![]()
|
|||||||
Основные европейские философские школы XIX векаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Основные европейские философские школы XIX века XIX век характеризуется не только обилием различного рода философских систем и методов, но и тем что в эту историческую эпоху духовного развития европейской философии наметился и осуществился переход к неклассическим формам мышления, противопоставлявшим себя так называемой классической тенденции. На протяжении двух тысячелетий в западном философском мышлении формировался комплекс общепринятых идей, которые можно рассматривать как идейно-теоретические основания классического тапа мышления и, соответственно, классической философии. В чем состоит смысл этих идей? Во-первых, это культ разума, как объективного и основополагающего начала, определяющего устройство человеческого мышления и соответствующего процессам Природы, а у некоторых философов – имеющего божественную или близкую к Богу природу. Во-вторых, это субъект-объектная схема рассмотрения окружающей действительности. Субъект – это разумный, ответственный человек, опирающийся на общепризнанные принципы мышления и морали. Это свободная, творческая личность, успешно стремящаяся к гармонии мироздания и человека. Разумность человека определяет возможность социального прогресса и личного совершенствования. В-третьих, правильный разум философа и учёного имеет привилегированную позицию и точку отсчёта, которая помещается над (вне) бытия. Поэтому мыслитель классического периода ощущает себя миссионером разума и жрецом истины. Истина достижима, причём это независимое от человека и человечества знание. Научная и философская истина имеет принудительный характер. В-четвёртых, Мир, Природа имеют твёрдые законы, определяемые свойством неизменной субстанции, которые можно постичь разумом (хотя процесс познания и тяжёл). Порядок и последовательность идей та же, что и порядок и последовательность вещей. В мире господствует причинность. В-пятых, в процессе познания следует отбросить субъективность, пристрастность и личные склонности. Разум следует (и это возможно!) освободить от страстей, в том числе и социальной природы. Итак, объективизм, субстанциализм, созерцательность и видимость беспредпосылочности философского (у некоторых и научного) знания составляет сердцевину классического типа рациональности и классического философского мышления. Можно считать, что античный рационализм Платона и Аристотеля, философия эмпириков и рационалистов XVII века, философия Просвещения – это образцы классической рациональности и философствования. Немецкая классическая философия и идеей активности познающего трансцендентального субъекта намечает сдвиг классической философии в сторону неклассического мышления. Марксизм с фундаментальной идеей общественно-исторической практики и социальной обусловленности мышления и деятельности продолжает увеличивать разрыв классического и неклассического типов восприятия мира. Различного рода иррационалистические и волюнтаристские теории указывают на различные пути отхода от классического наследия. В науке появление неэвклидовых геометрий, термодинамики, а позже теории относительности Эйнштейна и квантовой теории закрепило в культуре принципы неклассического мышления и обусловили философские искания, адекватные современным научным находкам.
* * *
|
|||||||
|