Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОТЕРАПИЯ 18 страница



Преимущество этих испытаний перед другими пробами заключается в том, что они фактически дают положительный результат почти во всех случаях.

Приемы, рекомендуемые Рожнов ым.

I. Врач усаживает больного в удобное кресло и предлагает ему смотреть прямо в глаза, сильно сцепив руки. Затем врач говорит: «Ваши руки постепенно сжимаются и уже сжаты крепко. Вы сами не в состоянии более разжать их. Руки вы разожмете только после моего указания. Пробуйте, прилагайте усилия! Вы не можете разжать руки!» (рис.25).

Можно также внушить больному, что он. по собственному желанию не может подняться с места, встать и пройтись по комнате.

II. Больному предлагают три пустые совершенно чистые бутылочки и при этом говорят: «Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в какой склянке раньше находился керосин, в какой — духи и в какой — вода». Если больной «обнаруживает» запахи, то это указывает на повышенную внушаемость.

В. Е. Рожнов и Б. 3. Драпкин рекомендуют следующий прием..-Вновь поступивших больных приглашают в качестве зрителей на ту или иную психотерапевтическую процедуру, укладывают в гипнотарий вместе с другими больными. Затем предлагается согнуть руки в локтях, прижать локти к бокам туловища, а кисти поставить так, чтобы концы пальцев отстояли друг от друга на 5—

Рис. 25. Определение внушаемости. Словесное внушение невозможности разжать руки.

10 см и находились на расстоянии 20—30 см от лица, при этом непрерывно смотреть на пальцы. Затем врач говорит: «Как только я начну считать от 1 до 20, вы почувствуете, как пальцы начнуть притягиваться друг к другу, будто между ними включился магнит большой силы». Далее внушается, что с каждым счетом пальцы приближаются друг к другу, встречаются, начинают переплетаться и наконец склеиваются.

Многие изложенные выше приемы сами по себе могут быть использованы как метод гипнотизации больных. Но на практике они обычно служат для определения внушаемости.

Теперь обратимся непосредственно к самой технике гипнотизирования.

Чаще всего применяется смешанный способ гипнотизирования. Он заключается в одновременном применении словесного воздействия и воздействия на различные анализаторы — зрительный, слуховой, кожный (фиксация взгляда на блестящем предмете, действие монотонных радражителей, пассы и др.).

Приведем некоторые смешанные способы гипнотизирования, описанные П. И. Булем (1955).

Подкрепление внушения

преимущественным воздействием

на зрительный анализатор

Больной лежит или сидит. Врач, сидящий перед уложенным на кушетку или усаженным в кресло больным, начинает медленно вращать по ходу часовой стрелки перед глазами усыпляемого блестящий предмет, описывая им круг диаметром 10—15 см. Больному предлагают не отрывая взгляда смотреть на этот блестящий предмет. Описывающий круги предмет, постепенно уменьшая орбиту, опускают все ниже и ниже так, чтобы у больного, фиксирующего взгляд на блестящей точке, опускались веки.

После некоторой паузы П. И. Буль рекомендует произносить следующее: «Смотрите пристально на блестящую точку. Постепенно ваши_глаза начнут утомляться, веки будут тяжелеть. Вас охватывает приятная усталость. Все тише, все спокойнее, все темнее становится вокруг. В голове возникает легкий туман. Он нарастает, усиливается. Вас охватывает сонливость. Веки отяжелели, словно налились свинцом. Вам все труднее различать предметы. Веки смыкаются. Вы засыпаете, засыпаете... Веки плотно смыкаются, вы не в силах их поднять. Забываетесь, забываетесь... Все глубже сонливость... Вы засыпаете... Спите. Спите глубже. Спите!»

Подкрепление внушения

преимущественным воздействием

на звуковой анализатор

Больного укладывают на кушетку в полутемном кабинете. Невдалеке помещается источник звука (метроном, индуктор). Включив его, выжидают несколько минут, затем предлагают больному закрыть глаза и прислушаться к звуку.

После некоторой паузы врач произносит формулу словесного внушения: «Закройте глаза. Упорно думайте о сне, отбросьте все посторонние мысли. Дышите спокойно, равномерно и глубоко. Ничто вам не мешает, вас не тревожит не беспокоит. Никакие посторонние звуки вы не воспринимаете. Вы все время слышите мой голос и удары метронома. Дыхание становится все ровнее, все

глубже. С каждым ударом метронома вас охватывает приятная дремота, сонливость... Ваше тело приятно тяжелеет, расслабляется, точно наливается свинцом. Я буду считать, и с каждой цифрой сонливость будет усиливаться. Раз... Приятное тепло разливается по всему вашему телу. Два, три... В голове появляется легкий туман. Он все нарастает, все усиливается. Четыре, пять... Дремота все усиливается и усиливается. Шесть... Все тише, все темнее становится вокруг.вас. Мой голос действует на вас успокаивающим, усыпляющим образом. Семь... Вы засыпаете, засыпаете все глубже... Восемь, девять... Непреодолимая сонливость охватывает вас. Десять... Забывайтесь! Забывайтесь все глубже! Еще глубже. Забывайтесь приятным, глубоким, спокойным лечебным сном! Одиннадцать... Никакие звуки вам не мешают. Вы все время слышите только мой голос и удары метронома. И с каждым звуком моего голоса, с каждым ударом метронома засыпаете все глубже, все глубже. Двенадцать... Спите крепко, все крепче! Тринадцать... Спите, спите, крепче!» и т. д. (П. И. Буль)

В. В. Петрусинский и Д. Г. Мирза пришли к выводу, что наиболее эффективной является методика, при которой усыпление осуществляется с помощью магнитофона, а тестирование глубины гипносна проводится психотерапевтом.

Рис. 26. Симптом «кулака» по-В. И. Здравомыслову: А. 1 — «Помимо Вашей воли пальцы сейчас сожмутся]»; 2 — «Начали сжиматься!»; 3—«Сжимаются все сильней»; 4 — «И сильней!»; 5—«Сильный кулак!» Все попытки разжать пальцы вызывают более сильное сжатие кулака. Б. «Теперь, наоборот, как бы Вы не сжимали кулак, я досчитаю до трех, и ку> лак разожмется; пальцы выпрямятся, как палочки!»; 6 —«Раз!»; 7—8 — «Два!»; 9—«Три!»; 10 — «Кулак полностью разжался, и сжать его вновь Вы не сможете!»

Для увеличения глубины внушенного сна хорошо действует подчеркивание во время сеанса невозможности произвольно остановить качательные движения, сообщенные руке гипнотика врачом, или внушенное сжимание и разжимание кулака — симптом «кулака», по В. И. Здравомыслову (рис. 26).

Подкрепление внушения

преимущественным воздействием

на кожный анализатор

К ногам больного, лежащего на кушетке, прикладывается грелка. Врач, стоящий или сидящий возле кушетки, начинает проводить согретыми руками по лбу, щекам и рукам больного, легко прикасаясь к телу, затем отнимает руки, поднимает их над головой больного и снова медленно и равномерно повторяет первое движение. Эти действия рекомендуется сопровождать словесным внушением.

Самым старым способом гипнотизирования является проведение руками вдоль туловища больного без прикосновения к коже, на расстоянии 2—5 см над ней. Гип-ногенное влияние таких пассов, как полагают, связано с чрезвычайно слабым массажем кожи теплыми воздушны-

Рис. 27. Гипнотизация с помощью применения пассов (преимущественное воздействие на кожный анализатор).

ми колебаниями, возникающими при движении рук гипнотизера (рис. 27).

Некоторые авторы предлагают применять для пассов электролампы или другие приборы. В частности, А. П. Николаев с успехом пользуется светотеплыми пассами синей электрической лампочкой на свободном шнуре. П. И. Буль с этой целью использует электронагреватель (фен), дающий равномерную струю теплого воздуха, направляемую на лицо, шею и грудь больного.

Формулы словесного и смешанного гипнотизирования

Мы в своей практике, перед тем как приступить непосредственно к сеансу гипноза, всегда объясняем его сущность больным-, подчеркиваем, что в гипнотическом состоянии нет ничего сверхъестественного, что это нормальное физиологическое явление, не приносящее никакого вреда здоровью. Мы говорим больному, что во время гипносна он будет все ясно слышать и даже помнить происходящее.

Наиболее подходящее время для гипноза, особенно на первых сеансах,— вечерние часы, когда уже имеются известное утомление и естественная склонность ко сну.

Больного усаживаем в удобное кресло или укладываем на кушетку спиной к источнику света в полутемном и тихом помещении, где исключена возможность малейших помех и отвлечения внимания.

В своей практике мы обычно вызываем гипнотический сон в начале сеанса при помощи комбинации словесных воздействий и воздействий на различные анализаторы. Эти воздействия заключаются, прежде всего, в фиксации взгляда на блестящем предмете (шарике), который должен находиться перед глазами больного на расстоянии 10—15 см в течение 3—5 мин. Сначала такой блестящий шарик мы держим чуть выше переносицы больного, а затем постепенно опускаем его так, чтобы у больного, следящего за ним, постепенно закрывались глаза. Мы не фиксируем взгляда пациента на своих глазах, так как это утомляет зрение гипнотизирующего, особенно если проводить несколько сеансов гипноза. Кроме того, некоторые больные с большим трудом поддаются действию взгляда, и в таком случае нельзя рассчитывать на успех.

Некоторые нервные субъекты вообще не переносят пристального взгляда. Это вызывает у них состояние возбуждения или подавленности.

Некоторые больные не умеют сосредоточиться, непрерывно наблюдают за собой, контролируют себя, испытывают боязнь или сомнения и пр. При таких характерологических особенностях каждое воздействие неизбежно вызывает противодействие, конечно, мешающее гипнозу. С другой стороны, правда редко, встречаются люди, настолько легко поддающиеся психическому влиянию, что достаточно бросить на них внушительный взгляд, чтобы они совершенно неожиданно для себя, не имея даже малейшего представления о гипнозе, мгновенно впали в глубокое гипнотическое состояние («гипноз взором»). Секрет умелого взгляда заключается в том, что он настолько выразителен, красноречив, что может заменить не только слова, но и целые предложения. Взгляд — это не только поворот глаз, это сложный мимический комплекс.

В начале сеанса мы включаем метроном в очень медленном темпе (adagio) и говорим больному, чтобы он вслушивался в его стук. Заметим, однако, что долго раздражать слуховой анализатор не следует. Метроном должен работать 5—8 мин, затем его необходимо выключить и продолжать сеанс словесным внушением. Если нет метронома, можно обойтись и без него, просто отсчитывая цифры и внушая больному: «Я буду считать до 20, по мере того как я буду считать, вы будете постепенно погружаться в сонливое состояние и на цифре 20 уснете». Считать нужно медленно, с расстановкой, перемежая счет соответственными словесными внушениями.

Кроме раздражений зрительного и слухового анализаторов, в некоторых случаях мы применяем в течение всего сеанса пассы в виде чрезвычайно легкого дотраги-вания кончиками пальцев к телу пациента в направлении от головы к ногам. Конечно, словесное внушение, разъяснение больному гипнотического сеанса должно предшествовать фиксации взгляда на блестящем предмете, вслушиванию в стук метронома, пассам и пр.

Практика показала, что успех может быть достигнут, если применять примерно следующие формулы внушения:

«Я сейчас приведу вас в состояние, подобное сну, и на это время чрезвычайно усилится мое влияние на вас. Для этого нужно,

чтобы вы с полной готовностью соглашались со всем, что я буду говорить. Ни о чем другом не думайте, кроме сна и покоя. Мускулы должны быть совершенно вялыми... Так, совсем удобно... Дышите спокойно и равномерно. Слушайте меня. Пристально смотрите на блестящую точку. Вы скоро почувствуете усталость век, глаза вы не в состоянии будете держать открытыми. Теперь я вам кладу руку на лоб. Вы чувствуете, как это успокаивает, как вы приятно утомляетесь. Ваши веки уже тяжелеют, мигают, вы уже не в состоянии держать глаза открытыми, веки опускаются» (при этом мягко, совершенно незаметно касаются пальцами глаз, если глаза не закрываются, предлагают пациенту их закрыть). «Когда я провожу рукой по лбу, вы чувствуете, как усталость возрастает, как все ваше тело делается тяжелым» (теперь необходимо делать пассы вдоль всего тела и особенно рук). «Сейчас вы уже ощущаете легкое тянущее чувство в руках и ногах. Если я немного приподниму вашу руку, она вяло опускается. Вы вслушиваетесь в звуки метронома, которые вас вовсе не беспокоят, а, наоборот, успокаивают. С каждым ударом метронома все глубже и глубже покой. Все члены вашего тела расслаблены. Вы дышите ровно и спокойно. Вами уже овладевает сонливость. Внешний мир уходит от вас все дальше и дальше Вы глубже и глубже погружаетесь в состояние, подобное сну Это необходимо для вашего полного излечения. Вы слышите только то, что говорю я, окружающий мир сейчас вас не беспокоит, не тревожит. Вы спите глубоко и спокойно. Глаза ваши плотно закрыты, и вы сами теперь не в состоянии их открыть. Ваши члены теперь повинуются мне».

После такого внушения у больных наступает вторая стадия гипноза, или каталепсия.

Спустя некоторое время применяется уже лечебное внушение, направленное на устранение болезни. Внушение нужно формулировать возможно тщательнее, доступнее и повторять несколько раз.

Можно загипнотизировать несколько иным способом. Больного укладывают на кушетку. Врач становится справа лицом к больному и ровно, настойчиво, делая все более продолжительные остановки между отдельными фразами, говорит: «Представьте себе, что вы очень устали и вам хочется тихо и сладко заснуть. Отгоните от себя все тревоги и мысли. В настоящее время окружающая обстановка вас не тревожит и не беспокоит. Дышите ровно и спокойно. Думайте только о сне. Расслабьте все свои мускулы. Теперь я воздействую на ваши нервы, буду производить легкие поглаживания вдоль тела. Это вас не беспокоит, а, наоборот, успокаивает» (в это время следуют пассы — медленно и ритмично, приблизительно через каждые десять секунд кончиками пальцев обеих рук проводят вдоль всего тела больного, от лба по туловищу к ногам). После каждого третьего — пятого движения врач медленно, настойчиво, раздельно, с многократными повторениями произносит следующие фразы: «Ваше дыхание делается совсем равномерным, глубоким и спокойным. Все тише и спокойнее становится вокруг вас. Ваши нервы успокаиваются. Голова утомлена, тело утомлено, требует сна. Мое влияние на вас все возрастает и возрастает. Все

 

глубже и глубже покой. Весь внешний мир отступает дальше н дальше. Вы слабы и утомлены, но чувствуете себя хорошо. Дремотное состояние усиливается и усиливается. Ваше тело совершенно безвольно. Сонливость овладевает вами. Вы засыпаете все крепче. Спите глубоко и спокойно. Вы слышите только меня. Ваше тело теперь повинуется мне. Ваши глаза плотно закрыты, и вы не в состоянии их открыть" (легко провести рукой по векам)

Приведем некоторые старые и современные способы и приемы гипнотизирования, применяемые отечественными и зарубежными авторами. Некоторыми из этих приемов с успехом можно пользоваться для вызывания гипнотического сна.

Н. Bernheim, заимствовавший свои приемы у A. Faria, J. Braid и Л. Liebeault, начинал усыпление первично гипнотизируемого с разъяснения пользы гипнотизации, тождества гипноза с естественным сном и т. д. Затем, чтобы подтвердить свои слова, в присутствии больного Н. Bernheim усыплял нескольких человек, подвергавшихся гипнозу раньше. Освободив таким образом больного от тревоги перед неизвестным и таинственным, сделав его доверчивым, гипнотизер говорил: «Смотрите пристально на меня и не думайте нн о чем, кроме сна. Вы уже начинаете чувствовать тяжесть в веках, усталость в глазах; опи мигают, делаются влажными, веки, смыкаются»,

«Некоторые субъекты,— пишет Н Bernheim,— закрывают глаза и тотчас же засыпают. В других случаях я повторяю с большой силой, прибавляю жест. Природа жеста имеет мало значения; я помещаю два пальца правой руки перед глазами субъекта и приглашаю его смотреть на них пристально; или же, наконец, приглашаю пристально смотреть^в глаза, причем в то же время стараюсь сосредоточить все внимание на идее сна. Я говорю: «Ваши веки смыкаются, вы ощущаете тяжесть в руках, в ногах, вы больше ничего не чувствуете, ваши руки остаются неподвижными, вы больше ничего не видите, сон наступает»,— и я прибавляю несколько повелительным тоном: «Спите!». Часто это слово решает дело; глаза закрываются, больной спит hjjh во всяком случае испытывает влияние... Пассы^фиксация глаз или пальцев оператора только облегчают сосредоточение внимания субъекта и не безусловно необходимы».

 P. Schilder и О. Kauders рекомендуют такую формулу для по-

 ■ гружения пациентов в гипнотическое состояние: «Благодаря тому

 что вы будете спокойно следовать словам гипнотизера и стараться

ьне оказывать никакого внутреннего сопротивления, вы впадете в

 состояние внутреннего покоя, который, возможно, приведет вас в

 состояние, напоминающее сон. В таком состоянии то, что я вам

 буду говорить, будет действовать на вас сильнее. Вы будете вое-

 приимчивее к моим словам».

Эту формулу объяснения применяют, когда достижение глубокого гипноза не является необходимым. Если же глубокий гипнол необходим, тогда самым категорическим образом заверяют паци-ента, что он будет спать.

Далее P. Schilder и О. Kauders пишут: «Обыкновенно мы заставляем пристально смотреть на ключ или на какой-нибудь блестящий предмет, становимся позади пациента и начинаем, погла-

живая его лоб, говорить приблизительно следующее: «Веки делаются все тяжелее и тяжелее, вы становитесь усталым, вялым, сонным. У вас чувство тяжести во всем теле. Усталость все усиливается. У вас чувство, какое бывает перед засыпанием. Все плывет перед глазами. Вы не можете больше держать глаза открытыми, вы находитесь в состоянии полного глубокого покоя, вы дышите совершенно спокойно, глубоко и ровно. У вас такое чувство, какое бывает перед засыпанием».

Эту формулу P. Schilder и О. Kauders рекомендуют повторять несколько раз в течение двух—четырех минут. Если у пациента глаза сами собой не закрываются, советуют мягко надавить на веки и сказать в тоне приказания: «Вы закрываете глаза и держите их закрытыми!»

Если пациент сам или после более или менее настойчивого приказания закрыл глаза, рекомендуется продолжать поглаживание лба и повторять формулу в равномерно-настойчивом, но не слишком громком тоне. Если создается впечатление, что необходимая глубина гипноза достигнута, применяют соответствующее внушение.

L._ Lowenfeld рекомендует такие формулы.

I. «Вы лежите совершенно спокойно и ни о чем не думаете. Усталость и сонливость овладевают вами все больше и больше. На вас больше и больше нисходит чувство покоя, удобного, приятного, благодетельного покоя. Во всех членах, во всех нервах, во всем теле становится все спокойнее. Чувство покоя все более и более проникает в мозг, ваши мысли становятся спокойными, медленными, вялыми, ваше самочувствие все ровнее и ровнее, возбуждение, заботы исчезают, и нервы все более успокаиваются. Глаза постепенно все более и более утомляются, все тяжелеют и тяжелеют, усталость и тяжесть проникают в голову и во все тело; все тело, руки и ноги становятся усталыми, тяжелыми, вялыми, а глаза особенно утомленными, все утомленнее, все тяжелее. Зрение ослабевает, становится расплывчатым и неясным, а веки  непреодолимо тяжелеют, они уже несколько опускаются, опускаются все больше и больше, глаза закрываются все больше и больше». (При этих словах блестящий шарик опускается все ниже и ниже так, что взгляд пациента следует за ним). «Глаза все более и более смыкаются, все более и более. Теперь закрываются совсем». Если этого не достигается, то больному предлагают закрыть глаза.

II. «Глаза закрыты, усталость и сонливость ясней, ощутимей и сильней. Все спокойнее, все тише в голове, во всех нервах, во всех членах, во всем теле; дыхание становится медленным, спокойным, сердце бьется также медленно и все спокойней и спокойней. Мыслей все меньше, они все медленней и медленней. Они все более сонные и расплывчатые, все более и более смешиваются друг с другом. Вы больше ни о чем не тревожитесь, вы больше ничего не видите, вы больше ничего не чувствуете, вы слышите все заглушен-но и слабо». (При последнем замечании голос понижается и делается возможно более монотонным). «Вы все более и более погружаетесь в дремоту».

III. «Становится все лучше; сонливость все сильней и сильней, мыслей все меньше, временами они исчезают вовсе. Вы больше ни о чем не тревожитесь, вы больше ничего не чувствуете и не видите; все больше и больше туманится в мозгу, все перепутывается, все расплывается-. Вы все больше и больше проникаетесь дремотой».

 739

Метод М. Erickson, L. Wolber g («М е т о д поднятия рук и»). Часто употребляется американскими психотерапевтами. Авторы считают, что этот хотя и трудный метод имеет большое преимущество, так как заставляет пациента участвовать в индукции и подготавливает почву для аналитической психотерапии. Приведем записанный D. L. Chertok (Гипноз. М., «Медицина», 1972) сеанс гипноза по L. Wolberg.

«Я хочу, чтобы вы почувствовали себя удобно на стуле и чтобы полностью расслабились. Теперь, когда вы сели, положите ваши обе руки плашмя на бедра. Вот именно так. Вы будете следить за вашими руками, и вы заметите, что вы сможете внимательно наблюдать за ними То, что вы должны сделать,— это сесть на стул и расслабиться. Вы заметите, что некоторые явления возникают во время вашей релаксации. Они всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так хорошо не знали. Я вам о них сообщу Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей руки, лежащей на бедре, или еы почувствуете напряжение. Возможно, вы ощутите ладонью вашей руки материю ваших брюк или тепло вашей руки на бедре Я хочу, чтобы вы наблюдали за испытываемыми вами ощущениями. Может быть, вы почувствуете нечто вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на вашу руку, и вы заметите, что она спокойна и что она остается все в том же положении. В ней уже есть движения, но они пока еще не заметны. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз с вашей руки. Ваше внимание может отвлечься от вашей руки, но оно все время будет возвращаться к руке, и вы все время не спускаете глаз с руки, и вы спрашиваете себя, когда движения, которые в ней возникают, станут видимыми».                  .

Внимание пациента фиксировано на его руке. Ему любопытно узнать, 4то произойдет. Внушение не имеет характера насилия. Пациент,»заметив то или иное ощущение, будет рассматривать его как продукт собственного опыта; именно этого психотерапевт должен добиться. Пациента искусно заставляют ассоциировать свои ощущения со словами психотерапевта; позднее эти слова начнут 'вызывать сенсорные или моторные реакции. Так, если в одном из пальцев появится легкое движение или вздрагивание, психотерапевт, заметив это, сообщает, что это движение еще более усилится.

«Интересно будет увидеть, который из ваших пальцев начнет двигаться первым. Может быть, это будет большой палец или указательный, или безымянный, или мизинец. Вы не знаете точно, когда и на какой руке. Смотрите все время внимательно, и вы заметите

справа легкое вздрагивание, может быть, правой руки. Смотрите, мизинец вздрагивает и шевелится В начале движения вы заметите интересную вещь. Пространство, имеющееся между пальцами, расширяется очень медленно, и вы заметите, что пространство между ними расширяется все больше и больше. Они будут расходиться медленно; пальцы расходятся все больше и больше, все больше и больше, именно вот так».

Это пример прямого внушения, на которое пациент реагирует. Психотерапевт продолжает говорить.

«Вскоре пальцы поднимутся, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше (указательный палец пациента начинает слегка приподниматься). Заметьте, как поднимается указательный палец. В то же время другие пальцы хотят последовать за ним, ну вот они и поднимаются медленно (другие пальцы начинают подниматься). В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете мягкость в кисти руки, ощущение легкости, тем более что пальцы поднимаются медленно, как будто это перо, как будто это шар поднимается в воздух, поднимается, поднимается, в воздух, в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше (кисть руки начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась около 10 см над бедром, и пациент пристально на нее смотрит). Смотрите все время на вашу кисть руки и всю руку, которые поднимаются, и в это время вы почувствуете, как ваши глаза становятся сонливыми и усталыми. В то время как ваша рука продолжает подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным, и вам очень захочется спать. Ваши веки сделаются тяжелыми и, возможно, вашим векам захочется закрыться. И в то время как ваша рука будет подниматься все выше и выше, вы захотите почувствовать себя более и более расслабленным, вы захотите спать все больше и больше, и вы захотите испытать чувство покоя и расслабления, закрыв глаза и засыпая».

Если пациент подчиняется внушению, это используют, чтобы подкрепить следующее внушение. Например, когда его рука поднимается, ему внушают, что он заснет именно потому, что его рука поднимается.

«Ваша рука поднимается еще, еще, и вы становитесь совсем сонным, ваши веки делаются тяжелыми, ваше дыхание становится медленным и правильным. Дышите глубоко — вдыхайте и выдыхайте (пациент держит вытянутую руку перед собой, его глаза моргают, и его дыхание правильно и глубоко). В то время как вы смотрите на кисть вашей руки и руку и чувствуете себя все более и более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука начинает сгибаться, и кисть руки начинает все больше и больше приближаться к вашему лицу, еще, еще, и, пока она поднимается, вы медленно, но верно впа-

9*

даете в глубокий, глубокий сон, в котором вы глубоко расслабляетесь, настолько, насколько вы хотите. Рука продолжает подниматься выше, еще выше, пока не достигнет вашего лица, и вы будете хотеть спать все больше и больше, но вы не должны заснуть, прежде чем ваша рука не достигнет вашего лица. Когда ваша рука дойдет до вашего лица, вы будете спать, глубоко спать».

Теперь пациенту предоставляют возможность регулировать режим, следуя которому, он будет засыпать. Поднимание кисти руки и постепенное засыпание взаимно усиливают друг друга. После того как пациент закроет глаза, он войдет в транс, в создании которого он участвовал.

v «Теперь ваша кисть меняет направление. Она поднимается, она •поднимается к вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вы хотите все больше и больше спать (кисть руки пациента приближается к лицу, его веки моргают быстрее). Ваши глаза становятся тяжелыми, и кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда ваша кисть руки достигает вашего лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать сильную сонливость. Вы будете чувствовать все большую сонливость, все большую сонливость, вы очень захотите спать, почувствуете сильную усталость, ваши веки тяжелы, как свинец, а ваша рука поднимается, поднимается прямо к вашему лицу, и когда она достигает лица, вы будете спать (кисть руки пациента доходит до лица, и его глаза закрываются)».

«Спите, спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на релаксации, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о том, чтобы спать, глубоко спать». '

К. И. Платонов рекомендует следующую формулу словесного внушения: «Вы уже пришли в состояние полного душевного покоя, необходимого для наступления дремоты, а в дальнейшем и сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная нега и истома, у вас появляется сонливость, ощущается приятная вялость, тяжелеют руки и ноги, т*яжелеют веки, как бы наливаются свинцом, вы начинаете чувствовать, как вас начинает неодолимо клонить ко сну. Мои голос вы хорошо слышите, я сейчас буду медленно считать до десяти, с каждым счетом ваша дремота все более углубляется: раз . два . три.. Вы засыпаете, переходя во все более глубокое состояние спокойного и приятного сна».

Дальше К. И. Платонов рекомендует произносить следующие слова: «Ну, вот, вы сейчас находитесь в состоянии полного покоя, вам дышится спокойно, легко и хорошо. Вы совершенно отрешились от всех ваших забот, волнений и впечатлений дня, на окружающее вы не обращаете внимания. Мои слова продолжаете четко воспринимать. При этом ничто вас не волнует, никаких неприятных ощущений у вас нет, по телу разлилась приятная слабость, ваши руки и ноги отяжелели, отяжелели веки, вас все более и более охватывает дремота, нет желания ни двигаться, ни открывать глаза, ваши

веки слиплись, вы все более погружаетесь в глубокий, спокойный сон, вы спите!» (Слово как физиологический и лечебный фактор М., Медгиз, 1957).                                                                                0

В. Е Рожнов приводит следующую формулу словесного вну- -\ шения: «Расслабьте" мышцы. Лежите совершенно спокойно. Старая- *•' тесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать Веки ваши тяжелеют и постепенно опускаются. По всему телу распространяется чувство приятной теплоты Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног и всего тела. Расслабляются мышцы лица, мышцы шеи, голова глубже уходит в подушку. Вам хочется спать. Сейчас я начну считать, и по мере того как я буду приближаться к цифре десять, желание спать будет нарастать все больше и больше, все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру десять, вы заснете».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.