Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КЛАС­СИ­ЧЕ­СКИЙ ГИП­НОЗ. Гла­ва 1. ИС­ТО­РИЯ ГИП­НО­ЗА



КЛАС­СИ­ЧЕ­СКИЙ ГИП­НОЗ

Гла­ва 1. ИС­ТО­РИЯ ГИП­НО­ЗА

 

Гип­ноз из­вес­тен с не­за­па­мят­ных времён. Че­ло­ве­че­ст­во идёт с ним ру­ка об ру­ку, то про­ни­ка­ясь ин­те­ре­сом, то за­бы­вая о нем. Уди­ви­тель­но то, что, не­смот­ря на мно­го­лет­нюю ис­то­рию и по­­ст­оя­нное со­при­кос­но­ве­ние, о гип­но­зе все­гда го­во­рят как о та­­и­нс­тве­нном яв­ле­нии пси­хи­ки, ко­то­рое до сих пор не поддаётся раз­гад­ке, и его от­дель­ные де­та­ли до сих пор не мо­гут объ­е­ди­­нить в од­ну цель­ную кар­ти­ну. По-ви­ди­мо­му, не хва­та­ет ещё мно­гих ку­соч­ков мо­заи­ки, что­бы гип­ноз стал по­нят­ным и от это­го ещё бо­лее близ­ким.

Воз­мож­но, гип­ноз да­же стар­ше че­ло­ве­ка, по­сколь­ку мы зна­ем, что гип­но­ти­че­ские яв­ле­ния встре­ча­ют­ся и в жи­вот­ном ми­ре: на­при­мер, ны­не жи­ву­щие со­вре­мен­ни­ки ди­но­зав­ров, кро­ко­ди­­лы, так же мо­гут впа­дать в со­стоя­ние тран­са. Хо­тя, воз­мож­но, де­ла­ют это без вся­кой це­ли.

Гип­ноз че­ло­ве­ка ин­те­ре­сен имен­но сво­ей це­ле­на­прав­лен­­н­остью. Он по­зво­ля­ет ли­бо умень­шить за­щит­ные си­лы че­ло­ве­­ка и под­чи­нить его влия­нию дру­го­го, ли­бо, на­обо­рот, про­бу­­дить в нем та­кие си­лы, дос­туп к ко­то­рым в бодр­ст­вую­щем со­­сто­янии был ма­ло­ве­роя­тен. В со­хра­нив­ших­ся пись­мен­ных ис­­то­чн­иках са­мых древ­них ци­ви­ли­за­ций мы на­хо­дим упо­ми­на­ния о при­ме­не­нии гип­но­за. Но ещё за­дол­го до по­яв­ле­ния пись­мен­­н­ости ша­ма­ны ис­поль­зо­ва­ли со­стоя­ние тран­са для раз­ных це­лей: для при­об­ре­те­ния уве­рен­но­сти в удач­ной охо­те, для ис­це­­л­ения боль­ных, в об­ря­дах, свя­зан­ных с за­щи­той от злых ду­хов, и т. д. На­скаль­ные ри­сун­ки, за­пе­чат­лев­шие ша­ман­ские ри­туа­­лы, мо­гут сви­де­тель­ст­во­вать об осо­бом со­стоя­нии соз­на­ния, в ко­то­ром на­хо­дит­ся че­ло­век, бе­се­дую­щий с ду­ха­ми пред­ков, при­вле­каю­щий жи­вот­ных, раз­го­няю­щий ту­чи, а глав­ное, ве­ря­­щий во все то, что он де­ла­ет. Без­ус­лов­ная ве­ра за­ра­жа­ет, и со­­пл­еме­нн­ики ша­ма­на на­вер­ня­ка дей­ст­ви­тель­но ста­но­ви­лись удач­ли­вее, здо­ро­вее, силь­нее. Из ве­ка в век ша­ма­ны со­­ве­р­ш­ен­ст­во­­ва­ли своё ис­кус­ст­во, на­хо­ди­ли но­вые приёмы, пе­ре­да­ва­ли по­лу­чен­ные зна­ния из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По­сте­пен­но у раз­ных на­ро­дов об­ра­зо­вы­ва­лись от­дель­ные кас­ты — кас­ты жре­цов, ко­то­рые сла­ви­лись сво­ей за­кры­то­стью, бо­гат­ст­вом на­ко­п­­ле­нных зна­ний, уме­ни­ем воз­дей­ст­во­вать на лю­дей и на­хо­дить дос­туп к та­ким сло­ям пси­хи­ки че­ло­ве­ка, что, ка­за­лось, им дей­­с­тв­ител­ьно по­мо­га­ют бо­ги. И чем боль­ше бы­ла сум­ма зна­ний, на­ко­п­лен­ных жре­ца­ми, тем боль­ше они бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в их пе­ре­да­че. Изо­бре­те­ние пись­мен­но­сти об­лег­чи­ло этот про­цесс. Шу­мер­ские кли­но­пис­ные таб­лич­ки со­дер­жат пер­вые сви­­д­етел­ьс­тва о том, что шу­мер­ским жре­цам был из­вес­тен гип­ноз: они уме­ли ле­чить лю­дей во сне, раз­ли­ча­ли ста­дии гип­но­за, со­­зд­ав­али вну­ше­ния, боль­ше по­хо­жие на мо­лит­вы. И не­уди­ви­­тел­ьно: лю­ди в то вре­мя го­раз­до боль­ше ве­ри­ли в си­лу бо­гов, чем в соб­ст­вен­ную си­лу. Об­ра­ща­ясь к бо­гам, они так силь­но ве­ри­ли в то, что диа­лог воз­мо­жен, что бо­ги «по­сы­ла­ли» им соб­­с­тве­нный от­вет, ко­то­рый и ста­но­вил­ся ис­це­ле­ни­ем, ре­ше­ни­ем про­блем. Об­ря­ды, ри­ту­аль­ные дей­ст­вия за­во­ра­жи­ва­ли че­ло­ве­­ка, и он ве­рил, что бла­го­да­ря жре­цу на­пря­мую об­ща­ет­ся с бо­гом (не­кой выс­шей си­лой, ду­ха­ми пред­ков), го­во­рит ему о сво­их бе­дах и по­лу­ча­ет не­бес­ную бла­го­дать. Ис­поль­зо­ва­ние ле­чеб­­н­ого сна упо­ми­на­ет­ся прак­ти­че­ски во всех куль­ту­рах. Обя­за­­тел­ьным ус­ло­ви­ем эф­фек­тив­но­го приёма ле­карств бы­ло про­из­не­се­ние за­кли­на­ния, ко­то­рое, по су­ти, яв­ля­лось прось­бой к бо­гам об уси­ле­нии дей­ст­вия ле­кар­ст­ва.

До на­ших дней дошёл так на­зы­вае­мый «па­пи­рус Эбер­са» — пер­вый па­мят­ник еги­пет­ской куль­ту­ры, посвящённый ме­ди­ци­­не. В нем, по­ми­мо опи­са­ния ле­че­ния раз­лич­ных бо­лез­ней, при­­в­одя­тся и обя­за­тель­ные сло­ва, ко­то­ры­ми на­до со­про­во­ж­дать приём це­леб­ных средств. Боль­ной дол­жен был об­ра­щать­ся к Изи­де, к То­ру, про­ся их ни­спос­лать ему воз­мож­ность ис­це­ле­­ния. И, ра­зу­ме­ет­ся, чем бо­лее ис­то­во че­ло­век мо­лил об этом, тем боль­ше у не­го бы­ло шан­сов ис­це­лить­ся. И, ка­за­лось, что толь­ко бо­ги по­мо­га­ют че­ло­ве­ку, а не его жгу­чая за­ин­те­ре­со­ван­­ность в вы­здо­ров­ле­нии.

С древ­не­еги­пет­ских жре­цов на­ча­лось про­ри­ца­ние судь­бы и пред­ска­за­ние бу­ду­ще­го с фик­са­ци­ей взгля­да на про­зрач­ном кри­стал­ле. То, чем мас­тер­ски вла­дел ле­ген­дар­ный граф Ка­ли­­ос­тро, в Древ­нем Егип­те на­чи­на­лось так: жрец за­ми­рал на ме­сте, впи­ва­ясь взгля­дом в кри­сталл, и це­пе­нел. Че­рез не­ко­то­­рое вре­мя на не­под­виж­ном ли­це на­чи­на­ли ше­ве­лить­ся толь­ко гу­бы, рас­ска­зы­вая о со­бы­ти­ях бу­ду­ще­го, о том, что ждёт от­­дел­ьн­ого че­ло­ве­ка или пред­сто­ит це­ло­му на­ро­ду. В дру­гих слу­­ч­аях спе­ци­аль­но обу­чен­ный жрец в этом со­стоя­нии вы­во­дил пись­ме­на, и ка­за­лось, что его ру­кой управ­ля­ет кто-то дру­гой. За­тем эти зна­ки трак­то­ва­лись как за­шиф­ро­ван­ные по­сла­ния бо­га.

Ве­ли­ка роль гип­но­за и са­мо­гип­но­за в ин­дий­ской куль­ту­­ре, ко­то­рая ос­но­ва­на на со­еди­не­нии соб­ст­вен­но­го соз­на­ния с фи­ло­соф­ско-мис­ти­че­ским по­ни­ма­ни­ем ми­ра, еди­не­нии с ним и ухо­де из ми­ра ре­аль­но­го. Один из из­вест­ных спе­циа­ли­стов по гип­но­зу Брей­ер вы­ска­зы­вал мне­ние, что из Ин­дии гип­ноз по­пал в Япо­нию, где у не­го то­же на­шлось мно­го сто­рон­ни­­ков, и со­стоя­ние, в ко­то­рое вво­дил се­бя один из ос­но­ва­те­лей япон­ской ре­ли­гии, бы­ло не чем иным, как гип­но­ти­че­ским со­­сто­ян­ием.

В Древ­ней Гре­ции тол­пы на­ро­да сте­ка­лись к хра­му бо­га Аск­ле­­пия, па­лом­ни­ки шли со всех сто­рон по тро­пин­кам и до­ро­­гам, под па­ля­щим солн­цем и под дождём, взби­ра­лись на воз­­в­ыше­нность, где сто­ял храм, и ве­ри­ли, что вот оно — жи­ли­ще бо­га, ко­то­рый обес­пе­чит им здо­ро­вье. Бла­го­чес­ти­во скло­ня­ясь пе­ред ве­ли­чи­ем бо­га, они вхо­ди­ли в храм, на сте­нах ко­то­ро­го ви­се­ли таб­лич­ки с рас­ска­за­ми о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях. Су­ро­­вые жре­цы про­во­ди­ли дли­тель­ные об­ря­ды, со­про­во­ж­дав­шие­ся мо­лит­ва­ми, при­зы­ва­ми к бо­гу, воодушевлённым экс­та­зом. Ус­­т­алые па­лом­ни­ки спа­ли в спе­ци­аль­но отведённом по­ме­ще­нии хра­ма, где во сне мог­ли слы­шать го­лос бо­га, ко­то­рый раз­го­ва­­р­ивал с ни­ми, ока­зы­вал им свою по­мощь и под­держ­ку.

В хра­ме Апол­ло­на в Дель­фах на во­про­сы па­лом­ни­ков от­ве­­ч­ала пи­фия. Она то­же на­хо­ди­лась в со­стоя­нии тран­са. Измождённая по­стом, воз­мож­но, опо­ен­ная спе­ци­аль­ны­ми силь­но­дей­­с­тву­ющ­ими зель­я­ми, она вы­кри­ки­ва­ла бес­связ­ные сло­ва, ко­­т­орые за­пи­сы­ва­лись и за­тем ин­тер­пре­ти­ро­ва­лись слу­жи­те­ля­ми хра­ма. Пи­фия не за­ме­ча­ла ни­ко­го и ни­че­го, и это толь­ко уси­ли­­в­а­ло бла­го­го­ве­ние во­про­шаю­щих. Они ви­де­ли пе­ред со­бой измождённую де­вуш­ку, но в ней бу­ше­ва­ли ка­кие-то не­ве­до­мые си­лы, ко­то­рые, ка­за­лось, при­хо­ди­ли от­ку­да-то с не­бес, слов­но мол­нии. Как буд­то сам Апол­лон вкла­ды­вал си­лы в про­ри­ца­­тел­ьн­ицу.

Си­ла гип­но­за все­гда бы­ла не­раз­рыв­но свя­за­на с ис­це­ле­ни­­ем. И не­уди­ви­тель­но, что ис­це­ле­ния про­ис­хо­ди­ли да­же там, где, ка­за­лось бы, не бы­ло не­по­сред­ст­вен­но­го тран­са. На­при­мер, ко­гда им­пе­ра­тор Вес­па­си­ан или царь Пирр ис­це­ля­ли сво­их под­­да­нных на­ло­же­ни­ем но­ги. Ве­ра уча­ст­ни­ков это­го дей­ст­ва бы­ла на­столь­ко ве­ли­ка, что по­доб­ное вме­ша­тель­ст­во, не­смот­ря на всю его курьёзность, вы­зы­ва­ло не­ве­ро­ят­ный эф­фект.

Сло­ва Ии­су­са Хри­ста из Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «По ве­ре Ва­шей да бу­дет Вам», го­во­рят об осо­бен­ной ро­ли са­мо­вну­ше­ния и до­ве­рия в том ре­зуль­та­те, ко­то­ро­го че­ло­век хо­чет дос­тичь.

Биб­лия со­дер­жит опи­са­ния мно­гих слу­ча­ев вну­ше­ния и не­о­бы­чных со­стоя­ний соз­на­ния, од­на­ко эти яв­ле­ния тра­ди­ци­он­­но трак­ту­ют­ся как вме­ша­тель­ст­ва сверхъ­ес­те­ст­вен­ной си­лы, ума­ляя роль лю­дей, уча­ст­во­вав­ших в этом. Гип­ноз как бы остаётся за пре­де­ла­ми нау­ки, по­сколь­ку ни­ко­му и в го­ло­ву не при­­х­одит изу­чать бо­же­ст­вен­ные си­лы.

В ран­них хри­сти­ан­ских сек­тах ис­поль­зо­ва­ли гип­ноз как со­­ста­вля­ющую часть ре­ли­ги­оз­но­го экс­та­за. Еги­пет­ские гно­сти­­ки, мо­лясь с за­кры­ты­ми гла­за­ми, ис­пы­ты­ва­ли не­обыч­ные чув­­с­тва, их по­се­ща­ли раз­лич­ные ви­де­ния, ра­зу­ме­ет­ся, в пер­вую оче­редь по­яв­ля­лись бо­ги. Из­вест­но те­че­ние ом­фа­лоп­си­хи­ков, ко­то­рые мо­ли­лись, ус­та­вив не­под­виж­ный взгляд в соб­ст­вен­­ный пу­пок. Сей­час из­вест­но, что фик­са­ция взгля­да на од­ной точ­ке, чем бы она ни бы­ла — бле­стя­щим пред­ме­том или соб­­с­тве­нным пуп­ком, при­во­дит к по­яв­ле­нию со­стоя­ния тран­са. Сре­ди об­ря­дов мон­та­ни­стов — хри­сти­ан­ской сек­ты пер­вых ве­ков на­шей эры бы­ли мо­лит­вы, во вре­мя ко­то­рых они дер­жа­ли ука­за­тель­ный па­лец у но­са и рта. Ра­зу­ме­ет­ся, дли­тель­ное пре­­б­ыв­ание в по­доб­ном со­стоя­нии то­же при­во­ди­ло к тран­су и са­­м­оги­пн­озу.

Де­ся­ти­ле­тия сме­ня­лись де­ся­ти­ле­тия­ми, ухо­ди­ли ве­ка, а мно­гое ос­та­ва­лось не­из­мен­ным, и то, что упо­ми­на­лось ещё в па­пи­ру­се Эбер­са — на­ло­же­ние рук на го­ло­ву боль­но­го для его ис­це­ле­ния, в сред­ние ве­ка ста­ло пре­ро­га­ти­вой ко­ро­но­ван­ных особ. И фран­цуз­ские, и анг­лий­ские ко­ро­ли на­ча­ли со­пер­ни­­чать в том, кто луч­ше мо­жет ис­це­лять сво­их под­дан­ных. Та­кой дар пе­ре­да­вал­ся вме­сте с ко­ро­ной как од­на из свя­тынь, на­при­­мер, во Фран­ции это про­дол­жа­лось от цар­ст­во­ва­ния Фран­ци­с­ка I до Кар­ла X.

Час­то це­ли­тель­ски­ми спо­соб­но­стя­ми об­ла­да­ли не толь­ко ко­ро­но­ван­ные осо­бы, но и пред­ста­ви­те­ли «со­ци­аль­ных ни­зов»— су­ма­сшед­ших ни­щих, на­при­мер, рус­ские юро­ди­вые или пер­сид­­ские дер­ви­ши, ко­то­рые счи­та­лись «бо­же­ст­вен­ны­ми» людь­ми.

Идея о том, что ок­ру­жаю­щий мир управ­ля­ет че­ло­ве­ком, бы­ла рас­про­стра­не­на с не­за­па­мят­ных времён. Сред­не­ве­ко­вая нау­ка ста­ла ис­кать до­ка­за­тель­ст­ва этой тео­рии. Ве­ли­чай­ший учёный XVI ве­ка Па­ра­цельс соз­дал уче­ние о том, что звез­ды влия­ют на че­ло­ве­ка. Он ут­вер­ждал, что че­ло­век со­став­ля­ет еди­ное це­лое с при­ро­дой, и от звёзд и дру­гих не­бес­ных тел ис­хо­дит осо­бая си­ла, ко­то­рая спо­соб­на при­хо­дить к че­ло­ве­ку и про­бу­ж­дать его си­лу. В даль­ней­шем сам Па­ра­цельс и дру­гие учёные пред­по­ло­жи­ли, что по­доб­ная си­ла мо­жет пе­ре­хо­дить от од­но­го че­ло­ве­ка к дру­го­му. Бо­лее то­го, за этим тео­ре­ти­че­ским по­сту­ла­том сто­ял кон­крет­­ный спо­соб ле­че­ния, до­шед­ший до на­ше­го вре­ме­ни: из­ле­че­ние с по­мо­щью маг­ни­та, ко­то­рый дол­жен да­вать че­ло­ве­ку си­лы и вби­рать из не­го бо­лез­ни. Па­ра­цельс был не толь­ко учёным, но и ве­ли­чай­шим вра­чом сво­его вре­ме­ни. И, не­смот­ря на то, что се­­г­одня та­кой спо­соб ле­че­ния мо­жет вы­зы­вать лишь улыб­ку, он с бле­ском при­ме­нял его в соб­ст­вен­ной прак­ти­ке, и мно­же­ст­во лю­дей бы­ло вы­ле­че­но та­ким об­ра­зом. Они не зна­ли, что со­че­та­­ют си­лу маг­ни­та, или маг­не­тизм, с са­мо­вну­ше­ни­ем.

Жив­ший не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий спус­тя учёный ван Хель­монт ут­вер­ждал, что лю­ди об­ла­да­ют си­лой, с по­мо­щью ко­то­­рой они мо­гут ока­зы­вать маг­не­ти­че­ское влия­ние на дру­гих, пре­ж­де все­го на боль­ных. Чуть поз­же шот­лан­дец Мак­свелл, ос­но­вы­ва­ясь на идее маг­не­тиз­ма, соз­дал осо­бую фор­му маг­не­­т­ич­еск­ого ле­че­ния, ко­то­рая, по-ви­ди­мо­му, так­же ос­но­ва­на на идее са­мо­вну­ше­ния. Так как идея маг­не­ти­че­ско­го ле­че­ния со­­ст­оит в том, что маг­не­ти­че­ские лу­чи ис­хо­дят из те­ла че­ло­ве­ка и до­хо­дят к дру­го­му, Мак­свелл пред­по­ло­жил, что по­доб­ным свой­­с­твом мо­гут об­ла­дать все вы­де­ле­ния че­ло­ве­ка. А по­сколь­ку эк­­скр­еме­нты лег­че со­би­рать, чем маг­не­ти­че­ские лу­чи, то их ис поль­зо­ва­ние, то есть приём внутрь, рас­ти­ра­ние и дру­гие спо­­с­обы кон­тро­ли­ро­вать го­раз­до про­ще. И та­ким об­ра­зом че­­л­о­­ве­чес­кие вы­де­ле­ния мо­гут ис­поль­зо­вать­ся для са­мо­ле­че­ния ле­че­ния дру­гих лю­дей.

Сле­ду­ет упо­мя­нуть ещё об од­ном со­бы­тии, ко­то­рое про­­изо­шло в се­ре­ди­не XVII ве­ка. Ие­зу­ит­ский свя­щен­ник А. Кирхер опи­сал но­вое, со­вер­шен­но не­обыч­ное яв­ле­ние: он брал пе­­т­уха со свя­зан­ны­ми но­га­ми, рез­ко пе­ре­во­ра­чи­вал его, слег­ка фик­си­ро­вал ла­до­ня­ми и уст­рем­лял его взгляд на ли­нию, проведённую на по­верх­но­сти, по­сле че­го уби­рал ру­ки, и пти­ца ос­­т­ав­алась не­дви­жи­мой в этом по­ло­же­нии дос­та­точ­но дол­го. Объ­яс­не­ния это­му опы­ту не бы­ло, но он по­ло­жил на­ча­ло то­му, что ещё дол­гие го­ды бу­дет на­зы­вать­ся жи­вот­ным маг­не­тиз­мом, хо­тя ни­ка­ко­го маг­ни­та здесь нет и в по­ми­не.

Здесь ис­то­рия гип­но­за как буд­то за­ми­ра­ет пе­ред ре­шаю­щим прыж­ком, ко­то­рый сра­зу вы­ве­дет гип­ноз из об­лас­ти тео­ре­ти­че­с­ких изы­ска­ний, на­уч­ных трак­та­тов, на­пи­сан­ных на ма­ло­по­нят­­ном ла­тин­ском язы­ке, в бы­то­вую сфе­ру, сфе­ру раз­го­во­ров, об­­с­у­жд­ения, воз­ве­ли­чи­ва­ния, ин­те­ре­са, по­то­му что на го­ри­зон­те по­яв­ля­ет­ся вен­ский врач Ан­ту­ан Мес­мер. Го­ды ста­нов­ле­ния Мес­ме­ра про­хо­дят в Ве­не, где он сна­ча­ла изу­ча­ет тео­ло­гию, а за­тем ста­но­вит­ся док­то­ром фи­ло­со­фии. Имен­но в Ве­не, он изу­­ч­ает ме­ди­ци­ну, а за­тем за­щи­ща­ет док­тор­скую дис­сер­та­цию о вли­янии дви­же­ния пла­нет на лю­дей. В этой ра­бо­те он раз­вил ос­нов­­ные идеи Па­ра­цель­са о воз­мож­но­сти влия­ния пла­нет на лю­дей и лю­дей друг на дру­га, о су­ще­ст­во­ва­ния флюи­да, ко­то­рый цир­ку­­л­ир­ует в ор­га­нах и пи­та­ет их. Он объ­яс­нял, что раз­ные лю­ди об­­л­ад­ают раз­ной сте­пе­нью маг­не­ти­че­ской си­лы, её мо­жет быть из­­б­ыток или не­дос­та­ток, при этом маг­не­ти­че­ский флю­ид мо­жет пе­ре­да­вать­ся на рас­стоя­ние. Даль­ней­шее раз­ви­тие тео­рии при­­в­ело к соз­да­нию идей маг­не­ти­че­ско­го ле­че­ния, ко­то­рое ста­ло на­зы­вать­ся маг­не­тиз­мом или мес­ме­риз­мом. Вна­ча­ле Мес­мер ле­чил при­кос­но­ве­ни­ем, но в хо­де соб­ст­вен­ных опы­тов пришёл к вы­во­ду, что це­леб­ное воз­дей­ст­вие мо­жет быть опо­сре­до­ван­ным — пе­ре­да­вать­ся и раз­лич­ны­ми пред­ме­та­ми из де­ре­ва, стек­ла, же­ле­­за, эбо­ни­та. Вен­ская на­уч­ная об­ще­ст­вен­ность не­га­тив­но от­не­с­лась к иде­ям Мес­ме­ра и его спо­со­бу ле­че­ния. Мес­мер под­вер­­га­лся осу­ж­де­нию и да­же пре­сле­до­ва­нию, его об­ви­ня­ли в шар­ла­­та­нс­тве, и в 1778 го­ду он пе­ре­брал­ся в Па­риж, где ор­га­ни­зо­вал кли­ни­ку для ле­че­ния мес­ме­риз­мом. Пад­кая на все но­вое па­риж­­ская знать с ин­те­ре­сом от­клик­ну­лась на опы­ты Мес­ме­ра. Ле­чить­­ся у не­го ста­ло мод­но, и на се­ан­сах по­яв­ля­лись пред­ста­ви­те­ли эли­ты, вплоть до чле­нов ко­ро­лев­ской се­мьи. Ле­че­ние бы­ло зре­­ли­щным, экс­т­ра­ва­гант­ным. Сре­ди его па­ци­ен­тов бы­ла да­же Ма­рия Ан­туа­нет­та. Наи­бо­лее зна­чи­мым эф­фек­том Мес­мер счи­тал да­же не усы­п­ле­ние боль­но­го, а про­хо­ж­де­ние его че­рез «ис­це­ля­­ющий кри­зис». Для это­го он ис­поль­зо­вал осо­бое уст­рой­ст­во, ко­то­рое на­зы­вал «ба­кэ». По опи­са­нию од­но­го из чле­нов пра­ви­­тел­ьс­тве­нной ко­мис­сии, Бей­ли, это был слож­ный ап­па­рат, пред­­ста­вля­вший со­бой ду­бо­вый ящик, на­пол­нен­ный бу­ты­ля­ми с на­­ма­гн­ет­из­ир­ова­нной во­дой, в от­вер­сти­ях из не­го тор­ча­ли же­лез­­ные стерж­ни. Па­ци­ен­ты долж­ны бы­ли дер­жать эти на­маг­ни­чен­­ные стерж­ни в ру­ках, и маг­не­ти­че­ская энер­гия из ча­на пе­ре­хо­ди­ла в них. Под спе­ци­аль­но по­доб­ран­ную му­зы­ку Мес­мер вы­хо­дил и за­ря­жал чан сво­ей маг­не­ти­че­ской энер­ги­ей. И лю­ди, дер­жав­шие в ру­ках стерж­ни и ожи­дав­шие чу­да, сво­им ожи­да­ни­ем до­во­ди­ли се­бя до це­ли­тель­но­го кри­зи­са, час­то со­про­во­ж­дав­ше­го­ся кон­­вул­ьси­ями. Па­ци­ент мог те­рять соз­на­ние, по­гру­жать­ся в сон, по­сле ко­то­ро­го час­то ис­пы­ты­вал об­лег­че­ние.

Сла­ва Мес­ме­ра при­нес­ла ему как без­ус­лов­ных по­чи­та­те­лей, так и вра­гов. Две вы­со­ко­по­став­лен­ные ко­мис­сии, од­на из ко­­т­орых бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на Ака­де­ми­ей на­ук, а дру­гая — королём Фран­ции, про­ве­ли са­мо­стоя­тель­ное ис­сле­до­ва­ние этой про­бле­­мы и вы­не­сли вер­дик­ты, от­ри­цаю­щие су­ще­ст­во­ва­ние жи­вот­­н­ого маг­не­тиз­ма в прин­ци­пе и по­доб­ный спо­соб ле­че­ния лю­дей в ча­ст­но­сти. Опи­сан­ные эф­фек­ты ко­мис­сия при­пи­сы­ва­ла воспалённому во­об­ра­же­нию па­ци­ен­тов, а не ре­аль­но су­ще­ст­ву­­ющ­ему фи­зи­че­ско­му фак­ту. Бо­лее то­го, ко­мис­сия, док­лад­чи­­ком в ко­то­рой был Бей­ли, за­фик­си­ро­ва­ла определённые чув­­с­тве­нно-эро­ти­че­ские пе­ре­жи­ва­ния, осо­бен­но у жен­щин, и об­­в­ин­ила Мес­ме­ра в под­ры­ве ос­нов нрав­ст­вен­но­сти. За свою жизнь Мес­мер об­ви­нял­ся и в шар­ла­тан­ст­ве, и в ко­ры­сто­лю­бии, и во мно­гом дру­гом. Од­на­ко со­вре­мен­ни­ки пи­шут о том, что и в Ве­не, и в Па­ри­же Мес­мер все­гда ока­зы­вал бес­плат­ную по­мощь бед­ня­кам, что он сам глу­бо­ко ве­рил в те тео­рии, ко­то­рые пред­ла­гал, ве­рил в при­су­щую лич­но ему спо­соб­ность пе­ре­но­­сить маг­не­ти­че­ский флю­ид и пе­ре­да­вать его стра­ж­ду­щим лю­дям. Мес­мер пы­тал­ся про­дол­жать своё ле­че­ние, но на­чав­шая­ся Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция вы­ну­ди­ла его уе­хать в Швей­ца­рию, где он про­дол­жал свои за­ня­тия до глу­бо­кой ста­рос­ти.

Од­на­ко идеи Мес­ме­ра взбу­до­ра­жи­ли на­уч­ную об­ще­ст­вен­­ность. У не­го на­шлось мно­го по­сле­до­ва­те­лей. Не­ко­то­рые из них пы­та­лись за­ра­бо­тать день­ги, ис­поль­зуя по­пу­ляр­ность мес­ме­риз­­ма, дру­гие изу­ча­ли его ме­тод. Од­ним из са­мых из­вест­ных по­с­л­ед­ов­ат­елей Мес­ме­ра был мар­киз де Пюи­се­гюр, ко­то­рый не ну­ж­дал­ся в день­гах, но был без­ус­лов­но за­ин­те­ре­со­ван в изу­че­­нии маг­не­тиз­ма. Он ле­чил кре­сть­ян в своём ро­до­вом име­нии и по­сте­пен­но пришёл к вы­во­ду, что це­ли­тель­ный кри­зис во­все не обя­за­те­лен, а со­стоя­ние тран­са, в ко­то­ром на­хо­дит­ся па­ци­­ент, по­мо­га­ет про­во­дить вну­ше­ние, ко­то­рое спо­соб­ст­ву­ет из­­м­ен­ен­иям. Пюи­се­гюр от­крыл глу­бо­кую ста­дию гип­но­за, на­хо­­дясь в ко­то­рой, че­ло­век мог го­во­рить, пи­сать, вспо­ми­нать. При этом, вый­дя из тран­са, он ни­че­го не пом­нил о про­ис­хо­див­шем толь­ко что. Эту ста­дию гип­но­за мар­киз на­звал со­мнам­бу­лиз­­мом, вер­нее, ис­кус­ст­вен­ным со­мнам­бу­лиз­мом.

Дру­гие магнетизёры опи­сы­ва­ли сверхъ­ес­те­ст­вен­ные яв­ле­­ния: яс­но­ви­де­ния, про­ри­ца­ния, пе­ре­но­са чувств и др. И не­смот­­ря на то, что эти со­об­ще­ния оп­ро­вер­га­лись ис­сле­до­ва­те­ля­ми, тем не ме­нее, они по­дог­ре­ва­ли ин­те­рес к гип­но­зу.

В XVIII ве­ке Фран­цию на­ча­ли со­тря­сать ре­во­лю­ци­он­ные ка­­та­кли­змы, и на вре­мя ис­сле­до­ва­ния мес­ме­риз­ма и маг­не­тиз­ма пре­кра­ти­лись. Но зер­на маг­не­тиз­ма да­ли свои ро­ст­ки сна­ча­ла в Гер­ма­нии, а за­тем в Анг­лии. Гер­ма­ния на пер­вых по­рах дос­та­­то­чно хо­лод­но от­не­слась к опы­там Мес­ме­ра и не при­ня­ла идеи жи­вот­но­го маг­не­тиз­ма, од­на­ко эн­ту­зиа­сты, раз­ви­вав­шие но­вое уче­ние, поя­ви­лись сна­ча­ла в Бре­ме­не и зем­лях Верх­не­го Рей­на, а за­тем во всей Гер­ма­нии и со­сед­них стра­нах. И толь­ко Ве­на ка­­т­ег­ор­ич­ески от­ри­ца­ла яв­ле­ние маг­не­тиз­ма. Серьёзным до­во­дом в поль­зу его при­зна­ния ста­ла тяжёлая бо­лезнь Фрид­ри­ха II. К за­бо­лев­ше­му вла­сти­те­лю со всех сто­рон съез­жа­лись ле­ка­ри всех мас­тей, в том чис­ле и прак­ти­кую­щие маг­не­тизм. Со­гла­сие ве­ли­­к­ого мо­нар­ха на маг­не­ти­че­ское ле­че­ние весь­ма спо­соб­ст­во­ва­ло его при­зна­нию, и по­сте­пен­но гер­ман­ское об­ще­ст­во, в том чис­ле и учёные му­жи, на­ча­ли вос­при­ни­мать маг­не­тизм впол­не серьёзно. В Бер­ли­не это уче­ние ста­ло поль­зо­вать­ся та­ким ува­же­ни­ем, что да­же сту­ден­тов-бо­го­сло­вов обу­ча­ли ос­но­вам тео­рии и прак­­т­ики маг­не­ти­че­ско­го ле­че­ния. По не­ко­то­рым пред­по­ло­же­ни­ям, эта идея при­над­ле­жа­ла ещё Мес­ме­ру, ко­то­рый ви­дел в маг­не­тиз­­ме ин­ст­ру­мент для уси­ле­ния мо­гу­ще­ст­ва ду­хо­вен­ст­ва и церк­ви.

Пер­вый серьёзный удар по тео­рии маг­не­тиз­ма был нанесён аб­ба­том Фа­риа, ко­то­рый на­чал изу­чать его в Ин­дии, а за­тем на­блю­дал за опы­та­ми мар­ки­за де Пюи­се­гюр. В об­на­ро­до­ван­­ных им 1819 го­ду ре­зуль­та­тах опы­тов он до­ка­зал: для то­го что­бы вы­звать маг­не­ти­че­ские яв­ле­ния, не тре­бу­ет­ся ни­ка­кой по­­ст­оро­нней си­лы, а при­чи­на воз­ник­но­ве­ния не­обыч­но­го со­сто­­яния соз­на­ния кро­ет­ся в соб­ст­вен­ных спо­соб­но­стях че­ло­ве­ка. Он оп­ре­де­лил тер­мин «жи­вот­ный маг­не­тизм» как кон­цен­тра­­цию на определённом со­стоя­нии, то есть транс. Та­кая кон­цен­­тр­ация и яв­ля­ет­ся ос­но­вой маг­не­ти­че­ских фе­но­ме­нов, опи­ра­­ющи­хся на ин­ди­ви­ду­аль­ные свой­ст­ва лич­но­сти. При­да­вая боль­шое зна­че­ние лич­но­сти магнетизёра и его кон­так­ту с боль­ным, аб­бат Фа­риа изобрёл соб­ст­вен­ный спо­соб гип­но­ти­за­ции: он са­дил­ся на­про­тив па­ци­ен­та, дол­го и вни­ма­тель­но смот­рел ему в гла­за, до­би­ва­ясь кон­тро­ля над ним, а за­тем рез­ко го­во­рил: «Спать!» Ес­ли это­го бы­ло не­дос­та­точ­но, аб­бат пред­ла­гал па­ци­­е­нту фик­си­ро­вать вни­ма­ние на рас­пя­тии, ко­то­рое он дер­жал в ру­ках, до тех пор, по­ка па­ци­ент не по­гру­зит­ся в глу­бо­кий транс.

Фа­риа боль­шое вни­ма­ние уде­лял про­па­ган­де гип­но­за и ор­га­­н­из­овал кур­сы для обу­че­ния маг­не­ти­че­ским яв­ле­ни­ям, про­во­­дил по­ка­за­тель­ные вы­сту­п­ле­ния, так что его мож­но на­звать ос­­н­ов­ат­елем «эс­т­рад­но­го гип­но­за». Од­на­ко это и под­ве­ло его, ко­гда один спе­ци­аль­но на­ня­тый актёр очень хо­ро­шо при­тво­­ря­лся спя­щим и де­лал вид, что под­чи­ня­ет­ся тре­бо­ва­ни­ям Фа­риа, так что аб­бат не су­мел об­на­ру­жить об­ма­на. В ре­зуль­та­те зри­те­ли об­ви­ни­ли в об­ма­не са­мо­го Фа­риа.

В Анг­лии изу­че­ние гип­но­за свя­за­но с име­нем Джейм­са Бре­да, ко­то­рый в 40-х го­дах XIX ве­ка три­ж­ды по­се­тил се­ан­сы из­ве­с­тн­ого фран­цуз­ско­го гипнотизёра Ла­фон­те­на. И то, что вна­ча­­ле он при­нял за шар­ла­тан­ст­во, за­тем за­ин­те­ре­со­ва­ло его, по­­скол­ьку он об­на­ру­жил, что опы­ты, ко­то­рые де­мон­ст­ри­ро­вал Ла­фон­тен, про­во­ди­лись с не­под­го­тов­лен­ны­ми людь­ми, и зна­чит, то, что Бред ви­дел свои­ми гла­за­ми, яв­ля­ет­ся ис­ти­ной. Вна­­ч­але Бред про­бо­вал за­гип­но­ти­зи­ро­вать чле­нов сво­ей се­мьи, за­тем соб­ст­вен­ных па­ци­ен­тов, а по­том увлёкся но­вой тео­ри­ей и стал при­ме­нять её в соб­ст­вен­ной прак­ти­ке. Бред про­сил сво­их па­ци­ен­тов фик­си­ро­вать вни­ма­ние на бле­стя­щем пред­ме­те, рас­­п­ол­оже­нном пе­ред гла­за­ми, при­сталь­но вгля­ды­вать­ся в не­го, а за­тем пред­ла­гал вну­ше­ние и опи­сы­вал, что они бу­дут чув­ст­во­­вать. Это при­во­ди­ло к то­му, что па­ци­ент по­гру­жал­ся в транс, и да­ва­ло воз­мож­ность по­сле­дую­щих ма­ни­пу­ля­ций с ним.

Бред опи­сы­ва­ет об­на­ру­жен­ное им со­стоя­ние как ес­те­ст­вен­­ное яв­ле­ние и в про­ти­во­вес мес­ме­риз­му и маг­не­тиз­му даёт ему но­вое на­зва­ние — гип­но­тизм, подчёркивая, та­ким об­ра­зом, его сход­ст­во со сном. С это­го мо­мен­та идеи маг­не­тиз­ма на­чи­на­ют уга­сать, сме­ня­ясь по­ло­же­ния­ми гип­но­тиз­ма. За дос­та­точ­но ко­рот­кое вре­мя маг­не­тизм ста­но­вит­ся ин­ст­ру­мен­том не­на­уч­­ных кру­гов, га­да­лок, це­ли­те­лей, яс­но­ви­дя­щих. Идеи маг­не­ти­­ч­еск­ого флюи­да как не­кое­го со­стоя­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра ухо­дят из на­уч­ной сре­ды, по-ви­ди­мо­му, на­все­гда.

Со­стоя­ние, ко­то­рое Бред на­звал гип­но­тиз­мом, ак­тив­но изу­­ч­алось и ис­поль­зо­ва­лось в пер­вую оче­редь в ле­чеб­ных це­лях, осо­бен­но для обез­бо­ли­ва­ния при раз­лич­ных опе­ра­ци­ях. Ведь мно­гие па­ци­ен­ты хи­рур­гов уми­ра­ли не от опе­ра­ций или ос­лож­­н­ений по­сле них, а имен­но из-за силь­ных бо­лей во вре­мя хи­­ру­рг­ич­еск­ого вме­ша­тель­ст­ва. Од­на­ко это­му на­прав­ле­нию гип­­н­ол­огии че­рез ко­рот­кое вре­мя су­ж­де­но бы­ло сой­ти на нет, по­­скол­ьку был изобретён нар­коз. Ане­сте­ти­ки ока­за­лись го­раз­до эф­фек­тив­нее и надёжнее, и гип­ноз бы­ст­ро по­те­рял гла­вен­ст­ву­­ющее по­ло­же­ние в этой об­лас­ти, вы­тес­нен­ный за­ки­сью азо­та, хло­ро­фор­мом и эфи­ром.

Од­на­ко да­же ут­ра­тив при­ори­тет как спо­соб обез­бо­ли­ва­ния, гип­ноз, тем не ме­нее, ос­та­вал­ся в по­ле вни­ма­ния вра­чей, и серьёзные на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния и ста­тьи о гип­но­тиз­ме ста­ли час­­т­ыми яв­ле­ния­ми в на­уч­ных из­да­ни­ях, что, без­ус­лов­но, уве­ли­­ч­ив­ало по­пу­ляр­ность гип­но­за в про­фес­сио­наль­ных кру­гах. Мо­ло­дые вра­чи, чи­тая эти ста­тьи, вво­ди­ли гип­но­ти­че­ские приёмы в ряд при­ме­няе­мых ими спо­со­бов ле­че­ния, что при­ве­ло к но­вой вол­не раз­ви­тия гип­но­за.

Идею Бре­да о гла­вен­ст­вую­щей ро­ли вну­ше­ния в соз­да­нии и раз­ви­тии гип­но­ти­че­ско­го со­стоя­ния под­хва­тил Ам­бру­аз Лье­бо — мо­ло­дой врач, обос­но­вав­ший­ся в ма­лень­кой де­ре­вуш­ке под Нан­си. В мо­ло­до­сти он прак­ти­ко­вал пас­сы в не­ко­то­рых слу­­ч­аях ле­че­ния, а по­сле по­лу­че­ния ме­ди­цин­ско­го об­ра­зо­ва­ния вновь за­ин­те­ре­со­вал­ся гип­но­зом. Лье­бо на­чи­на­ет еже­днев­но прак­ти­ко­вать гип­ноз, и хо­тя опуб­ли­ко­ван­ная им кни­га ус­пе­ха не име­ет, его ра­бо­та при­вле­ка­ет вни­ма­ние из­вест­но­го про­фес­­с­ора Ип­по­ли­та Берн­гей­ма. Лье­бо из­ле­чил да­му, стра­даю­щую ишиа­сом, ко­то­рой в те­че­ние не­сколь­ких лет без­ус­пеш­но пы­­та­лся по­мочь Берн­гейм, и про­фес­сор от­пра­вил­ся к мо­ло­до­му вра­чу с на­ме­ре­ни­ем ра­зо­бла­чить ан­ти­на­уч­ность его ме­то­да. Но, по­на­блю­дав в те­че­ние не­сколь­ких дней за тем, что де­ла­ет Лье­бо, Берн­гейм из­ме­нил свою точ­ку зре­ния и при­гла­сил Лье­бо прие­хать в кли­ни­ку в Нан­си, ко­то­рая ста­но­вит­ся од­ним из ос­­но­вных цен­тров изу­че­ния гип­но­за на бли­жай­шие го­ды.

Ос­нов­ны­ми фи­гу­ра­ми вновь соз­дан­ной нан­сий­ской шко­лы ста­но­вят­ся вы­даю­щий­ся прак­тик Лье­бо и бле­стя­щий ора­тор, про­па­ган­дист и учёный Берн­гейм. Лье­бо тру­дит­ся не по­кла­дая рук. Бы­ва­ли дни, ко­гда он при­ни­мал бо­лее сот­ни па­ци­ен­тов, с ко­то­ры­ми про­во­дил гип­но­ти­че­ские на­ве­де­ния. Нан­сий­ская шко­ла опи­ра­ет­ся, пре­ж­де все­го, на суг­ге­стию, ко­то­рая при­ме­ня­ет­ся в ле­че­нии раз­лич­ных на­ру­ше­ний. Од­на­ко не­ожи­дан­но Лье­бо воз­­вр­ащ­ае­тся к иде­ям маг­не­тиз­ма и при­зна­ет на­ря­ду с пси­хо­ло­ги­­ч­еским воз­дей­ст­ви­ем не­по­сред­ст­вен­ное фи­зи­че­ское воз­дей­ст­вие од­но­го че­ло­ве­ка на дру­го­го. Он не даёт тео­ре­ти­че­ско­го обос­но­­в­ания это­му фе­но­ме­ну, но опи­сы­ва­ет яв­ле­ние воз­дей­ст­вия здо­­р­ов­ого че­ло­ве­ка с силь­ной и спо­кой­ной пси­хи­кой на ос­лаб­лен­­н­ого взрос­ло­го или ребёнка. Лье­бо на­стаи­вал на даль­ней­шем про­дол­же­нии ис­сле­до­ва­ния гип­но­за.

Взгля­дам шко­лы Берн­гей­ма на­чи­на­ет про­ти­во­сто­ять дру­гая шко­ла, гла­вой ко­то­рой ста­но­вит­ся про­фес­сор Шар­ко, воз­­гла­вля­ю­щий нев­ро­ло­ги­че­скую кли­ни­ку Саль­пет­ри­ер в Па­ри­же. Шко­ла Шар­ко рас­смат­ри­ва­ла гип­ноз как па­то­ло­ги­че­ское яв­ле­­ние, род­ст­вен­ное ис­те­ри­че­ско­му нев­ро­зу. Сле­ду­ет за­ме­тить, что в си­лу об­стоя­тельств Шар­ко про­во­дил ис­сле­до­ва­ния гип­но­тиз­­ма на за­ве­до­мо боль­ных па­ци­ент­ках сво­ей кли­ни­ки, что, по-ви­­д­им­ому, и при­ве­ло к идее о бо­лез­нен­ной при­ро­де гип­но­за.

Шар­ко стал не толь­ко изу­чать, но и по­пу­ля­ри­зи­ро­вать гип­ноз. Ка­ж­дый втор­ник в его кли­ни­ке про­хо­ди­ли лек­ции, на ко­то­­рых не толь­ко рас­ска­зы­ва­лось о при­ро­де гип­но­за и фе­но­ме­нах, ко­то­рые он вы­зы­ва­ет, но и про­во­ди­лись де­мон­ст­ра­ции гип­но­ти­­ч­еских про­яв­ле­ний, осо­бен­но те­лес­ных и пси­хи­че­ских, ко­то­рые ин­ду­ци­ро­ва­лись ча­ще все­го у ис­те­рич­ных боль­ных. Как пра­ви­­ло, в хо­де этих опы­тов гип­но­ти­че­ское со­стоя­ние дос­ти­га­лось с по­мо­щью рез­ко­го и не­ожи­дан­но­го воз­дей­ст­вия на па­ци­ен­та. Это был ли­бо рез­кий удар гон­га, ли­бо яр­кая вспыш­ка све­та. Го­раз­до ре­же гип­но­ти­че­ское со­стоя­ние дос­ти­га­лось с по­мо­щью дли­тель­­н­ого по­вто­ре­ния не­зна­чи­тель­ных раз­дра­жи­те­лей.

В сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях Шар­ко вы­де­лял три ста­дии гип­но­за и оп­ре­де­лял ком­плек­сы при­зна­ков, ха­рак­тер­ных для ка­ж­дой ста­дии. Он ут­вер­ждал, что в гип­но­тиз­ме ис­це­ля­ет ве­ра боль­но­­го в соб­ст­вен­ное ис­це­ле­ние и в мо­гу­ще­ст­во вра­ча.

Дис­кус­сия, раз­вер­нув­шая­ся ме­ж­ду дву­мя шко­ла­ми, вы­зва­­ла но­вую вол­ну ис­сле­до­ва­ний в этой об­лас­ти, и в кон­це кон­цов за­кон­чи­лась по­бе­дой шко­лы Берн­гей­ма. На скло­не лет да­же Шар­ко при­знал важ­ность вну­ше­ния в гип­но­ти­че­ской прак­ти­­ке. По­сте­пен­но ин­те­рес к гип­но­зу вновь на­чал уга­сать, по­пу­­ля­рность при­об­ре­та­ло но­вое те­че­ние пси­хо­те­ра­пии — пси­хо­­ан­ал­изом. Ос­но­ва­тель пси­хо­ана­ли­за Зиг­мунд Фрейд, в своё вре­мя раз­де­ляв­ший идеи Саль­пет­рие­ра, а за­тем обу­чав­ший­ся у Берн­гей­ма, не­при­яз­нен­но от­но­сил­ся к гип­но­зу. Это, по-ви­ди­­м­ому, сыг­ра­ло не­бла­го­при­ят­ную роль в раз­ви­тии гип­но­за, хо­тя пер­вое вре­мя по­сле соз­да­ния тео­рии пси­хо­ана­ли­за гип­ноз при­нял на воо­ру­же­ние не­ко­то­рые его по­ло­же­ния. В даль­ней­шем пси­хо­ана­лиз поч­ти пол­но­стью вы­тес­нил гип­ноз, лишь не­мно­­гие спе­циа­ли­сты про­дол­жа­ли им за­ни­мать­ся.

И толь­ко во вто­рой по­ло­ви­не XX ве­ка гип­ноз вновь на­чи­­н­ает ин­те­ре­со­вать спе­циа­ли­стов и ис­сле­до­ва­те­лей. У па­ци­ен­­тов уже не бы­ло воз­мож­но­сти го­да­ми хо­дить к пси­­х­о­а­на­­л­и­тику, и гип­ноз ста­но­вит­ся од­ним из ме­то­дов крат­ко­сроч­ной пси­­х­от­ер­апии. Но­вый ви­ток по­пу­ляр­но­сти гип­но­за свя­зан в пер­вую оче­редь с име­нем аме­ри­кан­ско­го вра­ча Мил­то­на Эрик­­с­она, ко­то­рый на­ря­ду с при­выч­ны­ми приёмами клас­си­че­ско­го гип­но­за соз­дал но­вый под­ход, ко­то­рый был на­зван по его име­ни эрик­со­нов­ским (или эрик­со­ни­ан­ским) гип­но­зом. Не­смот­­ря на то, что М. Эрик­сон умер уже бо­лее 20 лет на­зад, его ме­тод про­дол­жа­ет завоёвывать по­пу­ляр­ность, по­сколь­ку эрик­­с­о­н­овский гип­ноз по­зво­ля­ет воз­дей­ст­во­вать да­же на лю­дей не­­ги­п­­набе­ль­ных, то есть фор­маль­но гип­но­зу не под­даю­щих­ся.

Ис­то­рия гип­но­за в Рос­сии так­же пол­на скан­да­лов, взлётов и па­де­ний. В кон­це XIX ве­ка ста­ли не­обы­чай­но по­пу­ляр­ны се­­а­нсы за­ез­же­го гипнотизёра Ген­зе­на. Дос­та­точ­но ска­зать, что за уча­стие в та­ком се­ан­се, про­во­див­шем­ся на ча­ст­ной квар­ти­ре, не­об­хо­ди­мо бы­ло за­пла­тить ас­тро­но­ми­че­скую по тем вре­ме­нам сум­му в 200 руб­лей. Ве­ду­щие учёные в об­лас­ти нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии, по­бы­вав­шие на та­ких се­ан­сах, да­ли от­ри­ца­тель­­ную оцен­ку и са­мо­му Ген­зе­ну, и то­му, что он де­лал. А из­вест­­ный про­фес­сор Мер­же­ев­ский пред­ло­жил Ме­ди­цин­ско­му со­­в­ету за­пре­тить пуб­лич­ные се­ан­сы гип­но­тиз­ма, и его пред­ло­же­­ние бы­ло при­ня­то. При этом Ме­ди­цин­ский со­вет раз­ре­шил вра­чам при­ме­нять гип­ноз для ис­це­ле­ния, но лишь в при­сут­­с­твии дру­го­го вра­ча и с со­гла­сия боль­но­го. Это тре­бо­ва­ние силь­но за­тор­мо­зи­ло рас­про­стра­не­ние гип­но­за в Рос­сии, так как, по мне­нию Бех­те­ре­ва, па­ци­ент не мог по­нять, по­че­му он дол­жен оп­ла­чи­вать сра­зу двух вра­чей, хо­тя и од­но­го впол­не дос­та­точ­­но. Не го­во­ря уже о том, что в те вре­ме­на в сель­ской ме­ст­но­сти да­же од­но­го вра­ча най­ти бы­ло труд­но.

Кро­ме то­го, этим по­ста­нов­ле­ни­ем вра­чи, при­ме­няв­шие гип­ноз, фак­ти­че­ски рис­ко­ва­ли сво­им по­ло­же­ни­ем и до­б­рым име­нем, что так­же от­вра­ти­ло от гип­но­за пе­ре­до­вую ме­ди­цин­скую об­ще­ст­вен­ность. По­это­му гип­ноз ста­ли ис­поль­зо­вать не серьёзные вра­чи, а шар­ла­та­ны, те, ко­му не­че­го те­рять. По­ста­нов­ле­­ние дей­ст­во­ва­ло бо­лее 20 лет и бы­ло от­ме­не­но толь­ко по­сле спе­ци­аль­но­го об­су­ж­де­ния это­го во­про­са пси­хи­ат­ри­че­ски­ми об­ще­ст­ва­ми Рос­сии. Док­лад, сде­лан­ный на Ме­ди­цин­ском со­­в­ете Бех­те­ре­вым, убе­дил ав­то­ри­тет­ных лиц в ме­ди­цин­ской сфе­ре пе­ре­смот­реть от­но­ше­ние к гип­но­зу. Бех­те­рев ста­но­вит­ся од­ним из глав­ных ис­сле­до­ва­те­лей и про­па­ган­ди­стов гип­но­за и при­ме­не­ния его в ле­чеб­ной прак­ти­ке. Он счи­тал гип­ноз раз­но­­ви­дн­остью ес­те­ст­вен­но­го сна и ви­дел раз­ни­цу лишь в про­цес­се са­мо­стоя­тель­но­го за­сы­па­ния в пер­вом слу­чае и усы­п­ле­ния — в дру­гом. По его мне­нию, ожи­да­ние, пред­ше­ст­вую­щее гип­но­зу, уси­ли­ва­ет вну­шае­мость па­ци­ен­та. Бех­те­рев ут­вер­ждал, что гип­ноз — это не что иное, как «био­ло­ги­че­ское со­стоя­ние тор­моз­­н­ого ха­рак­те­ра, со­про­во­ж­даю­щее­ся по­дав­ле­ни­ем лич­ных реф­­ле­ксов». В гип­но­зе он раз­ли­чал пси­хо­ло­ги­че­ские и фи­зи­че­с­кие фак­то­ры, и ес­ли фи­зи­че­ские фак­то­ры иг­ра­ли роль в воз­­ни­кн­ов­ении гип­но­ти­че­ско­го со­стоя­ния, как, на­при­мер, мо­но­тон­ный раз­дра­жи­тель, то пси­хо­ло­ги­че­ским фак­то­рам, в ча­ст­но­сти, вну­ше­нию, он при­да­вал осо­бое зна­че­ние в реа­ли­за­­ции идеи гип­но­за. На тру­дах Бех­те­ре­ва ос­но­ва­ны раз­лич­ные те­ра­пев­ти­че­ские под­хо­ды, в ча­ст­но­сти, ле­че­ние нев­ро­зов и за­­в­ис­им­остей. Фак­ти­че­ски Бех­те­рев впер­вые в Рос­сии пред­ло­­жил кол­лек­тив­ную гип­но-суг­ге­стив­ную те­ра­пию ал­ко­го­лиз­ма, ос­но­вы­вая её имен­но на сво­ей тео­рии.

Важ­ную роль в по­ни­ма­нии фе­но­ме­на гип­но­за сыг­ра­ли ис­­сл­ед­ов­ания Ива­на Пет­ро­ви­ча Пав­ло­ва, ко­то­рый рас­смат­ри­вал гип­ноз как час­тич­ный сон, ко­то­рый рас­про­стра­ня­ет­ся в пер­вую оче­редь по ко­ре боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га и разъ­е­ди­ня­ет их функ­ции. Под разъ­е­ди­не­ни­ем функ­ций он по­­н­имал та­кое со­стоя­ние па­ци­ен­та, ко­гда тот мог слы­шать обращённую к не­му речь и в то же вре­мя не был спо­со­бен из­ме­­нить по­ло­же­ние сво­его те­ла, при этом он «соз­да­вал» ка­кие-то чув­ст­вен­ные вос­при­ятия, не ха­рак­тер­ные для то­го по­ме­ще­ния, в ко­то­ром на­хо­дил­ся. Пав­лов от­ме­чал, что при внушённом сне мож­но за­тор­ма­жи­вать и рас­тор­ма­жи­вать дея­тель­ность определённых ана­ли­за­то­ров и функ­ций че­ло­ве­ка. На­при­мер, мож­но за­ста­вить че­ло­ве­ка по­чув­ст­во­вать не­су­ще­ст­вую­щий вкус или, на­при­мер, пред­ло­жить го­ло­ве про­бу­дить­ся, в то вре­мя как все те­ло про­дол­жа­ет на­хо­дить­ся в гип­но­ти­че­ском со­стоя­нии. Он го­во­рил о том, что в гип­но­зе есть определённые фа­зы, ко­­т­орые фак­ти­че­ски яв­ля­ют­ся про­ме­жу­точ­ны­ми со­стоя­ния­ми ме­ж­ду бодр­ст­во­ва­ни­ем и сном, хо­тя не рас­смат­р<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.