Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Щеглов, А. В. 4 страница



В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределы Германии. Появились отдельные лютеранские общины в скандинавских и прибалтийских странах, Франции и др. Наиболее крупными центрами в этот период становятся города Женева и Цюрих (Швейцария), в которых действовали Ж. Кальвин и У. Цвингли. Основные идеи своего религиозного учения Кальвин изложил в трудах: «Наставления в христианской вере» и «Церковные установления». На базе его учения возникла особая разновидность протестантизма – кальвинизм. Кальвин наиболее последовательно выражал буржуазное направление протестантской Реформации, интересы зарождающейся буржуазии, сословие до этого момента лишенное каких-либо гражданских прав. В центре учения – доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой человеческая судьба изначально предопределена Богом. Протестантская этика часто обозначается как этика зарождающегося капитализма в Европе. Для индивидуальной личности были необходимы успехи в приобретении и приумножении благ, накопительство, экономность, умеренность, трудолюбие. В период Реформации инакомыслие преследовалось как тяжкое преступление и сурово наказывалось. После смерти Кальвина в 1564 г. движение утратило крайний радикализм и приобрело умеренный характер. Наиболее влиятельные кальвинистские организации действуют на территории США, Нидерландов, Германии, Шотландии и других стран.

Реформация затронула и Англию, где она началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент объявил независимость церкви от Папы Римского и объявил главой церкви короля Генриха VIII. В стране были закрыты все монастыри, их имущество конфисковано в пользу королевской власти, но при этом объявлялось о сохранении католических обрядов и догматов. В ходе борьбы английских властей с Папой Римским удалось найти определенный компромисс: парламент принял Символ веры, на основе которого была сформирована третья крупная разновидность протестантизма – англиканство. Во второй половине XVI в. была принята окончательная редакция основ англиканского вероучения. Англиканское учение сочетает в себе идею о спасающей силе церкви, свойственной католицизму, с протестантскими представлениями о спасении личной верой. Церковь Англии занимает особое место в Великобритании, ее главой выступает монарх.

Таким образом, протестантизм разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий – лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личном отношении человека и Бога. Из этого положения также вытекает учение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников. Тем не менее, служители культа в протестантизме в том или ином виде сохраняются, но они лишены права исповедовать и отпускать грехи и в своей деятельности подотчетны общине. Пастырская деятельность трактуется как служба, на которую уполномочивает данного человека община. Отвергнув авторитет церкви, протестантизм отверг и все церковные постановления, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писания – Библии. Библия, в том виде, как она открывается разумению человека, и является тем важнейшим резервуаром, откуда верующий черпает свое познание Бога, те важнейшие религиозно-нравственные установки, которыми он руководствуется в своей жизни.

Главным принципом протестантизма является признание возможности личного взаимоотношения человека и Бога, отказ от института священства как посредников между человеком и Богом. Главный принцип протестантской этики «молись и трудись», провозглашает принцип «мирского аскетизма», который определяет, что вне зависимости от того, чем занимается человек, он служит Богу. Протестантизм, отказавшись от догмата о спасающей роли церкви, значительно упростил и удешевил культовую деятельность: богослужение свелось главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и причащение. Отвергнуты молитвы за умерших, поклонение святым и праздники в их честь, почитание мощей и икон. Их религиозные сооружения (храмы, молитвенные дома) освобождены от пышного убранства, алтарей, икон, статуй и колоколов. Особенностью протестантского вероучения является переживание Бога как личности, доказательство его существования рассматриваются не с помощью разума, а в личном религиозном опыте. Протестантская теология изучает такие психологические явления, как страх божий, сознание собственной греховности, озарение, обращение, религиозный экстаз. Эти психологические феномены особенно характерны для современного протестантизма. Уже в III–IV вв. от только что сформированной христианской церкви стали отделяться разные национальные церкви, количество которых со временем превысило полтора десятка.

На востоке Римской империи сформировались четыре автокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской отделилась Кипрская, а затем Грузинская православные церкви. В середине V в. обособилась Армяно-Григорианская церковь. Наиболее крупный удар по единству христианства был нанесен в июне 1054 г., когда Папа Римский и формальный глава православия – Константинопольский патриарх провозгласили анафему (отлучение от церкви) друг друга. Фактически раскол христианства на православие и католицизм произошел гораздо раньше, после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Православие сформировалось в восточной части империи – Византии, католицизм – в западной части. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх стал именовать себя Вселенским патриархом, т.е. главой как восточной, так и западной церкви. Соперничество между Папой Римским и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалось в течение многих веков. Но после завоевания Италии Карлом Великим (конец VII – начало VIII вв.) Папа Римский выходит из-под юрисдикции византийского императора, и начинается процесс усиления его позиций. Византия в это время подверглась атакам со стороны арабского халифата и потеряла ряд важных территорий, на которых стали возникать самостоятельные церковные организации.

3. Восточное христианство. Православие и русская культура

Православие – буквальный перевод греческого слова «ортодоксия», которое означает правильное, истинное исповедание Бога. Православные верят, что церковь ведет свою историю и хранит традицию от апостольских времен.

В настоящее время насчитывается 15 православных автокефальных (самостоятельных) православных церквей. Они имеют в различных странах свои экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т.д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ. За Константинопольским патриархом сохраняется титул Вселенского Патриарха, но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ и каноническая деятельность.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский Символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах: Никейском (325) и Константинопольском (381) (Константинополь в Древней Руси назывался Царьградом). Этот Символ веры был утвержден в виде 12 параграфов, содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, его отношении к миру и человеку, Триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви и т.д. Православие признает в качестве истинных только те положения вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими соборами, ничего к ним не добавляя и не убавляя. Содержание православного вероучения можно представить следующим образом. Вера в Триединого Бога: Бога Отца, сотворившего весь мир, в том числе человека; в Бога Сына (Иисуса Христа), добровольно принесшего себя в жертву во искупление грехов человеческих, распятого на кресте, воскресшего и вознесшегося на небо; в Бога Духа Святого; в «первородный грех», совершенный первыми людьми Адамом и Евой; во второе пришествие Иисуса Христа в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное Царство на земле, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники вечно мучиться; в бессмертие души, существование рая и ада, где пребывают души умерших до Страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения души можно только в рамках Церкви, которая является Телом Христовым, посредником между Богом и человеком. Спасение человека невозможно без действия божественной благодати, которую получают верующие через специальные священнодействия. Православная традиция называет их таинствами, т.е. специальными обрядами.

Крещение – одно из главных таинств, символизирующее принятие (приобщение) человека в лоно христианской церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии Крещение совершается как над взрослыми, прошедшими «оглашение» (сознательное принятие веры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). С обрядом Крещения связано и имянаречение крещаемых. Обычно сразу над крещенным совершается Миропомазание (может совершаться и отдельно как дополнение к Крещению, совершенному ранее мирянином), в процессе которого верующему подаются Дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни, посредством молитв и крестообразного смазывания тела человека (лба, носа, губ, ушей, груди, рук и ног) особым ароматическим маслом (миром). Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего к Причащению, или Евхаристии, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Это таинство установлено на Тайной вечере самим Иисусом Христом, который, воздав хвалу Богу и Отцу, благословил и освятил хлеб и вино и приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих к Богу: «… истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни вечной». В процессе причащения верующий приобщается к Святым Тайнам, съедая частичку специально выпеченного хлеба (просфоры) и запивая глотком красного вина. Хлеб и вино сохраняют свой вид, но по христианскому вероучению совершается таинство Преосуществления, т.е. хлеб-прос-фора прелагается в тело Иисуса Христа, вино – в кровь Его. Таинство Покаяния (исповедь) является непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина и включает два важных акта: раскаяние, исповедание грехов и их отпущение, которое правомочен совершать только священнослужитель определенного ранга. Священник обязан соблюдать тайну исповеди. Таинство брака – церковное благословение жениха и невесты в процессе обряда бракосочетания или венчания. С точки зрения православного вероучения, семья – первичная ячейка духовной общности людей («домашняя церковь»). В этой церкви христианин рождается, через крещение приобщается к Вселенской церкви, получает христианское воспитание и умирает как христианин. Таинство Елеосвящения (соборование) – духовное врачевание телесных недугов – совершается над больными верующими, находящимися в сознании, и заключается в семикратном помазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным маслом (елеем), сопровождаемым чтением молитв, в которых священнослужители просят Бога ниспослать больным выздоровление. Таинство Священства в православии совершается на основе специального обряда хиротонии (рукоположения), в процессе которого во время Божественной литургии осуществляется возведение христианина в сан епископа, священника или диакона передачей Благодати Святого Духа, полученного Апостолами от Господа, посредством возложения рук вышестоящего священнослужителя на голову посвящаемого и чтения определенного чинопоследования.

Помимо совершения таинств, православное вероисповедание включает молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. По учению церкви, святые – это лица, которые вели благочестивую жизнь, совершили подвиги во славу Божию и после смерти были отмечены Всевышним даром чудотворения, способностью влиять на судьбы людей. Православные христиане верят, что святые – это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на Земле. К ним обращаются с просьбой о помощи в обустройстве земных дел. Причисление к лику святых осуществляется актом канонизации. Молитвы – это обращение верующего к Богу (индивидуальное или коллективное) или святым со своими просьбами, жалобами, благодарностью и т.д. Поклонение Кресту Христову – один из главных элементов православного вероисповедания. Крест – символ христианской веры, почитаемый церковью в память о мученической смерти Иисуса Христа, который (по Библии) был распят на нем и тем освятил его своей кровью, поэтому Крест обладает спасительной силой. Иконы – живописные или рельефные изображения лиц или событий Священной или церковной истории. Их почитание широко распространено у православных и католиков. При этом честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (т.е. к изображенному на иконе). Почитаемы также святые мощи – останки тел умерших святых Христианской церкви, по Божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. Церковь признает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого. Некоторые иконы, чудотворения которых зафиксированы в летописи, особо признаны верующими.

Не меньшее место в православии занимают праздники и посты. Возглавляет праздничный круг Русской православной церкви Пасха (Светлое Христово Воскресение) – самый большой общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте Сына Божьего Иисуса Христа. Православные богословы называют его «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств».

Христианство в форме православного вероучения и культа официально было признано государственной религией Киевской Руси в 988 г. Актом принятия православия явилось Крещение киевлян на Днепре князем Владимиром. Однако проникновение православия в Киевскую Русь началось гораздо раньше. Православные источники связывают его с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, который после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа отправился проповедовать его учение в Византию, а затем в своем служении дошел до Киева и даже до Великого Новгорода. Однако достоверных исторических источников, подтверждающих эту версию, не существует. К середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития духовной и материальной культуры, ремесел, торговли, военного дела и т.д. Старая славянская религия – языческий политеизм – уже не удовлетворяла духовных потребностей населения, тем более не способствовала упрочению новой общественной системы, в которой значительное место отводилось централизации великокняжеской власти. Все древнеславянские верования были связаны с родоплеменными богами. При этом боги одних племен не имели никакого значения для других. В новых условиях они утратили способность быть социальными интеграторами и регуляторами. Нужна была объединяющая идея для всех племен и народностей – идея единого Бога. Этим требованиям вполне соответствовало христианство с его учением о едином Боге – Спасителе всего человечества. Правящие слои тогдашнего русского общества осознавали необходимость принятия новой формы религии, чтобы обрести единство с Византией и Западной Европой. Выбор именно византийского православия, помимо прочих соображений, был продиктован тесными контактами с Византией, а также династическими амбициями князя Владимира, который через брак с сестрой византийского императора Анной хотел породниться с ним. Исторические данные свидетельствуют, что установление христианства на Руси не исчерпывалось актом Крещения: потребовались многие годы борьбы, просвещения и увещевания, прежде чем новая религия укоренилась на территории Русского государства.

В каноническом отношении Русская православная церковь долгое время находилась в полной зависимости от Константинопольской патриархии. После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок. 978–1054), в Киеве была создана митрополия во главе с греческим митрополитом Леонтием: высшее духовное лицо в России Киевский митрополит назначался непосредственно из Константинополя. Со времени нашествия татар на Русь отношения Русской православной церкви и Константинопольского патриархата начали меняться. Этому способствовало и то, что Византия в результате наплыва тюрков из Азии попала в руки крестоносцев четвертого похода. Это привело к тому, что русские митрополиты все чаще стали назначаться дома (на Руси), а в Константинополь ездили за постановлением. Так продолжалось два века – до середины XV столетия.

В 1448 г. русская церковь объявила себя автокефальной. Разрушение турками Византийской империи, укрепление авторитета Российского государства, а также возросшее влияние Русской православной церкви за рубежом привели к созданию в 1589 г. Московской патриархии и избранию митрополита Иова на Поместном соборе Первым Русским Патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, Собор поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному уложению, патриарх после избрания на Поместном соборе утверждался царем. Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве связано с Патриархом Никоном. В середине XVII в. Никон провел ряд реформ, следствием которых явился раскол в Русской православной церкви возникло старообрядчество. Никон в своей реформаторской деятельности стремился утвердить приоритет духовной власти над светской, стать над царем. Но в борьбе с самодержавием он потерпел поражение. В результате Поместный собор 1667 г. осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Окончательное подчинение церкви государству произошло при Петре I, который упразднил патриаршество и учредил Святейший синод – коллективный орган, члены которого назначались царем. Главой церкви стал сам царь, а Синодом должен был управлять царский чиновник – обер-прокурор. Церкви вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан. Православие верой и правдой служило самодержавию в течение последующих двух веков, вплоть до свержения династии Романовых и ликвидации монархии в результате Февральской революции 1917 г.

Особенность христианской культуры на территории Руси, состоит в том, то что она является преемницей Византии. Русь приняла основные догматы и каноны православной церкви, а также основы восточной христианской культуры. Важнейшая роль в становлении и распространении православной культуры отводилась храму. Православный храм называют поэтической философией, выраженной в камне. Каждая деталь храмового комплекса глубоко символична: основание означает землю, купол – символ неба, пылающей свечи. Основные части православного храма: притвор (место для лиц, готовящихся принять крещение); средняя и внутренние части – для молящихся; алтарь – важнейшая часть храма, где происходит священнодействие во время богослужения; амвон – место перед иконостасом, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения богослужебных текстов, произнесения проповедей. Отличительной особенностью храмов является иконостас – стена, состоящая из икон, отделяющая алтарь от основного среднего помещения храма.

В православии почитаются иконы. В V–VII вв. икона была общим достоянием единой церкви. Различия в историческом пути западного и восточного христианства привели к появлению различий и в эстетических традициях. На востоке развитие иконописи происходило отлично от западного изобразительного искусства. Икона стала особым знаковым способом передачи информации, предназначенной не для воображения, а для внутреннего созерцания, становясь окном в невидимый мир. Византийские традиции иконописи, философия иконы возродились в духовной культуре Руси. Русская икона связана с духовной жизнью всей страны и жизнью отдельного человека; ее история неотделима от истории православия и русской культуры. Иконописный канон, выработанный веками, диктует живописцу строгие правила изображения, но ни в коем случае не ограничивает его индивидуальность. Иконы обладают особой символикой, их расположение в храме имеет четко упорядоченную систему.

Единственный православный инструмент в православном храме – колокол. Уже в IV–V вв. из православной традиции ушла инструментальная музыка раннехристианского периода: православные отдали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом.

В православии почитают святых. История их жизни изложена в особых литературных произведениях – Житиях. К наиболее известным и почитаемым на Руси святым относят Николая Чудотворца, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителя Филарета, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и др. Были прославлены не только религиозные деятели, но и выдающиеся художники (Андрей Рублев), врачи (В. Ф. Войно-Ясенецкий – архиепископ Лука), полководцы (А. В. Суворов), имеющие заслуги не только перед Богом, но и перед своим Отечеством. Институт святых – особая система социальной памяти, запечатлевающая на века образцы выдающихся современников и предшественников.

 


Л е к ц и я 5. Ислам

План

1. История возникновения ислама.

2. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов.

1. История возникновения ислама

Ислам – самая молодая из трех монотеистических мировых религий, наряду с буддизмом и христианством, вторая по численности (после христианства). Возникла в VII в. среди арабских племен Западной Аравии в Хиджазе, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Современный ислам исповедуют более чем в 120 странах мира, в 28 из них он признан государственной или официальной религией.

Ислам формировался на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии – курейшитов, имевшего религиозный и административный центр в г. Мекка. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда (570–632), начинавшего свою религиозную деятельность под непосредственным влиянием иудаизма и христианства. В 610 г. он выступил с проповедью монотеистической религии, названной исламом (араб. «покорность законам Аллаха», «принятие (учения пророка Мухаммеда)»). Мухаммед провозгласил, что существует лишь один Бог (Аллах) и все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности. После переселения[4] в 622 г. с небольшой группой последователей в г. Ясриб (позднее Медина) Мухаммед выступает не только как проповедник, но и как воинственный теократический правитель, диктующий своим приверженцам нормы жизни и поведения. В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину (умму), члены которой признали его своим пророком, религиозным и светским руководителем. Между Мединой и Меккой в течение 8 лет шла ожесточенная война. В 630 г. мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и Мекка превращается в центр ислама.

С этого момента формируется мусульманское феодально-теократи-ческое государство, названное Арабским халифатом, религиозным и политическим руководителем которого стал Мухаммед. После смерти Мухаммеда (632) на пост халифа был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал завоевательные походы во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского халифата. Ислам быстро распространился по всей Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства. Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII–VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Принятие ислама покоренными народами ускорялось рядом экономических и политических мер. Народы, принявшие ислам, платили меньший экономический налог.

Главный источник исламского вероучения и права – священная книга Коран («чтение вслух, наизусть») – предвечное, несотворенное слово Божие. Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные общественные отношения. Вера в единого Бога, абсолютная и безусловная, составляет фундамент мусульманского вероисповедания: Аллах – единственный Бог, Творец, Создатель и Устроитель всего сущего, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы (носители добра) и демоны (носители зла). Для ислама характерна также вера в пророков. В Коране встречается ряд библейских пророков, однако главная роль отводится «печати пророков», посланнику Аллаха – Мухаммеду.

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти, и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда, в существование форм загробного мира – рая и ада. В рай могут попасть мусульмане, неукоснительно выполняющие религиозные предписания; неверных (немусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад. Судьбу каждого человека определит сам Бог на Страшном суде. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай. В исламе сильна вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога, которая ничем не связана и непостижима. Основные культовые предписания, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман, сформулированы в пяти Столпах веры (аркан-ад-дин). По степени их значимости основы религии располагают в следующем порядке. Свидетельство веры – шахада(т): «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – посланник его». Молитва – намаз: обязательная ежедневная пятикратная молитва. Перед молитвой правоверный обязан совершить обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью. Выплата очистительного пожертвования – закят: раз в год мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется его имуществом и доходом. Кроме того, существует добровольное пожертвование в 1/40 часть от годового дохода. Соблюдение поста в месяц Рамадан (Рамазян) – ураза: с восхода зари до захода солнца правоверный должен воздерживаться от еды, питья и всего неблагочестивого в поведении. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т.д. Паломничество к храму Каабы в Мекке – хадж: совершается строго в определенное время и только на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха обязан совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни, если ему позволяют финансы и здоровье. Хадж совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря и состоит в посещении мест, где родился Пророк Мухаммед и откуда пошло распространение ислама, что вызывает духовный трепет и усиливает религиозные чувства. Совершающие хадж (хаджи) посещают в Мекке главный храм Каабы, поклоняясь Святыне Ислама – гробнице Мухаммеда в Медине, а также другие священные места Хиджаза.

Помимо выполнения перечисленных предписаний, в мусульманской культовой системе существуют культы Каабы и Мазаров. Кааба – священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтоб молитва была услышана Богом. В реальности Кааба (араб. «куб») – четырехугольное каменное здание высотой 10 м и шириной 8 м с плоской крышей без окон. В его наружной стене находится ниша с «черным камнем» – священное место строения. По представлениям мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, выдворенного из рая за нарушение Божественного запрета. В Каабе, кроме «черного камня», по всей видимости, метеоритного происхождения, размещено более 300 идолов племенных богов. Там собирались представители племен для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным. В нем не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, каждый мог явиться туда для поклонения Богу. После победы ислама и утверждения веры в единого Бога Аллаха идолов разбили и выдворили из храма. Отныне Кааба с его «черным камнем» стал главным культовым зданием ислама. Прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню» – значит исполнить завещание пророка Мухаммеда.

Святые места считаются покровителями простых смертных. В исламе есть культ святых мест – мазар (араб. «место осмотра, поклонение»), это места захоронения исламских деятелей прошлого. Мазарами считаются древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т.д. Обычно эти места освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки и традиции. Главный признак значимости мазара – его древнее происхождение. Примерами таких мазаров являются Гур-Эмир в Самарканде – место захоронения Тамерлана, мавзолей Шахи-3инда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.