![]()
|
||||||
Исследование аффективно-эмоциональной сферы и личностных особенностейТаблица
1. Исследование аффективно-эмоциональной сферы и личностных особенностей (интегральная оценка личности в контексте социальной ситуации развития) | ||||||
Методика «Индивидуально- типологический опросник» (Л.Н. Собчик) | определение ведущих индивидуально- типологических свойств, наличия акцентуированных черт личности, затрудняющих социально-психологическую адаптаци | 10−15 лет (для детей старше 15 лет с нормативным развитием автором рекомендуется взрослая версия теста) | ||||
РАТ (Рисованный апперцептивный тест) (С. Розенцвейг – адаптация Н.В. Тарабриной) | определение личностных тенденций, сферы конфликта/ напряжения в отношениях, выявление глубинных комплексов и внутренних конфликтов; выявление проблем подросткового возраста в сложных семейных ситуациях; выявление глубинных переживаний подростка | ~ от 12 лет | ||||
Опросник для выявления акцентуированных свойств личности Шмишека – Леонгарда | выявление типа акцентуации характера в детском и подростковом возрасте | От 8−9 лет (детский вариант), старше 9 лет (взрослый вариант) | ||||
Методика «Линия жизни» (графический вариант каузометрии, модификация метода Е.И. Головахи, А.А. Кроника) | установление особенностей субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности подростка | ~ от 12 лет | ||||
ВФТ (вербальный фрустрационный тест) «Что бы я сказал(-а) и что бы при этом почувствовал(-а), если бы…» (С. Розенцвейг – адаптация Л.Н. Собчик) | выявление фрустрированных ценностей в сфере межличностного общения, источников фрустрации, реакций личности на эмоциональное напряжение в ситуациях межличностного взаимодействия; вероятностное поведение индивида в ситуации фрустрации; склонность к агрессивным проявлениям | ~ от 13 лет |
Диагностическая методика | Цель исследования | Возрастной диапазон применения |
Методика «Метаморфозы» (метафорический проективный тест) Ж. Руайер (апробация Н.Я. Семаго) | определение характера личностных выборов, ценностных ориентаций, переживаний, связанных с семейной и учебной ситуациями и отношениями в значимой социальной группе, ведущих личностных тенденций, социальных ролей | до 14 лет |
Метод ранжирования эмоциональных состояний, изображенных на картинках (по шкале Р. Вудвортса). Методика Т. Дембо (А.Е. Ольшанникова) «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго). При этом стимульный материал (изначально предложен для детей) необходимо доработать с целью использования для диагностики подростков. Пример: использовать предложенный Ю.Б. Гиппенрейтер комплект материалов «Эмоции и поступки», «Развиваем эмоциональный интеллект» (проект «Мир общения»), а также кейсы, психологические игры с использованием реалистичных изображений людей (подростков) в различных эмоциональных состояниях (выборка из подборки К.Е. Изарда) | установление особенностей развития способности к распознаванию и определению эмоциональных состояний, в том числе в социальных ситуациях; когнитивной самооценки базальных эмоций, возможностей анализа жизненных ситуаций и связанных с ними эмоциональных реакций и состояний | 11−17 лет |
Методика определения школьной тревожности (проективный графический тест) (Н.Ю. Максимова,Е.Л. Милютина) | определение уровня тревожности в образовательной среде (может служить дополнением к стандартным шкалам тревожности Тейлора, Прихожан, использоваться для подростков с интеллектуальной недостаточностью) | от 8 лет при нормативном варианте развития |
Тест «Составь портрет» (Л.В. Яссман, В.Н. Данюков) | выявление субъективно наиболее значимых для личности характеристик, позитивного и негативного образов-эталонов (на кого стоит равняться и кого следует избегать) | от 12 лет |
Диагностическая методика | Цель исследования | Возрастной диапазон применения | |||||||
Проективный тест «Кто я?» (20 позиций) (М. Кун) | выявление значимых особенностей личности, возможности и продуктивности рефлексии Я, характера самоотношения, выяснение общих установок личности | от 7 лет | |||||||
Опросник «Самооценка психических состояний личности» Г. Айзенка | определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности | 16−17 лет | |||||||
Методика «Незаконченные редложения» Сакса – Леви в модификации Л.М. Шипицыной либо других авторов | выяснение отношения испытуемого к окружающему и некоторых личностных установок | от 10 лет | |||||||
|
|||||||||
|