Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ос­нов­ные прин­ци­пы эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии



Ос­нов­ные прин­ци­пы эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии

Кро­ме ос­нов­ных ви­дов гип­но­те­ра­пии, на­шед­ших ши­ро­кое при­ме­не­ние в прак­ти­че­ской ле­чеб­ной ра­бо­те, в по­след­ние го­ды все боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет эмо­цио­наль­но-стрессо­вая пси­хо­те­ра­пия, од­ной из ме­то­дик ко­то­рой яв­ля­ет­ся осо­бым об­ра­зом про­во­ди­мая гип­но­те­ра­пия.

Ба­зо­вые по­ло­же­ния тео­рии и прак­ти­ки это­го под­хо­да раз­­р­аб­от­аны на ка­фед­ре пси­хо­те­ра­пии и нар­ко­ло­гии Цен­траль­но­­го ин­сти­ту­та усо­вер­шен­ст­во­ва­ния вра­чей при ак­тив­ном учас­тии М. Е. Бур­но, Д. В. Пан­ко­ва, Ю. Л. По­кров­ско­го, А. С. Слуц­­к­ого, В. Е. Смир­но­ва, Ю. П. Чар­гей­шви­ли и дру­гих со­труд­ни­­ков. Со­глас­но этой кон­цеп­ции, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские воз­дей­ст­вия по­ни­ма­ют­ся не как пас­сив­ное ус­по­кое­ние и уте­­ш­ение боль­но­го, а как сис­те­ма ак­тив­но­го ле­чеб­но­го вме­ша­­тел­ьс­тва, цель ко­то­ро­го — про­из­ве­сти в ду­ше че­ло­ве­ка по­до­­бие хи­рур­ги­че­ской опе­ра­ции, за­став­ляю­щей его на пре­дель­но вы­со­ком эмо­цио­наль­ном уров­не пе­ре­смот­реть, а в ря­де слу­ча­­ев и ра­ди­каль­но из­ме­нить от­но­ше­ние к се­бе, сво­ему со­стоя­­нию и ок­ру­жаю­щей сре­де.

Мно­гие ав­то­ри­тет­ные спе­циа­ли­сты уже дав­но вы­ска­зы­ва­­ли мне­ние, что пси­хо­те­ра­пия долж­на боль­ше по­хо­дить на хи­­ру­рг­ич­ескую опе­ра­цию, чем на на­ло­же­ние баль­за­ми­че­ской по­­вя­зки. В этой свя­зи боль­шое зна­че­ние при­да­ют эмо­цио­наль­­н­ому на­строю боль­но­го. В кон­це про­шло­го ве­ка это за­ме­ча­тель­­но вы­ра­зил фран­цуз­ский пси­хо­те­ра­певт Жюль Де­же­рин:

«Ме­ж­ду до­во­да­ми, апел­ли­рую­щи­ми к ра­зу­му, и со­гла­си­­ем боль­но­го с эти­ми до­во­да­ми су­ще­ст­ву­ет фак­тор, зна­­ч­ение ко­то­ро­го не­из­ме­ри­мо ве­ли­ко, — чув­ст­ва. Имен­но чув­ст­во создаёт ту ат­мо­сфе­ру до­ве­рия, без ко­то­рой не мо­жет быть пси­хо­те­ра­пии. Нет хо­лод­ной те­ра­пии!»

Учи­ты­вая то, что в сис­те­ме ле­че­ния пси­хи­че­ски­ми воз­дей­ст­ви­­ями столь боль­шое зна­че­ние име­ет эмо­цио­наль­ный фак­тор, при раз­ра­бот­ке эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии сле­до­ва­ло об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние на сфе­ру бес­соз­на­тель­но­го боль­но­го, точ­нее, на сис­те­му взаи­мо­дей­ст­вия соз­на­ния и бес­соз­на­тель­но­го.

Пред­став­ле­ние о взаи­мо­дей­ст­вии соз­на­ния и бес­соз­на­тель­­н­ого как о един­ст­ве и борь­бе про­ти­во­по­лож­но­стей — пси­хи­­ч­еском про­цес­се в со­стоя­нии здо­ро­вья и бо­лез­ни — и бы­ло по­­л­ож­ено в ос­но­ву кон­ст­руи­ро­ва­ния эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии.

Эмо­цио­наль­но-стрес­со­вая пси­хо­те­ра­пия об­ра­ща­ет­ся в пер­вую оче­редь к ду­хов­ным ком­по­нен­там лич­но­сти, про­бу­ж­дая в че­ло­ве­ке на­сущ­ную по­треб­ность в са­мо­усо­вер­шен­ст­во­ва­нии, вы­ра­бот­ке у се­бя свойств и ка­честв, спо­соб­ст­вую­щих по­вы­ше­­нию са­мо­оцен­ки и оцен­ки ок­ру­жаю­щих. Эмо­цио­наль­но-стрес­­с­овая пси­хо­те­ра­пия спо­соб­ст­ву­ет ук­ре­п­ле­нию и вы­ра­бот­ке но­вых по­зи­ций и ин­те­ре­сов у боль­но­го.

Эмо­цио­наль­ный стресс пред­став­ля­ет со­бой не толь­ко от­­р­иц­ател­ьное, но и по­ло­жи­тель­ное на­пря­же­ние для ор­га­низ­ма, он не толь­ко несёт раз­ру­ше­ние, но и спо­со­бен к со­зи­да­нию, не толь­ко бо­лез­не­тво­рен, но и мо­жет вы­сту­пать в ро­ли це­ли­те­ля. Соз­да­тель уче­ния о стрес­се ка­над­ский па­то­фи­зио­лог Ганс Селье об­раз­но ска­зал, что жизнь есть стресс и пол­но­стью ос­во­бо­­дит­ься от стрес­са — зна­чит уме­реть. К это­му мож­но до­ба­вить, что со­стоя­ние здо­ро­вья есть ус­той­чи­вый ба­ланс ме­ж­ду стрес­­с­ами бо­лез­не­твор­ны­ми и це­леб­ны­ми, вред­ны­ми и по­лез­ны­ми.

В этой свя­зи при фор­му­ли­ро­ва­нии прин­ци­пов эмо­цио­наль­­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии стрес­со­вые эмо­цио­наль­ные со­сто­­яния рас­смат­ри­ва­лись как фак­тор ак­тив­но­сти и сти­му­ли­ро­ва­­ния жиз­нен­ных сил, спо­соб­ст­вую­щий подъёму на­строе­ния, вдох­но­ве­нию, осоз­на­нию се­бя дей­ст­вую­щей, по­лез­ной лич­но­­стью.

В ре­зуль­та­те прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии к боль­ным, стра­даю­щим нев­ро­за­ми, пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ния­ми, то есть бо­лез­ня­ми раз­лич­­ных ор­га­нов и сис­тем, спро­во­ци­ро­ван­ных нерв­но-пси­хи­че­ски­­ми рас­строй­ства­ми и ал­ко­го­лиз­мом, бы­ли раз­ра­бо­та­ны три ос­­но­вные ме­то­ди­ки, ис­поль­зую­щие эмо­цио­наль­ные ка­на­лы на уров­не по­ло­жи­тель­но­го оз­до­рав­ли­ваю­ще­го стрес­са.

Ме­то­ди­ка со­кра­тов­ско­го диа­ло­га — сис­те­ма эмо­цио­наль­но-на­сы­щен­ной ра­цио­наль­ной пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской бе­се­ды, во вре­мя ко­то­рой врач не на­вя­зы­ва­ет боль­но­му свою точ­ку зре­ния, до­куч­ли­во не по­уча­ет его, а путём уме­ло по­став­лен­ных во­про­сов и тон­ких, ост­ро­ум­ных за­ме­ча­ний, час­то ис­поль­зуя приёмы са­ти­ры, рас­ска­зы­вая по­учи­тель­ные жиз­нен­ные ис­то­­рии, под­во­дит боль­но­го к осоз­на­нию бес­поч­вен­но­сти сво­их бо­лез­нен­ных опа­се­ний и не­обос­но­ван­ных стра­хов.

 Во вре­мя ле­чеб­но­го со­кра­тов­ско­го диа­ло­га (по­хо­же­го на фи­ло­соф­ские бе­се­ды, ко­то­рые вёл Со­крат, стре­мясь к мо­раль­­н­ому усо­вер­шен­ст­во­ва­нию сво­их со­бе­сед­ни­ков, но толь­ко подчинённого це­лям пре­одо­ле­ния на­вяз­чи­вых мыс­лей, стра­хов или иных бо­лез­нен­ных сим­пто­мов функ­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра) боль­ной по­лу­ча­ет воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но ра­зо­брать­ся в се­бе, сво­их не­ду­гах, сло­жив­ших­ся у не­го от­но­ше­ни­ях со сво­им ок­ру­же­ни­ем.

Та­кая пси­хо­те­ра­пия, ис­поль­зую­щая и пе­да­го­ги­че­ские приёмы, в тех слу­ча­ях, ко­гда она дос­ти­га­ет це­ли, даёт наи­бо­лее ощу­ти­мый и стой­кий ле­чеб­ный эф­фект, по­сколь­ку он под­дер­­ж­ив­ае­тся осоз­на­ни­ем, что боль­ной сам (в чем его убе­ди­ли) пришёл к вы­во­дам и су­ж­де­ни­ям, по­ло­жи­тель­но на не­го влияю­щим. Он глу­бо­ко про­чув­ст­во­вал, слил­ся с ни­ми, и эти вы­во­ды наи­­б­олее пол­но со­от­вет­ст­ву­ют его ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. В ка­ком слу­чае это мо­жет про­изой­ти? Толь­ко при од­ном ус­ло­вии — мак­си­­мал­ьн­ого во­вле­че­ния эмо­цио­наль­но­го фак­то­ра в сис­те­му та­­к­ого убе­ж­де­ния. Боль­но­го на­до уме­ло за­ста­вить во­оду­ше­вить­­ся, за­го­реть­ся та­кой бе­се­дой.

В его ду­ше долж­на поя­вить­ся ве­ра в на­ча­ло но­вой жиз­ни, в об­нов­ле­ние судь­бы. Па­ци­ен­та долж­но ох­ва­тить дос­ти­гаю­щее стрес­со­во­го на­ка­ла воз­ро­ж­даю­щее чув­ст­во сча­стья и ра­до­сти от при­ли­ва соб­ст­вен­ных сил, ко­то­рым да­но по­бе­дить его не­ду­­ги. Он ви­дит все по-дру­го­му, и то, что рань­ше пу­га­ло, по­вер­га­­ло в от­чая­ние, те­перь осоз­на­ет­ся, всем нут­ром чув­ст­ву­ет­ся как пре­одо­ли­мое, не­страш­ное, из­ле­чи­мое. Он хо­чет это­го, он жа­ж­­дет — и он по­лу­чит. Он ве­рит, он зна­ет, он ощу­ща­ет, что имен­но так и бу­дет. И все это рас­кры­ла для не­го бе­се­да с пси­хо­те­ра­пев­­том.

Врач си­лой сво­их зна­ний, сво­его опы­та, сво­ей лич­но­сти в про­цес­се це­ли­тель­ной бе­се­ды тво­рит чу­до без чу­дес и тем са­мым спа­са­ет че­ло­ве­ка.

Близ­ко к со­кра­тов­ско­му диа­ло­гу при­мы­ка­ет вто­рая ме­то­­д­ика — эмо­цио­наль­но-стрес­со­вая ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка.

Суть этой ме­то­ди­ки со­сто­ит в том, что че­ло­век, пре­одо­ле­­ва­ющий с её по­мо­щью свою бо­лез­нен­ную сим­пто­ма­ти­ку, мак­­с­имал­ьно ох­ва­чен той оз­до­ро­ви­тель­ной це­лью, ко­то­рую он ставит пе­ред со­бой. Это со­стоя­ние срод­ни фа­на­тиз­му, и при про­­в­ед­ении за­ня­тий сте­пень эмо­цио­наль­ных пе­ре­жи­ва­ний долж­на дос­тичь уров­ня тех са­мо­вну­ше­ний, ко­то­рые де­ла­ет се­бе че­­л­овек, на­хо­дя­щий­ся в сверх­экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях и осо­бен­­но труд­ной об­ста­нов­ке.

На­пом­ним о ро­ли са­мо­вну­ше­ния в экс­пе­ри­мен­тах ис­сле­­д­ов­ат­елей, соз­на­тель­но ока­зав­ших­ся в осо­бо труд­ных ус­ло­ви­ях во вре­мя дли­тель­но­го оди­ноч­но­го пла­ва­ния в океа­не. Фран­цуз­­ский врач Ал­лен Бом­бар, ав­тор кни­ги «За бор­том по сво­ей во­ле», за 65 дней пересёк Ат­лан­ти­ку в ма­лень­кой на­дув­ной лод­чон­ке «Ере­тик», не взяв с со­бой ни пре­сной во­ды, ни пи­щи.

Бом­бар, ог­ром­ным уси­ли­ем во­ли мо­би­ли­зо­вав­ший се­бя на пре­одо­ле­ние всех труд­но­стей, был дви­жим глу­бо­кой убеждённостью в ре­аль­но­сти сво­его за­мыс­ла и поль­зе это­го экс­пе­ри­­ме­нта для по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние — ведь лю­ди гиб­нут не от го­ло­да и жа­ж­ды, а от стра­ха пе­ред океа­ном. Са­мо­вну­ше­­нию стра­ха, па­ра­ли­зую­ще­го во­лю че­ло­ве­ка к жиз­ни и уби­ваю­­щ­его его, Бом­бар про­ти­во­пос­та­вил до пре­де­ла эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ное са­мо­вну­ше­ние ве­ры в свои си­лы и ко­неч­ную по­­б­еду. И он по­бе­дил. Он до­ка­зал воз­мож­ность пре­одо­ле­вать страх.

Ещё бо­лее ин­те­ре­сен для нас экс­пе­ри­мент, по­став­лен­ный не­мец­ким пси­хо­те­ра­пев­том Хан­не­сом Лин­де­ма­ном, опи­сан­ный им в кни­ге «Ау­то­ген­ная тре­ни­ров­ка». Он спе­ци­аль­но пред­при­­нял пла­ва­ние че­рез Ат­лан­ти­ку (то­же в оди­но­че­ст­ве и на со­всем ма­лень­кой ло­доч­ке), что­бы до­ка­зать ве­ли­кую си­лу ау­то­ген­ной тре­ни­ров­ки, по­мо­гаю­щей мо­би­ли­зо­вать че­ло­ве­ка на борь­бу со сти­хи­ей, со все­ми бо­лез­нен­ны­ми яв­ле­ния­ми, к ко­то­рым при­­в­одят экс­тре­маль­ные ус­ло­вия.

Лин­де­ман, как и Бом­бар, пре­крас­но спра­вил­ся со сво­ей сверх­слож­ной за­да­чей, про­быв в океа­не 73 дня, по­бо­ров кож­ные изъ­язв­ле­ния от горько-солёной океа­ни­че­ской во­ды и пси­­х­ич­еские на­ру­ше­ния, со­про­во­ж­дав­шие­ся гал­лю­ци­на­ция­ми, ко­то­рые на­ча­лись из-за пе­ре­утом­ле­ния и дли­тель­ной бес­сон­­н­ицы. Пре­одо­леть эти труд­но­сти по­мог­ла спе­ци­аль­ная ау­то­ген­­ная тре­ни­ров­ка.

Ка­ко­ва долж­на быть тех­ни­ка эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой ау­то­ген­ной тре­ни­ров­ки? За­ни­мать­ся мож­но по лю­бо­му из суще­ст­вую­щих ва­ри­ан­тов, на­чи­ная с клас­си­че­ских ре­ко­мен­да­ций её пер­во­от­кры­ва­те­ля не­мец­ко­го пси­хо­те­ра­пев­та Шуль­ца и за­­ка­нч­ивая мно­го­чис­лен­ны­ми мо­ди­фи­ка­ция­ми, ши­ро­ко ис­поль­­зу­ем­ыми у нас в стра­не и за ру­бе­жом.

Глав­ное для пси­хо­те­ра­пев­та — су­меть вос­пла­ме­нить в ду­ше боль­но­го ве­ру в воз­мож­ность по­мочь се­бе ау­то­ген­ной тре­ни­­ро­вкой по пред­ла­гае­мой сис­те­ме, вы­звать у не­го стрем­ле­ние пол­но­стью от­дать­ся этой це­ли. Здесь очень ва­жен тот эмо­цио­­нал­ьный фон, на ко­то­ром бу­дут вы­пол­нять­ся тех­ни­че­ские приёмы, вы­зы­ваю­щие мы­шеч­ное рас­слаб­ле­ние — по­те­п­ле­ние рук и ног, ощу­ще­ние тя­же­сти в них и ос­во­бо­ж­де­ние от бес­по­коя­­щих сим­пто­мов и на­вяз­чи­вых стра­хов.

В соз­на­нии за­ни­маю­ще­го­ся все вре­мя долж­на при­сут­ст­во­­вать ве­ра, не знаю­щая со­мне­ний и ко­ле­ба­ний, ве­ра фа­на­ти­ка, убеждённого, что он дос­тиг­нет же­лае­мо­го. Эта ве­ра бу­дет под­­н­имать в нем та­кую вол­ну ра­до­сти и убеждённости в сво­их воз­­мо­жн­остях, что ей не смо­гут не по­ко­рить­ся те бо­лез­нен­ные про­яв­ле­ния, про­тив ко­то­рых она на­прав­ле­на. Чем воз­вы­шен­­нее, бла­го­род­нее за­да­ча, тем боль­ший при­лив сил она спо­соб­­на вы­звать и бо­лее бла­го­твор­но по­вли­ять на нерв­но-пси­хи­че­с­кое со­стоя­ние и са­мо­чув­ст­вие ор­га­низ­ма в це­лом и всех его сис­тем и ор­га­нов в от­дель­но­сти.

Те­перь перейдём к из­ло­же­нию су­ти треть­ей со­став­ной час­ти ме­то­ди­ки эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии, вклю­­ча­ющей в се­бя по­ми­мо ра­цио­наль­ной бе­се­ды и ау­то­ген­ной тре­­н­иро­вки ещё и гип­ноз.

Ме­то­ди­ка эмо­цио­наль­но-стрес­со­вой пси­хо­те­ра­пии бы­ла пред­ло­же­на В. М. Бех­те­ре­вым. Она и по­ло­жи­ла на­ча­ло раз­ра­­бо­тки эмо­цио­наль­но-стрес­со­во­го гип­но­за, при­ме­няе­мо­го при ле­­ч­ении ал­ко­го­лиз­ма в груп­пе.

Тех­ни­ка вы­зы­ва­ния эмо­цио­наль­но-стрес­со­во­го гип­но­за опи­ра­ет­ся не на фи­зио­ген­ные фак­то­ры (си­ла зву­ка, све­та, их вне­зап­ность или мо­но­тон­ность), а на эмо­цио­наль­но-смы­сло­­вую вы­ра­зи­тель­ность про­из­но­си­мых фор­мул по­гру­же­ния в гип­ноз и ин­тел­лек­ту­аль­но-аф­фек­тив­ное со­дер­жа­ние са­мо­го вну­­ш­ения, до­хо­дя­ще­го до са­мых скры­тых, глу­бо­ко за­тра­ги­ваю­щих лич­ность боль­но­го ле­чеб­ных влия­ний.

При вы­зы­ва­нии эмо­цио­наль­но-стрес­со­во­го гип­но­за осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет ин­то­на­ция про­из­но­си­мых слов, их за­ду­­ше­вность, те­п­ло­та, сер­деч­ность, ис­крен­няя уча­ст­ли­вость или, на­обо­рот, ко­гда тре­бу­ет­ся (на­при­мер, при ле­че­нии ал­ко­го­лиз­­ма и ис­те­рии), твёрдость су­ж­де­ния, су­ро­вость не­го­до­ва­ния или дру­гие по­доб­ные эмо­цио­наль­но-смы­сло­вые ню­ан­сы, осо­бен­­но аф­фек­тив­но подчёркнутые.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.