальной форме М.р., ед. ч.);

строй□ – как сущ. в значении «построение», строгий порядок чего-либо;

строй□ – как глагол в побудительном наклонении от «строить»;

отбой□,

· Приставка ОТ- вероятно обозначает отстранение чего-либо или от чего-либо, а корень «бой» изначально означал военные действия или команду к военным действиям (идти в бой, сражаться), которая часто сопровождалась характерным звуком (ударом в гонг или барабаны, сигнал трубы) → отбой = прекратить бой, либо вести обратный бой (защищаться), отступиться;

    Словарь: 1) Действие по гл. отбить в 1, 7, 8 и 9 знач. - отбивать и отбиться в 1 знач. - отбиваться (книж. и спец.); 2) Сигнал к отступлению или к концу каких-нибудь действий, занятий, подаваемый игрой на трубе или дробью барабана (воен.). « - Ударить отбой! Мы победили.» Пушкин; 3) Армейский термин, сигнал, подаваемый по окончании дня в армейских соединениях, а также церемония, его сопровождающая.

Упражнение 2.

    Задание:Определите словообразующие и формообразующие морфемы в следующих словах:

· русск.: заколка, синеть, огорода, собрал, скошенный, кашпо, трава, роза, ожидание, грубо, поющий, пение, старейшие, собрание, читал, чтение, поддерживая;

· англ.: return, yellow, edges, immovable, colour, legibly, transparent, air, pyramid.

    Ответ:

    1) Окончание всегда формообразующее (по крайней мере, в русском языке). Окончание –ТЬ глаголов (или иначе – формообразовательный глагольный суффикс) тоже отвечает за формообразование, указывая на неопределённую форму глагола (инфинитив);

    2) Приставка, наоборот, – словообразующая морфема, хотя образование отрицательных форм слов с помощью приставок можно считать и фомрообразованием (?). В русском языке это приствки НЕ, НИ, а в английском – UN и её аналоги (ir, il, im, in, также non, dis; приставка mis- уже имеет лексический оттенок отсутствия/недостатка чего-либо, поэтому будет скорее словообразовательнее морфемой);

    3) Суффикс часто выполняет словообразовательную функцию, однако может нести и определённую формообразующую нагрузку, что особенно ярко проявляется у причастий;

    4) Постфиксы -СЯ, -СЯ отвечают за образование возвратных форм глаголов, поэтому являются формообразующими аффиксами;

    5) Соединительные гласные (и другие соединительные) элементы словообразующие.

Упр. 2.1. Русские слова.

заколка;

синеть;

огорода;

собрал,

· Суффиксы -А и -Л указывают на прошедшее время глагола (т.е. являются формообразующими морфемами);

скошенный,

· Суффикс -ЕНН образует причастие от глагола «скошить» и в то же время указывает, что это причастие страдательное, прошедшего времени, совершенного вида (и полной формы), т.е. обладает двойной функцией (образует и слово, и форму);

кашпо – несклоняемое слово фр. происхождения (не имеет окончания);

трава;

роза;

ожидание,

· Суффикс -ЕНИ (-АНИ) образует существительные со значением действия (цветение, формирование, преподавание и т.п.), хотя данные полученные слова могут обозначать и результат этого действия. Это словообразовательный суффикс;

грубо,

· Суффикс -О образует наречие. Это часть речи (более высокая категория), а не форма, поэтому является словообразовательной морфемой;

поющий,

· -ЮЩ – причастный суффикс, указывает на наст. время, активный залог, несовершенный вид, свойственен полной форме причастий. Подобно суффиксу -ЕНН он обладает двойной функцией;

пение,

· Предположительно суффикс -НИ сливается с корнем «пе» и образует по звучанию аналог суффикса -ЕНИ, указывающего на длящееся либо совершенное действие или его результат;


старейшие,

· Суффикс -ЕЙШ образует превосходную степень прилагательного старый (старый – старше, более старый – старший, старейший; как в англ. old – elder, older – the oldest, the eldest), то есть это формообразовательная морфема;

собрание,

· Суффиксы -А+-НИ образуют существительное со значением результат действия «собираться», а так же сам процесс (Ср. «идёт собрание»), т.е. является словообразующим. Корень непостоянного состава, например, однокоренное слово «сбор»;

читал□,

· корень непостоянного состава, однокоренное слово «чтение»; суффиксы -А и -Л указывают на прош. время глагола, то есть являются формообразующими;

чтение,

· Суффикс -ЕНИ словообразующий (см. выше);

поддерживая,

· Суффикс -ИВА формообразовательный (меняет форме глагола).

С помощью суффикса -ыва- (-ива-) от глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: оправдать (с. в.)-оправдывать (н. в.); смешать (с. в.)-смешивать (н. в.). С помощью суффикса -ова- (-ева-) образуются глаголы от других частей речи, чаще от существительных: бич - бичевать; тоска - тосковать.

    Полное описание случаев употребления суффикса ИВА на https://eatmo.ru/znachenie-suffiksa-iva-v-glagolah-pravopisanie-suffiksov-v.html




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.