|
|||
Процедура проведения сеансаПроцедура проведения сеанса
Опытный гипнотерапевт составляет сценарий сеанса (вспомните Месмера). Задача такого сценария — повысить доверие пациента, уменьшить его сопротивление, научить пациента входить в гипнотическое состояние, добиться последовательного наступления стадий гипноза. Сценарий не обязательно должен неукоснительно соблюдаться, он должен предполагать определённую свободу клиента и терапевта, но его наличие даёт возможность терапевту освободить себя от напряжения постоянной импровизации. Особенно следует разнообразить внушения, опираясь на личность, потребности, идеалы пациента.
Виды внушений
Классифицировать внушения весьма сложно: они переплетаются, сочетают свойства друг друга. Поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют два класса внушений. Первый класс — прямые внушения. Это конкретные команды и указания, которые даёт гипнотерапевт. Подобные внушения не предполагают непонимания пациента, они указывают на ожидаемое действие или эмоцию без околичностей. К ним относятся команды, такие, как «Спать» или «Забыть».
Примеры прямых внушений: • Я досчитаю до трёх, и ваши глаза откроются. • Вы будете спокойно относиться к собакам. • После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психотерапевта во взаимодействии. Они часто используются в классическом гипнозе и не предоставляют пациенту возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии. Поэтому следует давать внушения последовательно, шаг за шагом добиваясь желаемого.
Разумеется, одно и то же прямое внушение можно сделать по-разному: 1. Спать! 2. Я досчитаю до трёх, щёлкну пальцами, и вы погрузитесь в состояние гипнотического сна. 3. Через некоторое время ваши глаза начнут закрываться. Это три варианта одного прямого внушения, но насколько они различны по произнесению и возможному восприятию!
Второй класс — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые. Можно выделить следующие виды косвенных внушений.
|
|||
|