|
|||
Должно быть стыдно умирать миллионером'^. 3 страница6. Всеобщая теория права была бы немыслима без Рудольфа фон Иеринга, вклад которого в развитие права выходит далеко за рамки позитивизма. И потому его нельзя оценивать только с позиций этого направления юридической мысли. Он вобрал в себя все упомянутые выше идеи. Благодаря ему из сплава этих идей возродилась философия права и были пересмотрены юридические методы. Иеринг реализовал программу исторической школы и пошел дальше. Реализовал, поскольку в своей работе «Дух римского права» (полное название - «Дух римского права на различных ступенях его развития». -Ред.) гениально выявил связь права с «народным духом». Но и пошел дальше. Вместо расплывчатого «стремления» он поставил целенаправленную «волю» в качестве движущей силы развития права: «Цель -творец права в целом» и «В борьбе обретешь ты право свое» - вот лейтмотив обеих его работ «Цель в праве» и «Борьба за право». Иррационализму «исторической школы» он вновь противопоставляет рациональность. Но, в отличие от Гегеля, не как «логическую диалектику понятия», а как «практическую императивность цели», не как фило- § 3. Научные направления в философии права софское, а как историко-социологическое учение. Однако и Иерингу также не удалось выйти за рамки эмпиризма. Его «цель», как «творец права», не является сверхэмпирической идеей «цели», скорее всего совершенно бесполезной для развития права в реальной действительности, но призвана служить критерием его оценки. Она - эмпирический факт человеческого целеполагания, не противоположность, а одна из разновидностей причинно-следственных связей: причина, определяющая цель, causa finalis. Иеринг твердо стоит на почве монистического метода. Для него характерен лишь один научный подход -каузальный: с его точки зрения, телеологический метод - не что иное, как выявление причинно-следственных связей в человеческом поведении. Иногда создается впечатление, что Иеринг отчасти сознательно манипулирует с помощью договорной теории государства фикцией, в которой истоки зарождения права выступают у него в образе сверхэмпирической первопричины, будто он под телеологизмом правового института подразумевает абстрактную идею цели. И соответственно ведет речь об эмпирическом целеполагании в рамках каузальных отношений (подобно философу права в платье социолога), облекая философско-правовое содержание своего учения в социологическую форму. Но как бы то ни было, Иерингу осталось сделать всего один шаг, чтобы перейти от социологии к философии права: рассматривать себя не только как стороннего «созерцателя», но как телеологически ориентированного участника развития права. Такой подход позволил бы прозреть сквозь призму фактического целеполагания саму поставленную цель, сопоставить правовую данность со шкалой юридических норм, выявить дуализм позитивистского и ценностного анализа права и в конечном счете «включить в снятом виде» категорию разрозненных целеполагании, понимаемых им в утилитаристском смысле, в высшую категорию абсолютной идеи права (in einer letzen absoluten Rechtsidee). Он сделал этот шаг, противопоставив в своей работе «И в шутку и всерьез» формально-логическому методу «юриспруденции понятий» свой телеологический метод. И тем самым была признана творческая роль юриста как активного участника процесса развития права. И это несомненно внесло бы необходимые коррективы в дуализм исследовательской методологии Иеринга, если бы ему удалось завершить свой труд «Цель в праве». Но кончина вырвала перо из рук творца. Итак, можно констатировать, что Иеринг, отталкиваясь от иррационализма Савиньи через рационализм Гегеля, вплотную подошел к преодолению методологического монизма, характерного для каждого из них. Философия права 7. Новую попытку обосновать философию права с помощью кантианского дуалистического метода, допускающего равноправное сосуществование принципов правовой ценности и правовой действительности, предпринял в своем обширном труде Рудольф Штаммлер". Он, однако, скорее поставил проблему философии права, чем решил ее. Настойчиво и не стесняясь повторений, Штаммлер прямо-таки «вдалбливал» в правосознание своих современников две философско-правовые идеи: во-первых, что наряду с исследованием позитивного права должно получить самостоятельное развитие «учение об истинном (richtigen) праве» и, во-вторых, что это учение представляет собой лишь метод, а не систему философии права'22'. Оно не в состоянии разработать ни одной правовой нормы, которую можно было бы признать с точки зрения общеобязательности в качестве истинной, и приносит общеобязательность своих понятий в жертву их чисто формальному характеру. Так что данное учение не столько философия права, сколько логика философии права, теория познания, касающаяся правовой ценности, критика здравого смысла в праве - очень важный элемент любой философии права, но еще не она сама12. (22) Кольрауш так оценивает заслуги и ограниченность теории Р. Штаммлера в своей речи при вступлении в должность ректора: «Вновь появилась потребность в критике. Уже одно это было заслугой. И эту заслугу не следует ни умалять, ни забывать о ней. Ведь потребность в критике не была удовлетворена. То, что предложило юридическое неокантианство, было ценностными суждениями вместо простых констатации; они также действовали априорно, но не слишком способствовали продвижению вперед; то были не обобщающие, а аналитические ценностные суждения, в возможностях которых и без того никто не сомневался». <23> Решения-решения. <24> См. М. Salomon. Das Recht als Idee и. ah Satzung, 1929. " Wirtschaft und Recht, 5 Aufl. 1924; Lehre v. richtigen Recht, 2 Aufl. 1926; Lehrb. d. RPh., 3 Aufl. 1928; in: Das gesamte deutsche Recht, hrsg. v. Stammler, 1931; RPh. Abh. u. Vortrage, 1925. Наиболее значительные критики Штаммлера: М. Weber, Ges. Aufs. z. Wissenschaftslehre, 1922, S. 291 ff., 556 ff.; M.E. Mayer in d. krit. Vierteljahrsschr. f. Gessetzgebg. u. Rechtsw., 1905, S. 178 ff.; Binder, Rechtsbegriff u. Rechtsidee, 1915; E. Kaufmann, Kritik d. neukant. RPh., 1921, S. 11 ff. За Штам млера см. Graf Dohna, Kantstudien, Bd. 31, S. 1 ff. Я полностью присоединяюсь к прекрасной оценке Штаммлера в Somlo, Jurist. Grundlehre, 1917, S. 45, Anm. 2. 12 Как и Штаммлер, сторонниками марбургской школы (Коен, Наторп) являются Макс Соломон: Grundlegung der RPh., 2 Aufl. 1925 и Эмге: Vorschule der RPh., 1925, Geschichte der RPh., 1931. Согласно Саломону, правовая наука ставит проблемы, а позитивное право представляет собой лишь совокупность определенных возможностей их решения12". Эти проблемы - предмет простой юридической техники, философия права - учение об идее права как предварительный вопрос правовой проблематики. Для Эмге предметом философии права являются логические предпосылки, определяющие специфику правовой науки'24'. § 3. Научные направления в философии права 8. И здесь вступают в действие те, кто не может забыть, что в их «великие времена» философия права была призвана служить жизни в качестве инструмента обоснования или разъяснения целей мощных политических движений. И поэтому они стремились вырвать философию права из порочного круга бесконечного изучения ее собственной методологии и трансформировать в систему принятия ценностных решений. Разумеется, на философию права не могли не оказать влияния взгляды Канта, получившие дальнейшее развитие у Штаммлера, согласно которым всеобщность воздействия проявляется лишь в том, что носит формальный характер. Но если в философии права хотят видеть не только метод, но и систему, то приходится отказаться от ее общеобязательности. Однако, с другой стороны, стремление избежать односторонности какой-либо отдельной системы не оставляет философии права другого выхода, как сформировать систему равноправных систем без собственной оценки каждой из них. Это задача философско-правового релятивизма. Вечная жажда знаний всегда будет подталкивать человека преодолевать собственные сомнения. Недавнее прошлое дает тому ряд примеров'25'. Релятивизм приветствует такие попытки, усматривая в каждой из них разъяснения конкретной философско-правовой позиции, наглядную иллюстрацию реализации отдельной личностью одной из возможностей системы, без чего, кстати, релятивистская философия права была бы обречена оставаться блеклым и бесформенным царством теней. В то же время релятивизм не преминет отвергнуть дерзкую претензию подобных попыток претендовать на общеобязательность и подтвердить их связь с вполне конкретными мировоззренческими предпосылками. 9. Развитие философии права идет и в ином направлении, стремясь вырваться из узких рамок штаммлеровской конструкции. Штаммлер считал, что между правом и идеей права нет связи, что они жестко разделены между собой. А потому понятие права можно вывести без обращения к идее права. В § 1 уже было показано, что любое проявление человеческой деятельности, например, выражавшееся в изготовлении стола, нельзя понять без опосредования его идеей, не говоря уже о праве. Понятие права можно определить лишь как действительность, которая стремится к идее права. Свое теоретическое обоснование подобная трактовка понятия права находит в воззрении, согласно которому в противоположность учению Штаммлера противопоставление действительности и ценности не укладывается в рамки простой 1251 Об отношении экзистенциализма к релятивизму см. Jaspers. Vernunft und Existenz, 1936, S. 72. Философия права антитезы сущего и должного. Его место скорее между суждением о действительности и ценностной оценкой «отнесенности к ценности» (Wertbeurteilung der Wertbeziehung), между природой и идеалом культуры: идея права - ценность, право же - отнесенная к ценности действительность (wertbezogene Wirklichkeit), явление культуры, культурная ценность'26'. Таким вот образом осуществляется переход от дуализма к «триализму» (если в данном случае не принимать во внимание четвертого элемента - религии). Эта триада превращает философию права в философию культуры феномена права (Kulturphilosophie des Rechts)13. 10. Наряду с философией права, которая зиждется на фундаменте методологии трехступенчатого построения понятий и релятивизма и которая явилась результатом описанного выше хода развития обновленной философии права, еще и сейчас продолжают заявлять о себе более ранние этапы ее развития14. Теория естественного права выжила и обрела второе дыхание'\ С достойной похвалы решимостью и твердостью средневековое естественное право штурмует современность в образе католической философии права"\ А естественное право эпохи Просвещения возродилось усилиями Канта и Фриза (1773-1843, немецкий философ. - Ред.), выросло и превратилось благодаря непоколебимой вере в торжество разума, во впечатляющую теоретическую систему17. Другой мужественный продолжатель тради- аб> См. блестящую работу Кельзена: «Staatsform и. Weltanschauung», 1932. !27> К сн. 16: также Petraschek, «System d. R. Ph». 1932, Rommen. 13 Основателем этого направления философии права был Эмиль Ласк (см. выше 14 Cm. Larenz, Rs.-u. Staatsph. d. Gegenwart, 1931; Recasens Siches, Direcciones 15 Griess, Naturrechtliche Stromungen der Gegenwart in Deutschland, Freiburger 16 Cathrein, Recht, Naturrecht u. positives Recht, 2. Aufl., 1909; v. Herding, Recht, 17 L. Nelson, System d. phil. Rechtslehre u. Politik, 1924 (S. 85: «Справедливость - § 3. Научные направления в философии права ции эпохи Просвещения провозглашает защищаемый им «эвдемони-ческий принцип» с помощью «интуиции, опирающейся на большой опыт», с помощью метафизики, которая зиждется на эмпирическом базисе18. То же самое можно сказать о ренессансе взглядов Гегеля. Его влияние сказывается даже в том, что сторонники кантовского критицизма отказываются от своих прежних взглядов19. И философский противник Гегеля, Шопенгауэр, недавно вновь был открыт для философии права20. С другой стороны, «Всеобщая теория права» нашла свое воплощение под новым названием «Основополагающее юридическое учение»21. В нем обычные общепринятые юридические понятия сопоставлялись с основными понятиями и условиями всевозможных правовых теорий. Аналогично и философия позитивного права (если она вообще таковой является) выступает под названием «Чистая теория права»22. Она представляет собой своеобразную связь позитивизма с его мнимой противоположностью - «учением об императивной базовой норме», которое, безжалостно разоблачая гипостазирование и фикции, ставит, по-видимому, перед собой задачу некоего оригинального сторонника Людвига Фейербаха23: действовать в качестве высшей полицейской инстанции науки, чтобы «разрушать все правовые фантазмы» и в конечном счете «уничтожить себя самое». Чистая теория права чаще служит исходным пунктом для феноменологических исследований права24. Подобные, направленные на выявление «природы вещей» исследования не обязательно должны служить правоприменению и ценностным суждениям: устанавливаемые позитивным правом императивные нормы вполне могут отклоняться от выявляемых феноменологией законов сущего (Seingesetze)20. Следовательно, проблема феноменологии права может быть иной, нежели 18 A Baumgarten, RPh , 1929, Die Wissenschaft vom Rechte und Are Methode, 2 Bde, 19 / Binder, Ph d Rs, 1925 (S67 «У Гегеля находим то, что мы напрасно искали 20 G Stock, RPh, 1931 21 Somlo, Junstische Grundlehre, 1917, 2 Aufl 1927 22 Возглавляет это направление Г Кельзен («Hauptprobleme der Staatsrechtlehre», " L Knapp System d RPh , 1857 24 A Reinach Die apnonschen Grundlagen d Buergerhchen Rechts, 1913, F Kaufmann, 25 Так, по крайней мере, у Reinach, S. 133 Философия права проблема философии ценности права26. И последнее. Призыв определить ведущую теорию в философии права наконец-то был услышан: таковой стали считать «прагматическую теорию права», опирающуюся на «базовые представления о руководящей роли». В ней ставится вопрос не столько об идее, сколько о личности, которая была бы в состоянии творчески репродуцировать идеи из «внутреннего переживания необходимости»27. Иностранные и особенно высокоразвитые французские и итальянские философско-правовые теории в данной работе не рассматриваются28 (29>. Сколько голосов - столько и мнений, и мало кто друг друга понимает. Много остроумия, но редки проблески утонченных идей или поразительных глубокомысленных озарений. Но реже всего встречаются скромные и отмеченные печатью классической простоты идеи, которые говорят сами за себя! <28> К сноске 27: Наиболее явно национал-социалистический аспект представлен в работе: Nicolai, Rassengesetzliche Rechtslehre, 1932, 3 Aufl. 1934. i29> Заслуживают пристального внимания философско-правовые взгляды Н. Heller, Staatsl, 1934, S. 182 ff. На другие вопросы помимо философии права отвечает в своем исследовании об «этике действительности» Е. Weigelin, Einfiihrung in die Moral - und Rechtsphilosophie, 1927. W. Glungler, Prolegomena zur rechtspolitik, 2 Bde, u a. 1931f2s;. G. del Vecchio, Lezioni di Filosofia del Diritto, 1930. Что касается Франции см. Archives de Philosophie du Droit et de Sociologie juridique. Тот, кого отпугивает идея, не может в конечном счете составить себе понятия о предмете. Гете § 4. Понятие права С первого взгляда кажется, что вопрос о понятии права относится к теории, а не к философии права(ЭД. На самом же деле теория права всегда стремится вновь и вновь вывести понятие права индуктивно из отдельных правовых явлений. И несомненно, в принципе возможно путем сравнения отдельных правовых явлений вывести общее понятие, которое составило бы их основу. Разумеется, подобным образом можно вывести понятие права, но не обосновать его Опираясь на опыт, можно вывести неограниченное число общих понятий. Например, все люди, имена которых начинаются с определенной заглавной буквы, или люди с определенной датой рождения. Но общность подобных понятий, касающихся большего или меньшего круга отдельных фактов, не может, однако, служить гарантией их ценности. Неслучайность, важность, то есть эффективность, полезность общих понятий нельзя доказать с помощью индуктивного метода. Для того чтобы выяснить, является ли данное правовое понятие общим, и почему такие понятия нужны, следует обратиться к способам их получения. Понятие права - понятие, относящееся к сфере культуры, то есть понятие действительности, опосредованной ценностью действительности, смысл которой - служить ценности. Право - это действительность, смысл которой заключается в том, чтобы служить правовой ценности, идее права. Понятие права также стремится к идее права1. 1301 О методе получения основных научных понятий см Landgrebe, Getsttge Arbeit, v 5 9 39 Аналогично Binder, Rechtsbegnff u Rechtsidee, 1915, S 60 «Все, что содержит априорную норму права или идею права, есть право», Gurvttch, L'idee du Droit Social, 1931, p 96- «Понятие права главным образом связано со справедливостью Право - это всегда - достичь справедливости», del Vecchio, Filosofia del Dintto, 1930, p 158 «По логической форме (права) никогда нельзя узнать точно, что справедливо, а что несправедливо Она говорит нам лишь о том, каков смысл некоего высказывания о праве и неправе, и это - характерная черта справедли вости» Против этакой точки зрения - Somlo, Jur Grundlehre, 1917, S 131 ff Философия права Идея права не может быть не чем иным, как справедливостью<3,>. «Est autem ius a iustitia, sicut a matre sua, ergo prius fuit iustitia quam his» (Глосса 1.1. pr. D. 1.1). («Право порождено справедливостью, как матерью, ибо справедливость предшествовала праву»). И у нас есть также все основания рассматривать справедливость в качестве исходного пункта, так как Справедливое, подобно Добру, Истинному, Прекрасному - абсолютно, то есть ценность, которую нельзя вывести ни из какой другой ценности2. Можно попытаться увидеть в справедливости форму морального Добра. Она таковой и является с точки зрения человеческих качеств, добродетели. Согласно Ульпиану (D.1.1.1.10): «Справедливость - это постоянная и неизменная воля наделить каждого его правом» («...constans ас perpetua voluntas ius suum cuique tribuendi»). Но эту справедливость в субъективном смысле нельзя определить иначе, как образ мышления, устремленный к объективной справедливости. Точно так же, как истинность устремлена к истине. И только об этой объективной справедливости здесь идет речь. Но у нее совсем иной предмет оценки, чем тот, в отношении которого делается моральное оценочное суждение: моральная оценка относится всегда лишь к человеку, его воле, образу мышления, характеру. Социальная этика оценивает человека в его отношениях с другими людьми, но никогда сами отношения, как таковые. Справедливыми в смысле объективной справедливости могут быть только отношения между людьми. Идеал морального добра - в идеальном человеке. Идеал справедливости - в идеальном общественном строе. <3" Архиепископ К. Грёбер (Фрайбург) в своей предновогодней проповеди 1940 г. выступил против учения «право - это только то, что полезно народу»: «1) Этот принцип означает то же самое, что и принцип «цель оправдывает средства»; 2) Отрицание основополагающего факта, что существуют Добро и Зло; 3)Он должен также действовать и в отношении других народов -даже враждебных, и соответственно также оправдывать творимое у них зло для достижения цели; 4) Кто должен принимать решение о целесообразности? В конечном счете-успех; 5) Как быть, если пользе народа противостоит право, например, в форме договора? Не теряет ли договор в этом случае своей ценности, а заключивший его - своих нравственных качеств, достоинства и доверия? 6) Сиюминутная польза в будущем оборачивается злом. Не будет ли тогда право неправом? 7) Таким образом, в конечном счете этот принцип - катастрофа для правовой жизни». Господь не признает его в качестве высшего морального авторитета. Справедливость, а не целесообразность - вот идея права'. 2 О понятии справедливости см. М. Riimelin, Die Gerechtigkeit, 1920; del Vecchio, La Giusticia, 2 ed., 1924. § 4. Понятие права Но при рассмотрении с другой точки зрения справедливость может быть двоякого рода. Справедливым можно назвать применение закона или следование ему, или же сам закон. Первый вид справедливости, особенно справедливость судьи, точнее было бы назвать честностью (Rechtlichkeit). В данном случае речь идет не о той справедливости, критерием для которой служит позитивное право, а той, которая сама служит для него критерием. Справедливость в этом случае означает равенство02'. Но равенство само может принимать различные значения{т. С одной стороны, в зависимости от объекта оно может относиться к вещам или к людям; справедливо вознаграждение, которое соответствует стоимости труда, справедливо и наказание, если оно одинаково для всех. С другой стороны, в зависимости от выбранного критерия ее можно рассматривать как абсолютное(34> или относительное равенство: вознаграждение соответствует труду, но наказание становится строже пропорционально вине. Оба этих различия соединяет знаменитое учение Аристотеля о справедливости. Абсолютное равенство между благами, например между трудом и вознаграждением, между вредом и его возмещением, Аристотель называет уравнительной справедливостью. Относительное равенство во взаимоотношениях между различными людьми, например налогообложение в зависимости от трудоспособности, предоставление пособия соразмерно нуждаемости, поощрение и наказание в зависимости от заслуг и степени вины, является, по Аристотелю, сутью распределительной справедливости. Отношения уравнительной справедливости требуют участия по крайней мере двух лиц, распределительной - по крайней мере трех. В первом случае два противостоящих друг другу лица равноправны. Во втором - одно из этих трех лиц в качестве начальника налагает на двух других обязательства или предоставляет им преимущества. Сфера действия уравнительной справедливости - отношения, требующие координации, распределительной - субординации. Уравнительная справедливость - справедливость частного права, распределительная - публичного права. 021 О справедливости прекрасная книга: Н. Nef, Gleichheit и. Gerechtigkeit, 1941. 031 Неринг в «Цели права» ставит вопрос, «какую ценность представляет собой равенство независимо от содержания?». Оно ценно не само по себе, а поскольку является условием общественного блага, его ценность заключается в борьбе за восстановление равновесия. Иеринг видит в равенстве последствие целесообразности, я же рассматриваю его как абсолютную ценность. (34> Справедливость=равенству. «Привилегии - заклятый враг права» - Ebner-Eschenbach (S. 103). Философия права Сказанное дает достаточно ясное представление об отношении двух видов справедливости друг к другу. Уравнительная справедливость -справедливость равноправных. Она предполагает, однако, наличие акта распределительной справедливости, который наделяет участников равными правами, равной право- и дееспособностью, равным статусом3. Таким образом, распределительная справедливость - изначальная форма справедливости4. В ней коренится идея справедливости, к которой должно стремиться понятие Права. Сказанное, однако, не следует понимать таким образом, что справедливость - единственный «строительный материал», из которого формируется право. Принцип распределительной справедливости умалчивает о том, кого считать равным, а кого - нет. И более того, предполагается, что на основании ее самой нельзя сделать вывод о том, установлено ли уже равенство или неравенство. Равенство -это не данность; вещи и люди разнятся между собой, «как одно яйцо отличается от другого». Равенство в определенном смысле всегда лишь абстракция данного неравенства, рассматриваемого с какой-то определенной точки зрения. С другой стороны, из идеи распределительной справедливости можно сделать вывод лишь о сравнительной правовой оценке поведения людей, а не о способах обращения с ними. Например, о том, что воровство заслуживает менее сурового наказания, чем смерть, но не о том, должен ли вор быть повешен, а убийца колесован, или о том, что на вора должен быть наложен денежный штраф, а убийца приговорен к тюремному заключению. В обоих случаях для разработки принципов истинного права на основе справедливости ее необходимо дополнить другими основополагающими принципами5. Справедливость - не единственный, хотя И специфический, правовой принцип, принцип, служащий критерием для определения понятия права: Право - это действительность, ценность которой заключается в том, чтобы служить справедливости. Аналогично и Emge, Geschichte d. RPh., 1931, S. 34 ff. Кроме того, уравнительная справедливость не должна в противоположность распределительной справедливости представлять собой абсолютную ценность. Скорее она должна служить инструментом одновременного осуществления целей двух эгоизмов. См. Paschukanis, Allg. Rechtslehre u. Marxismus, 1929, S. 143 ff. Но с другой стороны, прекрасная статья £. Marcus, Moslemische Revue, Bd. 2, 1923, S. 13 ff. Здесь автор видит в равенстве единый источник законов природы, права, морали. Формальный характер справедливости хорошо иллюстрирует пример налоговой справедливости: F.K. Mann, Festgabe f. Schanz, 1928, S. 112 ff. § 4 Понятие права В борьбе за верховенство в праве «правовая» справедливость (Gerechtigkeit) конкурирует с «этической справедливостью» (Bilhgkeit)6 Уже Аристотель в знаменитой главе «О справедливости» «Никомахо вой этики» (V, 14) отмечал, что «нравственная справедливость» долж на была бы быть лучше справедливости правовой и в то же время не могла бы противопоставляться этой последней, как одно из ее прояв лений Там же (он?) указал на решение этой дилеммы- и та и другая справедливости - это не различные ценности, а различные пути достижения единой правовой ценности Справедливость правовая рас сматривает частный случай с точки зрения общей нормы, нравственная же усматривает в частном случае свой собственный закон, который также должен возвыситься до общего закона, так как она, так же как и справедливость правовая, в конечном счете имеет обобщающий характер. Итак, в различии между этими двумя видами справедливости выявляется уже упомянутое выше методологическое различие между дедуктивным развитием истинного права из общих принципов и индуктивного познания истинного права из «природы вещей» Нравственная справедливость - справедливость частного случаяi35>. И данное обстоятельство ничего не меняет в нашей формуле: право - это действительность, ценность которой заключается в том, чтобы служить справедливости. Сказанное выше указывает нам пути определения понятия права, но еще не само определение права Нам требуется узнать, какого рода эта действительность, которая призвана служить справедливости И это поможет нам, исходя из самого понимания правовой действительно-
|
|||
|