Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. В. Щеглов 6 страница



На первом этапе строительства молодой Советской республики были приняты первые декреты, которые нанесли урон церкви. Декретом от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь отделялась от государства, религия превратилась в частное дело граждан, в государстве провозглашался принцип свободы совести: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 3). Примечание к этому разделу уточняло: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется». Система образования стала светской (ст. 9). Религиозные организации лишались права юридического лица (ст. 12). Другая инструкция Народных комиссариатов юстиции и внутренних дел (19 июня 1923 г.) уточнила порядок и условия предоставления верующим тех или иных культовых зданий и предметов искусства. Кроме того, данный нормативный акт давал возможность контролировать пропагандистскую деятельность религиозных организаций. Первоначально важнейшие партийные документы делали акцент не на атеизм как цель духовных преобразований, а на свободу совести.

Ужесточение государственной политики по отношению ко всем религиозным организациям было завершено Постановлением ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях», действовавшим с некоторыми исправлениями и дополнениями, сделанными в 70-е годы, вплоть до 1990 г. Все религиозные организации подлежали государственной регистрации. Постановление вводило целый ряд требований, которые обрекали многие религиозные организации либо на закрытие, либо на маргинальное состояние. Несмотря на суровые положения закона, реальная практика государственно-религиозных отношений в стране была куда более жесткой и жестокой. Хотя Конституции 1936 г. и 1977 г. не отказывали гражданам в праве на свободу совести, в реальной жизни имела место дискриминация по поводу религиозных убеждений.

В конце 80-х годов в России начался религиозный бум: создавались новые религиозные объединения традиционных конфессий, активной миссионерской деятельностью стали заниматься в нашей стране иностранные религиозные организации. В школах и вузах религиозные проповедники беспрепятственно находили аудиторию для разовых выступлений, а нередко и получали возможность преподавать религиозные предметы в государственных учебных заведениях.

В 1990 г. был принят Закон «О свободе вероисповеданий», предназначенный для урегулирования взаимоотношений многочисленных религиозных организаций и государства в новых исторических условиях, в которых оказалась Россия. Подтверждая конституционное право на свободу религиозных убеждений, Закон значительно расширил сферу возможной деятельности граждан по поводу осуществления их религиозных потребностей. В ст. 3 Закона принцип свободы совести «включал право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства». В ст. 5 уточнились гарантии свободы вероисповедания, среди которых было названо «отделение религиозных и атеистических объединений от государства». Впервые за всю российскую историю было объявлено равенство всех идеологических сил перед законом и незаконность монополии любой идеологической организации в области духовной жизни страны (в том числе в области образования). По Закону, реальный контроль государства за деятельностью религиозных организаций практически отсутствовал. Это обстоятельство создавало почву для конфликтных ситуаций по поводу неуправляемой деятельности неорелигиозных организаций. Кроме того, практика регистрации религиозных организаций, предусмотренная Законом, оказалась весьма несовершенной (например, фактически регистрировались не организации, а их уставы; отсутствовало четкое определение религиозной организации). Закон не предусматривал регулирования, создания и деятельности российских и иностранных религиозных организаций, неясными были и нормы ответственности организаций за соблюдение законодательства. Поэтому возникла необходимость разработки и принятия нового закона о регламентации религиозной деятельности в стране. При его разработке учитывались следующие задачи: приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством; устранение правового вакуума в сфере деятельности иностранных религиозных организаций на территории России; уточнение границ действия принципа отделения церкви от государства. Основная же цель нового Закона – устранение причин реальных и потенциальных социальных конфликтов на религиозной почве.

19 сентября 1997 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации после тщательной доработки приняла новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Новый закон подтвердил незыблемость конституционного принципа свободы совести. В преамбуле говорится, что данный документ исходит из признания «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», а также из уважения «к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического развития народов России». В прежнем законе все религиозные организации уравнивались вне зависимости от численности, роли в истории страны и наций, характера деятельности, социальной позиции в обществе и государстве. Это уточнение очень важно, так как фактическая дифференциация религий реально присутствует в нашей жизни, в обыденном сознании населения. Причины этого объективны, они связаны с глубинными историческими особенностями развития народов России, с национальными и духовными потребностями современного общества. Причем упоминание особой роли нескольких конфессий вовсе не означает введения дискриминации по отношению к другим религиозным организациям, так как Закон сохраняет равенство всех верующих в их гражданских обязанностях и правах.

Предпринятые в Законе 1997 г. ограничения (ст. 14) касаются, прежде всего, деятельности оппозиционных религиозных объединений. Но эти ограничения вовсе не означают возврата к тоталитаризму и ограничения религиозной свободы. Они предписывают соблюдение гражданского законодательства Российской Федерации, а также прав человека и в области религиозных отношений. Закон предусматривает деление религиозных объединений на группы и организации (пп. 1, 2 ст. 6).Деятельность как одних, так и других не должна противоречить закону (п. 4 ст. 6). Религиозная группа представляет собой добровольное объединение единоверцев для совместного исповедания веры и ее распространения. Свою деятельность такое объединение осуществляет без государственной регистрации и без правоспособности юридического лица. Если религиозная группа в дальнейшем желает повысить свой статус и стать религиозной организацией, то регистрирующий орган уведомляется о ее создании (т.е. о начале деятельности) (ст. 7). Религиозные объединения, получившие статус организации, в свою очередь, делятся на несколько категорий. Все они получают регистрацию и статус юридического лица (п. 1 ст. 8). Изменился и смысл государственной регистрации – если ранее регистрировались лишь уставы, то отныне эта процедура должна касаться уже самих организаций. Современное российское законодательство о свободе совести исходит из соответствующего принципа Конституции Российской Федерации (ст. 17) и опирается на нормы международного права, так как «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15).

Поскольку не всегда ясно, какое именно направление деятельности (религиозное, коммерческое, политическое либо иное) является у таких организаций основным, изменилась и процедура государственной регистрации. Теперь от религиозных объединений, претендующих на получение статуса юридического лица, требуются сведения об их наименовании, структуре, органах управления, источниках образования денежных средств, имуществе и т.д. Контроль над соблюдением религиозными организациями законодательства возлагается на регистрирующий орган и прокуратуру. В сомнительных случаях срок регистрации увеличивается до шести месяцев и назначается государственная религиоведческая экспертиза. Новый закон определяет и порядок деятельности иностранных религиозных организаций и их представительств (такая регламентация ранее отсутствовала). Однако Закон 1997 г. не дает четкого определения религиозной организации, не обозначает соответственно и критерии таковой. В связи с этим появляется возможность для религиозных объединений, которым отказано в регистрации, фактически полностью «уйти» из-под контроля над их деятельностью. Не до конца отработан порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы. Неясно, какие именно специалисты должны включаться в экспертные советы; какими полномочиями обладают эксперты; какой именно материал им предстоит анализировать (вероучение, обрядность, финансовую деятельность, международные связи, наличие криминальных тенденций и т.д.). В настоящий момент необходимость экспертных процедур в первую очередь касается деятельности религиозных объединений, оппозиционных по отношению к обществу.

Библиографический список

Всеобщая декларация прав человека (1948).

Конституция Российской Федерации (1999).

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).

Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990).

Бажан Т. А., Старков О. В. Религиоведение для юристов. СПб., 2007.

Религиоведение : учебное пособие для студентов вузов / Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В. 3-е изд. М., 2012.

Религиоведение : учебное пособие / Щеглов А. В.; Горохова В. В.; Реуцкая Г. М. М. : Московский университет МВД России, 2011.

 

Словарь основных терминов и определений

Абсолют – вечная, бесконечная первооснова Вселенной, являющаяся синонимом Божества, и подобно Божеству Абсолют совершенен, вечен.

Адат – обычное право у народов, принявших ислам. Коран признается правом записанным – шариат. Дополняет его устное обычное право А.

Автокефалия – автокефальная ц. (иначе самоглавенствующая, или поместная) (от греч. autos – «сам» и kefale – «глава», «голова») – христианские церкви, которые исходят из единых оснований вероучения, культовой практики, придерживаются общих принципов церковной организации, но являются самоуправляемыми и независимыми. В настоящее время существуют 15 А. п. ц.

Аллах – арабское имя Единого Бога, в толковании арабов слово, означающее точно «достойный (или достойное) молитв». Возможно, слово происходит от древнесемитского слова «Эль» – Бог. От последователей Мухаммеда проникло в языки всех принявших ислам народов. Учение о сущности, атрибутах и именах А. изложены в Коране и в мусульманской теологии. Большое значение для мусульман имеет произнесение молитвенной формулы (такбир) «Аллах Акбар» (Аллах велик). Формула является составной частью зикра – постоянного напоминания имени Бога во время молитвы.

Англиканство – одно из направлений протестантизма, возникшее в Англии в XVI в. в период Реформации. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений, прекращался культ святых, икон и статуй, реликвий. Библия переведена на английский язык. В 1571 г. был утвержден символ веры («39 статей»). В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от католицизма, но проводится реформаторское учение о Священном Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства – крещение и причащение. Для А. ц. характерно епископальное устройство – иерархия, напоминающая католическую и претендующая на апостольскую приемственность.

Анимизм – 1) вера в то, что каждое живое существо содержит в себе двойника – душу, которая может покинуть своего носителя, лишив его таким образом жизни; 2) вера в существование бесплотных существ – духов, ангелов, демонов, богов.

Ансар(от араб. «помощники») – жители Ясриба (Медины), поддержавшие Мухаммада после его переселения из Мекки и ставшие его сподвижниками.

Антиклерикализм– общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни общества, науки, культуры, образования от власти религии, ее догм.

Антропоморфизм (от греч. antropos – «человек», morphe – «форма») – перенесение присущих человеку свойств на явления природы и окружающего мира с непременным обожествлением этих свойств и самих их неодушевленных носителей.

Апокрифы(от греч. apokripos – букв. «тайный», «сокровищный», «отреченные книги») – памятники религиозной литературы, тематически связанные с произведениями канонической (т.е. официально признанной) литературы, но допускавшие толкование, отличное от официального церковного учения, и поэтому не признаваемые за боговдохновенные.

Аят, айят(от араб. «знак», «чудо», «знамение») – наименьший фрагмент, отрывок текста Корана – его стих.

Аятолла(«знак Божий», «Божье чудо», «Божественное знамение») – высший титул шиитского муджтахида, авторитет которого непререкаем среди шиитов. Главнейший титул (Величайшее знамение Аллаха).

Баптизм, баптисты – одно из направлений протестантизма, основанное в начале XVII в. англичанами, бежавшими в Голландию от преследований англиканской церкви. Единственным источником вероучения считают Библию и находят спасение в «жертве Иисуса Христа». Баптисты исповедуют принцип «всеобщего священства», полностью отвергая роль и значение духовенства, отрицают культ святых мощей, икон, крестного знамения, монашества, церковных таинств. Они верят в предопределение, но признают свободу воли человека.

Библия (от греч. ta biblia – «книги») – название христианских книг, написанных по учению церкви по вдохновению и откровению Святого Духа через освященных от Бога людей, именуемых пророками и апостолами. Библия делится на две части – Ветхий и Новый Завет. К первому принадлежат книги, написанные в дохристианские времена на еврейском языке и чтимые священными как у иудеев, так и у христиан. Ветхий Завет состоит из 39 книг. Иудеи подразделяют все 39 книг Ветхого Завета на три части. Новый Завет состоит из 27 книг, принадлежащих «боговдухновенным» писателям. Четыре Евангелия, книга Деяний Апостолов, книги учительские – послания апостолов, книга пророческая – Апокалипсис.

Богочеловек – в древних вероучениях представление о Боге, воплотившем себя в человеке, в его человеческой природе. В христианстве догмат о очеловечивании Бога в человеке нашел ярчайшее выражение в Иисусе Христе, являющемся одновременно Богом-Сыном и смертным человеком. Противоречивость в догматах о Богочеловеке породила различные ереси. В современной протестантской теологии рассматривается как необходимое и естественное единение, слияние двух миров – духовного, божественного и земного, плотского, без которого немыслима искупительная жертва Иисуса Христа.

Буддизм – одна из мировых религий, в VI–VIII вв. господствовавшая в большей части Индии, а теперь исповедуемая во многих странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Религиозное учение Б. развилось из учения Сиддхартхи Гаутамы, жившего в VI–V в. до н.э., после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой – «просветленным» (отсюда и название религии). Хотя Б. развивался как учение, оппозиционное философско-религиозным системам, признающим авторитет священных книг Вед, тем не менее, он заимствовал некоторые фундаментальные положения этой системы (о «вращении» человека в кругу перерождений, связанных с нынешним существованием человека кармой, т.е. деяниями в предшествующих существованиях. В начале н.э. в Б. формируется новое направление (махаяна), отличающееся от раннего Б., который называют хинаяной. В VII в. в Индии оформляется как самостоятельное течение эзотерический Б. – ваджраяна. Процесс адаптации Б. к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, за пределами Индии возникли различные буддийские школы (например, ламаизм, дзен и др.). В отличие от других мировых религий, отсутствует единое Священное Писание. Однако общим является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.

Ваххаб, Мухаммад ибн Абд-эль-Ваххаб (Ваххаби) (1703–1787) – основоположник ваххабизма из аравийского племени Мезалик. Занимался торговлей, под влиянием духовенства принял мысль о необходимости полного очищения ислама от всех чуждых его духу примесей, возврату к первобытной чистоте. Изучал богословие и целиком посвятил себя проповеди своих идей. В начале 40-х годов XVIII в. выступал с проповедями нового «очищенного» ислама, не создавая новых догматов, но лишь восстанавливая среди арабов ислам в прежней коранической чистоте, обрушивался с резкой критикой на распространение остатков первобытных верований, в частности на почитание древних фетишей – скал, камней, источников, на пережитки тотемизма.

Ваххабизм – обновленное религиозное учение в исламе. Проповедует подлинное единобожие (главный догмат), исключает всякое посредничество между человеком и Богом, отвергает культ святых в исламе, паломничество к мазарам, монашество (суффизм), признавал только Коран и Сунну периода четырех праведных халифов, строго воспрещал роскошь, курение табака, пение, танцы, даже пользование четками. Для ваххабитов характерна вера в безусловного единого бога, который носит для них антропоморфные черты. Отсюда проистекает и само название мувахиддун – единобожники. Не стоит преклоняться и делать приношения не только святым, но и самому Пророку, и воздвигать памятники над их могилами, ибо так делают идолопоклонники. Никто, кроме бога, не может знать тайны людей, поэтому и молиться нужно только ему. Необходимо уничтожить все наружные формы обрядов и духовных церемоний. Большое внимание ваххабиты уделяли джихаду, священной войне. В 1786 г. ваххабизм одержал победу в Неджде, и враждовавшие между собой княжества образовали крупное феодально-теократическое государство с династией Саудитов во главе. В конце XX в., кроме Саудовской Аравии, существовал в Сирии, Пакистане, Афганистане, Иордании, Северной Африке, Средней Азии, на Северном Кавказе. В Саудовской Аравии и некоторых государствах Аравийского полуострова В. является официальной государственной идеологией

Герменевтика – наука толкования древних и особенно священных текстов, смысл которых со временем потерял ясность. Возникла в IV–VI вв. до н.э. в связи с исследованиями ученых-эллинистов (грамматиков) текстов классической древности посредством их грамматического анализа. Применительно к Библии, Г. означает выявление как буквального, так и отвлеченно-мистического смысла ее текстов.

Дао (путь, дорога) – с V–VI вв. до н.э. традиционное понятие китайской философии. «Дао дэ цзин» (книга о дао и дэ), или «Лао-цзы» «Книга учителя Лао) – главный трактат классического даосизма. Авторство приписывается Лао-цзы

Даосизм – 1) одно из течений древнекитайской философии, возникшее в VI–V вв. до н.э. («Дао» – источник всякой вещи, ее энергия, а «дэ» – доля «Дао», приходящаяся на каждую вещь). Согласно учению Лао-цзы, «Дао» – естественный путь вещей, не зависящий ни от богов, ни от людей, являющийся основным законом движения и изменения мира. Однако развитие идей не по восходящей линии, а вечно обращаемой по кругу. Философ призывал во всем соблюдать естественный закон и не вмешиваться в жизнь вещей; 2) одна из китайских религий, национальная религия Китая, наряду с конфуцианством и буддизмом составляет триаду учений, которые легли в основу духовной культуры и идеологии Китая. Последователи Д. проповедовали идеи о вечности индивидуальной жизни, о сверхчеловеческом и бесконечном счастье, занимались различными видами магии, исследуя «наружные и внутренние свойства вещей» (эликсиры бессмертия, упражнения в глубоком дыхании и т.д.). Даосы изучали также медицину, астрономию, астрологию, а приемы даосской магии (алхимии) содержали научный и экспериментальный материал. Идеалом был культ бессмертных, божественных людей. Д. в качестве религии ставил перед собой цель достижения сверхъестественного совершенства. С древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие стало одной из важнейших ценностей китайской культуры. Путь к бессмертию предполагал занятия многими методами особой психофизической тренировки.

Джихад – борьба мусульман за веру, «священная война». Первоначально под Д. понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В концепциях, разработанных факихами (богословами-правове-дами), понятие Д. усложняется – появляются представления о «Д. сердца» – форме внутреннего усовершенствования, выражающейся в борьбе с собственными дурными наклонностями и греховными мыслями; «Д. руки», имеющем целью наказание за преступления против веры и нравственности; «Д. меча», под которым понимается вооруженная борьба с неверными, участникам которой после гибели уготовано блаженство в раю. Современные идеологи ислама подчеркивают оборонительный аспект Д., трактуя его как приложение максимальных усилий для достижения экономической и военной мощи стран ислама в борьбе за укрепление национальной независимости, осуществление программы социального и экономического развития.

Дзен (медитация, самоуглубление, сосредоточенное созерцание – одно из течений дальневосточного буддизма, сложившееся в VI–VII вв. в Китае под влиянием даосизма, для которого было характерно пренебрежение к установленным нормам разумного и морального, любовь к парадоксу, непосредственность. Основа понятийного языка Д. (чань) – лаконичный намек и ритмичная пауза. Основатель – легендарный Бодхидхарма, проповедовавший в Китае в VI в.

Евангелие (от греч. «радостная весть», «благовестие») – первые четыре книги Нового Завета. Время происхождения Е. относят ко второй половине I в. н.э. Раннее Е. от Матфея, которое состоит из 28 глав, начинается изложением родословия Христа от Авраама и оканчивается беседой спасителя с апостолами перед Вознесением. Второе Е. написано Святым Марком, об учении и земной жизни Иисуса. Е. состоит из 16 глав, начинаясь явлением Иоанна Крестителя и заканчиваясь сообщением о том, что апостолы после Вознесения Христа пошли проповедовать Его учение. Третье Е. приписывается св. Луке, сопутствовавшему Апостолу Павлу во время его путешествий, подвигших его на написание услышанного и узнанного. Е. состоит из 24 глав, завершаясь Вознесением Христа на небо. Четвертое Е. было написано Иоанном, получившим за силу и высоту своего слова прозвание Богослова. Иоанн описывает деятельность Христа в Иудее, подробно рассказывая о посещении Христом Иерусалима по большим праздникам вместе с другими паломниками. Е. от Иоанна состоит из 21 главы, завершаясь словами автора о том, что «истинно свидетельство его».

Ереси (от греч. airess – первоначально – «отбор», позднее – «учение», «школа», «религиозная секта») – в строгом смысле религиозные течения в Средние века, оппозиционные или явно враждебные христианской церкви.

26. Жрец (жречество) – священнослужители языческих культов. Жречество – общественная группа, выполнявшая, главным образом, в политеистических религиях функции посредничества между людьми и сверхъестественными силами, а также совершавшая религиозные обряды – жертвоприношения, молитвы. Слово «жрец» происходит от старославянского «жрети» – приносить жертву.

Завет – слово, употребляемое в Ветхом Завете для обозначения отношений взаимного договора, взаимообязательства между двумя сторонами, т.е. союз, договор, иногда закон, союз и договор между народами, между отдельными лицами. Однако особое значение это слово принимает как обозначение отношений между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях человека по отношению к Богу.

Зооморфизм – наделение чертами животных реальных или воображаемых объектов. В истории религии З. предшествует антропоморфизму. Например, в Древнем Египте бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет – с головой львицы и т.д.

Икона (от греч. «образ») – в христианстве изображение (преимущественно живописное) на камне, дереве, полотне лика Иисуса Христа, Богоматери, святых апостолов и всех святых, предназначенное для духовного общения с изображенным на нем.

Иконопись (иконография) (писание образа – образописание) – искусство, целиком посвященное писанию культовых предметов почитания христиан – крест, святые иконы. Художник, пишущий икону, принужден ограничивать свою фантазию требованиями и ограничениями церковного веросознания. Он должен писать икону, согласуясь с церковными преданиями, по лучшим древним образцам, что не исключает личного творчества иконописца. Начало И. восходит к первым векам нашей эры – эпохе зарождения христианства.

Имам (от араб. «амма» – «стоять впереди», «предстоять») – 1) руководитель общественной молитвой в мечети, который не считается священником; 2) глава мусульманской общины. Функции имама исполнял некогда пророк Мухаммад, а по принятой после его смерти традиции – халифы, которые будучи главами общины (государства) оказались единственными верховными законодателями и духовными лидерами и авторитетами в странах ислама; 3) имам – почетное звание высших духовных авторитетов – основателей мазхабов, руководителей крупных общин.

Индуизм – сложная религиозная система, включающая комплекс самых разнообразных верований большинства населения современной Индии. Краеугольными камнями И. стали догматы о дхарме, карме, сансаре.

Ислам (предание себя, преданность, покорность Богу) – одна из наиболее распространенных религий, основоположником которой стал Мухаммад (570–633), уроженец аравийского города Мекки. И. в качестве открытого исповедания возвещенной Мухаммадом религии требует безусловной веры в единого, всемогущего и милосердного Бога (Аллаха), в божественное предопределение судеб и поступков людей, в пророческое избранничество Мухаммада как ниспосланного всему человечеству «по определению пророков» прежних, в загробную жизнь после смерти, в воздаяние за добрые дела в раю и аду, в воскресение мертвых для Страшного суда. Основной догмат И. монотеистический: «Нет Бога, кроме Аллаха»). Мухаммад учил, что надо отречься от идолопоклонства, быть милостивым, терпеливым. В 622 г. Мухаммад был вынужден искать прибежища в Медине. Год бегства в Медину (хиджра) стал первым годом летоисчисления мусульман. Учение пророка было записано в священной книге мусульман Коране (чтение, учение). Согласно Корану, Христос – всего лишь посланник – пророк Бога, но не Бог. Пророками признаются библейский Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Измаил (Исмаил), Моисей, Иосиф, Иисус и, наконец, Мухаммад – последний и великий из величайших пророков прошлого. От людей И. требует прощения обид, милосердия, но они должны воевать с врагами Аллаха – истинного Бога (т.е. вести священную войну – джихад), находя их и внутри своей души и вне ее. Когда наступит конец мира, сойдет Иисус Христос и свергнет Деджаля (Антихриста), каждый народ будет судить по своему откровению: иудеев по Пятикнижию Моисея, христиан – по Евангелию, мусульман – по заповедям Корана. Последователь И. должен исполнять следующее: 1) верить в то, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; 2) совершать салат – молиться 5 раз в день; 3) поститься в особый месяц рамадан; 4) раздавать милостыню и делать взнос в пользу бедных в общественную казну (закат); 5) совершить паломничество в Мекку. Одновременно с ритуальными обязанностями были установлены сопровождающие их церемонии – омовение перед молитвою, призыв к молитве. И. – религия, призванная быть достоянием всего человечества, т.е. религией мировой. И. в своем первозданном виде проповедовал равенство всех без различия племени и расы, отвергал все обычаи и нравы, основанные на племенной розни, провозглашал терпимость, осуждая некоторые обычаи бедуинов. Полезно было запрещение вина и азартных игр. Тем не менее, И. отвергал аскетизм, безбрачие не вводилось в статус добродетели. Неограниченная полигамия была ограничена правом иметь не более четырех законных жен, подчинив легкую процедуру развода несложными формальностями. Содержание всех обязательных для мусульманина правил называется шариатом. Источником учения является Коран, в который требуется верить как в подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признаны религиозной обязанностью почти все сохранившиеся поучительные изречения (хадисы) и приписываемые ему поступки. Впоследствии стали почитаться мировоззрение и образ действий первого поколения последователей пророка. Все эти сокращенные предания называются общим именем Сунна (обычай), следствием которой является иджма (от араб. «единогласие», «единое мнение») в отношение веры и ее постановлений. К этим главным источникам учения о вере и законах И. присоединяется в медресе принцип кьяса, т.е. вывод заключений. Спустя 200 лет после основания сложилась система законов. Столь же рано проявились в И. и зачатки сект. Первоначально религиозные секты возникли из политических группировок, разногласия которых проистекали из вопроса об имамате, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти пророка (халифом) над обществом правоверных. Одни поддерживали идеи выборного халифата, другие считали, если власть передана самим Мухаммедом своему зятю Али, то она после кончины последнего должна перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка. Сторонники первого учения называются суннитами, сторонники второго – шиитами. Постепенно появилась и разница в обрядах. Кроме Корана и Сунны, у шиитов большое значение имеют решения имамов, которым приписывается непогрешимость. В отношении немусульман в целом шииты менее терпимы, нежели сунниты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.