![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Emotional intelligence) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
Эмоциональный интеллект
(Emotional intelligence)
Недавно на
10
5
А
Давайте рассмотрим его поближе.
Эмоциональный интеллект - это умение распознавать свои и чужие
эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и
аналитические способности человека, то EQ ― личные и социальный
навыки. Главный
посыл
эмоционального
интеллекта
состоит в том,
что если человек
умеет дружить со
своими
эмоциями,
управлять ими,
он сможет не
только наладить
качественные
отношения с людьми, но и эффективно управлять своей жизнью (ведь представьте, как здорово не трястись от страха перед экзаменами, а уметь мобилизовать свои ресурсы, чтобы страх сыграл на руку? Или как здорово выносить из обид и задираний ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
не вечный комплекс неполноценности, а усилить свои сильные стороны и пр.). Само понятие эмоционального интеллекта совсем ново для нашего времени, теории его развития начали появляться только в конце прошлого столетия. Даже сейчас, если спросить Вас какие эмоции вы можете прямо сейчас перечислить, наверное, их окажется не так много. А если еще и спросить, чем эмоции отличаются от чувств, многие вообще впадут в стопор.
Итак, среди огромного количества разнообразных чувств и эмоций
Почему необходимо развивать эмоциональный интеллект ребёнка?
ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
Эмоциональный интеллект включает в себя 5 аспектов:
Каждую из этих составляющих можно развивать отдельно, собирая навыки, как пазл, в единое целое. Для этого существует огромное количество
Предлагаем вам и вашему ребёнку несколько занимательных и эффективных идей, которые помогут в развитии эмоционального интеллекта:
1. Игра в эмоции (развиваем самосознание) Попросите ребёнка:
o нахмуриться (как дождевая тучка, как сердитый человек, как злой волшебник);
o улыбнуться (как котенок на солнышке, как солнышко, как хитрая лисица, как веселый человек);
o разозлиться (будто отняли игрушку, будто ударили);
o испугаться (будто потерялся, будто зайчик увидел волка, будто котенок встретил злую собаку);
o устать (как папа после работы, будто тащил что-то тяжелое, будто бежал за автобусом);
o отдохнуть (будто опустил тяжелую ношу, будто долго-долго помогал маме, как победивший в соревновании спортсмен). ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
Расспросите ребёнка, какая роль ему больше всего понравилась и почему, как он чувствует себя дома, в школе, в других знакомых ему ситуациях.
2. Игра «Думай и дыши красиво» (развиваем самообладание)Когда ребёнок взволнован или встревожен, предложите ему закрыть глаза, глубоко вдохнуть и мысленно сказать:
o "я - лев" (вдох-выдох);
o "я - птичка" (вдох-выдох);
o "я - дерево" (вдох-выдох);
o "я - цветочек" (вдох-выдох);
o "я красиво дышу, красиво думаю, я спокоен" (выдох).
Спросите ребёнка, насколько он успокоился, понравилось ли ему упражнение, как он себя чувствует.
3. Игра в комплименты (развиваем коммуникативные навыки)Предложите ребёнку по очереди говорить друг другу комплименты. Можно
упоминать о настроении, внешнем виде, качествах личности, хороших поступках. Если детей несколько, предложите им говорить комплименты друг другу по очереди. Такое приятное упражнение наверняка понравится ребёнку и научит его говорить добрые слова собеседникам.
4. Упражнение с интонациями (развиваем эмпатию)
Расскажите ребёнку об интонации. Предложите ему прочесть любимую сказку или историю с чувством, интонацией, акцентируя внимание на каждой эмоции героев (злость, страх, обида, грусть, радость и т.д.). Можно превратить чтение в спектакль с ролями, некоторые отрывки можно обсудить.
5. Упражнение "Кот и лодыри" (развиваем мотивацию к обучению)Прочтите ребёнку стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри". Обсудите с ним прочитанное, спросите: oкто такие лодыри, как ещё можно назвать таких людей? oхорошо или плохо быть лодырем? oкакое будущее ожидает лодыря, кем он вырастет? ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
o пропускать уроки — это хорошо или плохо?
o для чего человеку нужно учиться?
o почему так важно ходить в школу?
o что будет, если не учиться и не ходить в школу?
Итак, формировать эмоциональный интеллект у детей можно в любом возрасте, но лучше всего начинать с самых ранних лет. Приучите себя и вашего ребёнка проговаривать свои эмоции, ведь сделать это порой бывает сложно не только малышам, но и взрослым. Будьте готовы к тому, что поначалу и у вас, и у ребёнка могут возникать трудности. И помните: очень многое ребёнок копирует от своих родителей, в том числе и модели реагирования на окружающих, модели поведения. Постарайтесь быть для своих детей хорошим примером, озвучивайте свои чувства, говорите о чувствах других. Ваш вклад в эмоциональность ребёнка принесет хорошие плоды в его будущем.
Желаем вам как можно больше положительных эмоций! ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
Активное слушание
в
общении с детьми
Слушать собеседника и при этом по-настоящему слышать его - непростое, но очень важное качество, которому многие обучаются целенаправленно. Во взаимодействии с ребенком эта способность наиболее необходима: детям как никому другому важно чувствовать, что их слышат, хотят понять, понимают и поддерживают. Зачастую проблема ребенка решается эффективнее не потому, что ему помогли, подсказали, научили, а потому, что его просто правильно услышали.
Активное слушание предполагает “возвращение” собеседнику в процессе общения важных смысловых высказываний, обозначая при этом его эмоции и чувства. Ребенок только учится понимать себя и окружающих. Любая проблема, вопрос или задача так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями. Используя активное слушание в общении
с ребенком, взрослые демонстрируют заинтересованность не только словами и фактами, но и внутренним состояние
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|