|
|||
Перформанс.Перформанс. Перформанс является организацией представления одних людей перед другими. По сути, это очень важный инструментарий для лидера, поскольку разного рода церемонии составляют важный элемент публичной жизни, и публичный политик вращается именно в подобных контекстах. Ритуал демонстрирует зависимость и подчиненность от "иных" сил. По этой причине нельзя уклониться от выполнения ритуала. Но одновременно ритуал своим выполнением постулирует существование этих сил. Ритуальное сообщение по сути своей не является коммуникативным в качестве передачи чего-то нового. Это текст-напоминание. Поэтому ритуалы четко связаны с отсылками на какое-то событие. Например, демонстрация 7 ноября или 1 мая. Выполнение ритуала связано с подчинением социальным нормам. Подчинение означает их признание. Общество достаточно болезненно относится к нарушениям принятых норм. Дело еще и в том, что категория устаревания слабо действует в случае норм, поскольку они и могут происходить только из прошлого. Ритуалы несут в себе минимизацию вербального компонента и резко завышенную роль визуального компонента. Человечество постепенно шло от визуальной коммуникации к вербальной, чтобы сегодня получить вновь преобладание визуального компонента в случае телевидения. Визуальность ритуала накладывает серьезные ограничения на разнообразие и четкость сообщений, которые он передает. Система символов начинает строиться вокруг первого лица, особенно в случае тоталитарного государства. Ничего не ускользает от внимания организаторов подобного действа (перформанса). Любые технические возможности сразу же вовлекаются в использование. К примеру, цветные прожектора и гигантская сцена заимствуются из экспрессионистского театра. Тоталитарные лидеры очень тщательно конструировали перформансы, в которых происходили их выступления. Это было искусство наивысшей пробы, где не было ни одного незнакового элемента. Например, Ленин тщательно отбирал распространяемую о нем информацию, не оставляя свой имидж без присмотра. Партийные съезды в СССР, как и партийные конвенты в США — это апофеоз имиджмейкерского искусства. Ритуалы такого рода не должны быть архаичными. Они скорее ориентируются на наиболее эффективные модели воздействия, достигнутые в близким к ним искусствам, например, театральном. Ритуал также оказывается наиболее удачным способом передачи необходимой информации, поскольку от выполнения его невозможно уклониться. Перформансы обладают своими специалистами, которые время от времени возвращаются к уже открытым до них законам. Так, организаторы английских партийных съездов воспользовались методами, открытыми до этого при проведении нацистских партийных съездов. Р. Барт подчеркивает в качестве важной составляющей этого ритуала категорию ожидания. Ожидание как структурный элемент интересно еще и тем, что в этом случае мы вкладываем в будущее событие гораздо больше, чем даже может произойти на самом деле. С другой стороны, ожидание является существенной составляющей любого ритуала. Перформансы покоятся на отработанных веками приемах работы с массовой аудиторией. При воздействии на массовую аудиторию практически не бывает "сырого материала", все давно отрепетировано и срежиссировано. И даже внезапно возникшая "трогательность" также на самом деле является заранее задуманным "роялем в кустах". Роль подобного инструмента весьма значима для имиджелогии. Ни одна массовая технология не может носить случайный характер. Таким образом, можно считать, что вербальные и визуальные перформансы владеют умами человечества. Закономерности их воздействия не могут проходить мимо создателей современных ритуалов. Вербальные ритуалы только носят более изощренный характер, но по сути и вербальные и невербальные ритуалы являются отражением о и определенных абстрактных схем, которые затем переводятся и удобную для восприятия форму.
|
|||
|