|
|||
Модель К. Метца. Модель Дж. ФискеМодель К. Метца Кристиан Метц, как и другие специалисты по семиотике кино, отталкивается от структуры языкового плана. Уже структуру киноязыка он представляет в качестве тех или иных "отклонений" от данной базовой структуры. Модель Дж. Фиске Дж. Фиске предложил интересную семиотическую теорию телевидения. Отталкиваясь от бартовской теории мифа, он анализирует миф, который телевидение создает об армии. Миф активирует представления об армии как о наших парнях, профессионалах, вооруженных самой новой техникой. Миф о тренированных людях реализуется через показ строя солдат, которые движутся в строго определенном порядке, с четко обозначенной целью. Зритель сразу ощущает наличие у них особого поведения. Третий технологический аспект армейского мифа — это демонстрация вертолета и определенного тезауруса войны — автоматического оружия, бронетранспортеров. Весь этот набор визуальных знаков ведет нас к единому пониманию мифа об армии. Аналогично свой тип модели мира вводит телевизионная реклама. Дж. Фиске считает, что массовая культура подчеркивает существующие социальные различия между людьми, что в определенных условиях может способствовать перераспределению власти, хотя бы на микрополитическом уровне. Популярная культура работает на уровне ежедневной реальности, которую недооценивают теоретики. Следует также подчеркнуть, что Дж. Фиске в массовой культуре на одно из первых мест выводит ее траислятивный характер. Транслятивность реализуется в процессах повторения и сериалъности. То есть главным становится интертекстуальное, а не собственно текстуальное значение. Отсюда вытекает смена центрального объекта массовой культуры. В своей более ранней работе, посвященной телевидению (в соавторстве с Дж. Хартли), Дж. Фиске говорил о том, что телевидение выполняет функции барда в современном обществе (бардическая функция). Он видит ее по следующим причинам. Во-первых, классический бард использует все ресурсы языка, являясь его медиатором, переводя ежедневные проблемы в стихотворную форму. Сходным образом телевидение переводит наше ежедневное восприятие в свою форму. Во-вторых, структура этих сообщений организована вокруг потребностей культуры. Это не отражение потребностей исполнителя или текста. Авторство стирается у барда или шамана. То же происходит и с телевизионным сообщением, которое переводится в коды аудитории. В-третьих, бард стоял в центре своей культуры, что и было повторено телевидением. В-четвертых, бардическая культура носит устный характер. Коды письменные обладают достаточно сложным характером. В-пятых, роль барда позитивна и динамична, его задача — поставить в центр бытия данную аудиторию и данную реальность. По этой причине некоторые характеристики в повествовании автоматически становятся центральными. Телевидение, как и бард, занято вводом зрителя в доминирующие культурные ценности, показом того, что его статус и идентичность гарантируется его культурой.
|
|||
|