Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Emotional intelligence)



 

ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"

 

Эмоциональный интеллект

 

(Emotional intelligence)

 

Недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы

 

10 профессиональных навыков, которые будут актуальны через

 

5 лет. Эмоциональный интеллект притаился на 6 месте.

 

А Вам знакомо это понятие?

 

Давайте рассмотрим его поближе.

 

Эмоциональный интеллект - это умение распознавать свои и чужие

 

эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и

 

аналитические способности человека, то EQ ― личные и социальный

 

навыки. Главный

 

посыл

 

эмоционального

 

интеллекта

 

состоит в том,

 

что если человек

 

умеет дружить со

 

своими

 

эмоциями,

 

управлять ими,

 

он сможет   не

 

только наладить

 

качественные

 

отношения с людьми, но и

эффективно управлять своей жизнью (ведь представьте, как здорово не трястись от страха перед экзаменами, а уметь мобилизовать свои ресурсы, чтобы страх сыграл на руку? Или как здорово выносить из обид и задираний


ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"

 

не вечный комплекс неполноценности, а усилить свои сильные стороны и пр.).

Само понятие эмоционального интеллекта совсем ново для нашего времени, теории его развития начали появляться только в конце прошлого столетия. Даже сейчас, если спросить Вас какие эмоции вы можете прямо сейчас перечислить, наверное, их окажется не так много. А если еще и спросить, чем эмоции отличаются от чувств, многие вообще впадут в стопор.

 

Итак, среди огромного количества разнообразных чувств и эмоций и взрослому человеку несложно запутаться. Что же делать ребёнку?

 

Формирование эмоционального интеллекта детей - важная задача всех родителей. Ведь, как мы уже поняли, устойчивый эмоциональный фон, умение чувствовать себя, быть в гармонии с собой, контролировать свои эмоции - все это играет важную роль не в будущем успехе ребенка но и в ваших детско-родительских отношениях (это благодатная почва для формирования крепкой и здоровой эмоциональной связи между ребёнком и его родителями). А прочный фундамент эмоционального развития человека закладывается с самого детства.

 

Почему необходимо развивать эмоциональный интеллект ребёнка?

 

Эмоционально развитый человек

Человек

с

низким

уровнем

может:

                               

эмоционального интеллекта рискует:

 
         

легко справляться с трудностями

                 

не найти подход к другим людям

       
     

ясно и

 

доступно излагать мысли и

                 

потерять связь с командой

 

 

     
                               

 

 

 

 

 

 

 

                                         
                         

выражать эмоции

                                         
   

оказывать влияние на окружающих

         

бездействовать, терпеть неудачи и

     
                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

постоянно себя в этом оправдывать

       

управлять эмоциями в абсолютно

 

   

не уметь принимать позицию и точку

 
               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

               

любых жизненных ситуациях

           

зрения другого человека

             

жить осознанно, чувствовать и

 

 

                 

быть не готовым нести

 

 

                             

понимать себя

ответственность, обвинять в ошибках

                                                           

 

 

 

                                                           

других или обстоятельства

 

добиваться ожидаемого результата в

                   

остаться без друзей

                   
           

 

 

 

 

 

 

                                         
           

любой

 

сфере взаимоотношений

                                         

ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"

 

 

 

находить правильную мотивацию для

     

не справляться с жизненными

   
                   

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

         

себя и других

трудностями, опускать руки

   

сохранять положительный настрой в

 

 

страдать от нерешительности и

 
       

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

     

непростые

 

моменты жизни

      неуверенности
       

быть уверенным в себе

 

                 
                                               

 

 

Эмоциональный интеллект включает в себя 5 аспектов:

 

Самосознание

         

Мотивацию

                 
 

 

           
 

Самообладание

     

Эмпатию

 
                 
                 
        Коммуникативные        
                 

 

 

Каждую из этих составляющих можно развивать отдельно, собирая навыки, как пазл, в единое целое. Для этого существует огромное количество

 

Предлагаем вам и вашему ребёнку несколько занимательных и эффективных идей, которые помогут в развитии эмоционального интеллекта:

 

1. Игра в эмоции (развиваем самосознание)

Попросите ребёнка:

 

o нахмуриться (как дождевая тучка, как сердитый человек, как злой волшебник);

 

o улыбнуться (как котенок на солнышке, как солнышко, как хитрая лисица, как веселый человек);

 

o разозлиться (будто отняли игрушку, будто ударили);

 

o испугаться (будто потерялся, будто зайчик увидел волка, будто котенок встретил злую собаку);

 

o устать (как папа после работы, будто тащил что-то тяжелое, будто бежал за автобусом);

 

o отдохнуть (будто опустил тяжелую ношу, будто долго-долго помогал маме, как победивший в соревновании спортсмен).


ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"

 

Расспросите ребёнка, какая роль ему больше всего понравилась и почему, как он чувствует себя дома, в школе, в других знакомых ему ситуациях.

 

2. Игра «Думай и дыши красиво» (развиваем самообладание)Когда ребёнок взволнован или встревожен, предложите ему закрыть глаза, глубоко вдохнуть и мысленно сказать:

 

o "я - лев" (вдох-выдох);

 

o "я - птичка" (вдох-выдох);

 

o "я - дерево" (вдох-выдох);

 

o "я - цветочек" (вдох-выдох);

 

o "я красиво дышу, красиво думаю, я спокоен" (выдох).

 

Спросите ребёнка, насколько он успокоился, понравилось ли ему упражнение, как он себя чувствует.

 

3. Игра в комплименты (развиваем коммуникативные навыки)Предложите ребёнку по очереди говорить друг другу комплименты. Можно

 

упоминать о настроении, внешнем виде, качествах личности, хороших поступках. Если детей несколько, предложите им говорить комплименты друг другу по очереди. Такое приятное упражнение наверняка понравится ребёнку и научит его говорить добрые слова собеседникам.

 

4. Упражнение с интонациями (развиваем эмпатию)

 

Расскажите ребёнку об интонации. Предложите ему прочесть любимую сказку или историю с чувством, интонацией, акцентируя внимание на каждой эмоции героев (злость, страх, обида, грусть, радость и т.д.). Можно превратить чтение в спектакль с ролями, некоторые отрывки можно обсудить.

 

5. Упражнение "Кот и лодыри" (развиваем мотивацию к обучению)Прочтите ребёнку стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри". Обсудите с ним прочитанное, спросите:

oкто такие лодыри, как ещё можно назвать таких людей?

oхорошо или плохо быть лодырем?

oкакое будущее ожидает лодыря, кем он вырастет?


ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"

 

 

o пропускать уроки — это хорошо или плохо?

 

o для чего человеку нужно учиться?

 

o почему так важно ходить в школу?

 

o что будет, если не учиться и не ходить в школу?

 

Итак, формировать эмоциональный интеллект у детей можно в любом возрасте, но лучше всего начинать с самых ранних лет. Приучите себя и вашего ребёнка проговаривать свои эмоции, ведь сделать это порой бывает сложно не только малышам, но и взрослым. Будьте готовы к тому, что поначалу и у вас, и у ребёнка могут возникать трудности. И помните: очень многое ребёнок копирует от своих родителей, в том числе и модели реагирования на окружающих, модели поведения. Постарайтесь быть для своих детей хорошим примером, озвучивайте свои чувства, говорите о чувствах других. Ваш вклад в эмоциональность ребёнка принесет хорошие плоды в его будущем.

 

Желаем вам как можно больше положительных эмоций!


ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"

 

Активное

слушание

 

в

 

общении с детьми

 

 

Слушать собеседника и при этом по-настоящему слышать его - непростое, но очень важное качество, которому многие обучаются целенаправленно. Во взаимодействии с ребенком эта способность наиболее необходима: детям как никому другому важно чувствовать, что их слышат, хотят понять, понимают и поддерживают. Зачастую проблема ребенка решается эффективнее не потому, что ему помогли, подсказали, научили, а потому, что его просто правильно услышали.

 

Активное слушание предполагает “возвращение” собеседнику в процессе общения важных смысловых высказываний, обозначая при этом его эмоции и чувства. Ребенок только учится понимать себя и окружающих. Любая проблема, вопрос или задача так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями. Используя активное слушание в общении

 

с ребенком, взрослые демонстрируют заинтересованность не только словами и фактами, но и внутренним состояние



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.