Сравните теоретические положения М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова. 4 страница
Начало формы
Установите соответствие между событиями и фамилиями исторических личностей.
|
| СОБЫТИЯ
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
| 1)
| основание Могучей кучки
| 2)
| основание Высших женских курсов
| 3)
| основание Товарищества передвижных художественных выставок
| 4)
| основание Московского университета
| |
| А)
| И.И. Шувалов
| Б)
| И.Н. Крамской
| В)
| К.Н. Бестужев-Рюмин
| Г)
| Н.А. Римский-Корсаков
| Д)
| П.М. Третьяков
| | | | Конец формы
|
| Начало формы
Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.
|
| ПОНЯТИЯ
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
| 1)
| временнообязанные крестьяне
| 2)
| бироновщина
| 3)
| коллегии
| 4)
| аракчеевщина
| |
| А)
| Петр I
| Б)
| Анна Иоанновна
| В)
| Екатерина II
| Г)
| Александр I
| Д)
| Александр II
| | | | Конец формы
|
|
Начало формы
Сравните особенности развития культуры России в XVII в. и XVIII в.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
| Конец формы
|
|
Начало формы
Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из статьи современника, напечатанной в 1890-х гг., и напишите фамилию промышленника, мецената, о котором идет речь.
«Городская художественная галерея… имеет двойное значение для города… Москвы: она представляет собою замечательный по богатству и достоинству содержания художественный музей…, а с другой стороны служит единственным в России и полным историческим музеем современной русской живописи, то есть учреждением в высшей степени полезным для дальнейшего развития русского искусства. За эту выдающуюся услугу населению Москвы и грядущим поколениям, за это великое содействие славе Москвы и ее значению, как притягательного и образовательного центра в области русского художества, – жители Москвы исполнены глубокой признательности <коллекционеру> и для выражения этой признательности мы предлагаем Московской городской Думе избрать Павла Михайловича Почетным гражданином города Москвы».
| Конец формы
|
| Начало формы
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
|
| 1)
| присоединение к России Казанского ханства
| 2)
| провозглашение Англии республикой
| 3)
| отмена в России крепостного права
| | | Конец формы
|
|
Начало формы
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| СОБЫТИЯ
|
| ГОДЫ
| А)
| освобождение Москвы от польско-литовских войск
| Б)
| разгром печенегов под Киевом
| В)
| издание указа «о вольных хлебопашцах»
| Г)
| Карибский кризис
| |
| 1)
| 1036 г.
| 2)
| 1185 г.
| 3)
| 1612 г.
| 4)
| 1803 г.
| 5)
| 1962 г.
| 6)
| 1968 г.
| | | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| Конец формы
|
| Начало формы
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду IX-XI вв.
1) смерд; 2) пожилое; 3) погост; 4) холоп; 5) вервь; 6) вира.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Сравните высшие и центральные органы государственного управления к концу царствования Петра I и при Николае I.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
| Конец формы
|
| Начало формы
Назовите не менее двух основных положений, составляющих содержание понятия самодержавная власть в XIX в.
Приведите не менее трех фактов из истории России XIX в., свидетельствующих о стремлении монархов укрепить самодержавную власть.
| Конец формы
|
| Начало формы
Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX – началу XX вв.
Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.
| Конец формы
|
| Начало формы
Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XIX в. (укажите не менее двух задач).
Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).
| Конец формы
|
| Начало формы
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
25 ноября 1741 г. гвардия провозгласила императрицей «дщерь Петрову» Елизавету Петровну.
Каким образом она взошла на престол и почему? (Назовите не менее двух фактов). Назовите не менее трех особенностей правления Елизаветы Петровны.
| Конец формы
|
| Начало формы
Одна из точек зрения на деятельность Екатерины II состоит в том, что она имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.
Какая другая точка зрения на деяния Екатерины вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
| Конец формы
|
|
Начало формы
Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.
|
| УЧЕНЫЕ
|
| ОТРАСЛИ НАУКИ
| 1)
| А.С. Попов
| 2)
| К.Э. Циолковский
| 3)
| К.А. Тимирязев
| 4)
| И.П. Павлов
| |
| А)
| теория космонавтики
| Б)
| радиотехника
| В)
| физиология человека
| Г)
| растениеводство
| Д)
| геология
| | | | Конец формы
|
| Начало формы
Установите соответствие между событиями и веками, когда они происходили.
|
| СОБЫТИЯ
|
| ВЕКА
| |
| А)
| XIV в.
| Б)
| XI в.
| В)
| XVII в.
| Г)
| XVIII в.
| Д)
| XIX в.
| | | | Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите дату события, о котором идет речь.
«Странным и впечатляющим показалось французским солдатам внезапное появление перед их глазами этого великого города… За завоевание этого города было заплачено очень дорого, но <французский император> успокаивал себя тем, что именно здесь он сможет продиктовать условия мира.
В Москву первым вступил Мюрат, направивший сообщение императору о том, что город кажется вымершим и что войско французов никто не встретил, ни гражданские или военные лица, ни представители местной знати, ни служители церкви.
Императору сообщили, что в городе вспыхнули пожары».
|
| 1)
| 1801 г.
|
| 2)
| 1805 г.
|
| 3)
| 1812 г.
|
| 4)
| 1815 г.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.
«…Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М. Чернов».
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«Он многое задумывал осуществить. "Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России", – говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.
«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала ХХ в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX – XX вв.
В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».
| Конец формы
|
|
Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию политического деятеля, о котором идет речь.
«До последнего времени он был известен главным образом как министр иностранных дел Временного правительства. Между тем деятельность его на этом посту продолжалась очень недолго – всего два месяца… Несравнимо весомее значимость его личности в других многочисленных ипостасях – как талантливого и популярного ученого-историка, идеолога и организатора либерального движения в России, лидера кадетской партии, выдающегося деятеля Государственной думы и отечественной журналистики начала ХХ века…»
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идет речь.
«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.
«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».
|
| 1)
| государственные
|
| 2)
| удельные
|
| 3)
| посессионные
|
| 4)
| частновладельческие
| | Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.
«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев…»
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как назывались представители общественной мысли, участники кружка, о котором идет речь.
«И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдержал бы, если бы не женщины. … И не какие-нибудь пришлые или по-особенному "идейные" женщины, а представительницы того же "родства". Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семеновна Аксакова. Жены: Екатерина Хомякова, Наталья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская… Сестры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Аксаковы…
Они не были просто "хозяйками", хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия … единения, умерявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в салонах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы – очень часто "на равных" с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписывали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка».
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события, о котором идет речь.
«В народе носились зловещие слухи, что общественное мнение сильно разделено относительно преемника престола. На рынках и в мелочных лавках, куда стекаются из низших слоев народонаселения разные городские сплетни и толки, распространялись темные слухи. Так, и наша прислуга слышала 13 декабря, что завтра назначена войскам присяга, но что многие не хотят присягать новому императору Николаю Павловичу.
Наступило утро рокового дня…
<Мой друг> был что-то не в себе, в тревожном состоянии, поздоровался с нами и сказал нам:
– …Пойдемте вместе на Сенатскую площадь: сегодня присяга новому царю, посмотрим, что там делается».
|
| 1)
| 1801 г.
|
| 2)
| 1814 г.
|
| 3)
| 1825 г.
|
| 4)
| 1830 г.
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
|
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| А)
| В.О. Ключевский
| Б)
| И.И. Левитан
| В)
| А.Д. Захаров
| Г)
| П.М. Третьяков
| |
| 1)
| художник
| 2)
| архитектор
| 3)
| меценат
| 4)
| филолог
| 5)
| историк
| | | | Конец формы
|
|
Начало формы
Прочтите свидетельство К.П. Победоносцева и назовите императора, проводившего описанное совещание.
«Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальшь <проекта Лорис-Меликова>, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит еще не погребенным труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали все это время и в царствование <Александра II>? Мы говорили, говорили…, и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы – в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили – и только…
…Абаза и Лорис-Меликов – едва сдерживали свою ярость на меня. Абаза ответил очень резко: "Из того, де, что сказал обер-прокурор Синода, следует, что все, что сделано в минувшее царствование, никуда не годится – и освобождение крестьян, и прочее"».
| Конец формы
| | Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры XIX в., о котором идет речь.
«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчетном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретенных в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию ее владельца, посвятившего всю свою жизнь на созидание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им <Москве>».
| Конец формы
|
| Начало формы
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.
| Конец формы
|
| Начало формы
Какие из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905 – 1907 гг.?
А)
| созыв Учредительного собрания
| Б)
| отречение Николая II
| В)
| Всероссийская октябрьская политическая стачка
| Г)
| Декабрьское вооруженное восстание в Москве
| Д)
| мятеж генерала Л.Г. Корнилова
| Е)
| восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
| |
| 1)
| АБЕ
|
| 2)
| АГД
|
| 3)
| БВГ
|
| 4)
| ВГЕ
| | Конец формы
|
|
Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.
«С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых…».
| Конец формы
|
| Начало формы
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.
«Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на царский венец, как у нее… Но ее царствование было одним из самых благополучных в истории России… Это явление уникальное и одновременно характерное для России XVIIIстолетия. Именно ей суждено было завершить многие дела Петра I и одновременно явить образец новых принципов управления государством».
| Конец формы
|
| Начало формы
Какие из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?
А)
| русско-японская война
| Б)
| Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны
| В)
| начало формирования русско-французского союза
| Г)
| Первая мировая война
| Д)
| заключение Рапалльского договора с Германией
| Е)
| заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии
| |
| 1)
| АБГ
|
| 2)
| АГЕ
|
| 3)
| БДЕ
|
| 4)
| ВГЕ
| | Конец формы
|
|
|