Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Должно быть стыдно умирать миллионером'^. 3 страница



6. Всеобщая теория права была бы немыслима без Рудольфа фон Иеринга, вклад которого в развитие права выходит далеко за рамки позитивизма. И потому его нельзя оценивать только с позиций этого направления юридической мысли. Он вобрал в себя все упомянутые выше идеи. Благодаря ему из сплава этих идей возродилась филосо­фия права и были пересмотрены юридические методы.

Иеринг реализовал программу исторической школы и пошел дальше. Реализовал, поскольку в своей работе «Дух римского права» (полное название - «Дух римского права на различных ступенях его развития». -Ред.) гениально выявил связь права с «народным духом». Но и пошел дальше. Вместо расплывчатого «стремления» он поставил целенаправ­ленную «волю» в качестве движущей силы развития права: «Цель -творец права в целом» и «В борьбе обретешь ты право свое» - вот лейтмотив обеих его работ «Цель в праве» и «Борьба за право». Ирра­ционализму «исторической школы» он вновь противопоставляет ра­циональность. Но, в отличие от Гегеля, не как «логическую диалектику понятия», а как «практическую императивность цели», не как фило-


§ 3. Научные направления в философии права

софское, а как историко-социологическое учение. Однако и Иерингу также не удалось выйти за рамки эмпиризма. Его «цель», как «творец права», не является сверхэмпирической идеей «цели», скорее всего совершенно бесполезной для развития права в реальной действитель­ности, но призвана служить критерием его оценки. Она - эмпириче­ский факт человеческого целеполагания, не противоположность, а одна из разновидностей причинно-следственных связей: причина, опреде­ляющая цель, causa finalis. Иеринг твердо стоит на почве монистичес­кого метода. Для него характерен лишь один научный подход -каузальный: с его точки зрения, телеологический метод - не что иное, как выявление причинно-следственных связей в человеческом поведе­нии. Иногда создается впечатление, что Иеринг отчасти сознательно манипулирует с помощью договорной теории государства фикцией, в которой истоки зарождения права выступают у него в образе сверхэмпирической первопричины, будто он под телеологизмом правового института подразумевает абстрактную идею цели. И соот­ветственно ведет речь об эмпирическом целеполагании в рамках кау­зальных отношений (подобно философу права в платье социолога), облекая философско-правовое содержание своего учения в социоло­гическую форму. Но как бы то ни было, Иерингу осталось сделать все­го один шаг, чтобы перейти от социологии к философии права: рассматривать себя не только как стороннего «созерцателя», но как телеологически ориентированного участника развития права. Такой подход позволил бы прозреть сквозь призму фактического целепола­гания саму поставленную цель, сопоставить правовую данность со шкалой юридических норм, выявить дуализм позитивистского и цен­ностного анализа права и в конечном счете «включить в снятом виде» категорию разрозненных целеполагании, понимаемых им в утилитарист­ском смысле, в высшую категорию абсолютной идеи права (in einer letzen absoluten Rechtsidee). Он сделал этот шаг, противопоставив в своей работе «И в шутку и всерьез» формально-логическому методу «юриспруденции понятий» свой телеологический метод. И тем самым была признана творческая роль юриста как активного участника про­цесса развития права. И это несомненно внесло бы необходимые кор­рективы в дуализм исследовательской методологии Иеринга, если бы ему удалось завершить свой труд «Цель в праве». Но кончина вырвала перо из рук творца.

Итак, можно констатировать, что Иеринг, отталкиваясь от иррацио­нализма Савиньи через рационализм Гегеля, вплотную подошел к пре­одолению методологического монизма, характерного для каждого из них.


Философия права

7. Новую попытку обосновать философию права с помощью кантианс­кого дуалистического метода, допускающего равноправное сосущество­вание принципов правовой ценности и правовой действительности, предпринял в своем обширном труде Рудольф Штаммлер". Он, одна­ко, скорее поставил проблему философии права, чем решил ее. Настойчиво и не стесняясь повторений, Штаммлер прямо-таки «вдалб­ливал» в правосознание своих современников две философско-правовые идеи: во-первых, что наряду с исследованием позитивного права должно получить самостоятельное развитие «учение об истин­ном (richtigen) праве» и, во-вторых, что это учение представляет со­бой лишь метод, а не систему философии права'22'. Оно не в состоянии разработать ни одной правовой нормы, которую можно было бы признать с точки зрения общеобязательности в качестве истинной, и приносит общеобязательность своих понятий в жертву их чисто формальному характеру. Так что данное учение не столько философия права, сколь­ко логика философии права, теория познания, касающаяся правовой ценности, критика здравого смысла в праве - очень важный элемент любой философии права, но еще не она сама12.

(22) Кольрауш так оценивает заслуги и ограниченность теории Р. Штаммлера в своей речи при вступлении в должность ректора: «Вновь появилась по­требность в критике. Уже одно это было заслугой. И эту заслугу не сле­дует ни умалять, ни забывать о ней. Ведь потребность в критике не была удовлетворена. То, что предложило юридическое неокантианство, было ценностными суждениями вместо простых констатации; они также дей­ствовали априорно, но не слишком способствовали продвижению вперед; то были не обобщающие, а аналитические ценностные суждения, в возмож­ностях которых и без того никто не сомневался».

<23> Решения-решения.

<24> См. М. Salomon. Das Recht als Idee и. ah Satzung, 1929.

" Wirtschaft und Recht, 5 Aufl. 1924; Lehre v. richtigen Recht, 2 Aufl. 1926; Lehrb. d. RPh., 3 Aufl. 1928; in: Das gesamte deutsche Recht, hrsg. v. Stammler, 1931; RPh. Abh. u. Vortrage, 1925. Наиболее значительные критики Штаммлера: М. Weber, Ges. Aufs. z. Wissenschaftslehre, 1922, S. 291 ff., 556 ff.; M.E. Mayer in d. krit. Vierteljahrsschr. f. Gessetzgebg. u. Rechtsw., 1905, S. 178 ff.; Binder, Rechtsbegriff u. Rechtsidee, 1915; E. Kaufmann, Kritik d. neukant. RPh., 1921, S. 11 ff. За Штам млера см. Graf Dohna, Kantstudien, Bd. 31, S. 1 ff. Я полностью присоединяюсь к прекрасной оценке Штаммлера в Somlo, Jurist. Grundlehre, 1917, S. 45, Anm. 2.

12 Как и Штаммлер, сторонниками марбургской школы (Коен, Наторп) являются Макс Соломон: Grundlegung der RPh., 2 Aufl. 1925 и Эмге: Vorschule der RPh., 1925, Geschichte der RPh., 1931. Согласно Саломону, правовая наука ставит проблемы, а позитивное право представляет собой лишь совокупность определенных воз­можностей их решения12". Эти проблемы - предмет простой юридической тех­ники, философия права - учение об идее права как предварительный вопрос правовой проблематики. Для Эмге предметом философии права являются ло­гические предпосылки, определяющие специфику правовой науки'24'.


§ 3. Научные направления в философии права

8. И здесь вступают в действие те, кто не может забыть, что в их «ве­ликие времена» философия права была призвана служить жизни в ка­честве инструмента обоснования или разъяснения целей мощных политических движений. И поэтому они стремились вырвать филосо­фию права из порочного круга бесконечного изучения ее собственной методологии и трансформировать в систему принятия ценностных решений. Разумеется, на философию права не могли не оказать влия­ния взгляды Канта, получившие дальнейшее развитие у Штаммлера, согласно которым всеобщность воздействия проявляется лишь в том, что носит формальный характер. Но если в философии права хотят видеть не только метод, но и систему, то приходится отказаться от ее общеобязательности. Однако, с другой стороны, стремление избежать односторонности какой-либо отдельной системы не оставляет фило­софии права другого выхода, как сформировать систему равноправ­ных систем без собственной оценки каждой из них. Это задача философско-правового релятивизма. Вечная жажда знаний всегда будет подталкивать человека преодолевать собственные сомнения. Не­давнее прошлое дает тому ряд примеров'25'. Релятивизм приветствует такие попытки, усматривая в каждой из них разъяснения конкретной философско-правовой позиции, наглядную иллюстрацию реализа­ции отдельной личностью одной из возможностей системы, без чего, кстати, релятивистская философия права была бы обречена оставать­ся блеклым и бесформенным царством теней. В то же время реляти­визм не преминет отвергнуть дерзкую претензию подобных попыток претендовать на общеобязательность и подтвердить их связь с вполне конкретными мировоззренческими предпосылками.

9. Развитие философии права идет и в ином направлении, стремясь вырваться из узких рамок штаммлеровской конструкции. Штаммлер считал, что между правом и идеей права нет связи, что они жестко раз­делены между собой. А потому понятие права можно вывести без об­ращения к идее права. В § 1 уже было показано, что любое проявление человеческой деятельности, например, выражавшееся в изготовлении стола, нельзя понять без опосредования его идеей, не говоря уже о пра­ве. Понятие права можно определить лишь как действительность, ко­торая стремится к идее права. Свое теоретическое обоснование подобная трактовка понятия права находит в воззрении, согласно ко­торому в противоположность учению Штаммлера противопоставле­ние действительности и ценности не укладывается в рамки простой

1251 Об отношении экзистенциализма к релятивизму см. Jaspers. Vernunft und Existenz, 1936, S. 72.


Философия права

антитезы сущего и должного. Его место скорее между суждением о дей­ствительности и ценностной оценкой «отнесенности к ценности» (Wertbeurteilung der Wertbeziehung), между природой и идеалом культу­ры: идея права - ценность, право же - отнесенная к ценности действи­тельность (wertbezogene Wirklichkeit), явление культуры, культурная ценность'26'. Таким вот образом осуществляется переход от дуализма к «триализму» (если в данном случае не принимать во внимание чет­вертого элемента - религии). Эта триада превращает философию права в философию культуры феномена права (Kulturphilosophie des Rechts)13.

10. Наряду с философией права, которая зиждется на фундаменте методологии трехступенчатого построения понятий и релятивизма и которая явилась результатом описанного выше хода развития об­новленной философии права, еще и сейчас продолжают заявлять о себе более ранние этапы ее развития14. Теория естественного права выжила и обрела второе дыхание'\ С достойной похвалы решимо­стью и твердостью средневековое естественное право штурмует совре­менность в образе католической философии права"\ А естественное право эпохи Просвещения возродилось усилиями Канта и Фриза (1773-1843, немецкий философ. - Ред.), выросло и превратилось бла­годаря непоколебимой вере в торжество разума, во впечатляющую теоретическую систему17. Другой мужественный продолжатель тради-

аб> См. блестящую работу Кельзена: «Staatsform и. Weltanschauung», 1932. !27> К сн. 16: также Petraschek, «System d. R. Ph». 1932, Rommen.

13 Основателем этого направления философии права был Эмиль Ласк (см. выше
§ 1, прим. 1). Его последователи: М.Е. Mayer. RPh., 1922; W. Sauer, Lehrb. d. R.-u.
Sozialph., 1923, Grundlagen der Gesellschaft, 1924; Tsatsos, Der Begriff des
positiven Rechts, 1928; Ravd, Compiti della Filosofia di fronte al Diritto 1907,
Introduzione alia Fil. del. dir., 1919; Angerthal, Unters. z. Kulturidee i. d. neueren
RPh., Konigsberger Diss., 1929. См. также резкую критику: Kelsen in Schmollers
Jahrbuch, Bd. 40, 1916, S. 1180 ff. Как и в этой книге релятивизм и триализм
соединяет Канторович (Rechtswissenschaft u. Soziologie, 1911, S. 21 ff, Staatsauf-
fassung, Jahrbuch f. Soziologie, Bd. 1, 1925, S. 101 ff.).

14 Cm. Larenz, Rs.-u. Staatsph. d. Gegenwart, 1931; Recasens Siches, Direcciones
contemporaneas del Pensamiento juridico, Barcelona-Buenos Aires, 1929.

15 Griess, Naturrechtliche Stromungen der Gegenwart in Deutschland, Freiburger
Diss., 1926; Jus naturale et. gentium, eine Umfrage, Zeitschr. F. Intern. Recht, Bd.
34, 1925, S. 113 ff.

16 Cathrein, Recht, Naturrecht u. positives Recht, 2. Aufl., 1909; v. Herding, Recht,
Staat u. Gesellschaft, 4. Aufl., 1917; Mausbach, Naturrecht u. Volkerrecht, 1918;
Holscher, Sittliche Rechtslehre, 2 Bde, 1928'27'.

17 L. Nelson, System d. phil. Rechtslehre u. Politik, 1924 (S. 85: «Справедливость -
это право»), а также мои высказывания в Jur. Woch. Schr. 1925, Bd. 1, S. 1252 f.


§ 3. Научные направления в философии права

ции эпохи Просвещения провозглашает защищаемый им «эвдемони-ческий принцип» с помощью «интуиции, опирающейся на большой опыт», с помощью метафизики, которая зиждется на эмпирическом базисе18. То же самое можно сказать о ренессансе взглядов Гегеля. Его влияние сказывается даже в том, что сторонники кантовского крити­цизма отказываются от своих прежних взглядов19. И философский противник Гегеля, Шопенгауэр, недавно вновь был открыт для фило­софии права20. С другой стороны, «Всеобщая теория права» нашла свое воплощение под новым названием «Основополагающее юриди­ческое учение»21. В нем обычные общепринятые юридические понятия сопоставлялись с основными понятиями и условиями всевозможных правовых теорий. Аналогично и философия позитивного права (если она вообще таковой является) выступает под названием «Чистая тео­рия права»22. Она представляет собой своеобразную связь позитивиз­ма с его мнимой противоположностью - «учением об императивной базовой норме», которое, безжалостно разоблачая гипостазирование и фикции, ставит, по-видимому, перед собой задачу некоего ориги­нального сторонника Людвига Фейербаха23: действовать в качестве высшей полицейской инстанции науки, чтобы «разрушать все право­вые фантазмы» и в конечном счете «уничтожить себя самое». Чистая теория права чаще служит исходным пунктом для феноменологичес­ких исследований права24. Подобные, направленные на выявление «природы вещей» исследования не обязательно должны служить пра­воприменению и ценностным суждениям: устанавливаемые позитив­ным правом императивные нормы вполне могут отклоняться от выявляемых феноменологией законов сущего (Seingesetze)20. Следова­тельно, проблема феноменологии права может быть иной, нежели

18 A Baumgarten, RPh , 1929, Die Wissenschaft vom Rechte und Are Methode, 2 Bde,
1920, 1922

19 / Binder, Ph d Rs, 1925 (S67 «У Гегеля находим то, что мы напрасно искали
у Канта действительность идеи в эмпирическом мире, полную идей действи
тельность и историю как процесс воплощения идей в действительности») Его
более раннюю книгу «Rechtsbegnff u Rechtsidee», 1915, следовало причислить
к направлению, охарактеризованному в прим 1

20 G Stock, RPh, 1931

21 Somlo, Junstische Grundlehre, 1917, 2 Aufl 1927

22 Возглавляет это направление Г Кельзен («Hauptprobleme der Staatsrechtlehre»,
1911, 2 Aufl 1923) Оно получило развитие в многочисленных трудах самого
Кельзена и его учеников.

" L Knapp System d RPh , 1857

24 A Reinach Die apnonschen Grundlagen d Buergerhchen Rechts, 1913, F Kaufmann,
F Schreier, G Husserl, W Schapp -
также представители этого направления

25 Так, по крайней мере, у Reinach, S. 133


Философия права

проблема философии ценности права26. И последнее. Призыв опреде­лить ведущую теорию в философии права наконец-то был услышан: таковой стали считать «прагматическую теорию права», опирающую­ся на «базовые представления о руководящей роли». В ней ставится вопрос не столько об идее, сколько о личности, которая была бы в со­стоянии творчески репродуцировать идеи из «внутреннего пережива­ния необходимости»27. Иностранные и особенно высокоразвитые французские и итальянские философско-правовые теории в данной работе не рассматриваются28 (29>.

Сколько голосов - столько и мнений, и мало кто друг друга понимает. Много остроумия, но редки проблески утонченных идей или порази­тельных глубокомысленных озарений. Но реже всего встречаются скромные и отмеченные печатью классической простоты идеи, кото­рые говорят сами за себя!

<28> К сноске 27: Наиболее явно национал-социалистический аспект представ­лен в работе: Nicolai, Rassengesetzliche Rechtslehre, 1932, 3 Aufl. 1934.

i29> Заслуживают пристального внимания философско-правовые взгляды Н. Heller, Staatsl, 1934, S. 182 ff.

На другие вопросы помимо философии права отвечает в своем исследова­нии об «этике действительности» Е. Weigelin, Einfiihrung in die Moral - und Rechtsphilosophie, 1927.

W. Glungler, Prolegomena zur rechtspolitik, 2 Bde, u a. 1931f2s;. G. del Vecchio, Lezioni di Filosofia del Diritto, 1930. Что касается Франции см. Archives de Philosophie du Droit et de Sociologie juridique.


Тот, кого отпугивает идея, не может в конечном счете составить себе понятия о предмете.

Гете

§ 4. Понятие права

С первого взгляда кажется, что вопрос о понятии права относится к теории, а не к философии права(ЭД. На самом же деле теория права всегда стремится вновь и вновь вывести понятие права индуктивно из отдельных правовых явлений. И несомненно, в принципе возможно путем сравнения отдельных правовых явлений вывести общее поня­тие, которое составило бы их основу. Разумеется, подобным образом можно вывести понятие права, но не обосновать его Опираясь на опыт, можно вывести неограниченное число общих понятий. Например, все люди, имена которых начинаются с определенной заглавной буквы, или люди с определенной датой рождения. Но общность подобных понятий, касающихся большего или меньшего круга отдельных фактов, не может, однако, служить гарантией их ценности. Неслу­чайность, важность, то есть эффективность, полезность общих понятий нельзя доказать с помощью индуктивного метода. Для того чтобы выяснить, является ли данное правовое понятие общим, и по­чему такие понятия нужны, следует обратиться к способам их полу­чения.

Понятие права - понятие, относящееся к сфере культуры, то есть по­нятие действительности, опосредованной ценностью действительнос­ти, смысл которой - служить ценности. Право - это действительность, смысл которой заключается в том, чтобы служить правовой ценности, идее права. Понятие права также стремится к идее права1.

1301 О методе получения основных научных понятий см Landgrebe, Getsttge Arbeit, v 5 9 39

Аналогично Binder, Rechtsbegnff u Rechtsidee, 1915, S 60 «Все, что содержит ап­риорную норму права или идею права, есть право», Gurvttch, L'idee du Droit Social, 1931, p 96- «Понятие права главным образом связано со справедливостью Право - это всегда - достичь справедливости», del Vecchio, Filosofia del Dintto, 1930, p 158 «По логической форме (права) никогда нельзя узнать точно, что справедливо, а что несправедливо Она говорит нам лишь о том, каков смысл некоего высказывания о праве и неправе, и это - характерная черта справедли вости» Против этакой точки зрения - Somlo, Jur Grundlehre, 1917, S 131 ff


Философия права

Идея права не может быть не чем иным, как справедливостью<3,>. «Est autem ius a iustitia, sicut a matre sua, ergo prius fuit iustitia quam his» (Глосса 1.1. pr. D. 1.1). («Право порождено справедливостью, как мате­рью, ибо справедливость предшествовала праву»). И у нас есть также все основания рассматривать справедливость в качестве исходного пункта, так как Справедливое, подобно Добру, Истинному, Прекрас­ному - абсолютно, то есть ценность, которую нельзя вывести ни из какой другой ценности2. Можно попытаться увидеть в справедливо­сти форму морального Добра. Она таковой и является с точки зрения человеческих качеств, добродетели. Согласно Ульпиану (D.1.1.1.10): «Справедливость - это постоянная и неизменная воля наделить каж­дого его правом» («...constans ас perpetua voluntas ius suum cuique tribuendi»).

Но эту справедливость в субъективном смысле нельзя определить иначе, как образ мышления, устремленный к объективной справедли­вости. Точно так же, как истинность устремлена к истине. И только об этой объективной справедливости здесь идет речь. Но у нее совсем иной предмет оценки, чем тот, в отношении которого делается мо­ральное оценочное суждение: моральная оценка относится всегда лишь к человеку, его воле, образу мышления, характеру. Социальная этика оценивает человека в его отношениях с другими людьми, но никогда сами отношения, как таковые. Справедливыми в смысле объективной справедливости могут быть только отношения между людьми. Идеал морального добра - в идеальном человеке. Идеал спра­ведливости - в идеальном общественном строе.

<3" Архиепископ К. Грёбер (Фрайбург) в своей предновогодней проповеди 1940 г. выступил против учения «право - это только то, что полезно народу»: «1) Этот принцип означает то же самое, что и принцип «цель оправдывает средства»; 2) Отрицание основополагающего факта, что существуют Доб­ро и Зло; 3)Он должен также действовать и в отношении других народов -даже враждебных, и соответственно также оправдывать творимое у них зло для достижения цели; 4) Кто должен принимать решение о целесообраз­ности? В конечном счете-успех; 5) Как быть, если пользе народа противо­стоит право, например, в форме договора? Не теряет ли договор в этом случае своей ценности, а заключивший его - своих нравственных качеств, достоинства и доверия? 6) Сиюминутная польза в будущем оборачивается злом. Не будет ли тогда право неправом? 7) Таким образом, в конечном сче­те этот принцип - катастрофа для правовой жизни». Господь не признает его в качестве высшего морального авторитета. Справедливость, а не целе­сообразность - вот идея права'.

2 О понятии справедливости см. М. Riimelin, Die Gerechtigkeit, 1920; del Vecchio, La Giusticia, 2 ed., 1924.


§ 4. Понятие права

Но при рассмотрении с другой точки зрения справедливость может быть двоякого рода. Справедливым можно назвать применение зако­на или следование ему, или же сам закон. Первый вид справедливости, особенно справедливость судьи, точнее было бы назвать честностью (Rechtlichkeit). В данном случае речь идет не о той справедливости, критерием для которой служит позитивное право, а той, которая сама служит для него критерием.

Справедливость в этом случае означает равенство02'. Но равенство само может принимать различные значения. С одной стороны, в за­висимости от объекта оно может относиться к вещам или к людям; справедливо вознаграждение, которое соответствует стоимости труда, справедливо и наказание, если оно одинаково для всех. С другой сто­роны, в зависимости от выбранного критерия ее можно рассматри­вать как абсолютное(34> или относительное равенство: вознаграждение соответствует труду, но наказание становится строже пропорциональ­но вине.

Оба этих различия соединяет знаменитое учение Аристотеля о спра­ведливости. Абсолютное равенство между благами, например между трудом и вознаграждением, между вредом и его возмещением, Ари­стотель называет уравнительной справедливостью. Относительное равенство во взаимоотношениях между различными людьми, напри­мер налогообложение в зависимости от трудоспособности, предо­ставление пособия соразмерно нуждаемости, поощрение и наказание в зависимости от заслуг и степени вины, является, по Аристотелю, сутью распределительной справедливости. Отношения уравнительной справедливости требуют участия по крайней мере двух лиц, распреде­лительной - по крайней мере трех. В первом случае два противостоя­щих друг другу лица равноправны. Во втором - одно из этих трех лиц в качестве начальника налагает на двух других обязательства или предоставляет им преимущества. Сфера действия уравнительной справедливости - отношения, требующие координации, распредели­тельной - субординации. Уравнительная справедливость - справед­ливость частного права, распределительная - публичного права.

021 О справедливости прекрасная книга: Н. Nef, Gleichheit и. Gerechtigkeit, 1941.

031 Неринг в «Цели права» ставит вопрос, «какую ценность представляет со­бой равенство независимо от содержания?». Оно ценно не само по себе, а по­скольку является условием общественного блага, его ценность заключается в борьбе за восстановление равновесия. Иеринг видит в равенстве послед­ствие целесообразности, я же рассматриваю его как абсолютную ценность.

(34> Справедливость=равенству. «Привилегии - заклятый враг права» - Ebner-Eschenbach (S. 103).


Философия права

Сказанное дает достаточно ясное представление об отношении двух видов справедливости друг к другу. Уравнительная справедливость -справедливость равноправных. Она предполагает, однако, наличие акта распределительной справедливости, который наделяет участников равными правами, равной право- и дееспособностью, равным стату­сом3. Таким образом, распределительная справедливость - изначаль­ная форма справедливости4. В ней коренится идея справедливости, к которой должно стремиться понятие Права.

Сказанное, однако, не следует понимать таким образом, что спра­ведливость - единственный «строительный материал», из которого формируется право. Принцип распределительной справедливости умалчивает о том, кого считать равным, а кого - нет. И более того, предполагается, что на основании ее самой нельзя сделать вывод о том, установлено ли уже равенство или неравенство. Равенство -это не данность; вещи и люди разнятся между собой, «как одно яйцо отличается от другого». Равенство в определенном смысле всегда лишь абстракция данного неравенства, рассматриваемого с какой-то определенной точки зрения. С другой стороны, из идеи распреде­лительной справедливости можно сделать вывод лишь о сравнитель­ной правовой оценке поведения людей, а не о способах обращения с ними. Например, о том, что воровство заслуживает менее суро­вого наказания, чем смерть, но не о том, должен ли вор быть повешен, а убийца колесован, или о том, что на вора должен быть наложен денежный штраф, а убийца приговорен к тюремному заключению. В обоих случаях для разработки принципов истинного права на осно­ве справедливости ее необходимо дополнить другими основопо­лагающими принципами5. Справедливость - не единственный, хотя И специфический, правовой принцип, принцип, служащий крите­рием для определения понятия права: Право - это действительность, ценность которой заключается в том, чтобы служить справедли­вости.

Аналогично и Emge, Geschichte d. RPh., 1931, S. 34 ff.

Кроме того, уравнительная справедливость не должна в противоположность распределительной справедливости представлять собой абсолютную ценность. Скорее она должна служить инструментом одновременного осуществления целей двух эгоизмов. См. Paschukanis, Allg. Rechtslehre u. Marxismus, 1929, S. 143 ff. Но с другой стороны, прекрасная статья £. Marcus, Moslemische Revue, Bd. 2, 1923, S. 13 ff. Здесь автор видит в равенстве единый источник законов природы, права, морали.

Формальный характер справедливости хорошо иллюстрирует пример налого­вой справедливости: F.K. Mann, Festgabe f. Schanz, 1928, S. 112 ff.


§ 4 Понятие права

В борьбе за верховенство в праве «правовая» справедливость (Gerechtigkeit) конкурирует с «этической справедливостью» (Bilhgkeit)6 Уже Аристотель в знаменитой главе «О справедливости» «Никомахо вой этики» (V, 14) отмечал, что «нравственная справедливость» долж на была бы быть лучше справедливости правовой и в то же время не могла бы противопоставляться этой последней, как одно из ее прояв лений Там же (он?) указал на решение этой дилеммы- и та и другая справедливости - это не различные ценности, а различные пути достижения единой правовой ценности Справедливость правовая рас сматривает частный случай с точки зрения общей нормы, нравственная же усматривает в частном случае свой собственный закон, который так­же должен возвыситься до общего закона, так как она, так же как и спра­ведливость правовая, в конечном счете имеет обобщающий характер.

Итак, в различии между этими двумя видами справедливости выявляет­ся уже упомянутое выше методологическое различие между дедуктив­ным развитием истинного права из общих принципов и индуктивного познания истинного права из «природы вещей» Нравственная справед­ливость - справедливость частного случаяi35>. И данное обстоятельство ничего не меняет в нашей формуле: право - это действительность, ценность которой заключается в том, чтобы служить справедливости.

Сказанное выше указывает нам пути определения понятия права, но еще не само определение права Нам требуется узнать, какого рода эта действительность, которая призвана служить справедливости И это поможет нам, исходя из самого понимания правовой действительно-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.