|
|||
ПозитивизмПозитивизм Не все философские направления XIX века были связаны с иррационализмом и волюнтаризмом. Многие из них были верны линии рационализма, ориентировались на передовые научные достижения. Таковым был позитивизм, впервые появившийся в виде учения в первой трети XIX века и развивающийся в виде трёх волн, которые принято назавать первым позитивизмом, вторым позитивизмом и неопозитивизмом, который появился в начале ХХ века. Позитивизм (от латин. positivus - положительный) - философское направление, основанное на противостоянии метафизическому (спекулятивному, отвлеченному) подходу при изучении явлений. С точки зрения позитивизма истинное, позитивное знание может быть получено благодаря специальным наукам, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, уже не имеет права на существование. Представители первой формы позитивизма XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др. Второй этап эволюции позитивизма - махизм (эмпириокритицизм) - Э.Мах, Р.Авенариус. Третий этап эволюции позитивизма, неопозитивизм, можно проиллюстрировать на примере деятельности Венского кружка. О. Конт (1798-1857) - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Наибольшую известность Конту принес "Курс позитивной философии" (1830-42). Учение Конта о трех формах познания и трех стадиях общественного и индивидуального развития (теологическая, метафизическая, позитивная) получило применение во многих сферах жизни и деятельности. Отличительные черты теологической стадии - объяснение посредством обращения к сверхъестественным сущностям; метафизической - объяснение посредством обращением к абстрактным сущностям (бытие, сущность, трансцендентное, благо и пр.); позитивной стадии - все объясняется благодаря данным естественных (позитивных) наук. Основные черты опытной науки: отказ от вопроса "почему?", и постановка вопроса "как?"; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества. Любопытна трактовка «позитивного» в философии Конта. Позитивное – значит реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противовес смутному, положительное в противоположность отрицательному, то есть стремящееся не разрушать, но организовывать. Переход к позитивной стадии Конт связывает с развитием науки и преобладающим влиянием промышленности на все общественные процессы. Дух позитивной философии Конт связывает с признанием подчинённости всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет, как он пишет, цель всех наших усилий. Дж. С. Милль (1806-1873). Идеи Конта получили широкую популярность благодаря изложению их в сочинениях Милля и Спенсера. Дж. С. Милль (1806-1873) - английский мыслитель, экономист и общественный деятель. Основное сочинение Милля - "Система логики" (1843) - содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В этике Милль исходит из концепции утилитаризма и опытного происхождения нравственных чувств и принципов. Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, является основоположником органической школы в социологии, рассматривая общество по аналогии с живым организмом. Его этике присущ утилитаризм и гедонизм. Э. Мах(1838-1916). Основателями "второго" позитивизма (махизма, эмпириокритицизма) были Э.Мах и Р.Авенариус. Э.Мах (1838-1916) - австрийский философ и физик. В своих философских работах он предложил разрешение кризиса в науке, предприняв новую интерпретацию исходных понятий классической физики. Р.Авенариус (1843-1896) - швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма, в основе которого опыт, и вытекающая из него установка на "принципиальную координацию" ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Дальнейшее развитие позитивизма находит продолжение во влиятельном философском направлении первой половины ХХ века неопозитивизме.
|
|||
|