|
|||
Подготовительный периодСтр 1 из 8Следующая ⇒
Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией
Методические рекомендации для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей.
Авторский коллектив: Ванифатьева Н.В. – учитель-логопед МДОУ д/с № 36 «Якорек» Михайлова Е.А. – старший преподаватель кафедры логопедии ИКП СГПУ Соколова Л.А. – заведующий МДОУ д/с № 36 «Якорек» Слободенюк Е.В. – зам.зав. по ВМР МДОУ д/с № 36 «Якорек»
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут являться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексий и дисграфий. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировки и представления. А.Н. Корнев (1997), Р.И. Лалаева (1999), И.Н. Садовникова (1995), М.Е. Хватцев (1996) и другие, среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти. У детей с нарушением речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов, как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности. Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным трудностям: 1 – более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов; 2 – трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения; 3 – трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему схожеству; 4 – трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга; 5 – испытывает сложности при нахождении всех различий в изображениях предметов; 6 – не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки; 7 – запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле; 8 – трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции; 9 – сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений; 10 – трудности копирования геометрических фигур, узоров (не верно передают размеры, пропускают элементы, недорисовывают или наоборот, добавляют лишние элементы); 11 – трудности дорисовывания предмета до целого; 12 – более длительное время овладения навыком обводки, штриховки (захождение за контур, не соблюдение расстояния между линиями, недорисовывание контура); 13 – своеобразие рисунков (композиция, линии, соединения). Несформированность оптико-пространственного восприятия и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте. При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются: 1 – более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком; 2 – трудности узнавания букв предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга; 3 – сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных; 4 – трудности различения графически верно и не верно изображенных букв; 5 – трудности конструирования букв из элементов; 6 – при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы. При печатании букв на занятиях или самостоятельно, дети могут не дописать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для него графического символа. Исходя из перечисленных механизмов оптически грамотной письменной речи, можно определить направления коррекционно-профилактической работы. Коррекционно-профилактическую работу целесообразно разделить на два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В этот период ведущая роль отводится воспитателю. На своих занятиях воспитатель проводит упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Закрепление данных умений проводится воспитателем и родителями. Воспитатель закрепляет эти умения на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а родители, уточняют эти навыки дома с детьми по домашним тетрадям логопеда. Содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптических дислексий и дисграфий у дошкольников с речевой патологией: Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Были составлены наглядные материалы по лексическим темам. По каждой теме, изображения систематизировались в следующем порядке: - цветное изображение предметов; - силуэтное изображение; - контурное изображение; - пунктирное изображение; - зашумленное изображение; - недорисованное изображение; - наложенные изображения друг на друга. Эти журналы могут использоваться на занятиях воспитателя по развитию речи, логопедических занятиях и индивидуальных. 2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. 3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. 4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений. 5. Формирование временных ориентировок и представлений. 6. Развитие зрительно-моторной координации. 7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
|
|||
|