|
|||
Блеснем латынью 3 страницаВАГНЕР. Нарицательное имя ученого, далекого от жизни, глубоко погруженного в науку. Истоки : трагедия И.В. Гёте "Фауст" (1832). ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. О человеке, решившемся на протест после долгого терпения. Истоки : Библия (Числа. 22:27–28). Ослица Валаама заговорила вдруг человеческим языком, протестуя против побоев. ВАЛТАСАРОВ ПИР. Ликование, разгул накануне гибели, бедствия. Истоки : Библия. Книга пророка Даниила: во время пира у халдейского царя Валтасара (Балтазара) таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие царю гибель. В ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. ВАЛЯТЬ ДУРАКА. Забавлять, веселить других нелепыми выходками, ничего не делать. Истоки : русская игрушка-неваляшка, обычно представлявшая собой Иванушку-дурачка (ваньку-встаньку), повалить которого невозможно. ВАМПУКА. Образное обозначение нелепости трафаретных сценических постановок. Истоки : в 1909 г. на сцене петербургского театра "Кривое зеркало" была поставлена пародия на традиционные оперные спектакли "Вампука, образцовая во всех отношениях опера". В основу положен сюжет "Принцессы Африканской" (1909) М.Н. Волконского. Автор музыки — В.Г. Эренберг. П.П. Гнедич передает в своих воспоминаниях со слов Волконского, что воспитанницы Смольного института, поднося посетившему их принцу Ольденбургскому цветы, хором пели ему на мотив из оперы "Роберт-Дьявол": Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим. Одна из слушавших рассказ Волконского приняла слова "вам пук" за мужское имя, от которого Волконский и образовал имя — Вампука. ВАР, ВАР, ВЕРНИ МНЕ МОИ ЛЕГИОНЫ! Восклицание крайнего отчаяния. Истоки : сочинение "О жизни двенадцати цезарей" ("Август", 23) римского историка Светония. Император Август, получив известие о поражении его полководца Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу, когда отборные римские легионы были поголовно истреблены германцами (9 г. н. э.), в отчаянии воскликнул: "Квинтилий Вар, верни легионы!" ВБИВАТЬ В ГОЛОВУ. Настойчиво учить чему-либо, заставить запомнить. Истоки : народное поверье о том, что поверхность головы у тупого человека очень тверда, через нее трудно пробиться разумным мыслям. ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ НА МОГИЛЕ. Обезвредить, навсегда избавиться. Истоки : согласно древнему обычаю осиновый кол забивают в могилу умершего колдуна, знахаря, ведьмы, упыря или оборотня, чтобы они после своей смерти не могли выходить из нее по ночам и вредить людям. ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ. Неправильное положение, вверх ногами, через голову. Истоки : в диалектах слово "тормашка" означает "трясти, теребить". ВВЕСТИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Исказить существующее представление о чем-либо, дать неверную информацию. Истоки : Библия от Луки, слова Иисуса. ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ. Оживить, воскресить. Истоки : Библия. Бог вылепил первого человека Адама из глины и вдохнул в него жизнь. ВЕЛИКА РОССИЯ, А ОТСТУПАТЬ НЕКУДА: ПОЗАДИ МОСКВА. Невозможность отступить от какой-либо намеченной цели. Истоки : в октябре-ноябре 1941 г. дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова вела оборонительные бои под Москвой, около города Волоколамска. 16 ноября 28 бойцов в течение четырех часов вели неравный бой с немецкими танками и автоматчиками у железнодорожного разъезда Дубосеково. "Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва", — сказал перед боем товарищам политрук Василий Клочков. И они не отступили. Отразив многочисленные атаки, подбив 18 танков, почти все солдаты погибли, но не пропустили фашистские войска к Москве. ВЕЛИКАЯ АРМИЯ ТРУДА. Трудящиеся, народные массы. Истоки : международный пролетарский гимн "Интернационал" (1871) Эжена Потье в русском переводе (1902) А.Я. Коца. 3-я строфа начинается словами:
Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землей имеем право. Но паразиты — никогда.
ВЕЛИКИЙ ЗВЕРЬ НА МАЛЫЕ ДЕЛА. Результат, не оправдавший затраченных человеком усилий; неспособность кого-либо к значительным свершениям. Истоки : басня И.А. Крылова "Воспитание Льва", в которой Лев предполагает отдать сына на воспитание Кроту, так как:
…о нем молва была, Что он во всем большой порядок любит: Без ощупи шага не ступит И всякое зерно для своего стола Он сам и чистит, сам и лупит; И, словом, слава шла, Что Крот — великий зверь на малые дела…
ВЕЛИКИЙ КОМБИНАТОР. (см. ОСТАП БЕНДЕР). ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Поэтическая характеристика своеобразия русского языка. Истоки : стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Русский язык" (1822): "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу!" ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ. Период коллективизации в СССР, ликвидация кулачества. Истоки : статья И.В. Сталина "Год великого перелома", опубликованная в газете "Правда" 7 ноября 1929 г.: "Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни". ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА. Необходимость подкрепления теории практикой. Истоки : Послание апостола Иакова (2:10). ВЕРА ГОРАМИ ДВИГАЕТ. Твердое убеждение способствует преодолению трудностей. Истоки : Евангелие от Матфея (17:20). "Если вы будете иметь веру в горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда сюда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас". ВЕРГИЛИЙ. Нарицательное имя опытного путеводителя, наставника, проводника. Истоки : в поэме "Божественная комедия" Данте изобразил в качестве проводника по загробному миру знаменитого римского поэта Вергилия, признанного в древности, и особенно в средние века, носителем высшей человеческой мудрости. ВЕРЕВКА — ВЕРВИЕ ПРОСТОЕ. Пустословие; информация, не требующая пояснения. Истоки : басня русского поэта-баснописца И.И. Хемницера "Метафизик". Ее герой студент-недоучка упал в яму и не желал принять помощь до тех пор, пока ему не объяснят, что такое веревка.
Вот, говорит, тебе веревка, ухватися! Я потащу тебя, держися! Нет, погоди тащить! Скажи мне наперед, — понес студент обычный бред: Веревка вещь какая? — вопрос ученый оставляя. Веревка вещь, — ему ответствовал, — такая, Чтоб ее вытащить, кто в яму попадет. На это б выдумать орудие другое! — Ученый все свое несет. — А это что такое!.. Веревка! вервие простое!
ВЕРЕВКА ПЛАЧЕТ. О негодяе, заслуживающем примерного наказания (повешения). Истоки : во время казни через повешение веревку намыливали, и с нее стекали капли пены, как слезы. ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ БАРАНАМ. Призыв к отвлекшемуся продолжить работу. Истоки : фарс "Адвокат! Пьер Патлен" (ок. 1470 г.), в котором рассказывается о богатом суконщике, судившемся с пастухом. Обвиняя пастуха, суконщик разразился упреками в адрес адвоката, и фразой "вернемся к нашим баранам" судья заставил его вспомнить о деле. Похожая ситуация описана римским поэтом I в. Марциалом. В одной из эпиграмм (6, 19) адвоката Постмуса, рассуждающего о Каннах, Митридате, карфагенянах, призывают вернуться к трем украденным козам, из-за которых происходит спор. ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ ПЕНАТАМ. Возвратиться домой. Истоки : в переводе с латыни "пенаты" — "боги, покровители домашнего очага". Их почитание было связано с культом умерших предков — хранителей семьи. Скульптурные фигурки божков помещались возле домашнего очага. ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ПЕЙЗАЖИК (ироническое ). Пустынное, безотрадное место. Истоки : повесть Н.Г. Помяловского "Молотов" (1861), словахудожника Череванина: "Захлопнут гроб крышкой. и опустят тело в подземные жилища. ползут черви, крысы кроты. Веселенький пейзажик". ВЕСЕЛЫМИ НОГАМИ. О заплетающейся походке нетрезвого человека. Истоки : церковные пасхальные песнопения: "К свету идяху, Христе, веселыми ногами". ВЕСЕННИЕ МЕЧТАНИЯ. ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ. Изменения в политической жизни страны. Истоки : в либеральной газете "Русские ведомости" 24 сентября 1904 г. в связи с назначением на пост министра внутренних дел князя П.Д. Святополк-Мирского писалось: "Повеяло весной. таково общее впечатление; это говорят в обществе; это отмечает печать". О политической весне писала газета "Новое время": "Разве речь министра внутренних дел, сказанная 16 сентября, не веяние весны, не ясный ее признак?" Выражение "повеяло весною" было подхвачено всей либеральной печатью. В действительности же "эра весны" выразилась лишь в некотором ослаблении цензурного гнета, возвращении сосланных либеральных деятелей и разрешении петербургского съезда земских деятелей. На посту министра внутренних дел Святополк-Мирский пробыл менее года и был уволен в отставку после 9 января 1905 г., а "весна" сменилась военно-полицейской диктатурой Д.Ф. Трепова. ВЕСОМО, ГРУБО, ЗРИМО. Убедительно, неопровержимо. Истоки : отрывок из поэмы В.В. Маяковского "Во весь голос" (1930):
…Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима…
ВЕСЫ ФЕМИДЫ. Правосудие. Истоки : см. ФЕМИДА. ВЕТХИЙ АДАМ (ЧЕЛОВЕК). Грешный, порочный человек; "совлечь с себя ветхого человека, Адама" — значит, переродиться, обновиться духовно. Истоки : Послание апостола Павла к римлянам (6:6), ефесянам (4:22), колоссянам (3:9). ВЕЧНЫЕ СПУТНИКИ. Образное название классиков, писателей прошлого. Истоки : книга Д.С. Мережковского "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы" (1897). ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ЗНАКИ НЕВЕЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (шутливое ). Знаки любви, сувениры. Истоки : герой романа И.А. Гончарова "Обыкновенная история" (1847) Александр Адуев, романтически настроенный юноша, так называет любовные сувениры. ВЗЛЕТЕТЬ НА ГЕЛИКОН. Приобщиться к творчеству, испытать вдохновение. Истоки : греческая мифология. Гора Геликон, имевшая два источника — Ипокрену и Аганиппу, считалась местом поэтического вдохновения. ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК. Требовательно относящийся к собственному творчеству деятель искусства, культуры. Истоки : стихотворение А.С. Пушкина "Поэту" (1831):
…Дорогою свободною Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд: Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?
ВЗЫСКУЮЩИЕ ГРАДА(литературное). Ищущие идеал, праведную жизнь, социальную справедливость. Истоки : Евангелие. Послание апостола Павла к евреям (13:14). "Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем", т. е.: "Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего". Здесь под "грядущим градом" подразумевается "царство небесное", отсюда "взыскующие града" — люди, ведущие жизнь праведников. Старообрядцы называли так паломников по "святым местам". Взыскующими града называла себя секта бегунов, или странников, переходящих с места на место, не имевших, как они говорили, "здесь пребывающего града". ВЗЯВШИЕ МЕЧ — МЕЧОМ ПОГИБНУТ. КТО С МЕЧОМ К НАМ ВОЙДЕТ, ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ. Неизбежность возмездия за насилие, вторжение в страну. Истоки : Евангелие от Матфея (26:52). П.А. Павленко в киноповести "Александр Невский" вложил эти слова в несколько измененном виде в уста Александра Невского: "Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!" Высказывание, придуманное Павленко, не раз приводилось в газетных статьях и плакатах как подлинная историческая фраза Александра Невского. Но в источниках его жизнеописания ("Псковская вторая летопись" и "Софийская первая летопись") этих слов нет. Основанные на евангельском тексте слова эти тем не менее лишены религиозной окраски. ВЗЯТЬ НА КАРАНДАШ. Отметить для памяти, записать. Истоки : карандаш — непременный атрибут пишущего человека: журналиста, писателя, репортера и т. д. ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЁТ. О том, что недоступно, хотя и находится на виду. Истоки : басня И.А. Крылова "Лисица и виноград". Лиса однажды
…залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда — висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет.
ВИЛАМИ НА ВОДЕ ПИСАНО. О том, что непостоянно, неотчетливо, сомнительно. Истоки : первоначально слово "вилы" означало "круги". ВИСЕТЬ НА ВОЛОСКЕ. Быть на краю гибели. Истоки : по преданию царь Дионисий Старший посадил завистника Дамокла во время пира на свое место. В самый разгар веселья Дамокл вдруг заметил, что прямо над его головой на конском волосе висит острием вниз тяжелый меч, готовый сорваться в любой момент. Тогда он понял, что счастливая жизнь властителей всегда сопряжена со смертельной опасностью. ВИТЬ ВЕРЕВКИ. Управлять чьей-то волей, подчинять себе кого-либо. Истоки : крестьяне вили веревки из пеньки (волокно конопли), легко поддающейся скручиванию. Поскольку толщина веревок при витье зависит от количества соединенных в пряди нитей и от количества свитых в веревку готовых прядей, то веревка получалась именно такой, какую планировали свить. ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ. Человек в ситуации выбора. Исток: одноименная картина художника В.М. Васнецова (1882). ВИШНЕВЫЙ САД. Образ дворянской России прошлого, символ усадебного быта. Истоки : название пьесы А.П. Чехова (1903), в которой изображена жизнь в родовой усадьбе обедневших дворян. ВКУШАТЬ ОТ ДРЕВА ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА. Постигать смысл жизни, обретать знания. Истоки. Библия. Предание о первородном грехе Евы и Адама, вкусивших запретные плоды древа и познавшие добро и зло. ВЛАСТИ ПРЕДЕРЖАЩИЕ. Представители власти, руководство. Истоки : Послание апостола Павла к римлянам (13.1:5). "Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога". Слово "предержащий" означает "главный, высший". ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ. Кумир, человек, оказавший влияние на умы современников. Истоки : стихотворение А.С. Пушкина "К морю" (1824), в котором он назвал властителями дум Наполеона и Байрона:
Одна скопи, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.
ВЛАСТЬ ЗЕМЛИ. Тесная связь крестьян с землей, их зависимость от земледельческого труда. Истоки : название серии очерков Г.И. Успенского (1882). ВЛАСТЬ ТЬМЫ. Символическое название невежества, отсталости, духовной неразвитости масс. Истоки : Евангелие от Луки (22:53). Его Л.Н. Толстой использовал в названии драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз — всей птичке пропасть" (1886). ВО ВЕСЬ ГОЛОС. Громко, отчетливо, без боязни, во всеуслышанье. Истоки : заглавие стихотворения В.В. Маяковского, являющегося вступлением к задуманной им поэме о пятилетке (1930). ВО ВЕСЬ ДУХ. Передвигаться с большой скоростью, быстро мчаться. Истоки : слово "дух" здесь означает "дыхание". Буквально: "Так быстро, насколько хватает дыхания". ВО ВЕСЬ ОПОР. Быстро, стремительно, неудержимо. Истоки : особый бег лошади — галоп, при котором она опирается почти одновременно то на обе передние, то на обе задние ноги. ВО ВРЕМЯ ОНО. В далекие, незапамятные времена, в давнем прошлом. Истоки : в старину указательные местоимения он, она, оно (оный, оная, оное) обозначали большую степень удаленности, т. е. что-то очень далекое. ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША. О девичьей миловидности. Истоки : поэма И.Ф. Богдановича "Душенька" (1778), основой которой послужил античный сюжет о любви Психеи и Купидона:
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша: По образу ль какой царицы ты одета, Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша, Во всех ты чудо света.
Позднее это выражение А.С. Пушкин поставил эпиграфом к повести "Барышня-крестьянка" (1831). ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ. Очень громко. Истоки : кремлевскую площадь, где размещается колокольня Ивана Великого, называли раньше Ивановской. Здесь дьяки громко, так чтобы слышала вся площадь, оглашали царские указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и народов России. ВО ВСЯКОЙ МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ. Всякое знание обязывает. Истоки : Библия (Екклезиаст. 1:18). ВО ДНИ ТОРЖЕСТВ И БЕД НАРОДНЫХ. Исторические события, значимые для всего народа. Истоки : стихотворение М.Ю. Лермонтова "Поэт" (1839.):
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы. Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как Божий дух, носился над толпой, И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных…
ВО МНОГОМ ГЛАГОЛАНИИ НЕТ СПАСЕНИЯ. О бесплодности, тщетности многословия. Истоки : Евангелие от Матфея (6:7). "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии (по-церковнославянски: многоглаголании ) своем будут услышаны". ВОЗЛИЯНИЕ (ПОКЛОНЕНИЕ) БАХУСУ (ВАКХУ) (шутливое ). Пить вино, пьянствовать; дар, жертвование богу вина ("поклоняться Бахусу", "служить Бахусу" ит.п.). Истоки : в римской мифологии Бахус (Вакх) — бог вина и веселья. У древних римлян при жертвоприношении богам существовал обряд возлияния, заключавшийся в выливании вина из чаши. ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ. Нарушитель привычного уклада жизни; человек, не готовый мириться с социальной несправедливостью, с тем, что дано. Истоки : "Повесть о Ходже Насреддине" Л.В. Соловьева (1940). Ходжа Насреддин — герой анекдотов у народов Средней Азии и Кавказа, персов, турок, заступник бедняков, маскирующий за кажущейся простотой свои неустанные выпады против деспотизма правителей, произвола судей, тунеядства и скупости богачей, невежества мулл. Соловьев в первой главе романа вкладывает в уста своего героя следующие слова: "Ты хочешь знать мое имя? Я — Ходжа Насреддин, возмутитель спокойствия и сеятель раздоров, тот самый, о котором ежедневно кричат глашатаи на всех площадях и базарах, обещая большую награду за его голову". ВОЗРОДИЛСЯ, КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА. О том, кто сумел победить смерть, считался погибшим, но вернулся к жизни. Истоки : Геродот, "История", III, 73. Феникс — священная птица древних египтян, которая через каждые 500 лет прилетает в Египет, в храм бога солнца Ра. Ее сжигают, но она возрождается из пепла и на 40-й день улетает в Индию. Из других источников, состарившийся Феникс сам себя сжигает в гнезде и вылетает юным из пепла. ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ. Закономерность военных конфликтов в истории человечества. Истоки : сочинение английского философа Томаса Гоббса "Элементы права естественного и гражданского" (1642 г., ч. 1, гл. 12): "Несомненно, что война была естественным состоянием человека, пока не образовалось общество, и притом не просто война, а война всех против всех". Сходное выражение можно найти в его сочинении "Левиафан" (1651 г., ч. 1, гл. 13–14). ВОЙНА ЕСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ИНЫМИ СРЕДСТВАМИ. Определение войны как политического явления. Истоки : сочинение прусского военного теоретика К. Клаузевица "О войне" (1832, ч. 1). ВОЙНА НЕРВОВ. Конфликт без физического насилия, противостояние силы духа. Истоки : германский фельдмаршал П. Гинденпен, впоследствии президент Германской республики, в начале империалистической войны 1914 г. сказал корреспонденту Neue freie Press: "Война с Россией в настоящее время прежде всего вопрос нервов". ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ. Человек, маскирующий дурные намерения кажущейся добротой; лицемер. Истоки : Евангелие от Матфея (7:15). "Берегитесь лжепророков, которые приходят к нам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЛИ. Состояние ужаса, страха. Истоки : наблюдение за рефлексами животных, у которых шерсть встает дыбом при появлении угрозы. ВОЛЬНЫЙ КАЗАК. Свободный человек, не имеющий или не признающий никаких обязательств. Истоки : слово "казак" тюркского происхождения, означающее "вольный человек". В средневековой России крепостные крестьяне, холопы, обнищавшие горожане убегали и селились в отдаленных местностях. Их, не признающих никакой зависимости, называли казаками (вольными казаками). ВООРУЖЕННЫЙ МИР. Оккупация, насильственное вторжение в пределы какой-либо территории с целью гарантировать соблюдение мира. Истоки : название двустишия, написанного немецким поэтом Ф. Логау по окончании Тридцатилетней войны (1618–1648):
Война снимает с себя латы, мир надевает их на себя. Мы знаем, что учиняет война, кто знает, на что способен мир?
ВОПИЯТЬ ГЛАСОМ ВЕЛИКИМ. Громко кричать. Истоки : Библия (Бытие. 27:34; Матфей. 27:46; Марк. 1:26). ВОРОН ЗЛОВЕЩИЙ. Предвестник несчастья; тот, кто пророчит беду. Истоки : по народным поверьям карканье ворона — дурное предзнаменование, поскольку считалось, что ворон чует запах трупа. Поверье это восходит к временам, когда трупы непогребенных на поле брани, повешенных после приведения смертного приговора оставлялись на растерзание воронам. ВОРОНА В ПАВЛИНЬИХ ПЕРЬЯХ. О человеке, старающемся в силу собственного тщеславия занять несвойственное ему высокое положение. Истоки : басня И.А. Крылова "Ворона". Ворона, украсив свой наряд павлиньими перьями, решила, что она теперь сродни Павам. Но те самозванку не приняли и выщипали не только павлиньи, но и вороньи перья, после чего и сами вороны отказались от спесивой птицы. ВОСКРЕШЕНИЕ (ВОСКРЕСЕНИЮ) ЛАЗАРЯ. Чудесное исцеление; спасение безнадежно больного; возобновление чего-либо. Истоки : Евангелие от Иоанна (11:38–44). Чудо, совершенное Иисусом, воскресившим Лазаря на четвертый день после смерти. ВОСПРЯНУТЬ ДУХОМ. Приободриться, оживиться, избавиться от тоски и подавленности. Истоки : слово "воспрянуть" на старославянском языке означало "вскочить, резко подняться". ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА (шутливое ). Нечто необычное, достойное удивления. Истоки : см. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА. ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ! Восклицание по поводу обманутых ожиданий, несбывшихся надежд. Истоки : крестьяне Киевской Руси (IX–XII вв.) не имели права до окончания полевых работ переходить от одного владельца к другому. В середине XV в. местные князья и великий князь Московский позволяли крестьянам переходить от одного хозяина к другому один раз в году — за неделю до Юрьева дня и в неделю после него (Юрьев день, день святого Георгия — покровителя земледельцев, отмечался 26 ноября по старому стилю). В конце XVI в. был запрещен переход крестьян и в Юрьев день, что прикрепляло их пожизненно к своему помещику. ВПЕРЕД, БЕЗ СТРАХА И СОМНЕНЬЯ. Призыв к действию, борьбе. Истоки : стихотворение А.Н. Плещеева "Вперед" (1846), популярное в 1840-1850-е гг.
Вперед! без страха и сомненья, На подвиг доблестный, друзья! Зарю святого искупленья Уж в небесах завидел я! Смелей! Дадим друг другу руки И вместе двинемся вперед, И пусть под знаменем науки Союз наш крепнет и растет.
ВПРОСАК ПОПАСТЬ. Допустить оплошность, просчитаться, запутаться. Истоки : раньше на селе существовал кустарный промысел по изготовлению веревок и канатов. На улицах стояли столбы с крючьями, от них канаты тянулись к деревянным колесам. Их вращали лошади, бегая по кругу. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались "просак" (от латинского pressum — "давление", "сжатие"). Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся в просаке жгут. Если в плетение попадал кончик одежды, то просак рвал ее на куски, а иногда и увечил самого человека. ВРАЛЬМАН. Нарицательное имя обманщика, пройдохи. Истоки : комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" (1782). Вральман (от русского "враль" и немецкого mann (человек) — учитель недоросля Митрофанушки, невежественный немец, бывший кучер. ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ(коммерческое). Деловой человек должен ценить время. Истоки : "Совет молодому купцу" (1748) американского политического деятеля Б. Франклина. Схожее выражение встречается у древнегреческого философа Теофраста: "Время — дорогая трата". ВРЕМЯ ИСТЕКЛО. Конец чего-либо, завершившийся временной отрезок. Истоки : свыше 2,5 тыс. лет назад в Вавилоне использовались водяные часы, представлявшие собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ. Невозможность дальнейшего ожидания, необходимость срочного действия. Истоки : когда-то Время воспринималось как языческое божество, распоряжающееся людьми и их судьбами. ВРЕМЯ РАБОТАЕТ НА НАС. Состояние ожидания, приносящее выгоду тому, кто ждет. Истоки : в Англии в 1866 г. либеральным кабинетом лорда Расселя под влиянием роста рабочего движения был выдвинут проект билля о реформе избирательного права. Во время прений будущий премьер В. Гладстон, отстаивая политические права рабочих, воскликнул, обращаясь к консерваторам: "Вы не можете сражаться против будущего. Время работает на нас". Хотя перевод в этом случае не вполне точен. Подлинные слова Гладстона: "Время на нашей стороне". ВРЕМЯ РОКОВОЕ. Период, отмеченный историческими конфликтами или катаклизмами (войнами, эпидемиями и т. д.). Истоки : слово "время" в значении "рок, судьба". ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ. О ситуации, когда любые действия ведут к одной цели. Истоки : басня французского писателя XVII в. Жана де Лафонтена "Третейский судья, брат милосердия и пустынник". ВСЕ ЖАНРЫ ХОРОШИ, КРОМЕ СКУЧНОГО. Образная характеристика искусства, многогранность которого закономерна. Истоки : афоризм Вольтера (1738). "Существует множество очень хороших пьес, где царствует одна лишь веселость; иные совсем серьезны, иные совсем смешны, иные трогают до слез. Не следует исключать ни одного жанра". ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ. В предвкушении приезда многочисленных гостей. Истоки : поэма А.С. Пушкина "Медный всадник" (1834):
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой встать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
Выход России к Балтийскому морю и основание города Санкт-Петербурга в 1703 г. в период царствования Петра I способствовали сближению России с другими европейскими странами, развитию торговли. В Санкт-Петербург, морской порт, начали приходить корабли под флагами многих стран. ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО. О том, кто хорошо осведомлен, владеет полнотой информации. Истоки : христианская символика изображала "промысел Божий" в виде ока (глаза). ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. Катастрофа, наводнение; о воде, обильно заливающей что-либо. Истоки : Библия (Бытие. 6:19–20; 7:1–8). Бог, обидевшись на род людской, замыслил залить всю Землю водой и уничтожить все живое, кроме праведного благочестивого старца Ноя. Бог повелел Ною соорудить ковчег и поместить туда семью, а также по паре "от всякой плоти". Сорок дней и ночей, не переставая, лили дожди и затопили всю землю. Спаслись лишь обитатели плавучего ковчега. От Ноя народились люди, а от уцелевших представителей животного мира — животные.
|
|||
|