|
|||
Упражнение 1.. Упражнение 2.. Упр. 2.1. Русские слова.Упражнение 1. Задание: Выделите в приведенных словах морфемы и определите их тип и значение: забор, ловля, объявление, прикалывать, преподаватель, переподготовка, памятный, поделиться, просвещение, большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой. Ответ:Типы морфем: есть сегментные и нулевые морфемы. Сегментные – это корни и аффиксы. Нулевые морфемы в русском языке непопулярны. Значение морфем: корни всегда дают конкретное смысловое значение (условно – ядро значения), приставки и суффиксы отвечают за уточнение смысла (условно – оболочка значения), а окончания отвечают за изменение формы слова в числе, падеже, времени, наклонении, роде и т.д. (особенно популярны окончания в ру́сском языке). Согласно данным сайта https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html, суффикс глаголов прошедшего времени –Л является нулевым.
Заметка: Далее выделяю цветом: · красный – корень, · голубой – приставка, · зелёный – суффикс, · фиолетовый – окончание, · *Основа, - часть слова без окончания, не выделялась. забор□ – как процесс от гл. забирать, · Корень «бор» – брать что-либо. Подбор(ка), набор, побор, сбор(ка), убор(ка), прибор(ка), пробор, выбор(ка), отбор; · Приставка ЗА-, предположительно, усиливает значение корня придавая смысл «брать извне, поступать из вне»; забор□ – как предмет значения «ограда»); ловля, · Корень «ловл» – от гл. ловить что-либо/ кого-либо; · Окончание -Я обозначает число и падеж. Так, Р.п. мн. ч. слова будет иметь форму «ловель□»; объявление, · Суффикс -ЕНИ (-АНИ) образует существительные со значением действия (цветение, формирование, преподавание и т.п.), хотя данные полученные слова могут обозначать и результат этого действия; прикалывать, · Корень «кал» чередующийся: кал/кол в разных словах. Так, приколоть пришется через О); · Суффиксы -ЫВА/-ИВА производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: (что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать; преподаватель□, · Похожие слова: «исследователь□», настоятель□, председатель□; · Суффикс -ТЕЛЬ обозначает лицо, которое продолжительное время и направленно занимается чем-либо (деятель) Ср. предатель, победитель, основатель (единичное значимое действие); либо инструмент/прибор, предназначенный для выполнения какой-либо функции, например, держатель, излучатель, усилитель. Замещает окончание глагола –ТЬ с образование существительного; пере’подготовка, · ПриставкаПЕРЕ- (в данном случае) – что-то, что делается повторно; · Приставка ПОД- – что-то неосновное, предшествующее, вспомогательное; · Суффикс -К: от глаголов данный суффикс образует лексемы, называющие результат произведённого действия, а также со значением действия, процесса действия; Значения суффикса -К: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1955373-kakie-znachenija-imeet-suffiks--k--v-suschestvitelnyh.html [дата обращения 12.04.20]; памятный, · Суффикс -Н образует прилагательные со значением: признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, тысячный); поделиться, · ПриставкаПО- при добавлении к основе глаголов или их производных образует соответствующую часть речи, указывающую на завершение действия с полным или частичным охватом объекта действия; · Суффикс -И- при добавлении к основе глаголов или их производных образует соответствующую часть речи, указывающую на завершение действия с полным или частичным охватом объекта действия; · –ТЬ – глагольное окончание; · -СЯ – постфикс, отвечающий за возвратность действия (показывается, что действие происходит с субъектом, а не над объектом. Ср. поделить); https://chastislova.ru/suffix/и больше значений суффикса И[дата обращения 12.04.20]; просвещение, · Суфф. –ЕНИ- см. выше; большой; пой, · Побудительное наклонение для глагола «петь»; Примечание: -ТЬ является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах ть отмечается как окончание. (источник и пример: http://morphemeonline.ru/П/просвещать); домой – в значении отправиться куда – «в дом» · Наречие, поэтому окончания нет; домой – в значении что сделать – домыть (посуду, стену т.п.) · Глагол побудительного наклонения от «мыть»; · Приставка ДО- обозначает доделывать что-либо, доводить до конца. Аналогично «допой», допей», «дожарь» и т.д.; стеной, · Сущ. Ж.р. «стена» в творит. падеже, сформированным окончанием твой□, · Притяжат. местоимение 2-го лица (от «ты») в начальной форме М.р., ед. ч.); строй□ – как сущ. в значении «построение», строгий порядок чего-либо; строй□ – как глагол в побудительном наклонении от «строить»; отбой□, · Приставка ОТ- вероятно обозначает отстранение чего-либо или от чего-либо, а корень «бой» изначально означал военные действия или команду к военным действиям (идти в бой, сражаться), которая часто сопровождалась характерным звуком (ударом в гонг или барабаны, сигнал трубы) → отбой = прекратить бой, либо вести обратный бой (защищаться), отступиться; Словарь: 1) Действие по гл. отбить в 1, 7, 8 и 9 знач. - отбивать и отбиться в 1 знач. - отбиваться (книж. и спец.); 2) Сигнал к отступлению или к концу каких-нибудь действий, занятий, подаваемый игрой на трубе или дробью барабана (воен.). « - Ударить отбой! Мы победили.» Пушкин; 3) Армейский термин, сигнал, подаваемый по окончании дня в армейских соединениях, а также церемония, его сопровождающая. Упражнение 2. Задание:Определите словообразующие и формообразующие морфемы в следующих словах: · русск.: заколка, синеть, огорода, собрал, скошенный, кашпо, трава, роза, ожидание, грубо, поющий, пение, старейшие, собрание, читал, чтение, поддерживая; · англ.: return, yellow, edges, immovable, colour, legibly, transparent, air, pyramid. Ответ: 1) Окончание всегда формообразующее (по крайней мере, в русском языке). Окончание –ТЬ глаголов (или иначе – формообразовательный глагольный суффикс) тоже отвечает за формообразование, указывая на неопределённую форму глагола (инфинитив); 2) Приставка, наоборот, – словообразующая морфема, хотя образование отрицательных форм слов с помощью приставок можно считать и фомрообразованием (?). В русском языке это приствки НЕ, НИ, а в английском – UN и её аналоги (ir, il, im, in, также non, dis; приставка mis- уже имеет лексический оттенок отсутствия/недостатка чего-либо, поэтому будет скорее словообразовательнее морфемой); 3) Суффикс часто выполняет словообразовательную функцию, однако может нести и определённую формообразующую нагрузку, что особенно ярко проявляется у причастий; 4) Постфиксы -СЯ, -СЯ отвечают за образование возвратных форм глаголов, поэтому являются формообразующими аффиксами; 5) Соединительные гласные (и другие соединительные) элементы словообразующие. Упр. 2.1. Русские слова. заколка; синеть; огорода; собрал, · Суффиксы -А и -Л указывают на прошедшее время глагола (т.е. являются формообразующими морфемами); скошенный, · Суффикс -ЕНН образует причастие от глагола «скошить» и в то же время указывает, что это причастие страдательное, прошедшего времени, совершенного вида (и полной формы), т.е. обладает двойной функцией (образует и слово, и форму); кашпо – несклоняемое слово фр. происхождения (не имеет окончания); трава; роза; ожидание, · Суффикс -ЕНИ (-АНИ) образует существительные со значением действия (цветение, формирование, преподавание и т.п.), хотя данные полученные слова могут обозначать и результат этого действия. Это словообразовательный суффикс; грубо, · Суффикс -О образует наречие. Это часть речи (более высокая категория), а не форма, поэтому является словообразовательной морфемой; поющий, · -ЮЩ – причастный суффикс, указывает на наст. время, активный залог, несовершенный вид, свойственен полной форме причастий. Подобно суффиксу -ЕНН он обладает двойной функцией; пение, · Предположительно суффикс -НИ сливается с корнем «пе» и образует по звучанию аналог суффикса -ЕНИ, указывающего на длящееся либо совершенное действие или его результат; старейшие, · Суффикс -ЕЙШ образует превосходную степень прилагательного старый (старый – старше, более старый – старший, старейший; как в англ. old – elder, older – the oldest, the eldest), то есть это формообразовательная морфема; собрание, · Суффиксы -А+-НИ образуют существительное со значением результат действия «собираться», а так же сам процесс (Ср. «идёт собрание»), т.е. является словообразующим. Корень непостоянного состава, например, однокоренное слово «сбор»; читал□, · корень непостоянного состава, однокоренное слово «чтение»; суффиксы -А и -Л указывают на прош. время глагола, то есть являются формообразующими; чтение, · Суффикс -ЕНИ словообразующий (см. выше); поддерживая, · Суффикс -ИВА формообразовательный (меняет форме глагола). С помощью суффикса -ыва- (-ива-) от глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: оправдать (с. в.)-оправдывать (н. в.); смешать (с. в.)-смешивать (н. в.). С помощью суффикса -ова- (-ева-) образуются глаголы от других частей речи, чаще от существительных: бич - бичевать; тоска - тосковать. Полное описание случаев употребления суффикса ИВА на https://eatmo.ru/znachenie-suffiksa-iva-v-glagolah-pravopisanie-suffiksov-v.html
|
|||
|