Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. В. Щеглов 3 страница



Формально в современном Государстве Израиль иудаизм не является государственной религией, однако фактически он выполняет такую функцию. Основные идеи этой религии выступают фундаментом государственной идеологии, пронизывая государственно-политическую, культурную и социальную сферы жизни общества. Другие религиозные организации в Израиле (христианские, мусульманские и пр.) являются религиозными меньшинствами, их влияние в стране незначительно. Одним из направлений ортодоксального иудаизма является хасидизм, возникший в середине XVIII в. в южных областях России, на Украине, в Белоруссии. Хасидизм ХаБад, придерживаясь всех установлений иудаизма, занимает активную позицию, направленную на сближение своих последователей с окружающим их миром и участие в социальной жизни общества и государства на принципах законопослушания. Централизованной религиозной организацией хасидов ХаБад является «Федерация еврейских общин России».


Л е к ц и я 3. БУДДИЗМ

План

1. История и вероучение буддизма.

2. Основные течения в буддизме.

3. Социально – правовые идеи буддизма.

1. История и вероучение буддизма

В середине I тысячелетия до н.э. в Индии сформировалась новая мировая религия – буддизм. Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха (родовое имя – Гаутама), получивший впоследствии имя Будда, т.е. просветленный, пробужденный. В раннем буддизме Будда почитался как великий человек. Постепенно его образ стал обожествляться. Будда открыл людям путь, который ведет к прекращению страданий, известный как «благородный восьмичастный Путь» (или «Восьмеричный путь спасения») – путь земного существования, следование которому является условием достижения нирваны (состояния совершенной удовлетворенности, самоуглубленности, положительный эквивалент угашения желания, освобождения). Буддизм довольно быстро распространился в Индии, став в III в. до н.э. доминирующей идеологией. В дальнейшем буддизм в Индии пережил кризис и был вытеснен из духовного пространства индийской цивилизации религиями, оказавшимися более органичными духовным и социальным традициям общества. К XII в. буддизм почти исчез из Индии.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практи-ческая направленность. Буддизм с самого начала выступал не только против особого значения внешней формы религиозной жизни, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных брахманистско-ведийской традиции, и выдвинул в качестве центральной – проблему бытия личности. В Бенаресской проповеди Будда выразил это учение в «четырех благородных истинах»: 1) существует страдание; 2) существует причина страдания; 3) существует освобождение от страданий; 4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий. Этот путь получил название «восьмеричный», так как предполагает: 1) праведное воззрение (мир наполнен страданиями, поэтому необходимо подавить в себе страсти); 2) праведное стремление (надо определить путь и ограничить страсти); 3) праведная речь (правдивая, не ведущая к злу); 4) праведное поведение (делать добрые дела и избегать дурных); 5) праведная жизнь; 6) праведное усилие; 7) праведное размышление (надо помнить, что страсти мешают человеку достичь освобождения); 8) праведное созерцание (медитация).

Религиозно-философское учение буддизма впервые было изложено в I в. до н.э. и известно под названием «Трипитака» («Типитака») – «Три корзины (закона)». Первая часть посвящена монашеской общине, принципам и правилам ее существования, подробно регламентируя жизнь монахов и их взаимоотношения с мирянами; вторая включает притчи, беседы, легенды, афоризмы, связанные с Буддой; третья – толкования учения.

2. Основные течения в буддизме

Основные течения в буддизме – хинаяна и махаяна.

Хинаяна, получившая название южного буддизма, особое внимание уделяла монашеству. Согласно учению хинаяны, достижение нирваны доступно, прежде всего, монахам. Основными занятиями монахов были медитации, молитвы, религиозные церемонии, сбор подаяния, помощь населению в духовно-нравственных вопросах. Аскет, максимально удалившийся от мира, имеет большую возможность уничтожить в своей душе желания, стремления, привязанности. В этом направлении буддизма основное значение имеют личные усилия человека, стремящегося освободить свою душу из сансары. Каноническое оформление хинаяны относят к I в. н.э. Главной добродетелью в хинаяне считается мудрость. Идеалом личности признавался архат – мудрец, праведник, приблизившийся к нирване[3]. Будда, обожествленный впоследствии, в самые ранние периоды этой религии признавался исторической личностью, высшим образцом человека. Буддизм хинаяны получил широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа). И в наши дни он является основной (а кое-где и государственной) религией в этом регионе.

Махаяна – более позднее течение в буддизме, названное северным буддизмом. Махаяна обещала всем верующим (как монахам, так и мирянам) надежду на спасение – достижение нирваны. Главным условием выхода из сансары являются знание религии, выполнение всех необходимых предписаний, следование «Восьмеричному пути спасения». Буддизм махаяны создал институт бодхисатв (бодисатв) – совершенных существ, фактически достигших нирваны, но сознательно не делающих этот последний завершающий шаг. Бодхисатва не уходит от людей, остается в мире сансары, чтобы облегчить людям их страдания и указать истинный путь к спасению. Махаяна внесла в буддизм учение о рае (счастливая земля, обитатели которой становятся бодхисатвами и затем достигают нирваны) и аде. В первые века нашей эры махаяна охватила Среднюю Азию, Китай (чань-буддизм), Корею, Японию (дзен-буддизм), Вьетнам, позднее – Непал, Тибет, Монголию, Центральную Азию. По мере продвижения буддизма на Север в V в. н.э. возникло новое направление – ваджраяна («алмазная колесница»), известное как ламаизм.

Ламаизм формировался на протяжении VII–ХIV вв. в Тибете. С конца XVI в. буддизм ваджраяны стал распространяться среди монголов, затем его приняли некоторые народы России. Ваджраяна содержит элементы религиозной практики индуистского тантризма (эзотерические идеи, особые ритуалы, йогическая практика), значительное место отводит магии, рассматривающейся как одно из средств достижения нирваны. Усложнилась система религиозной обрядности: в религиозно-монастырских центрах проводятся пышные богослужения, театрализованные мистерии. Древняя религия тибетцев (бон-по, шаманские верования монголов, бурят, тувинцев) также повлияла на укоренившуюся у этих народов новую религию. Тибетским монахам (ламам) отводится особая роль в достижении конечного спасения: считается, что с помощью ламы душа человека может попасть в рай и достичь нирваны. Однако роль ламы не ограничивается только потусторонними сверхъестественными услугами: от монаха ждут помощи и в обычной жизни (советы, лечение, обучение). Тибетская медицина своим появлением и развитием обязана буддистскому монашеству. Центрами религиозной жизни ламаистов являются монастыри. В некоторых монастырях проживало временами по шесть, восемь и даже десять тысяч монахов.

Культовая практика мирских последователей ламаизма состоит из двух соприкасающихся, но принципиально различных пластов – монастырского, официального, и внемонастырского, простонародного. Первая часть подразумевает участие мирян в монастырских богослужениях и праздниках, устраиваемых там же. Основой второго, простонародного пласта является соблюдение этических заповедей. Речь идет о десяти «черных грехах» и десяти «белых добродетелях». К числу десяти «черных грехов» в ламаизме относят: убийство, кражу, «неправильное» совокупление, ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, ложные воззрения. Воздержание от грехов понимается как положительное (нравственное) поведение и необходимое условие для лучшего перерождения. Грешнику же ламаизм обещает не только ухудшение кармы, но и пребывание его души в многочисленных горячих и холодных адах. Добродетели прямо противоположны грехам.

Власть буддийских монахов установилась в Тибете в последней четверти XVI в., когда лама Соднам Джампцо получил от монголов титул Далай-ламы («далай» – монг. «океан»). Соднам Джампцо считается третьим Далай-ламой, два его предшественника были объявлены таковыми задним числом. Так установилась преемственность власти лам в Тибете. На территорию России (к бурятам, тувинцам и калмыкам) ламаизм проник из Монголии. Первое направление в буддизме – тхераваду (букв. «школа старой мудрости») называют «малой колесницей». Его сторонники видят в Будде Великого учителя, который только указал путь к спасению, но не повел по нему. Достижение нирваны, полагают они, возможно только для немногих избранных монахов, которые безоговорочно следуют букве буддийского ритуала. Поэтому простые верующие могут только частично улучшить свою карму за счет «малых заслуг» – соблюдения постов, посещения монастырей и «священных мест», участия в религиозных церемониях, щедрой милостыни монахам. Эти «малые заслуги» способны защитить верующего от неудач и в будущем улучшить его положение.

Изначально своими современниками Сиддхартха Гаутама (Будда) воспринимался лишь как странствующий аскет (шраман), и только после его смерти возник культ: в честь Будды сооружали ступы, места его жизни и деятельности превращали в объекты священного паломничества, его изречения собрали в Священную книгу. Он превратился в бога, правда, далеко не единственного – Будду Шакъямуни, одного из тысячи будд. Сутры махаяны (I–VI вв.) рассматривали Будду уже по-другому. В частности, в варджаяне появляется концепция Адибудды – верховного единого Божества, по отношению к которому отдельные будды (в том числе Гаутама) стали считаться только формами его воплощения. Божественное всемогущество позволяло Будде являть себя в разных «телах», принимая любое временное обличье, в том числе облик человека.

Еще одним направлением буддизма является его китайская и японская разновидности – чань-буддизм и дзэн-буддизм. Направление чань-буддизма отличают четыре принципа: прозревать свою внутреннюю природу, становиться Буддой; напрямую указывать суть сознания человека; не создавать письменных наставлений; передавать истину вне учения, иным способом. Свое начало чань-буддизм берет в VI в., когда в Китай пришел проповедник Бодхидхарма (букв. Закон Просветления). Окончательное его оформление произошло на рубеже VIII–IX вв., когда количество последователей нового направления значительно возросло. «Путь Дзэн» («Чань») – проникновение в объект и видение его как бы изнутри. Чтобы познать цветок, нужно стать им, цвести, наслаждаться солнечным теплом и перестуком дождя. Из чань-буддийского учения следовало, что истину нельзя выразить на письме или объяснить словами, ибо любое представление, любая мысль только замутнят изначальную пустотность нашего сознания, сравнимую разве что с чистотой самого Будды Шакъямуни. Принцип «не опираться ни на слова, ни на писания» для разрешения вопросов вечности или конечности мира, смертности или бессмертия души и тела был близок даосской традиции, которая утверждала: «… совершенно мудрый не ходит, но познает все. Не видя вещей, он проникает в их сущность».

Вместе с тем, для овладения практикой «чань» было необходимо знать некоторые священные тексты. Подобно огню, который зажигает светильник, истинная мудрость переходит от учителя к ученику, утверждали чань-буддисты. Учитель принимает на себя ответственность за карму ученика, а ученик, в свою очередь, обязан беспрекословно повиноваться наставнику и почитать его не меньше, чем своего отца. По мнению чань-буддийских наставников, плохой ученик использует влияние учителя, посредственный – восхищается его добротой, а хороший – растет сильным под давлением дисциплины учителя. К этой привычной модели взаимоотношений старших и младших чань-буддизм добавил нечто свое: он предоставил всю полноту инициативы в таких отношениях именно ученику. В конце концов, учитель не может научить чань-буддизму, его задача – только помочь ученику осуществить «прирожденную реализацию» собственной внутренней сущности.

В принципе, чань-буддизм не отдает преимущества строгим аскетическим ограничениям и отшельничеству, детализированной религиозно-обрядовой практике. Он свободно согласуется с занятиями земледелием, литературой, живописью и боевыми искусствами (всемирно известная школа боевых искусств монастыря Шаолинь берет свое начало от самого Бодхидхармы, искусство икэбаны – в практике дзэн-буддийской медитации, где цветки или ветки приобрели самостоятельное значение как объекты созерцания и т.п.). Интуитивное просветление расценивается в чань-буддизме как более полноценное, чем любой тренинг, поскольку последний есть попытка искусственно «исказить» истинную природу человека.

Надо помнить, что чань-буддизм возник в обществе, которое управлялось в духе учения великого Конфуция, акцентировавшего внимание на пунктуальном исполнении человеком своих социальных обязанностей. Главные из них:

жизнь в служении. Чань-буддийский монах выполнял четко закрепленные за ним не только культовые, но и хозяйственные обязанности. Считалось, что физический труд является особой разновидностью медитации, которая приучает сознание полностью включаться в работу тела, сливаться с ним. «День без труда – день без еды» – эта фраза превратилась в символ чань-буддийского трудолюбия;

жизнь в молитве;

жизнь в медитации. Сеанс медитации длится 2–3 часа, иногда по нескольку раз в день. Существуют также периоды «большого созерцания», когда на протяжении 7 дней старшие монахи сидят лицом к стене, постигая «истины» Будды: страдание и освобождение от него. В таком состоянии индивидуальное Я прекращает контролировать психику человека внешне и полностью поглощается. Отныне сознание подчиняется только импульсам, исходящим от внутренней, «истинной» природы человека. Подобная медитативная практика не имеет в виду ни подчинение, ни принудительное «очищение» сознания. Она целиком направлена на тренировку органов ощущения и мышления, а не на их волевое подчинение.

Характерной чертой чань-буддийской медитации является подкрепление индивидуальных и коллективных медитативных упражнений индивидуальными беседами со своим наставником. Логические парадоксы (в японском дзэн-буддизме – коаны), которых насчитывается приблизительно 1 700, представляют собой вопросы, которые не имеют ответа, служат цели радикального изменения стереотипа мышления тех, кто изучает Чань или Дзэн, и помогают достичь освобождения сознания вплоть до полного его просветления.

3. Социально-правовые идеи буддизма

Как было указано выше, буддизм, появившийся в Индии, был вытеснен в другие регионы Азии. Одна из причин – несовпадение социальных выводов буддизма и древних индийских религиозно-философских систем. Главным таким противоречием стала проблема варн и их места в мироздании. Буддизм фактически отрицал роль варн как ступеней развития души на пути к совершенству. Душа «правильно» живущего человека, согласно буддистскому учению, может достичь нирваны, минуя многочисленные и бессмысленные путешествия-жизни, возрождаясь в представителях других варн. Однако буддистская социальная программа уравнивала представителей различных варн лишь в религиозном смысле, не предлагая рецептов социального переустройства общества. Будда признавал наличие четырех каст: кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры, среди которых кшатрии и брахманы обладают превосходством. В ранних текстах Будда не изображался социальным реформатором (а тем более революционером). Вего уста авторы вкладывали идеи существующего социального порядка и необходимости его сохранения. В учениях хинаяны, а затем махаяны явственно звучит мотив покорности существующему миропорядку. Буддисты разработали различные космогонические, космологические, теологические учения, обосновывавшие и утверждавшие законность социальной иерархии и политического порядка. Буддизм стремился к органичному сотрудничеству с властью и правом в странах, где он существовал. Тем не менее, мирное сотрудничество с властью порой уступало место ожесточенным столкновениям, например между буддистами и колониальными режимами (в Шри-Ланке и Мьянме), между буддистами и коммунистическими режимами и т.д.

Буддистское учение, ориентировавшее личность на погружение в себя, самосовершенствование, не игнорирует проблемы социума.  Будда, создавая свое учение, был преисполнен сострадания к слабому человеку. Помимо пути глобального уничтожения страдания («Восьмеричный путь спасения»), в буддистском учении говорится и о возвышенных добродетелях (щедрость, благожелательность, дружелюбие). Этими качествами должны обладать как обычные люди, так и их правители. Царю, мудро управляющему своим народом, позволено использовать и законы, и меч в зависимости от обстоятельств. Вполне оправданно, если правитель прибегает к насилию во имя высших целей: мечу люди внимают, «почтительно склонившись перед ним». Закон должен проявлять себя в мудрых решениях, несущих людям благо. Применять наказание или поощрение царь должен в соответствии с понятиями о справедливости. Разуму как средству обозначения справедливости в праве и политике буддизм придает особое значение. В Дхаммападе («Стезя закона») – буддистском каноне III в. до н.э. – говорится о том, что дхармы «обусловлены разумом … из разума они сотворены».

Л е к ц и я 4. Христианство.
Православие и русская культура

План

1. Происхождение христианства.

2. Западное христианство: католицизм, протестантизм.

3. Восточное христианство. Православие и русская культура.

1. Происхождение христианства

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи в Палестине. Оно распадается на ряд самостоятельных направлений, отличающихся друг от друга особенностями вероучения и культа, – католицизм, православие, протестантизм. Однако при всех различиях догматические основы христианского вероисповедания у различных конфессий одинаковы. Кроме того, существует множество более мелких направлений и сект, оформившихся на различных этапах развития христианства. В центре христианства находится образ богочеловека – Иисуса Христа (греч. «помазанник», «мессия», «спаситель»). Это имя связано с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка (мессии), который освободит еврейский народ от страданий и установит там праведную жизнь – Божье царство.

Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей – Ветхого Завета (священная книга последователей иудаизма) и Нового Завета (содержит важнейшие этапы жизни Иисуса Христа и основные положения его учения). Новый Завет включает четыре Евангелия (греч. «евангелие» – благовествование, радостная весть). Два из них приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа Матфею и Иоанну, два других – Марку и Луке – ученикам учеников Иисуса Христа. Помимо Евангелий, в Новый Завет входят «Деяния апостолов» (первых учеников Христа и проповедников христианства), послания апостолов христианским общинам и Откровение Иоанна Богослова (или Апокалипсис).

В конце I – начале II вв. н.э. на территории Римской империи начинают появляться и распространяться христианские общины (экклессии). По мере выработки единого вероучения и создания организационных форм взаимодействия формируется христианская церковь как организация, объединяющая приверженцев нового учения и священнослужителей. Идеологической основой образования христианских объединений послужил универсализм – обращение ко всем людям независимо от их этнической, религиозной, классовой и государственной принадлежности: «Нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед Богом все равны». Раннехристианские общины не представляли собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества, которые складывались из лиц, совместно выполняющих культовые действия, и имели различную степень устойчивости.

В течение II в. из пресвитеров выделяется высшее должностное лицо – епископ. Тем самым в христианстве начинает формироваться специфическая социальная группа – священнослужители (клирики). В экклессиях клирики избирались на свои должности верующими. Но для того чтобы выборную должность признала церковь, существовал обряд рукоположения, которое, согласно христианскому преданию, впервые совершили апостолы, считавшиеся носителями Божественной благодати. Рукоположением передавалась благодать Божия, полученная апостолами от Господа, новому поколению священнослужителей. Однако выдвижение епископов еще не означало создания единой церковной организации. Должность епископов в течение III в. была выборной, хотя кандидатура выдвигалась руководителями общин – пресвитерами и согласовывалась с епископами соседних областей, совершавшими рукоположение. Епископы обладали большой духовной и материальной властью, но недостаточно эффективным аппаратом принуждения, с помощью которого могли бы заставить верующих повиноваться. Епископальные общины различных областей существовали независимо друг от друга, и каждая из них соблюдала свои обычаи в трактовке ряда положений вероучения.

Периодически в христианстве возникали различные идейные течения, распространение которых угрожало единству складывающейся религиозной организации: гностицизм (II в.), монтанизм (III в.) и др. Борьба различных направлений существенно подрывала единство, пока не был создан достаточно эффективный организационный механизм института митрополитов (греч. «человек из главного города») – епископов главных городов провинций. Полное оформление христианских общин в единую централизованную организацию (церковь) произошло в результате двух взаимосвязанных процессов – канонизации вероучения и превращения христианства сначала в терпимую, а затем и в государственную религию Римской империи.

Значительная роль в оформлении религиозного вероучения принадлежит догматам. Догмат – конечный этап формирования вероучения, когда его основные положения признаются в раз и навсегда установленном виде. Догматы вырабатываются религиозными идеологами – теологами и приобретают нормативный характер после канонизации их церковью. Основные положения христианского вероучения (догматы и таинства) были приняты на Первом (Никейском) соборе в 325 г. и Втором (Константинопольском) соборе в 381 г. Последующие соборы лишь вносили определенные корректировки в интерпретацию догматов.

Под своим именем христиане появились в сознании римлян в связи с пожаром Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил их в поджоге, в связи с чем многие христиане подверглись жестоким пыткам и казням. Однако главной причиной преследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуями императора или Юпитера, так как это означало гражданский долг. Император Галерий в 311 г. запретил преследования христиан, а через 2 года христианство было признано терпимой религией. Христиане получили право открыто совершать богослужения, общины – право владеть имуществом, в том числе недвижимым. В 324 г. христианство становится государственной религией Римской империи. Церковь как организация приобретает относительную самостоятельность, выражая интересы как верующих, так и государства.

Одной из важнейших целей церковной организации было поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса усиливается особый вид идеологической деятельности – нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и создания структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей и их реализацию. Исторически эта форма деятельности вылилась в создание канонического и церковного права. Каноническое право включает систему норм, регулирующих все существенные стороны жизни церкви и верующих. В нем тесно переплетаются религиозные и правовые нормы: противоправное поведение рассматривается как греховное, юридическим же нормам приписывается сверхъестественное происхождение. С V в. каноническое право Римско-католической церкви вводилось декретами римских епископов. Со временем нормотворчество стало ведущим источником католического канонического права, так как постановления Вселенских соборов Римско-католической церкви рассматривались как одна из форм папского «законодательства».

2. Западное христианство: католицизм, протестантизм

Римско-католическое исповедание сформировалось в 1054 г. после раскола (схизмы) между главами двух церквей. Произошло разделение на западную – католическую и восточную – православную христианские церкви. Римско-католическую церковь еще называют Латинской церковью, так как с IV века одновременно с христианизацией европейских народов шла их латинизация. Христианизированные народы Римской империи становились римскими гражданами, признавали главенство Рима в политическом и религиозном отношении. Католическая церковь продолжает развивать свою догматику после первых семи Вселенских Соборов. Уже в 589 г. Католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о филиокве. В нем дается собственная трактовка взаимоотношений лиц Божественной Троицы, согласно которой Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и Бога Сына. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте, где пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. С точки зрения католицизма, срок пребывания души в чистилище может быть сокращен «добрыми делами», совершаемыми родными и близкими умершего, оставшимися на земле. Под «добрыми делами» понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви. С этим догматом тесно связано учение о запасе добрых дел. Этот запас «сверхдолжных» дел накопился у церкви благодаря деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римской католической церкви. Церковь как наместница Иисуса Христа на Земле распоряжается этим запасом по своему усмотрению и распределяет его среди тех, кто в этом нуждается.

На основе данного учения в Средние века (вплоть до XIX в.) широкое распространение получила практика продажи индульгенций (лат. «милость») – папских грамот об отпущении грехов. Индульгенцию можно было получить и за деньги, ибо каждая форма греха (кроме «смертного») имела свой денежный эквивалент. Правом распределения благодати, отпущения грехов пользуются все католические священники, и это обусловливает их привилегированное положение среди верующих. Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы (Матери Иисуса Христа) – Девы Марии. Одной из особенностей вероучения является признание главенства Папы Римского над всеми христианами. В этом выражается претензия католицизма быть единственным, истинным и полным воплощением христианства. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. В развитие этих претензий на I Ватиканском соборе (1870) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры и морали. Иначе говоря, устами Папы говорит сам Бог. Своеобразие католицизма проявляется не только в вероучении, но и культовой деятельности, в том числе в совершении семи таинств. Например, таинство Крещения производится путем обливания или погружения в воду. Миропомазание в католицизме называется конфирмацией. В католицизме конфирмация совершается над детьми и подростками в возрасте 7–12 лет. Канонических правил относительно внешнего вида и убранства храмов в католицизме не существует. В католическом храме алтарь всегда открыт, и совершающееся там таинство причащения священников видят все люди. Преобладающим культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, Святых (в православии – живописные произведения – иконы), однако во всех католических храмах на стенах развешаны четырнадцать икон, изображающих этапы «Крестного пути Господня». В отличие от других христианских церквей католицизм объединен в единую организацию с центром управления – Ватикан.

Глава Римской церкви – Папа Римский избирается пожизненно на коллегии кардиналов – высших чинов церкви. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. Папа – светский и духовный руководитель этого государства, согласно конституции Ватикана, ему принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власти. За всю историю Римской католической церкви было 264 папы.

В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви, которые объединяют примерно 500 тыс. верующих.

Протестантизм (от лат. «публично доказывающий») – это третье крупное течение в христианстве. Его возникновение связано с развитием широкого религиозного движения (XVI–XVII вв.), получившего название «Реформация» и охватившего Германию и Францию. Реформация проходила под лозунгами исправления католического вероучения, культа и организации в духе первоначальных евангельских идеалов, устранения из них всего, что в средневековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов. Инициаторами и вождями Реформации были Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли.

Выступление М. Лютера против торговли индульгенциями как нарушения евангельских заветов явилось тем отправным моментом, от которого ведет свое начало Реформация. Обвиненный руководством католической церкви в ереси, Лютер отказался предстать перед судом, а позже публично сжег папскую буллу (декрет), отлучавшую его от церкви. Идеи Лютера поддержали представители различных сословий Германии. Ободренный их поддержкой, он разрабатывает все более радикальные доводы против официального католического вероучения. Основная аргументация всего учения направлена на разрушение власти римской церкви. Он отвергает особую благодать священства и его посредничество в деле спасения души, не признает папскую власть. Вместе с католической иерархией Лютер отверг авторитет папских булл и энциклик (посланий), входивших в содержание Священного Предания. В противоположность господству церковной иерархии и Священного Предания Лютер выдвинул лозунг восстановления традиций раннехристианской церкви и авторитета Библии. В средневековом католицизме право читать Библию и истолковывать ее содержание имели только священники, так как Библия издавалась только на латинском языке, и все богослужение велось на этом языке. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий лютеранин получил возможность познакомиться с ее текстом и истолковывать его в соответствии со своим разумением. Лютер отвергал господство церковной иерархии над светской властью, выдвинув идею подчинения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недовольным сосредоточением в руках церкви огромных земельных угодий и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и вмешательством Папы в их политику.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.