|
|||
ОГЛАВЛЕНИЕ⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43 Коммуницировать, чтобы быть (вместо введения) 3 1. ПРИРОДА ДУХОВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ: ГИПОТЕЗА «ПСИХОВОРОТА» 12 1.1. Исходная гипотеза природы духовных коммуникаций. 12 1.2. Структура духовных коммуникаций. 46 2. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ДУХОВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНОЙ МЫСЛИ 81 2.1. Специфика социологического исследования. 81 истоков и истории духовных коммуникаций. 81 2.2. Специфика экзистенциального подхода к исследованию природы духовных коммуникаций 89 2.3. Технологический и абстрактно-субстанциональный подходы к изучению духовных коммуникаций 142 3. КВАЗИКОММУНИКАЦИИ.. 187 3.1. Природа и личностные механизмы реализации. 187 квазикоммуникаций. 187 3.2. Морфемы квазикоммуникаций. 217 Заключение, или немного о «проклятых вопросах». 260 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 264
[1] См., например: Мальковская И.А. Знак коммуникации: дискурсивные матрицы. М., 2004; Лещев С.В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное. М., 2002; Тагиров Ф.В. Коммуникация как поиск разногласий и символический обмен // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация / под ред. И.А.Мальковской. М., 2003 и др. [2] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. [3] См.: Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999; Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия. М., 1977; Бэйли Р. НЛП-консультации. М., 2000; Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы социосемиопсихологии. М., 1984; Винер Н. Кибернетика и общество. М., 2002; Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992; Саган К. Драконы Эдема. М., 1986. [4] National Geographic Россия :журн. 2006. № 11. [5] Например, в ряде первобытных племен существовал запрет на купание в бурных реках, причина которого легко объяснима. Однако, в конечном счете, войны между живущими на берегах племенами выигрывали те, кто научился строить плоты и сплавляться по рекам. См., напр.: Кнышенко Ю. История первобытных обществ. М., 1981. [6] См.: Ярошевский М. История психологии. М., 1983; Мак-Дугалл У. Различение эмоции и чувства // Психология эмоций: тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. [7] См.: Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983. [8] См.: Зейгарник Б.В. Психология К. Левина. М., 1982. [9] Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. [10] С прямым или косвенным учетом тематики работы автором было проведено несколько десятков эмпирических социологических исследований с применением базовых методов опроса, в обоих его видах, фокус-групп, ассоциативного опроса, тестирования. Подробнее их технические характеристики приводятся ниже. [11] В рамках предлагаемой трактовки природы духовных коммуникаций массовые коммуникации теоретически возможны, но чрезвычайно редки – например, при объявлении начала Отечественной войны, известии о полете Ю. Гагарина. В среднем же групповая фаза «поиска» почти невозможна. Обычно же приводимые примеры массовых коммуникаций трактуются именно как квазикоммуникации. См.: Баришполец А.Т. Пресса: пути и путы. Киев, 1989; Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2001. [12] См., напр.: Берия С. Мой отец – Берия. В коридорах сталинской власти. М., 2004. [13] Такая особенность квазикоммуникаций довольно однозначно устанавливается с помощью методов дневника телезрителя и на фокус-группах с генеральной совокупностью «респонденты, субъективно признающие себя любителями телешоу». [14] См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993. [15] Последний пример из «Тихого Дона» показывает, видимо, и вариант обрыва коммуникации при выяснении антагонизма открывающихся комплексов. [16] Такой теоретический посыл подразумевает и обязывающий вывод о том, что коммуникация маловероятна при слабом развитии личностных начал, что автоматически ставит огромные по интеллектуальному масштабу задачи изучения детских коммуникаций. [17] См: Ильин Е.П. Псчихология воли. СПб., 2002; Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990; Тихомиров О.Л. Психология мышления. М., 1984; Петровский А.В. История советской психологии. М., 1977 и др. [18] Фрейд 3. Я и Оно. История психологии. Период открытого кризиса / под ред. Н.Я.Гальперина. М., 1992. С.269. [19] См. Узнадзе Д.Н. Избранные произведения. М., 1990. [20] Петровский А.В. Общая психология. М., 1970. С. 362. [21] Ботвинник М. Аналитические и практические работы. М., 1987. C.241-251. [22] Фрейд 3. Я и ОНО. История психологии. Период открытого кризиса / под ред. П.Я.Гальперина. М., 1992. С.243-273. [23] См.:Черноушек М. Психология жизненной среды. M., 1989; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982 и др. [24] Автор счел нецелесообразным касаться в данной работе чрезвычайно сложных проблем собственно физиологии мозга, не желая перегружать и без того непростую логику анализа и не разделяя до сих пор встречающиеся в литературе идеи психофизиологического редукционизма, т.е. полного сведения психических процессов к процессам, характеризующим физиологию мозга. Но было бы просто наивным отрицать значимость для мира психики уже достаточно исследованных процессов иррадиации, перехода возбуждений от физиологических к психическим центрам подкорки и коры мозга, деятельности ретикулярной формации и др. [25] См.: Сон - семиотическое окно : XXVI Випперовские чтения. М., 1993; К. Э. Изард Психология эмоций. СПб., 1999. [26] Разумеется, любая классификация феноменов жизни психики условна, что связано с огромной сложностью объекта изучения. В данном случае гипотетичность классификации выражена еще и в трудностях чисто количественных измерений энергетики уровней личности. [27] См.:Американская социологическая мысль. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. [28] Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1995; Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. М., 2000. [29] Бодалев А.А. Личность и общение: избр.тр. М., 1983; Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995; Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. М., 1997; Макаров Л.М. Биологические основы коммуникации человека и животных. СПб, 2006 и др. [30] Мирдов И.Б. Мнимодушевность.// Вопросы философии. 1994. № 4. С. 169-176. [31] Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995; Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.,2003. [32] Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, 1997; Федоров И.А., Налетова И.В. Имиджмейкинг университетского антрепренерства. Тамбов, 2006. [33] Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994; Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. [34] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. [35] Деркс Л. Сущность НЛП. М., 2000; О’Конноp Д., Сеймоp Д. Введение в нейpолингвистическое пpогpаммиpование. Челябинск, 1997. [36] Барук А. Гипноз и методы, связанные с ним. М.,2006. [37] Подчеркнем, что автор разводит понятия морали и нравственности. [38] Dasein-анализ в философии и психологии / под ред. Г.М. Кучинского, А.А. Михайлова. Минск,2001. [39] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993. [40] Мид Дж. Избранные психологические произведения. М.,1983. [41] Соловьев В. Письма о любви. М., 1998. [42] Конфуций. Беседы и суждения: трактат. М., 2006; Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998; Аристотель. Политика. М., 2002; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993; Гегель Г. Работы разных лет: в 2 т. М., 1971; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993. [43] Кастанеда К.Избранные произведения. М., 1999. [44] Шпет Г.Г. Философско-психологические труды. М., 2005; Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольта.М., 2003; Лотман Ю.М. Культура и взрыв М., 1992. [45] Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2000; Камю А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. Минск, 2000; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - СПб., 1999. [46] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 2002; Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983; Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избр. работы. М., 1985; Вирильо П. Машина зрения. СПб., 2005; Турен А. Возвращение человека действующего: очерк социологии. М., 1998. [47] Например, проблема включения творчества А. Розенберга (идеологемы «Мифа 20-го столетия») в логику «расширяющейся спирали» духовной жизни первой половины ХХ в. [48] Сартр Ж.-П.Экзистенциализм - это гуманизм. М., 1953; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2000; Камю А. Сочинения : в 5 т. Харьков, 1997; Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993; Хайдеггер М. Положение об основании. СПб., 1999; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Маргвелашвили Г. Проблема культурного мира в экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера. Тбилиси, 1998; Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997; Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М., 2007; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. [49] См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты. Сократ, Платон. М., 1994; Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984; Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988. [50] Платон. Диалоги. М., 2000. [51] Там же. С. 137. [52] Аристотель. Сочинения В 4 т. Т.1. М.,1975. С.12. [53] Платон. Феаг // Платон. Диалоги. М.,2000. [54] Там же. [55] Платон. Алкивиад II // Платон. Диалоги. М., 2000. [56] См.: Платон. Диалоги. М., 2000; Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1984; Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988; Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. М., 1989. Т.1. [57] Платон. Диалоги. М., 2000. С.67. [58] См.: Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1985. С.110-115. [59] Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980; Сагадеев А.В. Ибн Сина. М., 1985; Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 3. От Магомета до Реформации. М., 2002. [60] Ибн Туфайль // Литературная энциклопедия. М., 1930. [61] Материалисты древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура М., 1955; Шакир-Заде А.С. Эпикур. М.,1963. [62] Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. СПб., 1995; Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989. [63] Там же. [64] Аристотель. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М., 1976. С. 129. [65] Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. [66]Флоpенский П.А. Столп и утвеpждение истины. М., 1990; Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. М., 1991; Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI - XVII века. М., 1995; Лихачев Д.С. Культуpа Pуси вpемен Андpея Pублева и Епифания Пpемудpого. М., 1962. [67] Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1992; Тертуллиан. Апология. М., 2004. [68] Кентерберийский А. Сочинения. М., 1995. [69] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1987. [70] Абеляр П. История моих бедствий. М., 1987. [71] См.: Martin G. W. Okkam . B., 1949; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1978. [72] Монтескье Ш. Избранные произведения М., 1956. [73] Мор Т. Утопия. М, 1953; Алексеев М.П. Славянские источники "Утопии" Т. Мора. М., 1955; Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., 1969; Кампанелла Т. Город Солнца. М.,1954; Мелье Ж. Завещание. М, 1964; Павлова Т.А. Уинстенли. М., 1987; Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М., 1950; Черткова Г.С. Гракх Бабеф во время термидорианской реакции. М., 1980; Бабеф Г. Сочинения: в 4 т. М., 1975-1982; Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989; Морелли. Кодекс природы, или истинный дух его законов. М., 1956. [74] Сен-Симон А. Мемуары. М., 1991; Базар С.А. Изложение учения Сен-Симона. М., 1959; Зильберфарб И.И. Социальная философия Ш.Фурье. М., 1964; Василькова Ю.В. Фурье. М., 1978; Фурье Ф.М.Ш. Избранные сочинения. Т. 1-4. М.-Л., 1951-1954; Альмединген Н.А. Педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. М., 1960; Подмарков В.Г. Роберт Оуэн. М., 1976. [75] Гегель Г.В.Ф. Сочинения : в 14 т. М., 1929-1959; Гегель Г. Работы разных лет. М.,1971. [76] Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1937; Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004; Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990; [77] Шеллинг В.-Ф.. Философия искусства. М., 1966; Гайденко П.П. Шеллинг. М., 1996. [78] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. [79] См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993; Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994; Долгов К. От Киркегора до Камю. М., 1990. [80] Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993. [81] Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. М., 2000. [82] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999; Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1; Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994; Гуссерль Э. Картезианские размышления. С-Пб., 1998. [83] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С.107. [84] Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. М., 2000. С. 85. [85] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999.С.48. [86] Там же. С.93. [87] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.С.24. [88] Наторп П. Социальная педагогика. С-Пб., 1911; Наторп П. Избранные работы. М., 2006. [89] Бердяев Н. А. Философия неравенства М., 2006; Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993; Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 2006; Бердяев Н.А. Самопознание М., 1998; Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952; Бердяев Н.А. Русская идея.М., 2004; Головков С.А. Н.А. Бердяев о духовных основах главных идеологических доктрин. М., 2007. [90] Ясперс К.Общая психопатология. М., 1997; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994; Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СПб., 1999; Полуяхтова Е.М. Проблема экзистенциальной коммуникации в учении Карла Ясперса : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2004. [91] Сартр Ж.-П.Экзистенциализм - это гуманизм. М., 1953; Сартр Ж.-П.Человек в осаде. М., 2006; Сартр Ж.-П.Проблемы метода. М., 1994; Сартр Ж.-П., Камю А.Две грани экзистенциализма. М., 2001; Сартр Ж.-П.Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001; Сартр Ж.-П.Бытие и ничто : опыт феноменол. онтологии. М., 2000. [92]Бовуар С. Второй пол : Т. 1. Факты и мифы. Т. 2. Жизнь женщины. М., 1997; Бовуар С.Воспоминания благовоспитанной девицы. М., 2004. [93] Гвардини Р. О церкви. М.: Христиан. Россия,1995. [94] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995; Бахтин М.М. Тетралогия : сборник. М., 1998. [95] См.: Больнов О. Философия экзистенциализма: философия существования. СПб., 1999; Больнов О. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма: введение // Философская мысль. 2001. № 2. C.137–145. [96] Впрочем, сам, О. фон Больнов очень оригинально трактовал сущность экзистенциальной философии, представляя ее как открытую систему, как нечто, постоянно выходящее за свои пределы, в том числе за пределы творчества любого мыслителя. [97] Клоссовски П. Бафомет. СПб., 2002; Колледж cоциологии, 1937-1939 : тексты Жоржа Батая, Роже Кайуа, Жоржа Дютуи, Рене Гуасталла, Пьера Клоссовски, Александра Кожева, Мишеля Лейриса, Анатоля Левицкого, Ганса Майера, Жана Полана, Дени де Ружмона, Жана Валя и др. / сост. Дени Олье. СПб., 2004. [98] Кастанеда К. Избр. произведения. Киев, 1999; Кастанеда К. Особая реальность: новые беседы с доном Хуаном. М., 2004; Кастанеда К. Лекции и интервью. Киев, 1999; Кастанеда К. Сказки о силе. Киев, 2006; Кастанеда К. Колесо времени : шаманы древ. Мексики: их мысли о жизни, смерти и Вселенной. Киев, 2003. [99] Левинас Э. Избранное: трудная свобода. М., 2004; Левинас Э. Избранное: тотальность и бесконечное. М., 2000; Левинас Э. Время и другой. СПб., 1998; Левинас Э. Путь к другому: сб. ст. и пер., посв. 100-летию со дня рождения Э. Левинаса. СПб., 2006. [100] Бланшо М. Неописуемое сообщество. М., 1998; Бланшо М. Ожидание забвения. СПб., 2000; Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998. [101] Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999; Деррида Ж. О почтовой открытке, от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999; Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000; Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000; Derrida J. Ousia and Gramme // The Margins of philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1982. [102] Кожев А.Введение в чтение Гегеля : лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высш. практ. шк. СПб., 2003; Кожев А.Понятие власти. М., 2007; Кожев А.Атеизм и другие работы. М., 2007. [103] Кожев А.Введение в чтение Гегеля : лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высш. практ. шк. СПб., 2003. С.107-109. [104] См.: Кожев А.Понятие власти. М., 2007. [105] Кожев А.Понятие власти. М., 2007. С.167. [106] См.: Винер Н.Кибернетика и общество. М., 2002; Винер Н.Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983. [107] См.: Турен А. Возвращение человека действующего: очерк социологии. М., 1998. [108] Вирильо П. Машина зрения. СПб., 2005; Вирильо П. Информационная бомба : стратегия обмана. М., 2002. [109] Бонавентура. Путеводитель души к богу. М., 1993; Бонавентура. Ночные бдения. М., 1990; Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 2001. [110] Спенсер Г.Основания психологии // Г. Спенсер. Физиологическая психология в 14 лекциях. М., 1998; Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое. М., 2003; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 2000; Андреева И. С. Артур Шопенгауэр как философ и моралист. М., 1991. [111] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. М., 1955-1981. [112] См.: Чемерисова Н.В. Идеал духовно-нравственного преображения человека в русском космизме: от антропоцентризма к антропокосмизму. Ростов-на-Дону, 2002; Феньвеш Т.А. Антропология русского космизма. Красноярск, 2006. [113] Лотман Ю. Внутри мыслящих миров : Человек - текст - семиосфера – история.М., 1999; Лотман Ю. История и типология русской культуры : Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История лит. и культуры. СПб., 2002; Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992. [114] Тойнби А. Исследование истории : в 3 т.. СПб., 2006; Тойнби А. Диалог Тойнби- Икеда : Человек должен выбрать сам. М., 1998; Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2002. [115] Апель К. Трансформация философии. М., 2001. [116] Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990; Делез Ж. Логика смысла. М., 1998; Делез Ж. Различие и повторение. СПб, 1998; Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?. М.; СПб., 1998; Делез Ж. Марсель Пруст и знаки СПб., 1999; Дьяков А.В. Феликс Гваттари : шизоанализ и производство субъективности. Курск, 2006. [117] Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998. С.29-30. [118] Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. М., 1990. С.139. [119] Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М., 2004; Лобаев, В. Е. Программа демифологизации Рудольфа Бультмана. М. , 2000. [120] Лобаев В.Е. Керигматическая теология Рудольфа Бультмана и современность. М., 2000. [121] Гартман Н. Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник - 1988. М., 1988. С.320–324; Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003; Гартман Н. Этика. СПб., 2002. [122] Канетти Э. Превращение // Проблема человека в западной философии. М.,1988. С.483-503; Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990; Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. [123] Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального! М., 2002; Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999; Žižek, Slavoj. The parallax view. Cambridge, Mass. ; London : MIT press, cop. 2006. [124] Jameson F. The Seeds of time. N. Y.: Columbia University Press, 1994; Горных А.А. Повествовательная и визуальная форма: критическая историзация по Ф. Джеймисону // Топос. 2001. № 1(4). С. 106-116. [125] См. : Федорюк Г.М. Французский неорационализм. Ростов-на-Дону, 1983; Серрюс Ш. Опыт исследования значения логики. М., 2002; Г. Башляр Новый рационализм. М., 1987. [126] Глюксман А. Достоевский на Манхэттене. Екатеринбург, 2006; Глюксман А. Кухарка и людоед : этюд об отношениях между государством, марксизмом и концлагерем. London, 1980. [127] Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.152–201. [128] Бохеньский Ю.Сто суеверий : крат. филос. словарь предрассудков. М., 1993; Бохеньский Ю.Современная европейская философия. М., 2000. [129] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т.3. С. 7-544. [130] Ковалев А.Д. Польская социология: традиции, организация и главные направления деятельности // Из истории социологической мысли в социалистических странах. М., 1988. Кн. II. C.124-148. [131] Айзенк Г.Ю., Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум! : как формируются умств. способности. М., 2002; Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997. [132] Климов Г.П. Князь мира сего М., 1993. [133] См.: Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: избр. психол. тр. М., 2003; К.С. Холл, Г. Линдсей Теории личности. М., 1997. [134] См.: Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1992. [135] См.: Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 2003. [136] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004. С.159-160. [137] Д.Волкогонов однажды высказал любопытную мысль: возможно, И.В.Сталин спокойно относился к гибели невинных людей именно потому, что еще в юношеские годы, получив церковное образование, привык к идее условности жизни, что, вообще говоря, есть один из симптомов предрасположенности к "аксиальной некрофилии". – См.: Волкогонов Д. Сталин. М., 1987. [138] Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994. С.47-61. [139] Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, 1997. [140] В связи с тем, что в тексте книги сравнительно часто встречаются ссылки на данные таких исследований, приведем некоторые их технические характеристики. Такие исследования проводились автором в 1984-2006 гг., в гг. Рязани; Тамбове, Москве и Владивостоке. Общее число исследований - более тридцати, в том числе более десятка - регионального масштаба. Последние, с достаточно большой простой механической выборкой 1000-1500 человек без контрольных и фокусных групп, включали изучение имиджей лишь как одну из задач исследований. Все предусмотренные процедуры изучения имиджей на тренингах (психоанализ, ассоциативный допрос, включенное наблюдение, нестандартизированное интервью, оргдеятельностные игры и др.) прошло более трехсот человек. Конкретные задачи в изучении имиджей подразумевали: исследование роли имиджей в групповых оценках, ожиданиях и опасениях; описание рабочих приемов психодиагностики в деятельности управленцев, динамики политических имиджей, выделение половозрастной специфики восприятия имиджей и т.д. [141] Ботвинник М- Избранные работы, т.1 — М. 1981 [142] Напомним, что возникновение таких чувствований далеко не случайно. Обзор таких причин уже давался выше, отметим лишь, что все они связаны с ростом тревожности, повышенным желанием социального успеха, или, наоборот, боязнью попадания под репрессивные социальные нормы, простые механизмы психического копирования, общие миметические наклонности человека и т.д. [143] Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. С. 152. [144] Там же. С. 153. [145] Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989; Карнеги Д. Напутствия и советы. М, 1998. [146] Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.,1992. С.192. [147] Разумеется, увеличение информации - скажем, о простых вкусах партнера в одежде, - только желательно, - при условии соблюдения приводимых минимальных правил сбора. [148] В данном случае не приводятся, для удобства анализа, «микрофазы», связывающие каждую из приведенных.
[149] Бунин И.А. Собрание сочинений: в 13 т. М.,1995. Т.9. С.47. [150] См.: Пиз А. Язык телодвижений. М.,1994. [151] См.: Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. М.,1994; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.,1992 и др. [152] См.: Секреты гадалки. М., 1993; Азбука колдовства. М., 1993 и др. [153] См.: Психология женщины. М.,1994 и др. [154] См.: Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина //Вопросы психологии. 1994. № 2. С.123-131; Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерки истории и теории. М., 1993; Моревр В. Формула человека: формула фундаментальной психодиагностики. М., 1991 и др. [155] В данном случае симпатия понимается как психическое состояние со следующими, как минимум, параметрами: отождествление кого-то с собой, отсутствием опасности, символами удовольствия и красоты; возникновением тяги к обладанию таким объектом, доходящей до уровня конкретных действий или планов и др. [156] Боэций. Утешение философией. М.,1990. С. 217. [157] Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991. С.289. [158] Ницше Ф. Мысли о моральных предрассудках. Свердловск, 1991. С.220.
|
|||
|