Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исследование особенностей межличностных отношений ребенка



2.    Исследование особенностей межличностных отношений ребенка

Методика «Круг общения» (графическая беседа) (Т.Ю. Андрущенко) определение особенностей субъективной оценки ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками     9−17 лет
Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго (визуально-вербальная проективная методика, за основу взята методика Рене Жиля) выявление характера субъективных представлений ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых социальных взаимодействий     от 7 лет
Проективные рисуночные тесты «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс – С. Кауфман) установление характера субъективного восприятия ребенком особенностей внутрисемейного взаимодействия и членов своей семьи, взаимодействия с родителями и сиблингами, определение места и роли в семье     −
  Методика измерения самооценки подростков Дембо – Рубинштейн (и различные модификации) выявление особенностей самооценки и уровня притязаний личности в значимых жизненных сферах     от 9 до 17 лет

 

  Диагностическая методика   Цель исследования Возрастной диапазон применения

3.    Исследование факторов предрасположенности к различным видам девиантного поведения

  Опросник исследования волевой саморегуляции (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман) определение уровня развития волевой саморегуляции (мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями)   от 14 лет
Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (С.С. Гончарова) выявление способов и стратегий психологического преодоления негативных ситуаций, оценка копинг-стратегий   14−17 лет
Опросник СДП («Склонность к девиантному поведению»)   (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев) оценка степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения (зависимого, самоповреждающего, агрессивного, делинквентного, социально обусловленного соответственно)   10−16 лет
Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации н/л «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ) (О.В. Зыков, М.В. Булгакова, А.А. Дрейзин) заочная оценка поведенческих, психологических и социально-демографических характеристик личности подростка (оценка рисков, потребностей в реабилитации, ресурсов, структурирование плана коррекционной работы)   для специалистов

Также для получения подробных сведений о несовершеннолетнем, ПМПК может рекомендовать специалистам психологам образовательных учреждений до динамического обследования на комиссии работать с методом структурированной оценки риска повторных правонарушений «Оценка риска и возможностей».

 

                                     ОЦЕНКА РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ (ОРВ)

ФИО подростка:____________ ______ Дата рождения_____________________

 

 

1) Совершенные в прошлом и текущие правонарушения / решения суда   Примечания (проследить частоту совершаемых правонарушений) Источники информации
1. Совершение правонарушений, не повлекших привлечения к ответственности      
2. Неуспешность профилактической работы в отношении подростка, совершавшего правонарушения      
3. Совершение общественно опасных деяний, подлежащих уголовной ответственности, но не повлекших ее по различным законным обстоятельствам (ч.1, ч.З ст.20 УК РФ ст. 76 УК РФ)      
4. Несовершеннолетний привлекался к уголовной, гражданской, административной ответственности и в отношении него был вынесен приговор либо судебное решение      
Ь. Несовершеннолетний был осужден к лишению свободы либо неоднократно привлекался к уголовной или иной ответственности      

 


 

2) Ситуация в семье   Примечания (приведите любые смягчаннцие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Отсутствие должного контроля      
2. Трудности в осуществлении контроля над поведением ребенка      
3. Применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов      
4. Непоследовательное воспитание      
5. Плохие взаимоотношения / отец - ребенок      
6. Плохие взаимоотношения / мать - ребенок      
Всего Pprvnp’      

 


 

Уровень риска:    • Низкий (0-2)     • Средний (3-4)      • Высокий (5-6)

3) Образование / Трудовая занятость   Примечания (приведите любые смягчающие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Плохое поведение в классе      
1. Плохое поведение в школе      
3. Низкая успеваемость      
4. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками      
3. Проблемы во взаимоотношениях с учителями      
6. Прогулы      
7. Не учится, не занимается никакой общественно полезной деятельностью      
Всего Pecvnr      

Уровень риска:    • Низкий (0) • Средний (1-3)     • Высокий (4-7)

 

 


 

4) Взаимоотношения со сверстниками   Примечания (приведите любые смягчающие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Есть приятели с асоциальными взглядами и установками      
2. Есть друзья с асоциальными взглядами и установками      
3. Нет или мало социально адаптированных приятелей      
4. Нет или мало социально адаптированных друзей      
Всего    

Ресурс:

 


 

Уровень риска:    • Низкий (0-1)      • Средний (2-3)    • Высокий (4)

 

5) Злоупотребление наркотиками/алкоголем   Примечания (приведите любые смягчающие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Были случаи употребления наркотиков, ингалянтов, а также алкоголя      
2. Систематическое употребление наркотиков или ингалянтов      

 


 

3. Систематическое употребление алкоголя     --------------------
4. Употребление наркотиков, ингалянтов или алкоголя препятствует нормальной деятельности      
5. Употребление наркотиков или алкоголя связано с правонарушениями      
Всего      

Ресурс:

 


 

Уровень риска:    • Низкий (0) • Средний (1-2)     • Высокий (3-5)

 

 

6) Досуг/ Развлечения   Примечания (приведите любые смягчающие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Недостаточно организованный досуг      
2. Непродуктивное использование времени      
3. Отсутствие личных интересов      
Всего      

Ресурс:

 


 

Уровень риска:    • Низкий (0) • Средний (1)         • Высокий (2-3)

 

7) Личные качества / поведение   Примечания (приведите любые смягчающие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Завышенная или неустойчивая самооценка      
2. Физическая агрессия      
3. Вспышки неконтролируемого гнева      
4. Гиперактивность, нарушения внимания      
5. Низкая переносимость неудач      
6. Отсутствие чувства вины      
7. Вербальная (словесная) агрессия      

 


 

Всего      

Ресурс:

 


 

Уровень риска:    • Низкий (0) • Средний (1-4)      • Высокий (5-7)

 

 

8) Установки / Социальная ориентация   Примечания (приведите любые смягчающие/отягчающие факторы): Источники информации
1. Антисоциальные/криминальные установки      
2. Не обращается за помощью      
3. Активно отвергает помощь      
4. Не признает просоциальные авторитеты      
5. Не склонен к сочувствию, сопереживанию, проявлению заботы      
Всего      

Ресурс:

 


 

Уровень риска:    • Низкий (0) • Средний (1-3)      • Высокий (4-5)

 

ЧАСТЬ II - СВОДКА ПО РИСКАМ/ПОТРЕБНОСТЯМ (из части I)

 

 

Предыдущие и текущие преступления Семейные факторы Образование Взаимоотношени я со сверстниками Злоупотребление алкоголем и наркотиками Отдых, досуг Личные качества Установки/ ориентация Общий балл
Всего                   Низкий (0-8)  

Уровень риска

Низкий                 Средний (9-26)
Средний                 V '_____ Высокий (27-34)
Высокий                 Очень высокий (35-42)

 


 

 

ЧАСТЬ III - ОЦЕНКА ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, УВЕЛИЧИВАЮЩИХ РИСКИ

 

9. Социально-психологические факторы риска   Источник информации
Финансовые/жилищные проблемы    

 


 

Неблагоприятные жилищные условия    
Культурные/этнические вопросы    
Криминальная наследственность    
Эмоциональное и психическое расстройство родителей    
Злоупотребление родителями наркотиками/алкоголем    
Серьезные проблемы в семейной жизни (развод)    
Серьезные эмоциональные травмы в семье    
Отсутствие сотрудничества со стороны родителей: Один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении    
Жестокое оОращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи.    
жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи    
Социально-педагогическая запущенность    
Угроза со стороны третьих лиц    
Всего:    

 


 

10. Проблемы физического и психического здоровья   Источник информации
Проблемы со здоровьем    
Физическая инвалидность    
Наличие психического расстройства    
Низкие умственные способности/задержка/отставание в развитии    
сниженный эмоциональный тонус: у подростка часто наблюдается сниженное настроение, апатия, пессимизм    
Попытки самоубийства    
Всего:    

 


 

Комментарии:

11. Личностные проблемы   Источник информации
Низкая самооценка    
Низкий уровень социальных навыков    
Недостаток/отсутствие у несовершеннолетнего коммуникативных навыков    

 


 

Недостаточное развитие навыков разрешения конфликтов    
недостаточная критичность в оценке своего состояния, негативизм    
Трудности в обучении    
Круг общения не соответствует по возрасту    
Всего:    

 


 

Комментарии:

12. Предыстория криминализации   Источник информации
Жертва физического/сексуального преступления    
Проблемы сексуального развития и поведения    
проявление физического/сексуального насилия в прошлом по отношению к другим    
Насилие в отношении старших по возрасту или статусу    
Использование оружия    
Поджоги в прошлом    
Экстремизм во взглядах    
Побеги из дома, учреждений закрытого типа в прошлом    
Находится в поле зрения административных и правоохранительных органов, опеки, социальных служб    
Всего:    

 


 

Комментарии:

Примечания (укажите любые особые соображения по реагированию, включая потребность в определенных мерах медицинского, психологического, педагогического, социального воздействия и сопровождения):

 

ЧАСТЬ IV - ВАША ОЦЕНКА ОБЩЕГО УРОВНЯ РИСКОВ/ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

  Низкий   Средний   Высокий   Очень высокий

Основания: —1

 


 


Карта структурированной оценки социальной ситуации развития несовершеннолетнего с девиантным поведением

 

Рассматривая отклоняющееся поведение как феномен, который функционирует в рамках психологического, социального, биологического контекстов и, безусловно, в рамках включающего все перечисленные правового контекста, любой специалист, работающий с категорией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, должен учитывать и анализировать особенности всех контекстов в конкретном случае.

В общем виде, отклоняющееся поведение понимается как устойчивое поведение личности, противоречащее наиболее важным социальным нормам, включая нормы административного (девиантное поведение) и уголовного (делинквентное поведение) права, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Объединяясь в единую систему и взаимодействуя между собой, все контексты образуют особую социальную ситуацию развития, в которой находится несовершеннолетний на данном этапе своей жизни.

Анализ всех правовых и биопсихосоциальных факторов (предпосылок) для каждого конкретного случая, является трудоемкой и продолжительной работой.

В связи с этим необходимо иметь различные методы и методики, которые будут, с одной стороны, помогать раскрывать все факторы, а с другой стороны, не будут отнимать большого количества времени и смогут структурировать большое количество полученной информации о социальной ситуации развития конкретного несовершеннолетнего.

Одной из таких методик может стать предлагаемая «Структурированная оценка социальной ситуации развития». Структурированная оценка социальной ситуации развития представляет собой своего рода анкету для качественного анализа правовых и биопсихосоциальных факторов, заполняемую каждым из специалистов  ОУ индивидуально исходя из своих обязанностей.

Психологические факторы в данной модели являются доминирующими, поскольку именно они, в конечном счете, определяют поведение несовершеннолетнего, и поэтому в процессе проведения диагностики и вынесения любых решений необходимо делать основной акцент на данных факторах.

Все возможные психологические факторы стоит разделить на следующие подгруппы:

> личностные особенности (ценности, установки, смыслы, мотивы, личностные черты, убеждения);

> когнитивные особенности (процессы памяти, внимания, мышления);

> аффективные особенности (процессы переживания, способы эмоционального реагирования);

> поведенческие особенности (поведенческие реакции, навыки, поведенческие стратегии).

 

К конкретным психологическим факторам, которые возможно выявить в процессе деятельности у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, могут относиться:

 

• стресс, в особенности хронический;

• повышенная внушаемость (влияние авторитетов);

• нарушение индивидуализации и отделения (от родителей);

• обостренное «чувство» протеста против требований общества;

• страх успеха;

• сильно выраженный тип акцентуации характера;

• заниженная самооценка;

• негативизм в усиленной форме;

• сильное чувство злости и/или ненависти к окружающим;

• садизм по отношению к другим (часто к животным);

• поведение в школе;

• отношение к учебе;

• способность критически оценивать свои поступки и окружающих, в том числе антиобщественные проявления;

• отношение к педагогическим воздействиям;

• характер общения со сверстниками;

• жизненные планы и профессиональные намерения;

• отношение к алкоголю и психоактивным веществам;

• отношение к курению;

• отношение к сквернословию;

• и многое другое.

 

 

К конкретным психофизическим, в том числе психопатологическим, факторам, которые возможно оценить в процессе деятельности у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением могут, относиться различные варианты органического поражения ЦНС, различные соматофизические нарушения.

 

К конкретным микро- и макросоциальным факторам, которые возможно выявить   у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, могут относиться:

• проблемная семья;

• неполная семья, распавшаяся, деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семей, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах), гиперопека или гипоопека со стороны матери;

• влияние дисфункциональных групп сверстников;

• чрезмерное влияние моды, средств массовой информации на несовершеннолетнего;

• отсутствие досуга;

• и многое другое.

 

 

К конкретным правовым факторам могут относиться:

• совершал ли несовершеннолетний в прошлом действия (бездействия), которые были квалифицированы как деяния, способные причинить существенный вред охраняемым уголовным законом интересам, обозначенным в ч. 1 ст. 2 УК РФ (т.е. интересам личности, общества или государства);

• совершал ли несовершеннолетний в прошлом преступления небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ)).

•  совершал ли несовершеннолетний в прошлом преступления средней тяжести, которыми признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы.

• совершал ли несовершеннолетний в прошлом тяжкие преступления, которыми признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

• совершал ли несовершеннолетний в прошлом особо тяжкие преступления, которыми признаются умышленные деяния, за совершение которых наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

«Структурированная оценка социальной ситуации развития»

 

Часть I. Блок анализа правовых факторов_________________

 

Совершенные в прошлом и текущие правонарушения

Источники Информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Совершение правонарушений, не повлекших привлечения к ответственности раскрыть подробности  
Совершение общественно опасных деяний, подлежащих уголовной ответственности, но не повлекших ее по различ­ным законным обстоятельствам (ч. 1, ч. 3 ст. 20 УК РФ, ст. 76 УК РФ)    
Несовершеннолетний привлекался к уголовной, гражданской, административной ответственности, и в отношении него был вынесен приговор либо судебное решение    
Несовершеннолетний был осужден к лишению свободы либо неоднократно привле­кался к уголовной или иной ответственности    
Проявление физического/сексуальног о насилия в прошлом по отношению к другим    
иное    

 




Часть II. Блок оценки психофизических, в том числе психопатологических, факторов

Проблемы физического и психического здоровья

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Проблемы со здоровьем раскрыть подробности  
Проблемы сексуального развития и поведения    
Физическая инвалидность    
Наличие психического расстройства    
Когнитивные нарушения    
Сниженный эмоциональный тонус: у подростка часто наблюдается сниженное настроение, апатия, пессимизм    
Жертва физического/сексуального преступления    
Попытки самоубийства    
иное    

Употребление наркотиков, алкоголя, иных психоактивных

веществ

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Редкое употребление наркотиков, ингалянтов, а также алкоголя раскрыть подробности  

 


 

Систематическое употребление наркотиков или ингалянтов    
Систематическое употребление алкоголя    
иное    

 


 

 

 

Часть III. Блок оценки макро- и микросоциальных факторов

 

Семейные обстоятельства/ выполнение родительских обязанностей

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Отсутствие должного контроля со стороны родителей раскрыть подробности  
Трудности в осуществлении контроля родителем над поведением ребенка    
Применение неприемлемых и неадекватных дисциплинарных методов в воспитании    
Непоследовательное воспитание    
Отсутствие сотрудничества со стороны родителей: один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении    
Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи.    
Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое,    

 


 

эмоциональное или сексуальное насилие в отношении кого-то из членов семьи    
Побеги из дома, учреждений закрытого типа в прошлом    
Находится в поле зрения административных и правоохранительных органов, опеки, социальных служб    
иное    

Образование/Трудовая занятость

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Плохое поведение в школе раскрыть подробности  
Низкая успеваемость    
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками    
Проблемы во взаимоотношениях с учителями    
Прогулы    
Не учится, не занимается никакой общественнополезной деятельностью    
Социально­ педагогическая запущенность    
иное    

Досуг/Свободное время

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Недостаточно организованный досуг    

 


 

Непродуктивное использование времени    
Отсутствие личных интересов    
иное    

Взаимоотношения со сверстниками

Источники информации Включая данные по психодиагностическим
Есть приятели с асоциальными взглядами и установками    
Есть друзья с асоциальными взглядами и установками    
Нет или мало социально адаптированных приятелей    
Нет или мало социально адаптированных друзей    
Круг общения не соответствует возрасту    
иное    

 

                          Часть IV. Блок оценки психологических факторов

 

 


 

Личностные особенности (общие)

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Завышенная, низкая или неустойчивая самооценка    
Низкая переносимость неудач    
Чувство вины (отсутствие/чрезмерно высокий уровень)    
Уровень социальных навыков    

 


 

Недостаток/отсутствие) несовершеннолетнего коммуникативных навыков    
Уровень развития навыков разрешения конфликтов    
Особенности самоотношения    
Уровень притязаний    
иное    

     когнитивные особенности

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Особенности памяти (нарушения)    
Особенности речи (нарушения)    
Особенности внимания (нарушения)    
Особенности мышления и интеллекта (нарушения)    
Особенности праксиса (нарушения)    
Отсутствие критической оценки собственных действий    
Недостаточная критичность в оценке своего состояния    
иное    

Аффективные особенности

Источники информации Включая данные по психодиагностическим методикам
Высокий уровень физической/вербальной агрессии    
Вспышки неконтролируемого гнева    

 


 

Способность распознавать свои и чужие эмоции и чувстве i  
Способность контролировать свои эмоции и чувства    
Повышенная тревожность    
иное    

                                       Поведенческие особенности

Источники информации Включая данные по психодиагностическим
Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций    
Однотипный импульсивный характер реагирования на фрустрацию    
Побеги из дома    
Бродяжничество    
Ведомость    
Неустойчивые, часто социально неприемлемые мотивы поведения    
иное    

Жизненные установки/ социальная ориентация

Источники информации Включая данные по психодиагност и ческим
Антисоциальные/кримин альные установки    
Не обращается за помощью    
Активно отвергает помощь    
Не признает просоциальные    

 

 

 



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.