Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исследование аффективно-эмоциональной сферы и личностных особенностей



Таблица

Диагностическая методика Цель исследования Возрастной диапазон применения

1.    Исследование аффективно-эмоциональной сферы и личностных особенностей

(интегральная оценка личности в контексте социальной ситуации развития)

Методика «Индивидуально- типологический опросник» (Л.Н. Собчик) определение ведущих индивидуально- типологических свойств, наличия акцентуированных черт личности, затрудняющих социально-психологическую адаптаци     10−15 лет (для детей старше 15 лет с нормативным развитием автором рекомендуется взрослая версия теста)
РАТ (Рисованный апперцептивный тест) (С. Розенцвейг – адаптация Н.В. Тарабриной) определение личностных тенденций, сферы конфликта/ напряжения в отношениях, выявление глубинных комплексов и внутренних конфликтов; выявление проблем подросткового возраста в сложных семейных ситуациях; выявление глубинных переживаний подростка ~ от 12 лет
Опросник для выявления акцентуированных свойств личности Шмишека – Леонгарда выявление типа акцентуации характера в детском и подростковом возрасте От 8−9 лет (детский вариант), старше 9 лет (взрослый вариант)
Методика «Линия жизни» (графический вариант каузометрии, модификация метода Е.И. Головахи,  А.А. Кроника) установление особенностей субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности подростка ~ от 12 лет
ВФТ (вербальный фрустрационный тест) «Что бы я сказал(-а) и что бы при этом почувствовал(-а), если бы…» (С. Розенцвейг – адаптация Л.Н. Собчик) выявление фрустрированных ценностей в сфере межличностного общения, источников фрустрации, реакций личности на эмоциональное напряжение в ситуациях межличностного взаимодействия; вероятностное поведение индивида в ситуации фрустрации; склонность к  агрессивным проявлениям ~ от 13 лет

 

  Диагностическая методика   Цель исследования Возрастной диапазон применения
Методика «Метаморфозы» (метафорический проективный тест) Ж. Руайер (апробация Н.Я. Семаго) определение характера личностных выборов, ценностных ориентаций, переживаний, связанных с семейной и учебной ситуациями и отношениями в значимой социальной группе, ведущих личностных тенденций, социальных ролей     до 14 лет
Метод ранжирования эмоциональных состояний, изображенных на картинках (по шкале Р. Вудвортса).   Методика Т. Дембо (А.Е. Ольшанникова) «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго). При этом стимульный материал (изначально предложен для детей) необходимо доработать с целью использования для диагностики подростков. Пример: использовать предложенный Ю.Б. Гиппенрейтер комплект материалов «Эмоции и поступки», «Развиваем эмоциональный интеллект» (проект «Мир общения»), а также кейсы, психологические игры с использованием реалистичных изображений людей (подростков) в различных эмоциональных состояниях (выборка из подборки К.Е. Изарда) установление особенностей развития способности к распознаванию и определению эмоциональных состояний, в том числе в социальных ситуациях; когнитивной самооценки базальных эмоций, возможностей анализа жизненных ситуаций и связанных с ними эмоциональных реакций и состояний     11−17 лет
Методика определения школьной тревожности (проективный графический тест) (Н.Ю. Максимова,Е.Л. Милютина) определение уровня тревожности в образовательной среде (может служить дополнением к стандартным шкалам тревожности Тейлора, Прихожан, использоваться для подростков с интеллектуальной недостаточностью)   от 8 лет при нормативном варианте развития
  Тест «Составь портрет» (Л.В. Яссман, В.Н. Данюков) выявление субъективно наиболее значимых для личности характеристик, позитивного и негативного образов-эталонов (на кого стоит равняться и кого следует избегать)   от 12 лет

 

 

  Диагностическая методика   Цель исследования Возрастной диапазон применения
    Проективный тест «Кто я?» (20 позиций) (М. Кун) выявление значимых особенностей личности, возможности и продуктивности рефлексии Я, характера самоотношения, выяснение общих установок личности   от 7 лет
Опросник «Самооценка психических состояний личности» Г. Айзенка определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности   16−17 лет
  Методика «Незаконченные редложения» Сакса – Леви в модификации Л.М. Шипицыной либо других авторов   выяснение отношения испытуемого к окружающему и некоторых личностных установок     от 10 лет

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.