|
|||
Психология выбора. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Жест. Язык жестов привлекает внимание как реализация визуальной коммуникации с помощью тела человека [66]. Мы фиксируем в своей памяти жестовые особенности, например, итальянцев, где жестикуляция проявляется более активно. Жест становится отдельной темой для литературоведов. И, конечно, особое значение он приобретает для актеров. Жестом можно выразить иронию. Рассматривая бытовой рассказ с использованием жестов, слова могут сопровождаться разными жестами, т. к. жест иллюстрирует не факт, а наше к нему отношение. Психологический жест рассматривается как внешнее выражение чувства. При этом чувство может не только совпадать со словом, но и противоречить ему. Вот интересный пример противоположных жестов. При однонаправленности мы имеем чисто физическую интерпретацию. Голова вниз, глаза вниз — простой физический жест. Голова и глаза вверх - физический жест. В случае противоположной направленности: "Голова вниз, а глаза кверху: внимание, уважение, преданность и т.д. Обратное - голова кверху, глаза вниз: гордость, презрение, безучастие и т.д." Жест функционирует в передаче информации не в меньшей степени, чем наши вербальные сообщения, поэтому политиков специально обучают той или иной технике владения жестом. Политик выступает в роли "машины", порождающей сообщения сразу по нескольким каналам. Важность именно такой модели поведения может корениться также и в том, что избиратель, вероятно, также может по-настоящему контролировать только один из каналов. Одновременно по другому каналу может идти поддерживающая основное сообщение коммуникация.
Психология выбора. В ситуации выбора человек ведет себя по-особому, и мы слабо занимаемся именно этим процессом. Поэтому необходимо сказать несколько слов, чтобы направить исследовательское внимание и в этом направлении. В общем многие действия, производимые в рамках избирательной кампании, направлены на то, чтобы облегчить избирателю принятие решения. Например, очень часто ставится задача расширения электоральной опоры кандидата. Психология выбора должна опираться на то, что одновременно предлагает другая сторона. Мы можем также говорить о понятии параллельного имиджа, когда для улучшения имиджевого восприятия лидера рядом с ним строится не менее значимый имидж его соратника, который начинает сам "вытягивать" имидж первого лица. Примером явного инструментария, помогающего избирателю совершить свой выбор, является идентификация, когда избиратель видит в кандидате частичку себя. Например, постоянно подчеркивалось, что Клинтон родился в маленьком городке Хоуп в Арканзасе. Тип его семьи с пьяницей-отчимом также позволяет не отделиться от условной символической семьи. Лидеры советского периода также все происходят из глубинки. Происходит определенный процесс идентификации избирателя с лидером, что позволяет не только понимать и прогнозировать его поведение. Не менее важен и тот перенос, который делает избиратель, рассматривая лидера как такого, кто "знает наши беды". Клинтон переигрывает Буша в кампании 1992 г., когда он воспринимается как более открытый лидер, интересующийся судьбами маленьких людей. Отсюда возникает такая характеристика как "заботливость", которая становится главенствующей в определении выбора избирателей, отводя таким характеристикам, как "моральность" или "лидерство" более второстепенное значение. Чтобы завершить технологическую цепочку выхода на конкретного человека, американские PR в случае правительственных коммуникаций сознательно стараются обойти столичных журналистов и выйти непосредственно на региональную прессу. В этой же связи стоит происходящая в ряде выборов замена журналистов в студии, задающих вопросы кандидату, на местных жителей, поскольку было установлено, что есть несовпадение между интересами журналистов и непосредственных избирателей. То есть даже данная незначительная "щель" не имеет права на существование. Психология выбора одновременно должна опираться на определенные требования времени. Иногда избиратель может быть настроен более романтически, иногда — более прагматически. Вся система, связанная с имиджмейкерством и спичрайтсрством, направлена на увеличение этих составляющих привлекательности, и психология выбора не может избежать этих координат. Но сценарий выборов в СНГ достаточно часто идет не по пути роста привлекательности одного из кандидатов, сколько по пути неприятия другого. Это так называемая проблема негативного голосования, когда избирателем руководит идея поиска меньшего зла. Но и данный выбор руководствуется теми же факторами, которые функционируют как бы на втором плане. Здесь мы все же вновь, даже избирая меньшее зло, руководствуемся его «привлекательностью».
|
|||
|