Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОТЕРАПИЯ 22 страница



Научно решить вопрос о мысленном внушении пытался известный французский физиолог Ch. Richet (1884). Он производил опыты с угадыванием задуманных игральных карт и обнаружил, что число правильных угадываний превышает число угадываний по теории вероятности В Англии и США (Soul и Rein) также производили телепатические опыты, применяя карты с пятью резко различающимися черными фигурами на белом фоне. От некоторых очень внушаемых испытуемых было многократно получено сверхвероятное число правильных отгадываний внушаемых фигур. Привлекли внимание физиолога McDougall и парапсихолога В Prince опыты писателя Э. Синклера (1930), который мысленно внушал на большом расстоянии темы рисунков своей жене Мэри; она более или менее точно воспроизводила мысленные внушения.

Большой интерес к мысленному внушению был проявлен после открытия немецким физиком Н. Hertz (1888) электромагнитных волн и А. С. Поповым — радио.                                           >

П. П. Лазарев (1922), создатель физико-химической теории нервного возбуждения (ионной теории возбуждения) и теории адаптации, допускал, что в мозговых центрах появляются электро-

магнитные силы; «все ощущения, всякий акт движения должны образовать волны, и голова человека должна излучать волны большой длины (до 30 000 км) в окружающую среду». Это низкочастотные волны огромной длины. Несколько позже итальянский невролог Ф. Кацамалли сообщил, что в пространстве вокруг головы человека появляются электромагнитные волны дециметровой и сантиметровой длины. Такие мозговые волны бывают или апериодическими (с переменной длиной волны), или имеют подобие затухающих. Это волны очень малой сверхвысокочастотной длины. По мнению Ф. Кацамалли, мозговые радиоволны могут быть тем физическим агентом, который передает мысленное внушение от одного субъекта к другому. Однако Л. Л. Васильев, повторив опыты Ф. Кацамалли, не мог подтвердить его выводов.

Ф. П. Петрову (1952) из лаборатории Л. Л. Васильева у здоровых субъектов удалось выработать условный рефлекс на неощу-щаемое ими действие низкочастотного электромагнитного поля (200 Гц). Л. Л. Васильев (1963) пишет, что «...этот физический фактор способен влиять на орган психики — кору * мозговых полушарий». Электромагнитные волны низкой и высокой частоты могут воздействовать на мозг (вызывать эффект) только в том случае, если их мощность достигает пороговой величины.

В. К. Аркадьев (1924) отрицательно оценивал электромагнитную гипотезу передачи мысленного внушения. Он считал, что мощность тех электромагнитных полей, которые создаются биотоками работающего мозга, очень мала и не достигает пороговой величины.

Б. Б. Кажинский (1962), применяя метод экранирования металлом, пришел к заключению, что экранирование является препятствием для мысленного внушения (от экспериментатора к испытуемому). С другой стороны, за рубежом (США) проводились опыты мысленного внушения на борту атомной подводной лодки «Наутилус» через колоссальную толщу воды, стальную оболочку и т. п.; испытуемый (перципиент) воспринимал мысленное внушение индуктора. Эти данные, казалось бы, опровергают правильность гипотезы об электромагнитной природе явлений мысленного внушения.

Совершенно правильно пишет Л. Л. Васильев, что достигнутые в настоящее время результаты в области исследования фактов мысленного внушения и их объяснения с точки зрения электромагнитного влияния мозга одного человека на мозг другого не дают возможности сделать окончательного заключения.

Очевидно, разрешение многих вопросов парапсихологии возможно при содружестве физиков с физиологами и психологами.

Угадывание мыслей

Так называемое* угадывание мыслей хотя и не имеет ничего общего с явлениями гипноза, представляет факт, на котором вкратце следует остановиться, так как его

нередко объясняют гипнозом. Обычно отгадчик, желая отгадать, например, какой из предметов, стоящих на столе, «задуман», где спрятан предмет или какое слово либо нота замечены на той или иной странице и т. д., ощупывает своего руководителя («поводыря»), знающего секрет, при этом ему удается определить, какие мышцы у знающего секрет напряжены и какие движения спроектированы. Этим приемом отгадчик раскрывает секрет «поводыря». Наблюдения и опыты показали, что в том случае, когда тот или иной человек знает секрет и напряженно думает об этом, он мобилизует те группы мышц и подготавливает именно те движения, которые необходимы, чтобы подойти к задуманному предмету, взять его в руки и т. д. Эти факты, как теперь известно, основаны на определенных физиологических явлениях. Уже при одной мысли о каком-либо движении это движение действительно «заготовляется». Это ясно подтверждает высказывание И. М. Сеченова об отношении познания к воле: воля — деятельная мысль в фазе исполнения и действия.

В этом отношении интересна следующая мысль И. П. Павлова: «Ведь мы имеем огромный ряд координированных центров, расположенных с конца спинного мозга до полушарий. Дальше мы знаем, что при каждом думаний о движении мы производим его фактически абортивно. Следовательно, иннервационный процесс может быть, хотя и не осуществляется в действительности».

И. П. Павлов прекрасно объяснил само «угадывание мыслей»: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите. То же в известном фокусе с человеком, решающим неизвестную задачу: куда-нибудь пойти, что-нибудь сделать при помощи другого человека, который знает задачу, но не думает и не желает помогать. Однако для действительной помощи достаточно первому держать в своей руке руку второго. В таком случае второй невольно, не замечая этого, подталкивает первого в направлении к цели и удерживает от противоположного направления» (Поли. собр. соч., т. III, кн 2)

Сон йогов

В Индии с древнейших времен существует особая религиозная каста йогов (от санскр. yoga — соединение, сосредоточение мыслей, созерцание), которые утверждают, что человек якобы может путем самоуглубления,

самосозерцания и самоистязания овладеть «сверхъестественными» силами, соединиться с «вседушою брамы». Индийская философия — одна из наиболее древних философий в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет, зародилась она уже к X в. до н. э., когда культура западных стран была еще в колыбели.

В индийской философии, как в дальнейшем и в других фило-еофских системах Запада и Востока, на протяжении всей истории шла борьба между материализмом и идеализмом.

Материалистической индийской философией является философия' «чарвака», или «локаятамата». Согласно этой философии, материя — «единственная реальность», а ум, сознание, психические функции — продукт материи. Достоверным источником познаний является восприятие. По философии «чарвака», сознание не может существовать вне тела. «Когда человек умирает, от него не остается ничего, что могло бы страдать или наслаждаться последствиями его поступков».

Философия йогов — это законченная идеалистическая философия, признающая существование бога. Основателем ее считается мудрец Патанджали. Йога признает три источника познания: восприятие, вывод и свидетельство священного писания. Эта система представляет интерес в связи с практикой йоги — средств достижения «вивека-джняна», то есть разграничивающего познания, которое должно быть существенно важным условием освобождения. Согласно этой системе, «йога означает прекращение всех функций ума до тех пор, пока ум или интеллект человека не очищен и не установлен, не может надлежащим образом понимать что-нибудь в философии или религии. У вас должно быть чистое сердце и светлый ум, если мы стремимся познать и практически применить философские или религиозные истины. Применение йоги — лучший путь самоочищения, очищения тела и интеллекта» (S. Chatterjee и D. Datta).

йога означает вообще прекращение деятельности, модификаций ума — читты. Основная задача — не давать «я» отождествлять себя с различными модификациями читты. Но это невозможно до тех пор, пока есть такие модификации, а посему «я» не понимает своего отличия от читты. Йога ставит своей целью затормозить, прекратить все модификации ума.

Существует пять ступеней функции ума (читта-бхуми). Первая называется кшипта, то есть рассеянное состояние, при котором ум ■скользит от одного объекта к другому. Это состояние не способствует йоге, потому что оно не помогает контролировать ум и чувства. Вторая ступень — мудха — это притуплённое состояние ума, как, например, во сне. Третья ступень — викшиппта — умиротворенное состояние. Это стадия временного сосредоточения читты на объекте, которая следует за рассеянностью. Четвертая ступень — экагра, или сосредоточение ума на каком-нибудь объекте, служащем предметом размышления. Экагру еще называют сампраджнята йога, то есть экстаз созерцания, или же самапатти (сампраджнята самадхи), так как ум в этом состоянии целиком вкладывается в объект и принимает форму самого объекта. Пятая ступень — ни-руддха (асампраджнята йога, или асампраджнята самадхи), при которой уже ничего не познается. Это состояние экстаза, при котором прекращаются все психические процессы, переживания, не возникает никаких душевных волнений. Эти последние две ступени «способствуют самопознанию». В стадии асампраджнята самадхи весь мир объектов перестает оказывать свое действие на йога и существовать для него.

Итак, согласно философии йога, если у человека ум засорен, испорчен злонамеренными мыслями, он не может понять духовных истин. Только ясной голове и чистому сердцу раскрывается истинный дух.

Какими же средствами можно достичь очищения и просветления ума — читты? Таких средств восемь, а именно: 1) яма — воздержание, 2) нияма — культура, 3) асана — положение, 4) пранаяма — контроль за дыханием, 5) пратьяхара — удаление чувств, 6) дхарана — внимание, 7) дхьяна — созерцание и 8) самадхи — сосредоточение.

Утверждают, что благодаря практическому применению йоги на различных стадиях йог может приобрести особую силу. S. Chatterjee и D. Datta, цитируя Пур-накандра и Ведантакунку, пишут, что йоги могут приручить всех животных, включая даже диких зверей; знать непосредственно прошлое, настоящее и будущее; порождать сверхъестественные видения, звуки, запахи и видеть ангелов и богов. Они могут также видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимыми, появляться в одно и то же время в различных местах, а кроме того, могут быть даже погребены заживо, пребывать под землей неделями и больше без какого-либо вреда для своего здоровья и жизни.

Достоверность приписываемых йогам чудес, конечно, весьма сомнительна, многие из них являются тонким

ч

фокусничеством, так как их суть противоречит законам естествознания, физики и пр. Другие же явления, как, например, способность приручить животных, быть погребенными заживо и пребывать под землей, многими учеными допускаются. При ближайшем ознакомлении со способами, которые применяются для достижения «сна йогов», выяснилось, что йоги фактически пользуются средствами, аналогичными применяемым для обычного гипнотического сна. Действительно, систематическое отвлечение внимания, чему благоприятствует спокойствие окружающей обстановки, длительное пребывание в определенных положениях, фиксации и т. д.,.— все эти приемы, по словам L. Lowenfeld, должны рассматриваться частью как подготовляющие гипноз, частью же как непосредственно гипнозогенные.

С медицинской точки зрения, в явлении сна йогов нет ничего сверхъестественного. Это, вероятно, своеобразное превращение автогипноза в состояние мнимой смерти, напоминающее аналогичные явления при истерической летаргии, истерической мнимой смерти, парабиоз, когда, например, функции дыхания и кровообращения сводятся к минимуму, а сильнейшие внешние раздражители не вызывают никакой реакции. Чтобы достичь этого состояния, безусловно, необходимо безукоризненное здоровье, целеустремленность и сильная воля.

Конечно, наблюдений над вышеописанными состояниями недостаточно, и все эти, а также подобные им явления, которые зародились в Индии, на родине гипноза, ждут объективного научного исследования.

Часть пятая

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Понятие психической нормы, здоровья. Болезнь.

Психоз. Некоторые аспекты патогенеза

и структуры неврозов и психозов

Приступая к лечению больного с тем или иным невротическим состоянием или психозом, психотерапевт должен разбираться в таких сложных вопросах, как психическая норма, здоровье, болезнь, понятие психоза, этиологические, патогенетические факторы, структура невротического и психотического.

В настоящее время понятия психической нормы и болезни не имеют четкого определения.

Понятие нормы, здоровья. Норма является важнейшей категорией медицины и, в частности, психиатрии. В философско-методологическом плане наблюдается ограниченность существующих определений этого понятия.

Одни авторы исходят из количественных, среднестатистических критериев в определении нормы (Tendeloo, Krele и др.), что приводит к отрыву количества от качества. В. В. Парин и Е. Б. Бабский считают, что средняя норма — это понятие абстрактное, не имеющее физиологического смысла (Вестник АМН СССР, 1964, № 2, с. 8). Другие акцентируют внимание на индивидуальных особенностях того или иного организма (R. Williams), учитывают лишь «биохимическую норму» и ее вариации. Третьи считают, что норма носит относительный характер, то есть у каждого своя норма. Это соображение тоже не лишено оснований.

Конечно, понятие нормы должно включать меру и, самое главное, содержать в себе единство количества и качества. Г.-В.-Ф. Гегель впервые подчеркнул диалектическое единство качества и количества в мере, когда увеличение или уменьшение количества данного качества только до определенной границы остается безразличным

для данного качества, а дальше приводит его к гибели (Энциклопедия философских наук. Соч., т. 1, 1929, с. 184). Позже категория меры получила новое подлинно научное развитие в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Норму в медицине следует определять как взаимообусловленное качество и количество. Так, норма в биологии есть единство качества и количества, сложившееся в процессе исторического развития вида. Мы говорим о нормах «реакции», норме «системы гомеостаза» и т. д. Единство качества и количества, исторического и индивидуального в норме и патологии четко выражают хромосомы человека; их количество постоянно, но увеличение или уменьшение их ведет к болезни (малоумию, уродствам и пр.). Лекарственным веществам также свойственна своя мера, поскольку полезность или вред зависят не только от качества вещества, но и от его количества.

Известно, что нормально функционирующий организм находится в постоянной взаимосвязи с окружающей средой. Связь эта осуществляется путем экстероцепции, интероцепции, внутренней переработки поступающих импульсов (анализ, синтез), выработки эффекторных импульсов как в анимальной, так и в вегетативной нервной системе, в энергетической системе, обеспечивающей адекватное осуществление остальных форм взаимосвязи.

Итак, как же можно определить в главных чертах психическое здоровье?

Психическое здоровье — это состояние субъекта с нормально развитым и нормально функционирующим мозгом, с адекватным в основном отражением в сознании объективной действительности, позволяющее осуществлять трудовую и общественную деятельность.

Психоз. Еще до споров «психиков» и «соматиков» Г.-В.-Ф. Гегель в «Философии духа» (1817 г.) писал, что психическая болезнь по своему происхождению есть душевно-телесная болезнь. С точки зрения современных научных данных, психическое заболевание, психоз — это заболевание головного мозга и всего организма, при котором отражение мозгом объективной действительности нарушается, извращается (исходя из принципа целостности организма, следует признать, что страдает не только мозг, но и весь организм, хотя нарушение мозговой деятельности имеет преимущественный характер).

310                                                                             *

 

В настоящее время мозг рассматривается как управляемая система связей и информации. Считается (А. Маг-rarzi и др.), что нейрогуморальное воздействие на церебральные синапсы оказывают такие вещества, как серотонин, адреналин, норадреналин, мескалин, ЛСД-25, буфотенин и другие. Полагают, что эти вещества вызывают нарушение равновесия между нейрогуморальными агентами, в норме тормозящими и возбуждающими синапсы, что и приводит к психозу. Это взгляд на психоз с точки зрения нейрофизиологии.

При психозах выявляется новое качество психической деятельности. Нарушается нормальная интеграция всей жизни личности, не только чисто физиологическая, но и социальная. Ведь человек, личность — биосоциальное существо. В этой связи укажем, что, по К. Марксу,— болезнь — это «стесненная в своей свободе жизнь».

По И. П. Павлову, «различие между нервным и психическим заболеванием есть различие или по сложности, или по тонкости нарушения нервной деятельности» (Поли собр соч, т IV, с 416)

Правильную точку зрения на вопрос о соотношении органического и функционального высказал А В. Снежневский. Последний, полемизируя с Н К Wells, пишет, что «современная психиатрия не проводит жестких границ между органическим и функциональным Структура и функция, как показывают исследования, осуществленные на молекулярном уровне, неотделимы друг от друга

В современной психиатрии речь идет уже не об органическом и функциональном, а о необратимых или обратимых патологических расстройствах

Не обнаруживается теперь и жестких границ между физиологическим и патологическим» (Послесловие к кн Г. Уэллса — «Крах психоанализа От Фрейда к Фромму». М., 1968, с. 279—280).

Приступая к лечению больного с тем или иным невротическим состоянием либо психозом, врач должен выявить «большой синдром» (В. Василенко, 1959). При этом следует четко дифференцировать облигатные (обязательные) и факультативные (возможные, необязательные) симптомы. Ведь известно, что иногда последние могут быть даже доминирующими, например при благоприятном течении той или иной болезни.

Что касается этиологического фактора, то считается, что он не равен действию: одна и та же причина может вызвать совершенно различные явления в зависимости от многих факторов — врожденных и функциональных свойств организма и отдельных его структур.

Проблема же патогенеза нервно-психических заболеваний остается наименее изученной, очень сложной и многогранной и связана с проблемами физиологии, биохимии, морфологии, патологии, наследственности, с социальными проблемами.

По И. Давыдовскому (1961), патогенез всегда отличается известным постоянством. И это создает определенную устойчивость и стереотипность реакций организма даже на многие экзогенные факторы.

Как этиологию, так и патогенез болезней необходимо изучать в диалектическом аспекте, так как мы знаем, что внутренние факторы организма возникают исторически, в результате чрезвычайно длительного процесса аккумуляции экзогенных факторов. Патогенетические механизмы могут оставаться длительное время скрытыми, являясь лишь предрасположением.

Самой общей закономерностью патогенеза является принцип саморазвития, самодвижения и саморегуляции. Развившись, патологический процесс в дальнейшем протекает по «цепному» принципу, то есть как сложная разветвленная цепь из множества звеньев, включающихся в работу друг за другом (И. Давыдовский). Этот принцип саморазвития исключает возможность трактовки болезни как некого «хаоса».

И при соматических, и при нервно-психических заболеваниях всегда имеет место самоорганизующаяся и самонастраивающаяся система процессов (физиологических, морфологических и т. д.), которая работает слаженно, ритмично, с определенными фазами и периодами. Принцип самодвижения, и саморегуляции, по И. Давыдовскому, устраняет возможность трактовки действия внешних факторов на организм как действия прямого, непосредственного. Этот принцип не что иное, как принцип кибернетики; он утверждает прежде всего существование внутренне необходимой причины, «органической связи всех частей тела посредством обширных потоков управляющей информации и различных способов ее кодирования и переработки» (И. Давыдовский, 1961).

Патогенетические механизмы предполагают наличие непрерывной информации нервных центров о сдвигах, возникающих в организме. Эта информация определяет последующий афферентный синтез всех факторов и

312"                                                                                        *

регулирование процесса по принципу обратной связи. Все это создает устойчивость и нужную направленность. Но следует также помнить, что устойчивость эта может привести и к образованию так называемого порочного круга, когда уже развившийся процесс сам становится источником, усугубляющим тот же процесс.

О структуре неврозов и психозов. Полиморфизм клинических проявлений

Что же касается проблемы структуры, неврозов и психозов и вытекающей из этого проблемы полиморфизма их клинических проявлений, то они в настоящее время также занимают одно из центральных мест в психиатрии.

Действительно, как объяснить то, что один и тот же невроз или психоз проявляется в столь многообразных формах? Какие закономерности определяют клиническую картину невроза и психоза? Почему одна болезненная причина обусловливает множество различных психопатологических картин, различное течение и исход невроза и психоза, и наоборот, многими вредностями может быть обусловлена одна характерная картина?

Представители возникших в психиатрии различных направлений — конституционального, неврологического, психопатологического, структурно-аналитического — сходились на том, что в психотической картине хотя и имеет значение этиологический фактор, но он определяется особенностями той почвы, на которую воздействует. Иначе говоря, внимание акцентировалось на роли эндогенного в картине психоза (A. Hoche, E. Kraepelin, E. Kretschmer, W. Kleist, К. Воп-hoeffer, К. Birnbaum).

Ни одно направление в психиатрии, не говоря уже о фрейдизме, психоморфологическом направлении, корни которых лежат в идеализме, учении J. H. Jackson об эволюции и диссолюции, а также в крепелиновской концепции о регистрах, не могло разрешить проблемы структуры психоза.

Проблема эта может быть разрешена при учете сум-мации патогенных факторов (силы, длительности, числа, интервала между отдельными патогенными импульсами), особенностей самого организма (преморбид, реактивность, тип высшей нервной деятельности и др.).

Конечно, рассмотрение проблемы структуры неврозов и психозов с точки зрения суммации не означает принятия положения кондиционализма, так как это по-

ложение заменяет понятие причины понятием комплекса условий.

Конечно, структура психоза и полиморфизм психической симптоматики не могут быть объяснены и понятны, если не учитывать такие факторы, как возраст больного, реактивность организма, гуморальные факторы, уровень развития, особенности личности, ситуация и др.

Следует заметить, что о суммации патогенных импульсов, силе, длительности, числе, интервале и пр. говорили и говорят многие клиницисты-психиатры (С. С. Корсаков, В. П. Осипов, А. В. Снежневский, А. С. Чистович и др.). Так, С. С. Корсаков при описании алкогольного полиневритического психоза указывал, что здесь играют роль такие факторы, как предрасположение и возраст больного, сила и длительность самой интоксикации. А. С. Чистович пишет, что психоз оказывается обычно «лишь одним из этапов в длинной цепи последовательных событий истории организма», куда обязательно входят и различные жизненные трудности, и ранее перенесенные инфекции, травмы и т. п.

Близок к этому взгляд А. В. Снежневского (1960), который говорит, что этиология и нозологическая единица— болезнь — не равнозначны понятиям «одна причина» и «одно следствие». Этиологическим фактором определяются патогенетические механизмы болезни.

Можно думать, что такая попытка объяснения структуры невроза и психоза и полиморфности их клинических проявлений с точки-зрения суммации импульсов согласуется также с понятием полигении (В. А. Гиляровский) как совместного действия различных этиологических факторов, а также с понятием сгущенного действия факторов (В. П. Осипов, Д. В. Арутюнов и др.).

Определенные свойства экзогенной вредности, ее сила, длительность и частота воздействия, число вредных факторов, центральная или периферическая суммация, тип нервной системы, вовлечение в процесс первой или второй сигнальных систем, возраст — каждый из этих факторов может внести нечто новое в развитие невроза или психоза. Сочетание этих факторов является не простой суммой, а представляет известные группы, объединенные в одно целое единством и сходством патогенетических механизмов,                             f

Эти факторы иногда могут действовать как синер-гисты или антагонисты, в результате чего создаются чрезвычайно сложные патофизиологические механизмы, своеобразное развитие, течение и исход болезни в различных случаях.

В течение каждого болезненного процесса, психического или соматического, всегда происходит смена причин и следствий, и часто следствие может стать причиной последующих явлений (расстройства вегетативной нервной системы, нейродинамики, появление аноксии и т. п.). Вообще стандартного течения болезненного процесса не бывает, будь то пневмония, тиф, неврастения, истерия, шизофрения или прогрессивный паралич.

По А. В. Снежневскому, проблема нозологической специфичности психопатологических синдромов — это проблема клинического выражения развития очень сложного взаимоотношения этиологии и патогенеза в течении болезни. Клиническая картина синдрома зависит от интенсивности действующей вредности и изменения реактивности организма. Смена синдрома происходит не хаотически, а последовательно, закономерно.

Общие закономерности патологии мозга, проявляющейся в результате действия многих вредностей, при конкретных болезнях реализуются по-разному, с различной «предпочтительностью» (1960). Эта «предпочтительность» сказывается в особенностях течения болезни.

Нозологическая специфичность психопатологических синдромов, по А. В. Снежневскому, неодинакова и непостоянна, относительна. Она зависит от влияния различных условий развития болезни, возникает и исчезает в течение последней.

В заключение укажем, что при объяснении структуры болезни врач должен исходить из основных положений марксистского диалектического метода. Всякое явление, любой патологический процесс есть единство общего и особенного. Все явления, симптомы связаны между собой причинно-следственной связью. Одни явления всегда влекут за собой другие. И в физиологическом состоянии, и в патологическом процессе нужно видеть движение, развитие и отмирание.

Процесс развития нервной и психической болезни должен рассматриваться не как простой процесс роста, накопления симптомов, а именно как процесс развития,

при котором скрытые и незначительные количественные изменения приводят к изменениям открытым, коренным, качественным.

О терапевтических показаниях

Известно, что любое терапевтическое воздействие может быть направлено на: а) причину заболевания, б) патологический процесс, в) на те или иные симптомы, г) воздействие при жизненных показаниях.

Воздействие на причину заболевания — закономерное требование при лечении всех болезней. Однако возможности этиологического лечения в значительной степени ограничены. Часто с устранением причины патологический процесс может продолжаться, а резидуальные явления требуют иногда длительного патогенетического лечения. Это наблюдается и в соматической медицине, и в психоневрологии.

Воздействие на патологический процесс применяется при невозможности влиять на причинные моменты, но иногда сочетается с воздействием на причину и симптомы. При этом врач применяет комплекс лечебных средств для улучшения нарушенных функций органов и систем (так называемая функциональная терапия).

Воздействие на симптомы. Этот вид терапии во многих случаях быстро приносит облегчение больному, носящее иногда временный характер. Целесообразно воздействие на непосредственную причину симптома. Применяя этот вид терапии, необходимо, влияя на часть, помнить, что излечение зависит от состояния целостного организма.

Воздействие при жизненных показаниях — лечение состояний, непосредственно угрожающих жизни больного. При этом необходимо своевременно распознать угрожающее состояние, правильно оценить значение обнаруженных симптомов. Это фактически неотложная терапия; она часто проводится до установления точного диагноза.

Выбор метода лечения. Очень важным является выбор метода лечения. В. Н. Мясищев указывает, что разная методика может дать в основном один и тот же результат. Поэтому надо положиться на врача, который выберет тот или иной метод. Все же он г.читает, что

при острых психогенных невротических состояниях лучше применять гипноз. При функциональных заболеваниях, когда деятельность внутреннего органа или кожных покровов нарушается только в результате нервного напряжения, также рекомендуется гипноз. Если же за «неврозом органов» скрыта психогения, следует применять глубокую психотерапию. При пассивно-страдательном отношении больного к болезни рекомендуется гипноз, а при активно-положительном — наркопсихотерапия. Патологическое развитие личности требует глубокой рациональной психотерапии, переубеждения и перевоспитания. При том или ином заболевании может быть применен комплексный метод лечения: рациональная психотерапия может сочетаться с гипнотерапией, наркопсихотерапией, а в самом гипнозе можно применять переубеждение и разъяснение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.