|
|||
Основные принципы эмоционально-стрессовой психотерапииОсновные принципы эмоционально-стрессовой психотерапии Кроме основных видов гипнотерапии, нашедших широкое применение в практической лечебной работе, в последние годы все большее распространение получает эмоционально-стрессовая психотерапия, одной из методик которой является особым образом проводимая гипнотерапия. Базовые положения теории и практики этого подхода разработаны на кафедре психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей при активном участии М. Е. Бурно, Д. В. Панкова, Ю. Л. Покровского, А. С. Слуцкого, В. Е. Смирнова, Ю. П. Чаргейшвили и других сотрудников. Согласно этой концепции, психотерапевтические воздействия понимаются не как пассивное успокоение и утешение больного, а как система активного лечебного вмешательства, цель которого — произвести в душе человека подобие хирургической операции, заставляющей его на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случаев и радикально изменить отношение к себе, своему состоянию и окружающей среде. Многие авторитетные специалисты уже давно высказывали мнение, что психотерапия должна больше походить на хирургическую операцию, чем на наложение бальзамической повязки. В этой связи большое значение придают эмоциональному настрою больного. В конце прошлого века это замечательно выразил французский психотерапевт Жюль Дежерин: «Между доводами, апеллирующими к разуму, и согласием больного с этими доводами существует фактор, значение которого неизмеримо велико, — чувства. Именно чувство создаёт ту атмосферу доверия, без которой не может быть психотерапии. Нет холодной терапии!» Учитывая то, что в системе лечения психическими воздействиями столь большое значение имеет эмоциональный фактор, при разработке эмоционально-стрессовой психотерапии следовало обратить особое внимание на сферу бессознательного больного, точнее, на систему взаимодействия сознания и бессознательного. Представление о взаимодействии сознания и бессознательного как о единстве и борьбе противоположностей — психическом процессе в состоянии здоровья и болезни — и было положено в основу конструирования эмоционально-стрессовой психотерапии. Эмоционально-стрессовая психотерапия обращается в первую очередь к духовным компонентам личности, пробуждая в человеке насущную потребность в самоусовершенствовании, выработке у себя свойств и качеств, способствующих повышению самооценки и оценки окружающих. Эмоционально-стрессовая психотерапия способствует укреплению и выработке новых позиций и интересов у больного. Эмоциональный стресс представляет собой не только отрицательное, но и положительное напряжение для организма, он не только несёт разрушение, но и способен к созиданию, не только болезнетворен, но и может выступать в роли целителя. Создатель учения о стрессе канадский патофизиолог Ганс Селье образно сказал, что жизнь есть стресс и полностью освободиться от стресса — значит умереть. К этому можно добавить, что состояние здоровья есть устойчивый баланс между стрессами болезнетворными и целебными, вредными и полезными. В этой связи при формулировании принципов эмоционально-стрессовой психотерапии стрессовые эмоциональные состояния рассматривались как фактор активности и стимулирования жизненных сил, способствующий подъёму настроения, вдохновению, осознанию себя действующей, полезной личностью. В результате практического применения эмоционально-стрессовой психотерапии к больным, страдающим неврозами, психосоматическими заболеваниями, то есть болезнями различных органов и систем, спровоцированных нервно-психическими расстройствами и алкоголизмом, были разработаны три основные методики, использующие эмоциональные каналы на уровне положительного оздоравливающего стресса. Методика сократовского диалога — система эмоционально-насыщенной рациональной психотерапевтической беседы, во время которой врач не навязывает больному свою точку зрения, докучливо не поучает его, а путём умело поставленных вопросов и тонких, остроумных замечаний, часто используя приёмы сатиры, рассказывая поучительные жизненные истории, подводит больного к осознанию беспочвенности своих болезненных опасений и необоснованных страхов. Во время лечебного сократовского диалога (похожего на философские беседы, которые вёл Сократ, стремясь к моральному усовершенствованию своих собеседников, но только подчинённого целям преодоления навязчивых мыслей, страхов или иных болезненных симптомов функционального характера) больной получает возможность самостоятельно разобраться в себе, своих недугах, сложившихся у него отношениях со своим окружением. Такая психотерапия, использующая и педагогические приёмы, в тех случаях, когда она достигает цели, даёт наиболее ощутимый и стойкий лечебный эффект, поскольку он поддерживается осознанием, что больной сам (в чем его убедили) пришёл к выводам и суждениям, положительно на него влияющим. Он глубоко прочувствовал, слился с ними, и эти выводы наиболее полно соответствуют его индивидуальности. В каком случае это может произойти? Только при одном условии — максимального вовлечения эмоционального фактора в систему такого убеждения. Больного надо умело заставить воодушевиться, загореться такой беседой. В его душе должна появиться вера в начало новой жизни, в обновление судьбы. Пациента должно охватить достигающее стрессового накала возрождающее чувство счастья и радости от прилива собственных сил, которым дано победить его недуги. Он видит все по-другому, и то, что раньше пугало, повергало в отчаяние, теперь осознается, всем нутром чувствуется как преодолимое, нестрашное, излечимое. Он хочет этого, он жаждет — и он получит. Он верит, он знает, он ощущает, что именно так и будет. И все это раскрыла для него беседа с психотерапевтом. Врач силой своих знаний, своего опыта, своей личности в процессе целительной беседы творит чудо без чудес и тем самым спасает человека. Близко к сократовскому диалогу примыкает вторая методика — эмоционально-стрессовая аутогенная тренировка. Суть этой методики состоит в том, что человек, преодолевающий с её помощью свою болезненную симптоматику, максимально охвачен той оздоровительной целью, которую он ставит перед собой. Это состояние сродни фанатизму, и при проведении занятий степень эмоциональных переживаний должна достичь уровня тех самовнушений, которые делает себе человек, находящийся в сверхэкстремальных ситуациях и особенно трудной обстановке. Напомним о роли самовнушения в экспериментах исследователей, сознательно оказавшихся в особо трудных условиях во время длительного одиночного плавания в океане. Французский врач Аллен Бомбар, автор книги «За бортом по своей воле», за 65 дней пересёк Атлантику в маленькой надувной лодчонке «Еретик», не взяв с собой ни пресной воды, ни пищи. Бомбар, огромным усилием воли мобилизовавший себя на преодоление всех трудностей, был движим глубокой убеждённостью в реальности своего замысла и пользе этого эксперимента для потерпевших кораблекрушение — ведь люди гибнут не от голода и жажды, а от страха перед океаном. Самовнушению страха, парализующего волю человека к жизни и убивающего его, Бомбар противопоставил до предела эмоционально насыщенное самовнушение веры в свои силы и конечную победу. И он победил. Он доказал возможность преодолевать страх. Ещё более интересен для нас эксперимент, поставленный немецким психотерапевтом Ханнесом Линдеманом, описанный им в книге «Аутогенная тренировка». Он специально предпринял плавание через Атлантику (тоже в одиночестве и на совсем маленькой лодочке), чтобы доказать великую силу аутогенной тренировки, помогающей мобилизовать человека на борьбу со стихией, со всеми болезненными явлениями, к которым приводят экстремальные условия. Линдеман, как и Бомбар, прекрасно справился со своей сверхсложной задачей, пробыв в океане 73 дня, поборов кожные изъязвления от горько-солёной океанической воды и психические нарушения, сопровождавшиеся галлюцинациями, которые начались из-за переутомления и длительной бессонницы. Преодолеть эти трудности помогла специальная аутогенная тренировка. Какова должна быть техника эмоционально-стрессовой аутогенной тренировки? Заниматься можно по любому из существующих вариантов, начиная с классических рекомендаций её первооткрывателя немецкого психотерапевта Шульца и заканчивая многочисленными модификациями, широко используемыми у нас в стране и за рубежом. Главное для психотерапевта — суметь воспламенить в душе больного веру в возможность помочь себе аутогенной тренировкой по предлагаемой системе, вызвать у него стремление полностью отдаться этой цели. Здесь очень важен тот эмоциональный фон, на котором будут выполняться технические приёмы, вызывающие мышечное расслабление — потепление рук и ног, ощущение тяжести в них и освобождение от беспокоящих симптомов и навязчивых страхов. В сознании занимающегося все время должна присутствовать вера, не знающая сомнений и колебаний, вера фанатика, убеждённого, что он достигнет желаемого. Эта вера будет поднимать в нем такую волну радости и убеждённости в своих возможностях, что ей не смогут не покориться те болезненные проявления, против которых она направлена. Чем возвышеннее, благороднее задача, тем больший прилив сил она способна вызвать и более благотворно повлиять на нервно-психическое состояние и самочувствие организма в целом и всех его систем и органов в отдельности. Теперь перейдём к изложению сути третьей составной части методики эмоционально-стрессовой психотерапии, включающей в себя помимо рациональной беседы и аутогенной тренировки ещё и гипноз. Методика эмоционально-стрессовой психотерапии была предложена В. М. Бехтеревым. Она и положила начало разработки эмоционально-стрессового гипноза, применяемого при лечении алкоголизма в группе. Техника вызывания эмоционально-стрессового гипноза опирается не на физиогенные факторы (сила звука, света, их внезапность или монотонность), а на эмоционально-смысловую выразительность произносимых формул погружения в гипноз и интеллектуально-аффективное содержание самого внушения, доходящего до самых скрытых, глубоко затрагивающих личность больного лечебных влияний. При вызывании эмоционально-стрессового гипноза особое значение приобретает интонация произносимых слов, их задушевность, теплота, сердечность, искренняя участливость или, наоборот, когда требуется (например, при лечении алкоголизма и истерии), твёрдость суждения, суровость негодования или другие подобные эмоционально-смысловые нюансы, особенно аффективно подчёркнутые.
|
|||
|