|
|||
ПрагматизмПрагматизм Прагматизм является оригинальным течением американской философской мысли, которое возникло в последней четверти XIX века, окончательно оформилось в начале ХХ века, существует сегодня. Представители американского прагматизма – это Ч.С. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. Представители прагматизма есть и в других странах. Считается, что термин «прагматизм» употребил И. Кант, однако в американскую философию его ввёл Ч. Пирс. В работе «Как сделать наши понятия ясными» Пирс пишет (это – так называемый «принцип Пирса»): «Рассмотрим, какие последствия, которые предположительно могли бы иметь практическое значение, присущи объекту нашего понятия. Тогда наше представление об этих последствиях есть всё, что составляет понятие объекта». Ценность мышления, по Пирсу, обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха. Мышление - средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Прагматический подход нацелен на то, чтобы отделить надуманные проблемы от действительно важных в практическом отношении, какие предметы следует принимать за существующие, а какие нет, а также снять вопрос об истине как соответствии мыслей реальности. Так У. Джемс пишет, что «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признаёт лишь одно то, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». К примеру, классические философы, такие как Декарт и Гегель, могли обсуждать проблему существования Бога с целью достичь объективно-истинного решения. Подход прагматизма иной: «гипотеза о Боге, - говорит У. Джемс, - истинна, если она служит удовлетворительно» - то есть, если в практике человеческого поведения идея Бога полезна, то это означает, что Бог есть. В целом прагматизм Джемса движется внутри радикально понятой эмпирической традиции. Поэтому, когда философ говорит о «прагматическом методе», то имеет в виду сопряжение понятий и идей с верованиями и их общей работоспособностью в «потоке опыта». Понятия «истины», «ценности», «пользы» в опыте, считал он, используются эквивалентно, нет оснований противопоставлять суждения истины и суждения ценности, на чём настаивает классическая философия.
|
|||
|