Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. В



 

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

 

 

اللإصباح

في بيان منهج السلف في التربية و الإصلاح

 

«Ясное разъяснение манхаджа саляфов в вопросе воспитания и исправления»

 

 

عبد الله بن صالح العبيلان

 

Написал ‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян

С комментариями уважаемого шейха Салиха ибн Фаузана ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузана

 

Первое русское издание

 

Вступление шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана

 

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммада, его семье и сподвижникам. А затем:

Я просмотрел послание, которое называется «Ясное разъяснение манхаджа саляфов в вопросе воспитания и исправления». Её автором является шейх ‘Абдуллах ибн Салих аль-‘Убейлян. Я обнаружил, что эта книга является очень ценным и полезным посланием, основанным на Коране, Сунне и словах обладателей знания. Я считаю, что в этом послании нуждаются проповедники, учителя и, вообще, все мусульмане. Пусть Аллах воздаст ему благом и сделает полезным то, что он написал.

Вступление шейха Убейляна

 

Поистине, хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи. Его мы просим о помощи прощении. К Нему мы прибегаем от зла наших душ и скверных деяний. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. И я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[1]

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[2].

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха»[3].

       Поистине, самые правдивые слова – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне. А затем:

На ученых лежит обязанность придерживаться повеления Всевышнего Аллаха в обучении других и изучении наук самим. Как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, знание и пророчество, то ему не подобает говорить людям: "Будьте рабами мне, а не Аллаху". Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его»[4].В этом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что требуется от тех, кто призывает к Аллаху. Призывая к Аллаху, они должны беспокоиться о чистоте шари‘ата и манхаджа. Они должны говорить об Аллахе только правду. Они должны предостерегать от пути ученых из числа иудеев, которые облекали истину ложью, скрывали эту истину, искажали её. Всевышний Аллах сказал: «Среди Наших творений есть община, которая ведет путем истины и устанавливает справедливость»[5]А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не перестанет существовать такая группа из моей общины, которая будет всегда придерживаться повеления Аллаха»[6]. А имам аль-Бухари сказал в книге «аль-И‘тисам би-ль-Китаб уа-с-Сунна»: «Это — обладатели знания».

Имам аз-Зухри сказал: «Наши ученые говорят: "В крепком придерживании за Сунну заключается спасение"». А имам Малик сказал: «Сунна - это ковчег Нуха! Кто взойдет на этот ковчег, обретет спасение, а кто не взойдет — утонет».

Потому что Сунна, шари‘ат, манхадж — это и есть прямой путь, который поможет рабам приблизиться к Аллаху, а посланник (мир ему и благословение Аллаха) является проводником на этом пути. Как сказал Всевышний Аллах: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем»[7].

Также Всевышний Аллах сказал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, - быть может, вы устрашитесь»[8].

Обладатели знания на протяжении многих веков писали труды и называли их «ас-Сунна», «аль-И‘тисам би-ль-Китаб уа-с-Сунна»[9], или же они помещали главы о манхадже праведных предков в свои книги по хадису. В этих главах они опровергали ложные убеждения тех, кто пошли в противоречие саляфам.

Следуя их примеру, мы решили написать это послание, приступив к нему в 1413 году по хиджре. Написав около 10 глав, я прочел их уважаемому шейху Салиху ибн Фаузана аль-Фаузану. Прослушав их, он привел свои комментарии, которые были записаны на трех кассетах. После этого Всевышний Аллах облегчил мне, и я закончил этот труд, а количество глав достигло пятидесяти четырёх. Я отправил этот труд шейху Салиху аль-Фаузану, да сохранит его Аллах, он проверил его и указал, что мне нужно убрать, а что добавить. Я убрал то, на что он указал и добавил то, чего не доставало, и пусть Аллах воздаст ему наилучшим за это!

Я прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его таким праведным деяниям, которое остается, и принести посредством него пользу!

 

1-ое правило

 

«Религия строится на двух великих основах: искренность и следование посланнику, да благословит его Аллах и приветствует»

 

       Во-первых, искренность (ихляс), как сказал Всевышний: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, совершая добро»[10]

А также: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники»[11].

А также: «Скажи: "Мне велено поклоняться Аллаху, служа ему искренне"»[12].

Во-вторых, следование за посланником, да благословит его Аллах и приветствует.  Деяния человека должны соответствовать шари‘ату пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»[13].

 аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Лучшие деяния - это наиболее искренние и наиболее правильные (деяния)». У него спросили: «А что это значит?» Он ответил: «Искренние деяния — это деяния, посвященные Аллаху, а правильные — соответствующие сунне».[14]

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас"»[15].

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[16].

В отношении этих двух основ люди делятся на четыре группы.

Первая группа: Это люди, которые имеют как искренность, так и следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Это и есть настоящие единобожники. Все их деяния посвящены Аллаху, слова их ради Всевышнего Аллаха, дают они ради Аллаха, отказывают тоже только ради Аллаха, любят ради Аллаха и ненавидят ради Аллаха. Их отношение к чему-то, как внутреннее, так и внешнее, только ради Всевышнего Аллаха. Они не хотят от людей ни награды, ни благодарности. Они не хотят авторитета среди людей. Они не хотят похвалы от людей и не желают высокого статуса в их сердцах. Они не бегут от порицания людей. Они ставят мнение людей на уровень мнения обитателей могил. Мертвые не могут принести ни вреда, ни пользы. Мертвые не владеют ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. Если же человек совершает деяния ради людей, ради статуса среди них, полагая, что люди могут принести ему вред или пользу, он не знает в действительности, что такое «люди». Он не знает о статусе людей и не знает о своем Господе! Если человек знает, кто такие люди, то ставит их на соответствующее место. Кто знает Всевышнего Аллаха, тот искренне посвящает слова и дела только Ему, дает и отказывает ради Него, любит и ненавидит ради Него.

Также все их деяния соответствуют повелению Всевышнего Аллаха, то есть тому, что любит Аллаха и тому, чем Он доволен. Это и есть то деяние, которое будет принято Аллахом. Именно ради такого деяния Всевышний Аллах испытал человек смертью и жизнью. Всевышний Аллах сказал: «Он сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше»[17].

Именно ради этого Всевышений Аллах создал землю и все украшения на ней. аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Лучшие деяния - это наиболее искренние и наиболее правильные (деяния)». У него спросили: «А что это значит?» Он ответил: «Если деяние искреннее, но неправильное, оно не примется! Если деяние правильное, но неискренее, оно не примется! И примется оно только тогда, когда будет искренним и правильным. Искренние деяния — это деяния, посвященные Аллаху, а правильные — соответствующие сунне»[18]. Именно об этом слова Всевышнего Аллаха: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»[19].Атакже слова Всевышнего Аллаха: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи искренним»[20].

Поэтому Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые будут искренними и соответствующими Его приказу. Иначе деяние будет отвергнуто в тот момент, когда соверщающий его будет нуждаться в нём. Деяние будет отвергнуто и окажется развеянным сором. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[21]. Всякое деяние, которое не соответствует сунне, только отдаляет человека от Всевышнего Аллаха. Человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху на основе Его приказа, а не на основе разума или страстей.

Вторая группа: Это люди, у которых нет ни искренности, ни следования. Их деяния не соответствуют шари‘ату и они не совершают их ради Всевышнего Аллаха. Речь идёт о людях, которые совершают напоказ то, что не установил в религии Всевышний Аллаха и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Эти люди являются худшими из творений, наиболее ненавистными Всевышнему Аллаху. Им посвящены слова Всевышнего Аллаха: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания»[22].Они радуются, совершая нововведения, заблуждения и многобожие. При этом им нравятся, когда люди хвалят их, называя искренними последователями сунны. Таких людей много среди тех, кто относит себя к знанию, аскетизму и прямому пути. Они совершают нововведения и следуют за заблуждением, и при этом совершают деяния напоказ, стремясь к славе. Они любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали. Их называют последователями сунны, искренними и знающими, хотя на самом деле они люди, которые находятся под гневом и в заблуждении.

Третья группа: Это люди, которые совершают деяния искренне ради Всевышнего Аллаха, но при этом их деяния не соответствуют Его приказу. Например, невежественные люди, которые много поклоняются Аллаху, относят себя к аскетизму. К этой группе относится каждый человек, который поклоняется Аллаху не на основании Его религии, считая, что это поклонение приблизит его к Аллаху.

Четвертая группа: Это люди, чьи деяния соответствуют шари‘ату, однако совершены не ради Всевышнего Аллаха. Например, поклонение человека, который совершает его напоказ. Например, человек сражается напоказ или сражается за нацию, или сражается из-за храбрости. Другой человек может совершать хадж, чтобы люди говорили о нём. Третий может читать Коран, чтобы люди хвалили его. Внешне эти деяния кажутся праведными, однако это не так и они не будут приняты, так как Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники»[23].

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:

─ Поистине, разногласие между людьми существует уже давным-давно, пути их разнятся, как сказал Всевышний Аллах: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные знамения»[24].

А также: «Люди были единой общиной верующих, но впали в разногласия»[25].

Разногласие между людьми существует уже давно, но по милости Всевышнего Аллаха были посланы посланники и низведены Писания, чтобы рассудить между людьми в спорных вопросах и указать на прямой путь, ведущий к Аллаху. Этот прямой путь только один, как сказал Аллах: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»[26].

Что же касается разных путей, мнений и течений, то их много, их количество не сосчитать. Каждый человек и каждая группа придумывает свой путь и манхадж, за которым затем следует. Но путь, ведущий к Аллаху, только один. Это путь посланников: от первого до последнего. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!»[27]А также: «Веди нас прямым путем»[28].

Но этот путь нуждается в разъяснении, чтобы люди не спутали с ним другие дороги, манхаджы, мазхабы и людские мнения. Люди во все времена нуждаются в разъяснении этого пути, ведущего к Аллаху. Это — путь, это — манхадж набожных ученых! А основой этого пути являются две вещи: искренность по отношению к Аллаху и следование за посланником (мир ему и благословение Аллаха). Человек должен быть искренним в поклонении, в речах, в делах, в намерениях и целях, а также должен следовать пророку (мир ему и благословение Аллаха) в своем поведении, в манхадже, в поклонении. Кто обрел эти два качества, тот следует по прямому пути! На это указывают множество аятов и хадисов. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены»[29].В этом аяте опровержение иудеям и христианам, которые сказали: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан»[30].

Они отрицают возможность вхождения в Рай кого-то, кроме иудея или христианина. Всевышний Аллах опровергает их, говоря: «Но нет!» Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот войдет в Рай! А кто не соответствует этим качествам не войдет в него, даже если он утверждает обратное.

«Кто покорит свой лик...» - то есть будет искренним перед Всевышним Аллахом.

«...совершая добро...» - то есть, совершая деяния, которые соответствуют пути Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Деяние, которое не соответствует сунне, даже если оно будет искренним, не примется у Всевышнего Аллаха. Обязательно должно быть следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха). Также Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне»[31].

Этот аят также содержит в себе два условия.

«А ведь им было велено...» - религия строится на приказе, а не на мнениях, придуманных людьми. Религия не строится на том, что выбрала твоя душа. Религия построена на приказе: приказе Всевышнего Аллаха и приказе Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Каждое поклонение, которое не приказано Аллахом, является ложным, является нововведением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто»[32]. А также: «Каждое нововведение является заблуждением»[33].

«...служа ему искренне» - это второе условие, а именно искренность (ихляс). Намерения человека должны быть посвящены только Всевышнему Аллаху. Если же он стремится еще к кому-то, помимо Всевышнего Аллаха, то его деяния будут отвергнуты, даже если они соответствуют сунне. Например, молитва относится к важнейшим основам религии. Если человек совершает молитву напоказ, желая славы, даёт милостыню, желая похвалы людей, сражается, чтобы его восхваляли за храбрость, его деяние будет недействительно, так как он делает это не ради Всевышнего Аллаха, даже если эти деяния установлены в шари‘ате. Такой человек будет обитателем Огня!

(Конец слов шейха Фаузана)

Это первое правило, которого обязательно нужно придерживаться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести»[34]. Суть заключается не совсем во внешнем проявлении дел, а учитывается намерение человека. Если человек совершал деяние, которое соответствует сунне, искренне ради Всевышнего Аллаха, то это деяние принесёт ему пользу. Если же деяние было совершено не ради Всевышнего Аллаха, то оно не будет праведным и не будет принятым. Как сказано в хадисе: «Человек, совершавший переселение (хиджру) к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его»[35]. Хиджра - это одно из самых лучших деяний, которое может совершить человек. Это — переселение человека из страны многобожия в страну Единобожия и Ислама. Но при этом переселении у людей могут быть различные намерения. Если человек переселяется, чтобы спасти свою религию ради Всевышнего Аллаха, то это будет правильной хиджрой, которую принимает Всевышний Аллах. Если же человек переселился ради мирской жизни, ради богатства и имущества, даже если внешне кажется, что он переселился к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), он переселится лишь к тому, ради чего переселялся. Если он переселялся ради торговли или женитьбы на какой-то женщине, он переселится лишь к тому, к чему стремился, даже если он поедет вместе с теми, кто переселяется к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Ведь, его намерение не посвящено Всевышнему Аллаху. Его хиджра будет ради того, ради чего он переехал. Он не будет считаться тем, кто переселился к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах знает его намерения и стремления, и Он является Тем, Кто воздает за деяния!

 

 

2-ое правило

 

«Источником шари‘ата, призыва и поклонения являются Коран и достоверная Сунна»

 

       Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него»[36].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.