|
|||
Щеглов, А. В. 1 страницаРелигиоведение : курс лекций / А. В. Щеглов ; В. В. Горохова. – М. : Московский университет МВД России, 2013. – 80 с.
В курсе лекций по «Религиоведению» рассматриваются история происхождения религии, особенности ранних и национальных религий, основных мировых религий (христианство, ислам, буддизм) и новых религиозных объединений, а также проблемы современного законодательства в религиозных вопросах.
ББК
Рецензенты: заведующий кафедрой философии и религиоведения ФГКОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, доктор философских наук, профессор П. В. Петрий; заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, профессор, доктор юридических наук И. Ю. Никодимов.
© Московский университет МВД России, 2013 © Щеглов А. В., 2013 © Горохова В. В., 2013 Содержание Лекция 1. Происхождение и сущность религии. Теоретические Лекция 2. Ранние и национальные религии................................................ 14 Лекция 3. Буддизм.......................................................................................... 26 Лекция 4. Христианство. Православие и русская культура....................... 32 Лекция 5. Ислам............................................................................................. 45 Лекция 6. Новые религиозные объединения России.................................. 52 Лекция 7. Веротерпимость и свобода совести в российском Библиографический список.......................................................................... 64 Словарь основных терминов и определений............................................... 64 Л е к ц и я 1. Происхождение и сущность религии. План 1. Происхождение и сущность религии. 2. Теоретические основы религиоведение. 1. Происхождение и сущность религии Изучением религии занимается религиоведение – область познания, опирающаяся на такие области научных знаний, как философия, социология, психология, криминология, история, демография и др. Поэтому основными разделами религиоведения являются: философия, социология, психология, криминология и история религии. Философия религии исследует само явление, его сущность, структуру религиозного сознания, идеологию и психологию, роль и место религии в социуме, картину мира, созданную в рамках религиозного мировоззрения. Социология религии изучает роль и место религии в обществе в целом, религиозных сообществ в социуме, структуру религиозного мира. Социологи изучают «устройство» религиозных организаций, распределение социальных ролей среди их членов, специфические функции, выполняемые религией и религиозными организациями в общественной жизни. Изучаются религиозные институты, особенности и закономерности их деятельности, механизмы социализации личности, возникающие в сфере религиозных процессов и отношений, и др. Психология религии рассматривает структуру религиозной личности и деятельности, особенности религиозной группы, индивидуальный и коллективный религиозный опыт. В психологии религии исследуются мифы, религиозные символы, обычаи, традиции, ритуалы, их воздействие на личность, группы, характер влияния религиозной организации на агрессивность личности и другие качества. В этих целях методы включают объективные и проективные тесты, опросы, анкетирование, беседы, свободное и стандартизованное интервьюирование, социометрию и др. Данные психологии религии широко используются как религиозными организациями, так и наукой, в частности, практической психологией, психотерапией. Криминология религии (криминологическое религиоведение, криминотеология) изучает религиозные явления в криминологическом ракурсе, используя методы криминологии и религиоведения. Религиозная преступность рассматривается как регрессивное явление, порождаемое преимущественно либо противоречиями в сфере религиозного вероисповедания либо общесоциальными причинами и условиями. История религии исследует возникновение и развитие религии в целом и ее отдельных конфессий. Она тесно соприкасается с философским, социологическим, психологическим знанием, с данными демографии, правоведения и других наук, опираясь на методы исторической науки, этнографии. В свою очередь, данные, полученные в сфере истории религии, широко используются в истории и теории государства и права, политологии и других науках. Основные принципы, которыми должно руководствоваться современное религиоведческое познание, – объективность, идеологическая непредвзятость и гуманистическая направленность. Религия как социальное явление не может оцениваться однозначно положительно или отрицательно. Как в любом сложном человеческом явлении, в ней есть «темные» и «светлые» стороны. Сущность отдельных религиозных феноменов зависит от конкретного культурно-исторического контекста. К методам научного познания религиозно-правовых явлений и процессов относятся: логические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование), общенаучные и специальные (толкование политических и правовых норм, регулирующих религиозные отношения, правовой статус религиозных организаций), исторические (исследование религиозно-правовых явлений в различные периоды истории страны). Все многообразие способов понимания религии можно условно разделить на три принципиально отличающихся друг от друга подхода. Апологетический подход (апологетика – др.-греч. «защищающий») – теологические теории религии, развивающиеся в рамках определенных конфессий с целью «подогнать» выдвинутую религиозную идею под заранее сделанный вывод. Согласно ряду теологических теорий (теология – учение о Боге), само знание о сверхъестественном человек получает через Откровение (положение о Божественном Откровении является центральным, например, в христианских, мусульманских концепциях). Абсолютное рассматривается как источник нравственных ценностей, определяющих развитие человеческого общества и культуры. Система истин религии не подлежит обсуждению, доказыванию, принимается как аксиома, основные положения вероучения обязательны для верующего (религиозный догматизм). Атеистический подход. Атеизм (др.-греч. «безбожие, отрицание веры в существование богов») противоположен по выводу, но схож по методам познания. Его задачей является обоснование вывода о том, что в мире нет ничего (в том числе Бога, души), кроме движущейся материи, что религия – вредное явление. В науке неоднократно высказывалось мнение о том, что атеизм является особой формой религии. Н. А. Бердяев сравнивал идеологию и организацию социал-демократической партии (прежде всего, ее большевистского крыла) с церковью. Философ справедливо отмечал, что догматизм – важнейшая особенность всякой церковной системы – также свойственен партии, с той лишь разницей, что в церкви высшим авторитетом являются тексты Священного Писания, а в партии – сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса. В христианской религии цель человеческого существования – попадание в рай, в коммунистических теориях – достижение коммунизма (идея коммунизма не менее туманна и фантастична, нежели религиозная идея загробного воздаяния): в обеих идеологических системах отсутствует свобода мнений (централизм в определении истины). Атеизм зародился еще в эпоху Просвещения (XVIII в.). До этого существовали различные формы религиозного инакомыслия, ереси (особое учение): критика религии, свободомыслие, богоборчество, антирелигиозный скептицизм, антиклерикализм, религиозный нигилизм. Атеизм – это полное отрицание сверхъестественного, существования и бессмертия души. Это система взглядов, утверждающая материалистическое понимание природы, общества и человека, развивающихся по естественным законам. Философской базой для него послужил материализм. Атеизм был характерен для французских материалистов XVIII в., которые видели в религии плод невежества народа и обмана со стороны власть имущих. Задача атеизма – просвещение народа (не случайно история Европы XVIII в. получила название эпохи Просвещения). В современной науке выделяют различные концепции в изучении понятия «религия». Философско-социологические концепции (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и др.). В философско-социологических исследованиях этого направления преобладают позитивистские установки, когда общество рассматривается в качестве особой реальности, включающей «социальные факты», которые, однако, не сводятся к фактам экономическим, психологическим, физиологическим и др., а делятся на морфологические (материальное производство, плотность населения, пути сообщения и т.д.) и духовные, нематериальные (коллективные представления, групповое сознание). Например, Э. Дюркгейм суть социального (его качественный, родовой признак) выразил с помощью идеи общественной солидарности, отметив, что религия является стержнем социальности. Немецкий философ Г. Зиммель – основоположник «формальной» социологии – выделял «чистый тип» религии в многообразном и пестром мире религиозных явлений и процессов, пытаясь определить место религии в жизни индивида и роль в достижении им идентичности в ходе социализации. Религиозные потребности («религиозные порывы») означают, по Зиммелю, стремление человека восполнить несовершенство жизни, сгладить противоречия между людьми, помочь достичь единства, справедливости, счастья. Специфика такого единства в том, что религия переносит точку единения в потусторонний мир. Индивидуальная религиозность, считал Зиммель, является источником развития самой религии: приходя в противоречие с официальной догматикой церкви, она колеблет ее устаревшие положения и заставляет эволюционировать. Структурно-функциональный подход. В рамках данного подхода общество понимается как иерархическая система, состоящая из ряда подсистем. Без религии социальная эволюция и развитие цивилизации невозможны, так как религия выполняет важную функциональную роль, обеспечивающую сплоченность и жизнеспособность социума, его целостность (Б. Малиновский), а также общественную интеграцию, адаптацию, воспроизводство структуры (Т. Парсонс). Психология религии объясняет суть ее как совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, которые служат источником религии, а богословские построения – логической интерпретацией того, что создала личность в своем индивидуальном религиозном опыте. У. Джеймс объяснял причины религиозности, исходя из индивидуальной психики, а именно ее эмоциональной сферы. Религиозная вера представляет собой внутреннюю готовность человека действовать ради значимой для него цели, достижение которой не гарантировано. Истинность религии и веры проистекает из их важности для индивида. Все религии выполняют общую психологическую функцию: способствуют переходу от душевного страдания к непосредственному освобождению от него. Кроме того, «религиозный опыт», обращение к религии ведут личность к внутреннему росту, к более интенсивной духовной жизни (Джемс). Австрийский психолог и философ З. Фрейд применил разработанную им психоаналитическую концепцию к изучению культуры и религии. Фрейд связал происхождение религии с беспомощностью личности перед внутренними бессознательными инстинктами и стремлением личности облегчить переживание собственного бессилия. Религия в целом и индивидуальная религиозность, в частности, являются иллюзией, выполняющей в жизни человека определенную роль. Индивидуальная религиозность, религия выступают в виде особого невроза, объясняя мир (происхождение, проблему человека и т.д.), умаляя страх перед опасностями физиологического и социального существования, помогая упорядочить жизнь, давая императивные запреты, предписания. Наука в отличие от религии способна выполнять лишь первую функцию, вторая и третья ей недоступны. Однако в будущем, полагал философ, иллюзия-религия будет изжита людьми, так как наука сумеет заменить религиозную иллюзию чувством реальности. В психоаналитической концепции К. Г. Юнга исходным понятием является не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Содержание личностного и коллективного бессознательного имеет существенные различия: первое составляет эмоционально окрашенные комплексы, второе – архетипы (первознаки, первообразы). Юнг различает «архетип» и «архетипическое представление». Архетип недоступен восприятию, его содержание (бессознательное) неведомо и недоступно разуму. Это древнейший изначальный тип, всеобщий, невыразимый образ. Становясь архетипическим представлением, он открывается сознанию в снах, мистических откровениях, галлюцинациях, ассоциациях, религиозных преданиях, мифах. Полученные подобным образом сведения приобретают адаптированный, символический характер. Коллективное бессознательное участвует в существовании религии, создавая особую установку в человеческом сознании. Вечные образы, полученные в результате многовековой переработки бессознательного, очаровывают человека и общество, одновременно приближая людей к себе и отдаляя их от себя. Таким образом, они помогают людям сохранять психическое здоровье и защищать упорядоченность общества. Если, по Фрейду, религия – невроз, то, согласно Юнгу, она, напротив, защищает человека и человечество от невроза. Основоположник гуманистического психоанализа Э. Фромм главной проблемой индивидуального существования считал связь человека и общества. Термином «религия» он обозначал любую систему взглядов и соответствующих ей действий, которых придерживается определенным образом организованная группа людей. Такое толкование религии позволило ученому сделать вывод о том, что любая культура религиозна. Религию как явление Фромм предлагал рассматривать с точки зрения гуманистического смысла, т.е. насколько она способствует развитию человека и реализации его способностей. Все религии он поделил на гуманистические и авторитарные. Гуманистические основаны на идее единства с миром, сосуществования с Богом. Их главной добродетелью выступает индивидуальность и самореализация свободной личности. В авторитарных религиях утверждается наличие высшей силы, которая существует вне человека, господствует над ним и требует от него полного подчинения и поклонения. Главной добродетелью здесь считается послушание. В концепции английского этнографа Б. Малиновского религия рассматривалась как гармонизирующий механизм культуры, выполняющий свои функции в жизни общества. Ученый разделял существовавшую точку зрения о том, что безрелигиозных народов (а значит, и культур) никогда не существовало. Действительно, науке не известны народы, не обладавшие религиозными представлениями или магическими практиками. В то же время любое самое архаическое сообщество обладает значительным набором осмысленных знаний, основанных на опыте. По мнению Малиновского, магия (вера в возможность достижения успеха с помощью волшебных формул и ритуалов) в безысходных ситуациях давала человеку уверенность в достижении положительного результата, а также помогала сохранить стабильное психическое состояние: снизить эмоциональное напряжение, достичь психологического равновесия, выйти из состояния фрустрации. Магические действия и представления становились психологическим помощником человека, стереотипом психического реагирования, одобренными культурной традицией. Что касается религии, то она, по мнению Малиновского, не может быть выражена подобно магии с помощью какого-либо одного признака или единственного функционального механизма. Религия включает и анимизм, и аниматизм, и тотемизм, и фетишизм, но не сводится ни к одному из этих элементов. Религия, полагал ученый, является фактором интеграции общества, создавая условия для развития гармонической модели культуры. Многочисленные научные концепции и теории внесли свой вклад в познание природы религии, исследовав ее различные аспекты, структуру, функции. В целом они рассматривали религию как значимое явление социокультурной жизни общества, важный фактор человеческого существования на всем протяжении истории. 2. Теоретические основы религиоведения Религия – особое явление в культуре общества. Термин «религия» пришел из латинского языка. Его происхождение и первоначальное значение до сих пор вызывает споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Дать единое определение феномену религии сложно. Ни одно из определений не отражает многообразие форм религии, ее роль в жизни человека и общества. Как любое социальное явление она имеет собственную структуру, включающую религиозные сознание, деятельность и организацию. Религиозному сознанию свойственны вера в сверхъестественное, соединение чувственного и рационального в выстраивании картины мира, символичность и аллегоричность. Важнейший компонент религиозного сознания – религиозная вера, представляющая собой соединение эмоционального и волевого моментов. Религиозное сознание включает уровни обыденного и теоретического сознания, интегрирующим элементом которого является вероучение, выраженное в системе догматов, обосновывающих мироздание, его происхождение и принципы существования сверхъестественного, природного и человеческого миров. В его рамках формируется особая религиозная картина мира, дающая представления о Боге, мире, человеке и месте человека в этом мире. Вероучение дает человеку четкие ориентиры – нормы существования в обществе, выходящие за узкие рамки религиозного и соприкасающиеся со сферами морали и права. Вторым элементом религии является религиозная деятельность (культ почитания), важнейшим компонентом которой служит религиозный обряд, в ходе которого удовлетворяются благочестивые потребности личности, сплачивается набожная группа. Обряды (как светские, так и религиозные) имеют целью вызвать у участников определенные эмоциональные переживания (сочувствие горю, переживание радости с другими, ощущение торжественности момента и др.). В качестве средства психологического воздействия на личность выступают храмы (их интерьер, произведения религиозного искусства, музыка, живопись, скульптура и др.), специальные предметы (свечи, облачение духовенства и др.), особые дух, атмосфера и даже запах (например, ладана, горящего воска), наконец, коллективное собрание единомышленников для осуществления одинаковых действий. Религиозная идея, религиозная деятельность нуждаются в четко отграниченном, структурированном сообществе людей. Религиозная организация обеспечивает сохранение идеи и деятельности; создает условия для воспроизводства религии в последующих поколениях; расширяет сферу влияния идеи, привлекая новых членов; обеспечивает религии определенное место в обществе. Религия, как и многие формы общественного сознания, играют ряд важнейших функций. В формировании индивидуального миросозерцания осуществляется мировоззренческая функция религии: религиозное вероучение – стройная система представлений о мире и человеке – адаптирует эти представления к потребностям различных групп верующих. Интегрирующая (восстановление, восполнение) функция религии в ранние периоды истории была центральной. Речь идет о способности данного явления объединять людей на уровне как религиозной общины, так и этноса, общества, государства. Легитимирующая функция связана со способностью религии связывать социальные нормы, смыслы в социальном с сакральным. Такая связь узаконивает (легитимирует) признанные вероучением нормы (морали, права), некоторые общественные институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения. Регулятивная функция проявляется в формировании с помощью системы религиозных норм правового и морального характера определенного образа жизни верующих. Специфической функцией религии является компенсаторная функция, означающая возможность замещения индивидуальной слабости человека социально-психологическим потенциалом религии. Это направление называют иногда психотерапевтическим (функцией утешения, обеспечивающей психологическую поддержку личности). Коммуникативная функция обеспечивает тесные межличностные контакты в религиозной среде, формирует особый стиль общения в сакральном коллективе, ощущение сплоченности и взаимопонимания в религиозном объединении. В процессе развития в культурах различных народов складывались собственные религиозные системы. Опираясь на различные критерии, наука выделяет следующие религиозные системы: – политеистические, обладающие сложным пантеоном божественных существ, осуществляющих различные функции в управлении природным и социальным миром (религии Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, язычество, современный индуизм и др.); – монотеистические, признающие существование единственного Бога – творца всего сущего, законодателя и судьи мира (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и др.); – теистические (христианство, ислам и др.) и нетеистические (конфуцианство, буддизм и др.); – мировые, распространенные среди разных наций, народностей (буддизм, христианство, ислам); – национальные, связанные исключительно с той или иной нацией (конфуцианство в Китае, иудаизм в Израиле, синтоизм в Японии). В настоящее время данная типология дополняется и уточняется, сохраняясь в целом. Общий принцип, лежащий в ее основе, – социально-исторический, учитывающий время появления конкретных религиозных форм, их роль и место в социуме, уровень развития самого общества. В рамках такого подхода выделяются племенные, народностно-националь-ные, мировые и современные нетрадиционные религии. Племенные религии – древнейшие религии на нашей планете. Они возникли в период родового общества. Религиозная община тогда совпадала с родоплеменной группой. Для таких вероучений характерны синкретическое единство ранних форм религии (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм), культ предков, особое почитание вождя (почти обожествление его личности и его власти), система инициации социальной и половой зрелости, которые означали присвоение (неприсвоение) нового социального статуса испытуемым. К этому типу из современных религий можно отнести шаманство, свойственное некоторым народам России и других стран, древнейшие верования аборигенов Австралии, африканские племенные религии и др. Народностно-националъные религии возникли в эпоху Древнего мира в период появления ранних государств и распространялись в рамках определенных этнокультурных общностей. История и вероучение отражали процесс формирования древних этносов, поэтому этим религиям свойственен этноцентризм – склонность человека оценивать все явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона. Такие религии не стремятся к всемирному распространению, оставаясь «религиями своих народов». К этому типу относятся конфуцианство, даосизм, индуизм, иудаизм, синтоизм и др. Интеграционная роль таких религий, которую они выполняют по отношению к своим этносам (а порой и к государствам), очевидна и в современном обществе. Мировые религии – буддизм, христианство и ислам. Мировые религии изначально обладали космополитическими устремлениями, претендуя на всемирное распространение. Сегодня они объединяют большинство населения планеты, в силу чего им свойственно активное миссионерство – стремление обратить в свою веру другие народы, исповедующие иные религии. Проповедь, культ носят межэтнический характер и ориентируются на различные социально-демографические группы населения. Мировые религии со временем приобрели определенную национальную окраску и воспринимаются как «религии народов». Современные нетрадиционные религиозные движения (неорелигиозные объединения) являются образованиями XX в. Эти религиозные сообщества представляют по своей сути новое явление в развитии религиозного мира. Неорелигиозные образования то называют себя новой версией христианства или буддизма, то претендуют на синтез идей различных религий. Для этих религиозных форм характерны весьма позднее происхождение (большинство из них появилось в последние десятилетия XX в.), эклектический характер вероучения, повышенный интерес к практической психологии и др. Наиболее общими терминами, фиксирующими различные по численности и значимости союзы верующих людей, являются: – конфессия (признание, исповедание) – принадлежность к некоему сообществу людей, объединенных религиозным учением и системой деятельности; организованная и исторически устоявшаяся общность; – церковь – многочисленное централизованное объединение, имеющее давнюю историю и этнокультурную традицию для народов-после-дователей, совпадающую с территориальной общностью (например, Русская православная церковь, Римско-католическая церковь и др.); – секта – оппозиционное движение, отколовшееся от церкви. Сектой нередко именуют объединение (вне зависимости от того, является ли оно осколком некоего религиозного направления или самостоятельным новообразованием), имеющее относительную малочисленность, сравнительно недавнюю историю, тенденцию к закрытости и изоляционизму, фиксированное членство, жесткую дисциплину, высокую степень зависимости личности от религиозного объединения и его руководства. Примером секты из прошлого является объединение скопцов (своеобразное экстатическое течение среди так называемых «духовных христиан», возникшее в середине XVIII в.), в наши дни – неорелигиозное объединение Аум Синрике и др.; – деноминация – промежуточный между церковью и сектой тип религиозного объединения, находящийся в стадии становления. Возникшее религиозное новообразование, имевшее некогда сектантские признаки, со временем может стать более открытым, многочисленным, уменьшить контроль над индивидуальным существованием последователей, приобрести более респектабельное положение в обществе. К числу деноминаций можно отнести некоторые протестантские объединения в России (например, баптистские организации, некоторые течения пятидесятников). В религиоведении для обозначения ключевой общности верующих служат названия «организация», «объединение». Чаще всего эти термины используются как синонимы, но когда речь идет о правовой лексике, данные термины наделяются существенно различным содержанием. В религиоведческом знании эти понятия отражают социальные особенности объединившихся вокруг религиозной идеи общности людей, имеющей свои закономерности формирования, социально-психологи-ческие параметры. Понятие религиозного объединения в юридическом аспекте определяет правовые характеристики союза верующих исходя из формальных признаков. Ныне действующее российское законодательство не использует религиоведческие термины, обозначающие качественно различающиеся типы объединений верующих граждан. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) упоминает лишь религиозные объединение, организацию и группу. В зависимости от места регистрации различают два вида религиозных организаций – российские и иностранные. Российской признается религиозная организация, местом нахождения, регистрации и управления которой является Российская Федерация. Иностранной – религиозная организация (п. 1 ст. 13 Закона), созданная за пределами России в соответствии с законодательством своей страны (местом нахождения и регистрации ее руководящих органов служит данное иностранное государство). Религия и право являются системами социальной регуляции поведения личности и группы в обществе. Границы их деятельности, формы взаимодействия, специфические полномочия носят социально-истори-ческий характер и определяются каждой эпохой, страной индивидуально. В любом обществе право и религия имеют общие элементы, а именно: ритуал, традицию, авторитетность и универсальность. В ходе исторической эволюции оба начала взаимно обогащали друг друга. Если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил ее функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценить его. В эпоху монотеистических религий источником справедливости и ее канонов объявлялся Бог – Создатель мира. Соответственно все, что сочетается с его волей, правильно, законно и справедливо. Над правовой мыслью довлела теология. Постепенное расхождение религии и права определило сферы и способы действия этих социальных регуляторов. Процесс секуляризации в Европе эпохи Нового времени завершил такое расхождение. Постепенно право в европейском мире обрело свои ключевые особенности, отличающие его от морали и религии: формальная определенность, общеобязательный характер, наказуемость противоправных деяний силой государственного принуждения и, наконец, объективный характер права и правоустановлений. Именно эти свойства отличают право от религии. В современном демократическом обществе требования религии утратили общеобязательность (например, из уголовного законодательства европейских стран давно исчезло понятие «религиозное преступление», хотя явление «религиозная преступность» осталось). Нормы религии, даже если она имеет статус государственной, уже не устанавливаются государством. Современный человек в большинстве стран мира, волен выбирать, менять свое исповедание, а значит, добровольно входить в общество той или иной религиозной организации, устанавливающей свой круг обязанностей для личности.
Л е к ц и я 2. Ранние и национальные религии
|
|||
|